МУЗЫКА (MUSIC)
УДК 787.2
Стог Е.В.
преподаватель кафедры «Оркестровые струнные инструменты» ГОУ ВПО «Приднестровский государственный институт искусств
им. А.Г. Рубинштейна» (г. Тирасполь, Молдова)
БОРИС ДУБОССАРСКИЙ.
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ВКЛАД В РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОЛДАВСКОЙ МУЗЫКИ
Аннотация: в статье рассматриваются основные биографические и творческие этапы жизни композитора и скрипача Бориса Дубоссарского.
Ключевые слова: биография, творческое наследие, композиторы Молдовы, выдающиеся скрипачи Молдовы.
Сложно переоценить музыкальное наследие, которое оставил наш соотечественник Борис Семёнович Дубоссарский - композитор, альтист и скрипач.
Борис Дубоссарский родился в городе Бендеры. 3 февраля 1947 года в скромной рабочей еврейской семье родился сын, который в последствии пополнил ряды выдающихся композиторов Молдовы. Отец Бориса Семёновича был шофёром, мать - музыкальным работником, которая уже в раннем детстве обнаружила и развивала музыкальные способности сына. Так, в шестилетнем возрасте маленького Бориса приняли в класс скрипки в Бендерскую музыкальную школу №1, где он начал проявлять интерес к игре на фортепиано.
В 1961 году талантливый музыкант приезжает в город Кишинёв, где продолжает свой музыкальный путь в музыкальном училище им. Штефана Няги. По классу скрипки он обучается у Л.Бачинина, а также совмещает занятия в
классе композиции у молодой Златы Ткач, первой в Молдове женщины-комиозитором.
В 1965 году, после успешного окончания музыкального училища Борис Дубоссарский поступает в Академию Музыки имени Г.Музическу, которая на тот момент именовалась Институтом Искусств. В консерватории по классу скрипки он обучается у ученика известного Давида Ойстраха, одного из лучшего скрипача республики А. Каушанского. Параллельно продолжает занятия композицией у одного из ведущего композитора Молдовы В.Загорского.
Молодой перспективный скрипач не мог был остаться незамеченным в музыкальных кругах города и был приглашён на работу в оркестр Гостелерадио Молдовы и в последствии занимал должность солиста струнного квартета, который выступал с концертами в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Ереване и многих других городах.
Важное место в становлении композитора занимает его вклад в создание и развитие «Еврейского народного музыкально-драматического театра» при Кишинёвском Доме молодёжи. В течение 5 лет, с 1966 по 1971 года, был артистом оркестра и выступал в качестве дирижёра, где впервые взялся за музыкальное оформление спектаклей. Неудивительно, что его успешная работа была замечена на театральных конкурсах и была удостоена звания «Лучшая работа для детей». К этому времени он делал первые композиторские шаги -музыка к спектаклям «Зямка Копач» и «Гершеле Острополер» - успешно исполнялись в театре.
Борис Семёнович внёс неоценимый вклад в возрождение еврейской музыки в Молдове. Им созданы оригинальные аранжировки таких народных еврейских песен как «Бин их мир а шнайдэрл» (Я — портняжка), «Мэхутоним гейен» (Сваты идут), «Фрайтик ойф дэр нахт», «Хайнт из Пурим, бридер» (Сегодня Пурим, братья), гениальные аранжировки песен на стихи знаменитых еврейских поэтов — жертв сталинского режима - Давида Гофштейна и Ицика Фефера «Ин винтэр фарнахтн» и «Крэницэ». Но наиболее весомым вкладом стали произведения камерного жанра - два Трио для скрипки, виолончели и
фортепиано, которые посвящены творчеству Аврома Гольдфадена. Со дня премьеры, это произведение с неизменным успехом исполняется в лучших концертных залах Кишинёва и других городах.
В 1968 году Борис Дубоссарский окончил Молдавский государственный институт искусств Г.Музическу по классу скрипки. В 1973 году дипломной работой по классу композиции был Первый скрипичный концерт. Во время обучения, Борис Семёнович проявляет большой интерес к симфонической музыке. Так возникла его «Симфоническая сюита» в 4-х частях (1971), Кантата «Желание» на стихи А.Бусуйока для хора и оркестра (1972) и Концерт для скрипки с оркестром (1973). Обогатила творчество композитора его работа в струнном квартете Гостелерадио - в нём музыкант вырос в подлинного мастера ансамблевой игры. По словам композитора, в произведениях камерных жанров его привлекает свобода самовыражения[6]. К этому времени им было написано два Струнных квартета (1972 и 1978), Соната для фортепиано (1971), Соната для виолончели соло (1973), Каприччио для скрипки и валторны (1974), Квинтет для цимбал и струнного оркестра (1975). Из под его пера выходит великое множество хоровых, камерно-вокальных опусов, музыки к спектаклям и постановкам.
