Научная статья на тему 'Проектирование туристского бренда (на примере города Смоленска)'

Проектирование туристского бренда (на примере города Смоленска) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1838
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВИДЫ ТУРИЗМА / БРЕНД / ТУРИСТСКИЙ БРЕНД ГОРОДА / TOURISM / TYPES OF TOURISM / BRAND / CITY TOURISTIC BRAND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щербакова Светлана Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме разработке туристского бренда города. В качестве объекта исследования был выбран город Смоленск как один из интересных туристских центров России. Автором рассматриваются потенциальные бренды города Смоленска и обосновываются перспективы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights actual problem of city touristic brand projection. Smolensk was chosen as the research object research for being one of the most interesting touristic centers in Russia. The author takes potential brands of Smolensk into consideration and proves their development prospects.

Текст научной работы на тему «Проектирование туристского бренда (на примере города Смоленска)»

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ: ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Проектирование туристского бренда (на примере города Смоленска)

Щербакова С. А.

Статья посвящена актуальной проблеме — разработке туристского бренда города. В качестве объекта исследования был выбран город Смоленск как один из интересных туристских центров России. Автором рассматриваются потенциальные бренды города Смоленска и обосновываются перспективы их развития.

Ключевые слова: туризм, виды туризма, бренд, туристский бренд города

The article highlights actual problem of city touristic brand projection. Smolensk was chosen as the research object research for being one of the most interesting touristic centers in Russia. The author takes potential brands of Smolensk into consideration and proves their development prospects.

Keywords: tourism, types of tourism, brand, city touristic brand

В настоящее время в российских регионах растет интерес к процессам формирования имиджа и бренда территорий. Это связано с необходимостью активизации инвестиционной и коммуникационной политики в современных условиях для нового этапа развития внутреннего туризма в Российской федерации.

Зарубежная практика накопила солидный опыт в деле продвижения имиджа территории и разработки брендов туристских дестинаций. У каждого потребителя, в нашем случае туриста, существует свое представление о стране, регионе, курорте и т. д. Например, Египет традиционно ассоциируют с пирамидами, Финляндию — с Санта Клаусом, Париж считают городом влюбленных и т. д. Во многом эти представления, особенно в последнее десятилетие, созданы с помощью технологий брендинга.

Целью брендинга региона является обеспечение присутствия и узнаваемости региона в информационном пространстве, что обеспечит увеличение силы его влияния и в том числе за счет притока финансовых ресурсов.

При этом бренд нередко становится главной движущей силой развития местного туризма. Основой туристского бренда является буквально любая характеристика, вызывающая у потребителя определенный набор положительных эмоций, — уникальный природный объект, историческое событие, деятельность известного политика, миф, образ, легенда. Миллионы туристов со всего мира съезжаются посмотреть на балкон Ромео и Джульетты в Вероне, посетить знаменитый карнавал в Рио-де-Жанейро, попробовать настоящее баварское пиво, съездить в латышскую Юрмалу или на Каннский кинофестиваль. Все это примеры размещения туристских центров преимущественно с ориентацией на бренд [2].

Исходя из всего вышесказанного, туристский бренд региона рассматривается как комплексное инвестирование в рекреационный потенциал территории и является важным фактором в укреплении его конкурентоспособности.

В настоящее время разработка туристских брендов является в России популярным и актуальным явлением. В качестве бренда используют символы, образы, знаки, девизы, метафоры, марки, идеи, а также набор эмоциональных ощущений, воспоминаний, ассоциаций, стереотипов, используемых для создания или подчеркивания уникальных особенностей региона в сознании клиентов на фоне аналогов.

