Научная статья на тему 'Вопросы прав человека в отношениях Индии и США'

Вопросы прав человека в отношениях Индии и США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

384
41
Поделиться
Ключевые слова
INDIA / U.S / HUMAN RIGHTS / BILATERAL RELATIONS / MODI / OBAMA / ИНДИЯ / США / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ / МОДИ / ОБАМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захаров Алексей Игоревич

В статье представлен краткий обзор отношений Индии и США в период нахождения у власти правительства Н. Моди и администрации Б. Обамы соответственно. Рассмотрена динамика развития сотрудничества после победы Бхаратия джаната парти на парламентских выборах 2014 г. в Индии, определены основные направления двусторонней повестки дня. Дана оценка состоянию американо-индийского стратегического диалога и влиянию вопросов прав человека на сотрудничество стран. Выделена наиболее острая проблема в рамках правозащитной линии Вашингтона в отношении Нью-Дели. Отмечены особенности положения индийских иммигрантов в американском обществе, их участие в формировании политики США и лоббистская деятельность. Определены проблемные аспекты и ближайшие перспективы отношений двух стран.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Захаров Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE ISSUES OF HUMAN RIGHTS IN THE INDIA-U.S. RELATIONS

The article presents a brief overview of India-U.S. relations during the period of Narendra Modi’s government and Barack Obama’s administration. The author analyzes the dynamics of cooperation development after the victory of Bharatiya Janata Party in the 2014 Parliamentary elections in India and studies the key directions of bilateral agenda. The current condition of India-U.S. strategic dialogue and the influence of human rights issues on the countries’ cooperation are characterized. Since 2014 the states’ cooperation has been growing rapidly. The bilateral investment, trade and economic interdependence have significantly increased. Some experts and mass media note that Barack Obama and Narendra Modi are having friendly relations. From a different angle, a number of agreements between countries still remain unaccomplished. For instance, the U.S. support for India’s permanent seat in the United Nations Security Council, its accession to APEC and the implementation of nuclear deal have yet to be turned into achievement. Together with strengthening the bilateral strategic dialogue, the U.S. has intensified the criticism of India’s human rights record. The main part of it includes the cases of religious intolerance, which are observed in the United States Commission on International Religious Freedom reports and the remarks given by U.S. lawmakers and official representatives, including the Ambassador to India. Washington’s careful attention to the human rights issues and religious violence in particular is one of the major irritants in the U.S.-India relations. The engagement of Indian Americans in the local U.S. politics and their lobbying efforts in the context of U.S.-India relations are revealed. The author outlines the near-terms perspectives of bilateral cooperation.

Текст научной работы на тему «Вопросы прав человека в отношениях Индии и США»

Ä®

ÉÜ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

DOI: https ://doi.org/10.15688/jvolsu4.2016.4.8

UDC 327(091)

LBC 66.4(7США+5Инд)

Submitted: 18.03.2016 Accepted: 03.09.2016

THE ISSUES OF HUMAN RIGHTS IN THE INDIA-U.S. RELATIONS

Aleksey I. Zakharov

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article presents a brief overview of India-U.S. relations during the period of Narendra Modi's government and Barack Obama's administration. The author analyzes the dynamics of cooperation development after the victory of Bharatiya Janata Party in the 2014 Parliamentary elections in India and studies the key directions of bilateral agenda. The current condition of India-U.S. strategic dialogue and the influence of human rights issues on the countries' cooperation are characterized.

Since 2014 the states' cooperation has been growing rapidly. The bilateral investment, trade and economic interdependence have significantly increased. Some experts and mass media note that Barack Obama and Narendra Modi are having friendly relations. From a different angle, a number of agreements between countries still remain unaccomplished. For instance, the U.S. support for India's permanent seat in the United Nations Security Council, its accession to APEC and the implementation of nuclear deal have yet to be turned into achievement.

Together with strengthening the bilateral strategic dialogue, the U.S. has intensified the criticism of India's human rights record. The main part of it includes the cases of religious intolerance, which are observed in the United States Commission on International Religious Freedom reports and the remarks given by U.S. lawmakers and official representatives, including the Ambassador to India. Washington's careful attention to the human rights issues and religious violence in particular is one of the major irritants in the U.S.-India relations.

The engagement of Indian Americans in the local U. S. politics and their lobbying efforts in the context of U.S.-India relations are revealed. The author outlines the near-terms perspectives of bilateral cooperation.

Key words: India, U.S., human rights, bilateral relations, Modi, Obama.

Алексей Игоревич Захаров

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлен краткий обзор отношений Индии и США в период нахождения у власти правительства Н. Моди и администрации Б. Обамы соответственно. Рассмотрена динамика развития сотрудники чества после победы Бхаратия джаната парти на парламентских выборах 2014 г. в Индии, определены основные направления двусторонней повестки дня. Дана оценка состоянию американо-индийского стратегического диК алога и влиянию вопросов прав человека на сотрудничество стран. Выделена наиболее острая проблема в рамках правозащитной линии Вашингтона в отношении Нью-Дели. Отмечены особенности положения индий-а ских иммигрантов в американском обществе, их участие в формировании политики США и лоббистская дея-* тельность. Определены проблемные аспекты и ближайшие перспективы отношений двух стран.

Ключевые слова: Индия, США, права человека, двусторонние отношения, Моди, Обама.

