УДК 294
Чистяков Сергей Сергеевич
Костромской областной колледж культуры [email protected]
Белкина Тамара Леонидовна
кандидат философских наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ЭВОЛЮЦИЯ РАННЕГО ШИВАИЗМА
В настоящей статье с историко-философских позиций рассматривается процесс эволюции одного из самых распространенных религиозных течений Индии - шиваизма. Излагается генезис шиваитской традиции от автохтонных племенных верований до национальной религии. Анализируется происхождение и развитие образа Рудры-Шивы от хараппского божества «прото-Шивы» до современного индуистского бога (пуранической, эпической и агамической традиции). Археологические находки XX века в долине Инда (современный Пакистан) обогатили науку чрезвычайно ценными сведениями о существовании в 3-2-м тысячелетиях до н. э. высокоразвитой цивилизации, названной протоиндийской (доарийской), или Хараппской. Религиозные представления людей Хараппской цивилизации чаще всего определялись культами плодородия: культ богини-матери, культ почитания животных, фаллический культ и т. д., что, по мнению некоторых ученных, наглядно проявилось в различных шиваитских традициях и в многочисленных образах бога Шивы. С культурно-хронологической последовательностью были отмечены основные периоды (доарийский, ведийский и священных преданий) и направления (Атимарга и Мантрамарга) развития и формирования шиваитской традиции.
Ключевые слова: шиваизм, Шива, Рудра, Хараппская цивилизация, Мохенджо-Даро, Веды, Мантрамарга, Атимарга, шрути, смрити, Парашурамешвара, Натараджа.
Индуизм как основное религиозное течение Индии располагает очень древними и несколько противоречивыми традициями, которые отражают тысячелетний опыт. В настоящее время укоренилось мнение, что индуизм - это синкретическое религиозное течение, характеризующееся многообразием философско-религиозных школ, не содержащее единой универсальной идеи [1; 2; 4; 8]. В период средних веков (ГУ-У вв. н. э.) индуизм становится господствующей религиозной системой Индии, проявляющейся в двух главных формах: вишнуизма и шиваизма [1, с. 269]. Весьма сложным представляется вопрос о корнях и развитии второго направления индуизма - шиваизма.
Очень долго, вплоть до XX века, считалось, что вся культура Индии является привнесенной пришельцами с Запада, которые, покорив дикое аборигенное население, основали оригинальную культуру и религию.
Но XX век принес абсолютно иные представления. Это связано с удивительными археологическими находками. В 1921 г. индийский археолог Р.Б. Сахни обнаружил в Хараппе, в округе Монтгомери (штат Пенджаб), остатки древней культуры, названной протоиндийской (доарийской), или Ха-раппской. Раскопки другого индийского ученого, Р.Д. Банерджи, проведенные в 1922 г. на холмах Мохенджо-Даро в округе Ларкана (центральная часть Синда), обогатили науку чрезвычайно ценными сведениями [6, с. 5]. В последующем памятники протоиндийской цивилизации добывались многочисленными научными экспедициями под руководством Дж. Маршалла, Н. Маджумдара, Э. Маккея, М. Ватса, М. Уиллера и др. В 1997 году начались раскопки одного из крупнейших центров
долины Инда - Раххигархи (округ Хисар, штат Ха-рьяна, Индия).
Археологические данные позволяют сделать вывод о том, что в северо-восточной части Индии, в районе Пенджаба (Пятиречья), в 3-2-м тысячелетиях до н. э. существовала высокоразвитая цивилизация. Народы (вероятно, дравидийской группы), жившие здесь, строили благоустроенные города, применяли металлы, занимались скотоводством и земледелием [9]. Этот период в развитии культуры Индии относится к протоиндийской, или Ха-раппской, цивилизации. У живших здесь народов были свои религиозные представления, которые ученые пытаются реконструировать на основе найденных артефактов. Прежде всего, исследователи отмечают большое количество женских терракотовых фигурок с ярко выраженными вторичными половыми признаками и множество изображений животных и различных символов, что характерно для аграрных культов. Характерной чертой религиозной традиции Хараппской цивилизации является почитание фаллических символов (лингов). Конусообразные гладкие камни, найденные в Мохен-джо-Даро и Хараппе, несомненно, представляют собой линги (фаллосы). Нам кажется, что древнейшие истоки шиваизма коренятся в аграрных культах, в которых повсеместно наблюдалась практика поклонения мужским и женским репродуктивным органам. Особенно почитаемым был фаллос (лингам) - мужской детородный орган. Он наделялся не только функциями плодородия, но и охранительными способностями. В явной или преобразованной форме фаллические культы присутствуют во многих религиозных системах. Весьма наглядно это проявляется в индуизме в образе Шивы - Лин-гешвара (Владыки лингама).
