Научная статья на тему 'Борис Петрович юсов выдающийся современный ученый: педагог, мыслитель, исследователь'

Борис Петрович юсов выдающийся современный ученый: педагог, мыслитель, исследователь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1077
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАУЧНАЯ ШКОЛА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Б.П.ЮСОВА / INTEGRATED EDUCATION / PROF. B.P.YUSOV'S SCIENTIFIC SCHOOL OF ART EDUCATION / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЛЕКС ИСКУССТВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВ / COMPLEX OF ARTS / ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / ECOLOGY OF CULTURE / ЭКОЛОГИЯ СОЦИУМА / SOCIETY ECOLOGY / ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ECOLOGY / NATURE THE NATURAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL AND METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF INTEGRATION AND INTERACTION OF THE ARTS / POLYART UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савенкова Л.Г.

Известный ученый, уникальный педагог-исследователь, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Борис Петрович Юсов сорок лет своей жизни, полной новаторских идей и творческих исканий в области художественно-творческого развития детей отдал Институту Художественного образования Российской академии образования. Ученым была сделана попытка рассмотреть данную проблему с новых позиций, осмыслить и понять природу интеграции искусств. Б.П.Юсовым было внедрено в педагогике понятие «полихудожественное воспитание» детей и школьников, раскрыты педагогические условия формирования целостного развития художественного сознания школьников. Впервые в российской педагогике осмыслена такая форма приобщения к искусству, которая позволит школьникам понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савенкова Л.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Boris Petrovich Yusov as the outstanding scientist, philosopher, researcher

The well-known scholar, educator and researcher unique, doctor of Education, professor, corresponding member of Russian Academy of Education, Boris P. Yusov forty years of his life, full of innovative ideas and creative research in the field of art and creative development of children devoted to the Institute of Art Education of Russian Academy of Education. The scientist researched the approach to Art Education through the new views, comprehend and understand the nature of the arts’ integration. Boris Yusov introduced the concept of "polyart education" for children, he described the pedagogical conditions of the integral development of the schoolchildren’s artistic consciousness. For the first time in Russian pedagogy it was comprehended this form of initiation to the art, which will allow students to understand the origins of different kinds of artistic activities and acquire the basic knowledge and skills for different kinds of art.

Текст научной работы на тему «Борис Петрович юсов выдающийся современный ученый: педагог, мыслитель, исследователь»

Борис Петрович Юсов выдающийся современный ученый: педагог, мыслитель, исследователь

Л.Г.Савенкова

Институт Художественного Образования Российской Академии Образования

119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп.1

Russian Academy of Education «Institute of Art Education»

Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia

Е-mail: lgbloknot@mail.ru

Ключевые слова: научная школа художественного образования Б.П.Юсова, интегрированное обучение, полихудожественное воспитание, комплекс искусств, экология культуры, экология социума, экология природы -природная среда, педагогические и методические принципы интеграции и взаимодействия искусств.

Key words: Prof. B.P.Yusov's scientific school of Art education, integrated education, polyart upbringing, complex of arts, ecology of culture, ecology, society, ecology, nature - the natural environment, pedagogical and methodological principles of integration and interaction of the arts

Резюме: Известный ученый, уникальный педагог-исследователь, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Борис Петрович Юсов сорок лет своей жизни, полной новаторских идей и творческих исканий в области художественно-творческого развития детей отдал Институту Художественного образования Российской академии образования.

Ученым была сделана попытка рассмотреть данную проблему с новых позиций, осмыслить и понять природу интеграции искусств. Б.П.Юсовым было внедрено в педагогике понятие «полихудожественное воспитание» детей и школьников, раскрыты педагогические условия формирования целостного развития художественного сознания школьников. Впервые в российской педагогике осмыслена такая форма приобщения к искусству, которая позволит школьникам понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства.

Abstract: The well-known scholar, educator and researcher unique, doctor of Education, professor, corresponding member of Russian Academy of Education, Boris P. Yusov forty years of his life, full of innovative ideas and creative research in the field of art and creative development of children devoted to the Institute of Art Education of Russian Academy of Education.

