Научная статья на тему 'БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТИ'

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
422
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ БРАК / СОЖИТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖЬ / УСТАНОВКА / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семенцова Ксения Романовна

В статье рассматриваются установки и ценности, лежащие в основе брачно-семейного поведения современной российской молодежи. Представлены результаты контент-анализа электронных источников, посвященных новостной и психологической тематике. Данный метод позволил выделить половозрастные особенности восприятия традиционного официального брака и свободных форм отношений. Молодое поколение не видит необходимости в браке, сожительство воспринимается ими как репетиция семейных отношений. Временные трудности деструктивно влияют на взаимоотношения, молодежь в основном отказывается от ответственности, привнося в брак «коммерцию». На эти факторы влияют СМИ и само общество, которое в целом относится терпимо к отношениям без регистрации брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARITAL AND FAMILY BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE IN MODERN RUSSIAN SOCIETY: ATTITUDES AND VALUES

The article describes the marital and family behavior of modern Russian young people based on the attitudes and values. This material presents the results of content analysis of electronic sources devoted to news and psychological topics. This method helps to identify the gender and age characteristics of the attitude to traditional official marriage and free forms of relations. The younger generation doesn’t see the need for marriage, they perceive cohabitation as a rehearsal of family relations. Temporary difficulties have a destructive effect on relationships, most of young people refuse responsibility, bring commerce into marriage. These factors are influenced by the media and society itself, which is generally tolerant to relationships without marriage registration.

Текст научной работы на тему «БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-4-109-113 УДК 31(045)

Брачно-семейное поведение молодежи в современном российском обществе: установки и ценности

К. Р. Семенцова

Федеральная служба государственной статистики, Москва, Россия АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются установки и ценности, лежащие в основе брачно-семейного поведения современной российской молодежи. Представлены результаты контент-анализа электронных источников, посвященных новостной и психологической тематике. Данный метод позволил выделить половозрастные особенности восприятия традиционного официального брака и свободных форм отношений. Молодое поколение не видит необходимости в браке, сожительство воспринимается ими как репетиция семейных отношений. Временные трудности деструктивно влияют на взаимоотношения, молодежь в основном отказывается от ответственности, привнося в брак «коммерцию». На эти факторы влияют СМИ и само общество, которое в целом относится терпимо к отношениям без регистрации брака. Ключевые слова: брачно-семейное поведение; официальный брак; сожительство; молодежь; установка; семья

Для цитирования: Семенцова К. Р. Брачно-семейное поведение молодежи в современном российском обществе: установки и ценности. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(4):109-113. РОМ 10.26794/2226-7867-2022-12-4-109-113

ORiGiNAL PAPER

Marital and Family Behavior of Young People in Modern Russian Society: Attitudes and Values

K. R. Sementsova

Federal State Statistics Service, Moscow, Russia

ABSTRACT

The article describes the marital and family behavior of modern Russian young people based on the attitudes and values. This material presents the results of content analysis of electronic sources devoted to news and psychological topics. This method helps to identify the gender and age characteristics of the attitude to traditional official marriage and free forms of relations. The younger generation doesn't see the need for marriage, they perceive cohabitation as a rehearsal of family relations. Temporary difficulties have a destructive effect on relationships, most of young people refuse responsibility, bring commerce into marriage. These factors are influenced by the media and society itself, which is generally tolerant to relationships without marriage registration.

Keywords: marital and family behavior; official marriage; cohabitation; young people; attitude; family

For citation: Sementsova K. R. Marital and family behavior of young people in modern Russian society: Attitudes and values. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(4):109-113. (in Russ.). DOi: 10.26794/2226-7867-2022-12-4-109-113

Изменения, происходящие последние 30 лет в экономической сфере общества, естественным образом наложили отпечаток на все остальные сферы жизни, в том числе и на семейно-брачное поведение молодого поколения. На смену традиционным семейным ценностям и отношениям пришли новые формы. По данным ВЦИОМ, в 2020 г. каждый десятый россиянин предпочитал незареги-

© Семенцова К. Р., 2022

стрированные отношения. Больше всего людей, выбравших такую форму отношений, младше 34-х лет. При этом 35% россиян вовсе не имеют постоянных отношений, среди молодежи в возрасте до 24-х лет таких 62% Ч В данном

1 ВЦИОМ узнал, сколько россиян живут в незарегистриро-

ванном браке. URL: https://www.interfax.ru/russia/697849 (дата обращения: 11.06.2022).

