Научная статья на тему 'Борис Доброхотов – исследователь и редактор (Часть 2. Приложения 1 и 2)'

Борис Доброхотов – исследователь и редактор (Часть 2. Приложения 1 и 2) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
124
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б.В. Доброхотов / А. Алябьев / И.С. Бах / А. Вивальди / С. Рахманинов / А. Верстовский / переложения / редактирование / B.V. Dobrokhotov / A. Alyabyev / J.S. Bach / A. Vivaldi / S. Rakhmaninov / A. Verstovsky / transcriptions / editions

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петухова С.А.

Приложения 1 и 2 к очерку деятельности Бориса Доброхотова по обнаружению, восстановлению и изданию сочинений отечественной классики (1946–1988), опубликованному в предыдущем номере нашего журнала: список публикаций учёного и нотные примеры, не вошедшие в основной текст статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Boris Dobrokhotov as Researcher and Editor. Part 2 – Appendices 1 and 2

Appendices 1 and 2 to the essay devoted to the activities of Boris Dobrokhotov in the discovery, restoration, and editing of the works of Russian classics (1946–1988). The main text of the essay was published in the previous issue of our journal. Appendix 1 is the list of Dobrokhotov’s publications; Appendix 2 comprises music examples that were not included in the main text.

Текст научной работы на тему «Борис Доброхотов – исследователь и редактор (Часть 2. Приложения 1 и 2)»

Искусство музыки: теория и история № 25, 2021

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

186 УДК 78.06

ББК 85.313(2)

Ключевые слова

Б. В. Доброхотов, А. Алябьев, И. С. Бах, А. Вивальди, С. Рахманинов, А. Верстовский, переложения, редактирование.

Петухова С. А.

Борис

Доброхотов -исследователь и редактор

Часть 2

Приложения 1 и 2*

Приложения 1 и 2 к очерку деятельности Бориса Доброхотова по обнаружению, восстановлению и изданию сочинений отечественной классики (1946-1988), опубликованному в предыдущем номере нашего журнала: список публикаций учёного и нотные примеры, не вошедшие в основной текст статьи.

* Первая часть (основной текст) статьи опубликован в № 24 журнала «Искусство музыки. Теория и история». Приложения 3 и 4 будут опубликованы в следующем номере журнала.

Key Words

B. V. Dobrokhotov, A. Alyabyev, J. S. Bach, A. Vivaldi, S. Rakhmaninov, A. Verstovsky, transcriptions, editions.

Svetlana Petukhova

Boris Dobrokhotov as Researcher and Editor. Part 2 - Appendices 1 and 2*

Appendices 1 and 2 to the essay devoted to the activities of Boris Dobrokhotov in the discovery, restoration, and editing of the works of Russian classics (1946-1988). The main text of the essay was published in the previous issue of our journal. Appendix 1 is the list of Dobrokhotov's publications; Appendix 2 comprises music examples that were not included in the main text.

The article's first part (main text) was published in No. 24 of the journal Art of Music. Theory and History. Appendices 3 and 4 will be published in the next issue of the journal.

188 Приложение 1

Хронологический список публикаций Б. В. Доброхотова

Раздел I. Восстановление, редакции, переложения, издание и аудиозаписи нотных текстов

1. Сборник лёгких пьес для виолончели или двух виолончелей ad libitum и фортепиано / Сост. Б. В. Доброхотов. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1946.

2. Рахманинов С. В. Два неоконченных квартета / Ред. Б. В. Доброхотова и Г. В. Киркора. Партитуры. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1947.

3. Рахманинов С. В. Элегическое трио (g-moll) для фортепиано, скрипки и виолончели / Ред. Б. В. Доброхотова. Партитура. М.: Гос. муз. изд-во, 1947.

4. Танеев С. И. Струнное трио (h-moll) для скрипки, альта и виолончели / Ред. Б. В. Доброхотова, И. Н. Иордан и Г. В. Киркора. Партитура. М.: Гос. муз. изд-во, 1948.

5. Бородин А. П. Квартет (D-dur) для флейты, гобоя (или скрипки), альта и виолончели / Ред. Б. В. Доброхотова и Г. В. Киркора для двух скрипок, альта и виолончели. Партитура и голоса. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1949.

6. Бородин А. П. Неоконченное струнное трио [G-dur] для двух скрипок и виолончели / Ред. Б. В. Доброхотова и Г. В. Киркора. ГЦММК им. М. И. Глинки. Партитура и голоса. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1949.

7. Алябьев А. А. Квартет № 3 [C-dur] для двух скрипок, альта и виолончели / Ред. Б. В. Доброхотова. ГЦММК им. М. И. Глинки. Партитура. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1950.

