Научная статья на тему 'Прогнозирование рынка гражданской авиатехники'

Прогнозирование рынка гражданской авиатехники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
622
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ АВИАЦИОННЫЙ РЫНОК / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ АВИАСТРОЕНИЕ / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / GLOBAL AVIATION MARKET / FORECASTING / COMMERCIAL AVIATION / COMPETITIVE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круглова Елизавета Юрьевна

Современный авиационный рынок в силу продолжающейся либерализации и глобализации рынков авиастроения и авиаперевозок является международным. Прогнозирование развития мирового авиационного рынка является важным аспектом при разработке стратегии развития и конкурентной стратегии авиапроизводителя. Реалистичный прогноз потребности авиаперевозчиков в новых самолетах на долгосрочную перспективу необходим авиапроизводителю при разработке эффективной конкурентной стратегии. В статье проводится обзор мирового авиационного рынка, прогнозируется развитие авиационного рынка и предлагаются рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии производителей гражданской авиатехники России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Круглова Елизавета Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil aircraft market forecast

Modern aviation market is international thanks to the ongoing liberalization and globalization of aircraft and air traffic markets. Forecasting the global aviation market is an important aspect in the development of growth and competitive strategies of an aircraft manufacturer. Development of an effective competitive strategy by an aircraft manufacturer requires realistic forecast of the aircraft carrier’s demand for new air vehicles for the long term. The article provides an overview of the global aviation market, forecasts development of the aviation market, and offers recommendations for improving competitive strategies of Russia’s commercial aircraft business.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование рынка гражданской авиатехники»

Прогнозирование рынка гражданской авиатехники

УДК 339.13 ББК 65.428 К-840

Е.Ю. Круглова,

Финансовый Университет при правительстве Российской Федерации, аспирант

Аннотация

Современный авиационный рынок в силу продолжающейся либерализации и глобализации рынков авиастроения и авиаперевозок является международным. Прогнозирование развития мирового авиационного рынка является важным аспектом при разработке стратегии развития и конкурентной стратегии авиапроизводителя. Реалистичный прогноз потребности авиаперевозчиков в новых самолетах на долгосрочную перспективу необходим авиапроизводителю при разработке эффективной конкурентной стратегии. В статье проводится обзор мирового авиационного рынка, прогнозируется развитие авиационного рынка и предлагаются рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии производителей гражданской авиатехники России.

Ключевые слова: Мировой авиационный рынок, прогнозирование, гражданское авиастроение, конкурентная стратегия.

Civil aircraft market forecast

E.Y. Kruglova,

Financial University under the Government of the Russian Federation, Postgraduate student

Abstract

Modern aviation market is international thanks to the ongoing liberalization and globalization of aircraft and air traffic markets. Forecasting the global aviation market is an important aspect in the development of growth and competitive strategies of an aircraft manufacturer. Development of an effective competitive strategy by an aircraft manufacturer requires realistic forecast of the aircraft carrier's demand for new air vehicles for the long term. The article provides an overview of the global aviation market, forecasts development of the aviation market, and offers recommendations for improving competitive strategies of Russia's commercial aircraft business.

Keywords: Global aviation market, forecasting, commercial aviation, competitive strategy.

^ 104

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2015

Достижение конкурентоспособности отечественной гражданской авиатехники на международном рынке обусловит инновационное развитие национальной экономики и необходимо для развития высокотехнологичного производства и обеспечения национальной экономической безопасности Российской Федерации. Текущий мировой (Mitsubishi MRJ700, ACAC ARJ100) и российский (SSJ100) опыт по созданию семейств коммерческих самолетов свидетельствует о запаздывании в сроках исполнения авиапромышленных проектов. Причинами этого на разных стадиях проекта и у разных компаний, как показывает мировая практика, являются задержки в поставках комплектующих, задержки в сертификации, необходимость изменения летно-технических характеристик (ЛТХ) (например, дальности полета, грузоподъемности, пассажировместимости) самолетов под индивидуальные потребности клиента с необходимостью последующей сертификации. Для снижения последних (рисков доработок), когда стоимость изменений растет по ходу реализации проекта, команде проекта еще на первоначальной стадии авиастроительного проекта - этапе инициации проекта - необходимо знать, какие самолеты будут востребованы на рынке в течение последующих двадцати лет, поскольку крупномасштабный самолетостроительный проект является долгосрочным.