УДК 327(091)

ББК 66.4(7США+5Инд)

Дата поступления статьи: 18.03.2016 Дата принятия статьи: 03.09.2016

ВОПРОСЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОТНОШЕНИЯХ ИНДИИ И США

Вскоре после вступления в должность президент США Барак Обама назвал Индию «незаменимым партнером», а отношения двух стран -«ключевым сотрудничеством XXI века» [23]. Тем не менее к началу 2014 г. двусторонние связи государств заметно ослабели. Немногим раньше, в конце 2013 г., разразился дипломатический скандал, в результате которого США были вынуждены отозвать своего посла в Нью-Дели Нэнси Пауэлл. Приход к власти в Индии нового правительства 12 мая 2014 г. во главе с Нарендрой Моди представлял собой возможность оживить американо-индийские отношения.

Ожидая победы Бхаратия джаната парти (Индийской народной партии, далее - БДП) на выборах в индийский парламент, американские эксперты задавались вопросами относительно будущего страны: какой будет внешняя и внутренняя политика правительства Моди? сможет ли он провести экономические преобразования в масштабах всей страны, повторив свой успех управления штатом Гуджарат? Самой главной загадкой была позиция, которую новый глава правительства займет в отношении Соединенных Штатов. Введенный в 2005 г. запрет Нарендре Моди на въезд в США просуществовал вплоть до момента его избрания. В конгрессе США были сторонники пожизненного отказа Моди в визе. Даже когда стало ясно, что он основной претендент на победу в выборах, а значит, «будет автоматически иметь право на дипломатическую визу в качестве главы государства, независимо от цели поездки», критики индийского политика пытались найти легальные причины не допустить получение им такой возможности [12].

Отличительной особенностью пришедшей к власти Бхаратия джаната парти является ее тесная связь с религиозно-общинными организациями. Она считается политическим крылом Сангх паривар (Семьи союза) - семейства индусских националистических организаций, в которое также входят Раштрия сваямсевак сангх (Союз добровольных служителей нации, РСС) и Вишва хинду паришад (Всемирный совет индусов, ВХП). Объединяющий фактор данного объединения - идеология хиндутвы \ проповедующая индусский национализм.

Видение индийской демократии со стороны БДП заметно отличается от Индийс-

кого национального конгресса (ИНК), находившегося у власти с 2004 по 2014 год. Если ИНК выступает за секуляризм и обеспечение равными правами всех слоев населения, то БДП придерживается принципа «демократии большинства», фактически подразумевающего распределение прав пропорционально представленным группам по религиозному принципу.

Несмотря на разные политические программы двух ведущих партий Индии, американо-индийские отношения последовательно развиваются с конца 1990-х годов. В период нахождения у власти коалиции Национального демократического альянса (1998-2004) под руководством БДП двусторонние связи претерпели значительные изменения: от санкций США после проведения Индией ядерных испытаний в мае 1998 г. до «исторического» визита Б. Клинтона (в марте 2000 г.) и оформления видения «стратегического партнерства» между Дж. Бушем-мл. и А.Б. Ваджпаи в ноябре 2001 года. Приход к власти ИНК и его союзников по Объединенному прогрессивному альянсу (ОПА) в 2004 г. не изменил тенденцию развития сотрудничества США и Индии, а напротив, способствовал его укреплению. Более того, именно в этот период администрация Дж. Буша-мл. и правительство Манмохана Сингха добились одного из главных достижений в истории отношений двух стран - заключения Соглашения 123 («ядерной сделки») в 2008 году. Двустороннее взаимодействие переизбранного в 2009 г. на второй срок кабинета ОПА и администрации Б. Обамы не привело к достижению значимых результатов. Более того, стороны не смогли реализовать ряд договоренностей 2000-х гг., и в отношениях двух стран наступил период застоя.

Моди и США: новый импульс, старые проблемы

Парламентские выборы в Индии 2014 г. «...продемонстрировали, что в стране функционирует хотя и своеобразная, но в целом демократическая система власти» [1, с. 105]. Официальный Вашингтон не мог не признать их результаты. Более того, президент Обама отметил: «Индия стала примером для всего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мира в проведении крупнейших в истории демократических выборов, что является наглядной демонстрацией общих ценностей свободы и многообразия» [26]. Другим сигналом улучшения отношений двух стран стал телефонный звонок президента США, в котором он поздравил Н. Моди с победой, отметив, что «...ждет работы в тесном сотрудничестве», и пригласил нового премьер-министра Индии в Вашингтон [16].

Визит Моди в США состоялся в сентябре 2014 года. Он получился насыщенным и продуктивным: помимо встречи с президентом Обамой премьер-министр Индии пообщался с главами крупнейших американских компаний, влиятельными американцами индийского происхождения, выступил с обращением к Генеральной Ассамблее ООН, встретился с Биллом Клинтоном и его женой Хил-лари. Однако не обошлось без «негатива»: Федеральный суд Нью-Йорка вызвал индийского премьер-министра на судебный процесс в связи с обвинением в нарушении им прав человека. В качестве истца выступил Американский центр правосудия (American Justice Center). И это был не первый случай, когда индийским официальным лицам предъявлялись аналогичные иски: с этим сталкивались Манмохан Сингх и Соня Ганди во время их визитов в США. Иск не стал особой проблемой: Н. Моди обладал иммунитетом против судебных дел в отношении его, однако это известие отбросило тень на его пятидневный визит еще до его начала [25].

