Научная статья на тему 'Брендинг территорий как инструмент привлечения туристов в города, входящие в Малое Золотое кольцо'

Брендинг территорий как инструмент привлечения туристов в города, входящие в Малое Золотое кольцо Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
703
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / БРЕНД / ОСОБЕННОСТИ / МАЛОЕ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО / ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ / РАЗВИТИЕ / СОВРЕМЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / TOURISM / BRAND / FEATURES / SMALL GOLDEN RING / ATTRACTIONS OF THE VLADIMIR REGION / DEVELOPMENT / MODERN REALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Глушкова Анастасия Сергеевна

Данная статья посвящена современным проблемам привлечения туристов в города Владимирской области посредством создания территориального бренда Малое Золотое кольцо, а также отдельных брендов в его составе. В статье особое внимание уделяется терминологии бренда и всех его составляющих, важности внедрения новационных брендовых технологий для привлечения молодёжного сегмента, анализу существующих культурно-инфраструктурных особенностей городов, входящих в Малое Золотое кольцо, совместной деятельности государственной власти, региональных органов и органов местного самоуправления в области туризма, а так же организаций, имеющих прямое отношение к туризму (туроператоры, коллективные средства размещения, предприятия питания, музеи и др.) для создания бренда, а также экономически-благоприятной обстановки для его развития и функционирования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Branding of territories as a tool for attracting tourists to the cities included in the Small Golden Ring

This article is devoted to modern problems of attracting tourists to the cities of the Vladimir region through the creation of the territorial brand the Small Golden Ring and the importance of tourism development in small cities of Russia. The article pays special attention to the terminology of the brand and all its components, the importance of introducing innovative brand technologies to attract the youth segment, analysis of the existing cultural and infrastructural characteristics of the cities included in the Small Golden Ring, joint activities of state authorities, regional and local governments in the field of tourism , as well as organizations directly related to tourism (tour operators, collective accommodation facilities, catering establishments, museums, etc.) for creatimg a brand, as well as cost-favorable environment for its development and operation in the region.

Текст научной работы на тему «Брендинг территорий как инструмент привлечения туристов в города, входящие в Малое Золотое кольцо»

Брендинг территорий как инструмент привлечения туристов в города, входящие в

Малое Золотое кольцо

Branding of territories as a tool for attracting tourists to the cities included in the Small

Golden Ring

Глушкова Анастасия Сергеевна

Магистр, Санкт-Петербургский Государственный Университет

Россия, Санкт-Петербург glushkova-nastyusha@inbox.ru

Glushkova Anastasia Sergeevna

Magister, Saint Petersburg State University Russia, Saint- Petersburg glushkova-nastyusha@inbox.ru

Аннотация.

Данная статья посвящена современным проблемам привлечения туристов в города Владимирской области посредством создания территориального бренда Малое Золотое кольцо, а также отдельных брендов в его составе. В статье особое внимание уделяется терминологии бренда и всех его составляющих, важности внедрения новационных брендовых технологий для привлечения молодёжного сегмента, анализу существующих культурно-инфраструктурных особенностей городов, входящих в Малое Золотое кольцо, совместной деятельности государственной власти, региональных органов и органов местного самоуправления в области туризма, а так же организаций, имеющих прямое отношение к туризму (туроператоры, коллективные средства размещения, предприятия питания, музеи и др.) для создания бренда, а также экономически-благоприятной обстановки для его развития и функционирования в регионе.

Annotation.

This article is devoted to modern problems of attracting tourists to the cities of the Vladimir region through the creation of the territorial brand the Small Golden Ring and the importance of tourism development in small cities of Russia. The article pays special attention to the terminology of the brand and all its components, the importance of introducing innovative brand technologies to attract the youth segment, analysis of the existing cultural and infrastructural characteristics of the cities included in the Small Golden Ring, joint activities of state authorities, regional and local governments in the field of tourism , as well as organizations directly related to tourism (tour operators, collective accommodation facilities, catering establishments, museums, etc.) for creatimg a brand, as well as cost-favorable environment for its development and operation in the region.

Ключевые слова: туризм, бренд, особенности, Малое Золотое кольцо, достопримечательности Владимирской области, развитие, современная реальность.

Key words: tourism, brand, features, Small Golden Ring, attractions of the Vladimir region, development, modern reality.

Современная Россия обладает большим количеством туристических ресурсов и направлений туристической деятельности по всей территории. Каждое из этих направлений изобилует множеством различных туристических маршрутов. Один и тот же маршрут может иметь различные вариации, в зависимости о того, какую цель и задачи преследуют туристы. На сегодняшний день стоит вопрос о необходимости по-новому представить классические турпродукты (маршруты) на современном рынке через новационные брендовые технологии и это позволит расширить потребительский интерес, особенно через привлечение молодёжного сегмента.