Для обеспечения конкурентоспособности авиационной продукции и стабильного спроса на нее со стороны потенциальных заказчиков важно обеспечить такую систему реализации проекта, когда производственное задание конструкторской команде дает департамент продаж, определяя эксплуатационные свойства гражданской авиатехники. Руководствуясь заявленными характеристиками будущего семейства самолетов, производственная команда приступает к НИОКР, постоянно взаимодействуя с департаментом продаж. Важно постоянное поддержание обратной связи между департаментом продаж и производственной группой, поскольку только в случае, если производство будет осведомлено о потребностях рынка авиаперевозок, будет создана конкурентоспособная продукция. Таким образом, независимым и одновременно координирующим звеном в корпоративной системе является департамент продаж, именно от его успешной работы с этапа инициации проекта зависит, будет ли востребована на рынке авиастроительная продукция компании.

К маркетинговым мероприятиям, проводимым департаментом продаж авиапромышленной компании, относится как непосредственное взаимодействие с потенциальными и действительными заказчиками для определения важных для них эксплуатационных характеристик, так и обзор, анализ и прогнозирование развития рынка авиаперевозок и связанного с ним рынка авиастроения. Настоящее исследование посвящено вопросам прогнозирования мирового авиационного рынка.

Интересным для настоящего исследования представляется именно гражданское авиастроение по ряду причин:

10 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

105 Q

П российская доля в мировом коммерческом авиастроении не превышает 1,05%1;

П мировой рынок коммерческих самолетов очень емкий рынок с потребностью в 31358 (по оценкам Airbus)2 новых пассажирских и грузовых самолетов в 20142033 годах;

П авиаперевозчики стран СНГ нуждаются в замене морально устаревших низкоэффективных моделей самолетов или выработавших свой ресурс. Национальный рынок авиаперевозок растет, авиаперевозчики увеличивают парк авиатехники для удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки;

П гражданское авиастроение после распада СССР деградировало, тогда как крупнейшие в мире самолетостроительные компании Boeing (США), Airbus (Франция), Bombardier (Канада) и Embrier (Бразилия) укрепили свои позиции на рынке, наращивая производство;

П в последние годы с начала 2000-х годов бюджетное финансирование программ и проектов гражданского авиастроения в России многократно увеличилось, государство заинтересовано в развитии отрасли.

Самолеты гражданской авиации по дальности полета делятся на дальнемаги-стральные, среднемагистральные и ближнемагистральные. Этот признак классификации используется ОАО OAK. Еще один признак классификации, который использует Boeing, - это размеры фюзеляжа самолета. По этому признаку самолеты делятся на узкофюзеляжные с одним проходом и широкофюзеляжные с двумя проходами. Узкофюзеляжные самолеты делятся на 3 группы: региональные (до 90 мест), с количеством мест 90-175 и более 175 пассажирских кресел. Проанализировав характеристики семейства самолетов SSJ100, мы не можем отнести этот самолет к линейке региональных самолетов вместимостью до 90 мест, так как количество пассажирских кресел в SSJ100-95B составляет 98, а у SSJ100-95LR - 108 мест. В то же время, SSJ100 нельзя отнести и к среднемагистральным самолетам с количеством мест 90-175, так как максимальная дальность полета SSJ100-95LR составляет 4578 км. У других среднемагистральных самолетов с пассажировме-стимостью 155-174 мест дальность полета около 5000 км. (МС-21 5000 км, Comac C919 4075-5555 км). Поэтому представляется обоснованным ввести в классификацию уточнение по количеству мест (от 90 до 110 мест) для региональных самолетов, или среднемагистральных самолетов, используемых для полетов на региональных линиях. Широкофюзеляжные самолеты делятся на малые, средние и большие ВС, которые подразделяются на классы по пассажировместимости. В

1 Вохминова С.С. Анализ развития гражданского авиастроения в России. // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL:http://www.scienceforum.ru/2014/365/2440 (дата обращения: 24.02.2015).

