Научная статья на тему 'Борьба за узкофюзеляжный рынок'

Борьба за узкофюзеляжный рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЛЕТ / ДВИГАТЕЛЬ / ENGINE / ПРОГРАММА / PROGRAM / AIRPLANE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Линдт Д.В.

Непримиримые конкуренты Boeing и Airbus отстаивают право на дуополию на узкофюзеляжном рынке, стремясь не пускать на него новых игроков. Солидные скидки для авиакомпаний позволили каждому из производителей значительно увеличить портфель заказов, в результате чего сейчас у них практически нет свободных слотов на поставку до 2020 года. В то же время программы новых игроков этого сегмента не укладываются в заданные изначально графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHT FOR THE MARKET OF NARROW-BODIED AIRCRAFT

Bitter rivals Boeing and Airbus, defending the right of a duopoly in the narrow-bodied aircraft market, try not to let new players appear there. Solid discounts for airlines allowed each of the manufacturers to increase the backlog of orders, as a result of which they have almost no free slots for delivery till 2020. At the same time, the programs of new players in this segment do not fit in the originally specified schedules.

Текст научной работы на тему «Борьба за узкофюзеляжный рынок»

Эксплуатация и надежность авиационной техники

УДК 629.015

БОРЬБА ЗА УЗКОФЮЗЕЛЯЖНЫЙ РЫНОК

Д. В. Линдт

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Непримиримые конкуренты Boeing и Airbus отстаивают право на дуополию на узкофюзеляжном рынке, стремясь не пускать на него новых игроков. Солидные скидки для авиакомпаний позволили каждому из производителей значительно увеличить портфель заказов, в результате чего сейчас у них практически нет свободных слотов на поставку до 2020 года. В то же время программы новых игроков этого сегмента не укладываются в заданные изначально графики.

Ключевые слова: самолет, двигатель, программа.

FIGHT FOR THE MARKET OF NARROW-BODIED AIRCRAFT

D. V. Lindt

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Bitter rivals Boeing and Airbus, defending the right of a duopoly in the narrow-bodied aircraft market, try not to let new players appear there. Solid discounts for airlines allowed each of the manufacturers to increase the backlog of orders, as a result of which they have almost no free slots for delivery till 2020. At the same time, the programs of new players in this segment do not fit in the originally specified schedules.

Keywords: airplane, engine, program.

Первый полет самолета CSeries канадской компании Bombardier был перенесен на месяц, китайскому C919 также не удается соблюсти сроки. МС-21 пока придерживается расписания, но и оно было скорректировано в 2012 г.

Сегмент узкофюзеляжных самолетов по количеству эксплуатируемых машин считается самым большим в мире. Спрос на ВС вместимостью ориентировочно от 150 до 220 кресел будет расти, поскольку авиакомпаниям надо расширять парк и заменять уже эксплуатируемые машины. Пока этот рынок поделен практически поровну между американской Boeing и европейской Airbus, уже объявивших о следующих поколениях своих узкофюзеляжных самолетов. На конец июля Airbus получил твердые заказы на 2 348 самолетов семейства A320NE0, а Boeing - на 1 491 самолет семейства Boeing 737MAX. Оба производителя привлекают покупателей для своих узкофюзеляжных воздушных судов как существующего, так и нового поколения, предлагая значительные дисконты. В частности, по некоторым данным, размер скидки при заказе ирландской низкотарифной авиакомпанией Ryanair 175 самолетов Boeing 737-800 составил почти 50 % от каталожной стоимости ВС [1].

На выход на рынок узкофюзеляжных самолетов сейчас, кроме того, претендует Bombardier с самолетом CSeries, а также российская корпорация «Иркут» с МС-21 и китайская COMAC с С919.

По количеству кресел семейство CSeries вплотную приближалось к наиболее востребованной размерности, но не вступало в прямую конкуренцию с магистральными узкофюзеляжными самолетами. Однако производитель в итоге принял решение о производстве самолетов CS300 вместимостью 160 кресел,

что фактически означает противостояние с Boeing и Airbus. Низкотарифные авиакомпании, например британская ЕasyJet, сейчас эксплуатируют самолеты Airbus A319, рассчитанные на 156 пасс. По различным данным, испанский авиаперевозчик Vueling сегодня выбирает между Airbus, Boeing и Bombardier, при этом ВС канадского производителя рассматривается в компоновке 160 кресел, а не 149, как предполагалось изначально. По некоторым данным, с такой же компоновкой эти суда может получить российский лизингодатель «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК).

Ожидаемый в июле первый полет CSeries был одним из обсуждаемых событий во время авиационного салона в Ле-Бурже. Предполагалось, что канадский самолет полетит уже в начале второго летнего месяца. Однако в последний момент полет отложили еще на месяц, а в июле заявили, что полет состоится «в ближайшие недели», не уточнив, когда именно. Хотя на этот этап программы возлагаются особые надежды, поскольку ожидается, что он снимет опасения скептиков и подтолкнет продажи. Правда, в самой компании Bombardier не рассчитывают на значительное влияние первого полета на покупателей. Глава подразделения коммерческих самолетов Bombardier Майк Аркамон считает, что проблемы с самолетами А380 и Boeing 787 сделали всех перевозчиков более осторожными.

