Научная статья на тему 'Ю. Н. Либединский и Кавказ: к истории одного портрета'

Ю. Н. Либединский и Кавказ: к истории одного портрета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
220
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИЙ ЛИБЕДИНСКИЙ / МАХАРБЕК ТУГАНОВ / ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / КАБАРДА / СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ / КАВКАЗ / YURI LIBEDINSKY / MAHARBEK TUGANOV / LITERARY CRITICISM / SOVIET LITERATURE / KABARDA / NORTH OSSETIA / CAUCASUS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плиева Маргарита Георгиевна

Автор исследует малоизученные вопросы, связанные с вкладом советского литератора и одного из создателей Российской ассоциации пролетарских писателей Ю. Н. Либединского в исследование истории и культуры народов Кавказа. Своим творчеством он способствовал преодолению региональной обособленности, выравниванию профессионального уровня культур, обогащению многонациональной советской культуры. В статье прослежен жизненный путь писателя, выявлены основные вехи его творческой жизни. Автором изучена история появления прижизненного портрета Ю. Н. Либединского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yury N. Libedinsky and Caucasus: to the Story of a Portrait

The author investigates poorly studied issues related to the contribution of Yury N. Libedinsky, the Soviet writer and one of the founders of the Russian Association of Proletarian Writers, to the study of the history and culture of the peoples of the Caucasus. By his creative work he helped to overcome regional isolation, to balance the professional level of culture and to enrich the multinational Soviet culture. The article traces the biography of the writer, reveals the main milestones of his creative life. The author has studied the history of the creation of the lifetime portrait of Yury Libedinsky.

Текст научной работы на тему «Ю. Н. Либединский и Кавказ: к истории одного портрета»

ПЛИЕВА Маргарита Георгиевна

кандидат искусствоведения, преподаватель истории и обществознания, средняя общеобразовательная школа № 8,

Владикавказ, Россия Margarita G. PLIEVA Cand. Sci. (Fine Arts, Crafts and Architecture), Lecturer of History and Social Studies, Secondary School No. 8, Vladikavkaz, Russia plievamargarita@mail.ru

Ю. Н. Либединский и Кавказ: к истории одного портрета

Yury N. Libedinsky and Caucasus: to the Story of a Portrait

Автор исследует малоизученные вопросы, связанные с вкладом советского литератора и одного из создателей Российской ассоциации пролетарских писателей Ю. Н. Либединского в исследование истории и культуры народов Кавказа. Своим творчеством он способствовал преодолению региональной обособленности, выравниванию профессионального уровня культур, обогащению многонациональной советской культуры. В статье прослежен жизненный путь писателя, выявлены основные вехи его творческой жизни. Автором изучена история появления прижизненного портрета Ю. Н. Либединского.

Ключевые слова: Юрий Либединский, Махарбек Ту-ганов, литературная критика, советская литература, Кабарда, Северная Осетия, Кавказ.

The author investigates poorly studied issues related to the contribution of Yury N. Libedinsky, the Soviet writer and one of the founders of the Russian Association of Proletarian Writers, to the study of the history and culture of the peoples of the Caucasus. By his creative work he helped to overcome regional isolation, to balance the professional level of culture and to enrich the multinational Soviet culture. The article traces the biography of the writer, reveals the main milestones of his creative life. The author has studied the history of the creation of the lifetime portrait of Yury Libedinsky.

Keywords: Yuri Libedinsky, Maharbek Tuganov, literary criticism, Soviet literature, Kabarda, North Ossetia, the Caucasus.

Вклад Юрия Николаевича Либединского в исследование истории и культуры народов Кавказа остается неизученным. Между тем писатель свободно ориентировался в сложных процессах, происходивших в национальных литературах - от «армянской и грузинской, насчитывающих многие столетия, до кабардинской и адыгской, родившихся после революции» [3, с. 12].

Юрий Николаевич Либединский - русский советский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, корреспондент газеты «Правда», один из создателей

и руководителей РАПП, педагог, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, медали «За оборону Москвы», родился в Одессе, в семье врача, свое детство провел на Урале. В период Гражданской войны, будучи в колчаковском подполье, писатель «вел революционную пропаганду среди солдат. Его сатирическая поэма «Серый Патфиндер», переписывалась от руки, за что он был арестован и жестоко избит» [1, с. 34].