типе отношений молодое поколение видит возможности для выхода из зоны ответственности. Подобные взгляды сложились не в один момент, такая ситуация является итогом изменений, которые происходили на протяжении ряда лет, и их можно сопоставить с концепцией «второго демографического перехода» (авторы: Р. Лестэг и Д. Ван де Каа). Ее основными характеристиками являются откладывание официальной регистрации брака или полное отсутствие желания вступать в брак как таковой [1].

Длительное время в истории развитии российского общества семья имела исключительно традиционную патриархальную модель. Тот факт, что молодые люди не хотят связывать себя узами брака, говорит о глубоком кризисе института семьи и подтверждается статистикой. По данным Росстата, в 2021 г. количество браков росло (923,6 тыс. по сравнению с 770,8 тыс. в 2020 г.), но также росло и количество разводов (644,2 тыс. по сравнению с 564,0 тыс. в 2020 г.). В 2021 г. на каждые 1000 заключенных браков приходилось 698 разводов2. Внешние и внутренние трансформации являются предметом пристального исследования специалистов из разных сфер научного знания [2].

При этом само общество, социальное пространство и СМИ часто проецируют ценности, отличные от традиционных, которые становятся трендами и проникают в умы молодого поколения. Например, в 2020 г. в сети «Тикток» было популярно повторение цитаты из фильма «Коко до Шанель»: «Так что лучше быть любовницей, чем женой. Самое ужасное в браке — это сам брак. Моя мать была идиоткой. Вышла замуж по любви и всю жизнь проплакала». У самой Шанель было тяжелое детство, и эти слова объяснимы, но в снимаемых видео фраза преподносится без какого-либо контекста. Таким образом, появляются следующие комментарии: «Точно!», «Любовниц любят, а с женами живут», «Любимой быть лучше», «Просто нужно найти правильного человека».

Возникают вопросы: эти ли мысли мы хотим прививать молодому поколению? такое ли отношение к браку развивать у них? Вряд ли. Однако социальные сети и СМИ могут заниматься пропагандой неправильных ценностей

2 Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации. Архив оперативных данных по ЕДН. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/edn_04-2022.htm (дата обращения: 11.06.2022).

и навязывать суждения ради тренда3. Государство такие ценности не разделяет. Так, Концепция государственной семейной политики4, рассчитанная до 2025 года, главную роль отводит организации семейных отношений молодого поколения. Рождение большого количества детей подкрепляется материнским капиталом. Однако существенных изменений не происходит: материнский капитал и материальная поддержка не являются положительными стимулами, способными изменить модель репродуктивного поведения женщины. Кроме того, долгое отсутствие на рынке труда значительно уменьшит шансы женщины на возвращение в профессиональную сферу, поэтому она вынуждена выбирать. Следует отметить, что отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен не только матери, но и другим родственникам ребенка, но при этом имеются определенные нюансы его использования.

В 2019 г. был утвержден национальный проект «Демография», включающий пять федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья», «Спорт — норма жизни». Национальный проект «Демография» должен быть реализован до 2030 г., в нем предполагается достижение увеличения ожидаемой продолжительности здоровой жизни россиян до 67 лет, а суммарного коэффициента рождаемости — до 1,7 детей на одну женщину5.

Социальное противоречие данной проблемы заключается, в том, что, с одной стороны, государство заинтересовано в поддержании института семьи, укреплении семейных ценностей и традиций, а с другой стороны, навязанные социальными сетями и медиапространством тренды, удручающая статистика разводов, тер-

3 «Лучше быть любовницей, чем женой»: что стоит за новым сверхпопулярным трендом в ТикТоке. URL: https:// www.woman.ru/relations/luchshe-byt-lyubovnicei-chem-zhenoi-chto-stoit-za-novym-sverkhpopulyarnym-trendom-v-tiktoke-id555063/ (дата обращения: 12.06.2022).