2 Airbus Global market forecast 2014-2033. [Электронный ресурс] URL: http:// www.airbus.com/company/market/forecast/?eID=maglisting_push&tx_maglisting_ pi1%5BdocID%5D=40733 (дата обращения: 10.12.2014).

^ 1G6

Российский внешнеэкономический вестник

1G-2G15

таблице 1 составлена сводная классификация пассажирских самолетов согласно вышеупомянутым признакам.

Таблица 1

Сводная классификация пассажирских самолетов по типам

Дальность полета, км Тип фюзеляжа Характеристики

ближнемагистральные (1000-2500) узкофюзеляжные региональные (до 90 мест)

среднемагистральные (2500-6000) региональные (до 110 мест)

90-175 мест

более 175 мест

дальнемагистральные (свыше 6000) Широкофюзеляжные малые класс III: 200-300 мест класс II: 230-340 мест

средние класс III: 300-400 мест класс II: 340-450 мест

большие класс III: более 400 мест

Источник: Boeing 2015-2033 forecast data. [Электронный ресурс] URL: http://active.boe-ing.com/commercial/CMO/include/excelreport.cfm (дата обращения 03.03.2015)

Распределение мирового парка авиационной техники по типам согласно предлагаемой классификации приводится в таблице 2. Жирным шрифтом выделены ВС производящиеся или запущенные в производство. Как видно из таблицы, российскими проектами по производству семейств новейших энергоэффективных ВС, отвечающих современным требованиям по ЛТХ и экологичности, являются только SSJ-100 и МС-21.

Таблица 2

Мировой авиационный рынок по секторам

Узкофюзеляжные пассажирские самолеты 25 680 ВС

Более 175 мест 90-175 мест Региональные (90-110 мест) Региональные (до 90 мест)

Boeing 707, 757 Boeing 717 (100-122 места), 727 (131-189 мест) COMAC ARJ21-900 (98-105 места) Antonov An-148

Boeing 737-900ER (174-220 мест) Boeing 737-100 и все до -500 (85-159 мест) BAe 146-200, Avro RJ85 (85-112 мест) COMAC ARJ21-700 (78-90 мест)

Boeing 737-Max Boeing 737600/700/800 (108-179 мест) Bombardier CRJ100/900/1000 (90-100 мест) BAe 146-100, Avro RJ70 (70-84 мест)

Airbus A321 Boeing 737-Max7, Max8 Sukhoi SSJ-100/75/75LR (86-108 мест) Bombardier CRJ100/200/440/700/705 (44-75 мест)

10 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

107 Q

Узкофюзеляжные пассажирские самолеты 25 680 ВС

Airbus A321NEO Airbus A318, A319, A320 TU-334 (не был запущен) (102 места) Domier 328JET (32-34 места)

Tupolev TU-204, TU-214 Airbus A319NEO, A320NEO Embraer E170/175 (70-88 мест)

Irkut MS 21-400 (запуск в 2016) Boeing/MDC DC-9, MD-80, -90 Embraer ERJ-135/140/145 (37-50 мест)

BAe 146-300, Avro RJ100 (100-128 мест) Fokker 70, F28 (80-85 мест)

Bombardier CRJ-1000 (100 мест) Mitsubishi MRJ (78-92 мест)

Bombardier CS100, CS300 Sukhoi SSJ-100/75/75LR (68-88 мест)

Embraer E190/195 (98-124 мест) Yakovlev Yak-40 (27-40 мест)

COMAC C919

Fokker100

Irkut MS 21-200/300

Illyushin IL-62

Tupolev TU-154

Yakovlev Yak-42

Широкофюзеляжные пассажирские самолеты

Большие Трехклассны.е: более 400 мест Средние Двухклассные: 340450 мест Трехклассные: 300400 мест Малые Двухклассные: 230-340 мест Трехклассные: 200-300 мест