44

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Проектирование туристского бренда (на примере города Смоленска)

Например, Великий Устюг — «родина Деда Мороза», Калиниград — «Европа в России», а администрация Костромской области определила 12 брендов региона, таких как: «Кострома и Берендеево царство — родина Снегурочки», «Иван Суса-

нин — патриот земли русской», «Кострома царственная — оплот российской государственности», «Костромская кадриль» и другие. Основные типы брендов регионов и городов России рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация туристских брендов областей, городов России

Категория бренда Регион России Субъект Город Символ (бренд)

Мифологический Северо-Западный Вологодская область Великий Устюг Дед Мороз

Центральный Кострома Снегурочка

Центральный Тверская область Тверь Кощей Бессмертный

Природный Северо-Западный Ленинградская область Санкт-Петербург Белые ночи

Дальний Восток Камчатский край Елезово Долина гейзеров

Север страны Мурманская область, п-в Шпицберген Мурманск Северное сияние

Промысловый Поволжье Нижегородская область Семенов Хохлома

Центральный Московская область Гжель Фарфор

Центральный Владимирская область Гусь-Хрустальный Хрусталь

Центральный Тульская область Тула Самовары

Северо-Западный Вологодская область Вологда Кружево

Уральский Оренбургская область Оренбург Пуховые платки

Центральный Ярославская область Ростов Финифть

Центральный Московская область Павловский Посад Павлопосадские платки

Историко- культурный Центральный Московская, Владимирская, Ярославская, Ивановская, Костромская области Владимир, Кострома, Переславль-Залес-ский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Суздаль, Ярославль. Александров, Боголю-бово, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Иваново, Калязин, Муром, Палех, Плес, Углич, Юрьев-Польский. Золотое кольцо

Северо-Западный Ленинградская, Псковская, Новгородская область Проект еще до конца не разработан Серебряный пояс

Центральный Московская область Москва Москва

Северо-Западный Республика Карелия Кижи

Именной Поволжье Самарская область с. Патровка и с. Гавриловка Лев Толстой

Северо-Западный Псковская область Михайловское Александр Пушкин

Спортивный Восточная Сибирь, Прибайкалье Иркутская область г. Иркутск Прибайкальская Зимниада

Северный Кавказ Краснодарский край Большой Сочи Сочи 2014

Событийный туризм: открываем новые возможности

45

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ: ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

зоны Смоленской области

В преддверии юбилейных мероприятий, связанных с 1150-летием со дня первого официального упоминания города Смоленска в Летописи, активизировалась работа по созданию общего консолидированного туристского бренда.

Среди регионов России Смоленская область является одним из перспективных центров развития туризма.

Богатое культурно-историческое наследие и природный потенциал, в сочетании с выгодным географическим положением на западных рубежах дают возможность привлекать российских и зарубежных туристов. Смоленщину от соседних регионов отличает большое количество памятников истории и культуры: храмов XII века, Смоленской крепостной стены, памятников войны 1812 года,

Смоленского Успенского кафедрального собора, дворянских усадеб XIX века и др.

В целом, на Смоленщине традиционно развиваются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный и детский туризм. Изменения, происходящие на российском и международном туристских рынках, привели к повышению спроса на отдых и оздоровление, экологические, рыболовные, событийные и религиозные туры.

В этой связи в Смоленской области предлагается выделить 6 перспективных туристских зон (рис. 1):

— Смоленская туристская зона (г. Смоленск, Смоленский, Кардымовский, Краснинский районы);

— Центральная туристская зона (Дорогобужский, Ярцевский, Сафоновский районы);

— Северо-Западная туристская зона (Ве-лижский, Демидовский, Духовщин-ский, Руднянский районы);

— Северо-Восточная туристская зона (Сычевский, Новодугинский, Холм-Жирковский районы);

— Восточная туристская зона (Вяземский, Гагаринский, Угранский, Темкинский районы);

— Южная туристская зона (г. Десногорск, Починковский, Ельнинский, Рославль-ский, Шумячский, Монастырщинский, Глинковский, Хиславичский, Ершич-ский районы).

Особое внимание при выделении туристских зон было уделено их туристской специализации, а также степени аттрак-тивности зоны с точки зрения объектов туристского показа и перспектив развития туризма [3].

Смоленская туристская зона характеризуется большим количеством средств размещения, предприятий общественного питания, культурно-досуговых учреждений, природных и исторических объектов туристского показа, санаторно-курортных

46

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Проектирование туристского бренда (на примере города Смоленска)

учреждений и оздоровительных лагерей. Приоритет в развитии этой зоны получают туристские ресурсы: Гнездовский археологический комплекс, историко-архитектурный комплекс «Теремок», мемориальный комплекс «Катынь» (Смоленский район), «Соловьева переправа» (Кардымовский район), места боев войны 1812 года (Кар-дымовский и Краснинский районы).