4 Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года. URL: https://rg.ru/ documents/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата обращения: 05.06.2022).

5 Национальный проект «Демография». URL: https:// mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography (дата обращения: 10.06.2022); О национальных целях развития Рос-

сии до 2030 года. Указ Президента РФ от 21.08.2020. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 10.06.2022).

пимое отношение общества формируют совсем другие установки.

Молодые люди чаще ставят свои интересы и карьерные ожидания выше семейных. Вместо традиционной семьи молодое поколение предпочитает альтернативную форму отношений — внебрачные связи, т.е. сожительство. Большинство молодых людей находят в нем больше плюсов, чем в официальной регистрации отношений.

Вместе с тем установки на семейные, брачные и репродуктивные отношения необходимы. Их сформированность показывает готовность молодых людей к созданию семьи и появлению потомства [3]. То, каким установкам будет следовать каждый человек, зависит от его окружения в период взросления. Если ребенок находится в нестабильном психологическом климате, у него могут сформироваться неправильные ценностные и семейные установки, а во взрослой жизни возникнут проблемы во взаимоотношениях с партнером, — все это приводит к разводам и падению рождаемости [4].

Рассмотрим результаты Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения, проведенного Росстатом в 2017 г. Доля состоящих в фактических брачных отношениях в возрасте до 25 лет составила 38,6% для женщин и 46,7% — для мужчин, в возрасте 25-29 лет — 20,0 и 22,3% соответственно. Подобные показатели позволяют сделать вывод о том, что ценность регистрации официального брака уменьшилась. Также можно видеть тенденцию отказа от вступления в брачные отношения населения бракоспособно-го и репродуктивного возраста, т.е. происходит увеличение возраста вступления в брак6.

Вместе с тем А. Б. Синельников в своей работе «Семейные ценности как цель в жизни для законных супругов и сожителей» [5] отмечает, что женщины, состоящие в сожительстве с партнером и не имеющие детей, почти так же часто, как и бездетные женщины в браке, считают важной жизненной целью создание и (или) сохранение хорошей семьи. Многие из них думают, что сожительство — это переходный этап на пути к браку. При этом нельзя ставить знак равенства между законным браком и сожительством, последнее должно оставаться именно формой незарегистрированного брака. Сожительство — промежуточная

6 Данные Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения в 2017 году. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/RPN 17/index.html (дата обращения: 22.05.2022).

форма матримониального статуса между одиночеством (в том числе после развода) и законным супружеством, при этом — не всегда переходная.

Для изучения мнений пользователей интернета по вопросам семейно-брачных отношений нами был использован качественно-количественный метод «контент-анализа». Источниками анализа стали официальные группы ВКонтакте девяти газетных и журнальных электронных изданий, посвященные новостным, женским и психологическим публикациям: Аргументы и Факты7, Ведомости8, Вечерняя Москва9, Известия10, Коммерсантъ11, Elle girl12, Woman.ru13, Woman's Day14, Psychologies15. Были рассмотрены посты за период 2020-2022 гг. по ключевому слову «брак», выделены и проанализированы 100 комментариев пользователей, которые содержали оценочные суждения, размышления или примеры из собственного опыта на тему брачных отношений, семейных ценностей и поведения молодежи в браке. Все пользователи были разделены по полу и возрасту на 3 группы: 37% — от 18 до 35 лет, 45% — от 36 до 50 лет, 18% — старше 51 года. В первой и второй группах были преимущественно представители мужского пола (21 человек — 57% и 27 человек — 60% соответственно), третья в большинстве своем состояла из женщин (10 человек — 56%). Рассмотрим суждения каждой из возрастных групп.