Boeing 747-8 Boeing 777, 777X Boeing 767, 787-8, -9

Boeing 747 100 -400 Boeing 787-10 Boeing/MDC DC-10

Airbus A380 Boeing/MDC MD-11 Airbus A300, A310, A330-200

Airbus A340 Airbus A330-200, -300

Airbus A350-1000 Airbus A350-800, -900

Illyushin IL-86 Lockheed L-1011

Illyushin IL-96

Источник: Boeing 2015-2033 forecast data. [Электронный ресурс] URL: http://active.boe-ing.com/commercial/CMO/include/excelreport.cfm (дата обращения 12.03.2015)

^ 108

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2015

График 1 иллюстрирует мировую производственную историю и заказы на поставку коммерческой авиации с 1981 года по 2014 год, показывая 141% увеличение производства за эти 33 года и увеличение заказов более чем в 16 раз. Как показано на графике 1, иллюстрирующем действительные исторические данные о продажах и производстве, поступательный рост отрасли авиастроения не был продемонстрирован в прошлом. Поэтому следует отметить, что ломаные линии графиков производства и заказов наиболее вероятны и в будущем.

На графике 2 показан ожидаемый уровень производства в течение последующих 20 лет согласно прогнозу Deloitte при стабильных экономических условиях работы авиа-операторов и в условиях отсутствия глобальных военных конфликтов или негативных экономических событиях, которые бы послужили причиной нарушения цикла заказов и производства в секторе. Как видно на графике 2, с 2014 до 2033 года ожидается значительный рост уровня годового производства коммерческих самолетов на прогнозные 27%. Совокупные поставки самолетов на мировой авиационный рынок оцениваются в 31715 летных единиц.

График 1

Мировые поставки и заказы самолетов за 1981-2014 гг.

1901 19ВЗ 19S5 19Я7 1989 1991 1993 1995 1997 1999 2001 200S 2005 2007 2009 2011 2013

Общие заказы самолетов, шт. Общие поставки самолетоЕ. шт.

Источники: 2014 General Aviation Statistical Databook & 2015 Industry Outlook [Электронный ресурс] URL: http://www.gama.aero/files/GAMA_2014_Databook_LRes%20-%20 LowRes.pdf (дата обращения: 20.02.2015).

Boeing orders and deliveries [Электронный ресурс] URL: http://active.boeing.com/com-mercial/orders/index.cfm?content=timeperiodselection.cfm&pageid=m15523 (дата обращения: 20.02.2015).

Airbus orders and deliveries [Электронный ресурс] URL: http://www.airbus.com/company/ market/orders-deliveries/ (дата обращения 20.02.2015).

10 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

109 Q

График 2

Прогноз поставок самолетов на мировой авиационный рынок (2014-2033)

Источник: Deloitte 2014 Global Aerospace and Defense Industry outlook - Deloitte, 2014 [Электронный ресурс] - URL: http://www.deloitte.com/view/en_US/us/Industries/Aerospace-Defense-Manufacturing/f203f16d5cbd2410VgnVCM3000003456f70aRCRD.htm (дата обращения 22.02.2015).

По оценкам Boeing,3 доля российского рынка самолетостроения (market value share) будет составлять 10% от мирового, воздушный парк самолетов российского производства (share of fleet) 6% и доля новых поставок самолетов (share of new deliveries) будет составлять 6% от глобального рынка коммерческого авиастроения. Более консервативный прогноз до 2030 года дали ученые ГОСНИИ ГА4: доля российских авиакомпаний в пассажирообороте мировой гражданской авиации составит 4,5-5,5%, а потребность в пассажирских самолетах составит 6-8% от мирового уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе исследования при сравнении ежегодных обзоров аэрокосмического и оборонного рынка на 2014 год и до 2033 года авиастроительными компаниями Airbus, Boeing и консалтинговой компании Deloitte было выявлено, что на количество производимых самолетов влияет спрос на пассажироперевозки и грузоперевозки; основными рыночными силами, влияющими на авиастроительную отрасль являются параметры экономического роста и темпы развития регионов мира (в

