Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 129-133. УДК 904+739.51
DOI 10.25513/2312-1300.2017.3.129-133
Д. Н. Маслюженко, Е. А. Рябинина
БРОНЗОВЫЙ СКЛАДЕНЬ МОСКОВСКОГО МАСТЕРА Е. И. ЗАКАТКИНА ИЗ с. ГАГАРЬЯ ЮРГАМЫШСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2016 г. для датирования и атрибуции на исторический факультет КГУ принесли двухстворчатый бронзовый складень. В результате проведённых работ оказалось, что автором этого изделия был известный московский мастер Е. И. Закаткин, работавший в 1840-1850-х гг. на Преображенском кладбище - крупнейшем центре старообрядцев поморского согласия. Сам предмет был обнаружен в середине 1990-х гг. в с. Гагарье Юргамышского района Курганской области. Оно было основано во второй половине XVIII в. переселенцами из Туринского и Тюменского уездов Тобольской губернии. Среди них был Кузьма Тельминов, который, как позднее его дети и внуки, считался одним из лидеров зауральских старообрядцев. Они поддерживали отношения как с московской общиной Преображенского кладбища, так и с поморской Выговской общиной. Данный предмет является не только значимым образцом старообрядческого искусства, но и визуальным подтверждением межрегиональных связей общин.
Ключевые слова: старообрядчество; поморское согласие; меднолитая пластика.
D. N. Maslyuzhenko, E. A. Ryabinina
BRONZE FOLDING ICON BY THE MOSCOW MASTER E. I. ZAKATKIN FROM THE VILLAGE GAGARYE IN THE YURGAMYSHSKIY DISTRICT
OF THE KURGAN REGION
In 2016 to the history department of the KSU a bronze diptych was brought for dating and attribution. The result of the research work was that the author of the bronze was well-known Moscow master E. I. Zakatkin, worked in the 1840-1850-ies at the Preobrazhenskoye cemetery - the largest centre of the Old Believers of the Pomor Consent. The object was found in the mid-1990s in the village of Gagarye in Yurgamyshskiy district (Kurgan region, Russia). Settlers from the Turin and Tyumen districts of the Tobolsk province founded the village in the second half of the XVIII century. Among them was Kuzma Tel'minov, who, as later his children and grandchildren, was considered one of the leaders of the TransUral Old Believers. They maintained relations with the Moscow community of the Preobrazhenskoye cemetery and Pomor Vygovskaya Community. This item is not only a significant example of the Old Believers' art but the visual proof of communities' interregional relations.
Keywords: Old Believers; the Pomor Consent; ornamental copper-casting.
Археология нового времени - это относительно недавнее явление для исследователей Курганской области. В основном оно развивается в рамках раскопок такого памятника, как «Культурный слой города Кургана», изучение которого ведётся уже на протяжении 11 лет. За пределами областного центра подобных работ практически не проводится, кроме недавних разведочных обследований Чимеевской и Бакланской крепостей
© Маслюженко Д. Н., Рябинина Е. А., 2017
XVIII в. под руководством И. К. Новикова, а также осмотра коллекций отдельных краеведов, в том числе полученных на территории заброшенных деревень нашего региона. К этому приурочены и первые опыты в области исторической картографии, данные которой важны для воссоздания схемы освоения региона и выявления потенциальных объектов исследования (одно из первых исследований на стыке этих тенденций: [1]).
Эти работы показывают перспективность данных направлений, позволяющих не только по-иному взглянуть на многие исторические процессы XVII - начала ХХ в., но и выявить ранее неизвестные элементы материальной культуры и повседневности. С. С. Тихонов, юбилею которого посвящён данный сборник, несомненно, один из ведущих специалистов во всех этих сферах. В данной статье мы представляем любопытный артефакт, связанный как раз с некоторыми аспектами религиозной культуры зауральского села XIX в.
В июле 2016 г. на исторический факультет Курганского государственного университета обратились с просьбой помочь в датировании бронзового двухстворчатого складня. Он был найден ещё в середине 1990-х гг. С. П. и С. С. Поповыми при перекопке огорода на окраине с. Гагарья Юргамышского района Курганской области (ранее д. Гага-ринская Челябинского уезда Оренбургской губернии). С тех пор складень хранился в семье находчиков.