В Центральной туристской зоне получит развитие Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь и усадьба Барышниковых (Дорогобужский район), музей Ярцевского хлопчатобумажного комбината (г. Ярцево).

В Северо-Западной туристской зоне предлагается развивать Сертейский археологический комплекс (Велижский район), туристские комплексы в национальном парке «Смоленское Поозерье» (Демидовский и Духовщинский районы), а также д. Чижово — родина Г.А. Потемкина-Тав-рического, в которой в 2011 г. состоялся I Международный молодежный туристский фестиваль «Потемкинские забавы».

В Северо-Восточной туристской зоне приоритетом являются дворянские усадьбы: Липецы (усадьба Хомякова), Александрино (усадьба Лобановых-Ростовских) в Новодугинском районе, Дугино (усадьба Паниных) в Сычевском районе. Планиру-

ется разработать туристский маршрут к истоку реки Днепр в Сычевском районе.

В Восточной туристской зоне наиболее посещаемыми туристскими объектами давно являются г. Вязьма (имение Грибоедовых в Хмелите, церкви и монастыри города, места Вяземского сражения 1812 г.), г. Гагарин (места, связанные с жизнью первого космонавта Ю.А. Гагарина, церкви и соборы города). Но в дальнейшем в этой зоне предлагается наиболее полно использовать природно-рекреационные зоны Яузского и Вазузского водохранилищ (Гагаринский район), бассейна р. Угра (Темкинский и Угранский районы). Исследования показали, что эта зона активно используется самодеятельными туристами в целях рыбной ловли, охоты, водных и пешеходных туров.

В Южной туристжой зоне приоритетом развития туристских ресурсов станут: памятный знак Меркурию Смоленскому в с. Долгомостье (Починковский район), Свято-Преображенский монастырь в г. Рославле, музей Первомайского стекольного завода (Шумячский район), бывшие усадьбы Пассеков и Шаховских (Глинковский район).

В настоящее время наиболее привлекательна Смоленская область и особенно, Смоленск для туристов из Централь-

Таблица 2

Характеристика потенциальных брендов города Смоленска [4]

«Смоленск — щит России» Может стать одним из ведущих брендов России, поскольку город имеет уникальное географическое положение и расположен на западных границах страны. Во все времена Смоленск был щитом, прикрывавшим столицу России от врагов

«Смоленск — духовное возрождение Руси православной» Один из перспективнейших брендов города Смоленска. Успенский собор с чудотворной иконой Одигитрией, монастыри и храмы 12 века, а также церковное служение Кирилла — Митрополита Смоленского и Калининградского — Патриарха Московского и Всея Руси

«Смоленск — бриллиантовое сердце России» Основным градообразующим предприятием является производственное предприятие «Кристалл», специализирующееся на производстве продукции высочайшего качества, признанной во всем мире под брендом «Русская огранка» («Russian Cut»). В городе имеются ювелирные магазины, которые могут привлечь покупателей с доходами выше среднего и VIP-клиентов

«Смоленское Ожерелье» Смоленская крепостная стена — выдающееся военно-оборонительное и архитектурное сооружение. Она имеет огромное историческое значение, известна далеко за пределами России

«По смоленскому героическому пути 1812 года» В преддверии празднования 200-летия Победы в войне 1812 года может стать одним из перспективных брендов г. Смоленска. В городе много памятников, посвященных историческим событиям и героям 1812 г.

Событийный туризм: открываем новые возможности

47

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ: ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Свято-Успенский кафедральный собор

ного региона, в основном для москвичей. Грамотная разработка туристского бренда территории позволит продвинуть туристский продукт Смоленска не только на российский, но и на международный рынок. В связи с этим нами были предложены потенциальные бренды города Смоленска (таблице 2):

Рассмотрим представ -ленные в таблице варианты брендов города Смоленска.

