www.volsu.ru
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu4.2015.1.7
УДК 327 ББК 63.3-6
ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ИНДИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Базанов Варфоломей Александрович
Магистр регионоведения,
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, докторант Университета Людвига-Максимилиана (Мюнхен, Германия) [email protected]
Гешвистер-Шолль-Плац, 1, 80539 г. Мюнхен, Германия
Аннотация. В работе представлена попытка рассмотреть параметры отношений России и Индии ввиду новых задач и новых вызовов мировой системы. Возможности развития сотрудничества представлены в трех контекстах: в системе международных организаций, в рамках двусторонних отношений, в рамках многосторонних отношений.
Ключевые слова: экология, международные отношения, мировая политика, Индия, Российская Федерация, Киотский протокол, Организация Объединенных Наций.
В настоящее время в международных отношениях наблюдаются две взаимосвязанные тенденции, которые, по мнению ряда исследователей, ведут к существенной перестройке всей мировой системы [40, р. 16, 5560]. С одной стороны, мы являемся свидетелями переконфигурации центров силы: проис-© ходит «перераспределение глобальной мощи ^ с Запада на Восток. Пятисотлетнее домини-И рование в мире атлантических держав - Пор-о тугалии, Испании, Франции, Великобритании эт и, в недавнее время, Соединенных Штатов -^ подходит к концу...» [40, р. 55]. С другой сто-
роны, все более возрастает значимость общемировых, глобальных проблем, таких как охрана флоры и фауны, смягчение последствий изменения климата, борьба с распространением различных заболеваний, преодоление продовольственного кризиса. На Земле за последние десятилетия различные бедствия природного характера нанесли ущерб на сумму около 1 трлн долл. США, более 1 млрд чел. оказались жертвами различных стихийных бедствий и катастроф [35, с. 159]. Естественно, что происходящие на этом фоне экологические изменения становятся объектом при-
стального внимания со стороны человеческого общества: правительств, корпораций бизнеса, общественности. Так проблема глобального потепления обсуждалась на саммитах «Большой восьмерки», стран БРИК и иных, эта тема стояла на повестке дня Совета Безопасности ООН, в начале 2008 г. обсуждалась на Генеральной Ассамблее ООН. Может быть, впервые в истории человечества усилия по преодолению гуманитарных проблем приобретают вид государственно-политических акций, политических проблем, межгосударственного сотрудничества.
Если говорить о первой тенденции, то, во-первых, хочу сразу отметить: остается объективной реальностью тот факт, что экономический и военный потенциал США не имеет себе равных на Земле. И, вероятней всего, в ближайшие десятилетия США останутся единственной державой на планете, превосходящей все остальные страны по политической, экономической и военной мощи. Но в то же время за последние полвека доля США в мировой экономике сократилась в 1,5 раза и сейчас вернулась к показателям столетней давности - к 1913 году. Если говорить о развитых и развивающихся странах в целом, то за последние 30 лет из 25 стран, показавших устойчивые темпы роста выше среднемирового уровня, 24 - страны Азии и Латинской Америки. В 2006 г. впервые за послевоенную историю ВВП развивающихся стран в совокупности превысил ВВП индустриальных государств [26]. К этому нужно добавить и демографический фактор. Таким образом, господство стран «Севера» и их влияние на мировые процессы в значительной мере ослабевают. Наиболее вероятным является переход всей системы международных отношений к миру с довольно четкими зонами влияния. Движению в этом направлении способствуют как политические изменения, так и глобальные экономические перемены, которые в истории всегда сопровождались переконфигурацией элементов системы международных отношений и политической карты мира.
Стремительный экономический рост таких гигантов, как Китай, Индия, Бразилия, ряд стран Тихоокеанского бассейна, появление в них значительного в количественном измерении среднего класса, который активно тянется к западным стандартам потребления,
также являются показателями изменений баланса сил в мире. В 2003 г. эксперты инвестиционного банка «Goldman Sachs» в докладе «Мечты БРИК - Путь в 2050 год» обозначили Бразилию, Россию, Индию и Китай (группа БРИК) наиболее перспективными в плане экономического развития. По мнению авторов документа, страны БРИК, вместе занимающие 25 % мировой территории и представляющие 40 % населения планеты, к середине XXI в. окажутся впереди нынешних самых богатых стран мира [4]. В 2006-м эксперты компании «Pricewaterhouse Coopers» поставили Индию на первое место в мире по темпам роста до 2050 года [15]. «Специалисты из Гарварда предсказывают, что в 2025 г. ВВП на душу населения в Индии будет равен 24,4 % подобного же показателя в США (в 1965 г. эта цифра составляла 6,5 %, а в 1995 г. - 7,8 %). По их мнению, ежегодный прирост ВВП на душу населения будет равняться в ближайшие 30 лет 5,5 %» [16]. А в мае 2009 г. автор идеи БРИК эксперт компании «Goldman Sachs» Джим О'Нил заявил, что нынешний экономический кризис ускорил процесс экономического доминирования США и способствовал повышению значения вышеуказанной четверки стран [13]. Трансформация происходит и в общих подходах к экономической политике. В развивающихся странах наблюдаются тенденции ускорения развития капитализма, но при этом капитализм стал приобретать национальную окраску. «Национальность» капитализма проявляется в соотношении и методах взаимодействия социально-экономических укладов, роли государства в управлении экономическими и социальными процессами, степени воплощения ре-лигиозно-цивилизационных норм в национальном законодательстве и т. п. Перед нами предстает региональная многовариантность экономического развития. В обстановке ослабления капиталистических импульсов, поступающих из развитых стран, это явление постепенно упрочивается [16]. Кроме того, в ряде наименее развитых стран капитализм пока не сумел утвердиться, в них господствует комбинация самых различных архаических отношений.
Итак, в мире возникает переходная ситуация нарушаемого равновесия, которая может развернуться в самую неожиданную сторону. Власть в мире начинает рассредоточиваться
между различными странами, а значит, никто не будет занимать такого положения, чтобы встать во главе возможных перемен, нельзя будет списывать неудачи на ошибки «лидера». Желание играть ключевые роли в развитии мировой системы обязывает как старые, так и новые центры силы нести все большую ответственность за безопасность и стабильное состояние всей системы, за сбалансированное ее развитие. Тем более что сама система переживает сейчас нелегкие времена, показателями чего можно, к примеру, назвать продолжающийся экономический кризис, продовольственные проблемы, сложную экологическую ситуацию. И сотрудничество стран, в частности России и Индии, может стать важным показателем ответственного подхода к решению мировых проблем. Тем более что, во-первых, глобальные проблемы часто являются результатом особенностей развития новых центров силы. И, во-вторых, как уже отмечалось выше, глобальные проблемы в настоящее время столь актуальны, что от их решения зависит выживание всей планеты. Как заявил недавно в Москве Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, «разрешение нынешних кризисов требует новой глобальной солидарности... Действия в одиночку не приведут к успеху в борьбе с современными вызовами человечеству. Это огромные проблемы, требующие сотрудничества между мощными государствами больше, чем когда-либо прежде» [23]. К числу таких проблем относится экологическая безопасность системы нашей планеты Земля.
Экологическая проблема
На протяжении многовековой истории окружающая среда обеспечивала жизнедеятельность человечества и предоставляла возможности дальнейшего развития. Во второй половине ХХ столетия ситуация изменилась в результате, с одной стороны, качественно иных масштабов воздействия на окружающую среду, с другой -растущей взаимозависимости и глобализации мира, когда события и действия водной части земного шара все в большей мере стали влиять на то, что происходит в других регионах, а межгосударственные границы оказались прозрачными для экологических последствий антропогенной деятельности. Из-за хозяйственного ущер-
ба, который был нанесен природе, под вопросом оказалось дальнейшее устойчивое развитие человечества. Так, несознательное поведение человека явилось причиной неуклонного изменения климата - глобального потепления, способного полностью изменить планету. Одной из основных причин глобального потепления является рост производства парниковых газов и озоноразрушаю-щих веществ в результате промышленного и сельскохозяйственного развития и роста частного потребления. В 2008 г. секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата представил доклад, в котором сообщается о росте эмиссий парниковых газов в промышленно развитых государствах и в странах с переходной экономикой. В период между 2000 и 2006 гг. уровень выбросов в атмосферу парниковых газов в 40 государствах, принявших на себя обязательства в рамках Киотского протокола, в среднем вырос на 2,3 %. В странах с переходной экономикой эмиссии парниковых газов за эти шесть лет увеличились втрое [24].
