© Бугров Д.Ю., 2012
®
УДК 327:94(410+470) ББК 66.4
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-БРИТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА Д. КЭМЕРОНА
Д.Ю. Бугров
В данной статье рассматриваются основные направления и перспективы развития российско-британских отношений на современном этапе. Характеризуется состояние двусторонних отношений в политической и экономической сферах, в сфере международного сотрудничества. Проводится сравнительный анализ позиций России и Великобритании по ключевым международным проблемам.
Ключевые слова: российско-британские отношения, премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Российская Федерация, дипломатия, внешняя политика.
Несмотря на значительную интенсификацию российско-британских связей после прекращения холодной войны во взаимоотношениях данных государств остается изрядная доля напряженности. В последнее десятилетие между Москвой и Лондоном неоднократно возникали проблемы и кризисы политического и дипломатического характера, многие из которых остаются не разрешенными.
Изначально положительная тенденция развития российско-британских отношений основывалась на дружеских связях и личных отношениях глав государств В. Путина и Э. Блэра [1], развитии сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, увеличении британских инвестиций в экономику России. Однако данная тенденция поменяла свое направление. Вначале появились серьезные разногласия по иракскому вопросу, а затем обострились проблемы, связанные с запросами об экстрадициях, которые так и не были ни удовлетворены, ни сняты.
Так, Москва неоднократно высылала запросы о выдаче Б. Березовского и А. Закаева, объявленных в розыск по обвинению в
совершении преступлений на территории Российской Федерации. Однако Великобритания данные запросы не удовлетворила, в то время как и Б. Березовский, и А. Закаев получили статус политических беженцев [20].
В свою очередь, Лондон в 2007 г. выслал запрос об экстрадиции А. Лугового, подозреваемого в отравлении бывшего офицера ФСБ РФ А. Литвиненко, проживавшего в Великобритании. Российской стороной данный запрос был отклонен на основе конституционного запрета на выдачу своих граждан. Это привело к дипломатическому конфликту, в ходе которого Лондон ужесточил визовый режим для чиновников РФ и выслал четырех российских дипломатов, на что Москва отреагировала высылкой четырех британских представителей. Кроме того, было приостановлено сотрудничество спецслужб Соединенного Королевства и Российской Федерации [12].
Негативное значение имел также скандал, связанный с Британским советом. Неоднократно российская сторона проводила проверки деятельности данной организации и выставляла ей требование уплатить необходимые налоги. Более того, в разгар кризиса вокруг дела А. Литвиненко все филиалы Британского совета в регионах были закрыты в связи с проблемами их правового статуса [5].
Важным фактором осложнения российско-британских отношений стал военный кон-
фликт в Грузии в августе 2008 года. Великобритания выразила поддержку Грузии и заняла жесткую позицию по отношению к России, осуждая действия Москвы и характеризуя использование военной силы как незаконное. Д. Милибэнд, в то время британский министр иностранных дел, обвинил Россию в попытке пересмотра государственных границ силовыми методами в одностороннем порядке. При этом необходимо упомянуть, что такую позицию заняло не только официальное правительство, но и Д. Кэмерон, в то время лидер оппозиции, также охарактеризовал действия Москвы как неприемлемые [7]. Реакция российской стороны была жесткой. С. Лавров указал на то, что Великобритания, при учете ее собственных действий в отношении Фолклендских островов, находится не в лучшем положении для того, чтобы критиковать Москву.
Однако постепенно и Великобритания, и Россия начали делать шаги в направлении улучшения отношений. В период между 2009 и 2011 гг. главы данных государств, а также министры иностранных дел, провели ряд встреч и визитов, которые помогли постепенно возобновить диалог на высшем уровне [4]. В сентябре 2011 г. Д. Кэмерон посетил Москву. В ходе его визита велось активное обсуждение вопросов развития российско-британских отношений [18]. Данное событие стало неким переломным моментом, который может стать началом значительного расширения сотрудничества и взаимодействия двух государств.
