Научная статья на тему 'Социологическое исследование туристских потоков в городе Суздаль'

Социологическое исследование туристских потоков в городе Суздаль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
790
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ / "ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ" / ОПРОС / ИССЛЕДОВАНИЕ / INBOUND TOURISM / TOURIST ROUTE / "GOLDEN RING OF RUSSIA" / SURVEY / RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крючкова Юлия Рудольфовна, Лебедева Татьяна Евгеньевна

Статья содержит результаты социологического исследования туристских потоков в одном из городов Золотого кольца России Суздале. В статье при ведены результаты опроса туристов, приезжающих в Суздаль в различными целями и не всегда как в город Золотого Кольца России, "раскрученный бренд" в последе время начал сдавать свои позиции на внутреннем рынке, данное исследование авторов пытается определить ключевые факторы выбора города для отдыха и отличного времяпровождения. Определяющими факторами на отдыхе у большинства респондентов стали заинтересованность, мотивированность, сервис. В ходе исследования был выявлен наиболее популярный город Золотого Кольца на внутреннем рынке. Полученные выводы могут являться основой при формировании концепции развития рынка въездного туризма, в частности на маршруте "Золотое Кольцо России".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL STUDY OF TOURIST FLOWS IN SUZDAL CITY

He article contains the results of a sociological study of tourist flows in one of the cities of the Golden Ring of Russia Suzdal. The article presents the results of a survey of tourists coming to Suzdal for various purposes and not always as in the city of the Golden Ring of Russia, the "promoted brand" in the last time began to give up its position in the domestic market, this study of the authors tries to identify key factors in choosing a city for recreation and a great pastime. The decisive factors on the rest of the majority of respondents were interest, motivation, service. The study revealed the most popular city of the Golden Ring in the domestic market. The findings can be the basis for the formation of the concept of development of the market for inbound tourism, in particular on the route “Golden Ring of Russia”.

Текст научной работы на тему «Социологическое исследование туристских потоков в городе Суздаль»

УДК 378:662; 008

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В ГОРОДЕ СУЗДАЛЬ Крючкова Юлия Рудольфовна,

МБУК "Мемориальный музей В.П. Чкалова"

(e-mail: [email protected]) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

Статья содержит результаты социологического исследования туристских потоков в одном из городов Золотого кольца России - Суздале.

В статье при ведены результаты опроса туристов, приезжающих в Суздаль в различными целями и не всегда как в город Золотого Кольца России, "раскрученный бренд" в последе время начал сдавать свои позиции на внутреннем рынке, данное исследование авторов пытается определить ключевые факторы выбора города для отдыха и отличного времяпровождения. Определяющими факторами на отдыхе у большинства респондентов стали - заинтересованность, мотивированность, сервис.

В ходе исследования был выявлен наиболее популярный город Золотого Кольца на внутреннем рынке.

Полученные выводы могут являться основой при формировании концепции развития рынка въездного туризма, в частности на маршруте "Золотое Кольцо России".

Ключевые слова: въездной туризм, туристский маршрут, "Золотое Кольцо России", опрос, исследование.

1. Введение. Данное социологическое исследование создано специально для изучения и векторов развития туристических потоков в городе Суздаль, Владимирской области. Взгляды, потребности и желания клиентов постоянно меняются. Рассматривая туристскую индустрию нельзя не заметить, что понятия населения о наилучших видах отдыха изменяются, как и мода на престижные места отдыха [3].

В туризме есть своя специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место торговля, как услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75%, товаров - 25%), а также особый характер потребления туристических услуг и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации.

В традиционном производстве, имеющий конкретный результат труда, понятие маркетинга имеет более конкретное содержание. В туризме результат деятельности сводится к туристическому продукту. По сути, туристический продукт - это любая услуга, удовлетворяющая те или иные по-

требности туристов и подлежащая оплате с их стороны [1,2]. К туристическим услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие. В то же время «туристический продукт» можно рассматривать в узком и широком смысле. Туристический продукт в узком смысле - это услуги каждого конкретного сектора туристической индустрии (например, гостиничный продукт, турпродукт туроператора, транспортное предприятие и так далее). В широком смысле туристический продукт - это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристическую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение [5]. Основным туристическим продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете» [4]

2. Цель работы: определение клиентуры (покупателя) и его ожидания от предлагаемого продукта. Задачи исследования: выявить факторы выбора городов Золотого Кольца России, проанализировать полученные данные для увеличения турпотока.

