Научная статья на тему '"братья мои!живите,любя друг друга"'

"братья мои!живите,любя друг друга" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"братья мои!живите,любя друг друга"»

СИДАКОВА Л.Х. «БРАТЬЯ МОИ! ЖИВИТЕ, ЛЮБЯ ДРУГ ДРУГА»

«Братья мои! Живите, любя друг друга»

Л.Х. Сиропа

Речь сегодня пойдет о человеке, оставившем необычный след в сознании тысяч людей всего Кавказа и далеко за его пределами: в Индии, Болгарии, Японии, Турции... «Был я в Японии, -рассказывал Расул Гамзатов. - И мне было приятно, когда в одном из городов нам заявили, что они хорошо знают нашего Коста Хетагурова, великого осетинского поэта». Первым изданием классики осетинской литературы на языке хинди был сборник произведений Коста Хетагурова «Осетинская лира», увидевший свет в Дели.

Замечательным художником, мыслителем, апостолом правды, любви, равенства и братства назвал Хетагурова известный литературовед Г Кравченко. Исключительно высокую оценку родоначальнику осетинской литературы и истории культуры осетин дали Максим Горький, Михаил Шолохов.

О даровании Коста было сказано, что «оно напоминает о выдающихся талантах эпохи Возрождения. Подобно великому итальянцу Леонардо да Винчи, Коста Хетагуров сочетал в себе изумительную разносторонность. Он был поэтом, прозаиком, драматургом, живописцем, артистом, музыкантом, литературным и театральным критиком, знатоком права, страстным публицистом, переводчиком, знал несколько языков народов Кавказа. Он прекрасно исполнял горские танцы и песни, был отличным наездником».

«Имя Коста войдет в ряд самых высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться им», - сказал на 80-летнем юбилее поэта Александр Фадеев. «Пока живет поэзия Коста, будут жить свобода и любовь. Все творчество Коста - великий подвиг», - эти слова принадлежат известной чеченской поэтессе Раисе Ахматовой. Памятником любви к русскому языку и русской художественной речи всегда будут стихи и статьи, очерки и пьесы, написанные Хе-тагуровым по-русски, - это дает нам право считать его не только осетинским, но и русским пи-

сателем. Необычайная сила его творческого дарования восхищала всех, кто его читал и знал. А знали его повсюду - в аулах, селах, станицах и городах. В каждом доме села Георгиево-Осети-новского слагались песни на его стихи, их знали наизусть старики и дети.

Мариэтта Шагинян в свое время сказала: «У человечества очень немного поэтов, которые становятся как бы нравственной совестью народа, в чьих именах сливаются и надежда на будущее, и память о прошлом, и постоянное нравственное мерило настоящего. Коста Хетагуров принадлежит к этой немногочисленной семье».

Родился Коста 15 октября 1859 года в высокогорном глухом ауле Нар Северной Осетии. При рождении он был назван Константином, но так как печатался он под именем Коста, именно под ним он и вошел в историю литературы. В возрасте двух лет мальчик лишился матери. Его выходила дальняя родственница. Сиротство свое он переживал болезненно, никогда не переставал думать о матери, писал о ней, рисовал ее...

Я в пору малолетства Жестоко был лишен капризною судьбой Священной радости ликующего детства.

Затем семилетнего мальчика отдали учиться в Нарскую сельскую школу, потом - во Владикавказское реальное училище. Здесь он впервые попробовал писать стихи. С 1873 по 1879 годы он обучался в Ставропольской мужской классической гимназии, где познакомился с идеями Белинского и Герцена, Чернышевского и Добролюбова, Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Идеи русских революционеров-демокра-тов стали ориентирами в его жизни. С верой в будущее Коста провозгласил: «Ночь близится к

n

150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОСТА ЛЕВАНОВИЧА ХЕТАГУРОВА

концу... Минуты сочтены, повсюду бьют тревогу... Уж брезжит луч зари, играя на штыках».