«Смоленск — щит России». Практически все туристы из Европы, посещающие Россию, проезжают через Смоленск. Много сотен лет назад здесь проходил торговый путь «из варяг в греки» — основная артерия славянских народов, которая связывала север с югом и пересекалась здесь с дорогами, ведущими с запада на восток. Смоленск со своей знаменитой крепостью был «ключом Московского государства», стражем России на ее западных рубежах. Нередко Смоленщину называют «Западными воротами в Москву». И свидетельством тому — сохранившиеся в городе до наших дней памятники воинской славы разных исторических периодов. Безуслов-

но, бренд «Смоленск — щит России» может стать одним из ведущих российских туристских брендов (рис. 2).

«Смоленск — духовное возрождение православной Руси». Символом города неофициально считается Свято-Успенский кафедральный собор, возведенный в 1772 году (рис. 3). Он был построен в память о героической обороне Смоленска в 1609— 1611 годах на месте одноименного собора XII века. Его внутреннее убранство — резной иконостас и икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии, которая является главным объектом паломничества на протяже-

Панорама города Смоленска [5]

ептеггЕнек духовное возрождение Руси православной

Рис. 2. Проект туристского бренда «Смоленск — духовное возрождение Руси православной» (автор —

Е. Зубенко, г. Смоленск)

48

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Проектирование туристского бренда (на примере города Смоленска)

нии нескольких веков. Ежегодно в августе на праздник Успения в Смоленск съезжаются тысячи паломников, которые принимают участие в богослужении, крестном ходе и иных таинствах.

Тысячелетняя история христианства на Смоленской земле «отпечаталась» уникальными церквями с восьмивековым диапазоном строительства: от XII века (Церковь Михаила Архангела (Свирская), Собор Петра и Павла) до XXI века (современный храм Новомучеников и Исповедников российских). В сочетании с другими объектами историко-культурного наследия это создает уникальные возможности для туристско-рекреационной деятельности и привлечения туристов.

Для развития религиозного туризма не нужны дорогие сооружения и сложная инфраструктура. Прежде всего, необходимо сохранить и реставрировать существующие православные памятники прошлого.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особую значимость Смоленск и Смоленская область получили в связи с великим именем нашего современника — Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, более двадцати лет служившего Митрополитом Смоленским и Калининградским и одновременно возглавлявшим до 2009 года Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. Слова Святейшего «Через Смоленск я узнал Россию» стали своеобразным призывом для многих соотечественников и иностранных граждан посетить землю, связанную с многолетним служением нашего великого современника.

Дальнейшие перспективы развития паломничества и религиозного туризма в регионе связаны с созданием в Смоленске Всероссийского паломнического центра. В его создании активное участие принимают не только деятели Русской Православной Церкви, но и Администрация Смоленской области. В настоящее время разработана концепция создания Центра. Здесь будут действовать соответствующие службы, средства размещения. Планируется создать четыре филиала в важнейших православных центрах епархии: городах Рославле, Дорогобуже, Вязьме и Гагарине.

В связи с этим, религиозный туризм, благодаря богатейшему духовному и историко-культурному наследию, становится все более значимым и приоритетным направлением туристской деятельности в Смоленском регионе, призванным оптимизировать всю региональную туристскорекреационную систему и весьма актуальным станет разработка туристского бренда «Смоленск — духовное возрождение Руси православной» (рис. 4).

Еще один бренд, который можно рассмотреть как перспективный, — «Смоленск — бриллиантовое сердце России». Бренд, который мог бы привлечь в город определенные категории туристов, а именно, туристов с достатком выше среднего и VIP-персон, которые хотели бы посетить само производство бриллиантов — ОАО «Производственное объединение «Кристалл», работающее с 1963 г., а также приобрести авторские украшения в салонах «Смоленские бриллианты» и в других ювелирных магазинах города (рис. 5).

В настоящее время предприятие входит в перечень стратегически важных компаний страны, находящийся под непосредственным контролем президента России. По объемам выпуска продукции, размерам производственных мощностей и численности работников, занятых в сфере обработки алмазов, Смоленск по праву называют столицей бриллиантов России. Нельзя не отметить тот факт, что несколь-

Логотип ОАО «Производственное объединение «Кристалл» [6]

Событийный туризм: открываем новые возможности

49

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ: ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ко раз производственное объединение «Кристалл» выступало в качестве официального спонсора всероссийских конкурсов и соревнований, что послужило хорошей рекламой не только самого предприятия, но и города Смоленска.