3. Материалы и методы исследования. Было проведено исследование методом опроса с использованием google формы, выборка составила. 150 человек. В данном исследовании, были выбраны 10 основных вопросов для выявления целевой аудитории, и определения их интересов.

- Пол

- Возраст

- Сфера деятельности

- Предпочитаемый вид отдыха

- Заинтересованность в туре, включающему в себя посещение исследуемого города

- Заинтересованность в отдельном посещении исследуемого города

- Ожидания от данного тура

- Тенденции целевой аудитории в покупке тур услуг

- Варианты организации отдыха

- Предпочтения в размещении

Данные вопросы должны в полной мере определить целевую аудиторию, для которых должны разрабатываться новые и реконструироваться старые тур продукты, для повышения спроса на данную услугу.

4. Результаты исследования и их обсуждение. Проведя данное анкетирование мы получили следующие результаты.

Гендерная характеристикмпредставлена на рисунке 1.

к Г

Рисунок 1 - Пол опрашиваемых

Большинство опрошенных имеют возраст от 26 до 30 лет - 30%, на втором месте идёт возрастная группа от 36 до 40 лет - 25%, далее от 31 до 35 лет - 20%. Возрастная группа от 51 и старше - в опросе не участвовали. Из чего можно сделать вывод, что средний возраст интересующейся целевой аудитории имеет возраст 30+ лет (рис.2)

От 18 до 25 От 26 до 30 От 31 до 35 От 36 до 40 От 41 до 45 01 46 до 50 от 51 до 55 Старше 55

Рисунок 2- Возраст респондентов

Сфера деятельности большинства — это рабочие и работники среднего звена (25 и 20 % соответственно). Из этого можно сделать вывод не только о сфере деятельности большинства опрашиваемых, но также и о их достатке. Поэтому делая выводы, нужно рассмотреть ещё вопрос и о ценах на предоставляемые услуги.

Ф муж.

# жен.

Студент(учёба) Частный предприниматель Руководитель предприятия Работник среднего звена Подсобный

работник(разно рабочий) Временно безработный На пенсии

Рисунок 3 - Сфера деятельности опрашиваемых

На вопрос Какой отдых вы предпочитаете, большинство предпочитают активный вид отдыха. На втором месте идёт экстремальный. А уже только потом экскурсионный и санаторно-курортный. Из этого можно сделать вывод, что классические виды отдыха в настоящее время отходят на второй план.

О заинтересованности в участии в туре по «Золотому кольцу России», были получены весьма интересные результаты, представленные на рисунке 4.

• Да

• Нет

г / 1

/ 19% "

, 81% Ш

А

Рисунок 4- Заинтересованность в туре "Золотое кольцо"

По данному вопросу большинство опрошенных дало положительный ответ - 81%. Данный тур является одним из самых популярных туров России, а также и самым знаменитым. По статистике, интуристы приезжающие в Россию в качестве экскурсантов по историческим местам страны и местам древней и сакральной архитектуры - выбирают именно этот тур, т.к. он удовлетворяет их потребности в полной мере и имеет своё «имя» , заслуженное за 50 лет, с момента его создания журналистом - литератором Юрием Бычковым в 1967 году.

Следующий вопрос был призван определить самый популярный город в Золотом Кольце.

Нет

Ростов Великий Владимир Суздаль Иваново Ярославль Кострома Сергиев Посад Переслав- Залесский

-19(38%) 19(38%)

-13(26%)

10 (20 %) 9(18%)

(12%) 7(14%)

0 5 10 15

Рисунок 5 - Город - Лидер Золотого Кольца

20

В данном вопросе мы рассматриваем конкретные города, посещение которых наиболее интересны туристам/экскурсантам.

Из рисунка 4 видно, что лидирующую строчку занимает Ростов Великий, за ним идёт Владимир, далее Кострома, а потом Суздаль, Иваново и Ярославль.

Основная масса туристов в данной поездке (полном туре или посещении одного города) преследуют цель, отдохнуть, посмотреть памятники истории, музеи, открыть для себя что-то новое, как в историческом аспекте, так, например и в архитектурном.