Изначально меднолитая пластика была общеправославным явлением. Однако после указов Петра I 1722-1723 гг. о запрете объёмных изображений в православии медноли-тые изделия религиозного содержания получили большое распространение в старообрядческой среде. Отчасти это было связано со стремлением государства в получении цветного металла для укрепления военной силы. В результате производство этих пред-
метов, в том числе створчатых складней различных форм (с эмалью и без), сохраняется у выговских мастеров Поморья и становится одной из характерных черт старообрядческой культуры, в том числе Урала и Сибири [2, с. 17; 3, с. 16; 4, с. 357; 5, с. 13]. Особым почитанием меднолитая пластика пользовалась у старообрядцев, так как воспринималась как очищенная огнём, т. е. не сотворённая руками человека: «...а что отлито в форме, то, говорят, "не руками сделанное", а чисто и достойно поклонения» [6, с. 4; 3, с. 23]. Кроме того, в силу размеров и материала её было проще скрывать во время преследований и перевозить с собой, так как старообрядцы не молились на чужие иконы. Так, размеры данного складня в развёрнутом состоянии 8,8 см при высоте 3,7 см. Складень закрывался на застёжку, сверху на центральной части обеих половин - фрагмент элемента, подражающего петельке для подвешивания.
На обороте левой створы складня было нанесено клеймо с шестистрочной надписью: «сия икона вы // ризана зти лета // месеца июня мас // теръ егоръ ива // новъ закаткинъ // купцовъ гучковыхъ» (рис. 1). По данному клейму удалось определить, что складень был изготовлен мастером Е. И. Закаткиным, который работал в Москве в 1840-1850-х гг. Он был связан с богатыми московскими купцами Гучковыми, глава которых, Фёдор Александрович, был одним из руководителей и попечителей московской старообрядческой (так называемой Преображенской) общины
¡ЯНН И
, *-'сг:'"М*1 (ЮКА Щф,бк-ИЛИ?
' V 'V - ...
-.«. V
III 1Ш1ШШШ!1И1 г П11 >111П! М! Н1Ш 5 И} 111Ш | Ш И И И \ Ш ЦП и Н Н Ш!
з1 1 41 ! 51 ' б! ! ?! 1 81 1 91 1 110 V А
Рис. 1. Внешняя сторона бронзового складня из с. Гагарья
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 129-133.
Рис. 2. Внутренняя сторона бронзового складня из с. Гагарья
вплоть до своей ссылки в Петрозаводск в 1854 г. [7]. Богатые попечители вкладывали средства не только в благоустройство молельных Преображенского кладбища, но и способствовали быстрому становлению мастерских, занимавшихся производством книг, живописных икон, меднолитейного производства [8; 9, с. 236-237]. Закаткин числился в перечне служащих ткацкой мануфактуры Гучковых в каком-то особом подразделении производства, которое обозначалось просто «у Закаткина». Существует предположение, что Е. И. Закаткин в 1842 г. ещё при Фёдоре Алексеевиче Гучкове работал как резчик медных валиков, необходимых для нанесения оттисков на ткани [10].
На внутренней стороне обнаруженного бронзового старообрядческого складня на правой створе изображён малый (трёхфигур-ный) деисус (рис. 2). По центру на престоле восседает Иисус Христос, который благословляет правой рукой (двуперстие), а в левой держит открытую книгу. Слева от него стоит Богоматерь, справа - Иоанн Предтеча, оба держат левыми руками развёрнутые свитки. На другой (левой) створе - три фигуры, которые могут быть реконструированы как по частично читаемой надписи, так и находящихся в их руках предметах. Скорее
всего, слева стоит Николай Чудотворец в святительском одеянии с закрытой книгой в руках. По центру - апостол Пётр с двумя ключами в левой руке. Справа находится архангел Гавриил с крестом в правой и мечом в левой руках (этот образ был близок к вы-говским изображениям ангела-хранителя [5, с. 15]). По мнению О. В. Молчановой, этот сюжет восходит ещё к XVII в. [7]. Промежутки между фигурами заполнены тёмно-голубой эмалью.
