К.М. Циденков
БРИТАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ UK-RUSSIA RELATIONS AT THE PRESENT STAGE
В статье дается общая характеристика британо-российских отношений на современном этапе. Выделяются факторы и события, определяющие специфику этих отношений. Оцениваются перспективы будущего развития двусторонних связей.
Ключевые слова: Россия, Великобритания, российско-британские связи, напряженность, внешняя политика.
In the article general characteristics of the British-Russian modern relations are presented. Factors and events determining specificity of these relations are emphasized. The perspectives of the future development of bilateral relations are estimated.
Key words: Russia, Great Britain, Russian-British relations, tension, foreign policy.
Отношения между Россией и Великобританией поддерживаются уже свыше 450 лет со времен Ивана IV и Эдуарда VI. В настоящее время основой правовой базы, насчитывающей более 50 межправительственных соглашений, является Договор о принципах отношений между Соединенным Королевством и Россией, заключенный 9 ноября 1992 г., а также Декларация о партнерстве на основе знаний для модернизации между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 12 сентября 2011 г.
В то же время нельзя не отметить, что, несмотря на значительную интенсификацию российско-британских связей после прекращения холодной войны, в них остается изрядная доля политической напряженности. Позитивное развитие двусторонних отношений при Т. Блэре в 2000-2003 гг. к концу его премьерства сменилось охлаждением, выразившимся в разных позициях по вопросам военной операции в Ираке в 2003 г., делу Литвиненко в 2006 г., разногласиях по поводу выдачи эмигрантов и вопросам энергетической политики. Другими словами, в последнее десятилетие между Москвой и Лондоном неоднократно возникали проблемы и кризисы политического и дипломатического характера, многие из которых остаются неразрешенными [1].
В основе негативных изменений лежат соответствующие причины, среди которых, на мой взгляд, наиболее существенными являются следующие:
1) успехи, которых добилась Россия в начале XXI столетия, и усиление ее позиций на мировой арене, особенно в части отстаивания национальных
интересов, насторожили субъектов международных отношений, в том числе Соединенное Королевство, вызвав опасения, что Москва будет диктовать свои условия мировому сообществу;
2) внешнеполитические установки, реализуемые Великобританией и Россией, не способствуют конструктивному развитию отношений. Лондон, декларируя нацеленность на проведение четкой и последовательной внешней политики, старается утвердиться в глазах союзников как твердый защитник национальных интересов страны и интересов ЕС, а Россия «как нельзя лучше подходит для демонстрации такой твердости» [2].
Ввиду охлаждения отношений в политической плоскости, акцент во взаимодействии двух стран перенесен на торгово-экономическое сотрудничество, а также решение актуальных проблем международных отношений.
По словам Д. Кэмерона, Соединенное Королевство и Российская Федерация могут во многом выиграть от экономического сотрудничества. Их экономики находятся в некоем взаимодополняющем положении: в то время как Россия богата природными ресурсами, ее рынок услуг развит достаточно слабо; в Великобритании же ситуация прямо противоположная. Кроме того, РФ рассматривается Великобританией в качестве обширного рынка сбыта. В этой связи британский премьер-министр выделил три основных направления совместной деятельности: во-первых, принимать меры по формированию наилучших условий для торговли и инвестиций; во-вторых, развивать партнерство в ключевых секторах экономического роста, таких как инновации и наука; в-третьих, сотрудничать на международном уровне для создания и поддержания стабильности и безопасности в мире [3].
И определенные успехи в этих направлениях были достигнуты. К 2011 г. Великобритания стала одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику, а в 2013 г. вышла по этому показателю на 5-е место, уступая только Китаю, Люксембургу, Нидерландам и традиционному офшору - Кипру. Также в последнее время Великобритания вошла в десятку основных торговых партнеров России, хотя, согласно данным британской статистики, объем российско-британского товарооборота в 2013 г. снизился на 22 % и составил 12,1 млрд фунтов стерлингов. Сотни британских компаний продолжают успешно работать на российском рынке. Расширяется присутствие российского бизнеса в Великобритании. Активизируется двустороннее взаимодействие на региональном уровне. Лондонская фондовая биржа остается ведущей международной площадкой для отечественных компаний, работающих с инвесторами на международных рынках капитала.
Есть некоторые результаты и в гуманитарном сотрудничестве, прежде всего в сфере культуры и образования. В Великобритании периодически проводятся при поддержке Россотрудничества фестивали русской культуры, налажена система бакалаврских программах в университетах двух стран. Одним из ярких примеров гуманитарного сотрудничества должно было стать проведение перекрестного Года культуры в России и Великобритании. Однако 28 июля 2014 г. Лондон отказался от официальной поддержки данного мероприятия в числе прочих санкций.
