Научная статья на тему 'Организация служб питания и размещения в гастро- и агротуризме: региональные особенности'

Организация служб питания и размещения в гастро- и агротуризме: региональные особенности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1050
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агротуристический комплекс / региональные особенности / гастрономическая карта / агротуризм / гастрономический туризм / agricultural tourist complex / regional features / gastronomic map / agricultural tourism / gastronomic tourism

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иринина Ольга Ивановна, Земскова Марина Сергеевна

В условиях динамичного развития гастрои агротуризма, современной ситуации, связанной с мировым экономическим кризисом, расширяются взаимосвязи и взаимозависимости между предприятиями сферы гостеприимства и предприятиями аграрной сферы. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы взаимодействия и взаимопонимания между субъектами различных отраслей экономики, в целях более результативного решения задач развития инфраструктуры и увеличения объёмов предоставляемых услуг Для более результативного взаимодействия между субъектами предполагается формирование условий, способствующих дальнейшему развитию данных видов туризма. В данной статье показана значимость региона для индустрии гостеприимства России, рассмотрены тенденции развития современных видов туризма (экономического, этнографического, сельскохозяйственного(аграрного), показан опыт работы специалистов туриндустрии по созданию проекта «Гастрономическая карта Владимирской области», рассмотрены региональные особенности организации работы служб питания и размещения в гастрои агротуризме на примере предприятий сферы гостиничного и ресторанного бизнеса, опыта работы фермерских хозяйств Владимирской области; показан опыт по изысканию возможностей использования существующих ресурсов предпринимателями в сфере туристического бизнеса в странах дальнего и ближнего зарубежья. Изучен опыт работы рестораторов и ведущих шеф-поваров по разработке гастротуров, приводится перечень брендовых продуктов Владимирской области: муромских калачей, покровских пряников и шоколада, суздальских медовухи и огурцов, владимирской вишни и др, широко,известных за пределами региона. Рассмотрен один из направлений гастрономического туризма – организация гастрономических фестивалей и праздников, посвящённых какому-либо гастрономическому направлению или продуктам, проводимым во Владимирской области. На основе проведенного исследования авторами даются практические рекомендации по улучшению деятельности служб размещения при организации гастрои агротуризма. Внедрение полученных авторами «Гастрономической карты» наработок отражает тенденции изменения маршрута «Золотое кольцо России» в ознаменование 50-летия его создания и будет способствовать дальнейшему экономическому развитию региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of catering and accommodation in gastro-tourism and agro-tourism: regional features

In the context of the dynamic development of gastro-tourism and agro-tourism, the current situation associated with the global economic crisis, the relationship and interaction between the enterprises of the hospitality and enterprises of the agrarian sector are expanding. In this regard, the problems of interaction and mutual understanding between the subjects of different sectors of the economy are particularly relevant in order to solve more effectively the problems of infrastructure development and increase the volume of services. In order to interact more effectively, it is planned to create conditions for the further development of these types of tourism. This article shows the importance of the region for the hospitality in Russia, examines the trends in the development of modern types of tourism (economic, ethnographic, agricultural (agricultural), shows the experience of experts in tourism to create a project "Gastronomic map of the Vladimir region", considers the regional features of the organization of catering and accommodation in gastro-tourism and agro-tourism on the example of enterprises in the hotel and restaurant business, the experience of farms of the Vladimir region; the article shows the experience in finding opportunities to use existing resources by entrepreneurs in the field of tourism in the countries of near and far abroad. The experience of restaurateurs and leading chefs in the development of gastro-tours, a list of branded products of the Vladimir region: Murom Kalach, Pokrovsky gingerbread and chocolate, Suzdal Mead and cucumbers, Vladimir cherry, etc., widely known outside the region. The authors examine one of the directions of gastronomic tourism organization of gastronomic festivals and celebrations dedicated to any gastronomic direction or products in the Vladimir region. On the basis of the research, the authors give practical recommendations for improving the activities of placement services in the organization of gastro-tourism and agro-tourism. The interaction of the "Gastronomic map" developed by the authors reflects the tendencies of changing the route of the "Golden ring of Russia" to mark the 50th anniversary of its creation and will contribute to the further economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Организация служб питания и размещения в гастро- и агротуризме: региональные особенности»

2018, 12(3), 34—43 Irinina, O. I., & Zemskova, M. S.