Во время Ле-Бурже Аркамон отметил, что количество твердых заказов на CSeries постепенно приближается к 200, он не стал называть точную цифру, добавил лишь, что сейчас часть заказчиков переводят опционы в твердые заказы. Правда, большинство участников рынка скептически относятся к тем объемам продаж, которых достиг самолетостроитель к сего-

Решетневскуе чтения. 2013

дняшнему моменту. Тем не менее Aviation Week в своем рейтинге, опубликованном в ежедневном издании на Ле-Бурже, отметил, что у Bombardier не самые плохие достижения. Один из создателей классических схем авиационного лизинга, глава Air Lease Corp Стивен Удвар-Хази считает, что продажи тормозятся из-за высокой стоимости инфраструктуры по обслуживанию новой авионики, двигателей и других систем; эти минусы сведут на нет преимущества топливной эффективности самолета.

В ИФК полагают, что самолеты CSeries могут сформировать семейство в паре с российским МС-21 вместимостью 150-230 пасс., который также заказала лизинговая компания. «У CSeries и МС-21 очень много общего, поскольку у них 65 % общих поставщиков компонентов - в частности, с авиастроителями работают одни и те же поставщики двигателей, авионики, электрических систем, шасси и т. д. Для нас эти самолеты в одной линейке. Они даже внутри, в салоне, похожи, потому что поставщик интерьеров один и тот же», - говорит глава ИФК Александр Рубцов. Правда, пока идея о возможном семействе российского и канадского самолетов существует только в России, нигде на мировом рынке она не озвучивалась. Со стороны Bombardier идея об унификации звучала в марте 2012 г., но тогда потенциальным партнером назывался китайский C919, речь шла об унификации кабин CSeries и C919. Однако по другим параметрам эти самолеты существенно различаются: к примеру, С919 предполагается оснащать двигателями Leap-X производства компании CFM International, в то время как производители CSeries и МС-21 выбрали различные варианты двигателя GTF Pratt & Whitney.

Создателям МС-21, так же как и Bombardier, пришлось менять расписание: в прошлом году было объявлено, что американский двигателестроитель Pratt & Whitney переносит поставку первых двигателей для МС-21 с конца 2014 г. на I квартал 2015 г. По словам представителей производителя, это решение было связано с окончательным утверждением требований и параметров контракта. Второй двигатель -российский ПД-14 - получит сертификат в 2017 г. На данный момент «Иркут» подписал твердые контракты на поставку 135 ВС МС-21. Первыми заказчиками стали входящая в госкорпорацию «Ростех» лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» (заказ на 85 самолетов), а также «Ильюшин Финанс Ко» (50 ВС). Кроме того, у компании «ВЭБ-Лизинг» есть соглашение на поставку 30 самолетов. По словам главы «Ир-кута» Олега Демченко, в рамках МАКС-2013 авиакомпания «ИрАэро» закажет 10 самолетов. Всего «Иркут» рассчитывает произвести и поставить заказчикам 1 200 машин. Поскольку сейчас на рынке в общей сложности эксплуатируется около 10 000 ВС семейств Boeing 737 и A320, это составляет около 12 % нынешнего объема рынка. Однако и Boeing, и Airbus сейчас производят почти по 500 узкофюзеляжных ВС в месяц, по мере роста их количества в парке авиа-

компаний потенциальная доля МС-21 на рынке будет сокращаться. Западные эксперты считают, что МС-21, скорее всего, будет продаваться на внутреннем рынке, его перспективы в других странах пока оцениваются скептически [2].

Ситуация с китайским самолетом COMAC C919 еще более неопределенная. Первый полет этого самолета перенесен с 2014 г. на II квартал 2015 г. По новому расписанию выкатка самолета состоится в декабре 2014 г. Первый двигатель LEAP-1C может быть сертифицирован в июне 2015 г., однако согласно сообщению Aviation Week Администрация гражданской авиации КНР может разрешить испытательные полеты еще до завершения процедуры сертификации двигателя в Китае. Очередной перенос срока не вызвал удивления, поскольку программа стала отставать от расписания уже на этапе выбора поставщиков и подписания соглашений с партнерами .

Вице-президент «Boeing - Гражданские самолеты» и глава программы Boeing 737MAX Джозеф Озимек, комментируя перспективы CSeries и C919, сказал, что канадскому и китайскому производителям стоит «работать над продажами самолетов. Как только они начнут продавать больше самолетов, их ВС станут полноправными участниками этого рынка, тогда мы сможем составить о них реальное мнение. Однако пока обе эти компании не слишком хорошо справляются со своей работой». Пока Bombardier и COMAC откладывают этапы своих программ, Boeing, напротив, изменил расписание на более раннее. Начало эксплуатации Boeing 737MAX перенесли с IV на III квартал 2017 г., а это значит, что конкуренция за свою долю рынка в сегменте узкофюзеляжных самолетов для новых игроков будет еще сложнее. Дуополия отстаивает свои позиции.

Библиографические ссылки

1. Рамсден Д. М. Анализ причин аварий самолетов на этапах захода на посадку и приземления : перевод № 20/77 // Flight international. 1985. Vol. 107. № 3437. Р. 107-112.

2. Бортовые радиоустройства посадки самолетов / И. А. Хаймович, П. А. Иванов, Ю. Е. Устроев и др. М. : Машиностроение, 1980. 382 с.

References

1. Ramsden D. M. Analiz prichin avarij samoletov na jetapah zahoda na posadku i prizemlenija : perevod № 20/77 // Flight international. 1985. Vol. 107. № 3437. R. 107-112.

2. Bortovye radioustrojstva posadki samoletov / I. A. Hajmovich, P. A. Ivanov, Ju. E. Ustroev i dr. M. : Mashinostroenie, 1980. 382 s.

© Линдт Д. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.