60
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2016
© Чистяков С.С., Белкина Т.Л., 2016
По мнению многих исследователей - археологов, религиоведов, философов, индологов (М. Эли-аде, С. Крамриш, Р.Н. Дандекара, Г.М. Бонгард-Ле-вина, М.Ф. Альбедиль, А.М. Дубянского) - генезис самого раннего этапа индуизма, как и всей индийской культуры, нужно рассматривать с Хараппской цивилизации (3200-1300 г. до н. э.).
Очень многое о Хараппской цивилизации долины Инда рассказывают печати-амулеты, а также каменные и глиняные талисманы, обнаруженные различными научными экспедициями. На многих из них изображены разнообразные животные: быки, буйволы, тигры, слоны, бараны и носороги.
Одна из печатей Хараппской цивилизации (печать № 420) [5, с. 18] свидетельствует в пользу того, что религиозная традиция долины Инда была связана с доарийским почитанием Шивы (рис. 1). Всего было найдено три печати с изображением данного божества. В двух случаях он изображен сидящим на троне в йогической, или в-царской, позе, а в третьем - на земле. Один из первых исследователей памятников долины Инда, британский археолог Джон Маршалл, назвал данный персонаж «прото-Шива». По его мнению, на печати божество представлено как «Владыка животных» (Пашупати) и как «Властитель йоги» (Йогешвара). Не все ученые согласны с такой трактовкой. Известные индологи (А. Парпола, Я.В. Васильков, А.М. Дубянский) считают, что на этой печати изображен протоиндийский царь-буйвол, которого условно можно назвать «прото-Махишей» (демон в облике буйвола).
Тем не менее нужно отметить, что религия народов долины Инда несла тот символизм, те формы, которые присутствуют в современных течениях индуизма.
На заре 2-го тысячелетия в Индию с северо-запада проникли арии (благородные люди). Четырьмя - пятью веками позднее они занимали район Семи рек (sapta sindhavah), то есть бассейн верх-
Рисунок 1. Печать № 420 из раскопок в Мохенджо-Даро (конец 3-го тысячелетия до н. э.)
него Инда [8, с. 182]. Вместе с ариями в Индию пришел иной мир религиозных идей, верований и мифических персонажей, отраженный в их священных текстах. Смешиваясь с автохтонным индийским населением, арии сохраняли свое идейное наследие, то есть свои религиозные представления. Очевидной кажется определенная генетическая и типологическая самостоятельность двух истоков шиваизма - аборигенного (возможно, дравидийского) и ведийского (индоарийского). Однако, соединившись впоследствии, они образовали то, что сегодня называют индуизмом.
К началу 1-го тысячелетия до н. э. «арийские» священные тексты были сведены воедино и образовали четыре сборника (самхиты), получившие общее название Веды: Ригведа - сборник гимнов (1200 г. до н. э.), Яджурведа - сборник жертвенных формул (1000 г. до н. э.), Самаведа - сборник песнопений (1000 г. до н. э.) и Атхарваведа - сборник заклинаний (1000 г. до н. э.). В последующем к ним были присовокуплены другие священные тексты: Брахманы - разъяснение и толкование ведийского ритуала (800 г. до н. э.), Араньяки - наставления для отшельников (600 г. до н. э.) и Упанишады -размышления об устройстве мира и сущности человека (600 г. до н. э.). В целом данные тексты составили священный ведийский канон, именуемый шрути (услышанное) [4, с. 292].
Одним из наиболее почитаемых богов в Ведах является Рудра. Его имя происходит от «ги&> - кричать, реветь [5, с. 11].