У пользователей интернет-контента в возрасте от 18 до 35 лет преимущественно складывается мнение, что нет необходимости в браке («Самая красивая свадебная дата: НИКОГДА», «Зачем этот брак нужен?», «Чтобы не развестись, не надо жениться», «И зачем жениться? Что тут штамп в паспорте изменит?»). Имеются и те, кто считает, что даже сожительство не обязательно, и можно

7 Официальная группа ВКонтакте «Аргументы и Факты». URL: https://vk.com/aif_ru

8 Официальная группа ВКонтакте «Ведомости». URL: https://vk.com/vedomosti

9 Официальная группа ВКонтакте «Вечерняя Москва». URL: https://vk.com/public29487103

10 Официальная группа ВКонтакте «Известия». URL: https:// vk.com/izvestia

11 Официальная группа ВКонтакте «Коммерсантъ». URL: https://vk.com/kommersant_ru

12 Официальная группа ВКонтакте «Elle girl». URL: https:// vk.com/public2070309

13 Официальная группа ВКонтакте «Woman.ru». URL: https://vk.com/womanru

14 Официальная группа ВКонтакте «Woman's Day». URL: https://vk.com/womday

15 Официальная группа ВКонтакте «Psychologies». URL: https://vk.com/psychologiesrussia

провести жизнь в одиночестве («Мне, конечно, еще только 28 лет, живу один и не планирую жениться и прочее, даже просто сожительствовать не хочется, пару-тройку дней еще ладно, а потом уже жутко раздражать начинает присутствие другого человека»). Данные мнения говорят о том, что молодежь меньше ценит официальные отношения и не понимает, зачем и как можно уживаться вместе. Особо остро вопрос совместного проживания стоял во время изоляции в период пандемии COVID-19 в 2020-2021 гг. — многие пары на тот момент распались, развелись, такое проживание стало источником конфликтов интересов («А что вы хотели — основная часть живет в квартирах, где некуда деться?», «На кой нужен муж, если тебя от него тошнит?»). Сами молодые люди замечают изменение установок и ценностей в зависимости от влияния общества и СМИ («Коучи, рекламы и СМИ внушают маркетинговые отношения. А потом удивляемся, что многие сожительствуют», «Сейчас в СМИ и масс-медиа по-прежнему пропагандируется всеядность и неразборчивость отношений», «Негативную роль играют средства массовой информации и отсутствие пропаганды семейного счастья»). Также распространено мнение о коммерческой стороне отношений и выгоде от брака: что женщинам выгодно разводиться и получать алименты, что нужен брак по расчету, чтобы не было разводов, а брачный договор — универсальное решение всех проблем («Брак по расчету самый крепкий!», «А почему не пишете, что брак наиболее выгоден женщинам, и что именно они выступают инициаторами, ведь после развода получают стабильные алименты... женщинам в РФ выгодно подавать на развод», «Если хочется, то надо иметь финансовую подушку. а еще лучше брачный договор!!!»).

Мнения пользователей интернет-контента в возрасте от 36 до 50 лет относительно важности брака или сожительства разделились почти поровну: кто-то выступал за неотъемлемую ценность семейных отношений, осуждая сожительство, разводы, измены и неправильные мотивы («Любовь может быть только к одному человеку и оправдания измены не имеют смысла», «Я считаю, что нужно возрождать семейные традиции, многодетность. Много в последнее время подрастеряли мы», «Гражданский брак — это как жить проституткой», «Крепкая полная семья никогда не начинается с сожительства»). Некоторые, наоборот, выступали против брака, за сожительст-

во, измены и разрушенные ценности («Любовь длится менее года, а блуд — естественная потребность», «Лучше всего жить не расписываясь, свободно, не понравилось — разбежались без лишних процедур и волокиты», «Брак только портит отношения»). Многие также делают выводы об отсутствии ответственности у современного поколения и обесценивании брака («Может, думать начнут, прежде, чем детей клепать. Ответственно подходить и к семейной жизни, и рождению детей», «Все потому, что мужики у нас ослабели, как ребенок рождается — они сливаются. Не надо перекладывать ответственность за проблемы людей на государство», «Поколение, выросшее на ложных рекламах, шоу и куче вымышленной и воображаемой визуальной информации, без воспитания со стороны родителей, обречено на разочарование в реальной жизни», «Каждый член семьи несет ответственность за ее сохранность, тогда и семьи крепкие»).