8. Алябьев А. А. Трио [a-moll] для фортепиано, скрипки и виолончели / Ред. Б. В. Доброхотова. ГЦММК им. М. И. Глинки. Партитура и голоса. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1950.

9. Бородин А. П. Неоконченное трио [D-dur] для фортепиано, скрипки и виолончели / Ред. Б. В. Доброхотова и Г. В. Киркора. Партитура и партии. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1950.

10. Алябьев А. А. Вариации на тему песни «Во саду ли, в огороде» для двух скрипок и виолончели / Ред. Б. В. Доброхотова. ГЦММК им. М. И. Глинки. Партитура. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1951.

11. Алябьев А. А. Соната ми минор для скрипки и фортепиано / 189 Ред. Б. В. Доброхотова. ГЦММК им. М. И. Глинки. Партитура

и партия. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1951.

12. Бортнянский Д. С. Квинтет для скрипки, альта, виолончели, арфы и фортепиано / Ред. Б. В. Доброхотова. Партитура и партии. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1951.

13. Алябьев А. А. Квартет № 1 [Es-dur] для двух скрипок, альта и виолончели / Ред. Б. В. Доброхотова. ГЦММК им. М. И. Глинки. Партитура. М.: Гос. муз. изд-во, 1952.

14. Алябьев А. А. Неоконченное трио (ми-бемоль мажор) для фортепиано, скрипки и виолончели / Ред. Б. В. Доброхотова. ГЦММК им. М. И. Глинки. Партитура и партии. М.: Гос. муз. изд-во, 1952.

15. Алябьев А. А. Песни для хора без сопровождения / Ред. Б. В. Доброхотова [№ 1-6] и Г. В. Киркора [№ 7-11]. ГЦММК им. М. И. Глинки. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1952.

16. Танеев С. И. Квартеты для двух скрипок, альта и виолончели. Т. III. Квартеты № 7-9; Т. IV. Неоконченные квартеты / Ред. Б. В. Доброхотова [№ 9, d-moll, G-dur] и Г. В. Киркора [№ 7-8, c-moll]. Партитуры. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1952.

17. Алябьев А. А. Квинтет (c-moll) для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны / Ред. Б. В. Доброхотова. ГЦММК им. М. И. Глинки. Партитура и партии. М.: Гос. муз. изд-во, 1953.

18. Фомин Е. И. Орфей, музыкальная трагедия (мелодрама) / Текст Я. Б. Княжнина. Ред. Б. В. Доброхотова. ГЦММК им. М. И. Глинки. Партитура. М.: Гос. муз. изд-во, 1953.

19. Алябьев А. А. Две пьесы для трубы и фортепиано / Ред. Б. В. Доброхотова. ГЦММК им. М. И. Глинки. Клавир и партия. М.: Гос. муз. изд-во, 1954.

20. Алябьев А. А. Квинтет (ми-бемоль мажор) для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано / Ред. Б. В. Доброхотова. ГЦММК им. М. И. Глинки. Партитура и партии. М.: Гос. муз. изд-во, 1954.

21. Алябьев А. А. Симфония ми минор / Ред. Б. В. Доброхотова. ГЦММК им. М. И. Глинки. Партитура. М.: Гос. муз. изд-во,

1955.

22. Алябьев А. А. Полонез Es-dur, Вальс, Мазурка D-dur, Кадриль B-dur, Рондо A-dur, Соната As-dur, «Прощание с соловьём» для фортепиано / Ред. Б. В. Доброхотова // Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х гг. XIX века / Сост. В. А. Натансон и А. А. Николаев. Вып. 2. М.: Гос. муз. изд-во,

1956. С. 54-55, 65-67, 68-96.

190 23. Алябьев А. А. Мазурка Р^иг и Экосез Б^иг для симфони-

ческого оркестра; Большой вальс и Прощальная полька для оркестра-ансамбля / Ред. Б. В. Доброхотова. Записаны на грампластинку как части «Танцевальной сюиты»: Большой Симфонический оркестр и Концертный ансамбль Всесоюзного радио п/у Н. П. Аносова. М.: Мелодия, 1956. № Г-53199(1-2) (пр. № 19272-73); № Г-36713 (пр. № 03407).

24. Алябьев А. А. Увертюра к опере-водевилю «Деревенский философ». Танцевальная сюита: 1. Полонез, 2. Полька, 3. Мазурка, 4. Экоссезы, 5. Вальс, 6. Кадриль / Ред. Б. В. Доброхотова и Г. В. Киркора. Записано на грампластинку: Большой Симфонический оркестр и Концертный ансамбль Всесоюзного Радио п/у Н. П. Аносова. М.: Мелодия, 1956. № Г-36712 (пр. № Д-03406).

