2015
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 16
Вып. 2
К 50-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ (ЛЕНИНГРАДСКОМ) УНИВЕРСИТЕТЕ
УДК 159.9.019 Н. А. Логинова
СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (1944-1965 гг.)1
В 1944 г. на философском факультете Ленинградского университета было открыто отделение психологии. Руководителем его стал Б. Г. Ананьев. Ядро коллектива кафедры психологии составили психологи Института мозга — ученики и последователи В. М. Бехтерева, что определило преемственную связь формирующейся научной школы со школой этого ученого. В статье рассказывается о работе, научных исследованиях и достижениях отделения психологии. Раскрывается значение программных статей Б. Г. Ананьева, посвященных проблеме человека. За двадцать два года существования отделения была подготовлена база для открытия в Ленинградском (впоследствии — Санкт-Петербургском) университете факультета психологии и дальнейшего развития здесь центра психологического человекознания. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: отделение психологии ЛГУ, предыстория и история психологии в университете, направления исследований, научные конференции и публикации, диссертации, научная школа, человекознание.
N. A. Loginova
ON FORMATION OF A CENTER OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH AND EDUCATION IN SAINT PETERSBURG STATE UNIVERSITY (1944-1965)
A department of psychology was established in the Leningrad state university (LSU, now SPbSU) in 1944. B. G. Ananiev became the head here. A new school has been united with V. M. Bekhterev's school by the ideas of the complex (interdisciplinary) approach, such principles of psychological cognition as objectivity, human being, development. In the article the first years of the department, research and distinguishes are considered. During twenty two years of the department existence the way was paved for the opening a faculty of psychology LSU-SPbSU and further development the center of the psychological human research. Refs 10.
Keywords: the Leningrad state university department of psychology, history of psychology in the university, scientific school, directions of research, scientific conferences, issues, dissertations, a center of psychological human research.
Логинова Наталья Анатольевна — доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; n_a_loginova@mail.ru
Loginova Natalia A. — Doctor of Psychological Sciences, professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; n_a_loginova@mail.ru
1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-06-00668.
46
В 1944 г. по решению правительства в Ленинградском государственном университете было открыто отделение психологии. Как показала история, это событие привело к рождению не только образовательного и научного центра, но и новой научной школы, влияние которой скоро вышло за пределы университета. На должность заведующего кафедрой психологии был приглашен молодой, но уже известный и авторитетный профессор, доктор педагогических наук (по психологии) Борис Герасимович Ананьев, который и возглавил работу по созданию научно-образовательного психологического центра.
Работу пришлось начинать почти с нуля: здесь, в отличие от Московского университета, никогда ранее не готовили специалистов-психологов, не было психологических кафедр2, лабораторий. Психологию универсантам читали на кафедре философии. Среди петербургских университетских философов XIX — начала XX в. известны А. И. Галич — автор книги «Картина человека» (1834), которую справедливо называют важной вехой в философской и психологической антропологии, М. И. Владиславлев, А. И. Введенский, И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, С. Л. Франк и другие мыслители, оставившие свой след и в психологии. Были в университете и профессора естественных наук, проявлявшие непраздный интерес к психологии, благодаря чему некоторые из них вошли в историю психологической науки: биопсихолог В. А. Вагнер, физиологи Н. Е. Введенский, И. П. Павлов, И. М. Сеченов,
A. А. Ухтомский, химик Д. И. Менделеев и др. Именно их линию, близкую философии материализма, продолжили психологи ЛГУ. Философско-идеалистическая же линия в советское время не имела шансов на возрождение и продолжение, была чужда мировоззрению большинства ученых, воспитанных уже в СССР.
Не будем останавливаться на трудностях, с которыми пришлось столкнуться психологам университета. Скажем лишь, что они были огромными. Это было обусловлено обстоятельствами военного и послевоенного времени, нехваткой кадров, материальных и финансовых средств, отсутствием в университете какой-либо базы для подобного начинания. И всё-таки вопреки всем невзгодам коллективу психологов Ленинградского университета удалось многое сделать уже в первые годы существования отделения. Этому способствовало избрание Бориса Герасимовича Ананьева с его мощным исследовательским и организаторским талантом на пост заведующего новой кафедрой психологии. Костяк кафедры составили бывшие сотрудники Института мозга, созданного В. М. Бехтеревым в 1918 г.: Б. Г. Ананьев,
B. Н. Мясищев, А. В. Ярмоленко, В. И. Кауфман, Г. С. Рогинский, Л. А. Шифман, Р. А. Каничева, Н. В. Опарина, А. А. Прессман. Здесь в разное время работали не только «мозговики»-бехтеревцы, но и ученые из других научных и образовательных центров: профессора А. Г. Ковалев, Е. И. Зейлигер-Рубинштейн, А. А. Люблинская, А. Ц. Пуни, Ю. А. Самарин, Н. А. Тих. К сожалению, о них современные студенты и ученые, особенно молодые, знают немного. В историографии Петербургской психологической школы имеются большие пробелы, ее деятели мало представлены
2 В Петроградском университете лишь недолгое время, с 1919 по 1921/1922 гг., существовала кафедра психологии под руководством проф. В. С. Серебренникова (об этом упоминает Б. Г. Ананьев в своей статье, посвященной юбилею ЛГУ [1]). В. С. Серебренников до революции преподавал в Петербургской духовной академии и вместе с В. М. Бехтеревым организовал журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» (1904) [2].