Д. Кэмерон в ходе своего визита преследовал в первую очередь экономические цели, что соответствует текущей экономической направленности внешней политики Великобритании: не случайно в состав его делегации входили представители британского бизнеса, а в ходе визита были подписаны важные контракты на общую сумму 215 млн ф. ст. [16].
При этом необходимо отметить, что, несмотря на вышеупомянутые проблемы политического характера последних лет, развитие российско-британских взаимоотношений в экономическом плане, в сфере торговли и инвестиций шло опережающими темпами. К 2011 г. Великобритания стала одним из крупнейших инвесторов в экономику России (общий объем британских инвестиций составил порядка
30 млрд ф. ст. [4]), в то время как около четверти всех первоначальных публичных предложений акций на Лондонской фондовой бирже стали размещаться российскими компаниями [17]. Торговый оборот между двумя странами достиг почти 16 млрд долл. в 2010 году [8].
Лондон заинтересован в дальнейшем расширении экономического сотрудничества. По словам Д. Кэмерона, Соединенное Королевство и Российская Федерация могут во многом выиграть от такого сотрудничества, которое способно содействовать росту и развитию обеих стран. Их экономики находятся в некоем взаимодополняющем положении: в то время как Россия богата природными ресурсами, ее рынок услуг развит достаточно слабо; в Великобритании же ситуация прямо противоположная [17]. Кроме того, учитывая российский экономический рост последних лет, Российская Федерация рассматривается Великобританией в качестве обширного рынка сбыта.
Британский премьер-министр Д. Кэмерон выделяет три основных направления, в которых Россия и Великобритания должны вместе работать: во-первых, принимать меры по формированию наилучших условий для торговли и инвестиций; во-вторых, развивать партнерство в ключевых секторах экономического роста, таких как инновации и наука; в-третьих, сотрудничать на международном уровне для создания и поддержания стабильности и безопасности в мире, так как это является фактором будущего благополучия и богатства и Великобритании, и России [там же].
В свою очередь Великобритания в экономическом плане рассматривается Россией как партнер, способный помочь в решении проблемы, стоящей на внутренней повестке дня - проведение успешной модернизации. Не случайно в ходе визита Д. Кэмерона стороны подписали «Декларацию о партнерстве на основе знаний для модернизации», провозгласив «сотрудничество в области инновационного развития, создание прорывных технологий» важнейшей задачей российско-британских отношений [2].
Экономическая составляющая во многом позволила отодвинуть на второй план политические и дипломатические проблемы. Однако об их окончательном разрешении пока
речь не идет. Так, например, несмотря на многочисленные встречи между главами Великобритании и России, а также их министрами иностранных дел, продвижения по вопросу об экстрадициях не наблюдается, каждая из сторон продолжает настаивать на своей позиции. Это свидетельствует о неспособности обеих сторон (или неготовности правящих элит) на данном этапе к успешной совместной работе в направлении разрешения подобных конфликтных вопросов.
Проблема экстрадиций обозначает отношение Великобритании к уровню развития демократических прав и свобод в России, который все еще характеризуется как относительно низкий. Более того, возможно предположить, что с этой точки зрения Лондоном рассматриваются практически все ситуации, в которых так или иначе задействованы представители российской власти и интересы британских компаний или отдельных граждан. Тот факт, что данная проблема пока остается нерешенной, все еще оказывает негативное влияние на взаимоотношения двух стран.
Необходимо также затронуть еще один важнейший аспект российско-британских отношений - сотрудничество в международной сфере. Британское правительство ставит перед собой цель проводить активную внешнюю политику во всем мире далеко за пределами Европы, тем самым расширяя и поддерживая свое глобальное влияние [15]. В этой связи Россия, сохраняющая важную роль в решении крупнейших международных проблем, является для Великобритании одним из ключевых партнеров, с которым необходимо взаимодействовать, для чего, в свою очередь, улучшение политического и дипломатического диалога является первоочередной задачей.