Особой популярностью и любовью туристов пользуется туристический маршрут «Золотое кольцо

России», которому в 2017 году исполнилось 50 лет. Данный маршрут включает в себя древние города, в которых

сохранились средневековые крепости, памятники церковного и гражданского зодчества XII-XIX веков. Маршрут

популярен не только из-за уникальных достопримечательностей, но и благодаря транспортной доступности и

удобному расположению городов Золотого кольца относительно друг друга. Однако, несмотря на его почти

44

вековую историю, даже такой маршрут требует изменений, чтобы поддерживать интерес туристов и привлекать даже тех, кто уже посещал города, входящие в этот маршрут. Традиционно в состав Золотого Кольца России входят восемь городов - Владимир, Иваново, Кострома, Переславль-Залесский, Ростов, Сергиев посад, Суздаль и Ярославль [7].

Обновление является необходимым аспектом для дальнейшего успешного развития. Однако важно, чтобы маршрут, в который будут входить новые города, сохранял посыл прежнего маршрута -продемонстрировать древнерусские города, способные показать период становления русской и российской государственности через сохранившиеся в них памятники архитектуры и произведения искусства. Владимирская область одна из немногих, способна не только сохранить этот посыл, но и передать его так, чтобы перед туристом через культурно-историческое наследие раскрывались этапы развития Руси и ее стороны. Владимир - Русь белокаменная, Суздаль - Русь православная, Юрьев-Польский - Русь опольная, Александров - Русь царская, Гороховец - Русь купеческая, Муром - Русь богатырская, Гусь-Хрустальный - Русь мастеровая, Вязники - Русь мелодичная. Каждое заявленное направление подкреплено историей города, памятниками, музеями, особой атмосферой, что является основой для создания бренда.

Именно поэтому в рамках программы государственной поддержки развития туризма во Владимирской области в 2001-2004 гг. был разработан проект Малого Золотого кольца, который включает в себя интересные города Владимирского региона. Данный проект направлен на развитие туристско-рекреационного комплекса Владимирской области; повышение качества туристских услуг; продвижение туристского продукта Владимирской области на мировом и внутреннем туристских рынка [1]. На сегодняшний день было разработано постановление Администрации Владимирской области «Поддержка развития внутреннего и въездного туризма во Владимирской области на 2016-2020 годы». В нем сформулированы конкурентные преимущества Владимирской области перед другими регионами [2]. Это очень важно с точки зрения привлечения туристов, так как сегодня многие города уступают таким туристическим «гигантам» как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ярославль и другие. Согласно данному постановлению, регион обладает следующими конкурентными преимуществами:

- выгодное географическое положение,

- богатое культурно-историческое наследие: уникальные памятники древнерусской архитектуры, 10 из которых включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, более 3,5 тысяч памятников истории и культуры, из них: 2569 памятников архитектуры и градостроительства, 759 памятников археологии; 230 памятников истории; 25 памятников искусства,

- Владимир и Суздаль входят в крупнейший туристический маршрут России «Золотое Кольцо России»,

- наличие развитой системы музейного показа,

- богатое духовное наследие,

- наличие промышленного потенциала для развития индустриального и делового туризма [2].

Наличие данных преимуществ дало толчок к регистрации товарного знака "Малое Золотое кольцо",

который поможет повысить туристскую привлекательность региона и увеличь туристский поток. Данный товарный знак даст возможность сделать узнаваемыми города Владимирской области (Александров, Юрьев-Польский, Суздаль, Вязники, Гороховец, Муром, Гусь-Хрустальный, Владимир), включить в туристский оборот новые объекты показа, а также объединить турпродукты региона в единый бренд. Ведь города области имеют свои «визитные карточки», то есть, то, чем славится город. Однако туристический бренд - это высшая степень узнаваемости туристического продукта на рынке и данное понятие нельзя применять к каждой «визитной

карточке» города. Без правильной программы маркетинга и брендинга невозможно продвинуть и превратить его в бренд. Именно такая проблема наблюдается в городах Малого золотого кольца - большинство предполагаемых брендов не являются «раскрученными» с учетом современных маркетинговых технологий и запросов рынка. Актуальность проблематики заключается в том, что сейчас идёт активное превращение городов, имеющих «изюминки», в города, которые будут иметь собственные развитые бренды, объединённые в единый маршрут, который поможет развитию региона не только с экономической точки зрения, но и с социальной. Ведь создание «раскрученного» бренда способствует развитию туриндустрии, что в свою очередь способствует созданию новых рабочих мест, ускоряет дорожное строительство, стимулирует производство всех видов транспортных средств, создаёт новые места для проведения досуга, а также даёт возможность создать локальную национальную идею, которая будет объединять и сплачивать жителей региона.