Пользователи в возрасте от 51 года придерживаются двух мнений. Первое состоит в том, что СМИ пропагандируют обесценивание брака и отсутствие ответственности («Во многом виноваты СМИ, которые насаждают в массы разнузданность и разврат, и не только в семейные отношения. Сейчас мимолетные связи для получения удовольствия считаются уже нормой!», «В СССР тоже была бедность, но пропаганды роскошной и беззаботной жизни не было, не возбуждалось чувство зависти», «Мне кажется, что мы что-то важное потеряли. традиции семейной жизни»). Второе мнение — что необходим официальный брак, а не сожительство и популяризация разводов («Молодежь просто перестанет регистрировать браки, и будут процветать так называемые гражданские браки. Семья начинается с законных отношений», «Люди и без того избегают ЗАГС, создавая ячейки общества. Живут во грехе, называя сожительство гражданским браком»).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодое поколение не видит необходимости в браке и даже в сожительстве, идет подмена понятий и отказ от ответственности, на что влияют СМИ и общество в целом. К тому же молодежь размышляет категориями, которые связаны с финансами и привносят коммерческие отношения в брак. Старшее поколение по большей части хочет возрождения семейных ценностей, видит необходимость в браке и продолжении рода после узаконивания отношений. Налицо конфликт интересов поколений.

Формирование семейных ценностей молодого поколения — трудоемкий процесс. Молодежи очень важно преподнести нравственные идеалы, выстроить правильные установки, позволяющие им развиваться как в семейных отношениях, так и в карьере. В России семейные ценности должны рассматриваться как приоритетное направление молодежной политики. Необходимо учитывать

мнение молодых людей, устанавливать категории и рассматривать сожительство как отдельный вид совместного проживания, тем самым меняя их ценности и установки. Также оказывать влияние на взгляды молодежи можно при помощи средств массовой информации и коммуникации,— на современном этапе их развития это очень действенно.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ростовская Т. К., Архангельский В. Н., Иванова А. Е., Кучмаева О. В., Семенова В. Г. Семья и демографические процессы в современной России. М.: Изд-во «Экон-Информ»; 2021.

2. Ильиных С. А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации. Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012;4(20):221-232.

3. Ростовская Т. К., Ростовская Н. А. Роль массовой коммуникации в социализации молодежи и молодых семей. Информационное общество. 2014;(2):43-48.

4. Саралиева З. Х. Семья в новых социально-экономических условиях. Женщина в зеркале социологии: Межвузовский сборник научных статей. 1998;(2):48-51.

5. Синельников А. Б. Семейные ценности как цель в жизни для законных супругов и сожителей. Народонаселение. 2018;21(2):46-59.

REFERENCES

1. Rostovskaya T. K., Arkhangelsky V. N., Ivanova A. E., Kuchmaeva O. V., Semenova V. G. Family and demographic processes in modern Russia. Moscow: Publishing House "Econ-Inform"; 2021. (In Russ.).

2. Il'inykh S. A. Family values of young people: Traditions and transformations. Bulletin of the Tomsk state university. Philosophy. Sociology. Political science. 2012;4(20):221-232. (In Russ.).

3. Rostovskaya T. K., Rostovskaya N. A. The role of mass communication in the socialization of youth and young families. Information society. 2014;(2):43-48. (In Russ.).

4. Saralieva Z. Kh. Family in the new socio-economic conditions. Woman in the mirror of sociology: Interuniversity collection of scientific articles. 1998;(2):48-51). (In Russ.).

5. Sinel'nikov A. B. Family values as a goal in life for legal spouses and cohabitants. Population. 2018;21(2):46-59. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Ксения Романовна Семенцова — главный специалист-эксперт отдела интерактивной визуализации Аналитического управления Федеральной службы государственной статистики, Москва, Россия Ksenia R. Sementsova — Chief Specialist-Expert of the Interactive Visualization Department of the Analytical Department of the Federal State Statistics Service, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-0575-080X k.sementsova3121@gmail.com

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 15.06.2022; принята к публикации 10.07.2022. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received on 15.06.2022; accepted for publication on 10.07.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.