В целом визит способствовал «перезапуску» отношений, наполнению их новой энергией и развитию взаимодействия стран по ряду направлений. Только в области торгово-экономического сотрудничества было объявлено о совместной работе по таким инициативам индийского правительства, как «умные города» (Smart cities) и «цифровая Индия» (Digital India). Также была достигнута договоренность об увеличении участия американского частного сектора в инфраструктурных проектах в следующих секторах: водные ресурсы, санитария, электроэнергия, транспорт [2]. Самым ярким моментом поездки индийского премьер-министра в США стало его выступление на Madison Square Garden, на котором присутствовало около 18 тыс. человек, боль-

шинство которых были представителями индо-американской общины.

Индо-американцы и лоббирование проблемы прав человека

За последние годы американцы индийского происхождения стали играть значительную роль в политике США. Некоторые из них занимают важные посты в органах законодательной и исполнительной власти.

Так, незадолго до приезда индийского премьер-министра в США было объявлено о назначении нового американского посла в Индии Ричарда Вермы, американца индийского происхождения. Он вступил в должность 16 января 2015 г. и стал третьим по счету сотрудником Госдепа из числа индо-американ-цев. Любопытен тот факт, что в богатой биографии дипломатического представителя США был опыт работы в Национальном демократическом институте. Он также входил в советы директоров правозащитных организаций Clinton Foundation и Human Rights First [24]. Последняя из них была среди тех, кто обратился к американскому президенту с просьбой обратить внимание на нарушения прав человека в Индии.

Другими видными американцами индийского происхождения являются помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ниша Десаи Бисвал, губернатор штата Южная Каролина Никки Хейли, член палаты представителей от штата Калифорния Ами Бера. Кроме политических постов, у представителей индийской общины сильные позиции в бизнесе. Многие индо-американцы - исполнительные директора крупных американских компаний, таких как Google, Microsoft, PepsiCo, Adobe Systems, Mastercard, Cisco и других.

В США много гражданских активистов индийского происхождения и правозащитных сообществ, выходцев из Индии, которые выступают за права женщин, детей и религиозных меньшинств. Накануне визита Обамы в Индию одно из таких общественных движений - Сикхи за справедливость (Sikhs for Justice) - выступило с петицией, набравшей более 100 тыс. подписей. В ней представители этой организации призывали американского президента поднять вопросы геноцида в

отношении сикхов и их права на самоопределение [4]. В ноябре 2014 г. отмечалась 30-летняя годовщина гонений против сикхов, приведших к гибели около 3 тыс. человек. Human Rights Watch также обратилась с открытым письмом к президенту США с просьбой призвать правительство Индии к восстановлению справедливости в отношении жертв событий 1984 года [13].

26 января 2015 г., уже во время пребывания Обамы в Индии, американский таблоид The Hill вышел со статьей «Надо противостоять несоблюдению Индией прав человека». В ней правозащитник Сухман Дхами, соучредитель и соуправляющий организации Ensaaf, базирующейся в Калифорнии, обращал внимание на многочисленные факты нарушений прав человека в Индии: «Несмотря на наличие общих интересов в сфере борьбы с терроризмом, изменений климата и двусторонней торговли, США слишком часто замалчивают один из крупнейших моральных и политических провалов Индии - невыполнение обязательств по защите прав человека» [7]. Среди фактов нарушений Дхами перечислил «массовые» захоронения в Кашмире, частые случаи кремаций в Пенджабе, уничтоженные деревни в Чхаттисгархе.

Таким образом, в преддверии поездки в Индию администрация Барака Обамы оказалась под серьезным давлением со стороны правозащитников, призывавших американского президента обратить внимание на соблюдение прав человека в этой стране.

Визит Обамы в Индию на празднование Дня республики

Барак Обама стал первым американским президентом, который был приглашен на празднование национального праздника Индии - Дня республики. Внимание прессы и обозревателей привлек тот факт, что он также стал первым из действующих глав Белого дома, кто посетил Индию дважды, что указывает на важность индийского направления во внешнеполитическом курсе Вашингтона. Однако визит Обамы ознаменовался не только договоренностями в сфере торговли, мирного атома, изменений климата и региональной безопасности.

Одним из самых запоминающихся и противоречивых моментов поездки 44-го президента США стало его обращение к индийскому народу, сделанное им в Сири Форт в последний день визита - 27 января 2015 года. Оно было посвящено равенству людей независимо от их расовой, кастовой, половой или религиозной принадлежности, их правам и свободам. Обама последовательно затронул такие важные для индийского общества вопросы, как положение далитов 2; права женщин («каждая дочка должна иметь такие же возможности, как и сын»); свободу вероисповедания, приведя в пример статью 25 индийской Конституции («все люди имеют равное право на свободу совести и право свободно исповедовать, практиковать и распространять религию»); проблему детского труда [21]. Несмотря на то что речь американского президента была наполнена юмором, дружелюбием и ссылками на собственную историю жизни, ее определенно можно рассматривать как критику состояния прав человека в Индии.

Выступление американского президента стало неожиданным как минимум по двум причинам. Во-первых, в последние годы отношения Нью-Дели и Вашингтона развиваются очень быстро: Индия - один из крупнейших торговых партнеров США, а бизнес-сообщества двух стран активно взаимодействуют по широкому кругу направлений. В рамках ежегодного американо-индийского стратегического диалога обсуждаются актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в таких сферах, как энергетика, изменение климата, образование, безопасность и борьба с терроризмом.