Еще одним туристским брендом города может стать бренд «Смоленское Ожерелье». Смоленская крепостная стена — выдающееся военно-оборонительное и архитектурное сооружение (рис. 6). На сегодняшний день сохранились далеко не все башни и участки стен крепости, но в преддверии празднования 1150-летия г. Смоленска развернута масштабная реставрация крепостной стены.

Хотя во многих городах России сохранились крепостные стены, тем не менее, Смоленская крепостная стена — единственная в мире, которая опоясывала город со всех сторон. Смоленская крепостная стена взята под охрану государства как исторический и архитектурный памятник.

Уникальность, величественность, историческая и культурная значимость — вот те условия, которые необходимы объекту, чтобы стать символом территории, и Смоленская крепостная стена полностью соответствует данным требованиям.

Следующий бренд, которому мы уделим должное внимание, особенно накануне

200-летия Победы в войне 1812 года, — «По смоленскому героическому пути 1812 года». В городе Смоленске много исторических памятников и мест, связанных с событиями войны 1812 года: памятник защитникам Смоленска в войне 1812 г., памятник защитникам Смоленска 4—5 августа 1812 г., памятник Софийскому полку, памятник и бюст М.И. Кутузову, аллея генералов участников обороны Смоленска в 1812 г. и др. Многие улицы города названы в честь героев войны 1812 года: Кутузова, Барклая-де-Толли, Дохтурова, Багратиона и др.

Но этот бренд мы рассмотрим через современное и весьма популярное направление в событийном туризме — историческую реконструкцию событий 1812 г. Традиционными реконструкциями сражений 1812 года в России являются два сражения: при Бородино и при Малояросвлавце. Смоленск в этом списке тоже может занять почетное место.

Реконструкции событий 1812 года проходят в Смоленске с 2003 года и уже успели стать значимым событием, привлекающим внимание экскурсантов и туристов. Поначалу реконструкции проводились в центре Смоленска у крепостной стены. Но в 2009 году действие впервые вынесли за пределы Смоленска к Валутиной горе (Смоленский район), а затем в 2010 и 2011 годах к д. Лубино (Кардымовского района), на полях которых 7 августа 1812 года шла ожесточенная битва французских и русских армий. Сценарий реконструкции повторяет сражение тех далеких лет. Обе стороны тогда, в 1812 году, понесли большие потери. Корпус Тучкова

Смоленская крепостная стена

50

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Проектирование туристского бренда (на примере города Смоленска)

принял на себя удар троекратно превышающих сил противника, чтобы дать возможность отходящим армиям Багратиона и Барклая-де-Толли соединиться у Соловьевой переправы и не быть уничтоженными наполеоновской армадой по одиночке. В сражении при Валутиной горе была одержана тактическая победа, позволившая России сохранить целостность русской армии, собрать под командованием фельдмаршала Кутузова свои силы в кулак и измотать противника.

Участниками реконструкции традиционно являются члены военно-исторических клубов Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Брянска, Калуги, Твери, а также из Беларуси, Украины, Польши, Литвы и Латвии (рис. 7).

Желающих принять участие в реконструкции сражения становится больше с каждым годом. В 2011 г. в этом мероприятии приняли участие представители посольства Германии, Польши и Франции.

Теперь историческое поле д. Лубино Кардымовского района можно определить как мемориальное, и здесь уже установлен памятный гранит. В связи с этим Карды-мовский район получил еще один туристский объект наравне с Соловьевой переправой и Старой Смоленской дорогой.

Из года в год реконструкция сражения 7 августа 1812 г. становится все более популярной. Это не только исто-рически-поучи-тельное зрелище, но также и красочное шоу с интересной программой и хорошей организацией, привлекающее большое количество туристов.

Так, в 2011 г. военно-исторический фестиваль на поле при Ва-лутино посетило более 10 тыс. чел. Фестиваль проходил в два

дня. В первый день, помимо реконструкции событий, состоялось торжественное перезахоронение останков двух солдат Великой армии, погибших в сражении 1812 года. Один из солдат служил в 45-м линейном полку, а второй — в Вестфальском пехотном полку. К сожалению, установить имена погибших невозможно, поэтому на крестах просто написали «Неизвестный Вестфальский солдат» и «Неизвестный французский солдат». На второй день уже в г. Смоленске прошел марш-парад клубов военно-исторической реконструкции по мемориальным местам, связанным с историческими событиями 1812 года. В Сквере памяти героев был открыт бюст героя войны 1812 года генерал-майора Оленина Е.И., командовавшего Смоленским ополчением. На Марсовом поле Лопатинского сада состоялось костюмированное представление Ансамбля реконструкции исторического бального танца моды (г. Москва) и бальных танцев этой эпохи.