Созданный Е. И. Закаткиным в 1842 г. складень известен по нескольким отливкам: один - в Государственном историческом музее, второй - в Государственном Эрмитаже, третий - в Тверском музее и ещё два - в частных коллекциях на территории Латвии. О. В. Молчанова предполагала, что, «возможно, тираж был больше и часть его ещё будет обнаружена. Но и наличие по крайней мере пяти отливок с одной матрицы, содержащих развёрнутую авторскую сигнатуру, -факт уникальный и не имеет аналогов в истории русской мелкой пластики» [Там же]. Найденный складень подтверждает эту версию и расширяет географию регионов распространения этих предметов за Урал. При этом изделия Е. И. Закаткина «являются отражением картины развития феномена позд-
ISSN 2312-1300
ней медной пластики в России» [7]. Сам мастер был известен за Уралом: в конце XIX в. по его модели 1842 г. в Тобольской губернии был изготовлен трёхстворчатый складень деисус [3, с. 106, рис. 8].
Возникает вопрос о том, как этот складень попал в с. Гагарье (д. Гагаринскую). По данным местного краеведа С. В. Плотникова, деревня была основана во второй половине XVIII в. переселенцами из Туринского и Тюменского уездов Тобольской губернии. Среди первопоселенцев числился Кузьма Тельминов, чей отец Михаил «сгорел в конце XVII в. в первой Кушутской "гари" в числе 50 старообрядцев» (мнение С. В. Плотникова; цит. по: [10]). Сын Кузьмы Стефан, будучи человеком образованным, активно участвовал в жизни поморского согласия не только деревни Гагарьей, но и всего Зауралья, был и милостивый отец, и пастырь «всей Сибирской обширной стране», и «апостолом местных поморцев» [4, с. 334]. В первой четверти XIX в. Стефан посетил Москву и останавливался на Преображенском кладбище, где находилась одна из поморских общин. Один из его сыновей, Евтихий, 4 года жил в Выгорецкой (Выговской) обители (крупном старообрядческом беспоповском центре поморского согласия). В 1830-х гг. С. К. Тель-минов неоднократно преследовался властями за распространение раскола и содержание молельной. После его смерти, в 1840 г., во главе местной поморской общины, приемлющей браки, встал его женатый сын Платон Тельминов, а второй и безбрачный сын Евти-хий возглавил общину, неприемлющую браки (мнение С. В. Плотникова; цит. по: [10]).
По данным Е. Я. Зотовой, существовала постоянная связь поморского Выговского общежительства и московского Преображенского кладбища, что «позволяет сделать вывод о выборе поморской пластики в качестве образца для московских литейных заведений. Опыт поморской литейной школы, разработанные формы и композиции крестов, икон и складней были приняты всеми старообрядческими беспоповскими общинами Москвы». При этом «уже в первой половине XIX в. "медные заведения", выполнявшие заказы Преображенского кладбища, снабжали поморским литьём московского производства общины своего согласия на всей территории
России» [8]. В выборе своих сюжетов, как и технике их изготовления, московские мастера находились под большим влиянием вы-говских традиций.
Не менее значимым был и «географический размах деятельности Преображенского кладбища на территории страны. Записи подтверждают разветвлённость связей со многими регионами России» [9, с. 237]. При этом речь идёт как о духовной подчинённости местных общин московскому центру федосеевцев, так и о финансовой поддержке регионов и торговле предметами культа, произведёнными в Москве. «Преображенцы помогали деньгами, книгами, наставниками беспоповцам Дона, Твери, Тюмени, Костромы, Саратова, Астрахани, Ярославля, Владимира, Риги, Сибири, Белоруссии. Наличие разветвлённых неформальных связей помогало формировать предпринимательскую сеть по сбыту готовой продукции в регионы, по подбору кадров» [Там же, с. 238]. Распространение меднолитых культовых предметов как материального воплощения веры должно было ещё больше способствовать связи Преображенской общины с иными обществами беспоповцев в России.