Известность Ю. Н. Либединскому принесла повесть «Неделя» - эта «революция глазами революции», как сказал о повести А.

НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ 2016 № 3

Барбюс [2], была опубликована в московском альманахе «Наши дни» в 1922 г. В статье «Первая ласточка» высокую оценку произведению дал Н. И. Бухарин. Книга была переведена на многие языки.

Изучение творчества Ю. Н. Либединско-го для меня началось с черно-белой репродукции портрета писателя в монографии М. Ха-кима «Туганов - народный художник». Более позднее знакомство с литографией Г. С. Верейского привело к пониманию того, что оба портрета «обрамляют» творческую жизнь писателя от ее начала до заката.

После революции художник-график Г. С. Верейский, создал портретную галерею своих современников. Среди них и портрет Ю. Н. Либединского (1930). В облике писателя, в устремленном в будущее взгляде, в гриве откинутых назад волос ощущается «особенный подъем духа, выражавшийся всегда в постоянном ощущении себя значительным звеном в общем ходе социалистической революции» [6, с. 33]. О времени, которое вошло в историю как «эпоха революционного романтизма», Ю. Н. Либединский писал: «Мы, в особенности молодые коммунисты, были уверены, что каким-то большим и дружным натиском, разом поднимем наше хозяйство, чуть ли не до уровня коммунизма» [6, с. 30].

Но полоса везения закончилась во второй половине 1930-х гг. Власть не простила ему доброго отзыва Н. И. Бухарина, как и повесть «Рождение героя», в которой Ю. Н. Ли-бединский отразил процесс перерождения партийного аппарата в аппарат бюрократический. Писатель был исключен из партии за «связь с врагами народа», книги его были запрещены и изъяты из библиотек, ему едва удалось избежать ареста.

На войну он ушел добровольцем в ополчение, но вскоре стал фронтовым корреспондентом. Закончил Великую Отечественную войну в звании майора.

В 1930-е гг. Ю. Н. Либединский впервые приехал на Северный Кавказ, в Кабарду. Результатом его приезда было создание повести «Баташ и Батай», позже вошедшей в трилогию «Горы и люди».

Значительны его работы и в области литературной критики. Сборник с красивым названием «Об уважении к литературе» со-

держит статьи и выступления последних лет жизни писателя. Мы остановимся на разделе «По старым тропам и новым дорогам», где отражены его размышления о национальных литературах и писателях, о дружбе писателя с литераторами Северного Кавказа.

В статье «Заметки о кабардинской литературе» (1957) Ю. Н. Либединский пишет о просветителе и первом историке Ш. Ногмо-ве, создателе кабардинской азбуки на основе русского алфавита. Предполагают, что русские поэты А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов слушали его рассказы о кабардинском народе, которые потом воплотили в своих произведениях при описания жизни черкесов; сказитель и писатель Б. Пачев на основе арабской письменности создал кабардинский алфавит; опальный учитель Нури Цагов в своей крестьянской избе организовал школу - «Цаговский университет»; Али Шогенцуков, работавший инспектором окружного отдела народного образования и директором колхозного университета явился основоположником советской кабардинской поэзии. Ю. Н. Либединский подчеркивает, что пьеса Хачима Теунова «Испытание» стала значительным событием в кабардинском искусстве, произведением об испытании на верность Родине, испытании честности, испытании тяжестью войны.

Завершая обзор кабардинской литературы, Ю. Н. Либединский пишет: «Нет ничего хуже для национальной культуры, как наличие среди ее деятелей людей, «не помнящих родства», таких, которые по своему невежеству считают, что они строят культуру на новом месте, и пренебрежительно относятся к своим предшественникам. Кабардинской писательской молодежи эта опасность не грозит» [4, с. 235]. Это открывает «широкие перспективы для полнокровного развития кабардинской литературы» [4, с. 247].