Аналогично обстоит дело и с выбросами озоноразрушающих веществ. Международное энергетическое агентство считает, что отсутствие необходимых мер приведет к тому, что к 2050 г. объемы загрязнения углекислым газом в целом вырастут на 130 % [6]. При этом, как отмечает член Межправительственной группы экспертов по вопросам изменения климата (1РСС) Крис Фэйлд, «изменение климата происходит намного быстрее, в том числе и из-за "масштабного строительства объектов угольной генерации в Китае и Индии"» [36]. По мнению главы ООН по окружающей среде (ЦЛЧЕР) Ахима Штайнера, ураганы, тропические циклоны в Атлантическом океане и наводнения в Индии уже являются напоминанием о том, что глобальное изменение климата может повлечь за собой более серьезные и разрушительные природные аномалии (см. табл. 1, 2). «Эти природные катаклизмы отражают порядок изменений климата, который соответствует прогнозам экспертов из 1РСС» [43].
Сама Индия, подобно другим развивающимся странам, стоит перед сложной дилеммой. С одной стороны, без повышения темпов своего экономического развития ей не преодолеть экономическую отсталость: негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду усиливается прямо пропор-
ционально росту индустриального производства. С другой стороны, изменения климата создают угрозу безопасности Индии [51, р. 827]. По мнению авторов доклада Международной организации ООН по сельскому хозяйству (ФАО), «основной риск связан с участившимися катастрофическими засухами и наводнениями, охватывающими обширные сельскохозяйственные районы крупнейшего государства Южной Азии с населением около 1,13 млрд человек. Эти стихийные бедствия уже стали причиной снижения сборов зерновых в Индии на 18 %» [5]. Кроме того, изменение климата ведет к образованию в Гималаях муссонов и приводит к таянию ледников Гималаев
[53]. Увеличение уровня загрязнения в Азии ведет к образованию туч в высокогорье Гималаев, которые будут способны усилить муссон-ные ветра, а те, в свою очередь, более интенсивно начнут топить ледники (см.: [8]).
В 2008 г. группа экспертов ООН по вопросам изменения климата заявила, что из-за глобального потепления климата гималайские ледники, питающие большие и малые реки, от которых зависит жизнедеятельность сотен обывателей, могут потерять 400 тыс. кв. км от своего общего объема к 2030 году. И уже менее чем через 30 лет ледники, покрывающие в настоящее время 500 тыс. кв. м, будут занимать территорию не более 100 тыс. кв. км.
Таблица 1
Десять наиболее значимых экологических стихийных бедствий за период с 1900 по 2009 г., расположенных в порядке убывания количества
затронутых бедствием людей
Стихийные бедствия Дата Количество человек, затронутых стихийным бедствием
Засуха в Индии Май 1987 г. 300 000 000
Засуха в Индии Июль 2002 г. 300 000 000
Засуха в Индии 1972 г. 200 000 000
Засуха в Индии 1965 г. 100 000 000
Засуха в Индии Июнь 1982 г. 100 000 000
Засуха в Китае Январь 1994 г. 82 000 000
Высокие температуры в Китае 10 января 2008 г. Апрель 2002 г. Апрель 2000 г. 77 000 000
Засуха в Китае 60 000 000
Засуха в Индии 50 000 000
Засуха в Китае Июнь 1988 г. 49 000 000
Примечание. Источник: EM-DAT: The OFDA/CRED International Disaster Database. URL: www.emdat.be (Université catholique de Louvain - Brussels - Belgium. Создана 23.07.2009. Версия 12.07).
Таблица 2
Десять наиболее значимых стихийных бедствий, произошедших на территории Индии за период с 1900 по 2009 г., расположенных в порядке убывания нанесенного экономического ущерба
Стихийное бедствие Дата ущерб (000 US$)
Наводнение 8/7/1993 7 000 000
Наводнение 28/07/2006 3 390 000
Наводнение 24/07/2005 3 330 000
Землетрясение 26/01/2001 2 623 000
Шторм 28/10/1999 2 500 000
Наводнение 20/06/2004 2 500 000
Наводнение 28/06/2005 2 300 000
Шторм 25/08/1990 2 200 000
Шторм 6/11/1996 1 500 300
Землетрясение 26/12/2004 1 022 800
Примечание. Источник: EM-DAT: The OFDA/CRED International Disaster Database. URL: www.em-dat.net (Université Catholique de Louvain - Brussels - Belgium. Создана 23.06.2009. Версия 12.07).
Сотрудничество в рамках международных организаций
Таким образом, Индия оказывается в крайне сложной ситуации порочного круга проблем, притом что последствия их нерешенности будут иметь влияние на всю систему обитания человечества. Сама Индия осознает важность этих проблем [52], в 2006 г. обозначив глобальное потепление «как существенную угрозу» [50]. Кроме того, 5 июня 2007 г. был образован Национальный Совет по изменению климата, который будет координировать усилия правительства в сфере уменьшения негативных последствий изменения климата [41]. Однако проблема остается, и для ее решения необходим новый подход. Выход из экологического кризиса в Индии видится в рамках реализации стратегии устойчивого развития. Согласно этой программе, поддержанной странами-членами ООН, эффективность экономического производства должна сочетаться с улучшением экологической ситуации благодаря использованию механизмов, минимизирующих экономические и социальные затраты решения поставленных задач. При этом Россия исходит из того, что основную роль в решении экологических проблем играет ООН как «универсальный механизм выработки согласованных решений с учетом интересов всех стран и важнейший источник международного природоохранного права» [25]. Россия выступает участницей большинства основных многосторонних природоохранных конвенций и на протяжении многих лет является членом Совета управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Совета управляющих Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат), а также одним из наиболее активных членов Комиссии ООН по устойчивому развитию - основного органа системы ООН по претворению в жизнь решений Повестки дня XXI в. и Плана осуществления, принятого на ВСУР [25].
К сожалению, усилия мирового сообщества в этом направлении в рамках ООН не всегда встречают должное понимание. В 2008 г. Управление ООН по координации гуманитарных вопросов отнесло Индию к «горячим точкам» в отношении проблемы глобального потепления и призвало правительство
Индии принять необходимые меры [44]. К сожалению, Индия все еще не присоединилась к усилиям, предпринимаемым в рамках Ки-отского протокола об ограничении выбросов углекислого газа в атмосферу. «В результате сложилась парадоксальная ситуация, поскольку трое из пяти крупнейших на сегодня государств с наибольшими объемами выброса парниковых газов в атмосферу - США, Китай и Индия (соответственно 21 %, 15 % и 5 % от мирового объема выбросов) - оказались не обременены обязательствами по их сокращению» [31]. Замечу, что для России проблема изменения климата крайне важна ввиду последствий отступления вечной мерзлоты: станет непригодна созданная инфраструктура, увеличится количество техногенных катастроф, возможны разрушения стен нефтяных хранилищ и соответственно отравление нефтью природных комплексов Сибири и Арктики. «Особую опасность представляет ослабление вечной мерзлоты на Новой Земле в районе расположения хранилища радиоактивных отходов и на полуострове Ямал в районе перспективной нефтегазодобычи» [35, с. 162].