The scientist researched the approach to Art Education through the new views, comprehend and understand the nature of the arts' integration. Boris Yusov introduced the concept of "polyart education" for children, he described the pedagogical conditions of the integral development of the schoolchildren's artistic consciousness. For the first time in Russian pedagogy it was comprehended this form of initiation to the art, which will allow students to understand the origins of different kinds of artistic activities and acquire the basic knowledge and skills for different kinds of art.

[Savenkova L.G. Boris Petrovich Yusov as the outstanding scientist, philosopher, researcher]

Известный в педагогической науке ученый, уникальный педагог-исследователь, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Лауреат премии Правительства РФ в области образования, Борис Петрович Юсов сорок лет своей жизни, полной новаторских идей и творческих исканий в области художественно-творческого развития детей отдал Институту Художественного образования. За этот небольшой отрезок времени ему удалось многое, которое можно объединить в одно большое целое - им создана научная школа педагогики художественного образования, стержнем которой является полихудожественное воспитание детей и юношества. Сотни педагогов-исследователей, аспирантов прошли обучение под его непосредственным руководством, более 40 защитили кандидатские и докторские диссертации. Его ученики работают в различных регионах России, странах ближнего и дальнего зарубежья, возглавляют факультеты и кафедры педагогических

вузов страны.

В начале 70-х годов ХХ-го в., являясь Директором Международных выставок детского творчества, Б.П.Юсов был принят в члены Международной организации ИНСЕА по эстетическому воспитанию детей. Будучи англоязычным он становится активным участником конференций и главным докладчиком международных конгрессов ИНСЕА (Международное общество художественного воспитания / «ИНСЕА» — Societe international pour L'éducation artistique»); он посещает в составе делегаций (плюс командировки) множество стран, где знакомится с актуальными проблемами художественного воспитания. В 1995 г. на очередном Конгрессе ИНСЕА в г. Хельсенки (Финляндия) он выступил с блестящим докладом по проблемам современного преподавания искусства в школе. По окончании доклада члены Конгресса аплодировали ему стоя. «Американцы очень высоко ценили Бориса Петровича. Им импонировал не только научный уровень вдумчивого коллеги из России, сколько его подвижный ум и точные реакции. Но главное — способность Юсова к «новым идеям!» Они были тем более драгоценны, что сами американцы остро ощущали их дефицит в своей научной среде. В 60-е годы в США, во Франции имя «Мистер Борис» стало положительным имиджем советского ученого неожиданной широты, глубины познаний и проблемных интерпретаций в безмерной сфере «воспитания через искусство.

Практически Юсов представлял за рубежом советскую школу художественного воспитания, что было открытием для Запада после молчания СССР в ответ на запрос ЮНЕСКО, разославшей в 1955 году министерствам Просвещения 65 стран специальные анкеты с целью выяснить положение изобразительного искусства в общеобразовательной школе. А через 10 лет СССР заговорил о проблемах художественного воспитания устами Юсова, задав высокий уровень сообщениям и получив их высокую оценку со стороны стран международного сообщества, посвятившего себя будущему детей (писала В.В.Алексеева, участница ряда поездок вместе с Юсовым).

Благодаря усилиям Б. П. Юсова в Институте сохранена и

пополнена уникальная коллекция детского рисунка, созданная Г.В.Лабунской. (в коллекции хранятся детские работы из 90 стран мира, начиная с конца 19 века). В этот же период Юсов руководил выполнением государственного заказа по проведению Всесоюзного эксперимента по преподаванию и созданию новых программ по изобразительному искусству. В эксперименте приняло участие 14 союзных республик. В результате предмет «Рисование» стал называться «Изобразительное искусство», в школу возвращены понятия: «декоративно-прикладная деятельность», «предметно-пространственная деятельность», «лепка», «восприятие природы и окружающей действительности», те направления, которые развивались в «новой» школе конца 20-х годов ХХ в. усилиями выдающихся ученых-педагогов: А.В.Бакушинским,

Г.В.Лабунской, Н.П.Сакулиной, Е.Е.Рожковой, Е.А.Флериной, В.Н.Шацкой и др. Программа, разработанная под руководством Юсова была внедрена в практику общеобразовательных школ 13 союзных республик.