«Дорога к счастью» - так назвал писатель статью, посвященную обзору адыгейской литературы. Кавказ «стал второй родиной Юрия Либединского, писатели народов Кавказа - его кровными братьями». Он долго жил среди осетин, кабардинцев, дагестанцев, азербайджанцев и других народов Северного Кавказа. Их «жизнь и быт, их песни и сказки стали для него родными. Рядом с романами появились на книжных полках переводы Либедин-

ского, составленные им сборники, отредактированные им книги» [12, с. 12-13].

Ю. Н. Либединский писал: «Мне выпало счастье быть свидетелем великого исторического дела - на моих глазах впервые в истории человечества возникли литературы многих кавказских народов, до революции не имевших даже своей письменности. И потому, когда почтальон приносит аккуратно запакованные и перевязанные бечевкой подчас еще пахнущие свежей типографской краской книги моих друзей - писателей, живущих и работающих в кавказских республиках, сердце мое переполняется гордостью. Ведь каждая такая книга - еще одно свидетельство того небывалого чуда, которое ежедневно и ежечасно совершается на нашей советской земле».

К числу самых близких друзей Ю. Н. Либединский причисляет Т. М. Керашева, а его книгу «Дорога к счастью», одной из лучших книг в советской литературе. Т. Керашев, сохранив в своем творчестве первозданное дыхание народной поэзии, «поднялся до глубоко реалистического изображения человеческих страстей и чувств, до создания положительных типов советской эпохи» [4, с. 259].

Осетинской литературе Ю. Н. Либединский посвятил три статьи. О Коста Хетагурове пишут многие, но только у Ю. Н. Либединско-го удивительно красивые пейзажные зарисовки: «прекрасные и мрачные горные хребты, на склонах которых растут могучие, не тронутые топором леса, окружают котловину и горное селение Нар; в ясные дни длинный снеговой гребень Главного хребта сверкает высоко в небе...» [7, с. 271]. И только Ю. Н. Либединский проводит параллели между легендарными личностями, старшим и младшим современниками Коста. «В год, когда родился Коста Хе-тагуров, Шамиль прекратил войну с Россией и сдался в плен русским войскам. Шамиль в свои последние годы и Коста в свои первые - были современниками. Прошло десять лет с небольшим после того, как Шамиль отправился в священную для мусульман Мекку и умер там, у гроба Магомета. И молодой Коста предпринимает паломничество совсем в другом направлении - он едет на далекий север, в Петербург [7, с. 278]. И, продолжая проводить параллели, отмечает, что «Коста умер в 1906 году, а в 1909 году на Кавказ приехал Сергей Миронович

Киров. Для Коста «воедино сливались любовь к народу осетинскому и народу русскому - в этом смысле Коста чудесно предвосхищает собой тип гражданина Страны Советов, - писал С. М. Киров» [7, с. 290].

В статье «Славная плеяда» Ю. Н. Либединский пишет о том, что «не очень многочислен североосетинский народ, но вклад его в общую сокровищницу культуры советских народов весьма значителен» [9, с. 292]. В числе достижений осетинской национальной культуры особо отмечено было окончание стадии работ по собиранию, систематизации и переводу на русский язык произведений осетинского нартского эпоса. Нартские сказания свидетельствуют о богатстве народной культуры, давшей обильные плоды на той пусть и бесписьменной, но глубоко плодотворной почве.

«Кавказ в русской литературе издавна обозначал тему свободы, - Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Толстой слали Кавказу свои самые высокие мысли, самые святые чувства. И великой радостью для передового русского общества был тот момент, когда с Кавказа, словно эхо, отраженное его богатырской грудью, раздался голос Коста Левановича Хетагу-рова» - восторженно отмечает Ю. Н. Либединский [9, с. 292].

Вслед за Коста выступает целая плеяда осетинских писателей, родственных ему как в идейном, так и в художественном отношении: И. Кануков - основатель осетинской художественной прозы, который, принадлежа к княжескому роду, сформировался как писатель-обличитель. И хотя, по мнению Ю. Н. Ли-бединского, «язык автора и не лишен некоторых своеобразных отступлений от обычного строя русского языка, значение очерков И. Ка-нукова для дальнейшего роста осетинской культуры огромно. Сека Гадиев, сын бедняка, вошел в историю осетинской литературы как создатель басен, сюжеты которых взяты из осетинского фольклора, автор произведений художественной прозы на осетинском языке. Батырбек Туганов, сын генерала царской армии, - первый перевел на осетинский язык «Коммунистический манифест», работал в Москве. Арсен Коцоев - сын крестьянина из села Гизель - автор первого журнала на осетинском языке - «Колос» (1910). Цомак Гадиев,

сын Сека - поэт-публицист, участник революционных событий 1905 г., в предреволюционные годы отдавал дань эсеровской идеологии эпигонов народничества. За время советской власти написаны стихи и песни, прославляющие советскую родину.