47
в научной и тем более учебной литературе. Изучение истории психологии в Петербурге — актуальная задача историко-психологической науки3.
С самого начала психологи университета подхватили эстафету бехтеревского Института мозга и тесно сотрудничали с ним вплоть до его ликвидации в 1948 г. Так возникла преемственная связь между зарождающейся психологической школой с центром в ЛГУ и психологической школой В. М. Бехтерева. Преемственность обеспечивалась не только составом сотрудников новой кафедры, но и идейной наследственностью. Несмотря на критику рефлексологии В. М. Бехтерева и осуждение его мировоззрения как метафизического, механистического, позитивистского, психологические идеи, принципы и наработки В. М. Бехтерева вошли в плоть и кровь новой научной школы Б. Г. Ананьева [5]. Здесь сохранились и совершенствовались в конкретных исследованиях принципы объективности, развития, антропологический принцип и соответствующий ему комплексный подход к человеку как к индивидуальности.
Системообразующим фактором для коллектива кафедры психологии и всего отделения стала научная деятельность. Уже осенью 1944 г. психологи выступили с докладами на научной сессии университета, а в июле 1945 г. состоялась первая научная конференция отделения психологии философского факультета ЛГУ, в июне 1946 г. — вторая научная конференция с выставкой работ ленинградских психологов за 1941-1946 гг. Большое значение имела Научная конференция университетов СССР по проблемам психологии, проведенная по инициативе Б. Г. Ананьева на базе ЛГУ (1-5 октября 1947 г.). В конференции участвовали представители союзных республик — И. И. Гудайтис (Вильнюс), П. К. Дале (Рига), Е. П. Ересь (Минск), М. А. Маз-манян (Ереван), А. Н. Раевский (Киев), К. А. Рамуль (Тарту), Д. Г. Элькин (Одесса) и многие известные психологи России — С. М. Василейский, В. С. Мерлин и, конечно, ленинградцы Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская, В. Н. Мясищев, Ю. А. Самарин, А. В. Ярмоленко, а также аспиранты и студенты отделения психологии. Из Казахстана на конференцию приезжал крупный психолог А. П. Нечаев, репрессированный и высланный из Ленинграда в тридцатые годы4. Как видим, конференция приобрела значение всесоюзного съезда психологов, который заявил о проблемах психологии на всю страну и выступил с инициативами, имевшими значение для последующего развития отечественной психологии.
Научная жизнь психологов университета была интересной. Проводились научные мероприятия с докладами, посвященные памятным датам и значимым общественным событиям. В сталинские времена всем ученым приходилось участвовать в идеологических кампаниях, направленных против отдельных научных теорий и целых наук. Генетика, кибернетика, языкознание, физика, психология — все были под огнем идеологической критики. Тяжело даже читать стенограммы тех «дискуссий». Но было и другое — обсуждения новых научных книг или рукописей, готовящихся к печати монографий. Так, 25 марта 1948 г. на открытом заседании кафедры психологии ЛГУ состоялось обсуждение опубликованных в 1947 г. «Очерков истории русской психологии XVШ-XIX веков» Б. Г. Ананьева. В 1957 г. предметом
3 Отчасти она освещена в наших книгах [3-4] и ряде других публикаций.
4 А. П. Нечаев был активным и весьма известным педагогическим психологом до революции и позднее, до ссылки в Семипалатинск. В самом начале ХХ в. он организовал в Петербургском университете кабинет экспериментальной психологии, но в то время это начинание не получило развития.
48
дискуссии была книга С. Л. Рубинштейна «Бытие и сознание». В 1963 г. на кафедре психологии Борис Герасимович делал доклады по материалам своей будущей книги «Человек как предмет познания». Эту традицию обсуждения научных публикаций было бы полезно возродить на факультете психологии в наши дни.