В 1987 г. Б.П.Юсов создал и возглавил в Институте новое направление в художественной педагогике: интегрированное обучение и полихудожественное воспитание. Вместе с сотрудниками, руководимой им Лаборатории комплексного взаимодействия искусств, он объединил в эксперименте более 40 школ разных регионов. Ученый предложил и научно обосновал новую современную модель развития целостного художественного сознания ребенка, внес в педагогическую науку термин «полихудожественное воспитание», научно обосновал природу взаимодействия искусств. В основу интеграции различных видов художественной деятельности им положены четыре позиции: выход за рамки одного искусства, связь с развитием культуры в широком смысле слова, перенос педагогического акцента с изучения искусства на творческое проявление самих детей, обращение к региональной художественной культуре. Под его руководством сформулированы педагогические и методические принципы интеграции; определены критерии

полихудожественной развитости школьников; обоснованы типы экологии (экология культуры, экология социума, экология

природы); разработан комплект развивающих интегрированных программ по различным видам искусства с 1-го по 11-й классы. В 2000 г. ученым была разработана современная Концепция образовательной области «Искусство» в школе. Она была принята и опубликована в семи регионах России местными органами власти. Список его книг и публикаций содержит более 200 наименований.

Вся жизнь Бориса Петровича - пример истинного служения Науке, бескорыстного, искреннего следования своему призванию. Энциклопедические знания Юсова, универсальность и острота научного мышления, уникальная способность предвидения процессов развития культуры определили значение этого ученого как первооткрывателя, первопроходца на трудном пути движения отечественной педагогики.

«Борис Петрович очень хорошо писал, - вспоминает о нем другой ученый искусствовед В. В. Алексеева, - Как правило, его тексты были отработаны до блеска без помощи редактора. Тексты — весомы!... словно тяжелея от смысла и тем самым вызывая образ именно тяжело груженных «вагонов», на хорошо отлаженных колесах, на плавно-упругом ходу по надежном рельсам.

Как и в искусстве, в науке также личность оставляет в любой форме свой почерк, свой стиль мышления с неповторимыми приметами самой индивидуальности. Весомость текстов Юсова — итог тяжелого неотступного напора мысли. /.../. Неторопливо-обстоятельный, упрямый в раскрытии смысловых структур, одаренный видением будущего проблемы... Причем полнота задач последующего блока — уже запрограммирована в предыдущем и обусловлена заданными границами и направлением работы. А каждому «блоку» в его жизни было отпущено по десять лет /.../. «50-е» — «Выбор профессионального пути»; или — высшее художественно-педагогическое образование и ранняя специализация в детском творчестве. «60-е» — «Становление ученого»; или — «самопосвящение» проблеме «научной школы художественного воспитания» в НИИ ХВ АПН СССР; овладение теорией и практикой художественного воспитания в стране и за рубежом. «70-е» — «Великий эксперимент»; или — высшая практическая

реализация авторских принципов Российско-советской научной школы (Экспериментальная программа «Изобразительное искусство» для общеобразовательной школы СССР). «80-е» — «Современная Российско-советская Научная Школа Художественного воспитания»; или — драматизм её легитимности (докторская диссертация); развитие новых идей, концепций и теории художественного воспитания; (новая лаборатория «Комплексное взаимодействие искусств» — зав. Б.Юсов). «90-е» — «Напутствие последователям»; или — практическое осуществление новых идей: концепция полихудожественного воспитания, теория интегрированного преподавания искусства и Размышления о Культуре.

Судьбоносный смысл великого труда целой жизни Бориса Петровича Юсова раскрывается в научном реформировании Российской научной школы художественного воспитания, традиции которой создал и хранил Институт художественного образования. Юсов обобщил отечественный и зарубежный опыт (2-ая пол. ХХ В.), и, проанализировав его современное состояние в контексте перспектив гармонизации союза науки и искусства, он ввел российскую «школу» в международные параметры, причем вся совокупность этого труда — его масштаб и прозорливость раскрываются с необычайной отчетливостью именно теперь... после смерти Бориса Юсова.