Понятие «Бренд» происходит, как считают, от латинского brand - клеймо или от скандинавского brandr -жечь, выжигать. С древних времен клейма (бренда) удостаивался только высококачественный товар [8]. В туристической отрасли данная трактовка подходит как нельзя кстати. Потому что, чем лучше объект показа/событийное мероприятие/культовый объект, тем он больше развивается, «раскручивается» и становится известен для широкого круга туристов, зачастую не только на территории своей страны, но и за ее пределами. В конечном итоге данный туристический продукт, действительно, становится высококлассным и занимает свою нишу в туристическом сегменте региона, города или страны. В целом, под туристическим брендом подразумевают известный объект или комплекс объектов природного, культурно-исторического наследия, а также маршрут, охватывающий посещение данных объектов, уникальные события, ремесла, услуги, занятия, привлекающие к себе большой поток туристов [8]. Обещание потребителям желаемых потребительских качеств и умение демонстрировать конкурентные преимущества - это та основная идея, которая лежит в основе бренда, в том числе туристического.

Помимо понятия бренд, также выделяется и используется понятие брендинг. Брендинг - это процесс формирования и управления брендом; комплексная программа, которая направлена на позиционирование территорий и повышение их потребительской ценности. Цель брендинга - обеспечение присутствия бренда региона в информационном пространстве, обеспечение узнаваемости бренда [9]. Впервые данное понятие появилось в 2002 году в речи Саймона Анхольта - первого исследователя национального брендинга. Оно подразумевало под собой комплекс мероприятий, направленных на формирование имиджа региона, города и отдельного места. В конечном счете данное понятие стало дифференцироваться и привело к появлению термина - территориальный брендинг, который чаще всего используется в туристической сфере. На сегодняшний день территориальный брендинг может помочь решению таких важных задач как: создать позитивный имидж территории, привлечь новых туристов, сделать территорию привлекательной для инвесторов, улучшить качество жизни местных жителей и удержать их на территории [9].

В век рекламы и интерактивных технологий появилось еще одно понятие - брендирование. Брендирование — это одно из направлений рекламы, которое работает на улучшение имиджа компании, путем нанесения рекламной информации на различные поверхности (транспорт, витрины, оборудование) [9]. Проще говоря, бренд - это единое обозначение набора товаров и услуг, брендинг - процесс создания и продвижения бренда, а брендирование - это реализация бренда и реклама.

В целом, создание туристских брендов рассматривается как комплексное инвестирование в рекреационный потенциал территории [4]. Оно предполагает, как формирование информационного поля, так и создание инфраструктуры, внедрение новых стандартов качества обслуживания, обучение и повышение

квалификации персонала. Эффективность этих процессов в рыночных условиях зависит, прежде всего, от целенаправленной работы туроператоров. Опыт некоторых территорий (г. Мышкин Ярославской области -«классический провинциальный город», Великий Устюг - «родина Деда Мороза» и др.) показывает, что грамотное использование бренда может вызвать усиленное развития туристской индустрии. Главная проблема брендов и брендинга заключается в том, что нет четкого осознания того, что подразумевают под собой эти понятия и какие действия должны быть предприняты для их реализации. Бренд - это устоявшийся туристический продукт за годы плодотворной работы целой команды: администрации города или района, комитета по туризму, РЯ-менеджеров, маркетологов, социологов и т.д. Нельзя выбрать какой-то памятник или событие и сразу назвать его брендом. На этом этапе это торговая марка, а не бренд. Торговая марка - это только что разработанный продукт, имеющий свое название, дизайн, стиль, образ, но при этом фактически никому не известный. Бренд — это уже тот продукт, который знают на рынке, который имеет своих поклонников и приверженцев (причем он может быть известным как в одном населенном пункте, так и во всей стране или мире). Примечательно, что на западе эти два понятия практически не различают, поскольку там по умолчанию планируется вкладывание определенного бюджета в маркетинг. У нас ситуация немного другая — согласно статистике, почти 80% продукции (товаров или услуг) исчезает на протяжении 1—3 лет с момента выпуска [10].

К сожалению, на сегодняшний день ни Владимирская область, ни отдельно взятый город области (за исключением Суздаля) не имеет своего единого туристического бренда. Хотя люди из близлежащих областей (Московской, Нижегородской и др.) знают, чем славятся города Владимирского региона, но назвать это брендами пока невозможно. В идеале даже у туристов из дальних областей и республик должно быть представление о Малом Золотом кольце и городах, входящих в него.

Для более детального понимания проблемы необходимо рассмотреть наиболее активные вариации брендирования городов области.