The organization of catering and accommodation in gastro-tourism

and agro-tourism: regional features

ТУРИЗМ / TOURISM

УДК 379.83

РО!: 10.24411/2413-693Х-2018-10304

Организация служб питания и размещения в гастро-и агротуризме: региональные особенности

ИРИНИНА Ольга Ивановна

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», Владимир, Российская Федерация, кандидат технических наук, доцент, irinina.olga2018@yandex.ru ЗЕМСКОВА Марина Сергеевна

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», Владимир, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, президент Федерации отельеров и рестораторов Владимирской области

Аннотация. В условиях динамичного развития гастро- и агротуризма, современной ситуации, связанной с мировым экономическим кризисом, расширяются взаимосвязи и взаимозависимости между предприятиями сферы гостеприимства и предприятиями аграрной сферы. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы взаимодействия и взаимопонимания между субъектами различных отраслей экономики, в целях более результативного решения задач развития инфраструктуры и увеличения объёмов предоставляемых услуг Для более результативного взаимодействия между субъектами предполагается формирование условий, способствующих дальнейшему развитию данных видов туризма.

В данной статье показана значимость региона для индустрии гостеприимства России, рассмотрены тенденции развития современных видов туризма (экономического, этнографического, сельскохозяйственного(аграрного), показан опыт работы специалистов туриндустрии по созданию проекта «Гастрономическая карта Владимирской области», рассмотрены региональные особенности организации работы служб питания и размещения в гастро- и агротуризме на примере предприятий сферы гостиничного и ресторанного бизнеса, опыта работы фермерских хозяйств Владимирской области; показан опыт по изысканию возможностей использования существующих ресурсов предпринимателями в сфере туристического бизнеса в странах дальнего и ближнего зарубежья. Изучен опыт работы рестораторов и ведущих шеф-поваров по разработке гастротуров, приводится перечень брендовых продуктов Владимирской области: муромских калачей, покровских пряников и шоколада, суздальских медовухи и огурцов, владимирской вишни и др, широкоизвестных за пределами региона.

Рассмотрен один из направлений гастрономического туризма - организация гастрономических фестивалей и праздников, посвящённых какому-либо гастрономическому направлению или продуктам, проводимым во Владимирской области.

На основе проведенного исследования авторами даются практические рекомендации по улучшению деятельности служб размещения при организации гастро- и агротуризма.

Внедрение полученных авторами «Гастрономической карты» наработок отражает тенденции изменения маршрута «Золотое кольцо России» в ознаменование 50-летия его создания и будет способствовать дальнейшему экономическому развитию региона.

Ключевые слова: агротуристический комплекс, региональные особенности, гастрономическая карта, аг-ротуризм, гастрономический туризм

Для цитирования: Иринина О.И., Земскова М.С. Организация служб питания и размещения в гастро- и

2018 Vol. 12 Iss. 3 SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL www.philosoph.ru

Организация служб питания и размещения в гастро-и агротуризме: региональные особенности

агротуризме: региональные особенности // Сервис Plus. 2018. Т.12. №3. С. 34-43. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10304.

Статья поступила в редакцию: 12.07.2018. Статья принята к публикации: 13.08.2018.

The organization of catering and accommodation in gastro-tourism

and agro-tourism: regional features

Olga I. IRININA

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russian Federation Cand. Sci. (Engineering Sciences), Associate Prof., irinina.olga2018@yandex.ru Marina S. ZEMSKOVA

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russian Federation Cand. Sci. (Economics), Associate Prof.

Abstract. In the context of the dynamic development of gastro-tourism and agro-tourism, the current situation associated with the global economic crisis, the relationship and interaction between the enterprises of the hospitality and enterprises of the agrarian sector are expanding. In this regard, the problems of interaction and mutual understanding between the subjects of different sectors of the economy are particularly relevant in order to solve more effectively the problems of infrastructure development and increase the volume of services. In order to interact more effectively, it is planned to create conditions for the further development of these types of tourism. This article shows the importance of the region for the hospitality in Russia, examines the trends in the development of modern types of tourism (economic, ethnographic, agricultural (agricultural), shows the experience of experts in tourism to create a project "Gastronomic map of the Vladimir region", considers the regional features of the organization of catering and accommodation in gastro-tourism and agro-tourism on the example of enterprises in the hotel and restaurant business, the experience of farms of the Vladimir region; the article shows the experience in finding opportunities to use existing resources by entrepreneurs in the field of tourism in the countries of near and far abroad. The experience of restaurateurs and leading chefs in the development of gastro-tours, a list of branded products of the Vladimir region: Murom Kalach, Pokrovsky gingerbread and chocolate, Suzdal Mead and cucumbers, Vladimir cherry, etc., widely known outside the region. The authors examine one of the directions of gastronomic tourism - organization of gastronomic festivals and celebrations dedicated to any gastronomic direction or products in the Vladimir region. On the basis of the research, the authors give practical recommendations for improving the activities of placement services in the organization of gastro-tourism and agro-tourism. The interaction of the "Gastronomic map" developed by the authors reflects the tendencies of changing the route of the "Golden ring of Russia" to mark the 50th anniversary of its creation and will contribute to the further economic development of the region.