В 1975 году назначен членом Союза композиторов СССР и МССР. Не смотря на достижения, критики 70-80 годах прошлого века, находили «родимые пятна» влияния творчества Шостаковича в произведениях разных жанров Бориса Дубоссарского, фактически отказывая ему в формировании собственного стиля. Однако, ряд исследований творчества композитора в первые десятилетия текущего века, значительно корректируют прежние оценочные суждения, показывая, что уже в произведениях 80-х годах отчетливо проявились важнейшие стилевые константы: романтические параметры экспрессии, своеобразная трактовка принципа монотематизма, полиэлементная структура тематизма, характерные особенности драматургии сочинений[1].
С 1986 года Борис Семёнович преподаёт в Академии музыки, театра и изобразительных искусств Республики Молдова. Многие из его учеников стали победителями международных конкурсов молодых исполнителей в Молдове,
Казахстане, Болгарии, Швейцарии, Беларуси. С 1993 года является доцентом, а с 2008 года - профессором кафедры «Струнные инструменты» Академии Музыки, Театра и Изобразительного Искусства г. Кишинёв. Профессор обучил несколько поколений молодых музыкантов не только скрипачей и альтистов, но и композиторов. Наиболее известные из них - скрипачи И. Гырнец и Л.Гаврилица - лауреаты международных конкурсов, концертмейстеры камерного оркестра С.Танас и В.Буфтик. Среди его учеников композиторов - популярный эстрадник Ливиу Штирбу и авангардист Владимир Беляев.
Борис Семёнович считал, что формирование личности музыканта - это большой и длительный процесс, начинающийся с обучения в детской музыкальной школе, затем в среднем звене, но самая интересная работа происходит в высшем учебном заведении, и она связана с воспитанием музыканта[6].
Профессор был создателем и бессменным руководителем всемирно известного ансамбля «Скрипачки Молдовы», созданный из студенток молодых выпускниц Академии Музыки. Ансамбль с большим успехом гастролировал в городах Молдовы, в Европе и США.
Композитор является автором большого количества симфонических произведений, где особый интерес вызывает симфония-поэма «Памяти Михаила Еминеску» для большого симфонического оркестра, голоса и цимбал (1980). Позднее композитор вводит в свои произведения и другие молдавские народные инструменты - флуер, най, приближает звучание скрипки к звучанию лэуты из молдавского тарафа. Область симфонической музыки представлена пятью концертами. Кроме скрипичного концерта он пишет концерты для саксофона-альта, струнного оркестра и ударных (1981), концерт для фортепиано с оркестром (1983), концерт для тромбона с оркестром (1987) и концерт для ная и струнных (1987), Концерт №2 для скрипки с оркестром (2011). Среди оркестровых сочинений Бориса Дубоссарского есть увертюры, концертные обработки, пьесы[6].
В творчестве Бориса Дубоссарского жанр сонаты играет важную роль. В течение своей композиторской карьеры он написал две сонаты для фортепиано, Сонату для виолончели соло и для скрипки соло, Сонату для гобоя, Сонату-балладу для альта и фортепиано». «Соната-баллада для альта и фортепиано» была окончена в 1987 году. Б.Дубоссарский посвятил её своему другу, талантливому альтисту Михаилу Мулеру. Соната впервые прозвучала на одном из творческих собраний Союза композиторов Молдовы в исполнении М. Мулера и Л.Ваверко (фортепиано).
Произведения Б. Дубоссарского используются в учебном процессе музыкальных заведений, входят в число обязательных сочинений международных конкурсов, исполняются на музыкальных форумах Молдовы, России, Украины, Румынии, Эстонии, Германии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белых, М. Б. Дубоссарский, Violin concerto №2: романтические антитезы и их авторская транскрипция. Кишинёв, 2019.
2. ВАРДАНЯН, А. Концерт для фортепиано с оркестром Бориса Дубоссарского: к проблеме преломления романтических принципов в музыкальной форме. Кишинёв, 2011.
3. КОЧАРОВА, Г. Quatre tableaux pour orchestra a cordes Бориса Дубоссарского: музыкальный эксфрасис или индивидуальное художественное послание. Кишинёв,2014
4. Столяр 3. Страницы молдавской музыки, 1983. Кишинёв.
5. Пожар, С., Шишкан, К. Молдавско-русские взаимосвязи в искусстве в лицах и персоналиях (2 половина XX - начало ХХ1в.), 20 Ю.Кишинёв.
6. Газете «Истоки жизни». Интернет ресурс http : //padam padani. narod. ш/jude/books/abrain/stat ii.htm 1
Stog E.V.
Pridnestrovian State Institute of Arts named after A.G. Rubinstein
(Tiraspol, Moldova)
BORIS DUBOSSARSKY. CREATIVE HERITAGE & CONTRIBUTION TO DEVELOPMENT OF NATIONAL MOLDOVAN MUSIC
Abstract: the article discusses the main biographical and creative stages of the life of composer and violinist Boris Ditbossarsky.
Keywords: biography, creative heritage, composers of Moldova, outstanding violinists of
Moldova.