На встрече лидеров стран «Большой восьмерки» в немецком городе Хайлигендам-ме ставился вопрос о необходимости выработки нового документа, который заменит Киотский протокол об ограничении выбросов углекислого газа в атмосферу. Германия настаивала, чтобы именно страны «Большой восьмерки» выработали новый договор, а США требовали, чтобы и другие страны, не входящие в эту организацию, также участвовали в разработке документа. При этом «Россия готова присоединиться к переговорам по новому соглашению, если они будут проходить на площадке ООН с участием Индии, Китая и стран развитой экономики» [29]. Очевидно, что «жизнеспособность Протокола будет зависеть от готовности других стран, в первую очередь крупнейших эмитентов парниковых газов, присоединиться к Киотскому процессу. Это определится в ходе дальнейших переговоров по данному вопросу» [20]. Вместе с тем реализация положений Протокола окажет позитивное влияние не только на климат, но и будет способствовать мобилизации дополнительных средств по внедрению новых энергосберегающих технологий и улучшению со-
стояния окружающей среды и соответственно технологической модернизации экономики Индии. Срок действия Протокола истекает в 2012 г., однако пока нового юридически обязывающего соглашения по климату достичь не удалось. Определенным шагом в этом направлении можно назвать соглашение, достигнутое на Конференции ООН по изменению климата в Копенгагене в декабре 2009 г., согласно которому страны-участницы зафиксировали свое стремление ограничить глобальное повышение температуры двумя градусами Цельсия [40]. Климатический саммит ООН проходил с 26 ноября по 10 декабря 2010 г. в мексиканском городе Канкун. Как отметил глава российской делегации Алексей Кокорин, «пусть в Канкуне достигнуто не соглашение (а оно и не планировалось), а согласие, договоренности, это уже хороший прогресс. Тем более что настрой уже совсем иной - позитивный» [11].
Киотскому протоколу и Копенгагенскому Соглашению также предстоит сыграть свою роль в сохранении лесов Земли [12], что особенно важно для Южной Азии, где эта проблема крайне актуальна (см., например: [46]). Отмечу, что в 2003 г. Россия присоединилась к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием.
Двухстороннее сотрудничество
Естественно, что поиск путей решения экологических проблем создает поле для межгосударственного сотрудничества и в иных формах. Основой для двустороннего сотрудничества России и Индии является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природных ресурсов (рамочное соглашение) от 30 июня 1994 года. В области обеспечения экологической безопасности важными также являются действия по мониторингу ситуаций и предупреждению возможных вызовов. В настоящее время для прямого решения данных проблем, в том числе в Индии, может быть использована космическая техника, тем более что у Индии уже есть опыт ее использования в здравоохранении, образовании и обеспечении информацией. Запу-
щенный в январе 2007 г. спутник Г^АТ-2С обеспечивает работу 300 «деревенских» центров дистанционного обучения, которые развернуты на территории страны [2]. В Индии «обдумываются и разрабатываются планы по строительству спутниковой системы "глаза в небе"» [33]. Более того, внешнеполитическое сотрудничество в космической области позволяет удовлетворять стремление Индии к дальнейшему углублению экономического развития и расширению доступа к современным технологиям, о существенной необходимости которых в выходе из экологического тупика Индии было сказано выше. И в этой области очень возможны новые рубежи сотрудничества наших стран. В 2007 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии было заключено «Соглашение о предоставлении Индийской Стороне доступа к навигационным сигналам российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в мирных целях» [17], а также «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о предоставлении Индийской Стороне доступа к части радиочастотного спектра российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС» [17]. Фундамент сотрудничества в сфере просветительской деятельности заложен Меморандумом о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Министерством Российской Федерации по связи и информатизации и Министерством связи и информационных технологий Республики Индии в области телекоммуникаций от 4 декабря 2002 года [17]. Нельзя не учитывать и имеющийся культурный потенциал. Так, Индия уже имеет интересный для развития опыт привлечения внимания к проблемам глобального потепления через постановки танцевальных номеров [38]. Замечу, что «развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биотических и абиотических компонентов природной среды», равно как и «повышение экологической культуры населения и ... обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями» [37] входят в число приоритет-
ных задач обеспечения экологической безопасности нашего государства.
Помимо мониторинга потенциально опасных ситуаций и донесения экологической информации до населения необходимы широкий обмен опытом и унификация методов измерения загрязнения природной среды и нормативов, определяющих ее качество, а также обмен опытом в разработке экологически чистых технологических процессов и методов очистки промышленных выбросов. Очень важны и совместно проводимые научные исследования, относящиеся ко всем этим вопросам. Озвученные на правительственном уровне задачи развития «системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов; повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора» [37] могут более эффективно и взаимовыгодно решаться совместными усилиями наших стран.
Основой для такого сотрудничества может послужить «Соглашение о научном сотрудничестве и обмене учеными между Российской академией наук и Индийской национальной академией наук» от 1 2 ноября 2003 года. Здесь Индия и Россия с инновационными учеными, которые могут внедрить экологические технологии из лабораторий на рынок, являются союзниками. Сотрудничество может помочь укрепить роль Индии в глобальной экономике посредством предоставления качественного профессионального и высшего образования. Следствием сотрудничества в образовательной сфере должен стать технологический и экономический рост обоих стран, повысивших качество и конкурентоспособность своих людских ресурсов. Совместные инновационные разработки, подобные уже осуществляемым нашими странами разработкам в военной сфере, и внедрение их в производственный цикл могли бы существенно улучшить ситуацию в этой области - раз-
работке новых технологий производства. Так, «в целях поиска новых форм коммерциализации результатов совместных научно-технических исследований в декабре 2010 г. был подписан "Совместный рабочий документ по учреждению Российско-Индийского научно-технологического центра между Министерством образования и науки Российской Федерации и Департаментом науки и технологий Правительства Республики Индии". Российское отделение Центра создано в Москве в июне 2010 г.» [28]. Инновации уже стали важнейшим фактором экономического развития, основой конкурентоспособности фирм, отраслей национальных экономик. Более того, по мнению некоторых ученых, различие между богатыми и бедными странами теснейшим образом связано с возможностью и невозможностью создавать постоянное предложение новых продуктов и услуг на мировом рынке [34, с. 65].
Поддержка экологических общественных движений и благотворительной деятельности [18] является одним из приоритетных направлений деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации. В рамках общественных движений и сотрудничества в сфере бизнеса представители компаний, неправительственных организаций и частных граждан в обеих странах играют ключевую роль в том, что Индия и Россия могут предложить друг другу и миру в области обеспечения экологической безопасности.
Нельзя забывать о совместной деятельности в развитии механизмов преодоления последствий экологических катастроф (см.: [18]), что особенно важно ввиду печального лидерства по количеству жертв экологических бедствий: за период с 1998 по 2007 г. Индия теряла ежегодно 4 532 человека ежегодно [45].
В изменяющейся экологической обстановке остро встает проблема сохранения птиц и животных. Здесь у России и Индии имеются потенциал сотрудничества и богатый опыт. Еще в октябре 1984 г. между Правительством СССР и Правительством Республики Индии была заключена «Конвенция об охране перелетных птиц (с приложением - Список видов птиц, мигрирующих между СССР и Индией)». В настоящее время на территории Индии
насчитывается 28 заповедников тигров. «Правительственная организация, занимающаяся контролем и охраной популяции бенгальских тигров в Индии, всерьез обеспокоена тем, что за шесть лет количество этих хищников сократилось более чем на треть: с 3 642 в 2002 году до 1 411 в 2008» [7]. Многие экологи опасаются, что без оперативного вмешательства властей бенгальские тигры могут и вовсе исчезнуть из Индии. Совместные усилия стран, в которые входит ареал обитания исчезающих тигров, могли бы привести к более эффективной работе в этом направлении [21]. Тем более что Россия является единственной страной, где численность тигра не сокращается [55].