25. Алябьев А. А. Увертюра к трагедии «Отступник, или Осада Коринфа». Для симфонического оркестра / Ред. Б. В. Доброхотова. ГЦММК им. М. И. Глинки. Партитура. М.: Гос. муз. изд-во, 1957.

26. Корелли А. Вариации на тему «Фолии» / Обраб. для виолончели и фортепиано Б. В. Доброхотова. М.: Гос. муз. изд-во, 1957.

27. Глинка М. И. Сцена у Финна; Дуэт Финна и Руслана. Партитура / Ред. Б. В. Доброхотова // М. И. Глинка. К 100-летию со дня смерти, 1857-1957 / Под ред. Е. М. Гордеевой. М.: Гос. муз. изд-во, 1958. С. 713-794.

28. Верстовский А. Н. Аскольдова могила, романтическая опера в шести картинах / Либретто Н. Г. Бирюкова (по мотивам романа М. Н. Загоскина «Аскольдова могила») Предисл., коммент., обраб. и ред. муз. материала Б. В. Доброхотова. Для пения с фортепиано М.: Гос. муз. изд-во, 1963.

29. Сборник пьес для струнного оркестра. Партитуры. В 5 вып. Вып. 1 / Сост. В. М. Блок и Б. В. Доброхотов [также инструментовка Анданте Н. Я. Мясковского]. М.: Музыка, 1964.

30. Сонаты, вариации и фантазии для арфы (арфовая классика) / Ред.-сост. В. Б. Доброхотова и Б. В. Доброхотов. Вып. 1-11. М.: Музыка, 1964.

31. Бах И. С. Полифонические произведения. В переложении для арфы / Сост., ред. и вст. статья Б. В. Доброхотова. М.: Музыка, 1973.

32. Бах И. С. Три сонаты для виолы да гамба и чембало (фортепиано) / Ред. Б. В. Доброхотов. С приложением партий виолончели и альта. М.: Музыка, 1974.

33. Миронов Л. Н. Трио Бетховена для фортепиано и виолонче- 191 ли: некоторые вопросы исполнения / Ред. Б. В. Доброхотова.

Серия «В помощь педагогу-музыканту». М.: Музыка, 1974.

34. Алябьев А. А. Романсы и песни. Полное собрание для голоса в сопровождении фортепиано. Т. 1-4 / Сост., вст. ст., указатели, [восст. некоторых соч.] Б. В. Доброхотова; ред. Р. Рустамов. М.: Музыка, 1974-1977.

35. Бах И. С. Сонаты для скрипки и чембало (фортепиано) / Ред. Б. В. Доброхотова. [Клавир и партия. Ред. В. Артемов]. Вып.

1 (№ 1-3). М.: Музыка, 1975.

36. Бортнянский Д. С. Концертная симфония [В^иг] для фагота, арфы, фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели / Ред. и авт. предисл. Б. В. Доброхотов. [Карманная] партитура. М.: Музыка, 1976.

37. Бортнянский Д. С. Романсы и песни для голоса с фортепиано / Сост., [ред. и авт. предисл.] Б. В. Доброхотов, слова Ф.-Г. Лафермьера. М.: Музыка, 1976.

38. Бах И. С. Сонаты для скрипки и чембало (фортепиано) / Ред. Б. В. Доброхо-това. [Клавир и партия. Ред. В. Артемов]. Вып.

2 (№ 4-6). М.: Музыка, 1977.

39. Хандошкин И. Е. Сочинения для скрипки / Сост., публ., ред. и исследования И. М. Ямпольского и Б. В. Доброхотова. Ком-мент. Б. В. Доброхотова // Памятники русского музыкального искусства / Главн. ред. Ю. В. Келдыш. Вып. 12. М.: Музыка, 1988.

40. Бортнянский Д. С. Сын-соперник, или Современная Стра-тоника, опера в трёх действиях / Ред. Б. В. Доброхотова и Г. В. Киркора, рус. либретто Т. Л. Щепкиной-Куперник, сценич. ред. М. Г. Дотлибова. Записана на грампластинку: Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла им. А. А. Юрлова, худ. рук. С. Д. Гусев, хормейстер Р. К. Перегудова; Академический симфонический оркестр МГФ п/у М. В. Юровского. М.: Мелодия; Л.: Ленингр. з-д грп, 1988. № Гр Б-тим / 115.

192 II. Научные исследования, статьи, рецензии, комментарии

1. Виолончельные сюиты Иоганна Себастиана Баха. Дисс. ... канд. иск. / [Науч. рук. М. И. Ямпольский]. Машинопись. М.: МГК, 1944.