Рассматривая ранневедийский период (период самхит, формирование Ригведы), нужно иметь в виду, что Рудра представляет собой божество амбивалентное: с одной стороны устрашающее и грозное, а с другой исцеляющее и спасительное. Р.Г. Бхандаркар считает, что ранневедийский Рудра олицетворяет страшные, разрушительные природные явления, когда «бури вырывали с корнем деревья и даже разрушали жилища, а молнии мгновенно убивали людей и зверей или же свирепствовали эпидемии, уносившие множество народа» [2, с. 218]. Рудра был богом грома и молнии, внушавший древним арийским племенам непреодолимый страх:
Ни великого среди нас, ни малого среди нас, Ни растущего среди нас, ни выросшего среди нас, Ни отца нашего, ни матери не убивай! Не причини вреда нашим милым телам, о Рудра! Ни детям нашим (или) внукам, ни нашему сроку жизни, Ни нашим коровам, ни коням не причини вреда! Не убей, о Рудра, рассвирепев, наших мужей! С жертвенными возлияниями мы всегда призываем тебя
[10, с. 139-140].
Несмотря на разрушительный и ужасающий облик Рудры, арийские племена, видимо, чувствовали в нем не только силу, но и определенную защиту, на которую можно было полагаться, недаром он считался не только убивающим и насылающим болезни, но и их целителем:
С помощью данных тобой самых целебных лекарств, о Рудра, Я хочу прожить сто зим!
Прочь от нас подальше ненависть, прочь нужду, Прочь болезни разгони во все стороны! Подыми наших мужей (своими) целебными средствами! Я слышу: (говорят), что ты самый исцеляющий из целителей
[10, с. 274].
А.Х. Мехакян считает, что можно предположить существование отдельного культа Рудры в ранневедийский период, который включал ритуальные меры предусмотрительности с целью умилостивить грозное и опасное божество, а также исцелиться от насланных им болезней [7, с. 198].
В ранних частях Атхарваведы упоминаются две ипостаси Рудры, называемые Шарва (лучник, стрела) и Бхава (бытие, существование). Первоначально они - самостоятельные божества, но уже Яджурведа указывает на их тождественность. Рудра был почитаем в двух разных районах: Шарвой его именовали прачьи (жители востока Индии), Бхавой - население Вахики (северо-западная Индия) [1, с. 292], которая считается одним из древнейших очагов шиваизма и тех небрахманических культов на его основе, которые затем стали называться тантрическими (МаШгата^а).
В период формирования и становления брахманизма начинается постепенное возвышение неистового бога Рудры. В Шатапахта-брахмане (примерно К-УШ вв. до н. э) он вместе с несколькими другими божествами причисляется к кшатриям, то есть к правителям [4, с. 313]. Но вместе с тем несколько изолированное положение от других богов продолжается [7, с. 198]. Рудра получает имя Вас-тавья (Владыка остатков). Он принимает подношения на перекрестке дорог (от отбросов до рисовых лепешек и от скота до человеческих жертв, даже особ царской крови), довольствуясь остатками жертвоприношений. К нему обращаются «живущие вне цивилизации, униженные и отверженные. Они знают его, ибо он живет в них» [5, с. 74-76]. В других древних брахманах, относящихся к Риг-веде (Айтарея и Каушитаки), образ Рудры приобретает симбиотический характер. В Айтарея-брахмане Рудра выступает как грозное существо, как ужас богов - Бхупати [7, с. 199], который наказывает Отца (Праджапати) за стремление совокупиться со своей дочерью - Ушас, изначальной космической зарей [5, с. 668], тем самым проявляя себя как страж священного порядка (Вастошпати) и лучник-каратель (Шарва). В мифологических сюжетах происходит синтез Рудры и Агни, где Рудра предстает разрушительной силой бога огня (Агни). Рудра как огонь «пожирает плоть, кровь и костный мозг» [5, с. 23]. На основе множества сюжетов Рудра получает различные эпитеты: Шива (благой), Вастошпати (страж сакрального порядка), Шарва (лучник), Пашупати (владыка животных), Бхава (бытие), Калагни (космический огонь), Дакши-намурти (владыка знаний), Трьямбака (сын трех
матерей), Ваступа (господин оставленного), Угра (свирепый), Бхима (пугающий) и т. д. [5; 7]. Впоследствии эпитет Шива (благой, милостивый) становится главным именем божества. Существует версия, что имя Шива происходит из автохтонных дравидских языков, в частности тамильского.
Образ Рудры в брахманах являет синтез функций и атрибутов других божеств. Здесь налицо яркий пример эволюции бога и качественного синтеза, обусловленного историческими реалиями того времени.