Многостороннее сотрудничество
При этом здесь возможно сотрудничество как в более узком, региональном, масштабе, так и в более широком, с подключением стран, имеющих сходные проблемы в развитии. Рад-жендра Пачаури, председатель межправительственной экспертной группы по изменению климатических условий при ООН, считает, что «такие страны как Китай, Индия и Бразилия должны объединить свои усилия, так как мы видим в них огромный потенциал» [10]. Важной предпосылкой сотрудничества можно назвать тот факт, что Китай придает большое значение разрешению проблемы изменения климата. В 2007 г. в стране создана Национальная группа экспертов по проблеме изменения климата (NLGCC), которую возглавляет премьер-министр Вэнь Цзябао. Проводятся мероприятия, направленные на снижение энергопотребления и эмиссии парниковых газов [47]. В том же году Китай издал свою Национальную программу по проблеме изменения климата [56]. Более того, соседское положение КНР как для Индии, так и для России создает особые предпосылки для включения данных трех стран в совместную борьбу с загрязнением окружающей среды. К тому же совместные разработки могут благоприятно сказаться на потеплении политического климата в отношениях. Одним из итогов саммита БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), проведенного в июне 2009 г. в Екатеринбурге, стало совместное заявление, в котором нашли отражение вопросы глобальной продовольственной безо-
пасности [14], а также эффективности использования энергии и изменения климата. В заявлении, в частности, говорится о необходимости дальнейшего укрепления международного сотрудничества в сфере повышения энергоэффективности и противодействия глобальному изменению климата. Главы БРИК выступили за диверсификацию энергетических ресурсов и признали необходимость направления новых инвестиций в энергетический сектор. Вышеуказанный саммит позволил обрести реальные очертания отношениям в данном формате. По мнению эксперта Делийского института «Observer Research Foundation» Нандана Ун-никришнана, «этот блок благодаря встрече в верхах перестал быть виртуальным и обрел реальные очертания» [3]. Решение проблемы климатических изменений, по мнению участников саммита, должно основываться на принципе «общей, но дифференцированной ответственности» с учетом необходимости сочетания мер по защите климата с вопросами социально-экономического развития стран группы [30, с. 27].
Заключение
Современная система международных отношений переживает новый этап развития -этап трансформации. «Появились центры экономического роста и, соответственно, политического влияния в мире, без которых реально решать вопросы поддержания международного мира и безопасности не просто» [32]. Происходит перераспределение экономического влияния, которое в перспективе может привести и к политической переконфигурации. По мнению авторов доклада Национального совета по разведке (НСР) Соединенных Штатов «Глобальные тенденции-2025: изменяющийся мир», «наступательное экономическое развитие КНР, Индии и некоторых других государств создаст реальные предпосылки для формирования глобальной системы многополярного мира» [1]. Но вместе с тем все участники мировой системы должны переосмыслить свое место в мире, разрабатывать сферу своих интересов, брать инициативу и прилагать усилия для разрешения проблем. Однако отсутствие организационных ресурсов, недостаточный уровень технологического раз-
вития и внутренние проблемы являются сдерживающими факторами, не позволяющими наиболее вероятным новым центрам силы в полной мере заниматься решением глобальных проблем. Однако, по мнению экспертов разведывательного управления США, в период до 2025 г. Китай и Индия, вероятно, продолжат политику «государств, сконцентрированных на своих внутренних проблемах» [9]. Вместе с тем, и это является второй особенностью происходящих перемен, проблемы безопасности всей мировой системы приобретают все большее значение, в том числе и проблемы экологической безопасности. При этом в некоторых странах сложная экологическая ситуация возникла в результате бурного экономического роста, необходимого для решения проблем экономической отсталости государства. Но именно экологические проблемы вновь вызывают к жизни экономические проблемы. «Мы не можем себе позволить игнорировать и недооценивать существующую угрозу. Неудача международных усилий в борьбе с изменением климата приведет к расширению масштабов бедности» [19], - заявил генеральный секретарь ООН на церемонии вручения ему специальной награды за лидерство в интересах устойчивого развития на саммите в столице Индии. Кроме того, продолжающийся экономический рост стран мира с одновременным увеличением численности населения Земли может привести к дефициту энергоносителей, пищевых и водных ресурсов.
На данном этапе обусловленная мировым экономическим кризисом растерянность в мировых политических и финансово-экономических центрах свидетельствует о том, что, к сожалению, у мировой политической, деловой и интеллектуальной элиты (куда теперь стоит отнести элиты США, России, Китая, Индии и Бразилии.) нет достаточно четких и приемлемых для всех участников системы стратегий, по которым порядок международных отношений следовало бы адаптировать к меняющимся реалиям и которые позволяли бы эффективно реагировать на общесистемные вызовы. Поиск решений данного комплекса проблем эффективней было бы искать в формате международного сотрудничества. Можно выделить две формы такого сотрудничества: межгосударственные соглашения (как
двусторонние, так в более широком формате) и участие в деятельности международных организаций. Межгосударственные соглашения России и Индии координируют природоохранные усилия наших стран в различных областях [37], таких как защита атмосферного воздуха и Мирового океана от загрязнения, регулирование использования рек, пересекающих границы, мигрирующих через государственные границы птиц, млекопитающих, рыб и др. Значительное внимание уделяется охране и восстановлению различных видов диких животных. «Проблема сохранения окружающей среды приобрела центральное значение в международных отношениях. Это проблема, которая приникает сквозь государственные границы, а потому приобретает международное значение. Соответственно решение этой проблемы должно быть международным. Ни одно суверенное государство сегодня не обладает ресурсами самостоятельно справиться с вызовами окружающей среды. Рост проблемы деградации окружающей среды подтолкнул большинство государств искать путь устойчивого развития» [54, р. 164]. Концепция устойчивого развития, поддержанная всеми государствами-членами ООН, может послужить основой для многостороннего сотрудничества в поисках решений. Участие в работе международных организаций позволяет вовлекать в работу по экологической проблематике широкий круг участников и координировать их действия. Именно международные организации являются той платформой, на которой реализуются проекты или акции глобального масштаба.
Особо значимым является сотрудничество стран, обладающих сходными проблемами, координация их усилий, активная творческая позиция в подходах к решению общих проблем. Задача заключается в том, что необходимо найти такую формулу, которая позволила бы нашим странам реализовать свой возросший потенциал, в частности, между Россией и Индией. Одним из важных факторов в решении возможных последствий данных проблем является темп появления новых технологий, который может получить новый стимул при сотрудничестве наших стран. Осуществляемое при этом и углубляемое специальными программами развитие качества челове-
ческих ресурсов поможет осуществлять поиск решения уже на новом уровне, с привлечением новых инновационных идей. Не стоит забывать и об имеющемся культурном потенциале сотрудничества России, Индии и иных стран. Появление при обсуждении и решении мировых проблем новых активных участников, обладающих опытом собственных традиций и новым видением проблем, должно повысить эффективность подходов к решению общечеловеческих проблем развития. Понятно, что не всякое развитие способствует укреплению безопасности, поэтому при выборе стратегии развития необходимо рассматривать ее с точки зрения безопасности, то есть способности данной стратегии к наиболее полной реализации интересов, при преодолении воздействия угроз в приемлемых формах.
Мы не знаем глубины и масштабов перемен, с которыми еще придется столкнуться человечеству. В любом случае необходимо будет принимать сложные решения, требующие применения разнообразного цивили-зационного опыта всех участников. «Отсидеться», перекладывая решение растущих проблем на «лидеров» или следующие поколения, не удастся никому. В решении актуальных проблем международной жизни большая роль принадлежит политической ответственности. Ситуация потребует от мировых элит умения ответственно оценивать складывающуюся в мире ситуацию и политической воли, для того чтобы быть готовыми к продуманным решениям, сотрудничеству и затратам ресурсов, направленным на решение общечеловеческих проблем.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Артемьев, А. Штаты представляют угрозы / А. Артемьев // Газетами. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/ 2008/09/10_а_2835364^Мт1 (дата обращения: 10.09.2008). - Загл. с экрана.
2. Афанасьев, И. Август 2007 / И. Афанасьев, Д. Воронцов // Вокруг света. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.vokrugsveta. гиМ/агйс1е/4635/ (дата обращения: 24.02.2011). -Загл. с экрана.
3. Безека, Е. Индийские эксперты по-разному оценивают итоги саммитов БРИК и ШОС. 17.06.2009
/ Е. Безека // РИА НОВОСТИ. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://rian.ru/politics/ 20090617/174684477.html (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
4. Блинов, А. БРИК выходит из тени / А. Блинов // Независимая газета. - 2008. - 15 мая.