2. Исторические концерты. Русская музыка XVIII и начала XIX вв. Е. И. Фомин / МГФ, ГЦММК. М.: Изд. отдел МГФ, 1947.

3. Исторические концерты. Русская музыка XVIII и начала XIX вв. А. А. Алябьев / МГФ, ГЦММК. М.: Изд. отдел МГФ, 1947.

4. Оперные замыслы С. В. Рахманинова; Неопубликованные камерные ансамбли С. В. Рахманинова // С. В. Рахманинов. Сб. ст. и материалов / Под ред. Т. Э. Цытович. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1947. С. 89-106, 107-129.

5. От редакторов; Примечания // Рахманинов С. В. Два неоконченных квартета. М., 1947'. С. 2, 43.

6. [Предисловие и примечания] // Рахманинов С. В. Элегическое трио ^-шо11) для фортепиано, скрипки и виолончели. М., 1947. С. 2.

7. А. А. Алябьев. Камерно-инструментальное творчество. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1948.

8. От редакторов; Примечания // Танеев С. И. Струнное трио (Ъ-шо11) для скрипки, альта и виолончели. М., 1948. С. 2, 35.

9. А. Н. Верстовский. Жизнь, театральная деятельность, оперное творчество. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1949.

10. Е. И. Фомин: биография отдельного лица. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1949.

11. От редакторов; Примечания // Бородин А. П. Квартет (Б^иг) для флейты, гобоя (или скрипки), альта и виолончели. М.; Л., 1949. С. 2, 18-19.

12. От редакторов; Примечания // Бородин А. П. Неоконченное струнное трио [О^иг] для двух скрипок и виолончели. М.; Л., 1949. С. 2, 19-20.

13. Тексты для программ спектаклей ГАБТа СССР (объём от 7 до 15 страниц, 1949-1950): «Евгений Онегин» П. И. Чайковского; «Лебединое озеро» П. И. Чайковского; Берджих Сметана и его опера «Проданная невеста» (все - 1949); «Садко» Н. А. Римского-Корсакова; Станислав Монюшко и его опера «Галька»; «Вражья сила» А. Н. Серова (все - 1950).

14. Д. С. Бортнянский: биография отдельного лица. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1950.

1 Подробное библиографическое описание издания находится в Разделе I. Так как здесь и далее приходится делать повторения, описания сокращены.

15. От редактора // Алябьев А. А. Квартет № 3 [C-dur] для двух 193 скрипок, альта и виолончели. М.; Л., 1950. С. 2.

16. От редактора // Алябьев А. А. Трио [a-moll] для фортепиано, скрипки и виолончели. М.; Л., 1950. С. 2.

17. Предисловие // Бородин А. П. Неоконченное трио [D-dur] для фортепиано, скрипки и виолончели. М.; Л., 1950. С. 2.

18. Замечательный русский композитор. (К 100-летию со дня смерти А. А. Алябьева) // Советское искусство (газета). 1951. № 19, 6 марта.

19. Александр Александрович Алябьев (к 100-летию со дня смерти) // Советская музыка. 1951. № 4. С. 69-75.

20. От редактора // Алябьев А. А. Вариации на тему песни «Во саду ли, в огороде» для двух скрипок и виолончели. М.; Л., 1951. С. 2.

21. От редактора // Алябьев А. А. Соната ми минор для скрипки и фортепиано. М.; Л., 1951. С. 2.

22. От редактора // Бортнянский Д. С. Квинтет для скрипки, альта, виолончели, арфы и фортепиано. М.; Л., 1951. С. 2.

23. Государственный квартет Грузии // Советское искусство (газета). 1952. № 4, 12 января.

24. От редактора // Алябьев А. А. Квартет № 1 [Es-dur] для двух скрипок, альта и виолончели. М., 1952. С. 2.

25. От редактора // Алябьев А. А. Неоконченное трио (ми-бемоль мажор) для фортепиано, скрипки и виолончели. М., 1952. С. 2.

26. От редакторов // Танеев С. И. Квартеты для двух скрипок, альта и виолончели. Т. III-IV. М.; Л., 1952. С. 4-5 (т. III); 3-4 (т. IV).

27. Предисловие // Алябьев А. А. Песни для хора без сопровождения. М.; Л., 1952. С. 3-4.

28. Скрипичный мастер Евгений Витачек. [Средний раздел Введения; Польша; Русские скрипичные мастера] // Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Ред. Б. В. Доброхотова. М.: Гос. муз. изд-во, 1952. С. 3-9. М.: Музыка, 1964. Изд.2-е, [испр. и доп.]. С. 3-9, [11-17, 194-223].