/.../ Борис Петрович всю жизнь был посередине контрастных, но одинаково сильно волнующих его проблем; даже номинация его профессии (художественно-педагогическая) чревата искусством и наукой; и в свою очередь, «наука» в паре психологии и педагогики. А быть между полюсами — это значит иметь постоянный интерес к «связям» и «взаимодействиям», на чем держатся все системы, начиная с нашего организма. Но вечные проблемы художественного воспитания (для Юсова!) — это «творчество», «художественный образ», повозрастное «восприятие языка искусств» и «психология детства»; равно как теория и история художественного воспитания в родном отечестве и за рубежом. Их взаимосвязи и сотворяют целостность художественно-педагогических процессов, осуществляющих достижение

высших целей воспитания — формирование творческой личности, эстетической и духовной отзывчивости и неотступного восхождения нашего юношества к высотам КУЛЬТУРЫ (если бы!). По определению Б.Юсова — культура . «высший способ организации бытия».

И Судьба наградила его «большим полетом» в бескрайнем пространстве зарубежных странствий /. /. Перед ним был открыт огромный мир стран Европы, Америки и стран Среднего и Дальнего Востока. Он обживал их сознанием и чувствами, обретая психологическую соразмерность хлынувшему потоку впечатлений и знаний. Устойчивость его самосознания возрастала как бы в параметрах уже иной среды и неродного пространства. Этот процесс осуществляется в конкретных формах его научной жизни за рубежом.

Юсов был безразличен к популярности и не понимал людей, жаждущих известности или славы. Однако он уважал справедливость оценки созданного труда и тем более — на благо Отечества. Имя Бориса Петровича Юсова уже вошло в историю художественного воспитания ХХ века и в России и Зарубежом, ибо он укрепил основы Российской науки о воспитании детей, о союзе искусств и наук в этом процессе, о служении благородным идеалам; пусть на время эти удивительные слова и отошли в тень компьютерной культуры» (Алексеева В.В. Из статьи «Большое видится на расстоянии»).

Кто-то скажет, что проблему взаимодействия искусств в художественном воспитании нельзя отнести к разряду новых. И будет прав. В Российской педагогике (не говоря о трудах Платона, П. Флоренского, В.Соловьева и многих, и многих других философов, деятелей культуры) уже в 1920-е гг. подходы к ней просматривались в деятельности основоположников советской педагогики и педагогики искусства -А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого,

А.С.Макаренко, Л.С. Выготского. В 1960-80-х гг. вопросы комплексного взаимодействия искусств получили систематическую, научную проработку и вошли в практику многих учителей. В НИИ художественного воспитания АПН СССР этой проблемой с позиций межпредметных связей занимались Е.Я. Гембицкая, В.В. Неверов, Ю.Н.Усов,

Л.М.Баженова, Т.Г.Пеня и др. Но проблема не была решена, не была доведена до школ в том виде, в котором ее можно было внедрять в широкую практику. Не смогли это сделать и американские ученые (70 - е годы ХХ в. - исследовательский проект СЕМРЕЛ). Именно этим занимались и занимаются ученые вновь созданной лаборатории.

Учеными Лаборатории комплексного взаимодействия искусств (Е.А.Ермолинская, Е.А.Захарова, Е.П.Кабкова, Т.Г.Пеня, Л.Г.Савенкова, Т.И.Сухова, Ю.А.Тамм) в 1987 г. под руководством Б.П.Юсова была сделана попытка рассмотреть данную проблему с новых позиций современности, осмыслить и понять природу интеграции искусств, полихудожественности всеобщего образования. Были систематизированы исследования в данной области ученых разных сфер деятельности, творчество педагогов-новаторов, знания школьников по искусству, вычленено содержание сведений о культуре в школьных учебниках, определены причины низкого знания искусства учащимися. И, самое главное, учеными были сформулированы направления творческого развития детей с 6 по 17 лет по разным видам художественного творчества и созданы уникальные интегрированные программы по всем видам искусства с 1 по 11 классы. Позднее направления развития были сформулированы и для детей от 3 до 6 лет.