По многим международным вопросам Соединенное Королевство и Российская Федерация имеют очень близкие взгляды. Обе страны обеспокоены решением проблемы исламского экстремизма, борьбой с терроризмом, противодействием распространению ядерного оружия, борьбой с наркоторговлей, проблемой изменения климата. Обе страны заинтересованы в поддержании стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке [10].
Однако наблюдается и разное толкование международных проблем. Так, например,
и по Сирии и по Ливии обе страны высказывались за поддержание стабильности в данных странах, за прекращение и недопущения насилия на их территориях. В то же время понимание стабильности Лондоном и Москвой несколько отличается. Если Лондон открыто выступает против сложившихся там режимов, поддерживая оппозиционные силы, а также военное вмешательство и/или жесткие экономические санкции, то Москва пытается выступить с позиции создания условий для мирного урегулирования конфликта без применения внешней силы и/или введения санкций [11].
Разногласия присутствуют и в вопросе ядерной программы Ирана. Великобритания является одной из тех стран, которые открыто говорят о наличии у Ирана цели наряду с мирным использованием атома, также создания ядерного оружия. Соответственно Великобритания поддерживает проведение активных действий, направленных против Ирана, в том числе введение жестких санкций [13]. В свою очередь Россия говорит о недостаточном уровне доказательств того, что Иран использует ядерную программу в целях подготовки создания ядерного оружия, соответственно не поддерживает введение каких-либо санкций на данном этапе [9].
Таким образом, текущее развитие российско-британских отношений можно охарактеризовать как противоречивое, хотя и динамичное. С одной стороны, страны пережили значительное охлаждение отношений в политической и дипломатической сфере. С другой стороны, опережающее развитие экономического сотрудничества, взаимной торговли, инвестиций стали основой возобновления диалога на высшем уровне. Россия для Великобритании - одна из интенсивно развивающихся стран, которые предоставляют большие возможности как рынок сбыта британских товаров и услуг. С большой степенью уверенности можно утверждать, что подобная тенденция сохранится, пока Россия остается выгодным партнером для достижения своих интересов британским бизнесом. В свою очередь, для российской стороны Великобритания является важным партнером, отношения с которым возможно использовать для решения задач модернизации.
Экономические акценты во внешней политике британского премьер-министра Д. Кэ-
мерона помогли сгладить уровень противоречий на политическом уровне, однако не привели к разрешению проблемных вопросов. Подобные противоречия могут и впоследствии оказывать негативное влияние на двусторонние отношения, однако, скорее всего, менее остро, нежели это было ранее.
Наконец, в сфере международного сотрудничества Великобритания и Россия не являются наиболее близкими и важными партнерами друг для друга. В то же время, признавая роль каждой в отношении решения крупнейших международных проблем, Москва и Лондон стремятся к улучшению взаимных отношений. По ряду вопросов международной повестки дня Россия и Великобритания придерживаются схожих позиций. Однако в процессе реализации конкретных мер по решению таких вопросов между Великобританией и Россией и впредь возможно возникновение противоречий. Развитие активного политического и дипломатического двустороннего диалога будет играть важную роль в снятии вышеназванных противоречий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Визит Путина в Великобританию совпал с 450-летием двусторонних отношений // Интернет-проект «ИноСМИ^и». - 2003. - 25 июня. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://inosmi.ru /world/20030625/184930.html. - Загл. с экрана.
2. Декларация о партнерстве на основе знаний для модернизации между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии // Администрация Президента РФ. - 2011. - 12 сент. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru /ref_notes/1032. - Загл. с экрана.
3. Ик, С. Первый визит Лаврова в Лондон: осторожные надежды / С. Ик // Русская служба БиБи-Си. - 2011. - 14 февр. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian /international/2011/02/110213_lavrov_uk_first_ visit.shtml. - Загл. с экрана.
4. Капитонова, Н. Потепление англо-российских отношений / Н. Капитонова // Информационный портал Московского государственного института международных отношений МИД России. -2011. - 13 сент. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts /document 210615. phtml. - Загл. с экрана.