На сегодняшний день, самым развитыми из 8 представленных городов в плане формирования территориального бренда можно назвать город Суздаль. Это обуславливается тем, что при упоминании данного города у большинства людей возникает определенная ассоциация - музей под открытым небом, множество храмов, интересные событийные мероприятия (День огурца, Медовуха-фест и т.д.). Получается, что экскурсанты заочно знают о городе и что их там ждет.

Несмотря на то, что город Владимир входит в прославленный маршрут «Золотое кольцо России», является центром области с большим количеством достопримечательностей, а также имеет многовековую историю, в определении его территориального бренда возникают некоторые сложности. Анализируя предложения на туристическом рынке, можно сказать о том, что главной «визитной карточкой» города являются Золотые ворота. Они - символ города, его «лицо» и важный элемент среди памятников белокаменного зодчества, являющихся целым пластом культуры Владимирской области. Также Владимир может позиционировать себя как центр памятников ЮНЕСКО, учитывая, что на территории города располагаются Успенский, Дмитриевский соборы и Золотые ворота. Кроме того, город Владимир старается позиционировать себя как «вишневая столица». Вишневые сады произрастали по всей территории области, но особенно их много было на территории бывшего княжеского двора князя Андрея Боголюбского (ныне Патриаршие сады). На сегодняшний день проводятся различные мероприятия, направленные на популяризацию данного бренда: фестиваль «Владимирская вишня», Вишневый спас, открытие музея вишни. Помимо этого, в начале 2017 года был представлен проект «Владимир -оберег России». За основу данного проекта были взяты слова Святейшего Алексея II Патриарха Московского и всея Руси: «...История Владимира богата великими свершениями, во многом определившими российскую

историю... Для каждого русского человека Владимир - это город - символ, город - святыня, город, являющийся одним из истоков российского духовного и культурного наследия, российской славы, российской государственности» [6, с. 40-41].

Город Муром известен как родина Ильи Муромца и святых покровителей брака Петра и Февронии. В начале 2017 года центром информационных коммуникаций «Рейтинг» и журналом «Отдых в России» был составлен рейтинг наиболее узнаваемых и привлекательных для туристов региональных брендов. На 31-ом месте (из 100 возможных) рейтинга — Муром - родина Ильи Муромца. Его узнали 84% опрошенных, 78% хотели бы посетить [11].

Также в сотню узнаваемых вошел бренд «Гусь-Хрустальное стекло» (58-ое место) Гусь-Хрустального района [11]. Александровский район тоже «не затерялся» среди других районов и позиционирует себя как главная резиденция Ивана Грозного, ведь его туристическое развитие напрямую связано с Александровской слободой.

Город Юрьев-Польский знаменит больше своими опольевскими просторами, чем какими-либо памятниками, даже многие из владимирцев не сразу могут сказать, что находится в этом районе. Хотя на его территории разводится знаменитая на весь мир порода «Владимирский тяжеловоз» и она могла бы выступать как бренд территории.

Такая же ситуация с городом Вязники. Вязниковский район ассоциируется с поселком Мстёра, являющимся поистине центром народных промыслов. Но сам город не имеет какого-то бренда, который бы выделял его в области, хотя все предпосылки для этого имеются. Например, в Вязниках проходит Фатьяновский праздник поэзии и песни, один из известнейших во Владимирской области и в России, который проводится с 1974 года. В 2017 году он собрал 15 тысяч человек [12].

Кроме того, В 2017 году была выдвинута идея проекта «Владимир - культурная столица Чемпионата мира по футболу-2018». Данный проект нашел поддержку со стороны Администрации города Владимира. Точкой старта считается 11 августа - Ростуризм в Германии презентовал туристический потенциал городов-организаторов ЧМ-2018, в том числе, - Владимира, как культурной столицы мундиаля-2018 [13]. В задачу данного проекта вошла организация интерактивно-развлекательных программ, спортивных площадок, культурно-познавательных маршрутов для болельщиков во Владимире и городах области.

Комитетом по туризму Владимирской области был разработан единый событийный календарь «Спорт, настроение, музыка». Он включал в себя яркие спортивные мероприятия, музыкальные фестивали, самобытные праздники в исторических городах Владимирской области - Владимире, Суздале, Гороховце, Александрове и Муроме [5, с. 6]. Данный календарь использовался для составления туристских маршрутов с посещением какого-либо представленного мероприятия. Это позволило «разбавить» традиционные маршруты по городам Владимирской области и привлечь дополнительный поток туристов.