Отец Коста, Леван Елизбарович Хетагуров, очень любил своих детей и хотел дать им хорошее образование, но, будучи офицером Терской полиции, часто отсутствовал, был в разъездах в военных экспедициях, участвовал в сражениях. Он многократно был ранен в военных действиях и имел награды за боевые заслуги. Пользовался большой известностью и авторитетом у правительства, благодаря чему добился определения своих детей в петербургские академии. Но Коста поступил в Императорскую Петербургскую художественную академию против воли отца - тот хотел, чтобы Коста стал военным. В академии Коста учился успешно, но вынужден был оставить ее по болезни. Он перенес две операции, вернулся во Владикавказ, где занялся общественной деятельностью, писал стихи, поэмы, статьи, протесты, за что дважды был сослан в Большой Карачай. Коста отличался целеустремленностью и упорством, живым умом и остроумием. Генерал Каханов, начальник Терской области, считавший Коста «возмутителем спокойствия», не жаловал его добрым отношением. Наоборот, всячески способствовал его ссылкам и трудностям. Генерал закрыл единственную женскую школу в Осетии, в станице Ольгинской. Коста поднял всю интеллигенцию Осетии, чтобы отстоять эту школу, выступил против действий генерала и добился, чтобы ее вновь открыли. Сам же оказался в ссылке. При этом причиной, конечно же, была не его активная позиция в отношении школы - своими публицистическими статьями поэт зарекомендовал себя «неблагонамеренным». О своей ссылке Коста вначале писал: «Положение мое не поддается описанию. Я отрезан от всего». Но очень скоро обзавелся друзьями, познакомился с карачаевским поэтом и художником Исламом Крымшамхаловым; объехал все аулы Кара-чая, работая конторщиком на Эльбрусском руднике. Поэт хорошо изучил и язык, и жизнь карачаевского народа. Многие карачаевцы, как и осетины, обращались к нему с жалобами на притеснения со стороны царских властей и местных богачей, и он написал множество писем в защиту горцев. Не мог он оставить без внимания тяжелое положение рабочих рудника (их было более 150 человек), не раз писал о нем в газетах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Северный Кавказ». Поэт беспокоился о судьбе простого народа и был известен как человек, «непримиримый ко всяким злоупотреблениям в общественной жизни».

Коста Хетагуров придерживался и развивал точку зрения русских революционных демократов о прогрессивном значении для горских народов присоединения Кавказа к России. В своих

публикациях он не раз подчеркивал, что осетины добровольно присоединились к России и «никогда не служили враждебным элементом для русских». Прогрессивное значение присоединения Кавказа к России он подробно охарактеризовал и в своей поэме «Плачущая скала», где высказывал признательность великому русскому народу, который горцев «повел дорогою иной».

Одним из первых его произведений, помещенных в газете «Северный Кавказ», была сатирическая поэма «Кому живется весело», которую поэт начал писать в Карачае. В ней Хетагуров вынес на суд общества факты беззакония, казнокрадства, взяточничества самых крупных чинов северокавказской администрации. В статье «Горские штрафные суммы», написанной в 1898 году и помещенной в петербургской газете «Сын Отечества», приводятся конкретные факты присвоения общественных денежных сумм высшими чиновниками Терской и Кубанской администраций.

В том же году были подготовлены документы о новой высылке Коста Хетагурова. Он обвинялся в агитации против правительства и администрации. Чтобы избежать новой ссылки, Коста выехал в Петербург. Прожил здесь несколько месяцев. Но ничего не добился, кроме замены места ссылки. Вместо Курской губернии ему разрешили поселиться в Херсонской. В эти трудные для него месяцы он не опустил руки. Одновременно с ходатайством перед сенатом об отмене решения о высылке он добился публикации своей статьи «Неурядицы Северного Кавказа» в «Санкт-Петербургских ведомостях». Резкий тон публикации ошеломил правительственные круги, статья стала обвинительным актом против национальной политики царизма. Причинами неурядиц на Северном Кавказе, по мнению осетинского публициста, были искусственно разжигаемая национальная рознь между горцами и казаками, резкое ухудшение экономического положения местного населения, передача военным лучших земельных участков, отнятых у горцев. А еще причиной кавказских неурядиц он считал препятствия со стороны администрации просвещению горцев. Этому он уделял особое внимание. Всеми средствами старался, чтобы молодежи была открыта дорога к образованию, и с его помощью многие поступили в Ставропольскую гимназию. Коста требовал улучшения преподавания светских предметов в церковно-приходских школах, хотел, чтобы во главе школ стояли люди, имеющие специальную педагогическую подготовку. Много статей он посвятил вопросам развития народного образования на Северном Кавказе.

Село Георгиевско-Осетиновское признано всей общественностью Осетии и КЧР второй родиной Коста. Он многократно бывал здесь у отца, который с подпоручиком Мисирби Гу-

СИДАКОВА Л.Х. «БРАТЬЯ МОИ! ЖИВИТЕ, ЛЮБЯ ДРУГ ДРУГА» 33

тиевым ходатайствовал перед правительством о выделении земель для неимущих, безземельных крестьян Осетии на Кубани. Леван Елизбарович Хетагуров и его товарищ не только добились положительного решения, но и организовали переезд осетинских семей в Карачай. Леван и Мисирби лично разделили тяжелейшую участь переселенцев и в дождливые осенние дни 1B70 года в течение полутора месяцев более трехсот километров пробирались на Кубань, нашли подходящие места на пустующих землях, а также поделили выбранную равнину между переселенцами.