Тенденция популяризации Рудры также продолжается в период становления упанишад. В некоторых Упанишадах (Прашна-упанишада, Шве-ташватара-упанишада, Майтри-упанишада) можно увидеть заметный процесс абсолютизации Рудры-Шивы [7, с. 200]. В Шветашватара-упанишаде ярко выражается абсолютность Рудры как универсума и создателя мира: Кто познает того, который един, простирает сеть, владеет помощью сил владычества, владеет всеми мирами с помощью сил владычества. Ибо Рудра, который владеет этими мирами с помощью сил владычества, един - [мудрецы] не держатся второго. Он стоит перед людьми; сотворив все миры, он, пастырь, свертывает [их] в конце времени [15, с. 119-120].
Как мы видим, Рудра из упанишад приобретает качества верховного, единого бога, который воплощает качества тримурти (творение - охрана - разрушение). В священных писаниях индуизма (смрити) шиваитская традиция приобретает многообразную структуру. Рудра как неистовый, непредсказуемый и опасный бог переходит в культовый образ абсолютного, верховного, милостивого бога - Шивы.
Рисунок 2. Шива Парашурамешвара. Гудималлам. 11-1 вв. до н. э. Полированный камень
62
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2016
По мнению некоторых ученных, Шиву почитали еще до эпохи Ригведы (ведийский период), постепенно отождествляя его с Рудрой [2, с. 291]. По-видимому, «неарийский» Шива был популярен именно в тех двух районах, где был почитаем Рудра. Позднейшая же традиция ввела его в число ведийских божеств, постепенно полностью совместив его с ипостасью ведийского Рудры [1].
Образ Шивы ярко прослеживается в индийском эпосе, в первую очередь в Махабхарате. В ней Руд-ра-Шива проявляет важные для индуистского бога качества борца с демонами-асурами, чего не наблюдалось у ведийского Рудры [4, с. 313]. По мнению Р.Н. Дандекара, культ Шивы утвердился в качестве главного объекта поклонения в религиозной истории Индии задолго до конечного становления эпоса Махабхарата о потомках Бхараты [2, с. 231]. А.М. Дубянский указывает: «...фигура Шивы исключительно сложна и представляет собой синтез многообразного мифологического и культового материала, происходящего из разных этнических источников» [4, с. 311]. Он считает, что шиваизм как культовая система складывается, вероятно, во II—I вв. до н. э. Об этом свидетельствуют первые скульптурные изображения Шивы. Самое раннее изображение Шивы находится в храме Гудималла-ма на севере штата Мадрас (рис. 2). По общим художественным данным и мастерству полировки камня его относят ко II или I вв. до н. э. Шива изваян стоящим на фоне лингама, как бы составляя с ним единое целое. Высота всей скульптуры (с лингамом) 1,52 м. Шива представлен здесь в аспекте Парашурамешвары - с боевым топором, или секирой («парашу»), и с сосудом для воды в левой руке. Правой рукой он держит за задние ножки небольшого барана [14, с. 77]. Известный русский искус-
ствовед, индолог С.И. Тюляев считает изображение Шивы в Гудималламе лучшей скульптурой во всей истории индийского искусства, так как здесь наиболее реалистично изображено человеческое тело в образе брахманского божества [14, с. 82].
В это же время в Индии складываются новые учения и школы, отходящие от ведических писаний. Самый ранний пример такого религиозного учения - это Атимарга (Айта^а - «высший путь»). Данная школа известна по её трём основным направлениям: пашупата, каламукха и капалика (или лакула) Хотя все они являются частью одной традиции, предположительно их объединяет один основатель - Лакулиша. Однако некоторые реалии возникновения этих направлений очень разнятся, вследствие чего сложно определить их хронологическую и генетическую последовательность. Мы условно попытались систематизировать основные периоды и направления развития и формирования шиваитской традиции (рис. 3), хотя «реальный» шиваизм гораздо сложнее, богаче и разнообразнее, чем предполагает данная схема.
Следующее крупное направление, или традиция, - Мантрамарга (Майгата^а) обозначается учеными как тантрический, или агамический, шиваизм. По предположениям, оно основано мифической личностью Шриканатаханатой, который отождествляется с Шивой. Его учение составило пять «потоков» корпуса текстов в традиции агамическо-го шиваизма.