5. Глобальное потепление угрожает Индии голодом. 17.08.07 // Известия. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.izvestia.ru/news/ news145346 (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
6. Гогитидзе, К. Потепление требует денег 06.06.08 / К. Гогитидзе // Газетами. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/ business/2008/06/06/2746600.shtml (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
7. Доступ в национальные парки Индии будет закрыт. 18.06.2009 // TRAVEL.RU. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. travel. ru/news/2009/06/18/171441.html (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
8. Загрязнения в Южной Азии негативно отразятся на климате планеты. 15.10. 2010 // Глобальное потепление. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.worldwarming.info/ article226.html (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
9. Иванов, В. Взгляд в 2025 год: грядущие проблемы и противоборства. В Институте США и Канады РАН оценили прогнозы американских экспертов / В. Иванов // НГ-НВО. - 2009. - 27 марта.
10. Индия становится последовательницей Китая. 14.04.2008 // Новости о Китае. Современный Китай, обзор событий : интернет-портал. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// newsonchina.ru/china/51 (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
11. Киотский протокол получил продолжение после 2012 года, но российские ПСО не имеют будущего. 11.12.2010 // Международная биоэнергетика. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.infobio.ru/news/653.html (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
12. Копенгагенское соглашение - начало пути 2010 // Организация Объединенных Наций. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.un.org/ru/climatechange/copenhagen_ accord.shtml (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
13. Кошкаров, А. Кирпичи будущего мироустройства / А. Кошкаров // Эксперт. - 2009. - 814 июня (№ 22).
14. Кузьмин, В. Четверка реформаторов. Лидеры БРИК обсудили, каким они хотят видеть этот мир. Впервые собравшись в формате БРИК, лидеры России, Китая, Индии и Бразилии своей главной
задачей определили формирование справедливого мироустройства / В. Кузьмин // Российская газета. - 2009. - 17 июня (№ 4932 (центр. вып.).
15. Лунев, С. И. Индийский марш. 21.08.07 / С. И. Лунев // Россия в глобальной политике. -2007. - № 4. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www. mgimo.ru/dir_news/view. asp? uid=%7ba97f3bbe-68a0-4c86-838d-320c6d972f7d%7d (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
16. Лунев, С. И. Трансформация мировой системы и роль крупнейших держав Евразии / C. И. Лунев, Г. К. Широков. - М. : Academia, 2001. - 304 с.
17. Межправительственные и межведомственные договоренности между Российской Федерацией и Республикой Индия (справочная информация). 14.02.2011 // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Департамент информации и печати. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580 ae432569e7004199c2/9751bd42b0d06908c325744a 00428d7b?OpenDocument (дата обращения: 02.03.2009). - Загл. с экрана.
18. Меморандум о намерениях между Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации и Министерством науки и технологий Индии о развитии сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 6 ноября 2001 года // Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) : офиц. сайт. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mchs.gov. ru/upload/site1/document_file/iCsid0ZucB.pdf (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
19. Мировое сообщество не может игнорировать угрозы изменения климата. 05.02.2009 // Центр новостей ООН. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/ fullstorynews.asp?newsID=11120 (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
20. О вступлении в силу Киотского протокола. Сообщение для печати. 16.02.2005 // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Департамент информации и печати. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mid.ru/ns-dmo.nsf/ a1c87897b58a9d2743256a550029f995/432569f10031e b93c3256faa003b3608?0penDocument (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
21. О Международном форуме по проблемам, связанным с сохранением тигра на Земле (Санкт-Петербург, 21-24 ноября 2010 г.). 26.11.2010 // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Департамент информации и печати. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://
www.mid.ru/ns-dmo.nsf/a1c87897b58a9d2743256a 550029f995/432569f10031eb93c32577e7004438d7? OpenDocument (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
22. Оганесян, Т. Выстрелим в небо / Т. Оганесян // Эксперт. - 2009. - 20-26 апр. (№ 15).
23. ООН возлагает большие надежды на Россию в разрешении глобальных вызовов. Из заявлений Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. 27.03.2009 // Служба новостей ООН. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp? newsID=11437 (дата обращения: 27.03.2009). - Загл. с экрана.
24. ООН обеспокоена ростом эмиссий парниковых газов в странах с переходной экономикой 17.11.2008 // Служба новостей ООН. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.un.org/ russian/news/fuUstorynews.asp?newsro=10689 (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
25. Подходы России в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития. 19.07.2005 // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Департамент информации и печати. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www. mid.ru/ns-dmo. nsf/a1c87897b5 8a9d 2743256a550029f995/c08bf42f7c4c804bc325719b 002e6b71?0penDocument (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
26. Попов, В. В. Партнерство цивилизаций в XXI веке - проблемы и перспективы : выступление на V Междунар. Конвенте РАМИ 27.09.2008 г. / В. В. Попов // Российская ассоциация международных исследований. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://risa.ru/images/stories/ Civilization_Partnership.pdf (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
27. Проблема изменения климата обсуждалась в ходе саммита лидеров стран БРИК 17.06.2009 // Глобальное изменение климата : информ. портал. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.climatechange.ru/node/340 (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
28. Российско-индийское научно-техническое сотрудничество. 14.02.2011 // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Департамент информации и печати. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/ 1083b7937ae580ae432569e7004199c2/c7706ac 836966f4dc325744a00423958?0penDocument (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
29. Самигуллина, А. Семь раз ответь / А. Са-мигуллина, П. Матвеева // Газета^а 07.04.2008. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www. gazeta. ru/politics/2008/07/04_a_2774198. shtml (дата обращения: 05.07.2008). - Загл. с экрана.
30. Совместное заявление лидеров стран БРИК // Сайт Президента России. 16.06.2009. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kremlin. ru/text/docs/2009/06/217932.shtml (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
31. Статья заместителя министра иностранных дел Российской Федерации А.В. Яковенко «Старт был дан в Монреале» по проблеме изменения климата, опубликованная в «Российской газете» 14 декабря 2005 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Департамент информации и печати. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.mid.ru/ns-dmo.nsf/a1c87897b58a9d2743256a 550029f995/432569f10031eb93c32570d70024b0bd? OpenDocument (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
32. Стенограмма ответов Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на вопросы российских СМИ, Нью-Дели, 20 октября 2008 года. 20.10.2008 // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Департамент информации и печати. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e 7004199c2/432569d80021985fc32574ea0041988a? OpenDocument (дата обращения: 22.10.2008). - Загл. с экрана.
33. Сурьянараяна, П. С. Индия и новая игра США в Восточной Азии / П. С. Сурьянараяна // The HINDU. - 2008. - 10 марта. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.inoСМИ.ru. - Загл. с экрана.
34. Унтура, Г. А. Перспективные вложения в развитие экономики знаний: общероссийские и региональные тенденции / Г. А. Унтура // Регион: экономика и социология. - 2009. - N° 1. - С. 64-84.
35. Цаликов, Р. Х. Изменения климата на Севере России: опасности и угрозы жизнедеятельности / Р. Х. Цаликов // Регион: экономика и социология. -2009. - № 1. - С. 158-166.
36. Щеглов, И. Изменение климата на Земле идет гораздо быстрее, чем предсказывалось. 16.02.2009 // РИА новости. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://eco.rian.ru/discovery/ 20090216/162277026.html (дата обращения: 16.02.2009). - Загл. с экрана.
37. Экологическая доктрина Российской Федерации : (одобр. распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р) // Совет Безопасности Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/ documents/24.html (дата обращения: 24.02.2011). -Загл. с экрана.
38. A dance for the Earth. A dance drama can also raise awareness about global warming, finds out Sahil Koul. 13.06.2009 // Pioneer. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.dailypioneer.com/182586/
A-dance-for-the-earth.html (date of access: 24.02.2011). - Title from screen.
39. Brzezinski, Z. Major foreign policy challenges for the next US President / Z. Brzezinski // International Affairs. - 2009. - Vol. 85, N 1. - P. 53-60.
40. Copenhagen Accord. 18.12.2009 // United Nations Framework Convention on Climate Change. -Electronic text data. - Mode of access: http://unfccc. int/files/meetings/cop_15/application/pdf/ cop15_cph_auv.pdf (date of access: 24.02.2011). -Title from screen.