Проект «Владимир - культурная столица Чемпионата мира по футболу-2018» вдохновил организаторов на поиски новых туристических возможностей для области и города и инновационных форм работы с гостями региона. Несомненно, данный проект способствовал развитию создаваемых брендов региона, так как все мероприятия, проводимые в рамках ЧМ-2018 на Владимирской земле, обладали большим потенциалом, направленным на формирование положительного имиджа не только области, но и всей России, пропаганду ее традиций и культурного наследия.

Проанализировав наиболее активные вариации брендирования городов Владимирского региона, входящих в Малое Золотое кольцо России, можно сделать вывод о том, что все они имеют собственные

Вопросы студенческой науки

Выпуск №10 (38), октябрь 2019

«визитные карточки», которые позволяют сформировать облик города, сделать его отличительным от других. Каждый из представленных городов впоследствии способен иметь то самое «клеймо», которое бы «выжглось» в сознании потенциальных экскурсантов и позволило бы, во-первых, перевести их в разряд туристов, во-вторых, поднять имидж всей области, а в-третьих максимально повысить стоимость товаров и услуг, которые производятся на раскрученной территории.

Так, по данным комитета по туризму Владимирской области, в рамках реализации целевой программы "Поддержка развития внутреннего и въездного туризма во Владимирской области "Малое Золотое кольцо" в период 2013 - 2014 годов внутренний туристский поток показал рост с 1493 тыс. человек до 1700 тыс. человек [2].

Показатели объема туристических услуг, оказанных за 2017 год, свидетельствуют о том, что Владимирская область занимает третье место после Москвы и Московской области в Центральном федеральном округе [Рис.1]. Это говорит о том, что туристы, действительно, целенаправленно едут во Владимирский регион. Кроме того, в 2014 году турпоток во Владимирскую область превысил 3 миллиона туристов и экскурсантов, в 2015 году - 4 миллиона человек (больше чем в 2,5 раза превысил численность населения региона). Во многом это результат работы в сфере продвижения проекта «Малое Золотое кольцо» [14].

1 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 78227,6 99879,0 112829,4 121545,0 145784,0 147540,8 158251,9 161344,5 166520,1

Центральный федеральный округ 24455,8 29666,1 33166,0 32302,3 44231,6 40284,8 43746,5 42771,7 43430,5

Белгородская область 249,7 454,0 532,5 576,5 766.6 859.3 960.6 963.4 953,4

Брянская область 151,3 338,8 403,1 476,7 563,0 604,6 611,2 648,2 671,3

Владимирская область 605,5 734,3 837,1 1176,4 1274,9 1230,7 1471,2 1698,^ 1560,7

Воронежская область 145,8 242,3 306.6 460,6 600,3 823.6 897,0 991,2 1156 6

Ивановская область 252,8 401,8 433,6 4в7,2 513,9 690,9 740,5 750,5 739,3

Калужская область 263,6 312,7 343,1 332,3 554,0 625,8 622,0 819,0 308,5

Костромская область 304,3 278,3 335,5 412,8 471,5 446.0 494,1 527.5 485,4

Курская область 293,5 358,4 437,3 590,1 673,6 741,4 764,6 761,3 782,7

Липецкая область 338,8 610,6 676,0 813,2 1047,5 1009,3 966,6 804.6 914,3

Московская область 1353,0 3791.9 3047,0 6839,9 7004.0 7153.2 7237.0 7352,6

Орловская область 200,6 327,5 479,3 523,3 573,7 667,5 714,4 747,0 706,8

Рязанская область 249,6 346,0 372,3 398,8 455,6 431,7 503,6 476,3 478,0

Смоленская область 50,5 65,7 66.2 72,1 86.9 126.1 160.5 134.5 227,2

Тамбовская область 169,9 233,6 294,6 327,9 365,3 419,6 359,3 250,4 438,5

Тверская область 334,8 312,5 502,2 583,0 743,6 971,4 1209,3 1498,3 1474,8

Тульская область 300.1 329.6 552,5 652,6 713,6 823.0 999.4 1096.2 1050.3

Ярославская область 561,0 360,6 443,7 572,1 532,6 500,1 566,4 622,8 702,5

г. Москва 18530,4 19256,7 22237,4 20749,3 27444,6 22204,6 24542,2 22644,5 22896,5

Северо-Западный федеральный округ 9075,4 12016,2 13128,0 14890,1 17501,3 17776,0 16320,7 16629,7 17089,3

Реепублика Карелия 537,4 545,7 543,7 660,8 693,5 723,6 769,4 814.9 840,2

Республика Коми 918.9 1203,3 1342,1 1299,2 1564,1 1665,2 1521,7 1553.0 1506,1

Архангельская область 990.6 655,2 928.6 1079,7 1755,2 1770.8 1934,3 1978.3 1379,3

Рисунок 1. Объем оказанных туристских услуг. (По данным сайта Федерального агентства по туризму

(www.russiatourism.ru))

На данный момент уровень конкурентоспособности маршрута «Малое Золотое кольцо» остаётся достаточно высоким благодаря ряду факторов, важнейшим из которых является государственная поддержка, осуществляемая в рамках областной программы развития туризма.