29. От редактора // Алябьев А. А. Квинтет (c-moll) для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны. М., 1953. С. 2.

30. Предисловие // Фомин Е. И. Орфей, музыкальная трагедия (мелодрама). М., 1953. С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. От редактора // Алябьев А. А. Две пьесы для трубы и фортепиано. М., 1954. С. 2.

194 32. От редактора // Алябьев А. А. Квинтет (ми-бемоль мажор)

для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано. М., 1954. С. 2.

33. «Вариации на тему рококо» [рецензия на редакцию А. П. Сто-горского] // Советская музыка. 1955. № 2. С. 148-149.

34. От редактора // Алябьев А. А. Симфония ми минор. М., 1955. С. 3.

35. (Совм. с В. А. Киселёвым). Автографы П. И. Чайковского в фондах Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Каталог-справочник / Под ред. В. А. Киселёва. - М.: Гос. муз. изд-во, 1956.

36. Народные песни в записях и обработках Алябьева // Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып. 2 / Ред. А. С. Оголевец. М.: Гос. муз. изд-во, 1956. С. 387-406.

37. «Берглиот» Эдварда Грига // Советская музыка. 1957. № 6. С. 116-117.

38. [От редактора] // Алябьев А. А. Увертюра к трагедии «Отступник, или Осада Коринфа». Для симфонического оркестра. М., 1957. С. 2.

39. Предисловие // Корелли А. Вариации на тему «Фолии». М., 1957. С. 3-4.

40. Вкладыши в программы Московской филармонии (публикации её издательского отдела, каждая на четыре малоформатные страницы; 1957-1962): Произведения для оркестра французских композиторов: Рамо, Куперен, Марэ, Пуленк (1957); Московский камерный оркестр (1957); [Stabat mater] Дж. Перголези (1958); Итальянская музыка XVII-XVIII веков (1958); Струнные квартеты ор. 18 Бетховена; Квартет им. А. П. Бородина; Дебюсси. Струнный квартет; Барток. Дивертисмент для струнного оркестра; Тринадцатый квартет Н. Я. Мясковского; Восьмой квартет Д. Д. Шостаковича (все - 1962).

41. (Совм. с А. А. Орловой). «Иван Сусанин» в оценке современников // М. И. Глинка. К 100-летию со дня смерти, 1857-1957 / Под ред. E. M. Гордеевой. М.: Гос. муз. изд-во, 1958. С. 9-47.

42. Автографы М. И. Глинки в московских архивах; Крестьяне села Новоспасского о Глинке // Там же. С. 332-357, 361-367.

43. На концертах Штутгардского оркестра // Музыкальная жизнь. 1959. № 20. С. 9.

44. Джульярдский квартет (6 октября, Большой зал консерватории) // Советская музыка. 1961. № 12. С. 106-107.

45. Испанский гитарист (3 октября, зал имени Чайковского) [Н. Альфонсо] // Советская музыка. 1961. № 12. С. 107.

46. Квартет Парренен (Большой зал консерватории) // Советская 195 музыка. 1962. № 4. С. 111.

47. Второе рождение серенады [Серенада Глинки на темы оперы Доницетти «Анна Болейн»] // Советская музыка. 1962. № 5. С. 104-105.

48. «Двадцать две краски» [квартет им. Бородина] // Советская музыка. 1962. № 12. С. 96-97.

49. Король гитары [Дж. Вильямс] // Советская музыка. 1962. № 12. С. 97-98.

50. А. Н. Верстовский и его опера «Аскольдова могила» / Серия «Путеводители по операм». М.: Гос. муз. изд-во, 1962.

51. Бранденбургские концерты И. С. Баха / Серии «В помощь слушателям университетов культуры» и «Библиотека слушателя концертов». М.: Гос. муз. изд-во, 1962.

52. Аргентинская гитаристка [М. Л. Анидо] // Советская музыка. 1963. № 4. С. 99-100.

53. Контрабасист-виртуоз [Р. М. Азархин] // Советская музыка. 1963. № 12. С. 78-79.

54. От редакторов; Комментарии // Верстовский А. Н. Аскольдова могила. Романтическая опера в шести картинах. М.,

1963. С. 3-7, 340-342.

55. Альтисты и арфисты. На конкурсах // Советская музыка.

1964. № 4. С. 108-109.

56. (Совм. с В. Б. Доброхотовой). Вступительная статья // Сонаты, вариации и фантазии для арфы (арфовая классика). Вып. I. М., 1964. С. 3-9.

57. Сонаты для арфы // Советский музыкант. 1965. № 1-2, 13 января.

58. Конкурс мастеров смычковых инструментов // Музыкальная жизнь. 1966. № 13. С. 7.

