УДК 316.356.2
ТРАНСФОРМАЦИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РЕАЛЬНОСТИ
К.Е. Лопатюк
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В статье анализируется трансформация брачно-семейных отношений современной российской молодежи, вызванная изменением социальной реальности и её влиянием на восприятие молодыми людьми семьи и брака. На основе исследований рассматриваются изменение отношения молодых людей к деторождению, вступлению в брак, сожительству, анализируются причины данных изменений. Также рассматривается появление альтернативных форм брака в российском обществе, смена патриархального типа семьи на эгалитарный и последующее изменение добрачного поведения молодых людей.
Ключевые слова: молодежь, молодая семья, брачно-семейные отношения, современный брак.
Социальная реальность, как одна из часто используемых предметных областей многих научных исследований, привлекает внимание ученых своей динамикой и последующей коррекцией социального восприятия.
Социальная реальность, согласно идеям представителя феноменологической социологии А. Шюца, определяется как «тотальная сумма объектов и событий в социокультурном мире в том виде, как они воспринимаются в опыте обыденного мышления людей, живущих повседневной жизнью среди других людей, связанных с ними множеством отношений и взаимодействий» [1]. Формируемое в повседневном «жизненном мире» восприятие социальными группами и общностями социальных отношений и норм, которые их регулируют, может изменяться в
© Лопатюк К.Е., 2021
условиях постоянной социальной динамики, и приводить к изменению социальных институтов.
Общества, вступившие в постиндустриальную фазу развития, как правило, ориентированы на изменение статуса индивида во всех сферах жизни общества и провозглашают ценность личности с ее независимостью, уникальностью, субъектностью, что ведет к пересмотру многих привычных представлений и традиций. Для ряда стран Европы и Северной Америки ориентация на повышение уровня и качества жизни людей, решение проблем социальной справедливости, обеспечение гарантий равноправия разных социальных групп тесно связана с идеями культурного разнообразия и поддержки групп с небинарной гендерной идентичностью. В независимости от того, связано это с идеями разнообразия и небинарности или нет, во многих обществах наблюдается трансформация отношения между мужчинами и женщинами. Данная трансформация касается различных общественных сфер: трудовой деятельности, получения образования, возможностей участия в принятии управленческих решений и др. Брачно-семейные отношения не являются исключением. Молодежь, как особая социальная группа, от которой зависит развитие социума, является субъектом общественного воспроизводства, не остается в стороне, а вносит свои изменения в социальный институт брачно-семейных отношений. Все это вызывает большой интерес ученых к проблеме трансформации брачно-семейных отношений у молодежи, их отношения к семье и семейным ценностям.
Российское общество находится на стадии модернизации политических, социально-культурных, социально-экономических сфер жизнедеятельности людей, что влечет за собой формирование новых поведенческих установок и ценностных ориента-ций молодых семей. Вследствие чего происходит трансформация брачно-семейных отношений, что выражается в ряде тенденций:
- ориентация молодых семей на однодетную модель, либо модель без детей (у женщин до 25 лет и мужчин до 29 лет самые низкие «личные прогнозы» рождаемости, связанные с откладываем детей на более поздний период [2]);
- рост сожительства, как одна из моделей неформального брака (по данным ВЦИОМ 2018 г. среди 18-24 летних 59 % считают, что совместное проживание без штампа в паспорте является приемлемой формой отношений [3]);
- изменение взаимоотношений между мужчиной и женщиной в семье, что приводит к равноправию и большей независимости супругов (по данным ВЦИОМ 2018 г. равноправие между супругами поддерживают 82 % опрошенных [4]);
- развод считается структурным элементом брачно-семейных отношений (разводы по мнению Россиян по данным исследования ВЦИОМ за 2019 г. считаются допустимым явлением и отношение к ним стало более рациональным (89 %) [5]);
- изменение возрастной границы вступления в брак (оптимальные границы для вступления в брак по данным ВЦИОМ за 2019 г. для женщин 24 года, для мужчин 27 лет [5]).
По результатам исследования «Поколение Z», в котором была использована методология, аналогичная методике исследования ShellYouthStudy, и проводимая в мае и июне 2019 г. среди 1500 респондентов в возрасте 14-29 лет в крупных и малонаселенных районах России [6], был сделан вывод о том, что в системе ценностных ориентаций российской молодежи семья играет значительную роль. Однако желание иметь детей и вступить в брак значительно ниже желания иметь успешную карьеру и быть преданным своему партнеру. В настоящее время для молодых людей формирование семьи смежно с понятием любовь и не является жизненной потребностью, поэтому происходит формирование новых форм брачно-семейных отношений.