Перспективы развития маршрута связаны, в первую очередь, с формированием новых объектов туристских посещений, вовлечением в формирование турпродукта «МЗК» центров народного творчества, проведением многочисленных событийных мероприятий (фестиваль «Богатырские забавы», «Праздник

самовара», «Праздник леса» и др.). В рамках проведения фестиваля «Богатырские забавы» силами органов местного самоуправления при финансовой поддержке администрации области создаются новые объекты туристских посещений во Владимире, Суздале, Муроме, Гороховце.

Несмотря на это, у данного развивающегося бренда существует ряд проблем, которые требуют детального рассмотрения и анализа. Данные вопросы в основном направлены на малые города маршрута, исключая Владимир и Суздаль, как наиболее развитые и подготовленные с точки зрения развития туризма и принятия туристического потока круглый год.

1. Состояние инфраструктуры

На сегодняшний день инфраструктура на маршруте «Малое Золотое кольцо Владимирской области» не отвечает всем необходимым требованиям. Первое, на что стоит обратить внимание - нет наличия достаточного числа мест размещения и предприятий питания для туристических групп. Проведя анализ информации, представленной на сайте регионального информационного центра развития туризма Владимирской области, можно составить сравнительную таблицу, и сделать вывод о том, что почти во всех представленных городах (за исключением Мурома) не хватает предприятий размещения туристов [Рис. 2].

Количество предприятий размещения и питания в городах Малого Золотого кольца

25

и Питание ■ Размещение

Рисунок 2. Количество предприятий размещения и питания в городах Малого Золотого кольца. (По данным сайта Регионального информационного центра развития туризма Владимирской области (http://vladtourism.ru))

Что касается предприятий питания, то их чуть больше. Имеются крупные, которые могут разместить не только большие группы (от 40 человек), но и несколько групп сразу. Однако в целом можно сказать о том, что пока только город Муром может в полную силу работать с туристическими группами и оставлять их на ночлег. Другая проблема в инфраструктуре - состояние дорог. Анализируя карту состояния дорог в области, можно прийти к выводу, что большинство дорог имеют неудовлетворительное состояние [Рис.3].

Рисунок 3. Состояние автомобильных дорог на территории Владимирской области. (Данные взяты с сайта Автострада. Актуальное состояние автодорог. (http://autostrada.info/ru))

К сожалению, это приводит к увеличению времени проезда туристов между городами и к изнашиванию транспорта. Таким образом, при наличии инфраструктуры на должном уровне можно говорить о развитии туристических брендов. Если туристу есть куда сходить поесть и переночевать и это удовлетворяет его запросам, то он захочет остаться и больше «окунуться» в культуру города.

2. Квалифицированные рабочие кадры

На данный момент остро стоит проблема квалифицированных рабочих кадров, как так с каждым годом туристический поток увеличивается, а сотрудников, обслуживающих группы, не хватает. Кроме того, в 2018 году город Владимир выступал в качестве культурной столицы в рамках Чемпионата Мира по футболу. Для приёма такого объема групп, в основном, требовались молодые, коммуникабельные сотрудники, которые не только могли бы помочь в проведении экскурсий и культурных мероприятий, но и привнесли бы «молодость» в коллектив. Так как, в основном, штат сотрудников музеев на территории Малого Золотого кольца составляет старшее поколение, которое ведет свои программы уже по устаревшим методикам. В современном мире стараются уходить от обычного показа - рассказа, а используют новые интерактивные формы ведения экскурсии. Освещение информации о городах Малого Золотого кольца в новом исполнении и при достаточном количестве сотрудников позволит не только справляться с действующим туристическим потоком, но и увеличить его в несколько раз, что также позволит развивать брендинг территории.

3. Дисбаланс в распределении туристского потока между городами «Малого Золотого Кольца»

Данная проблема действительно актуальная на сегодняшний день, так как основной поток «забирает» на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

себя Владимир и Суздаль, а до остальных городов доезжают единицы. Лучше ситуация состоит с городом Муром, так как он имеет выгодное положение (водная граница с Нижегородской областью, соответственно оттуда есть туристический поток) и привлекает туристов и экскурсантов в период празднования Дня семьи, любви и верности 8 июля. «Повезло» и городу Гороховец, так как он активно развивает спортивный и активный туризм и готовится отметить юбилей города. В рамках подготовки проводятся различные мероприятия, реставрируются туристические объекты, совершенствуются экскурсии. Город Александров также, как и Муром имеет выгодное географические положение (граница с Московской областью) и привлекает экскурсантов своей истории. В

51

остальные города «Малого Золотого кольца» - Гусь-Хрустальный, Вязники и Юрьев-Польский не организуется крупных экскурсионных маршрутов, лишь школьные поездки в период школьных каникул или самостоятельные туристы. Отсюда «вытекает» одна из главных проблем данного маршрута - отсутствии должной рекламы в СМИ и туристических агентствах.