59. Александр Алябьев. Творческий путь. М.: Изд-во «Музыка», 1966.

60. Е. И. Фомин. Орфей, музыкальная трагедия (мелодрама) / Текст Я. Б. Княжнина. Ред. Б. В. Доброхотова // Комплект из 2-х грампластинок. «Мелодия» Д18243-6 (1966). Буклет (аннотация) 3 с.

61. 2 ноября, Концертный зал Всесоюзного дома композиторов [Государственный камерный ансамбль Армении] // Советская музыка. 1967. № 2. С. 75-76.

62. Московская консерватория в воспоминаниях [рецензия на сборник «Воспоминания о Московской консерватории», 1966] // Советская музыка. 1967. № 2. С. 140-142.

196 63. Заслуженный успех [класса В. В. Борисовского] // Советский

музыкант. 1967. № 11, 15 мая.

64. Вечер арфы // Советский музыкант. 1967. № 12, 31 мая.

65. Вокальные вечера. На концертах Э. Москвитиной // Советская музыка. 1967. № 6. С. 62-63.

66. Александр Черепнин - композитор и пианист // Музыкальная жизнь. 1967. № 14. С. 6.

67. Вечер класса К. А. Эрдели // Советская музыка. 1967. № 8. С. 98-99.

68. Доброе содружество музыкантов // Советская музыка. 1967. № 10. С. 106-107.

69. Русская арфистка К. А. Эрдели и её книга // Эрдели К. А. Арфа в моей жизни / Общ. ред. Б. В. Доброхотова. М.: Музыка, 1967. С. 3-17.

70. К 80-летию К. А. Эрдели // Советская музыка. 1968. № 6. С. 88-89.

71. Евстигней Фомин. М.: Музыка, 1968.

72. Виолончелисты // ...Имени Чайковского. Сб. статей о Третьем международном конкурсе музыкантов-исполнителей / Сост. и общ. ред. А. Медведева. М.: Изд-во «Музыка», 1970. С. 150-171.

73. Вместе с бойцами // Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. Статьи, воспоминания. М.: Музыка, 1970. С. 196-203.

74. 16 февраля. 25 лет со дня смерти (1946) советского скрипичного мастера Евгения Фанцевича Витачека (родился 29 апреля 1880 года) // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий 1971. Справочное пособие / Ред. И. Уварова. М.: Музыка, 1970. С. 24-27.

75. Анатолий Любимов (гобой) // Грампластинка СМ 03185-6

(1972). Буклет (аннотация) 3 с.

76. К. А. Эрдели // Советский музыкант. 1971. № 10, 23 июня.

77. Творец поющих инструментов (к 100-летию со дня рождения Т. Ф. Подгорного) // Музыкальная жизнь. 1973. № 22. С. 18-19.

78. Предисловие // Бах И. С. Полифонические произведения. В переложении для арфы. М., 1973. С. 2.

79. Статьи в «Музыкальной энциклопедии» (1973-1982): т. 1

(1973) - Абель К. Ф., Альбан К., Альдрованди К., Амати семья, Бергонци семья, Вальтер-Кюне Е. А., Ватло семья, Вер-стовский А. Н., Вуарен Ж. Ф., Галлиньяни Г., Гальяно семья, Гваданьини семья, Гварнери семья; т. 2 (1974) - Гранжани М., Гримм К., Гроблич семья, Далль'Окка семья, Данкварт семья, Дизи Ф. Ж., Драгонетти Д., Дулова В. Г., Иордан И. Н.,

Капела А., Контрабас, т. 3 (1976) - Котляров Б. Я., Кочер- 197

гин А. С., Крумхольц Я. Б., Кулик Я., Лами А. Ж., Маджини Дж.

П., Маре М., Марешаль М., Монтаньяна Д., Надерман Ф. Ж.,

Немешшаньи Ш. Ф., Нюрнбергер семья; т. 4 (1978) - Ортис Д.

Ю, Парфёнов Н. Г. (совм. с А. Т. Парфёновым), Педаль арфо-

вая, Пеккер Г. И., Пиларж К., Подгрифок, Подставка, Поссе В.,

Пэриш-Альварс Э., Ренье А., Репина Н. В., Розетка, Рокки С.,

Сабалета Н., Саккони С. Ф., Сакс А. А. Ж., Сальседо К., Симан-

дль Ф.; т. 5 (1981) - Симпсон К., Смолянский Я. М., Смычок,

Страдивари А., Тильке И., Томашов Д. П., Турт Ф., Фазано Р.,

Форкре А.; т. 6 (1982) - «Хилл и сыновья», Цабель А. Г., Шано

братья, Эберле Я. У., Эдлингер семья, Эйхенвальд И. И., Эрар

С., Эрвелуа де Кэ Л., Эрдели К. А., Эфы.