3 Boeing Current market outlook 2014-2033. [Электронный ресурс] URL: http://www.boe-ing.com/assets/pdf/commercial/cmo/pdf/Boeing_Current_Market_0utlook_2014.pdf (дата обращения: 13.12.2014)

4 Самойлов И. А., Страдомский О. Ю., Бородин М. А., Лесничий И. В., Самойлов В. И. Тенденции и прогнозы развития рынка авиаперевозок и парка авиакомпаний. Итоги прошедшего десятилетия: сб. науч. трудов ГосНИИ ГА. - № 312(1). - 2011. - с. 17

^ 110

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2015

прямой зависимости от значений которых находится спрос на пассажироперевоз-ки и грузоперевозки), ситуация на развивающихся рынках, цены на топливо, ужесточение экологических стандартов, инфраструктура, либерализация рынка, максимально возможная загрузка самолета, другие типы транспорта, бизнес-модели авиастроительных компаний. При изменении одного из этих параметров, изменяются количество заказов и поставки новых единиц летной техники на глобальном рынке. Таким образом, для рассмотрения степени влияния данных показателей на систему экономической безопасности рассматривается дисперсия между каждым из показателей и продажами новых самолетов, а также ковариация между парами этих показателей.

Следующие выводы можно сделать из анализа зависимости параметров рынка авиаперевозок и рынка авиационной техники от указанных экономических показателей. На графике 3 виден временной лаг, с которым авиационный рынок реагирует на изменения мирового ВВП. В кризисный период мировая экономика стагнирует, темп роста ВВП снижается. Вслед за снижением этого важнейшего макропоказателя снижается пассажиропоток авиаперевозок, а также уменьшается количество выпускаемых единиц коммерческой авиатехники совокупно по мировой отрасли. Однако реагирование этих двух показателей на изменения в мировой экономике идет с отставанием. На графике для пассажиропотока этот лаг составляет 1 год. Это можно объяснить тем, что количество заказов на новые воздушные судна для пассажирских авиаперевозок тесно связано с темпом роста пассажироо-борота. Авиаперевозчики реагируют на уменьшение загруженности рейсов и снижение продаж авиабилетов уменьшением количества заказов на ВС. Это происходит, поскольку кризисные процессы оказывают негативное влияние на реальные доходы населения, снижая покупательную способность. Поэтому на количество заказов самолетов влияет как пассажиропоток и показатель доходных пассажиро-километров RPK (Revenue Passenger Kilometer), так и общая макроэкономическая ситуация. Временной лаг для авиастроения больше - 2-3 года, причем авиационная промышленность реагирует как на изменение заказов от авиаперевозчиков и лизинговых компаний, так и на параметры экономического цикла. Однако график общих мировых поставок самолетов более гладкий, нежели другие кривые на графике 3, что означает эластичность предложения по величине ВВП ниже чем те же параметры спроса и пассажирооборота. Еще одной причиной гладкости графика выпуска самолетов является тот факт, что у авиастроителей имеются невыполненные заказы, то есть авиапромышленность выполняет заказы, поступившие в предыдущие годы. Поставки самолетов заказчикам ведутся ежегодно однородными по числу партиями на протяжении 3-10 лет (в зависимости от величины и условий заказа), тогда как заказы от покупателей ВС поступают единовременно на весь воздушный парк. Этим объясняются пики на графике заказов.

10 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

111 Q

График 3

Динамика объемов заказов и поставок авиационной пассажирской техники и величин ВВП и пассажирооборота в 1989-2013 гг.

Источники: Boeing orders and deliveries [Электронный ресурс] URL:http://active.boeing. com/commercial/orders/index.cfm?content=timeperiodselection.cfm&pageid=m15523 (дата обращения: 20.02.2015)

Airbus orders and deliveries [Электронный ресурс] URL:http://www.airbus.com/company/ market/orders-deliveries/ (дата обращения 20.02.2015)

The World Bank World Databank World Development Indicators. [Электронный ресурс] URL:http://databank. worldbank.org/data/views/variableselection/selectvariables.aspx?source=world-development-indicators (дата обращения 20/02/2015)