Закон, согласно Семейному кодексу РФ, признаёт лишь одну форму брака - гражданский союз [7]. Однако наряду с традиционными типами семейных отношений появляются новые альтернативные формы брака и нетрадиционные семьи, такие как:
- однополые,
- конкубинат (это длительный незарегистрированный союз мужчины и женщины, в котором мужчина фактически
имеет вторую сексуальную партнершу и общего с ней ребенка),
- коммунальный (групповой) брак (союз двух и более взрослых людей),
- сожительство.
Альтернативные формы брака являются вариациями традиционного типа, а люди, состоящие в них, относятся к социальному меньшинству, развитие таких видов брака зависит от «веса» данных групп в обществе. Признание однополых браков с недавних лет остро стоит перед государственной властью, однако до сих пор не является нормой для российского общества. Так, по исследованию ВЦИОМ среди разных возрастных групп населения только молодые люди в возрасте 14-24 лет считают, что однополые пары должны иметь право вступать в брак [8]. Конкубинат в российском обществе принято считать обыденным явлением, когда женатый мужчина оказывает финансовую помощь свободной женщине и может признать все права в случае рождения ребенка. Однако, несмотря на распространенность такой практики в обществе, она не объявляется обществом официально как норма. Групповой брак в российском обществе считается больше экспериментальным видом брака и имеет распространение в основном среди молодых людей. Несмотря на то, что российское общество активно перенимает опыт других стран мира во многих сферах жизни, однополые и групповые браки до сих пор остаются незаконными.
Последний в представленном выше списке тип семейных отношений (сожительство) получил распространение в современном российском обществе, в том числе среди молодых людей. Современные реалии таковы, что все больше молодых людей не торопятся связывать себя узами официального брака. Рост сожительства среди молодых россиян обуславливается экономической выгодой и возможностью испытать друг друга в семейных отношениях, поскольку незарегистрированная форма брака часто является добрачной (официальной) стадией. Так, исследование «Поколение 2» выявило, что большинство молодых людей не состоят в браке (66 %), каждый пятый находится в сожительстве со своей второй половинкой, а 4 % находятся в
отношениях, но не живут вместе. Что касается дальнейших перспектив, то 3 % респондентов находят удобным для себя неформальный брак с детьми [6]. Таким образом, неформальный брак становится все более распространенной формой семейно-брачных отношений и понятие «молодая семья», понимаемая как официальный союз супругов моложе 30 лет, а также неполная семья с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста [9], относится не только к официально зарегистрированным отношениям. Однако, наряду с сформировавшимся относительно недавно образом новой формы брака, российская молодежь почти единодушно видит себя в будущем женатыми людьми, так 84 % респондентов отметили, что хотят создать семью и завести детей.
Говоря о возрастных границах вступления в брак, стоит отметить, что согласно данным исследования «Поколения Z»: женщины оптимальным возрастом считают 25 лет (35 %), а для мужчин оптимальный возраст 25 и 30 лет (24 % и 17 %) [6]. Брачный возраст молодых людей значительно смещается, причиной тому могут послужить: изменение системы ценностей, с преобладанием материальных ценностей над духовными; изменение жизненных приоритетов личности, когда финансовая независимость как для мужчин, так и для женщин встает на первый план; откладывание создания семьи на более поздний период; увеличение периода обучения; неограниченная моральными принципами половая жизнь до заключения официального брака; неготовность молодых людей принимать на себя ответственность за собственную семейную жизнь.
Репродуктивная стратегия молодых семей также претерпевает изменения: деторождение откладывается на более поздний период, идет ориентация на однодетную модель или же модель без детей, об этом свидетельствует демографический прогноз Росстата до 2036 г. [10]. Однако, согласно исследованию «Поколение Z», большинство опрошенных молодых людей в будущем хотели бы иметь двоих (49 %) и более детей (23 %) [6]. Таким образом, мы видим несоответствие реальных и идеальных показателей деторождения молодых семей, скорее всего это связано с материальным положением молодых людей, карьерным ростом как одной из важных ценностей, распространением движе-
ния чайлдфри (childfree - «свободные от детей»), которое подразумевает ведение активной сексуальной жизни, возможное вступление в брак, но осознанное избегание зачатия и рождения детей.
В ходе исследования «Поколение 7» в 2019-2020 г. был проведен опрос среди молодых людей возраста 14-29 лет, где респондентам необходимо было выбрать качества, которые совсем не важны или очень важны при выборе партнера, так для молодых людей более значимы личные качества (64 %) и общие интересы (55 %), за ними следуют одобрение семьи (33 %), образованность (28 %) и внешность (24 %). Таким образом, молодые россияне ответственно подходят к выбору партнера, пытаясь найти человека схожего с ними по целям, интересам и мнению. Они не строят иллюзии вокруг человека, не устраивающего их, а стремятся к прочному и надежному будущему.