В агам-шиваизме содержится и монизм, и дуализм, и промежуточные виды философии. Поэтому различные школы, или учения (капалика, шайва-сиддханта, сиддха-сиддханта, каула, агхора-пант-ха, трика), могут стоять на разной философской платформе и при этом все - опираться на Агамы.
Автохтонный период
Доарннскнй символизм в контексте шиваитской традиции
Ведийский шиваизм
Шрути
Ранневедийский период (период самхит)
Период брахман
Период упанишад
Пуранический шиваизм
Период традиций священных преданий
Смрити
Эпический шиваизм
г -
I I
Ч-
Агамический шиваизм
Atimarga Mantramarga
(высший путь) (тантрические традиции)
Пашупата - шиваизм
-Я
Капалика-шиваизм
Шай ва- с идцханта
Национальный
(о бщераспростран е н ный) шиваизм
Лакула/ Каламукха V V
Сидцха-сидцханта
Каула
Тамильский шиваизм
Вирашиваизм (лингаяты)
Агхора-пантха
Трика
(Кашмирский шиваизм)
Рисунок 3. Основные этапы формирования и развития шиваитской традиции
Шиваитская традиция хоть и многообразна религиозными формами, но она не является единой иерархической системой. «Некоторые из них - традиции ортодоксальные и благочестивые, другие - иконоборческие, третьи - например, капалики и агхо-ри - жестко аскетические, эксцентрические и ор-гиастические» [12, с. 493], но всех их объединяет одно - преданное почитание господа Шивы.
Шиве как великому владыке «приписывалось пять актов космической деятельности: шиш-ти - творение; стхити - охранение, поддержание; самхара - разрушение, рассеяние форм; тиробха-ва - завуалирование в Майе - иллюзии; анугра-ха - освобождение. Все это составляет панчакри-тия - пять видов деятельности» [14, с. 87], которые проявляются в трансцендентном и абсолютном божестве.
Вышеприведенный анализ показывает, что историко-мифологическая эволюция шиваизма продолжалась тысячелетиями, синтезируя традиции и верования автохтонных племен и арийских пришельцев: от хараппского божества «прото-Ши-вы», через ведическую культуру неистового Рудры, до современного образа благосклонного Шивы. Постепенно доарийское божество («прото-Ши-ва») стало величайшим образом могущественного, сверхъестественного существа, являющегося объектом поклонения для миллионов последователей по всему миру.
Библиографический список
1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. - М.: Наука, 1980. - 333 с.
2. Дандекар Р.Н. От вед к индуизму: Эволюционирующая мифология. - М.: Восточная литература, 2002. - 286 с.
3. Дубянский А.М. Протоиндийская религия // Древо индуизма. - М.: Восточная литература РАН, 1999. - С. 22-40.
4. Дубянский А.М. Религия протоиндийской цивилизации. Ведическая религия. Брахманизм. Индуизм // История религии: учебник / под общ. ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа, 2002. - Т. 1. -С. 286-320.
5. Крамриш С. Присутствие Шивы. - М.: Ганга, 2014. - 704 с.
6. Маккей. Древнейшая культура долины Инда. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1951. - 180 с.
7. Мехакян А.Х. К вопросу об эволюции образа Рудры-Шивы в текстах Шрути [Электронный ресурс]. - Режим ддоступа: http://www.torchinov.com (дата обращения: 20.01.2016).
8. Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Т. 1. - М.: Критерион, 2001. - 464 с.
9. Найп Д. М. Индуизм. Эксперименты в области сакрального // Религиозные традиции мира: в 2 т. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - Т. 2. - С. 132-162.
10. Ригведа. Мандалы I-IV - М.: Наука, 1989. -768 с.
11. Рой. История индийской философии: греческая и индийская философия. - М.: Издательство иностранной литературы, 1958. - 549 с.
12. Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма. -Киев: София, 1997. - 800 с.
13. Сундарадевананда Грихавадхута. Место Тантры в системе индуизма. Ч. 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yoga-shambhu.ru/ biblio_texts/tantra-hindu-1.php (дата обращения: 1.02.2016).
14. Тюляев С.И. Развитие образа Шивы от древней к средневековой эпохе (II в. до н. э. - XII в.) // Искусство Индии: сб. статей. - М.: Наука, 1969. -С. 75-95.
15. Упанишады: в 3 кн. Кн. 2. - М.: Наука, 1991. - 336 с.
16. Flood Gavin. An Introduction to Hinduism. -Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 341 p.
64
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 3, 2016