80. 5 марта. 100 лет со дня рождения (1873) русского советского скрипичного мастера Тимофея Филипповича Подгорного (умер 20 июня 1958 года) // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий 1973. Справочное пособие / Сост. И. Уварова. М.: Музыка, 1972. С. 41-42.

81. Мария Гамбарян // Музыкальная жизнь. 1974. № 14. С. 4.

82. Екатерина Алексеева // Музыкальная жизнь. 1974. № 22. С. 9.

83. Возникновение и эволюция контрабаса; Указатель имён // Контрабас: история и методика. Учебное пособие для музыкальных вузов / Ред.-сост. Б. В. Доброхотов. М.: Музыка, 1974. С. 5-19, 329-334.

84. (Совм. с Н. В. Савченко) Исполнительство, педагогика, литература: XVIII-XIX вв.; Советские контрабасисты // Там же. С. 20-83, 95-131.

85. Играет Леопольд Андреев (контрабас) // Грампластинка 33 С 04715-16 (1974). Буклет (аннотация) 3 с.

86. От редактора // Бах И. С. Три сонаты для виолы да гамба и чембало (фортепиано). М., 1974. С. 2.

87. Романсы А. А. Алябьева // Алябьев А. А. Романсы и песни. Полное собрание для голоса в сопровождении фортепиано. Т. 1. М., 1974. С. 5-8.

88. 4 декабря. 150 лет со дня рождения (1825) русского поэта Алексея Николаевича Плещеева (умер 26 сентября 1893 года) // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий 1975. Справочное пособие / Сост. и ред. З. К. Гулинская. М.: Музыка, 1974. С. 128-129.

89. 1 июля. 150 лет со дня рождения Карла Бехштейна (18261900); 350 лет со дня рождения Андреа Гварнери (1626-1698) // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий 1976.

198 Справочное пособие / Сост. Н. Н. Соколов. М.: Музыка, 1975.

С. 99-100, 170-171.

90. [От редактора] // Бах И. С. Сонаты для скрипки и чембало (фортепиано). Вып. 1 (№ 1-3). М., 1975. С. 2.

91. (Совм. с А. Н. Глумовым). Александр Плещеев // Музыкальное наследство. М.: Музыка, 1976. Т. 4. С. 28-72.

92. Предисловие // Бортнянский Д. С. Концертная симфония [B-dur] для фагота, арфы, фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели. М., 1976. С. 2.

93. Предисловие // Бортнянский Д. С. Романсы и песни для голоса с фортепиано. М., 1976. С. 5-6.

94. 20 февраля. 100 лет со дня рождения Ксении Александровны Эрдели (1878-1971); 4 марта. 300 лет со дня рождения Антонио Вивальди (1678-1741) // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий 1978. Справочное пособие / Сост. и ред. Т. Сергеева. М.: Музыка, 1977. С. 31-34, 45-46.

95. Несколько штрихов к портрету К. А. Эрдели // Советский музыкант. 1978. № 3, 22 февраля.

96. Антонио Вивальди. К. 300-летию со дня рождения // Музыкальная жизнь. 1978. № 4. С. 15-16.

97. Контрабас solo [А. В. Михно] // Советская музыка. 1978. № 10. С. 81-82.

98. Виола да гамба. Мысли и раздумья исполнителя // Музыкальная жизнь. 1978. № 23. С. 22-23.

99. Хуго Беккер и его труд «Техника и искусство игры на виолончели» // Беккер X., Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели / Вст. статья, коммент. и ред. перевода Б. В. Доброхотов. М.: Музыка, 1978. С. 5-12.

100. Оперная примадонна старой Москвы [Н. В. Репина] // Музыкальная жизнь. 1979. № 17. С. 18-19.

101. 29 апреля. 100 лет со дня рождения Евгения Францевича Витачека (1880-1946); 12 мая. 225 лет со дня рождения Джо-ванни Баттиста Виотти (1755-1824) // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий 1980. Справочное пособие / Сост. Н. Н. Соколов. М.: Музыка, 1979. С. 64-66, 79-81.

102. П. Н. Долгов и его книга о квартетах Бетховена // Долгов П. Н. Смычковые квартеты Бетховена / Общ. ред. Б. В. Доброхотова. М.: Музыка, 1980. С. 3-16.

103. 24 января. 185 лет (1857) со дня первой постановки оперы А. Н. Верстовского «Громобой» // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий 1982. Справочное пособие / Сост. Н. Н. Соколов. М.: Музыка, 1981. С. 11-13.