Keywords: agricultural tourist complex, regional features, gastronomic map, agricultural tourism, gastronomic tourism

For citation: Irinina, O. I., & Zemskova, M. S. (2018). The organization of catering and accommodation in gastro-tourism and agro-tourism: regional features. Servis plus, 12(3), 34-43. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10304. (In Russ.).

Submitted: 2018/07/12.

Accepted: 2018/08/13.

В современной ситуации, связанной с мировым экономическим кризисом, все актуальнее становится проблема поиска возможностей развития новых направлений бизнеса, ориентированных на получение новых источников доходов населения. К числу таких

направлений можно отнести и сферу туризма, которая будет служить развитию традиционных для области сфер экономики. Особенно важным это является для малых городов и сельских территорий, в которых различные виды туризма послужат инструментом для

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

развития регионов, позволят обеспечить занятость сельского населения, будут способствовать повышению жизненного уровня сельских жителей при относительно небольших финансовых затратах, а также способствовать расширению ассортимента, увеличению объёмов производства и продаж продукции фермерских хозяйств, позволят улучшить благоустройство средств размещения, социальную инфраструктуру сел и деревень. Таким образом актуальность проблемы очевидна. Проблема становления, возможностей и перспектив развития разных форм гастро- и агроту-ризма в России обозначена весьма остро, востребована и на региональном уровне.

Владимирская область является уникальным центром привлечения туристических потоков благодаря богатому культурно-историческому наследию. Область считается одним из лидеров индустрии гостеприимства России. По итогам прошлого года Владимирская область вошла в число пяти регионов страны, наиболее посещаемых туристами. Рост числа туристов за год составил 21%, общая численность - более 4 миллионов человек.

В последнее время для региона стало характерным развитие таких видов туризма, как экологический, этнографический и сельскохозяйственный (или агроту-ризм).

Целью нашего исследования является описание основных характеристик организации служб питания и размещения в особых видах туризма.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Описать ныне существующие в сфере туризма виды и формы обслуживания населения с разными целями и разными средствами.

2. Охарактеризовать распространенные в последние годы в России виды туристического бизнеса.

3. Представить перечень возможностей и перспектив развития форм и видов обслуживания в туристической сфере во Владимирской области.

Объектом следует назвать сферу туризма, а предметом - его конкретные формы, приемы организации питания и размещения в агро- и гастротуризме.

Авторский вклад в статью обозначается теоретическим обобщением материала и практической возможностью использования данного в статье материала другими профессионалами, нуждающимися в специальной такого рода информации.

Обозначим теоретические аспекты названной проблемы, обратившись к истории вопроса.

В практике развития туристской отрасли во многих странах экотуризм, агротуризм и сельский туризм -взаимодополняющие и взаимосвязанные понятия.

Эти виды туризма - далеко не новое явление, они широко известны в Европе с 1970-х годов, однако в России они не нашли широкого распространения, в отличие от других стран, в которых сельский туризм очень популярен. В нашей области благодаря заслугам операторов индустрии гостеприимства, деятельности представителей бизнеса эти виды туризма особенно активно стали развиваться в последние годы.

В области ежегодно проводится Всероссийская научно-практическая конференция «Владимирский тракт», посвященная развитию внутреннего туризма в России. Конференция проводится Центром исследований сетевой экономики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва) при поддержке Администрации Владимирской области в агрокультурном комплексе «Богдарня в Петушинском районе.

В этом году конференция пройдёт уже в 4-й раз, под названием-«Владимирский тракт-дорога к новым технологиям в туризме»

Цель конференции - обеспечить открытую профессиональную площадку для ежегодного обмена опытом с участием экспертов и практиков туристического бизнеса, нацеленных на поиск и развитие эффективных решений и технологий, на активное взаимодействие в сфере локального туризма для достижения поставленных целей.

Проблемам развития гастро- и агротуризма в регионах России и в мире посвящены работы Кущевой Н.Б., Бедяевой Т.В., Сычёвой В.О., Шпеньковой К.С., Старковой И.И., Кондрашовой Е.В, Кабаевой А.З., Лукь-яненко А.Д. и др.