Леван Елизбарович жил в Карачае до конца своих дней. Ему дали надел в 20о десятин, где ныне расположен аул Новый Карачай, но он поселился вместе со всеми в Георгиево-Осетинов-ском. Здесь же, в селе, которое, по сути, создал, он и умер. Хоронили Левана Хетагурова с большими почестями, как человека высокодостойного и уважаемого.

К этому времени Коста уже был смертельно болен. Но, как рассказывали селяне, «он все писал, читал, рисовал, находил время общаться и с детьми, выходил к берегу Кубани, беседовал с ними. Рассказывал им о том, откуда берется Кубань, какое значение имеют для человека вода, солнце, дождь, ветер. Читал им и сказки, и свои стихи. Дети очень любили слушать его, он говорил интересно, но быстро уставал и уходил...»

Весть о смерти отца потрясла Коста. Он писал: «Я почувствовал себя совершенно одиноким во всем огромном мире». (Отец для Коста был опорой во всем, хотя были у них и разногласия). Домой, в отцовский дом, вернулась, чтобы ухаживать за больным братом, его единственная сестра Ольга. Это была очень образованная, энергичная, деловая женщина. Она организовала уход и лечение Коста, навела в скромном хозяйстве порядок и очень надеялась, что сможет поднять брата с постели. Но, увы! Костный туберкулез был неизлечим. 1 апреля 1906 года в возрасте 47 лет Коста не стало. Похоронили его в центре села, прощаться с ним пришли все, кто его знал, слышал о нем, читал его произведения. Ольга очень тяжело перенесла смерть брата. Очевидцы рассказывали, что она во время похорон сняла на-дочажную цепь, надела на шею и вознамерилась на коленях идти за гробом Коста до могилы. Этим она символизировала конец рода Хетагуровых в этом доме. Подобного самоистязания ей, конечно, не разрешили, но цепь с шеи она не сняла до возвращения домой.

В 193B году общественность Северной Осетии перевезла прах Коста в родной Владикавказ, где похороны превратились в настоящую манифестацию, в демонстрацию всеобщей любви и признательности поэту. Казалось, собрался весь Кавказ - от мала до велика.

А в селе, которое названо именем Коста Хетагурова, в центре возвышается его фигура. Этот памятник был построен в 1961 году известным скульптором Умаром Дзантемировым из Южной Осетии. Он преподнес его в дар селянам, которые созданием памятника выразили свою безмерную любовь великому поэту и публицисту, посвятившему всего себя борьбе за счастье народа.

Основоположник осетинской литературы, Коста писал на осетинском и русском языках. На Кавказе и в России он известен преимущественно как публицист, в Осетии - как поэт. Из-за отсутствия периодической печати на осетинском языке он выступал исключительно в русской прессе. Публицистика принесла ему славу неподкупного заступника горских народов Кавказа, борца против нищеты, политического бесправия горцев, административного насилия, невежества и национальной розни. Продолжая традиции русских революционных демократов, Коста, по существу, был поборником интернационального единения равноправных народов России.

Коста был и талантливым художником. С большим сочувствием изображал в своих жанровых картинах жизнь простого народа, писал портреты, пейзажи Кавказа.

Но Коста Хетагуров - это прежде всего великий поэт. Поэтическое наследие его обширно: лирические стихи, романтические и сатирические поэмы, басни, стихи для детей, народные предания и притчи в оригинальной трактовке. И всю силу и обаяние поэтического таланта можно ощутить только в произведениях, написанных на родном языке и вошедших в сборник «Осетинская лира» - «Ирон фандыр», увидевший свет в 1899 году. Центральная тема поэзии Коста - историческая судьба родного народа. Этой теме посвящены поэмы «Фатима», «Перед судом», «Плачущая скала» и обширный этнографический очерк «Особа». Грядущее и Свобода - любимые поэтические категории Хетагурова. Он артистически владел осетинским народным стихом, строфикой и композиционной техникой народных певцов, но сознательно отказался следовать за народ-но-сказительской поэтикой как художественной системой. Он создал индивидуальнопрофессиональную традицию в искусстве Осетии.

И сегодня, накануне его очередного юбилея, очевидно, что творчество Коста уже пережило века и ему предстоит жить вечно, как вечны горы Кавказа, как вечно сине-голубое небо над ними.

«День Республики» (г. Черкесск), 2009,13 окт. (№ 212), с. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.