Таким образом, уже с конца 80-х годов научные исследования Института художественного образования (тогда НИИ художественного воспитания АПН СССР) были ориентированы на область интегрированного обучения, полихудожественное воспитание - формирование общей культуры школьников. Б.П.Юсов поставил перед сотрудниками и собой задачу раскрыть педагогические условия формирования целостного развития художественного сознания школьников, значимость которого не только не умаляется - от дошкольного возраста до поры гражданской зрелости, - но и в известной пропорции увеличивается на фоне становления научно-категориальных методов познания мира. Речь фактически шла, опираясь на слова Б.П.Юсова, о едином, полимодальном и всестороннем росте сознания и разума детей, где невозможно отделить научные факты и технические умения от всеобщих

картин человеческой жизни и ее идеалов, от всеобщего круговорота и экологического единства социальной и природной среды в глобальной перспективе развития современного человечества.

Впервые в педагогике Б.П.Юсовым было введено понятие «полихудожественное воспитание» детей и школьников, имея в виду такую форму приобщения к искусству, которая позволит им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства. Такая позиция, по мнению ученого, имеет принципиальное отличие от монохудожественного и искусствоведческого подходов к преподаванию, когда занятия строятся на основе изолированной профессиональной системы одного какого-либо вида художественной деятельности. Система изолированных моноискусств растерзала целостное художественное сознание молодежи, и она вынуждена искать единение души в роке, дискотеках, в музыкальной видеодраме, где искусство сливается с потоком жизни. В этих явлениях нельзя видеть одно лишь духовное разложение молодежи и падение роли художественной классики. Здесь налицо кризис методов художественной пропаганды, методов художественного преподавания в образовательных учреждениях и бытия искусства в современной индустриальной и социальной среде.

Ученым научно обоснованы существующие в художественной педагогике понятия: «взаимодействие искусств», «интеграция искусств», «полихудожественный подход к освоению искусства». «Взаимодействие искусств», пишет он, «отличается от их интеграции. Взаимодействие может строится на разном уровне и в разных формах, например, как взаимное иллюстрирование искусств при общей теме занятия (состояние природы, время года, какое-то социальное событие или явление личной жизни, общий предмет познания, включая естественно - научные и исторические становления). Это может быть также соединение общедоступных занятий искусством с глубинным изучением одного из них. Интеграция предполагает взаимное проникновение разных видов художественной

деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополнительности.

Комплексный подход к художественному воспитанию, или более узко - комплекс искусств, и есть способ организации художественного воспитания в полном единстве с умственным, нравственным, общественно-политическим, трудовым и физическим развитием детской личности». Комплекс искусств с позиции Б.П.Юсова означает, что дети не просто получают навыки пения или рисования, но всесторонне готовятся к учению в многообразной художественной жизни общества и учатся обращать художественные богатства человечества на благо своего духа и условий бытия.

В основу работы лаборатории была положена интеграция различных видов художественной деятельности, опирающаяся на четыре позиции:

• выход за рамки искусства - география, природная среда, история данного народа и города, их отношения с другими народами;

• связь с развитием культуры в широком смысле слова - мысль, наука, техника, градостроительство, коммуникации, духовные и нравственные традиции;

• перенос педагогического акцента с изучения памятников («память») на творческое проявление самих детей, на детское художественное творчество как реализацию культурных традиций и мировой художественной культуры, как трансформацию культурного потенциала человечества через духовное творчество самих школьников;

• обращение к художественной региональной культуре, региональному компоненту образования, искусству и родному языку региона в связи с мировым художественным процессом.

Таким образом, на место совмещения искусств по искусствоведческим и культурологическим канонам встает искусство как явление жизни человеческого духа в единстве с природой, миром, «космосом» (Г.Д.Гачев). Искусство как способ раскрытия духовной жизни человечества, когда каждое искусство стремится не к самоотделению или самоанализу, а, по

П. А. Флоренскому, к Искусству с большой буквы, когда задачей каждого вида художественной деятельности выступает «предельный синтез» с другими искусствами в «Первоедином Искусстве». Именно эта методологическая программа на первом исследовательском этапе (1987 - 1995 гг.) была реализована сотрудниками лаборатории в серии интегрированных программ, внедренных в 6 регионах России (более 40 школ и центров в 17 городах).