104. Радость совместной работы с Юрловым // Александр Юрлов. 199 Статьи и воспоминания. Материалы / Ред.-сост. и авт. преди-

сл. И. Б. Марисова, ред. Г. В. Свиридов. М.: Сов. композитор, 1983. С. 35-39.

105. Встречи с Асафьевым // Музыкальная жизнь. 1984. № 14. С. 7-8.

106. И. Е. Хандошкин // История русской музыки. В 10 т. Т. 3: XVIII век. Ч. 2 / Ред. колл.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский. М.: Музыка, 1985. С. 226-241.

107. Предисловие ко второму изданию // Дубинин Н. А. Ремонт смычковых музыкальных инструментов. Изд.2-е, испр. и доп. / Под ред. Б. В. Доброхотова, рецензент Б. В. Доброхотов. М.: Легпромбытиздат, 1986. С. 4.

108. Предисловие; Стиль Е. И. Хандошкина // Хандошкин И. Е. Сочинения для скрипки / Сост., публ., ред. и исследования И. М. Ямпольского и Б. В. Доброхотова. Коммент. Б. В. Доброхотова // Памятники русского музыкального искусства / Главн. ред. Ю. В. Келдыш. Вып. 12. М.: Музыка, 1988. С. 7-9, 272-280.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

109. Доброхотов Б. В., Свободов В. А. Исполнительские особенности гамбовых сонат И. С. Баха // Исполнительское искусство: виолончель, контрабас / Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 99. М.: ГМПИ, 1988. С. 94-113.

110. Возрождение виолы да гамба в XX веке // Исполнительское искусство. Виолончель, контрабас, арфа / Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 119. М.: ГМПИ, 1992. С. 71-79.

111. Она была большим человеком и музыкантом [М. В. Юдина] // Музыкальная жизнь. 1999. № 8, август. С. 3-5.

112. [Воспоминания о Шостаковиче] // Дмитрий Шостакович в письмах и документах / Ред.-сост. И. А. Бобыкина. Науч. ред. М. В. Есипова, М. П. Рахманова. М.: РИФ «Антиква», 2000. С. 514-521.

113. О своей творческой жизни // Вопросы инструментоведе-ния. Материалы VI Международной инструментоведческой конференции «Благодатовские чтения» / Отв. ред. И. В. Ма-циевский, ред.-сост. В. А. Свободов. СПб.: РИИИ, 2007. Вып. 6. С. 13-19.

200 III. Сохранившаяся аудиозапись в качестве исполнителя

Бах, Глюк, Рамо, Люлли, Марэ, Пёрселл, Гайдн. Исполнители: Бар-шай Рудольф, альт; Доброхотов Борис, виола да гамба; Докшицер Тимофей, труба; Григорьева Нина, меццо-сопрано; Корнеев Александр, флейта; Лилл Джон, фортепиано; Морейра Артур, фортепиано; Морозова Ирина, виола да гамба // Rudolf Barshai Edition. Historical Russian Archives. CD 1-10. CDVP 038614. CD 1-3.

MP3 Марэн Марэ - «Волынка». Борис Доброхотов и Ирина Морозова (виолы да гамба), Московский камерный оркестр под руководством Рудольфа Баршая http://sias.rU//upload/music/2021-25/petukhova.mp3

Приложение 2

201

Нотные примеры, не вошедшие в текст статьи*

Пример 1. Алябьев. Большое трио а-то11. Ч. II. Купированный в издании раздел (38 тактов).

2 Благодарю сотрудников ScoresMaker Company за быстрый

и качественный набор специфического текста набросков, переписанного мною отнюдь не каллиграфическим почерком.

Пример 2. Эскиз пьесы для духовых в форме сонатного allegro. Купированный в издании набросок последнего сохранившегося раздела (12 тактов)5.

3 Оставленные в тактах 7 и 10 автографа пометы «С—» могут означать как подъём на октаву выше, так и, допустим, передачу текста кларнету или валторне. Получающиеся при этом разные тональные комбинации (д-то11 или О-Сиг-е-то!!) вполне укладываются в стиль мышления Алябьева.

Пример 3-а. Романс Алябьева е-то11 - Е^иг (1846), заключительные такты.

Пример 3-Ь. Пьеса для трубы в редакции Доброхотова (1954), заключительные такты (здесь начиная с т. 3)*.

4 Сольные партии обоих сочинений, в оригинале записанные т ^ у Доброхотова, естественно, транспонированы т B.

Пример 4-а. Романс Алябьева с солирующей трубой (1846).

Пример 4-Ь. Пьеса для трубы в редакции Доброхотова (1954).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.