Учебно-воспитательный процесс на отделении психологии имел характерные особенности, отвечающие как духу времени, так и характеру складывающейся научной школы. Повседневная учебная работа на отделении требовала постоянного внимания и заботы заведующего кафедрой и всех преподавателей. Борис Герасимович читал на отделении курсы общей психологии, истории психологии, руководил многими студенческими курсовыми и дипломными работами, стал первым председателем Студенческого научного общества университета. По свидетельству И. М. Палея, выпускника ЛГУ 1949 г., уже в то время Б. Г. Ананьев добивался сотрудничества не только ученых, но и студентов со смежниками — биологами, филологами, историками, что соответствовало комплексному подходу к проблемам психологии человека. Согласно учебному плану, студенты первых лет существования отделения психологии изучали общую, экспериментальную, детскую, педагогическую, дифференциальную психологию, зоопсихологию, психопатологию или патопсихологию, психологию художественного творчества, историю психологии, а также общую физиологию, физиологию органов чувств, физиологию нервной деятельности, биологию, дарвинизм. Таким образом, в учебных планах довольно много часов отводилось изучению естественнонаучных дисциплин. Вплоть до недавнего времени студентами изучались также сравнительная психология и антропология, однако эти две учебные дисциплины, к сожалению, выпали из учебного плана факультета психологии СПбГУ и традиция эволюционного углубления проблемы развития человека в этой части прервалась. Данный изъян противоречит сути Петербургской психологической школы и должен быть исправлен5. Наряду с естественнонаучными в учебных планах отделения психологии были представлены и социогуманитарные дисциплины, тем более что отделение психологии существовало в рамках философского факультета.
Студенты-психологи учились по научным книгам и статьям. Им не рекомендовали читать учебники, кроме «Основ общей психологии» С. Л. Рубинштейна — книги, которая гораздо глубже, чем учебник. Ее изучение как нельзя лучше дает «камертонную» настройку будущему психологу, прививает вкус к подлинно научному знанию. Позднее, особенно в 1990-е годы, появилось много разных учебников, учебных пособий, а потом и интернет-источников, в том числе сомнительного достоинства, которые потеснили монографии и научные статьи на книжных полках у студентов университета. Зато появились и новые возможности познакомиться с зарубежной психологической наукой, сведения о которой в годы становления психологического образования студенты получали преимущественно в виде критики воззрений и теорий «буржуазных» ученых.
Несмотря на жесткие условия работы и зачастую диктат партийных начальников, руководители кафедры и отделения психологии строили организационную деятельность демократично, стремились учитывать и развивать индивидуальность студентов и сотрудников, заботились о судьбе выпускников отделения. Тогда профессии «психолог» как таковой не было, и обязательное государственное распределение
5 В новейшем учебном плане сравнительная психология вновь заняла свое законное место.
49
выпускников, направление их на места работы проходило очень трудно. Нередко психологам приходилось менять специальность, переквалифицироваться в учителей средней школы, преподавателей философии вузов и техникумов. Но когда в 1960-е годы появились новые возможности работы по специальности, некоторые из невольных отступников возвращались в психологию и становились участниками ее возрождения как в научном, так и в практическом плане.
В 1951 г. Борис Герасимович был назначен директором НИИ педагогики АПН РСФСР (в Ленинграде)6. Некоторое время он продолжал по совместительству заведовать и кафедрой психологии ЛГУ, пока заведующим не стал Владимир Николаевич Мясищев. Б. Г. Ананьев не прерывал связь с Ленинградским университетом и продолжал читать лекции, руководить научными исследованиями. Совместная работа двух выдающихся ученых продолжалась до конца жизни Бориса Герасимовича. В. Н. Мясищев — ученик и сотрудник В. М. Бехтерева, один из основателей отечественной медицинской (клинической) психологии. Он известен и как автор теории отношений личности, ставшей научной основой для отечественной практической психологии в области медицины. В 1939 г. он стал директором Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева и проработал в этой должности более 20 лет.
В 1960 г. была опубликована книга В. Н. Мясищева «Личность и неврозы», в 1957-1960 гг. — двухтомник «Психические особенности человека» (в соавт. с А. Г. Ковалевым). Под его руководством кафедра психологии ЛГУ усиленно занималась проблемой личности, общения и межличностных отношений. Как пишет А. А. Бодалев, «в конце 50-х — начале 60-х гг. В. Н. Мясищев один из первых в отечественной психологии ввел в практику повседневной научно-исследовательской психодиагностической работы использование новых методов изучения личности, в том числе и тех, которые были разработаны за рубежом. В. Н. Мясищев не только допускал применение зарубежных методик, но в ряде случаев считал их использование необходимым» [6, с. 12]. Владимир Николаевич много сделал для развития медицинской психологии как в Ленинградском университете, так и в масштабах страны, возглавив созданную в 1963 г. по его инициативе проблемную комиссию «Медицинская психология» при Академии медицинских наук СССР.