Во-вторых, отношения «старейшей демократии в мире» и «крупнейшей демократии в мире» строятся на схожих принципах и ценностях, о чем не устают напоминать лидеры и официальные лица обеих стран. Ни во время «оформления» стратегического видения на XXI в. между Биллом Клинтоном и А.Б. Вад-жпаи, ни во время «стратегического партнерства» в период нахождения у власти администрации Дж. Буша-мл. официальный Вашингтон не ставил вопросы прав человека в повестку дня и не заострял на них внимание на международном уровне. Тем более данная тема не звучала в публичных выступлениях

президентов США. Вместе с тем проблемы социального и религиозного неравенства в Индии выносились на обсуждение в американском конгрессе и фигурировали в ежегодных отчетах управления Госдепартамента по вопросам демократии, прав человека и труду.

Комментируя речь Обамы о правах женщин и религиозных меньшинств, специалист Heritage Foundation по Южной Азии Лиза Кертис назвала ее «уместной». По ее мнению, премьер-министру Моди необходимо подтвердить свою приверженность религиозной свободе и показать, что он ничем не обязан тем, кто продвигает жесткую линию хиндутвы. Игнорирование этого вопроса может навредить международной репутации БДП и испортить американо-индийские отношения [5].

Вместе с тем в Соединенных Штатах мнение о критике Обамы было не столь однозначным. Выступление американского президента перед индийским народом состоялось буквально за несколько часов до его визита в Саудовскую Аравию, куда он был приглашен на похороны короля Абдуллы. Длинная речь о религиозной нетерпимости и неравноправном положении женщин в Индии сменилась публичным молчанием американского лидера в отношении подобных проблем в монархии. Это дало возможность говорить о непоследовательности политики действующей администрации США. В частности, The Washington Times назвала различие подходов президента в отношении разных стран, нарушающих права человека, «политикой двойных стандартов» [28].

Слова американского президента вызвали в Индии широкую дискуссию и стали серьезным поводом для оказания давления на Н. Моди и его партию со стороны оппозиционного Индийского национального конгресса и других политических сил. Спустя неделю после возвращения Обамы в своем выступлении перед журналистами из разных стран старший директор по южноазиатским делам Совета национальной безопасности США Фил Рейнер подвел итоги поездки президента и поделился перспективами отношений двух стран. На вопрос журналиста «Хиндустан Таймс» о причине появления комментариев Обамы, которые, по его словам, были своеобразным «прощальным выстрелом» и оставили неприятное ощущение, Ф. Рейнер отме-

тил, что речь американского президента была «неправильно истолкована» [19].

Объяснения представителя Белого дома выглядели неубедительно, учитывая тот факт, что на выступлении в Сири Форт комментарии Обамы о состоянии прав человека в Индии не закончились. Во время национального молитвенного завтрака - традиционной встречи представителей разных религий и политической и деловой элиты США, в которой принимают участие и иностранные гости, американский президент вновь вернулся к своей поездке. Он отметил, что Индия - «...невероятная, красивая страна, полная чудесного многообразия, но в то же время это место, где в последние годы религиозные культы всех типов находились под ударом со стороны людей других религий, просто ввиду их наследия или верований». Он также добавил, что эти «акты религиозной нетерпимости шокировали бы Ганди, человека, который содействовал освобождению этой страны» [22].

В американской политической среде нет единого подхода к проблеме несоблюдения прав человека в Индии. Несмотря на наличие ряда законодателей, выступающих с критикой по данному вопросу, в конгрессе США действует индийское лобби, которое с момента своего основания в 1993 г. обрело значительное влияние. В конце января группа американских конгрессменов, представляющих кокус по Индии, подготовила резолюцию о «демократичности» индийской Конституции и необходимости укреплять отношения двух государств. В тексте законопроекта указывалось на участие «многочисленных этнических групп, меньшинств и представителей религий - индусов, мусульман, христиан - в управлении Индией» [8]. Таким образом, данная резолюция стала своеобразным противовесом информационному полю, созданному правозащитными организациями и СМИ, и противоречила заявлениям президента Обамы.

Тем не менее позже стало ясно, что правозащитная линия и тема религиозной свободы будут иметь приоритет в индийской политике администрации Обамы. В интервью индийскому порталу rediff.com американский посол в Нью-Дели Р. Верма отметил, что США и в дальнейшем будут поднимать вопросы прав человека и свободы вероиспове-

даний, а также пристально следить за их выполнением, так как они являются важным элементом повестки дня [27].

Критика США вкупе с давлением со стороны оппозиционных сил оказала определенное влияние на правительство Моди и заставила премьер-министра прервать свое молчание по поводу проведения агрессивной кампании «Гхар Вапаси»3 индусским националистическим движением Сангх паривар и ряду эпизодов атак на церкви. Выступая на мероприятии, посвященном чествованию католических святых, лидер Индии заявил: «Мое правительство обеспечит полную свободу вероисповедания и неоспоримое право каждого на сохранение или принятие религии по его или ее выбору без принуждения или незаконного воздействия» [17].

Деятельность Комиссии США по международной религиозной свободе в отношении Индии

Права религиозных меньшинств - наиболее острое направление правозащитной линии Вашингтона в отношении Индии. Это связано не только с тем, что данная тема была дважды за короткий срок упомянута президентом Обамой в его публичных выступлениях, но во многом с деятельностью Комиссии США по международной религиозной свободе (United States Commission on International Religious Freedom, USCIRF).