Реконструкция сражения 7 августа 1812 г., хотя и проходит один раз в год, но постепенно превращается в качественный туристский продукт Смоленской земли. Помимо событий, связанных со сражениями на Смоленской земле в 1812 году, активных туристов, легких на подъем, можно привлечь на поиск до сих пор не-

Участники реконструкции сражения при Валутиной горе

Событийный туризм: открываем новые возможности

51

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ: ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

найденного клада Наполеона Бонапарта, оставленный им, как утверждает легенда, в Смоленской области.

В 1835 году в Петербурге вышли 14 томов Вальтера Скотта «Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французского». Н.И. Хмельницкий, губернатор Смоленский, прочел следующие строки: «Он (Наполеон) повелел, чтобы московская добыча: древние доспехи, пушки и большой крест с Ивана Великого были брошены в Семлевское озеро как трофеи, которых ему не хотелось отдать обратно и которых он не имел возможности везти с собою».

Уверенный в том, что клад уже почти у него в руках, Хмельницкий занялся вычерпыванием озера в компании с подполковником инженерного корпуса Василием Четвериковым, присланным самим государем. Но кроме пушечных лафетов, найденных местным помещиком на полях сразу после войны, ничего более не обнаружилось. Деньги и время были потрачены напрасно. Хмельницкий был первым, но не последним, вычерпывающим Сем-левское озеро. Кладоискатели до сих пор ищут вокруг Семлевского озера. Каждый «копательный сезон» на озерных берегах можно видеть людей, которые либо пробуют нырять, пытаясь отыскать клад под водой, либо обследуют берега в надежде обнаружить какую-либо примету клада.

Но успехи все те же — до сих пор не найдены пушечные лафеты, 18 пудов золота, 325 пудов серебра, огромное количество церковной утвари, драгоценностей и оружия — таков был груз, который

Литература

1. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. — М.: Академия, 2008.

2. Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность: учеб.-метод. пособие / под ред. Путрика Ю.С. — М.: Финансы

и статистика, 2007.

3. Щербакова С. А., Жук Л. А. Туристский потенциал Смоленского региона и его привлекательность для туристов. — Смоленск: СГУ, 2003.

везла с собой отступающая из России армия Наполеона.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что город Смоленск имеет довольно высокий туристский потенциал, который к сожалению полностью не используется. Вместе с тем дальнейшее успешное развитие городского туризма невозможно без разработки туристского бренда Смоленска. Следует отметить, что совсем недавно в Смоленске начал работу Координационный совет по туризму, который был создан в рамках муниципальной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2008— 2012 годы». Среди основных целей его деятельности — формирование туристского бренда и его продвижение на национальном и международном туристских рынках, что несомненно активизирует деятельность по укреплению туристского имиджа всего региона.

В настоящее время некоторые туристские фирмы города Смоленска, работающие на внутреннем рынке туризма, уже начали работу по разработке экскурсионных программ, базирующихся на ключевых брендовых достопримечательностях Смоленска. В ближайшей перспективе намечено формирование отдельных мультимедийных продуктов с навигацией, программа туристский аудиогид по городу Смоленску с загрузкой в мобильные телефоны и иные гаджеты. Все это, несомненно повысит туристскую привлекательность города Смоленска и укрепит его имидж.

4. Щербакова С. А., Юденкова Е. И. Формирование туристского бренда

5. города Смоленска. Проблемы туризма и сервиса: Сборник научных трудов / Коллектив авторов // Под ред. А.В. Иванова, А.С. Кускова. — Саратов: Издательство СГТУ, 2011.

6. http://www.smolnews.ru/news/94579 (дата обращения: 10.10.2011).

7. http://sb.machaon-dev.ru (дата обращения:

15.10.2011).

52

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.