Из числа опрошенных, большинство предпочитают стандартный отдых раз в год. Можно предположить, что в отпуск. А это значит, что отдых этот имеет сезонный характер. Разрабатывая решения для проблемы этого тура, в первую очередь стоит опираться именно на этот показатель (рисунок 6)

Ф 1 раз в год Ф 2-3 раза в год

более 3 раз в год Ф Раз в несколько лет( с интервалом более 4 лет)

Рисунок 6 - частота поездок с целью отдыха в год

Организация отдыха у опрашиваемых разделилась примерно поровну, но самостоятельный имеет небольшой перевес (52,4%), что подтверждает современные тенденции развития туристской логистики.

Заключительный вопрос в анкете- по поводу предпочтительного размещения. Гостиницы, как и предполагалось, находятся на первом месте (74%), далее идут гостевые дома (50%) и замыкают список - частный сектор (22%).

5. Заключение. Делая выводы по данному исследованию, в первую очередь можно выделить аспекты, сдерживающие развитие туризма в данной рекреации:

- неразвитость туристической инфраструктуры, значительный физический износ существующих объектов, небольшое количество комфортабельных средств размещения, дефицит гостиничного фонда Бюджета;

- слабый приток инвестиций в туристический сектор, в особенности ресурсов предприятий малого и среднего бизнеса;

- растущий спрос на туристические услуги в области опережают темпы развития отрасли, которая представлена узкий спектр предложений, неразвитость материально-технической базы, низкий уровень безопасности, информационных технологий, особенно для деловых поездок;

- дисбаланс в распределение туристических потоков между городами "Малого золотого Кольца";

- отсутствие интегрированной системы информационных и рекламных ресурсов, чтобы информировать потенциальных клиентов об услугах;

Наметилась тенденция ухода туроператоров от монопрофильности программ по ЗКР, однако ее пока нельзя назвать массовой. По-прежнему ставка делается на удовлетворение культурно-познавательных потребностей туристов, в то время как мотивы современных путешественников более разнообразны. Как следствие, в предложениях операторов отсутствует четкое позиционирование тура.

Анализ программ туров показывает, что при их формировании недостаточно внимания уделяется эмоциональной составляющей продукта, что является неотъемлемой частью туристской услуги.

Уменьшается количество организованных туристов, соответственно, увеличивается число неорганизованных. Для организованных путешественников предлагается стандартный набор объектов туристского интереса, что не дает возможности проехать по городам второй, третий и т.д. раз. В тоже время для неорганизованных туристов еще нет соответствующих предложений на сайтах и не создано достаточных условий для путешествия.

Организацией туров по Золотому кольцу занимаются в основном столичные туроператоры, соответственно, они предлагают свою логистику, которая может подойти жителю Москвы или Московской области. Из других же городов России организованно попутешествовать по Золотому кольцу непросто.

Список литературы

1. Крайнова О.С., Лебедева Т.Е., Суханова О. А. Инновационные технологии управления в индустрии туризма и гостеприимства: региональный аспект. - Монография / Под общей редакцией О.С. Крайновой. Москва, 2016.

2. Макеева Д.Р. Экономика туризма России на современном этапе: от выездного туризма к ориентированному на внутренний рынок //Вопросы региональной экономики.

2015. № 1 (22). С. 39-48.

3. Перова Т.В., Закирова О.В. Проблемы и перспективы развития нижегородского туристического рынка //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 16.

4. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Маркетинговые исследования на туристические услуги Турции// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 386-392.

5. Яковенко А.Е., Лепешев Д.И. Анализ эффективности международного туристического бизнеса//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.

2016. № 1 (11). С. 324-329.

Kryuchkova Julia Rudolfovna, (e-mail: [email protected]) MBUK "MemorialMuseum of V.P. Chkalov"

Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail:[email protected])

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia SOCIOLOGICAL STUDY OF TOURIST FLOWS IN SUZDAL CITY Abstract. he article contains the results of a sociological study of tourist flows in one of the cities of the Golden Ring of Russia - Suzdal.

The article presents the results of a survey of tourists coming to Suzdal for various purposes

and not always as in the city of the Golden Ring of Russia, the "promoted brand" in the last

time began to give up its position in the domestic market, this study of the authors tries to

identify key factors in choosing a city for recreation and a great pastime. The decisive factors

on the rest of the majority of respondents were - interest, motivation, service.

The study revealed the most popular city of the Golden Ring in the domestic market.

The findings can be the basis for the formation of the concept of development of the market

for inbound tourism, in particular on the route "Golden Ring of Russia".

Keywords: inbound tourism, tourist route, "Golden Ring of Russia", survey, research..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.