В области намечены мероприятия по развитию инфраструктуры региона, которые будут способствовать увеличению туристического потока. Губернатором области утверждена областная государственная программа «Поддержка развития внутреннего и въездного туризма во Владимирской области на 2016-2020 годы». В мае 2017 года в областном центре прошёл Пятый Владимирский межрегиональный экономический форум «Золотое кольцо России-50. Предпринимательство и туризм: инвестиции в будущее», основная тематика которого была посвящена развитию туризма в области [1].

Прогнозируется, что в результате реализации программы к 2020 году значительно возрастёт количество мест размещения в городах области - до 12,5 тысяч, что будет способствовать увеличению количества

2018 Vol. 12 Iss. 3

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Организация служб питания и размещения в гастро-и агротуризме: региональные особенности

дней, проводимых гостями на территории области и росту объёмов оказываемых туристам услуг более, чем на 5% (без учёта процента инфляции).

Решением вопросов развития агротуризма активно занимается Комитет по туризму администрации Владимирской области при поддержке АНО «Агро-ЭкоТуризм».

В области разработана первая в России технология создания и продвижения региональных гастрономических брендов и национальной кухни, разработана «Гастрономическая карта Владимирской области».

ской области-Вице-президент Ассоциации малых туристских городов Игорь Кехтер и координатор Федерального проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Урлина-Шаповалова. Fig. 1. The authors of the Gastronomic map of the Vladimir region: the Vice-President of the Association of small tourist towns Igor Kekhter and coordinator of the Federal project "Gastronomic map of Russia" Ekaterina Urlina-Shapovalova.

Этот проект является самобытным, качественно новым туристическим продуктом, который будет способствовать продвижению кулинарных традиций, существующих в регионе, за пределы области и страны.

Программы туров, включённых в гастрономическую карту, предлагают гастрономические деликатесы от местных фермеров и рестораторов уровня премиум-класса, нацелены на формирование новых региональных брендовых маршрутов.

Рис. 2. Российская символика региона в Гастрономической карте России Fig. 2. Russian symbol of the region in the Gastronomic map of Russia

За время создания проекта «Гастрономическая карта Владимирской области» к разработке гастроту-ров были привлечены лучшие шеф-повара и фермеры региона, в систему создания турпродукта включены малые города и сельские территории области.

По мнению разработчиков проекта, подобный подход к формированию туристского предложения отвечает потребностям времени и отражает тенденции «перезагрузки» маршрута «Золотое кольцо России» в год его 50-летнего юбилея.

При разработке комплексного агротуристиче-ского продукта учитывалась специфика и реальные возможности объектов и субъектов данной сферы, а также мотивы и цели сегмента рынка, на который ориентирован тур. Предполагается, что за короткий срок эко- и агротура гость сможет получить всё самое ценное в современном мире: информацию, новые знания, навыки в области производства сельскохозяйственной продукции, региональной кухни, традиционных ремёсел. Эко- и агротуризм предоставляют возможность соприкоснуться с индивидуальностью, самобытностью отдельно взятого региона, с учётом желаний и возможностей туристов и местных жителей. Кухня начинает играть все более важную роль в нашей жизни. Деревенская русская кухня богата, проста и разнообразна, что обуславливает её большую популярность среди туристов, особенно жителей крупных городов и мегаполисов. Именно благодаря гастрономическим и агро-турам можно узнать больше о деревенской жизни, о работе небольших семейных агро-хозяйств, о местных качественных продуктах. Всё это способствует популяризации данных видов туризма [2].

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

В гастрономическом туризме сегодня можно выделить уже ставшие привычными так называемые брендовые продукты Владимирской области: муромский калач, покровский пряник и шоколад, суздальские медовуху и огурец, владимирскую вишню, невежинскую рябину. Они могут стать хорошими сувенирами для туристов, посетивших соответствующие районы области.

Логотипом регионального бренда продуктов питания, произведенных товаропроизводителями Владимирской области является «Владимирский продукт». Он представляет собой изображение Золотых ворот на фоне российского триколора в виде сердеца (автор Нагорная Е.В., г. Владимир).

Акция «Покупай владимирское! Покупай российское!» позволила реализовывать от 40 до 60% продукции Владимирской области в торговых сетях.

Фирменная Владимирская продукция, ее продвижение и продажи укрепляют привлекательность региона для туристов, оказывают положительное влияние на восприятие региона в целом.

Главным заказчиком территориального брен-динга Владимирской области «Покупай владимирское!» являлась губернатор Владимирской области С.Ю Орлова [4].