5. Лавров объяснил причины закрытия отделений Британского совета // Лента.Ру. - 2007. -14 дек. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://lenta.ru/news/2007/12/14/brake/. - Загл. с экрана.
6. МИД РФ: Британский совет обязан заплатить налоги // Независимая газета. - 2004. -11 июня. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://news.ng.ru/2004/06/11/1086950242.html. -Загл. с экрана.
7. Минин, C. Британские СМИ: Путин не простит Кэмерону Грузию / C. Минин // Независимая газета. - 2011. - 13 сент. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ng.ru/printed/259322. -Загл. с экрана.
8. Пресс-конференция с Премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном по завершении российско-британских переговоров // Администрация Президента РФ. - 2011. - 12 сент. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //kremlin.ru/transcripts/12663. - Загл. с экрана.
9. Россия: доклад МАГАТЭ по Ирану может помешать диалогу // BBC Russian. - 2011. -October 25. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011 /10/111025_iran_china_russia_iaea.shtml. - Загл. с экрана.
10. Соловьев, В. Россия и Британия понизили
разногласия / В. Соловьев, Е. Черненко // Коммерсантъ. - 2011. - 13 сент. (№ 170 (4711)). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:
//www.kommersant.ru/doc/1771934. - Загл. с экрана.
11. Уильям Хейг о позиции России по Сирии // The British Embassy in Russia. - 2011. - 5 окт. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //ukinrussia. fco. gov.uk/ru/news/?view=News&id=664 765382. - Загл. с экрана.
12. Цена оттепели между Британией и Россией Интернет-проект «ИноСМИ^и». - 2011. - 17 сент. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //inosmi.ru/europe/20110917/174773457.html. - Загл. с экрана.
13. Britain’s relations with Iran // British Foreign & Commonwealth Office. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.fco.gov.uk/en/global-issues /mena/017-iran/. - Title from screen.
14. Foreign Secretary in Russia // British Foreign & Commonwealth Office. - 2010. - October 13. -Electronic text data. - Mode of access: http: //www.fco.gov.uk/en/news/latest-news/?view= News&id=22924309. - Title from screen.
15. Hague, W. Britain’s prosperity in a networked world // British Foreign & Commonwealth Office. -
2010. - July 15. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www. fco. gov. uk/en/news/latest-news /?view=Speech&id=22551011. - Title from screen.
16. PM’s press conference in Moscow // The official site of the British Prime Minister’s Office. -
2011. - Sept. 12. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www. number10. gov. uk/news/pms-press-conference-in-moscow/. - Title from screen.
17. PM’s speech in Moscow // The official site of the British Prime Minister’s Office. - 2011. - Sept. 12. -Electronic text data. - Mode of access: http: //www. number 10. gov.uk/news/pms-speech-in-moscow. - Title from screen.
18. Prime Minister leads business delegation to Russia // The British Embassy in Russia. - 2011. -
Sept. 14. - Electronic text data. - Mode of access: http: //ukinrussia.fco.gov.uk/resources/en/press-release /535454482/green-ukti. - Title from screen.
19. Prime Minister visits Russia to boost trade // British Foreign & Commonwealth Office. - 2011. -Sept. 12. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www.fco. gov. uk/en/news/latest-news/?view=News &id=654128782. - Title from screen.
20. Time Line of recent Anglo-Russian relations // BBC News. -2007. - July 18. - Electronic text data. - Mode of access: http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/program mes/bbc_parliament/6904938.stm. - Title from screen.
RUSSIAN-BRITISH RELATIONS DEVELOPMENT UNDER PRIME MINISTER D. CAMERON
D. Yu. Bugrov
The author outlines possible future direction of the Russian-British relations development based on the review of the current status of these relations in political, economic, international cooperation areas as well as based on the comparative analysis of the differences seen in the approaches of these two states to key international problems.
Key words: Russian-British relations, British Prime Minister David Cameron, United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, Russian Federation, diplomacy, foreign policy.