41. Council on climate change constituted : special correspondent report // The Hindu. - 2007. - June 6.
42. Global warming will affect rainfall: Pachauri. 06.04.2009 // The Pioneer. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.dailypioneer.com/167657/Global-warming-will-affect-rainfall-Pachauri.html (date of access: 24.02.2011). - Title from screen.
43. Hurricanes, floods show risks of climate change-UN. 01.09.2008 // Thomson Reuters. -Electronic text data. - Mode of access: http:// www. reuters. com/article/latestCrisis/idUSL 1557492 (date of access: 24.02.2011). - Title from screen.
44. India global warming hot-spot. 24.08.2008 // The Pioneer. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.dailypioneer.com/38560/India-global-warming-hot-spot.html (date of access: 24.02.2011). -Title from screen.
45. India loses more people to climate change than any other country. 06.12.2008 // The Pioneer. -Electronic text data. - Mode of access: http:// www. dailypioneer. com/ 141106/India-loses-more-people-to-climate-change-than-any-other-country.html (date of access: 24.02.2011). - Title from screen.
46. INDO-US Task force to study HFC Phase down. 18.02.2011 // Ministry of Environment & Forests (MoEF) of India. - Electronic text data. - Mode of access: http:// moef.nic.in/downloads/public-information/ Press%20Brief-on-Indo-US-HFC-Workshop.pdf (date of access: 24.02.2011). - Title from screen.
47. Jotzo, F. Climate Change Economics and Policy in the Asia Pacific / F. Jotzo // Asia-Pacific Economic Literature. - 2008. - Vol. 22, N 2 (November).
48. Kumar, V Emerging asian giants in the energy and climate debate / V. Kumar, A. Kumar // World Affairs. New Delhi. - 2008. - Vol. 12, N 1.
49. Misra, R. K Gujarat first state to have climate change department. 26.06.2009 // The Pioneer. -Electronic text data. - Mode of access: http:// www. dailypioneer. com/158936/Gujarat-first-State-to-have-Climate-Change-department.html (date of access: 24.02.2011). - Title from screen.
50. National environment policy of India - 2006. 18.05.2006 // Ministry of Environment & Forests (MoEF) of India. - Electronic text data. - Mode of
access: http://envfor.nic.in/nep/nep2006e.pdf (date of access: 24.02.2011). - Title from screen.
51. Navita, Ch. B. The security problematique in South Asia: alternative conceptualization / Ch. B. Navita // Globalization and Environmental Challenges / ed. by H. G. Brauch. - Berlin ; Heidelberg ; New York, 2007.
52. Seminar on global warming held in Ranchi. 28.11.2008 // The Pioneer. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.dailypioneer.com/137411/ Seminar-on-global-warming-held-in-Ranchi.html (date of access: 24.02.2011). - Title from screen.
53. Tackle environmental changes on priority: Ex-Garhwal varsity VC. 29.09.2008 // The Pioneer. -Electronic text data. - Mode of access: http:// www.dailypioneer.com/29518/Tackle-environmental-changes-on-priority-Ex-Garhwal-varsity-VC.html (date of access: 24.02.2011). - Title from screen.
54. Verma, N. K. Political and economic dimensions of sustainable development / N. K. Verma // World affairs. New Delhi. - 2008. - Vol. 12., N 2. - P. 164.
55. WWF предложил провести в Приморье саммит по проблеме защиты тигров // РИА НОВОСТИ. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// eco.rian.ru/nature/20090506/170126485.html (дата обращения: 24.02.2011). - Загл. с экрана.
56. Zhenhua, Xie. Китай в действии по решению проблемы изменения климата. 22.05.2009 / Xie Zhenhua // United Nations Climate Change Conference 2009 Host Country Secretariat. - Electronic text data. -Mode of access: http://ru.cop15.dk/news/view+news? newsid=1404 (date of access: 26.05.2009). - Title from screen.
REFERENCES
1. Artemyev A. Shtaty predstavlyayut ugrozy [The US Represent Threat]. Gazeta.Ru. Available at: http://www.gazeta.ru/politics/2008/09/10_a_2835364. shtml (accessed September 10, 2008).
2. Afanasyev I., Vorontsov D. Avgust 2007 [August of 2007]. Vokrug sveta. Available at: http:// www.vokrugsveta.ru/vs/article/4635/ (accessed February 24, 2011).
3. Bezeka E. Indiyskie eksperty po-raznomu otsenivayut itogi sammitov BRIK i ShOS. 17.06.2009 [Indian Experts Differently Estimate the Outcome of the SCO and BRIC Summits. June 17, 2009]. RIA NOVOSTI [RIA News]. Available at: http://rian.ru/politics/20090617/ 174684477.html (accessed February 24, 2011).
4. Blinov A. BRIK vykhodit iz teni [BRIC Emerging From the Shadows]. Nezavisimaya gazeta, 2008, May 15.
5. Globalnoe poteplenie ugrozhaet Indii golodom. 17.08.07 [Global Warming May Provoke
Hunger in India. August 17, 2007]. Izvestiya. Available at: http://www.izvestia.ru/news/news145346 (accessed February 24, 2011).
6. Gogitidze K. Poteplenie trebuet deneg. 06.06.08 [Warming Requires Money]. Gazeta.Ru. Available at: http://www.gazeta.ru/business/2008/06/ 06/2746600.shtml (accessed February 24, 2011).
7. Dostup v natsionalnye parki Indii budet zakryt. 18.06.2009 [Access to the National Parks of India Will Be Closed. June 18, 2009]. TRAVEL.RU. Available at: http://www.travel.ru/news/2009/06/18/ 171441.html (accessed February 24, 2011).
8. Zagryazneniya v Yuzhnoy Azii negativno otrazyatsya na klimate planety. 15.10.2010 [Pollution in South Asia Will Have Negative Impact on the Climate of the Planet. October 15, 2010]. Globalnoe poteplenie [Global Warming]. Available at: http://www. worldwarming.info/article226.html (accessed February 24, 2011).
9. Ivanov V. Vzglyad v 2025 god: gryadushchie problemy i protivoborstva. V Institute SShA i Kanady RAN otsenili prognozy amerikanskikh ekspertov [Look Into 2025: Future Challenges and Confrontations. The Researchers at the Institute of USA and Canada of RAS Have Estimated Forecasts of US Experts]. NG-NVO, 2009, March 27.
10. Indiya stanovitsya posledovatelnitsey Kitaya. 14.04.2008 [India Is Becoming a Follower of China. April 14, 2008]. Novosti o Kitae. SovremennyyKitay, obzor sobytiy: internet-portal [News About China. Modern China, a Review of the Events: Web Portal]. Available at: http://newsonchina.ru/china/51 (accessed February 24, 2011).
11. Kiotskiy protokol poluchil prodolzhenie posle 2012 goda, no rossiyskie PSO ne imeyut budushchego. 11.12.2010 [The Kyoto Protocol Was Prolonged After 2012, but the Russian JI Have No Future. December 11, 2010]. Mezhdunarodnaya bioenergetika [International Bioenergetics]. Available at: http://www.infobio.ru/news/653.html (accessed February 24, 2011).
12. Kopengagenskoe soglashenie - nachalo puti 2010 [The Copenhagen Accord - the Beginning of the Path in 2010]. Organizatsiya Obyedinennykh Natsiy [United Nations]. Available at: http://www.un.org/ru/ climatechange/copenhagen_accord.shtml (accessed February 24, 2011).
13. Koshkarov A. Kirpichi budushchego miroustroystva [The Bricks of the Future World Order]. Ekspert, 2009, June 8-14 (no. 22).
14. Kuzmin V Chetverka reformatorov. Lidery BRIK obsudili, kakim oni khotyat videt etot mir. Vpervye sobravshis v formate BRIK, lidery Rossii, Kitaya, Indii i Brazilii svoey glavnoy zadachey opredelili formirovanie spravedlivogo miroustroystva [Four Reformers. BRIC Leaders Discussed How They Want to See the World.