Методология комплексного подхода к взаимодействию искусств, как фундаментальной проблемы художественного развития личности, опирается на труды В.И.Вернадского, П.А.Флоренского, Е.И. и Н.К.Рерих, Л.Н.Гумилева, Г.Д.Гачева, Д.С.Лихачева, Тейяр де Шардена, П.П.Блонского, А.В.Бакушинского, Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохт-Бабушкина и др. Понятие интеграции искусств расширено до интеграции с факторами экологического и регионального значения, культурологическими и культуроведческими вопросами, этнографией, этнопедагогикой. На основе обобщения широкой педагогической практики Б.П.Юсовым сформулированы педагогические и методические принципы интеграции и взаимодействия искусств:

• духовное возвышение;

• живое общение с сенсорной основой видов искусства и видов художественной деятельности школьников;

• полихудожественный подход к организации занятий отдельными видами искусства;

• сенсорное насыщение и утончение детских представлений;

• опора на детское творчество и развитие разных видов художественного творчества и др.

Опираясь на это, интеграция школьных искусств со всей совокупностью экологии и истории культуры может в корне изменить представление о содержании и задачах художественного воспитания, об источниках мощи и о движущих силах образов детского искусства. Ученым предложены формы освоения детьми художественных явлений через действие, чувствование, понятия, образы, символы, где

образы искусства выступают более широким уровнем обобщения в сравнении с понятиями в словах и техническими представлениями в искусстве. Определены критерии развитости школьников на полихудожественных занятиях, что может служить опорой для работы учителей на уроках отдельных видов искусства (моноискусства):

• быстрота включения в творческий процесс незнакомого искусства;

• желание и умение работать в коллективе;

• полихудожественное многообразие образов;

• способность продуктивно завершать работу;

• свободное развертывание и свертывание творческого пространства (например, развертывание звука в цвет и движение) и другие.

Одним из важных базовых условий освоения любого искусства является художественный образ, другими словами «Сила образов». По данной гипотезе творчество и воображение выглядят как два вектора художественного пространства. Они ориентированы в разных направлениях: горизонтальное - это мир профессионального продукта, где сконцентрированы все виды искусства. Профессиональные типы художественной деятельности образуют внешний, экзистенциальный мир, который встречает ребенка в музеях и концертных залах.

Вертикальный вектор - это мир воображения, мир возвышения и очищения духовного содержания искусства. Это мир синтеза чувств, в противоположность изолированности искусств, в виде продуктивного творчества. Стержнем внутреннего мира, духовного предназначения искусств является воображение (фантазия), которое находит воплощение в художественном образе - цвете, звуке, драматизации, танце и их синтезе. Поле интеграции искусств, с точки зрения ученого, смещается в сферу экологии.

Юсов выделил три главных типа экологии: экология культуры; экология социума; экология природы - культурная, социальная и природная среда. Выдающийся российский культуролог Д.С.Лихачев писал, что экология культуры, культурное окружение детей является критическим элементом

их развития. В обучении в любом возрасте важны все три типа экологии. Но экологию культуры можно расценивать как доминантную на уровне начальной школы, социума - в средних классах, природы - на уровне старших классов. Этот подход Юсов называет экологической теорией художественного развития. Искусство - это не просто средство воспитания. Это формы самой жизни. Такой взгляд на интеграцию требует от учителей искусства существенного расширения уровня педагогической подготовки.

В следующих статьях, посвященных проблемам интегрированного обучения и полихудожественного воспитания, написанными соратниками и последователями научной школы Б.П.Юсова, будут раскрыты основные направления работы Лаборатории комплексного взаимодействия искусств (ныне Лаборатория интеграции искусств).

ЛИТЕРАТУРА

Юсов Б.П. 2004. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство».- М.:Спутник+, Савенкова Л.Г. 2000. Человек в пространстве мира и культуры. М.

Издательский Дом Магистр-ПРЕСС. Савенкова Л.Г. Педагогические условия внедрения в практику обучения школы интегрированного направления работы. // Педагогика искусства: электронный научный журнал. № 3, 4 2010, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-1-2008.htm

Получена /Received: 05.01.2012 Принята/Accepted: 07.01.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.