Ю. Н. Либединский «особенно подробно останавливается на произведениях осетинских прозаиков, потому что в то время осетинский народ был на Северном Кавказе единственным, выдвинувшим целую школу художественной прозы» [9, с. 303]. Среди них: Елбыздыко Бритаев - создатель осетинской драматургии и осетинского национального театра; Добе Мамсуров - поэт, драматург, переводчик, мастер малой формы в художественной прозе; Езетхан Уруймагова - первая женщина писательница-осетинка.

В Северную Осетию Юрий Николаевич, уже известный писатель и переводчик, приехал в 1947 г. по приглашению Нартского Комитета [13]. В Комитет входили известные в Советском Союзе поэты, писатели, художники и среди них В. И. Абаев, С. А. Бритаев, В. Дынник, Ю. Л. Либединский, Н. Тихонов, М. С. Туганов, А. В. Джанаев, А.-Г. З. Хохов, переговоры о сотрудничестве велись с И. А. Орбели. Тогда и состоялось знакомство художника и писателя. В статье «Сказание о нартах» Юрий Николаевич вспоминал, что «среди людей, которые буквально всю жизнь посвятили благородному делу изучения нартского эпоса, следует вспомнить Народного художника Северо-Осетинской АССР Махарбека Тугано-ва» [8, с. 263].

Махарбек Сафарович Туганов - Заслуженный художник Северо-Осетинской АССР и Народный художник ГССР, родился в семье ученого-ботаника. Профессиональное образование получил в Санкт-Петербургской Академии художеств, в мастерской И. Е. Репина и в Мюнхене, в школе А. Ашбе. Туганов «был человеком большой культуры, широкого круга знаний европейского и русского искусства, истории, этнографии, литературы» [11, с. 215].

Удивительны строки, емко характеризующие человека, гражданина, писателя Юрия Николаевича Либединского: «Гости с Кавказа - желанные гости в нашем доме. Словно вольный ветер кавказских ущелий проходит по моему кабинету, когда в нем раздается гор-

танный говор осетин или шелестящая речь кабардинцев. В последние годы, когда болезнь делает для меня все более затруднительными дальние поездки, я с особенной радостью встречаю в Москве своих кавказских друзей. Азербайджан и Армения, Осетия и Кабарда, Адыгея и Дагестан! Сколько исхожено дорог, сколько незабываемых встреч и разговоров. Щедрое кавказское гостеприимство, счастлив тот, кто испытал его» [4, с. 248].

Вероятнее всего именно в эти годы был написан портрет Ю. Н. Либединского, человека близкого и дорогого Туганову, и замечателен он «не только своим разительным сходством с натурой», но и умением художника «раскрыть в портрете душевный мир изображаемого, его внутреннее психологическое содержание» [14, с. 49].

Из письма дочери писателя Л. Ю. Ли-бединской автору статьи: «Приведу Вам несколько строк из письма моей мамы Л. Б. Ли-бединской нашей бабушке (Т. В. Толстой) из Дзауджикау от 5 апреля 49 года: «Почти каждый день ходим к Туганову, он рисует портрет Юры. Тоже замечательный человек, кончал Академию художеств в Петербурге вместе с Левитаном и Малявиным. Сейчас ему 80 лет, он совершенно свободно, по 2-3 часа не присаживаясь, стоит за мольбертом и работает без очков. Живет он один, и все сам для себя делает - готовит, топит печи. Сохранил такую ясность ума, что и молодой позавидует. И помнит все поразительно до мельчайших подробностей. Очень добрый и милый человек».