The First Meeting in the Format of BRIC Leaders of Russia, China, India and Brazil Have Identified Their Main Task - the Formation of a Just World Order]. Rossiyskaya gazeta, 2009, June 17 (no. 4932).
15. Lunev S.I. Indiyskiy marsh. 21.08.07 [Indian March. August 21, 2007]. Rossiya v globalnoy politike, 2007, no. 4. Available at: http://www.mgimo.ru/ dir_news/view.asp?uid=%7ba97f3bbe-68a0-4c86-838d-320c6d972f7d%7d (accessed February 24, 2011).
16. Lunev S.I., Shirokov G.K. Transformatsiya mirovoy sistemy i rol krupneyshikh derzhav Evrazii [Transformation of World System and the Role of Major States ofEurasia]. Moscow, Academia Publ., 2001. 304 p.
17. Mezhpravitelstvennye i mezhvedomstvennye dogovorennosti mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Respublikoy Indiya (spravochnaya informatsiya). 14.02.2011 [Intergovernmental and Interagency Agreements Between the Russian Federation and the Republic of India (Background Information). February 14, 2011]. Ministerstvo inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii. Departament informatsii i pechati [The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Department of Information and Press]. Available at: http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae 580ae432569e7004199c2/9751bd42b0d06908c325744a 00428d7b?0penDocument (accessed March 2, 2009).
18. Memorandum o namereniyakh mezhdu Ministerstvom po delam grazhdanskoy oborony, chrezvychaynym situatsiyam i likvidatsii posledstviy stikhiynykh bedstviy Rossiyskoy Federatsii i Ministerstvom nauki i tekhnologiy Indii o razvitii sotrudnichestva v oblasti preduprezhdeniya i likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy ot 6 noyabrya 2001 goda [Memorandum on Intentions Between the Ministry of Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters of the Russian Federation and the Ministry of Science and Technology of India on Cooperation in the Field of Emergency Management of November 6, 2001]. Ministerstvo Rossiyskoy Federatsiipo delam grazhdanskoy oborony, chrezvychaynym situatsiyam i likvidatsii posledstviy stikhiynykh bedstviy (MChS Rossii). Official site [The Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia)]. Available at: http:// www.mchs.gov. ru/upload/site 1 /document_file/ iCsid0ZucB.pdf (accessed February, 24, 2011).
19. Mirovoe soobshchestvo ne mozhet ignorirovat ugrozy izmeneniya klimata. 05.02.2009 [The International Community Cannot Ignore the Threat of Climate Change. February 5, 2009]. Tsentr novostey OON [UN News Center]. Available at: http://www.un. org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=11120 (accessed February 24, 2011).
20. O vstuplenii v silu Kiotskogo protokola. Soobshchenie dlya pechati. 16.02.2005 [Entry Into
Force of the Kyoto Protocol. Press Release. February 16, 2005]. Ministerstvo inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii. Departament informatsii i pechati [The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Department of Information and Press]. Available at: http://www.mid.ru/ns-dmo.nsf/a1c87897b58a9d 2743256a550029f995/432569f10031eb93c3256faa 003b3608?0penDocument (accessed February 24, 2011).
21. O Mezhdunarodnom forume po problemam, svyazannym s sokhraneniem tigra na Zemle (Sankt-Peterburg, 21-24 noyabrya 2010 g.). 26.11.2010 [About the International Forum on Issues Related to the Tiger Conservation (Saint Petersburg, November 21-24, 2010). November 26, 2010]. Available at: http:// www.mid.ru/ns-dmo.nsf/a1c87897b58a9d2743256a 550029f995/432569f10031eb93c32577e7004438d7? OpenDocument (accessed February 24, 2011).
22. Oganesyan T. Vystrelim v nebo [We Will Make Shoot into the Sky]. Ekspert, 2009, April 20-26 (no. 15).
23. OON vozlagaet bolshie nadezhdy na Rossiyu v razreshenii globalnykh vyzovov. Iz zayavleniy Generalnogo sekretarya OON Pan Gi Muna. 27.03.2009 [The UN Has High Hopes for Russia in Solving Global Challenges. From the Statements of UN Secretary-General Ban Ki-Moon. March 27, 2009]. Sluzhba novostey OON [UN News Service]. Available at: http:// www.un. org/russian/news/fullstorynews. asp?newsID= 11437 (accessed March 27, 2009).
24. OON obespokoena rostom emissiy parnikovykh gazov v stranakh s perekhodnoy ekonomikoy 17.11.2008 [UN Is Concerned About the Growth of Greenhouse Gas Emissions in Countries With Economies in Transition. November 17, 2008]. Sluzhba novostey OON [UN News Service]. Available at: http: //www. un.org/russian/news/fullstorynews. asp?newsID=10689 (accessed February 24, 2011).
25. Podkhody Rossii v sfere okhrany okru-zhayushchey sredy i ustoychivogo razvitiya. 19.07.2005 [The Approaches of Russia in the Field of Environmental Protection and Sustainable Development. July 19, 2005]. Ministerstvo inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii. Departament informatsii i pechati [The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Department of Information and Press]. Available at: http://www.mid. ru/ns-dmo.nsf/a1c87897b58a9d2743256a550029f995/ c08bf42f7c4c804bc325719b002e6b71?OpenDocument (accessed February 24, 2011).
26. Popov VV Partnerstvo tsivilizatsiy v XXI veke -problemy i perspektivy: vystuplenie na V Me-zhdunarodnom Konvente RAMI 27.09.2008 [Partnership of Civilizations in the 21st Century -Problems and Prospects: Performance at the 5th International Convent RAMI of September 27, 2008]. Rossiyskaya assotsiatsiya mezhdunarodnykh
issledovaniy [Russian Association of International Studies]. Available at: http://risa.ru/images/stories/ Civilization_Partnership.pdf (accessed February 24, 2011).
27. Problema izmeneniya klimata obsuzhdalas v khode sammita liderov stran BRIK 17.06.2009 [The Problem of Climate Change Was Discussed During the Summit of the Leaders of the BRIC Countries. June 17, 2009]. Globalnoe izmenenie klimata: informa-tsionnyyportal [Global Climate Change: Informational Portal]. Available at: http://www.climatechange.ru/ node/340 (accessed February 24, 2011).
28. Rossiysko-indiyskoe nauchno-tekhniches-koe sotrudnichestvo. 14.02.2011 [Russian-Indian Scientific and Technical Cooperation. February 14, 2011]. Ministerstvo inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii. Departament informatsii i pechati [The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Department of Information and Press]. Available at: http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae 432569e7004199c2/c7706ac836966f4dc325744a 00423958?0penDocument (accessed February 24, 2011).
29. Samigullina A. Sem raz otvet [Respond Seven Times]. Gazeta.Ru. April 7, 2014. Available at: http:// www. gazeta. ru/politics/2008/07/04_a_2774198. shtml (accessed July 5, 2008).
30. Sovmestnoe zayavlenie liderov stran BRIK [The Joint Statement by the Leaders of the BRIC Countries]. Sayt Prezidenta Rossii. 16.06.2009 [Website of the President of Russia. June 16, 2009]. Available at: http://www.kremlin.ru/text/docs/2009/06/ 217932.shtml (accessed February 24, 2011).
31. Statya zamestitelya Ministra inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii A.V Yakovenko "Start byl dan v Monreale" po probleme izmeneniya klimata, opublikovannaya v "Rossiyskoy gazete" 14 dekabrya 2005 goda [The Article by Deputy Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation Alexander Yakovenko "The Start Was Given in Montreal" on Climate Change, Published in Rossiyskaya Gazeta on December 14, 2005]. Ministerstvo inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii. Departament informatsii i pechati [The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Department of Information and Press]. Available at: http://www.mid.ru/ ns-dmo.nsf/a1c87897b58a9d2743256a550029f995/ 432569f10031eb93c32570d70024b0bd?0penDocument (accessed February 24, 2011).