Так получилось, что во время пребывания у власти администрации Б. Обамы деятельность комиссии стала особенно актуальной. Накануне визита американского президента в Индию в 2010 г. эта организация обратилась к нему с открытым письмом, призывавшим публично выразить озабоченность насилием в отношении религиозных общин и связанных с ним нарушений прав человека. Также USCIRF призывала Обаму включить эти вопросы в двустороннюю повестку дня, чтобы их обсуждение продолжилось и после окончания официального визита [18]. Однако данный вопрос в ходе переговоров и официальных мероприятий с участием лидеров двух стран не поднимался.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В мае 2013 г. Комиссия выступала с призывом продлить визовый запрет в отношении

Н. Моди (на тот момент главного министра Гуджарата), указав, что имеются «значительные доказательства» его причастности к событиям 2002 года [18]. Ее ежегодный отчет от 2015 г., содержавший обвинения и примеры нарушений прав религиозных меньшинств, выражавшихся в насильственных обращениях в индуизм и притеснениях со стороны радикальных групп, таких как РСС и ВХП, вызвал в Индии волну возмущения. Официальный представитель министерства иностранных дел Викас Сваруп заявил, что «...отчет основан на ограниченном понимании Индии, ее Конституции и общества. Мы его не принимаем во внимание» [15].

Недовольство правительства Моди понятно: в отчете американской комиссии содержатся недвусмысленные намеки на связь праворадикальных индусских организаций с правящей Бхаратия джаната парти. Постоянно поднимая тему событий в Гуджарате 2002 г. и их связь с действующим премьер-министром, а также отмечая, что в адрес сообществ религиозных меньшинств звучали уничижительные комментарии со стороны представителей БДП, USCIRF фактически дискредитирует находящуюся у власти в стране партию. Неудивительно, что членам организации не раз было отказано в индийской визе.

Права человека и будущее

сотрудничества двух государств

Определенное противостояние между делегациями двух стран произошло на заседании Совета ООН по правам человека в Женеве 11 мая 2015 года. В ответ на презентацию Соединенных Штатов, в которой речь коснулась, в том числе, и ситуации с соблюдением прав человека в Индии, индийский посол при организации Аджит Кумар отметил, что «...чрезмерное применение силы со стороны американских правоохранительных органов и недостатки их функционирования представляют собой повод для озабоченности» [11]. На этом претензии представителя индийской делегации не закончились. Кумар посоветовал США создать собственную национальную комиссию по правам человека (подобную той, которая есть в Индии, хотя ее полномочия, по мнению американцев, ограни-

чены). Он также призвал Вашингтон немедленно ратифицировать конвенции по правам ребенка (CRC), исключению насилия в отношении женщин (CEDAW) и по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR). Кроме этого представитель Индии выразил надежду, что США примут адекватные шаги для обеспечения равенства полов на рабочих местах, защиты женщин от всех форм насилия и улучшения возможностей для детей из этнических меньшинств в сферах образования и здравоохранения [11].

Обмен колкостями не отразился на отношениях двух стран. Более того, в ходе визита индийской делегации в США в сентябре 2015 г. стороны дали старт «Стратегическому и коммерческому диалогу». Этот форум стал продолжением запущенного в 2009 г. «Стратегического диалога», основной целью которого было обсуждение вопросов региональной безопасности, экономического и военного сотрудничества, торговли и изменений климата.

Новая площадка для дискуссий должна способствовать экономическому росту, созданию новых рабочих мест, улучшению инвестиционного климата и укреплению среднего класса в обеих странах. Объявляя о ее «запуске», госсекретарь Джон Керри заявил: «Стратегический и коммерческий диалог - один из важнейших, которые есть у США с какой-либо из стран планеты. Мы являемся крупнейшей и старейшей демократиями. Мы страны инновации и возможности. Мы одинаково мыслим. Мы верим в права человека и возможности для людей. В наших странах невероятное многообразие и толерантность» [20].

Сентябрьский визит Моди в США был важным с точки зрения не только встречи с президентом Обамой, но и посещения Кремниевой долины для продвижения в Соединенных Штатах интересов кампаний Digital India и Skill India. По выражению эксперта по Южной Азии Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Алисы Эйрес, американская повестка премьер-министра переплетается с вопросами внутренней экономической реформы. «Трудности» индийской демократии делают продолжающуюся либерализацию экономики процес-

сом, медленно продвигающимся, но идущим по нарастающей [3].

Между тем в самой Индии в это время набирал обороты скандал, получивший наименование «линчевание в Дадри»4. Он вызвал широкий общественный резонанс и сопровождался рядом протестных акций. В знак возмущения отсутствием религиозной терпимости некоторые известные общественные деятели, популярные актеры, писатели и поэты возвращали полученные национальные премии за достижения в своих областях деятельности. Критика коснулась Бхаратия джаната парти и лично Нарендры Моди. Премьер-министра критиковали за молчание в отношении нападения на представителей религиозных меньшинств, которое было расценено как поощрение политики хиндутвы [14].