Что касается решения актуальных проблем международных отношений, то официальная позиция МИД Великобритании по вопросу сотрудничества с Россией в этой области отражена в докладе Д. Милибэнда «Глобальная безопасность: Россия». В документе, опубликованном в феврале 2008 г., отмечено, что в позициях стран по вопросам мировой политики присутствует как множество различий, так и сходств. Стороны имеют различные взгляды по вопросу о статусе Косово, расширению НАТО на Восток, глобальной энергетической политике, размещению системы ПРО в Восточной Европе. Не наблюдается продвижения по вопросу об экстрадициях. Последняя проблема обозначает отношение Великобритании к уровню развития демократических прав и свобод в России, который все еще характеризуется ею как относительно низкий [4]. Это и многое другое свидетельствует о неспособности обеих сторон на данном этапе к успешной совместной работе в направлении разрешения подобных конфликтных вопросов.
Тем не менее, по многим международным вопросам Соединенное Королевство и Российская Федерация имеют близкие взгляды. Обе страны обеспокоены решением проблемы исламского экстремизма, борьбой с терроризмом, противодействием распространению ядерного оружия, борьбой с наркоторговлей, проблемой изменения климата. Обе страны заинтересованы в поддержании стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Различия в подходах не мешают Лондону и Москве договариваться там, где этого требуют интересы международного сообщества и позволяет развитие событий, в частности по таким важнейшим проблемам, как иранская ядерная программа и политическое урегулирование сирийского кризиса. Среди актуальных международных вопросов, по которым позиции России и Великобритании особенно близки, - обеспечение стабильности и безопасности в Афганистане и ближневосточное урегулирование [5].
В то же время зачастую наблюдается разное толкование международных проблем. Так, например, обе страны высказывались за поддержание стабильности в Сирии и Ливии, за прекращение и недопущение насилия на их
территориях. В то же время понимание стабильности Лондоном и Москвой разнится. Если первый открыто выступает против сложившихся там режимов, поддерживая оппозиционные силы, а также военное вмешательство или жесткие экономические санкции, то вторая пытается выступить с позиции создания условий для мирного урегулирования конфликта без применения внешней силы и введения санкций. Результаты агрессивной политики видны невооруженным взглядом: поддержка сирийской оппозиции странами Запада, в том числе Великобританией, взрастила новую угрозу международной безопасности - «Исламское государство», и Британия уже расплачивается жизнями своих казненных граждан.
События 2014 г. показали, что Лондон не гнушается использованием санкций как инструмента внешней политики. Все сказанное мною выше во многом было подорвано и перечеркнуто украинским кризисом. Великобритания в числе прочих стран ЕС осудила присоединение Крыма к России и выдвинула обвинения во вмешательстве в украинский конфликт. Под ударом оказалось и экономическое сотрудничество двух стран: в частности, были остановлены поставки в Россию предметов военного назначения, запрещено приобретение британской авиапродукции, приостановлено действие всех лицензий на поставки оружия, компонентов вооружений и продукции двойного назначения, а также отменены поездки инвестиционных и экономических делегаций.
Британская нефтегазовая компания ВР предупредила инвесторов о том, что новые экономические санкции против России, российских физических или юридических лиц или непосредственно против «Роснефти» могут оказать «существенное неблагоприятное влияние» на финансовые результаты компании, в частности на «наш бизнес и стратегические цели в России, уровень наших доходов, производство и резервы, наши инвестиции и нашу репутацию». В целом можно отметить общее снижение инвестиционного притока британского капитала на фоне санкций.
На текущий момент премьер-министр Д. Кэмерон занимает самую жесткую позицию среди всех лидеров стран ЕС, регулярно заявляя о необходимости расширения санкций в отношении России, а также о том, что давление будет усилено, если Москва «продолжит свои действия на Украине» [6]. Неоднократно он выступал и с критикой своих европейских коллег, не желающих выступать с обвинениями в адрес России.
Выступая с речью в преддверии саммита НАТО в Уэльсе и говоря о «российских войсках на территории Украины», Д. Кэмерон заявил: «Мы должны прояснить, что то, что происходит... неприемлемо». «Великобритания
и другие страны применили несколько пакетов санкций. Россия должна понять, что если она продолжит приближение к Украине, это давление будет увеличено». Заявления премьера были поддержаны главой Минфина Великобритании Джорджем Осборном, а вице-премьер Ник Клегг призвал к санкциям, которые полностью блокируют доступ к рынкам Европы целым секторам российской экономики [7].