ВЛАДИМИРСКИМ

продукт

Рис. 3. Логотип регионального бренда продуктов питания

Fig. 3. Logo of the regional food brand

Одно из интересных направлений гастрономического туризма - посещение гастрономических фестивалей и праздников, посвященных какому-либо продукту или гастрономическому направлению, которых во Владимирской области проводится множество: Международный праздник огурца, фестиваль «МедовухаFest» и Яблочный Спас в Суздале; Вишнёвый Спас в Патриаршем саду во Владимире; День шоколада в Покрове; праздник калача в Муроме; Гастрономический фестиваль «СамБыЕл» в Коврове; Рябиновое ополье в Юрьев-Польском; День картофеля в Меленках;

Праздник русского напитка в д. Семёновка Гусь-Хрустального района; Праздник русской печи в ГК «Печки-лавочки» Суздальского района и другие.

Рис. 4. Сыры «Богдарни» Джона Кописки - возможно, самого популярного и медийного российского фермера Fig. 4. Cheese "Bogdarni" by John Kopiski. Perhaps the most popular and media Russian farmer

Рис. 5. Памятник калачу в г.Муроме Fig. 5. Monument to Kalach in Murom

Рис. 6. Бренд г.Суздаля- гастрономический фестиваль медовухи Fig. 6. Brand of Suzdal-gastronomic festival of Mead

2018 Vol. 12 Iss. 3

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Организация служб питания и размещения в гастро-и агротуризме: региональные особенности

Рис. 7. Ежегодный праздник «Вишнёвый Спас в Патриаршем саду» г.Владимира. Fig. 7. The annual holiday «The Savior of the Cherry Feast Day in the Patriarch's garden» of Vladimir.

Рис. 8. Праздник огурца в г.Суздале Fig. 8. The cucumber festival in Suzdal

Рис. 9. Праздник огурца в г.Суздале Fig. 9. The cucumber festival in Suzdal

Рис. 10. Бренд знаменитого покровского пряника Fig. 10. Brand of the Famous Pokrovsky gingerbread

Рис. 11. Праздник русской печи в ГК «Печки-лавочки» Fig. 11. The feast of the Russian furnace in the Hotel Complex "Pechki-Lavochki»

СЕРВИС plus

Рис. 12. Яблочный Спас в г.Суздале Fig. 12. The Savior of the Cherry Feast Day in Suzdal

Рестораторы предложили множество услуг по организации питания с использованием русских национальных блюд, которые послужат доброму делу создания имиджа региона и пропаганды традиционной русской кухни:

-сезонные меню (осеннее, весеннее, летнее и зимнее) «Обед от шефа» в городах Владимире, Покрове, Суздале, Юрьев-Польском;

-фирменные завтраки и обеды в ресторане «Улей» и на открытой кухне буфета «Винегрет» гостиничного комплекса «Пушкарская слобода», где гостям предложат блюда авторской кухни от бренд-шефа, приготовленные с использованием традиционного для русской кухни сырья: козьего молока, крестьянского хлеба из дровяной печи, чёрной соли, полбы, лесных ягод (черники, клюквы, брусники), облепихи, огородных овощей, грибов, домашнего хлебного кваса, иван-чая и различных трав;

-ностальгический обед в советском стиле от шеф-повара Главного туристического комплекса - легенды российского туризма Суздаля;

-дегустационное воскресное меню от ресторана «Гостиный Двор» г. Суздаль - обед «Русский», в меню которого включено множество интересных блюд, в числе которых соленья собственного приготовления из суздальских погребов, грузди белые, щучьи котлеты, гороховая каша, соусы к блюдам с суздальским хреном и лесными ягодами, клюквенный взвар и многие другие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-для гостей, соблюдающих посты, в ресторанах предусмотрены блюда постного меню;

- в ресторане «Круча» парк-отеля «Вознесенская слобода» туристов ожидает осмотр теплиц ресторана с известным в городе шеф-поваром Кириллом Синичкиным, рассказ о региональных гастрономических брендах, местных фермерах-поставщиках ресторана и фер-

мерских продуктах, дегустационный обед от шефа, мастер-класс по приготовлению блюд русской кухни,

-в Торговых рядах г. Суздаля в арт-веранде пекаря и художника Дмитрия Новокрещенова проводят мастер-классы по выпечке кренделей и хлеба. Для туристов выпекают хлеб на закваске из «диких» дрожжей, многослойную кулебяку от пекаря, тыквенные и кабачковые пироги, фирменные наливки от пекаря;

- в фермерском ресторане «Огурец» в г. Суздале для участников туров готовят авторские блюда с использованием огурцов: огуречное желе со слабосолёной сёмгой, утиную калью (так в старину назывался рассольник) на открытом огне, бочковые огурцы с мёдом, огуречное варенье и настойку огурцовку.

