ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2007. № 4
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б.Г. АНАНЬЕВА Ю. П. Зинченко
БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ АНАНЬЕВ:
ПОСЛАНИЕ В БУДУЩЕЕ
Глубокоуважаемые коллеги, ученики Бориса Герасимовича Ананьева, последователи его славной психологической школы!
Я рад, что могу приветствовать вас от факультета психологии МГУ и от всего сообщества психологов нашей страны как новый президент Российского психологического общества. В Ростове-на-Дону на IV съезде РПО вы поддержали наш призыв «собирать камни». Сегодня, мне кажется, именно такой день — мы находимся здесь, чтобы осознать все значение того вклада, который внес в развитие отечественной психологии Борис Герасимович Ананьев — один из основателей ленинградской, петербургской научной психологической школы. Для будущего психологической науки важно, чтобы наше поколение психологов рачительно распорядилось его интеллектуальным наследием.
Жизненный путь Бориса Герасимовича, как и других наших учителей — Льва Семеновича Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна, Алексея Николаевича Леонтьева, Владимира Николаевича Мясищева, Александра Романовича Лурии, Петра Яковлевича Гальперина, Блюмы Вульфовны Зейгарник и многих других, — отмечен драматическими коллизиями того времени, в котором ему довелось жить и работать, отстаивая право нашей науки на существование. Именно эти выдающиеся ученые XX века основали современные отечественные психологические школы в рамках университетской науки. Хотелось бы обратить ваше внимание на сходство разрабатываемых ими научных проблем и в то же время выделить уникальный вклад Бориса Герасимовича Ананьева в постановку и решение некоторых из них. К числу таких проблем относятся:
• переход в психологии от анализа по элементам к анализу, расчленяющему сложное целое — психику — на единицы, поиск «клеточки»
Выступление на Международной научной конференции «Борис Герасимович Ананьев — выдающийся психолог ХХ столетия» (Ананьевские чтения — 2007), посвященной 100-летию со дня рождения ученого (23 октября 2007 года, факультет психологии СПбГУ).
8
психологии, той исходной психической формы (или нескольких таких форм), которая сохраняла бы свойства, присущие целостной структуре психики человека;
• разработка проблем комплексного человекознания и системной методологии психологии, впоследствии ставшей центральной стратегией творчества Бориса Федоровича Ломова — выдающегося ученика Бориса Герасимовича Ананьева;
• исследование механизмов чувственной сферы человека, процессов ощущения и восприятия и их роли в жизнедеятельности человека;
• проблема психического развития, биологических и социальных детерминант онтогенеза, природных свойств индивида, развития и становления личности и индивидуальности;
• проблема активности человека и его развитие как субъекта деятельностей, посредством которых с помощью механизмов интериори-зации/экстериоризации происходит отражение человеком мира, образуется его сознание.
На пути изучения и других проблем были заложены основы петербургской и московской психологических школ. В настоящее время в наших университетских стенах активизируются работы по развитию научных идей комплексного подхода к саморегуляции и саморазвитию человека в различных сферах жизнедеятельности. Именно эти направления сейчас наиболее востребованы обществом.
Ценным вкладом Бориса Герасимовича в развитие отечественной психологической науки являются его представления, составившие новую область человекознания — акмеологию, в рамках которой осуществляется комплексный системный подход при исследовании феноменологических закономерностей и механизмов развития психически и физически нормального человека на протяжении жизненного пути и достижения на этом пути «пика» развития — «акме». Опираясь на антропологическую концепцию Константина Дмитриевича Ушинского, Ивана Михайловича Сеченова, Владимира Михайловича Бехтерева, Борис Герасимович и его коллектив сотрудников и единомышленников на факультете психологии Ленинградского университета разработали мощный методический инструментарий исследования:
• различных аспектов индивидной организации человека и взаимосвязей между ними в разные периоды жизни;
• сравнительно-возрастных характеристик индивидуального развития человека на разных уровнях структурной организации его психики;
• этапов формирования индивидуальности;
• особенностей личностной саморегуляции;
• взаимосвязи индивида и личности на протяжении жизни;
• различных проявлений человека как субъекта деятельности в познании и общении;
• развития общих и специальных способностей.
9
Согласно Борису Герасимовичу Ананьеву, субъект интегрирует в себе свойства человека как индивида и личности, и его структура — это иерархия потенциалов, начиная от жизнеспособности организма, работоспособности и трудоспособности человека и завершая талантом. Понятие «жизнеспособность» фактически лежит в основе современных «ресурсных» подходов в организационной психологии.
Важным достижением школы Бориса Герасимовича Ананьева стало введение понятия «взрослости» — становления человека как профессионала, его способности проявить себя для общества как «мастера», выделение критериев личностной и субъективной зрелости человека. Все эти знания востребованы новым поколением отечественных и зарубежных психологов.
На факультете психологии Московского университета учеником Бориса Герасимовича Ананьева и Владимира Николаевича Мясищева Алексеем Александровичем Бодалевым (он заведовал кафедрой общей психологии в 1979—1989 гг. и был деканом факультета в 1979—1986 гг.) были открыты новые направления научных исследований в таких областях, как психология общения, психология семьи, психология массовых коммуникаций, психология человека в экстремальных ситуациях. Разработка этих направлений связана с именами Виктора Федоровича Петренко, Аллы Семеновны Спиваковской, Лидии Владимировны Матвеевой, Владимира Викторовича Столина.
В настоящее время Петербургский и Московский университеты активно сотрудничают в разных аспектах: в проведении научных исследований; в обмене методическими разработками, преподавателями и студентами; в подготовке совместных публикаций и издании целых журналов; в частности, сейчас ведется большая работа по подготовке энциклопедического словаря по психологии общения под редакцией Алексея Александровича Бодалева.
Поздравляю организаторов, участников конференции и всех присутствующих с юбилеем нашего замечательного ученого и выражаю надежду, что научная школа Бориса Герасимовича Ананьева еще не раз порадует психологическое сообщество новыми достижениями.
Как президент Российского психологического общества вношу предложение: осуществить совместный проект в масштабе психологов всей России — создать банк данных отечественных научных психологических школ, предложив Российскому фонду фундаментальных исследований и Российскому гуманитарному научному фонду поддержать этот проект. Представляется важным создать такой банк и в печатном, и в электронном виде.
Спасибо за внимание!