Интересный вывод по падениям графиков состоит в том, что рынок коммерческих авиаперевозок зависит от цикличности экономики. Так, во время кризиса в персидском заливе 1990-1991 гг., азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг., падения коммерческого воздушного трафика после терактов 11 сентября 2001 г., из-за экономических последствий для азиатских стран от птичьего гриппа 20032004 гг. и мирового финансового кризиса 2008 года снижались темп роста ВВП, пассажиропоток в гражданской авиации и заказы на новые самолеты. На графике 4 проиллюстрированы кризисные процессы на мировом авиационном рынке. На графике отчетливо видна корреляция между темпом роста ВВП, темпом роста RPK и динамикой заказов ВС и их зависимость от кризисных процессов в экономике.

График 4

Динамика объемов заказов и поставок авиационной пассажирской техники и величин ВВП и RPK в 2007-2013 гг.

Источник: 2014 General Aviation Statistical Databook & 2015 Industry Outlook [Электронный ресурс] URL:http://www.gama.aero/files/GAMA_2014_Databook_LRes%20 -%20LowRes.pdf/ (дата обращения: 20.02.2015)

^ 112

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2015

В целях разработки авиационной техники нового поколения, обладающей конкурентными преимуществами по параметрам ЛТХ, энергоэффективности, эксплуатационной долговечности и экологичности, компания Boeing применяет регрессионный анализ имеющихся данных по пассажиропотоку от макроэкономических показателей в региональном разрезе. Компания использует в качестве основных индикаторов темп роста ВВП (мировой и по регионам), парк самолетов, количество пассажиров, трафик пассажирских авиаперевозок, выраженный в доходных пассажирокилометрах (RPK). Полученные данные позволяют компании прогнозировать объем и характеристики спроса авиакомпаний на авиатехнику. Этими характеристиками являются количество новых самолетов для каждого региона, типы самолетов по пассажировместимости, дальности полета и весу.

Приведем результаты прогнозирования рынка авиаперевозок, проведенного компанией Boeing. В таблице 3 приводится разбивка мирового воздушного парка по типам по состоянию на 01.01.2014 и прогноз Boeing на 2033 год. Прогноз строился на основе прогноза роста RPK по направлениям в каждом регионе мира. Наибольшие значения ежегодного темпа роста (6,8%) и прироста (270%) за 20 лет прогнозируются среди узкофюзеляжных ВС от 175 мест.

Таблица 3

Мировой воздушный парк по размерам самолетов по состоянию на 2013 и прогноз

на 2033 год

На конец года 2013 2013 2033 (прогноз) 2033 (прогноз) ежегодно с 2013 2033 к 2013

Размерные категории самолетов в парке доля в общем итоге самолетов в парке доля в общем итоге темп роста Прирост

Большие широкофюзеляжные 740 4% 790 2% 0,3% 7%

Средние широкофюзеляжные 1580 8% 3 680 9% 4,3% 133%

Небольшие широкофюзеляжные 2390 12% 5 570 13% 4,3% 133%

Итого широкофюзеляжные 4710 23% 10040 24% 3,9% 113%

Узкофюзеляжные более 175 мест 1960 9% 7250 17% 6,8% 270%

Узкофюзеляжные 90-175 мест 11620 56% 22250 53% 3,3% 91%

10 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

113 Q

На конец года 2013 2013 2033 (прогноз) 2033 (прогноз) ежегодно с 2013 2033 к 2013

Размерные категории самолетов в парке доля в общем итоге самолетов в парке доля в общем итоге темп роста Прирост

Итого узкофюзеляжные 13580 65% 29500 70% 4,0% 117%

Региональные 2620 13% 2640 6% 0,0% 1%

Общий итог 20910 100% 42180 100% 3,6% 102%

Источник: Boeing 2015-2033 forecast data. [Электронный ресурс] URL: http://active.boe-ing.com/commercial/CMO/include/excelreport.cfm (дата обращения 24.02.2015).