Произошедший в Дадри эпизод и последовавшие за ним протестные акции широко освещались зарубежными и американскими СМИ. Известный британский писатель и журналист индийского происхождения Аатиш Та-сир в интервью The Times of India отметил, что на международном уровне и в США, в частности, скандал был воспринят крайне негативно, особенно среди представителей либеральной прессы. По его словам, «...данные СМИ обладают в Америке очень большим влиянием, поэтому в случае продолжения подобных инцидентов в Индии и прихода к власти кандидата от Демократической партии с их стороны будет серьезное давление в отношении изоляции Моди» [9].

В середине октября 2015 г. Госдепартамент США опубликовал ежегодный отчет о международной религиозной свободе. В нем утверждалось, что в 2014 г. Индия столкнулась с произошедшими на религиозной почве убийствами, арестами и беспорядками [10]. Вслед за публикацией отчета последовали комментарии специального представителя Соединенных Штатов по международной религиозной свободе Дэвида Саперстейна о том, что США будут призывать правительство Моди превращать идеалы терпимости и гражданского порядка в реальность по всей стране. Он также обратился к речи Обамы в Сири Форт, отметив, что американский президент настоятельно призывал к предотвращению раскола Индии на религиозной основе. Доба-

вив, что для процветания страны необходимо решать эту проблему, Д. Саперстейн заявил: «Мы продолжаем подталкивать индийское правительство к принятию шагов по улучшению условий, чтобы каждое сообщество, являющееся меньшинством и уязвимое в определенных сферах, имело защиту» [10].

Ответ официального Нью-Дели не заставил себя долго ждать, однако он был сдержанным: «Отчет является внутренним для американской администрации. Широко известно, что Конституция Индии гарантирует равные религиозные, социальные, политические права всем гражданам, включая меньшинства. Любые нарушения решаются нашим внутренним процессом, который включает судебную власть, открытую прессу, гражданское общество, Национальную комиссию по правам человека». При этом индийские СМИ расценили официальную реакцию страны как «преуменьшение значения отчета» [10].

Не остались без внимания США и про-тестные акции, связанные с упоминаемым выше инцидентом в Дадри. Выступая с лекцией «Демократические ценности и жестокий экстремизм» в Международном фонде Виве-кананда, заместитель госсекретаря по гражданской безопасности, демократии и правам человека Сара Севалл подчеркнула необходимость положить конец «удушающим предписаниям». По ее словам, «...обеспечение свободы требует не только контроля соблюдения законов. Это означает - как для простых граждан, так и публичных лиц - активно и откровенно высказывать свое мнение. Молчание может поощрять преступников» [6]. Комментарии представителя Госдепартамента США приобретают особое значение на фоне звучавшей в адрес Н. Моди критики и демонстрируют курс Вашингтона на поддержку гражданского общества в Индии.

***

С одной стороны, современные американо-индийские отношения активно развиваются: сотрудничество охватывает все новые и новые сферы, крепнет экономическая взаимозависимость, двусторонние инвестиции и товарооборот. Внимание некоторых обозревателей и средств массовой информации

привлекают дружеские взаимоотношения, которые сложились между лидерами двух государств.

С другой стороны, ошибочно переносить символические жесты дружбы на реальное состояние двусторонних отношений. Многие направления сотрудничества так и остаются символами. Например, поддержка США места Индии в Совете Безопасности ООН. Из года в год данная строка фигурирует в совместных заявлениях, но так и не получает своего развития. Заключенная в 2008 г. «ядерная сделка» пока остается нереализованной. Возможно, администрация Обамы постарается совершить прорыв в данном направлении, тем более учитывая активную политику Моди в области энергетики. Однако вероятнее всего, что данный вопрос останется для рассмотрения следующему президенту США.

Несмотря на высказанную поддержку со стороны Обамы (в ходе визита в январе 2015 г.) интереса Индии к вступлению в АТЭС, никакого развития этого направления также не последовало. Неясны перспективы участия Индии в проекте Транстихоокеанского партнерства. Во-первых, в стране идет активная дискуссия по поводу выгод присоединения к данному проекту. Во-вторых, требования США, связанные с защитой интеллектуальных прав, прав рабочих и окружающей среды, трудновыполнимы для Индии и остаются предметом двусторонних разногласий.

Одновременно с укреплением стратегического диалога между странами Вашингтон усилил критику состояния прав человека в Индии. Несмотря на тот факт, что в Индии периодически происходят нарушения прав женщин, детей и далитов, наиболее острым направлением стали права религиозных меньшинств. По данному вопросу в США сформировались целые институты в лице специализированной комиссии и спецпредставителя Госдепартамента по международной религиозной свободе, ряда конгрессменов, а также сообществ индо-американцев. В определенном смысле большое внимание к данному вопросу приковано в связи с идеологией БДП и прошлым Нарендры Моди. Однако стоит заметить, что после произошедших в 2002 г. мусульманских погромов США ввели санкции в отношении индийского политика лишь

спустя три года. Тогда многие обозреватели объясняли это тесным сотрудничеством между администрацией Буша-мл. и Бхаратия джаната парти. Нынешняя американская администрация не сдерживает себя в оценке происходящих в Индии нарушений прав человека, что заставляет сделать вывод о попытках Соединенных Штатов использовать правозащитную линию в качестве рычага политического воздействия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В переводе с санскрита - «индусскость».

2 «Неприкасаемые», или «далиты», в современной Индии составляют более 160 млн человек [1, с. 105].

3 Серия религиозных мероприятий по обращению в индуизм, организованных индусскими националистическими организациями.