4. Отсутствие комплексной системы информационно-рекламных ресурсов об услугах для потенциальных потребителей.

Действительно, в туристических агентствах нет должной информации о жизни и городах области, соответственно, нет и четко разработанного маршрута по городам Малого Золотого кольца. Стоит больше рассказывать о данном направлении, знакомить не только туристов из других регионов и стран, а самих жителей с историей своего края. Это особенно важно с точки зрения туристических брендов, так как даже сами жители города не всегда знают, чем тот или иной город знаменит, чем он привлекает и манит туристов. А если нет заинтересованности у местного населения через СМИ (социальные сети, телевидение, радио), то о переходе от торговой марки до бренда не может быть и речи. Следует проводить больше рекламных компаний, особенно через социальные сети, видеохостинги (уоиШЬе, гиШЬе и т.д.), чтобы охватить местных жителей. В дальнейшем уже они будут выступать как «передатчики» рекламной информации туристам и это огромный плюс для туристических брендов.

5. Нет четко закрепленного бренда, ассоциирующегося с тем или иным районом Владимирской области

Данная проблема уже была затронута и раскрыта в данной работе, стоит лишь дополнить то, что

предпосылки для создания и развития брендов есть в каждом районе. Следует их доработать и документально оформить, чтобы можно было работать уже с конечным продуктом. Здесь речь идет скорее даже не о каждом отдельном районе, а в целом о маршруте «Малое Золотое кольцо», так как нет единого бренда, который бы «всплывал» в голове туристов и который бы объединил все города в единое «кольцо», как это было сделано с городами Золотого кольца России. Города Малого Золотого кольца связывает история, территория, культура, но в тоже время они уникальны сами по себе и нужно показать это и донести в туристические массы.

Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, перспективы развития маршрута «Малое Золотое кольцо» достаточно позитивные. В рамках ведомственной целевой программы "Поддержка развития внутреннего и въездного туризма во Владимирской области "Малое Золотое кольцо" предполагается осуществление следующих основных мероприятий:

- совершенствование кадрового, аналитического и методического обеспечения управления развитием туристского комплекса Владимирской области;

- формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта;

- повышение качества обслуживания в сфере туризма;

- создание положительного туристского имиджа Владимирской области;

- исполнение мероприятий по формированию конкурентоспособного регионального туристского продукта [3].

Таким образом, необходимо понимать, что проблема брендирования возникает во многих провинциальных городах, это происходит, во-первых, из-за отсутствия продуманной стратегии по развитию своих городских брендов. Для этого необходимо наличие квалифицированных кадров, деятельность которых сознательно направлена на создание бренда. На стадии зарождения идеи особых денежных вложений не требуется, тем более, если в городе есть предпосылки для развития данного бренда. Например, бренд «Владимирская вишня» начал развиваться с небольшого городского мероприятия, которое сейчас при

продуманной программе развития переросло в масштабный праздник «Вишнёвый спас», собирающий до нескольких тысяч туристов [15].

Во-вторых, проблема брендирования возникает из-за отсутствия инфраструктуры. В основном из-за плохих дорог. Интересные достопримечательности города или фестиваль, проходящий на его территории, отходят на второй план, если нет возможности добраться до места с комфортом. Не говоря уже об актуальном вопросе, о недорогих, но комфортных местах размещения и предприятиях питания. Поэтому на стадии разработки бренда, уже необходимо начать вкладывать в инфраструктуру. Ведь нужно понимать, в туристской сфере всё взаимосвязано: бренд помогает развитию инфраструктуру, а инфраструктура способствует развитию бренда.

В-третьих, к проблемам брендинга малых городов, можно отнести то, что создание бренда направлено на привлечение туристов из других городов и регионов, нежели, чем на формирование бренда именно в сознании у людей, проживающих в городе, где развивается бренд. А бренд, принятый населением и внедренный в городскую жизнь, может служить хорошим коммуникативным инструментом, чтобы повысить эффективность программ по привлечению туристов, и продвижению товаров.

В-четвёртых, существует проблема, касающиеся соответствия цены и качества. В провинциальных городах цена на средства размещения и предприятия питания, находящиеся в хорошем состоянии, обычно очень завышена.