Возрождая русскую кухню, рестораторы древних городов Мурома, Александрова, Гусь-Хрустального, Юрьев-Польского, Гороховца предлагают забытые блюда, основанные на многовековых традициях прошлого в сочетании с современными кулинарными тенденциями: «серые» щи под хлебной крышкой, мясо томлёное, гороховую кашу в горшочках, уху из стерляди, пирог тоболка (русский пирог с творогом), «царский курник» по старинным рецептам.

Фермеры и местные производители продуктов питания организуют экскурсии и дегустации свежих, экологически чистых натуральных продуктов собственного производства, без консервантов и искусственных добавок:

- экскурсию в музей истории пряника в г.Покров. Стеклянный тоннель над цехами фабрики позволяет увидеть полный цикл производства гастрономического бренда региона - Покровского пряника. По окончании экскурсии предлагается мастер-класс по росписи пряника глазурью. Каждый желающий может расписать свой именной пряник и увезти с собой в качестве сувенира. На фабрике постоянно появляются новые пряничные доски для изготовления пряников самых разных форм и рисунков. В настоящее время здесь изготавливают более 1000 наименований продукции, в том числе пряники печатные, изготовляемые вручную;

-посещение агротуристического комплекса «Богдарня» в Петушинском районе с экскурсией на сыроварню Джона Кописки с дегустацией сыров и фер-мерскиим бранчем, включающем блюда из производимых хозяйством продуктов;

-дегустацию хлеба из домашней пекарни Александра Стерлигова в г.Суздале;

-фермерский завтрак и обед в агроусадьбе Пет-рушино Собинского района, с использованием фермер-

2018 Vol. 12 Iss. 3

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Организация служб питания и размещения в гастро-и агротуризме: региональные особенности

ских продуктов: молока, мёда, творога, овощей из теплицы, различных трав-крапивы, щавеля, мяты. Пчеловоды предлагают услугу, способствующую оздоровлению организма-лечебный послеобеденный сон в апи-домиках (звукорезонансная терапия);

-пчеловоды из с. Шихобалово Юрьев-Польского района предложат полдник на пасеке, душистый травяной чай из иван-чая с медовыми сотами, дегустацию различных сортов мёда и медовухи;

-фермерское хозяйство «Вольный выгул» в д. Зеленицыно Александровского района - дегустацию фермерской продукции из гипоаллергенного и безопасного для здоровья мяса птицы, выращенного без использования антибиотиков и гормонов. В хозяйстве создана фермерская агромастерская, в которой производят копчёные и печёные колбасы, окорока, рулеты, копчёных гусей, уток, печёных цыплят, приготовленных с использованием жара русской печи, дыма фруктовых деревьев, маринада из тростникового сахара на морской соли;

- фермерское хозяйство «Остров» в Ковровском районе: мастер-класс по приготовлению баранины (романовская овца), дегустацию фермерской продукции-сыра, мясных деликатесов (колбас, паштетов, буженины), сгущёнки, молока, ряженки, творога.

Есть в области и производители традиционного русского иван-чая в городах Суздаль, Вязники, Гусь-Хрустальный, работающие над возрождением традиционного русского напитка. Они изготавливают несколько его разновидностей: с чабрецом, листьями брусники, чёрной смородины, мятой, мелиссой и др. Производят местные предприниматели и нетрадиционные виды варенья: из огурцов, из сосновых шишек.

В настоящее время в туристическом бизнесе наблюдаются тенденции, благоприятные для развития агротуризма:

-ориентация туристов на небольшие и комфортабельные структуры размещения, в которых создана уютная, домашняя атмосфера;

-особый интерес горожан к отдыху на природе в сельской местности в крестьянских традиционных домах.

В результате, в ХХI веке мы наблюдаем процесс замены респектабельных апартаментов отелей, как близнецы похожих один на другой, на сравнительно скромное, но не лишенное своей индивидуальности жильё сельских жителей. Городским жителям предлагается отдохнуть от надоевших обычных номеров гостиниц и типовых комнат санаториев. Пришло время, когда отдых за пределами своей страны уступает место незабываемым впечатлениям от живого соприкосновения с природой и своими истоками и корнями, и многие туристы обратили внимание на агро- и экотуризм.

В современных условиях формируются предпосылки для сглаживания различий между рынком традиционного гостиничного бизнеса и нетрадиционного, или дополнительных сегментов размещения туристов, которые стремительно развиваются в течение последних лет, успешно конкурируя с привычными гостиничными предприятиями.