4 28 сентября 2015 г. в г. Дадри, штат Уттар-Прадеш толпа атаковала мусульманскую семью, убив 52-летнего мужчину. Поводом стали слухи об убийстве семьей коровы и ее последующем съедении

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кашин, В. Парламентские выборы в Индии: новые политические реалии / В. Кашин, Т. Шаумян // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - №> 11. - С. 104-114.

2. A read out of Indian Prime Minister Modi's recent visit to the United States. - Electronic text data. -Mode of access: http://fpc.state.gov/232470.htm (date of access: 24.01.2016). - Title from screen.

3. Ayres, A. PM Modi in US, take two / A. Ayres // The Indian Express. - 2015. - Sept. 25.

4. Barack Obama asked to raise issues of Sikhs during India visit. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.dnaindia. com/india/report-barack-obama-asked-to-raise-issues-of-sikhs-during-india-visit-2047369 (date of access: 01.02.2016). - Title from screen.

5. Curtis, L. Takeaways from the Obama visit / L. Curtis // The Hindu. - 2015. - Jan. 30.

6. Dadri lynching: US against 'silence' // Deccan Chronicle. - 2016. - Jan. 14.

7. Dhami, S. Confront India on poor human rights record / S. Dhami. - Electronic text data. - Mode of access: http://thehill.com/blogs/congress-blog/ foreign-policy/230594-confront-india-on-poor-human-rights-record (date of access: 19.01.2016). - Title from screen.

8. H.Res. 52: Expressing the sense of the House of Representatives regarding the democratic Constitution of the Republic of India and United States-India relations on India's Republic Day. 114th Congress, 1st Session. Jan. 27. - Washington, DC : GPO, 2015.

9. If intolerance continues, US liberal press will isolate Modi again - Indian writers returning awards are right: Aatish Taseer // The Times of India. - 2015. -Oct. 26.

10. India hits back after US snub on intolerance // India Today. - 2015. - Oct. 16.

11. India suggests US set up National Human Rights Commission. - Electronic text data. - Mode of access: http://thewire.in/2015/05/12/india-suggests-us-set-to-up-national-human-rights-commission-1540/ (date of access: 27.01.2016). - Title from screen.

12. Janmohamed, Z. Congressional report strengthens case for future U. S. visa for Modi / Z. Janmohamed // The New York Times. - 2014. - March 31.

13. Joint letter to President Obama re: the 30th anniversary of Anti-Sikh attacks in India. - Electronic text data. - Mode of access: https://www.hrw.org/news/ 2014/11/04/joint-letter-president-obama-re-30th-anniversary-anti-sikh-attacks-india (date of access: 20.01.2016). - Title from screen.

14. Mehra, C. The who, what and where of Dadri / C. Mehra // The Hindu. - 2015. - Oct. 13.

15. Modi govt rejects US report on minorities, says it's based on 'limited understanding of India' // Firstpost. - 2015. - May 1.

16. Obama calls India's Modi, invites him to visit US. - Electronic text data. - Mode of access: http:// www.foxnews.com/politics/2014/05/16/obama-sends-congratulations-to-india-modi.html (date of access: 30.01.2016). - Title from screen.

17. PM Narendra Modi breaks his silence, says govt will ensure undeniable right to retain, adopt religion of choice // The Indian Express. - 2015. - Febr. 18.

18. Rajgatta, C. US panel calls for continued ban on Narendra Modi, slams India on religious freedom / C. Rajgatta // The Times of India. - 2013. - May 1.

19. Readout from President Obama's trip to India: perspectives on U.S.-India relations. - Electronic text data. - Mode of access: http://fpc.state.gov/ 237176.htm (date of access: 05.02.2016). - Title from screen.

20. Remarks at the U.S.-India strategic and commercial dialogue summit reception. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.state.gov/ secretary/remarks/2015/09/247137.htm (date of access: 01.02.2016). - Title from screen.

21. Remarks by President Obama in address to the people of India // The White House. - Electronic text data. - Mode of access: https://www.whitehouse. gov/the-press-office/2015/01/27/remarks-president-

obama-address-people-india (date of access: 23.01.2016). - Title from screen.

22. Remarks by the President at National Prayer Breakfast // The White House. - Electronic text data. -Mode of access: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/02/05/remarks-president-national-prayer-breakfast (date of access: 23.01.2016). - Title from screen.

23. Remarks by the President to the Joint Session of the Indian Parliament in New Delhi, India. -Electronic text data. - Mode of access: https:// www.whitehouse.gov/the-press-office/2010/11/08/ remarks-president-joint-session-indian-parliament-new-delhi-india (date of access: 27.01.2016). - Title from screen.

24. Roy, S. Richard Verma named new US ambassador to India / S. Roy // Indian Express. - 2014. -Sept. 20.

25. Sharma, R. Hits and misses of Indian PM Modi's US visit / R. Sharma. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.rt.com/op-edge/192992-modi-visit-obama-us-india/ (date of access: 25.01.2016). - Title from screen.

26. Statement by the President on the conclusion of Indian elections. - Electronic text data. - Mode of access: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/ 2014/05/12/statement-president-conclusion-indian-elections (date of access: 16.02.2016). - Title from screen.

27. US envoy: 'Human rights, religious freedom are issues we are going to raise'. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.rediff.com/news/ interview/us-envoy-human-rights-religious-freedom-are-issues-well-raise/20150330.htm (date of access: 09.02.2016). - Title from screen.