32. Stenogramma otvetov Ministra inostrannykh del Rossii S.V. Lavrova na voprosy rossiyskikh SMI, Nyu-Deli, 20 oktyabrya 2008 goda [Transcript of Response by Russian Foreign Minister Sergey Lavrov to Questions from Russian Media, New Delhi, October 20, 2008]. Ministerstvo inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii. Departament informatsii i pechati [The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Department of Information and Press]. Available at:
http://www.mid.ru/nsrasia.nsf/1083b7937ae580ae 432569e7004199c2/432569d80021985fc32574ea 0041988a?OpenDocument (accessed October 22, 2008).
33. Suryanarayana P.S. Indiya i novaya igra SShA v Vostochnoy Azii [The Game of India and the United States in East Asia]. The HINDU, 2008, March 10. Available at: http://www.inoCMH.ru.
34. Untura G.A. Perspektivy vlozheniya v razvitie ekonomiki znaniy: obshcherossiyskie i regionalnye tendentsii [Prospects for Investment in the Development of the Knowledge Economy: National and Regional Trends]. Region: ekonomika i sotsiologiya, 2009, no. 1, pp. 64-84.
35. Tsalikov R.Kh. Izmeneniya klimata na Severe Rossii: opasnosti i ugrozy zhiznedeyatelnosti [Climate Change in the North of Russia: the Dangers and Threats of Life]. Region: ekonomika i sotsiologiya, 2009, no. 1, pp. 158-166.
36. Shcheglov I. Izmenenie klimata na Zemle idet gorazdo bystree, chem predskazyvalos. 16.02.2009 [Climate Change on Earth Is Much Faster Than Predicted. February 16, 2009]. RIA NOVOSTI [RIA News]. Available at: http://eco.rian.ru/discovery/ 20090216/162277026.html (accessed February 16, 2009).
37. Ekologicheskaya doktrina Rossiyskoy Federatsii: (odobr. rasporyazheniem Pravitelstva RF 31 avgusta 2002 g. №№ 1225-r) [Environmental Doctrine of the Russian Federation (Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation on August 31, 2002 no. 1225-r)]. Sovet Bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [The Security Council of the Russian Federation]. Available at: http://www.scrf.gov. ru/documents/24.html (accessed February 24, 2011).
38. A Dance for the Earth. A Dance Drama Can Also Raise Awareness About Global Warming, Finds out Sahil Koul. 13.06.2009. Pioneer. Available at: http://www. dailypioneer. com/182586/A-dance-for-the-earth.html (accessed February 24, 2011).
39. Brzezinski Z. Major Foreign Policy Challenges for the Next US President. International Affairs, 2009, vol. 85, no. 1, pp. 53-60.
40. Copenhagen Accord. 18.12.2009. United Nations Framework Convention on Climate Change. Available at: http://unfccc.int/files/meetings/cop_15/application/ pdfcop15_cph_auv.pdf (accessed February 24, 2011).
41. Council on Climate Change Constituted: Special Correspondent Report. The Hindu, 2007, June 6.
42. Global Warming Will Affect Rainfall: Pachauri. 06.04.2009. The Pioneer. Available at: http://www. dailypioneer.com/167657/Global-warming-will-affect-rainfall-Pachauri.html (accessed February 24, 2011).
43. Hurricanes, Floods Show Risks of Climate Change-UN. 01.09.2008. Thomson Reuters. Available at: http: //www. reuters. com/article/latestCrisis/ idUSL1557492 (accessed February 24, 2011).
44. India Global Warming Hot-Spot. 24.08.2008. The Pioneer. Available at: http://www.dailypioneer. com/38560/India-global-warming-hot-spot.html (accessed February 24, 2011).
45. India Loses More People to Climate Change Than Any Other Country. 06.12.2008. The Pioneer. Available at: http://www.dailypioneer.com/141106/ India-loses-more-people-to-climate-change-than-any-other-country.html (accessed February 24, 2011).
46. INDO-US Task Force to Study HFC Phase Down. 18.02.2011. Ministry of Environment & Forests (MoEF) of India. Available at: http://moef.nic.in/ downloads/public-information/Press%20Brief-on-Indo-US-HFC-Workshop.pdf (accessed February 24, 2011).
47. Jotzo F. Climate Change Economics and Policy in the Asia Pacific. Asia-Pacific Economic Literature, 2008, vol. 22, no. 2 (November).
48. Kumar V, Kumar A. Emerging Asian Giants in the Energy and Climate Debate. World Affairs. New Delhi, 2008, vol. 12, no. 1.
49. Misra R.K. Gujarat First State to Have Climate Change Department. 26.06.2009. The Pioneer. Available at: http://www.dailypioneer.com/158936/Gujarat-first-State-to-have-Climate-Change-department.html (accessed February 24, 2011).
50. National Environment Policy of India - 2006. 18.05.2006. Ministry of Environment & Forests (MoEF) of India. Available at: http://envfor.nic.in/nep/ nep2006e.pdf (accessed February 24, 2011).
51. Navita C.B. The Security Problem in South Asia: Alternative Conceptualization. Brauch H.G., ed. Globalization and Environmental Challenges. Berlin; Heidelberg; New York, 2007.
52. Seminar on Global Warming Held in Ranchi. 28.11.2008. The Pioneer. Available at: http:// www. dailypioneer. com/137411/Seminar-on-global-warming-held-in-Ranchi.html (accessed February 24, 2011).
53. Tackle Environmental Changes on Priority: Ex-Garhwal Varsity VC. 29.09.2008. The Pioneer. Available at: http://www.dailypioneer.com/29518/Tackle-environmental-changes-on-priority-Ex-Garhwal-varsity-VC.html (accessed February 24, 2011).
54. Verma N.K. Political and Economic Dimensions of Sustainable Development. WorldAffairs. New Delhi, 2008, vol. 12, no. 2, p. 164.
55. WWF predlozhil provesti v Primorye sammit po probleme zashchity tigrov [WWF Proposed to Hold the Summit on Tigers Protection in Primorye]. RIA NOVOSTI [RIA News]. Available at: http://eco.rian.ru/nature/ 20090506/170126485.html (accessed February 24, 2011).
56. Zhenhua X. Kitay v deystvii po resheniyu problemy izmeneniya klimata. 22.05.2009 [China in Action to Tackle Climate Change. May 22, 2009]. United Nations Climate Change Conference 2009 Host Country Secretariat. Available at: http:// ru.cop15.dk/news/view+news?newsid=1404 (accessed May 26, 2009).
THE OPPORTUNITIES OF RUSSIA-INDIA COOPERATION IN THE SPHERE OF ENVIRONMENTAL SAFETY
Bazanov Varfolomey Aleksandrovich
Master of Area Studies, Moscow State Institute of International Relations of Russian MIA, Candidate for a Doctor's Degree, Ludwig Maximilian University of Munich (Germany) [email protected] Geshvister-Sholl-Plaz, 1, 80539 Munich, Germany
Abstract. The given research work presents an attempt to consider the main system of indicating the Indo-Russian relations considering new problems and new challenges of the world system. Opportunities for the development of relations are presented in three contexts: within the system of international organizations, bilateral relations, multilateral relations.
The search for answer to environmental challenges creates a framework for bilateral interstate cooperation between Russian and India. Apart from the mutual monitoring of potentially dangerous situations, two countries need a broad exchange of experience and harmonization of environmental pollution measurement and standards, as well as the exchange of experience in the development of cleaner production processes and methods for cleaning up industrial emissions.
The world system witnesses the redistribution of economic power, which in future could lead to political reconfiguration. The BRIC states, that include Russia and India, have in the new situation all chances to become the most influential international association, as a center
for harmonizing the interests of new centers of the multipolar world. A common experience can help to create the variety of cooperation mechanism and make it profitable for all interactive parties. This platform is also highly important as a basis for deeper cooperation with other actors. Discussions within the BRIC format could naturally include subjects like comparative analysis of development models in various participating states, their positive and negative aspects in light of environmental protection, as well as sharing experiences of environmental management.
All participants of the global system are to reassess their role and their attitudes to global issues to resolve new types of problems. However, lack of institutional resources, lack of technological development and domestic problems prevent the new centers of power from fully addressing the global challenges.
Key words: ecology, international relations, world politics, India, Russian Federation, Kyoto Protocol, United Nations.