Еще одно интересное заявление по Украине сделал Роберт Скидель-ски, почетный профессор политической экономии Уорикского университета, член Палаты лордов и Британской академии. В колонке, озаглавленной «Эндшпиль Путина на Украине?», он отмечает, что нет ничего удивительного в том, что Россия и другие страны начали строить институты для многополярного мира - такие как Шанхайская организация сотрудничества или Банк развития БРИКС. Но Москва, по мнению автора, слишком слаба, чтобы и дальше конфликтовать с Западом, по крайней мере в том духе, как сейчас в Украине. Не объясняя этот вывод, Р. Скидельски продолжает: сегодня расстановка сил еще более неблагоприятна для Кремля, чем в советское время,
- экономика слабее, а вооружения устарели. Поэтому перед нами маячит эндшпиль, в котором Путину не удастся ни сохранить то, что он «съел» -Крым и контроль над русскоговорящими областями Украины, ни отступить.
Нежелание возвращать Крым, по мнению экономиста, приведет к еще более суровым санкциям против Москвы: запретам на экспорт (в том числе газа), приостановке членства в ВТО, лишению права принимать чемпионат мира по футболу в 2018 г. и т.д. Естественной реакцией россиян будет поддержка их президента, считает британской эксперт, однако она может оказаться «хоть и широкой, но не глубокой». Кроме того, Запад больше не верит тому, что говорит Путин. Так что вопрос даже не в том, какие из условий Запада примет Россия, а в том, захочет ли Запад мириться с Путиным [8].
Таким образом, в сложившейся ситуации мы видим, что официальный Лондон вновь полностью следует в русле политики своего «большого брата»
- США, выделяясь непримиримостью позиции даже на фоне партнеров по ЕС. Тем не менее, далеко не все в Британии придерживаются подобных взглядов. Не столь давно депутат британского парламента от Консервативной партии Билл Кэш заявил, что не согласен с внешней политикой ЕС. По его мнению, Евросоюз совершил много ошибок и, в частности, в случае с Украиной способствовал созданию крайне опасной ситуации.
«Все эти планы сотрудничества с Европой изначально были чрезмерно амбициозными, а учитывая проблему Крыма и Черноморского флота, который играет для России стратегическую роль, все это не могло не вызвать у
России целый ряд серьезных вопросов. Поэтому должен признать, что позиция ЕС мне кажется крайне наивной: она способствовала созданию невероятно опасной ситуации. Я могу очень долго перечислять ошибки Евросоюза. Их внешняя политика - это сплошной хаос», - отметил Б. Кэш. По его мнению, отдельные страны Евросоюза, в том числе Великобритания, должны сформировать собственную внешнюю политику [9].
Подводя итог всему вышесказанному, текущее развитие российско-британских отношений можно охарактеризовать как противоречивое, хотя и динамичное. С одной стороны, развитие взаимной торговли и инвестиций стали основой возобновления диалога на высшем уровне. С другой - украинский кризис разрушил едва ли не все, что было сделано странами за долгие годы. Единственной возможностью для нормализации отношений остается диалог в экономической сфере. Однако нельзя не признать, что Великобритания и Россия не выступают друг для друга важными партнерами, что подтверждает мнение британского дипломата Родрика Брейтвейта: «Российско-британские отношения никогда не были очень близкими. Особенно если сравнивать отношения между нами и, к примеру, Францией и нами и Россией. У России тоже исторически складывались более тесные отношения с другими европейскими странами, но не с Великобританией» [10].
Список использованных источников и литературы
1. Бугров Д.Ю. Перспективы развития российско-британских отношений в период премьер-министра Д. Кэмерона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2012. - № 2. - С. 91.
2. Валеева Р.Р., Гришин Я.Я. Российско-британские отношения в период правительства Г. Брауна // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - Т. 152, кн. 3, ч. 2. - С. 230.
3. Бугров Д.Ю. Перспективы развития российско-британских отношений в период премьер-министра Д. Кэмерона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2012. - № 2. - С. 92.
4. Там же. С. 93.
5. Яковенко А.В. Российско-британские отношения развиваются в верном направлении // Интерфакс. - 09.12.2013. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/345770
6. Кэмерон: давление будет усилено, если РФ не изменит позицию по Украине // РИА Новости - 04.09.2013. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20140904/1022707301.html
7. Там же.
8. Скидельски Р. Эндшпиль для Путина на Украине? // Project Syndicate. - 26.08.2014. - Режим доступа: http://www.project-syndicate.org/commentary/robert-skidelsky-asks-if-the-endgame-in-ukraine-will-also-mean-the-end-for-vladimir-putin
9. Британский политик: Позиция ЕС по Украине способствовала созданию опасной ситуации // Russia Today. - 15.03.2014. - Режим доступа: http://russian.rt.com/article/24313#ixzz3FBT4YvYF
10. Стюарт М. Сэр Родрик Брейтвейт: «В России появились богатые люди. А еще очень богатые» // Status&. - 2008. - № 4 (15). - Режим доступа: http://www.mystatus.ru/article/71/
Коротко об авторе
Циденков Константин Михайлович - студент Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about the author
Tcidenkov Konstantin Mikhailovich - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]