Родителей моих связывала нежная дружба с осетинскими писателями, которые были гостями и в нашем доме. Я лучше всего помню Тотырбека Джатиева и его семью. Мы жили на Реданте летом 1947 г. всей семьей, папа тогда собирал и переводил Нартские сказания [3].

Тяжело опустившись в кресло, «патриарх советской литературы» слушает собеседника. Художник ничего не смягчил как во всем облике духовно близкого ему человека, так и в лице:немолодом, болезненном, неправильном и асимметричном, но очень цельном в своей породистости и монументальности. Несколькими штрихами под внешним спокойствием художник передал «неуспокоенность» сердца, в которое умещается «шар земной». И как завершающий аккорд - посвящение: «Дорогому

Юрию Николаевичу Либединскому от М. Туга-нова», 19 июля 1949 г. и подпись художника.

Он, романтик военного коммунизма, уже на склоне лет оценивая свои молодые годы, признавался: «Я далек от намерения объяснять наши успехи тем, что мы правильно вели партийную линию. Оглядываясь назад, я вижу, что мы сделали много существенных ошибок... что говорить...» [10, с. 39].

Судьба Юрия Николаевича Либедин-ского, как и судьбы тех, о ком он писал, были

неотделимы от бурной истории века и такой противоречивой судьбы Родины. Но эти люди умели «вдохновенно и страстно откликнуться на переживания народа», и, наконец, испытав разочарование и гонения, они не «отомстили жизни, а одарили ее», посвятив ей свое незабываемое творчество. Именно этим неисчерпаемым вкладом в многонациональную культуру России запомнился современникам и потомкам Юрий Николаевич Либединский -«человек для людей», эрудит и гуманист.

Использованная литература:

1. Капитонова Н. А. Либединские // Исторические чтения: м-лы науч. конф. «Культура Челябинска: поиски и находки» (1998) / ред.-сост. Э. Б. Дружинина. Челябинск, 2000. Вып. 5. С. 104 - 117

2. Капитонова Н. А., Либединский Ю. Н. [Электронный ресурс] // Писатели земли Уральской: проект централизованной системы детских и юношеских библиотек г. Озерска и Челябинской областной детской библиотеки. URL: http://pisateli.ch-lib.ru/tin/libedinskii/ index.html (дата обращения: 02.02.2016).

3. Либединская Л. Ю. Письмо автору статьи М. Г. Плиевой, осень 2011 г. Архив автора.

4. Либединский Ю. Н. Дорога к счастью // Либе-динский Ю. Н. Об уважении к литературе. М.: Советский писатель, 1965.

5. Либединский Ю. Н. Заметки о кабардинской литературе // Либединский Ю. Н. Об уважении к литературе. М.: Советский писатель, 1965.

6. Либединский Ю. Н. Как я писал свою первую повесть // Либединский Ю. Н. Об уважении к литературе. М.: Советский писатель, 1965.

7. Либединский Ю. Н. Коста Леванович Хетагуров // Либединский Ю. Н. Об уважении к литературе. М.: Советский писатель, 1965.

8. Либединский Ю. Н. Сказания о нартах // Либе-динский Ю. Н. Об уважении к литературе. М.: Советский писатель, 1965.

9. Либединский Ю. Н. Славная плеяда // Либедин-ский Ю. Н. Об уважении к литературе. М.: Советский писатель, 1965.

10. Либединский Ю. Н. Современники: воспоминания. М.: Советский писатель, 1961.

11. Плиева В. Встречи с М. Тугановым // М. С. Туга-нов. Литературное наследие. Ордж.: Ир, 1977.

12. Стальский Н. Человек для людей: вст. ст. // Либединский Ю. Н. Об уважении к литературе. М.: Сов писатель, 1965.

13. Трудовое соглашение, составленное между Се-веро-Осетинским Нартским Комитетом в лице С. А. Бри-таева и членом Союза Советских Писателей СССР Ю. Н. Либединским // Центральный государственный архив Республики Северная Осетия Алания. Ф. 126. Оп. 3. Д. 1. Л. 64.

14. Хаким Муса. Махарбек Туганов - Народный художник. Орджоникидзе: Ир, 1962.