В настоящее время гендер является важным компонентом для понимания и восприятия социальной реальности. Мужчины и женщины как две социально-демографические общности имеют различия в социальном статусе, особенностях социального положения и социального поведения, что отражается в традиционно-патриархальном типе семьи, где во главе стоит мужчина, а женщина является хранительницей домашнего очага. Движение общества к большей гуманизации и демократизации всех социальных сфер не могло не отразиться на семье как микромодели общества и дало новое направление и характер семей-но-брачных отношений современного социума. Таким образом, появился новый эгалитарно-партнерский тип семьи, основанный на демократических отношениях партнеров, разделении обязанностей, равенстве между партнерами и отмене всякой дискриминации. По результатам исследования ФОМ за 2013 г. равноправия среди супругов придерживаются 83 % опрошенных [11].
Традиционный тип семьи перестал соответствовать современным реалиям и ожиданиям. Переход к новому типу демонстрирует изменения добрачного поведения молодых людей:
- увеличение этапа знакомства и вступления в брак;
- секс до брака считается нормой;
- сожительство как обязательная добрачная стадия или альтернатива браку;
- выбор партнёра по личностным качествам и схожим интересам.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что появление новых форм брака и переход к эгалитарно-партнерскому типу семьи является процессом эволюции института семьи, а также повышением качества к собственной супружеской и семенной жизни. Сожительство как добрачная стадия среди современной российской молодежи встречается часто, что дает гарантию на более прочный брак в будущем, более осознанный подход к рождению и воспитанию детей.
Молодые люди осознают значимость сохранения семьи и ее функций воспроизводства населения, гармоничного воспитания нового поколения, поэтому семья все также занимает одну из лидирующих позиций в жизни молодого поколения, однако политическая, экономическая и социальная модернизация вносят изменения в социальную реальность молодежи, позволяя выбирать новые модели семейных отношений, подходящие под современные реалии.
Современные молодые люди выбирают удобство и комфорт во всем, в том числе и в семейных отношениях, поэтому происходит одобрение сожительства, смещение брачного возраста, выбор карьерного роста в ущерб семье, однодетная модель семьи и лояльное отношение к разводу. При этом семья молодыми людьми не отрицается как важная ценность в жизни человека. Современная молодежь стремиться реализовать себя, проявляет активность и имеет желание продолжить себя в детях. Однако если будет нарушение одной из ценностных установок, то возможно нарастание конфликта, который отразиться на внутрисемейных отношениях и без того хрупкого семейного счастья.
Библиографический список
1. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. С. 481-496.
2. Соболевская О.В. Воспроизводственная необходимость / ВШЭ. 2020. URL: https://iq.hse.ru/news/351694548.html (дата обращения: 23.09.2021).
3. Брак или сожительство: ставим знак тождества? / ВЦИОМ. 2018. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/brak-i-sozhitelstvo-stavim-znak-tozhdestva (дата обращения: 23.09.2021).
4. Равенство в семье: от декларации - к реальности? / ВЦИОМ.
2018. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ravenstvo-v-seme-ot-deklaraczij-k-realnosti (дата обращения: 23.09.2021).
5. Отношение к бракам и разводам: мониторинг / ВЦИОМ. 2019. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/otnoshenie-k-brakam-i-razvodam-monitoring (дата обращения: 23.09.2021).
6. Российское «Поколение Z: установки и ценности». 2019/2020 / Friedrich-Ebert-Stifung, 2020. 148 с. URL: https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf (дата обращения: 23.09.2021).
7. Статья 12. «Условия заключения брака». Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ e816c719b5266ca4f28f9ae0c236ab2e8520f3e2/ (дата обращения: 23.09.2021).
8. Однополые браки: табу или новая норма? / ВЦИОМ. 2021. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/odnopolye-braki-tabu-ili-novaja-norma (дата обращения: 23.09.2021).
9. Денисов С.Б. Проблема определения понятия «молодая семья» в теории и практике социальной работы // Инженерные технологии и системы. 2000. № 3-4. С. 47-54.
10. Росстат представил уточненный демографический прогноз до 2036 года / Федеральная служба государственной статистики.
2019. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/72529 (дата обращения: 23.09.2021).
11. Образ идеальной семьи / ФОМ. 2013. URL: https://fom.ru/Rabota-i-dom/11024 (дата обращения: 23.09.2021).
TRANSFORMATION OF MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS OF MODERN RUSSIAN YOUTH IN CONDITIONS OF CHANGING REALITY
K.E. Lopatyuk
Perm State University
The article analyzes the transformation of marriage and family relations of modern Russian youth, caused by a change in social reality and its influ-
ence on the perception of family and marriage by young people. Based on research, the article examines the change in the attitude of young people to childbirth, marriage, cohabitation, analyzes the reasons for these changes. The emergence of alternative forms of marriage in Russian society, the change of the patriarchal type of family to an egalitarian one, and the subsequent change in the premarital behavior of young people are also considered.
Keywords: youth, young family, marriage and family relations, modern marriage.