28. Wolfgang, B. Obama pushes gender equality in India, but not in Saudi Arabia / B. Wolfgang // The Washington Times. - 2015. - Jan. 27.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kashin V., Shaumyan T. Parlamentskie vybory v Indii: novye politicheskie realii [Parliamentary Elections in India: the New Political Realities].

Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otno-sheniya, 2014, no. 11, pp. 104-114.

2. A Read Out of Indian Prime Minister Modi's Recent Visit to the United States. Available at: http:// fpc.state.gov/232470.htm. (accessed January 24, 2016).

3. Ayres A. PM Modi in US, Take Two. The Indian Express, 2015, September 25.

4. Barack Obama Asked to Raise Issues of Sikhs During India Visit. Available at: http://www.dnaindia.com/ india/report-barack-obama-asked-to-raise-issues-of-sikhs-during-india-visit-2047369. (accessed February 1, 2016).

5. Curtis L. Takeaways From the Obama Visit. The Hindu, 2015, January 30.

6. Dadri Lynching: US Against ' Silence'. Deccan Chronicle, 2016, January 14.

7. Dhami S. Confront India on Poor Human Rights Record. Available at: http://thehill.com/blogs/congress-blog/foreign-policy/230594-confront-india-on-poor-human-rights-record. (accessed January 19, 2016).

8. H.Res. 52: Expressing the Sense of the House of Representatives Regarding the Democratic Constitution of the Republic of India and United States-India Relations on India's Republic Day. 114th Congress, 1st Session, January 27. Washington, DC, GPO, 2015.

9. If Intolerance Continues, US Liberal Press Will Isolate Modi Again - Indian Writers Returning Awards Are Right: Aatish Taseer. The Times of India, 2015, October 26.

10. India Hits Back After US Snub on Intolerance. India Today, 2015, October 16.

11. India Suggests US Set Up National Human Rights Commission. Available at: http://thewire.in/ 2015/05/12/india-suggests-us-set-to-up-national-human-rights-commission-1540/. (accessed January 27, 2016).

12. Janmohamed Z. Congressional Report Strengthens Case for Future U.S. Visa for Modi. The New York Times, 2014, March 31.

13. Joint Letter to President Obama Re: the 30th Anniversary of Anti-Sikh Attacks in India. Available at: https://www.hrw.org/news/2014Z11/04/joint-letter-president-obama-re-30th-anniversary-anti-sikh-attacks-india. (accessed January 20, 2016).

14. Mehra C. The Who, What and Where of Dadri. The Hindu, 2015, October 13.

15. Modi Govt Rejects US Report on Minorities, Says It's Based on 'Limited Understanding of India'. Firstpost, 2015, May 1.

16. Obama Calls India'sModi, Invites Him to Visit US. Available at: http://www.foxnews.com/politics/ 2014/05/16/obama-sends-congratulations-to-india-modi.html. (accessed January 30, 2016).

17. PM Narendra Modi Breaks His Silence, Says Govt Will Ensure Undeniable Right to Retain, Adopt Religion of Choice. The Indian Express, 2015, February 18.

18. Rajgatta C. US Panel Calls for Continued Ban on Narendra Modi, Slams India on Religious Freedom. The Times of India, 2013, May 1.

19. Readout From President Obama's Trip to India: Perspectives on U.S.-India Relations. Available at: http://fpc.state.gov/237176.htm. (accessed February 5, 2016).

20. Remarks at the U.S.-India Strategic and Commercial Dialogue Summit Reception. Available at: http://www. state.gov/secretary/remarks/2015/09/ 247137.htm. (accessed February 1, 2016).

21. Remarks by President Obama in Address to the People of India. The White House. Available at: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/ 01/27/remarks-president-obama-address-people-india. (accessed January 23, 2016).

22. Remarks by the President at National Prayer Breakfast. The White House. Available at: https:// www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/02/05/ remarks-president-national-prayer-breakfast. (accessed January 23, 2016).

23. Remarks by the President to the Joint Session of the Indian Parliament in New Delhi, India. Available at: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2010/ 11/08/remarks-president-joint-session-indian-parliament-new-delhi-india. (accessed January 27, 2016).

24. Roy S. Richard Verma Named New US Ambassador to India. Indian Express, 2014, September 20.

25. Sharma R. Hits and Misses of Indian PM Modi s US Visit. Available at: http://www.rt.com/op-edge/192992-modi-visit-obama-us-india/. (accessed January 25, 2016).

26. Statement by the President on the Conclusion of Indian Elections. Available at: https:// www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/05/12/ statement-president-conclusion-indian-elections. (accessed February 16, 2016).

27. US Envoy: 'Human Rights, Religious Freedom Are Issues We Are Going to Raise'. Available at: http://www.rediff.com/news/interview/us-envoy-human-rights-religious-freedom-are-issues-well-raise/ 20150330.htm. (accessed February 9, 2016).

28. Wolfgang B. Obama Pushes Gender Equality in India, but not in Saudi Arabia. The Washington Times, 2015, January 27.

Information About the Author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aleksey I. Zakharov, Postgraduate Student, Department of International Relations, Political Science and Area Studies, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, alex 07 cool@mail.ru, nnsh@volsu.ru.

Информация об авторе

Алексей Игоревич Захаров, аспирант кафедры международных отношений, политологии и регионоведения, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, alex 07 cool@mail.ru, nnsh@volsu.ru.