Территориальный брендинг является одной из хороших возможностей решения проблемы развития малых городов, которая в современном мире, достаточно, актуальна. Брендинг способствует появлению новых автомобильных дорог, гостиниц, автостоянок, мастерских, кафе и ресторанов. Следовательно, будут появляться места для проведения досуга, культурного обогащения, развития образования, появятся новые рабочие места, а создание общей идеи способствует объединению жителей, и послужит основой для общения города с миром. Таким образом, провинциальные города в большей степени нуждаются в создании брендов, чем крупные развитые города.

При государственной поддержке и активной работе областных туристских организаций маршрут «Малое Золотое кольцо» имеет все шансы, чтобы превратиться во всемирно известный туристский бренд. У городов, входящих в данный маршрут, существует собственная «изюминка», которая даёт возможность создавать и раскручивать бренды. Однако, так как инфраструктура региона неоднородна, в неё в первую очередь, необходимы большие вложения (особенно проживание и питание региона), а также в рекламу. Всё это способствует развитию и совершенствованию маршрута, чтобы он мог выгодно представлять туристические бренды и стать прекрасной альтернативой знаменитому маршруту «Золотое Кольцо России».

Список используемой литературы:

1. Постановление Администрации Владимирской области «О программе государственной поддержки развития туризма во Владимирской области в 2001-2004 гг. «Малое Золотое кольцо»» [текст]: принята 04. 11. 2000 г.

2. Постановление Администрации Владимирской области «Поддержка развития внутреннего и въездного туризма во Владимирской области на 2016-2020 годы» [текст]: принята 18.03.2016 г.

3. Постановление Губернатора Владимирской области "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Развитие культуры и туризма на 2014 - 2020 годы" [текст]: принята 29.11.2013 г.

Учебная литература:

4. Брендинг малых и средних городов России : опыт, проблемы, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. очно-заоч. конф. [отв. ред. А. М. Бритвин]. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. С. 115-117.

5. Венцам показали проект «Владимир - культурная столица ЧМ-2018» [Текст]/Собственная информация// Владимирские ведомости. - 2007. - N 6.

6. Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на площади перед Успенским собором г.Владимира, 9 сентября 19995 года // Журнал Московской Патриархии.- 1995.-№№ 9-10,-С.40-41.

7. Золотой юбилей Золотого кольца. Культура РФ. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/165528/zolotoi-yubilei-zolotogo-kolca

8. Что такое бренд? [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://sovets.net/1932-brend-brending-brendirovanie-chto-eto-takoe.html (Дата обращения - 5.07.2018)

9. Брендинг - технологии создания и продвижения бренда. Электронная энциклопедия. [Электронный ресурс]: - Режим доступа:http://patlah.ru/biznes/biz-03/brend-brend/brend-brend-03.htm (Дата обращения -5.07.2019)

10. Чем бренд отличается от торговой марки. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://101biznesplan.ru/spravochnik-predprinimatelya/terminy-i-ponyatiya/chem-brend-otlichaetsya-ot-torgovoj-marki.html (Дата обращения - 5.07.2019)

11. Шесть брендов Владимирской области вошли в топ-100 национального рейтинга. Новости 33. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://novosti33.ru/2017/03/shest-brendov-vladimirskoj-oblasti-voshli-v-top-100-natsionalnogo-rejtinga/ (Дата обращения - 8.07.2019)

12. Фатьяновский праздник поэзии и песни собрал 15 тысяч человек. Телерадиокомпания Губерния 33. [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https://trc33.rUnews/cuhш•e/v-vyaznikakh-proshel-44-y-fatyanovskiy-festival/ (Дата обращения - 10.07.2018)

13. Региональное информационное агентство «Владимирская служба ново-стей». [Электронный ресурс] URL:http://vladnovosti.ru/search/?news=48493&base=newssqЮ001&search=%C2%CB%C0%C4%C8%CC%C8%D0 (дата обращения 18.04.2019)

14. Светлана Орлова: «Культура и туризм - стратегические «точки роста» Владимирской области». Администрация Владимирской области.[Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://avo.ru/-/svetlana-orlova-kul-tura-i-turizm-strategiceskie-tocki-rosta-vladimirskoj-oblasti- (Дата обращения - 10.07.2019)

15. День огурца, вишневый спас и фолк-фестиваль: где владимирцам отдохнуть в эти выходны. Комсомольская правда. [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https://www.msk.kp.ru/daily/26705.7/3729689/ (Дата обращения - 11.07.2019)

16. Официальный сайт органов местного самоуправления города Суздаля. .[Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://gorodsuzdal.ru/index.php/43-novosti-i-informatsiya/5077-kakim-puteshestvenniki-vidyat-zolotoe-koltso-rossii (Дата обращения - 10.07.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.