Научная статья на тему 'Братство народов'

Братство народов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Братство народов»

16

150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОСТА ЛЕВАНОВИЧА ХЕТАГУРОВА

Братство народов'

А.А. Фадеев

Восьмидесятилетие со дня рождения Коста Хетатурова было отмечено советской общественностью осенью 1939 года. Юбилей вылился в крупнейший культурный праздник. По своему значению этот праздник не уступает юбилеям Пушкина, Шота Руставели, Шевченко или юбилею «Давида Сасунского». Масштаб наших культурных праздников не определяется численностью народа, которому принадлежит классик. В перспективе социалистического развития нет ни великих, ни маленьких народов - все равны под социалистическим солнцем. Изучая, переводя на другие языки, пропагандируя классиков как больших, так и малых народов СССР, мы открываем никогда не виданное и совершенно немыслимое в условиях капитализма, доступное только нам, многонациональное по форме, общее эстетическое наследство народов СССР

В развитии народов бывают такие полосы, такие эпохи, когда народ выдвигает людей, являющихся истинными предшественниками деятелей нашего социалистического времени, я бы сказал больше - предвестниками коммунизма, потому что они выражают собой лучшие стороны человека, которого мы мечтаем создать при коммунизме.

Я говорю о великой способности такого своеобразного человека, как Коста, соединять в себе лучшие черты людей Возрождения, самые разносторонние дарования. Если хотите, Коста Хетагу-ров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем.

Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным. Но как писатель, как поэт он не мог бы сложиться таким, каким представляется нам сейчас, без идейной и художественной связи с лучшими людьми

русского народа, с революционной демократией второй половины прошлого столетия.

Мы, русские писатели, гордимся тем, что Коста сформировался под влиянием идей Чернышевского, Добролюбова, Некрасова.

Товарищ Сталин в своем замечательном труде «Марксизм и национально-колониальный вопрос», полемизируя с австрийскими социал-демократами, представителями той социал-демократии, которая и русский народ считала неполноценным, говорит о развитии осетинской литературы. Можно догадываться, что он, прежде всего, имел в виду Коста Левановича Хетагу-рова. Но не только его.

Нам памятны не только такие великие деятели осетинского народа, как Коста Хетагуров. Мы помним всех работников в области культуры, в области искусства, в области литературы, служивших делу своего народа. Некоторые из них ошибались как деятели, но их творчество имеет ценность для нас. Назову хотя бы замечательного осетинского драматурга Елбуздыко Брита-ева. Нужно беречь, ценить и ныне здравствующих писателей Осетии, живых свидетелей прошлого осетинской литературы, которые соединили это прошлое с современностью. Они начали творить еще при старом строе и являются истинно народными писателями, - я имею в виду Арсена Коцоева, Нигера и других.

Современная осетинская литература имеет немалые успехи в области поэзии и смело заявляет себя в области драматургии, отчасти прозы. Достаточно назвать имена писателей Северной Осетии - Плиева Гриш, Епхиева, Боциева, Мамсуро-ва, имена писателей Южной Осетии - Харитона Плиева, Шавлохова, Кучмазова и других.

Строя социализм и коммунизм, мы создали предпосылки к тому, что в людях - русских, украинцах, белорусах, осетинах - появляются многие общие черты. Эти черты рождает социализм - новая социалистическая техника, новые формы жизни. Но социализм ни в коем случае не стремится всех причесать под одну гребен-

*Речь на торжественном юбилейном заседании расширенного президиума Союза писателей СССР, посвященном 80-летнему юбилею народного поэта К.Л. Хетагурова.

ТОН 9

№5

ФАДЕЕВ А.А. БРАТСТВО НАРОДОВ

ку. Наоборот, социализм есть свободное развитие лучших особенностей национального характера. Этот национальный характер с особенной выразительностью сказывается в культуре народов. Литература, создаваемая нами, является социалистической по содержанию, но национальной по форме. А что такое национальная форма в литературе? Это, с одной стороны, язык народа, а с другой - отражение в литературе национального характера народа. Именно поэтому с таким огромным вниманием, с таким искренним волнением воспринимает народ любой национальности свои культурные праздники.

Именно поэтому так глубоко, и так серьезно, и так горячо любой рабочий, любой колхозник-осетин участвовал в празднике, посвященном Коста Хетагурову.

Имя Коста - поэта так называемого «маленького» осетинского народа - войдет в ряд самых высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице многоцветной культуры социализма будут играть краски и цвета, вызванные к жизни таким художником, как Коста Хетагуров.

17 ноябрь 1939 г., г. Орджоникидзе.

КОСТА В ФОТОГРАФИЯХ

Дом Л.Е.Хетагурова в с. Лаба (Георгиевско-Осетиновское)

«Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий, - писал Коста Хетагуров.— Отец мой — Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин.

Мать моя — Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чендзе Хетагурова — дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава».

«Отца я не только любил, но обоготворял. Таких самородков, гуманнейших, честнейших и бескорыстных, я больше никогда и нигде не встречал. Мы с ним никогда не имели разногласия, и никогда он мне с самого раннего возраста не делал резкого замечания, не говоря уже о каком-либо подзатыльнике», — писал он об отце.

ТОН 9

№5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.