В период становления отделения психологии в ЛГУ развернулись научные исследования по следующим направлениям: психология чувственного познания, особенно осязания и зрения, психология личности, ее характера и самосознания, психология развития, сравнительная психология, история русской психологии, патопсихология (в этом направлении лидирующую роль играл В. Н. Мясищев). В 1940-1950-е годы были приняты первые аспиранты: Л. М. Веккер, А. А. Бодалёв, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, Е. Ф. Рыбалко, Н. В. Серебренникова. Несмотря на отсутствие в стране научных журналов по психологии, ограниченность издательских ресурсов, очень скоро начали публиковаться статьи с результатами исследований психологов Ленинградского университета. Стали выходить сборники: «Проблемы психологии» (1948), «Психология» (1949, 1954, 1955), позднее «Психология и педагогика» (1957), «Склонности и способности» (1962), «Проблемы общей и индустриальной психологии» (1963; с 1964 — «Проблемы общей и инженерной психологии»)
6 Сначала это был Ленинградский филиал Академии педагогических наук (АПН) СССР, создание которого инициировал Борис Герасимович.
50
и др. С большим воодушевлением психологи восприняли учреждение всесоюзного журнала «Вопросы психологии» (1955). Всего за годы существования отделения психологии было издано свыше 350 научных работ, в том числе 16 значительных монографий [7]. Вышли в свет фундаментальные книги Б. Г. Ананьева «Психология чувственного познания» (1960), «Теория ощущений» (1961), коллективная монография «Осязание в процессах познания и труда» (1959), первые монографии А. А. Бодалева («Восприятие человека человеком», 1965), Л. М. Веккера («Восприятие и основы его моделирования», 1964), Б. Ф. Ломова («Человек и техника», 1963), А. В. Ярмоленко («Очерки по психологии слепоглухонемых», 1962).
Особо отметим две статьи Б. Г. Ананьева того периода: «Человек как общая проблема современной науки» (1957) и «Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки» (1962) [8-9], которые имели принципиальное значение для последующего развития отделения, а затем и факультета психологии в университете и научной школы Б. Г. Ананьева в целом. Именно в этих статьях, появившихся на подъеме общественной жизни нашей страны в прекрасные шестидесятые с их надеждами и энтузиазмом, мы находим краткое изложение сути замысла комплексных исследований человека. Борис Герасимович писал тогда об осуществленном синтезе естественных наук, который был связан с решением гигантских практических задач — освоением Арктики и целинных земель, созданием больших энергетических систем. Отмечая отставание и раздробленность гуманитарных наук, Б. Г. Ананьев указал проблемы, работа над которыми могла бы стать базой для их синтеза: проблемы языка, семьи, воспитания подрастающего поколения, связи производства и потребления.
В статье 1957 г., совершив краткий экскурс в историю науки, Борис Герасимович сделал вывод о ценности антропологического принципа и в целом материалистической диалектической философии для синтеза научного знания о человеке. Человек, будучи одновременно природным и общественным существом, является объектом изучения естественных и социогуманитарных наук. Психология, которая изучает субъекта познания и практики в обоих его качествах — природном и общественном, в наибольшей степени готова к выполнению интегративной функции в синтетическом человекознании. Практический гуманистический смысл человекознания состоит в том, что оно «должно обеспечить всестороннее развитие личности каждого человека, его талантов и характера, здоровья и высокой жизнестойкости» [9, с. 41].
Идея человекознания, впервые заявленная в советской психологии Б. Г. Ананьевым, стала ядром исследовательской программы его научной школы. Впоследствии, с середины 1960-х годов, она реализовалась не только на отделении и факультете психологии, но и в деятельности университетского Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИКСИ), инициатором создания и одним из организаторов которого стал Б. Г. Ананьев. Им была создана лаборатория дифференциальной психологии и антропологии (1963), которая вошла в состав НИИКСИ и стала главным исполнителем его научной программы комплексных психолого-антропологических исследований. В рамках этих исследований выполняли свои первые научные работы студенты и аспиранты отделения, а затем — факультета психологии университета. Таким образом, лаборатория Б. Г. Ананьева не только служила научным подразделением, но и способствовала формированию молодых ученых, росту научной школы.