При сравнении общего количества самолетов в 2013 году по каждому региону и прогнозное количество в 2033 году показывает, что самый большой прирост доли от общего парка самолетов на 10% прогнозируется в Азиатско-тихоокеанском регионе до 2033 года. Также прирост на 2% прогнозируется в странах Ближнего Востока, также как в Латинской Америке. Снижение доли в общем парке самолетов в 2033 по сравнению с 2013 годом прогнозируется в североамериканском регионе на 10%, в Европе на 3% и в странах СНГ на 1%.

В ходе исследования доказано существование зависимости параметров мирового рынка авиаперевозок и рынка авиационной техники от цикличности экономики, а также существование временного лага, с которым авиационный рынок реагирует на изменения мирового ВВП. На количество заказов самолетов влияет как пассажиропоток и RPK, так и общая макроэкономическая ситуация.

Рекомендациями для российского гражданского авиастроения, в условиях долгосрочного роста мирового пассажирооборота и увеличения заказов от лизинговых компаний и авиаперевозчиков, является ориентация на иностранных заказчиков, на рынок Китая, Южной Азии, Юго-восточной Азии, Азиатско-тихоокеанского региона, стран Ближнего Востока и Латинской Америки. Производителям гражданской авиатехники, входящим в ОАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация», рекомендуется сконцентрировать свою конкурентную стратегию на разработке и продвижении на международном рынке ВС в сегменте узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов пассажировместимостью от 175 мест. Поэтому приоритетным проектом НИОКР для гражданского авиастроения ОАО «ОАК» на 2015-2033 года, наряду с уже реализуемым проектом SSJ-100, обоснованно является проект МС-21.

^ 114

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2015

БИБЛИОГРАФИЯ:

Вохминова С.С. Анализ развития гражданского авиастроения в России. // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL:http://www.scienceforum.ru/2014/365/2440 (Vohminova S.S. Analiz razvitija grazhdanskogo aviastroenija v Rossii. // Materialy VI Mezhdunarodnoj studencheskoj jelektronnoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum»)

Самойлов И. А., Страдомский О.Ю., Бородин М. А., Лесничий И. В., Самойлов В. И. Тенденции и прогнозы развития рынка авиаперевозок и парка авиакомпаний. Итоги прошедшего десятилетия: сб. науч. трудов ГосНИИ ГА. - № 312(1). - 2011. - с. 14-19 (Samojlov I. A., Stradomskij O.Ju., Borodin M. A., Lesnichij I. V., Samojlov V I. Tendencii i prognozy razvitija rynka aviaperevozok i parka aviakompanij. Itogi proshedshego desjatiletija: sb. nauch. trudov GosNII GA. - № 312(1). - 2011. - s. 14-19)

Airbus Global market forecast 2014-2033. [Электронный ресурс] URL: http:// www.airbus.com/company/market/forecast/?eID=maglisting_push&tx_maglisting_ pi1%5BdocID%5D=40733

Airbus orders and deliveries [Электронный ресурс] URL: http://www.airbus.com/company/ market/orders-deliveries/

Boeing Current market outlook 2014-2033. [Электронный ресурс] URL: http://www.boe-ing.com/assets/pdf/commercial/cmo/pdf/Boeing_Current_Market_0utlook_2014.pdf

Boeing orders and deliveries [Электронный ресурс] URL: http://active.boeing.com/com-mercial/orders/index.cfm?content=timeperiodselection.cfm&pageid=m15523

Deloitte 2014 Global Aerospace and Defense Industry outlook - Deloitte, 2014 [Электронный ресурс] - URL: http://www.deloitte.com/view/en_US/us/Industries/Aerospace-Defense-Manufacturing/f203f16d5cbd2410VgnVCM3000003456f70aRCRD.htm

Boeing 2015-2033 forecast data. [Электронный ресурс] URL: http://active.boeing.com/ commercial/CMO/include/excelreport.cfm

The World Bank World Databank World Development Indicators. [Электронный ре-сурс]URL:http://databank.worldbank.org/data/views/variableselection/selectvariables. aspx?source=world-development-indicators

2014 General Aviation Statistical Databook & 2015 Industry Outlook [Электронный ресурс] URL: http://www.gama.aero/files/GAMA_2014_Databook_LRes%20-%20LowRes.pdf

10 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

115 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.