Тельминовы как лидеры общины поморского согласия д. Гагаринской однозначно имели связи с соответствующей общиной Преображенского кладбища. В разное время здесь и в Выговском общежительстве бывали её лидеры С. К. и Е. С. Тельминовы. Консультация, полученная находчиками ещё в конце 1990-х гг. в старообрядческой поморской общине Кургана, позволяет сделать ещё одно предположение. Дело в том, что по местным традициям такой складень клали поверх сундука с частью имущества, который затем зарывали в землю, те старообрядцы, кто не мог передать свою веру детям. В таком случае можно предположить, что складень мог принадлежать Е. С. Тельмино-ву, начало деятельности которого как раз приходится на 1840-е гг., или кому-то из членов его общины.
Таким образом, данный складень добавляет ещё один предмет в коллекцию известных изделий мастера Е. И. Закаткина, а также на примере конкретного артефакта показывает связи между поморскими общинами Москвы и Сибири.
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 129-133.
ЛИТЕРАТУРА
1. Слобода Царево Городище на Тоболе (16791782 гг.) : монография / под ред. Д. Н. Мас-люженко, В. В. Менщикова. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2015. - 254 с.
2. Гнутова С. В. Мелкая медная пластика Древней Руси (типология и бытование) // Русское медное литьё : сборник статей. - М. : Сол Систем, 1993. - Вып. 1. - С. 7-21.
3. Русское медное литьё: Избранные памятники в собраниях Урала / ред.-сост. М. П. Боровик, Н. Н. Корытин. - Екатеринбург : Артефакт, 2008. - 240 с.
4. Савицкая О. Н. Старообрядцы // История Курганской области. - Т. 4 : Церковь Южного Зауралья в досоветский период. - Курган : Курганский госуниверситет, 1998. - С. 295-388.
5. Сиротников Е. С. Неповторимые краски русской эмали. Меднолитая пластика XVIII - начала ХХ веков из частных собраний. - СПб. : Маркус, 2004. - 240 с.
6. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литьё XI -
начала XX века из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. - М. : Интербук-бизнес, 2000. - 127 с.
7. Молчанова О. В. Московский мастер Е. И. Закаткин. - URL: http://www.starover.religare.ru /article6326.html (дата обращения: 15.02.2017).
8. Зотова Е. Я. Поморская меднолитая пластика: к истории становления и развития в московском регионе. - URL: http://kizhi.karelia.ru /library/ryabinin-2003/103.html (дата обращения: 15.02.2017).
9. Расков Д. Е. Экономические институты старообрядчества. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2012. - 344 с.
10. Астафьева Л. Храмы Юргамышского района Курганской области. - URL: http:// www.kurgangen.ru/religion/Hristianskie%20hra my/Hramy%20Yurgamysha/#_Toc247171583 (дата обращения: 15.02.2017).
Информация о статье
Дата поступления 23 марта 2017 г.
Дата принятия в печать 12 июля 2017 г.
Сведения об авторах
Маслюженко Денис Николаевич - канд. ист. наук, доцент, декан исторического факультета Курганского государственного университета (Курган, Россия) Адрес для корреспонденции: 640020, Россия, Курган, ул. Советская, 63, к. 4 E-mail: [email protected]
Article info
Received March 23, 2017
Accepted July 12, 2017
About the authors
Maslyuzhenko Denis Nikolaevich - Candidate of Historical sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty History of the Kurgan State University (Kurgan, Russia)
Postal address: b. 4, 63, Sovetskaja ul., Kurgan,
640020, Russia
E-mail: [email protected]
Рябинина Елена Алексеевна - ст. преподаватель кафедры культурологии Курганского государственного университета (Курган, Россия)
Адрес для корреспонденции: 640020, Россия, Курган, ул. Советская, 63, к. 4 E-mail: [email protected]
Rjabinina Elena Alekseevna - senior lecturer of the Department of Culturology of the Kurgan State University (Kurgan, Russia)
Postal address: b. 4, 63, Sovetskaja ul., Kurgan, 640020, Russia
E-mail: [email protected]
Для цитирования
Маслюженко Д. Н., Рябинина Е. А. Бронзовый складень московского мастера Е. И. Закаткина из с. Гагарья Юргамышского района Курганской области // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С.129-133.
For citations
Maslyuzhenko D. N., Ryabinina E. A. Bronze Folding Icon by the Moscow Master E. I. Zakatkin from the Village Gagarye in the Yurgamyshskiy District of the Kurgan Region. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 3 (15), pp. 129-133. (in Russian).
ISSN 2312-1300
133