51
В 1960-х годах на отделении психологии были созданы лаборатории инженерной (или индустриальной), социальной, экспериментальной психологии и антропологии (она же — лаборатория дифференциальной психологии и антропологии, это утвердившееся официальное название). Б. Г. Ананьев поставил задачу в период 19651967 гг. создать силами сотрудников факультета серию научных монографий — руководств, в том числе: «Теоретическая психология» (Б. Г. Ананьев), «Математические методы экспериментальной и прикладной психологии» (Б. Ф. Ломов, при участии сотрудников), «Кибернетика и психология» (Л. М. Веккер), «Курс возрастной психологии (Теория онтогенеза человека)» (Н. А. Тих, М. Д. Александрова, Е. Ф. Рыбалко), «Курс социальной психологии» (Е. С. Кузьмин, при участии сотрудников его лаборатории), «Введение в юридическую психологию» (А. В. Ярмоленко), «Руководство по психологии воспитания (Проектирование личности)» (А. А. Бодалев), «Диагностика индивидуально-психологических особенностей человека» (И. М. Палей, Г. И. Акин-щикова, Н. А. Розе) [10].
За годы существования отделения психологии в университете состоялись защиты докторских диссертаций бывших его выпускников и сотрудников А. В. Ярмоленко (1955), Б. Ф. Ломова (1964), Л. М. Веккера (1964), А. А. Бодалева (1965), Н. В. Кузьминой (1965) и ряда кандидатских диссертаций (М. Д. Александрова, 1951; В. Н Андреева, 1953; Е. И. Степанова, 1955; Н. А. Розе, 1964; Г. И. Акинщикова, 1965; М. Д. Дворяшина, 1965). Этими учеными состав кафедры психологии сильно обновился и укрепился. К 1966 г. здесь работали восемь докторов наук: Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. М. Веккер, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Н. А. Тих, А. В. Ярмоленко. Наличный высококвалифицированный кадровый состав отделения явился важнейшим условием открытия в университете факультета психологии в 1966 г.
Подводя итоги развития психологического отделения, Б. Г. Ананьев писал в 1965 г. в обоснование возможности и необходимости открытия факультета психологии: «По своему значению психологическое отделение стало центром человекозна-ния в Ленинградском университете и поэтому естественна его роль как посредника между гуманитарными и естественными (особенно биологическим) факультетами» (подчеркнуто Б. Г. Ананьевым. — Н. Л.) [7].
Спустя 70 лет после открытия отделения психологии в Санкт-Петербургском государственном университете мы имеем большие возможности для дальнейшего развития психологической науки и практики, для занятия любимым делом, работы по избранной специальности. Прикосновение к прошлому приводит к выводу: история психологии в СПбГУ богата и во многом поучительна. Она учит тому, как оберегать и развивать наши лучшие традиции: фундаментальность образования, привлечение к работе на факультете лучших выпускников, крупных ученых, демократический стиль жизнедеятельности коллектива. Было бы неплохо оживить традицию презентации и обсуждения значительных научных публикаций на факультете психологии СПбГУ.
Историю психологической науки и психологического образования в нашем университете и Петербурге в целом необходимо системно изучать, тем более в преддверии 50-летия факультета психологии СПбГУ — преемника славного отделения психологии Ленинградского государственного университета.
52
Литература
1. Ананьев Б. Г. Психологическая школа Ленинградского университета // Вестник Ленингр. ун-та. 1969. № 5. С. 79-86.
2. Сидорчук И. С., Долгова Е. А. Из истории одной инициативы: к 110-летию издания «Вестника психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 128137.
3. Логинова Н. А. Опыт человекознания: История становления комплексного подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 285 с.
4. Логинова Н. А. Борис Герасимович Ананьев: Биография. Воспоминания. Материалы. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 376 с.
5. Логинова Н. А. О преемственной связи психологических школ В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М.: Наука, 1990. С. 116-126.
6. Бодалев А. А. В. Н. Мясищев и психология отношений // Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1995. С. 5-14.
7. Ананьев Б. Г. Справка о состоянии работы кафедры психологии Ленинградского университета. 03.06.1965 // Домашний архив Б. Г. Ананьева.
8. Ананьев Б. Г. Человек как общая проблема современной науки // Вестник Ленингр. ун-та. Серия: Экономика. Философия. Право. Вып. 2, № 11. 1957. С. 90-101.
9. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки // Вестник Ленингр. ун-та. Серия: Экономика, философия и право. Вып. 4, № 23. 1962. С. 36-43.
10. Ананьев Б. Г. Основные направления научно-исследовательской работы психологического отделения философского факультета ЛГУ на 1965-1967 гг. // Домашний архив Б. Г. Ананьева.
Статья поступила в редакцию 4 декабря 2014 г.
53