References:

1. Kapitonova, N. A., Libedinskie (Libedinskies), in Istoricheskie chteniya: Proc. Sci. Conf. "Kul'tura Chelyabinska: poiski i nakhodki" (1998) (Chelyabinsk Culture: Search and Findings (1998)), vol. 5, Druzhinina, E. B., Ed., Comp., Chelyabinsk, 2000, pp. 104-117.

2. Kapitonova, N. A., Libedinskiy Yu. N. (Yury N. Libedinsky) in Pisateli zemli Ural'skoy: proekt tsentralizovannoy sistemy detskikh i yunosheskikh bibliotek g. Ozerska i Chelyabinskoy oblastnoy detskoy biblioteki. URL: http://pisateli.ch-lib.ru/tin/libedinskii/index.html. Accessed February 2, 2016.

3. Libedinskaya, L. Yu., Pis'mo avtoru stafi M. G. Plievoy, osen' 2011 goda (Letter to M. G. Plieva, the Author of the Article, Autumn 2011), Author's Archive.

4. Libedinskiy, Yu. N., Doroga k schasfyu (The Road to Happiness), in Libedinskiy, Yu. N., Ob uvazhenii k literature, Moscow: Sovetskiy pisatel', 1965.

5. Libedinskiy, Yu. N., Zametki o kabardinskoy literature (Notes on the Kabardian literature), in Libedinskiy, Yu. N., Ob uvazhenii k literature, Moscow: Sovetskiy pisatel', 1965.

6. Libedinskiy, Yu. N., Kak ya pisal svoyu pervuyu povest' (How I Wrote my First Story), in Libedinskiy, Yu. N., Ob uvazhenii k literature, Moscow: Sovetskiy pisatel', 1965.

7. Libedinskiy, Yu. N., Kosta Levanovich Khetagurov (Kosta Levanovich Khetagurov), in Libedinskiy, Yu. N., Ob uvazhenii k literature, Moscow: Sovetskiy pisatel', 1965.

8. Libedinskiy, Yu. N., Skazaniya o nartakh (Legends about Narts), in Libedinskiy, Yu. N., Ob uvazhenii k literature, Moscow: Sovetskiy pisatel', 1965.

9. Libedinskiy, Yu. N., Slavnaya pleyada (Glorious Pleiade), in Libedinskiy, Yu. N., Ob uvazhenii k literature, Moscow: Sovetskiy pisatel', 1965.

10. Libedinskiy, Yu. N., Sovremenniki: vospominaniya (Contemporaries: Memories), Moscow: Sovetskiy pisatel', 1961.

11. Plieva, V., Vstrechi s M. Tuganovym (Meetings with M. Tuganov), in M. S. Tuganov. Literaturnoe nasledie, Ordzhonokidze: Ir, 1977.

12. Stal'skiy N. Chelovek dlya lyudey, in Libedinskiy, Yu. N., Ob uvazhenii k literature, Moscow: Sovetskiy pisatel', 1965.

13. Trudovoe soglashenie, sostavlennoe mezhdu Severo-Osetinskim Nartskim Komitetom v litse S. A. Britaeva i chlenom Soyuza Sovetskikh Pisateley SSSR Yu. N. Libedinskim

(The Labor Agreement Drawn Up Between the North Ossetian Nart Committee through S.A. Britaev and the Member of the Union of Soviet Writers of the USSR Yu. N. Libedinsky). Central State Archives of the Republic of North Ossetia Alania (TsGARSOA), Fund 126, Inventory 3, File 1, sheet 64.

14. Khakim, M., Makharbek Tuganov - Narodnyy khudozhnik (Makharbek Tuganov - People's Artist), Ordzhonikidze: Ir, 1962.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Плиева, М. Г. Ю. Н. Либединский и Кавказ: к истории одного портрета [Электронный ресурс] / М. Г. Плиева // Наследие веков. - 2016. - № 3. - С. 74-79. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/20l6/09/2016_3_Plieva.pdf (дата обращения дд.мм.гг).

Full bibliographic reference to the article:

Plieva, M. G., Yu. N. Libedinskiy i Kavkaz: k istorii odnogo portreta (Yury N. Libedinsky and Caucasus: to the Story of a Portrait), Nasledie Vekov, 2016, no. 3, pp. 74-79. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2016/09/2016_3_Plieva.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.