В нашей области агротуристам предлагается проживание в средствах размещения Богдарни Джона Кописки в Петушинском районе:

-гостиница «Золотой колос» предлагает своим гостям 19 комфортных номеров, в отделке которых использованы только натуральные, экологически чистые материалы;

- гостевой дом Бодрихина находится в 10 минутах пешей ходьбы до фермы и расположен в здании бывшей сельской школы. Само двухэтажное здание интересно как объект русской деревенской архитектуры начала 20 века;

-деревянные гостевые коттеджи расположены в 8 км от агротуристического комплекса в деревне Богдарня, на берегах песчаного пляжа двух озер Богдарнинское и Ростовецкое. Самобытное русское убранство домов, резной колодец и уложенная поленница во дворе, натуральные звуки и краски природы с первой минуты погружают в атмосферу настоящей деревенской жизни;

-постоялый двор при конно-спортивном комплексе АТК «Богдарня» имеет 5 номеров (четырёх- и восьмиместных).

В 17 км от города Владимира, в живописном месте, рядом с автомагистралью М7, соединяющей города Суздаль и Владимир, расположен комплекс «Печки-Лавочки». К услугам гостей предлагаются номера и коттеджи в типичном деревенском русском стиле, оснащенные телевизором, ваннами комнатами, а коттеджи- каминами.

Побывав однажды в одном из гостиничных номеров комплекса «Печки-Лавочки», гости, чарованные настоящим русским уютом, стилем, уникальным в своем роде дизайном, смогут на время позабыть о суете и тщетности повседневных будней.

База отдыха «Дубки» выстроена в виде русской деревни с маленькими уютными домиками, которые почти не отличаются от настоящего древнего жилища. Но при этом в них есть все современные удобства, которые добавят комфорта.

Деревянные дома с мебелью из натуральных материалов внутри украшены различными старорусскими принадлежностями и текстилем. Каждый домик оснащён необходимой техникой и современными удобствами, включая холодильник, микроволновую печь,

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

телевизор, душ. На территории расположены уютные беседки, где можно общаться и обедать, а также мангалы для приготовления запеченного мяса.

Рис. 13. Гостиничный комплекс «Печки-Лавочки» Fig. 13. Hotel Complex "Pechki-Lavochki»

Агротуристический комплекс «Горыныч» в с. Махра Александровского района - это фермерское хозяйство, открытое для посещения туристами. Для проживания гостей есть небольшой домик с вольером для собак. Возможно размещение гостей в кемпинге, а в летнее время -в палатках.

Питомник ездовых собак "Гордость Виктории" Александровского района предлагает маршруты с ночевками, которые организуются в гостевых домах и в национальных деревенских домах с традиционной кухней.

Загородный клуб «Полан» в д. Ивашево Киржач-ского района расположен в живописной экологически чистой зоне. К услугам гостей 8 уютных номеров разных категорий, оснащённых всем необходимым для комфортного отдыха. В гостевом доме имеется ресторанный корпус. Для настоящих гурманов всегда в наличии изысканные блюда русской, грузинской и европейской кухонь.

Фермерское хозяйство Баринов в д. Высоково Ковровского района для размещения гостей предоставляет двухэтажный охотничий домик на пять номеров с полным самообслуживанием.

Охотничье хозяйство «Синжаны» в Меленков-ском районе с элементами сельского туризма предоставляет в распоряжение охотников двухэтажный гостевой дом, расположенный на берегу реки Унжа, с каминным залом, бильярдом и рестораном. В доме имеется четыре двухкомнатных номера - люкс и шесть однокомнатных двухместных номеров. На территории охотничьего хозяйства находятся пруды для рыбной ловли и мини-зоопарк. Туристы смогут приготовить уху из пойманной рыбы и блюда из дичи.

Однако в вопросах размещения агротуристов имеется много неиспользованных резервов, в результате основными средствами размещения являются городские гостиницы Владимира, Суздаля и Мурома.

Предприниматели в сфере туристического бизнеса в разных странах дальнего и ближнего зарубежья изыскивают возможности экономического использования уже существующих ресурсов, которые раньше практически не использовались: старые постройки (дома прошлого столетия), реконструированные старинные замки, монастыри и мельницы или дачные постройки (виллы), которые обычно используются нерегулярно, но требуют определенных расходов на их содержание; сельские микрогостиницы, гостевые дома в русском стиле, размещение в типовом русском деревенском доме, кемпингах в сельских зонах, базах отдыха, имеющихся туристских комплексах, а также частном жилом фонде. Расширение жилого фонда ведётся через реконструкцию и переоборудование старых пустующих домов в окрестных деревнях, использование дома или кемпинга на пасеке или ферме.

