16
150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОСТА ЛЕВАНОВИЧА ХЕТАГУРОВА
Братство народов'
А.А. Фадеев
Восьмидесятилетие со дня рождения Коста Хетатурова было отмечено советской общественностью осенью 1939 года. Юбилей вылился в крупнейший культурный праздник. По своему значению этот праздник не уступает юбилеям Пушкина, Шота Руставели, Шевченко или юбилею «Давида Сасунского». Масштаб наших культурных праздников не определяется численностью народа, которому принадлежит классик. В перспективе социалистического развития нет ни великих, ни маленьких народов - все равны под социалистическим солнцем. Изучая, переводя на другие языки, пропагандируя классиков как больших, так и малых народов СССР, мы открываем никогда не виданное и совершенно немыслимое в условиях капитализма, доступное только нам, многонациональное по форме, общее эстетическое наследство народов СССР
В развитии народов бывают такие полосы, такие эпохи, когда народ выдвигает людей, являющихся истинными предшественниками деятелей нашего социалистического времени, я бы сказал больше - предвестниками коммунизма, потому что они выражают собой лучшие стороны человека, которого мы мечтаем создать при коммунизме.
Я говорю о великой способности такого своеобразного человека, как Коста, соединять в себе лучшие черты людей Возрождения, самые разносторонние дарования. Если хотите, Коста Хетагу-ров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем.
Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным. Но как писатель, как поэт он не мог бы сложиться таким, каким представляется нам сейчас, без идейной и художественной связи с лучшими людьми
русского народа, с революционной демократией второй половины прошлого столетия.
Мы, русские писатели, гордимся тем, что Коста сформировался под влиянием идей Чернышевского, Добролюбова, Некрасова.
Товарищ Сталин в своем замечательном труде «Марксизм и национально-колониальный вопрос», полемизируя с австрийскими социал-демократами, представителями той социал-демократии, которая и русский народ считала неполноценным, говорит о развитии осетинской литературы. Можно догадываться, что он, прежде всего, имел в виду Коста Левановича Хетагу-рова. Но не только его.
Нам памятны не только такие великие деятели осетинского народа, как Коста Хетагуров. Мы помним всех работников в области культуры, в области искусства, в области литературы, служивших делу своего народа. Некоторые из них ошибались как деятели, но их творчество имеет ценность для нас. Назову хотя бы замечательного осетинского драматурга Елбуздыко Брита-ева. Нужно беречь, ценить и ныне здравствующих писателей Осетии, живых свидетелей прошлого осетинской литературы, которые соединили это прошлое с современностью. Они начали творить еще при старом строе и являются истинно народными писателями, - я имею в виду Арсена Коцоева, Нигера и других.
Современная осетинская литература имеет немалые успехи в области поэзии и смело заявляет себя в области драматургии, отчасти прозы. Достаточно назвать имена писателей Северной Осетии - Плиева Гриш, Епхиева, Боциева, Мамсуро-ва, имена писателей Южной Осетии - Харитона Плиева, Шавлохова, Кучмазова и других.
Строя социализм и коммунизм, мы создали предпосылки к тому, что в людях - русских, украинцах, белорусах, осетинах - появляются многие общие черты. Эти черты рождает социализм - новая социалистическая техника, новые формы жизни. Но социализм ни в коем случае не стремится всех причесать под одну гребен-
*Речь на торжественном юбилейном заседании расширенного президиума Союза писателей СССР, посвященном 80-летнему юбилею народного поэта К.Л. Хетагурова.
ТОН 9
№5
ФАДЕЕВ А.А. БРАТСТВО НАРОДОВ
ку. Наоборот, социализм есть свободное развитие лучших особенностей национального характера. Этот национальный характер с особенной выразительностью сказывается в культуре народов. Литература, создаваемая нами, является социалистической по содержанию, но национальной по форме. А что такое национальная форма в литературе? Это, с одной стороны, язык народа, а с другой - отражение в литературе национального характера народа. Именно поэтому с таким огромным вниманием, с таким искренним волнением воспринимает народ любой национальности свои культурные праздники.
Именно поэтому так глубоко, и так серьезно, и так горячо любой рабочий, любой колхозник-осетин участвовал в празднике, посвященном Коста Хетагурову.
Имя Коста - поэта так называемого «маленького» осетинского народа - войдет в ряд самых высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице многоцветной культуры социализма будут играть краски и цвета, вызванные к жизни таким художником, как Коста Хетагуров.
17 ноябрь 1939 г., г. Орджоникидзе.
КОСТА В ФОТОГРАФИЯХ
Дом Л.Е.Хетагурова в с. Лаба (Георгиевско-Осетиновское)
«Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий, - писал Коста Хетагуров.— Отец мой — Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин.
Мать моя — Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чендзе Хетагурова — дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава».
«Отца я не только любил, но обоготворял. Таких самородков, гуманнейших, честнейших и бескорыстных, я больше никогда и нигде не встречал. Мы с ним никогда не имели разногласия, и никогда он мне с самого раннего возраста не делал резкого замечания, не говоря уже о каком-либо подзатыльнике», — писал он об отце.
ТОН 9
№5