Для размещения туристов можно шире использовать услуги жилья, предлагаемого владельцами аг-роусадьбы или развивать агропансионаты.

Кроме того, в качестве источников размещения во всем мире используется возможность непосредственного контакта с семьей фермера, для чего предоставляется возможность проживания в фермерских хозяйствах. Для размещения используются дом, в котором проживает семья фермера или отдельное здание на условиях самообслуживания. Кроме того, часто используются и другие сельские строения (небольшой амбар, чердак или сеновал, оборудованные спальными местами с матрацами, набитыми сеном и т.п.), что вносит особый колорит в восприятии данного отдыха.

2018 Vol. 12 Iss. 3

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Организация служб питания и размещения в гастро-и агротуризме: региональные особенности

В отдельных странах основным средством размещения туристов являются маленькие коттеджи-апартаменты, в которых гости самостоятельно готовят себе еду, используя экологически чистые сельские продукты.

В ряде стран, например, Италии, на Кипре для современных агротуристов предоставляются уже не скромные комнаты с 3-4-местным размещением в сельских постройках, а настоящие мини-гостиницы уровня 3-4 звезд с антикварной мебелью, кондиционерами, прекрасно оборудованными ванными, бассейнами, теннисными кортами, под которые реконструируются старинные, искусно отреставрированные дома-усадьбы XVI-XVШ вв. с верандами и видами на виноградник или мандариновую рощу, или небольшие старые монастыри. При этом необходимые удобства незаметно и органично включаются в традиционные интерьеры.

Мини-отели предоставляют услуги по размещению в небольших коттеджах на одну семью от 2 до 8 человек. Домики оборудованы всем необходимым: горячим и холодным водоснабжением, небольшой кухней с бытовой техникой; отдельные коттеджи оборудованы каминами, саунами. Обычно они состоят из гостиной и нескольких спален.

Таким образом, агротуризм, это, в первую очередь - натуральность продуктов, размеренный быт и отсутствие спешки, домашняя атмосфера, ощущение близости с природой, возможность почувствовать свои корни, истоки при неоспоримом достоинстве- невысоких затратах на приобретение путёвок.

Кроме того, агротуризм имеет целый ряд

преимуществ:

-доступен, практически всем возрастным группам туристов, людям с различными финансовыми возможностями;

-является источником дополнительных средств для региона, средством развития инфраструктуры, способствует созданию новых рабочих мест и решению проблемы занятости населения;

-предоставляет возможность развития туризма за пределами городов, способствует привлечению иностранных туристов и приобретению положительного туристского имиджа среди регионов и в других странах;

-микроэкономический аспект - вклад в улучшение материально-технической базы фермерских и индивидуальных хозяйств.

Именно этот проект должен отрегулировать туристические потоки в регионе, тем самым объединив все районы и города области в единый комплекс.

Проект «Гастрономическая карта Владимирской области» - пример успешного применения технологий проекта «АгроЭкоТуризм России» и межотраслевой кооперации.

Данное направление туризма является весьма перспективным для региона не только потому, что город и область входят в Золотое кольцо, но и потому, что специфика проявления особенностей агро- и гастротуризма связана с перспективами культурных и этнотрадицион-ных связей, историей региона. В настоящее время Проект «Гастрономическая карта России» охватывает несколько регионов и будет развиваться и дальше.

Литература

1. Григорьев А. Алексей Конышев: Зачем Владимиру экономический форум. [Текст] / А.Григорьев//Дело.-2017.-№1.-С.6-8.

2. Кехтер И., Шаповалова Е. Гастрономическая карта Владимирской области [Текст] / И Кехтер.

3. Сайт Комитета по туризму Администрации Владимирской области. [Электронные ресурсы].- Режим доступа: www.vladimirtravel.ru

4. [Электронные ресурсы]. URL: http://bizness-plan.jimdo.com/брендинг/территориальный-брендинг/

References

1. Grigoriev A., Alexey Konyshev: why does Vladimir need economic forum? Delo, no. 1, 2017, pp. 6-8. (In Russ.)

2. Kekhter I., Shapovalova E., Gastronomic map of the Vladimir region. (In Russ.)

3. Website Of the Committee on tourism, Administration of the Vladimir region. [Electronic resource]- Mode of access: www.vladimirtravel.ru

4. [Electronic resources]. URL: http://bizness-plan.jimdo.com/брендинг/территориальный-брендинг/

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.