Научная статья на тему 'Борьба с отмыванием капиталов'

Борьба с отмыванием капиталов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба с отмыванием капиталов»

БОРЬБА С ОТМЫВАНИЕМ КАПИТАЛОВ

1. Le FMI et la lutte contre le blanchiment des capitaux et le financement du terrorisme. -Mode of access:

http://www.imf.org/external/np/ exr/facts/fre/amlf.htm

2. Les fonds volés par les dictateurs. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/economie/ article/2010/06/09/

3. Le rapport annuel 2009 de Tracfin. - Mode of access: http://www.tracfin.bercy.gouv.fr/p df/rap2009.pdf

Отмывание капиталов

(«грязных» денег) или иного имущества, приобретенных

преступным путем, представляет собой их легализацию, т.е. перевод из теневой (неформальной) экономики в официальный оборот. При отмывании происходит сокрытие истинного источника доходов, подмена

реальных сделок поддельными. В условиях глобализации для отмывания денег часто используются офшорные центры и налоговые убежища, финансово-банковские системы которых обеспечивают анонимность и конфиденциальность операций клиентов-бенефи-циаров.

По оценке МВФ, масштабы отмывания капиталов составляют 25% мирового ВВП. Конечно, эти данные находятся за пределами официальной статистики, и потому к ним следует подходить с осторожностью. По имеющимся оценкам, ежегодные доходы от торговли наркотиками составляют 300500 млрд. долл., от проституции -80 млрд., от торговли поддельными лекарствами - 12 млрд., от торговли контрафактной продукцией -159-500 млрд., от нелегальной иммиграции - 7 млрд., от торговли женщинами - 4 млрд., от экспорта загрязняющих веществ - 12 млрд. и от нелегальной торговли оружием - 1500 млрд. долл. Важным источником «грязных» денег является коррупция, доходы от которой, по оценке Всемирного банка, составляют не менее 1000 млрд. долл. в год.

Еще одним источником «грязных» денег являются прямые хищения государственных средств высшими руководителями и чиновниками, в основном развивающихся стран. На международной конференции, состоявшейся 89 июня 2010 г. в Париже с участием банкиров, министров и регуляторов и организованной по инициативе ООН и Всемирного банка, на тему «Нет убежищам для незаконно приобретенных благ» отмечалось, что сумма украденных государственных средств, по оценке Всемирного банка, составляет от 20 млрд. до 40 млрд. долл. в год. В то же время в беднейших странах 100 млн. долл. позволяют еже-

годно лечить 600 тыс. больных СПИДом или снабжать чистой водой 250 тыс. семей. По свидетельству «Transparency International», незаконно присвоенные средства в странах Юга, как правило, находят убежища в странах Севера. Так, клану президента Габона Омара Бонго принадлежат во Франции 30 домов и квартир класса люкс и 70 банковских счетов. Понятно, что все эти блага не могли быть приобретены за счет легальных доходов президента и его близких.

Способы отмывания капиталов многообразны и постоянно развиваются, поскольку

воображение преступников,

отмывающих деньги, поистине безгранично. Со временем к таким наиболее простым способам отмывания, как объединение мелких банковских вкладов, подключение банковских

сотрудников к преступным операциям, злоупотребления в пунктах обмена валют и приобретение дорогостоящих благ за наличные, присоединяются современные способы, связанные с электронными платежами и многократными переводами

средств (в том числе международными), исгВлъзпюиникмшордитныш лирт-рвж1крвдитов,и дерегулирование иерндунарнянвионщиижЕния капиталов требует организации борьбы с отмыванием денег и с финансированием терроризма на международном уровне. Разработка надежных механизмов борьбы с отмыванием капиталов и финансированием терроризма является од-

ной из главных опор международной системы регулирования и надзора и вписывается в усилия, предпринимаемые сегодня для обеспечения стабильности мировой финансовой системы. В операциях по отмыванию капиталов используются различия в законодательствах разных стран, в первую очередь касающиеся финансового регулирования и надзора. Капиталы отмываются в странах, где контроль над перемещением капиталов наиболее слаб или неэффективен. Именно поэтому разработка единого подхода и общих принципов организации борьбы с отмыванием капиталов приобретает особое значение. Такую задачу решают многие международные организации и в первую очередь межправительственная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF), включающая сегодня 35 стран-членов. Ее цель - разработка мировых правил и стратегии борьбы с отмыванием капиталов и финансированием терроризма, для чего она сформулировала 49 рекомендаций. В настоящее время основной задачей FATF является распространение механизмов борьбы с отмыванием капиталов в странах, не являющихся членами этой организации. Этим занимаются региональные отделения.

Для эффективной борьбы с отмыванием денег во многих странах были созданы специализированные государственные «подразделения финансовой разведки»

БОРЬБА С ОТМЫВАНИЕМ КАПИТАЛОВ

(ПФР). В 1995 г. для расширения обмена финансовой информацией, повышения квалификации персонала, содействия развитию каналов связи с использованием новых технологий ПФР создали неформальную организацию - «Группу Эгмонт» (названную по месту первой встречи во дворце Эгмонт-Аренберг в Брюсселе). На 31 декабря 2009 г. членами «Группы Эгмонт» были ПФР 116 стран.

В последнее время МВФ стала естественной платформой для обмена информацией, разработки совместной стратегии и распространения стандартов и правил борьбы с отмыванием капиталов и финансированием терроризма. Опыт МВФ позволяет ему оценивать, в какой мере национальные власти соблюдают нормы борьбы с отмыванием капиталов, и помогать им в разработке соответствующих программ. В 2006 г. МВФ утвердил принцип, в соответствии с которым любая программа оценки финансового сектора и офшорного финансового центра должна включать оценку механизма борьбы с отмыванием капиталов и финансированием терроризма. Недавно МВФ создал мультидонорский фонд «Multi-Donor Trust Fund» для финансирования технической помощи в борьбе с отмыванием капиталов. Это первый из серии специализированных фондов МВФ, начавший функционировать с 1 марта 2009 г. Страны - члены МВФ обязались внести в него 30 млн. долл. в течение пяти лет. В первый год существования фон-

да в его финансировании участвовали 11 стран.

В соответствии с рекомендациями FATF обо всех подозрительных сделках следует сообщать в такие национальные органы, как действующее во Франции Ведомство по регистрации данных и действиям по борьбе с незаконным финансовым оборотом (Traitement du renseignement et action contre les circuits financiers clandestins -TRACFIN). В 2009 г. TRACFIN получил 18 104 деклараций о подозрениях в отмывании денег против 8719 в 2002 г. и 11 500 - в 2005 г. Из общего числа деклараций 17 310 поступили от профессиональных организаций, 185 - от органов власти и 609 - от иностранцев. В 2009 г. выросла доля деклараций, поступающих в нематериальной форме, которая составила 21% против 12% в 2008 г. и 11 % в 2007 г. Среди главных профессиональных организаций, посылающих декларации в TRACFIN, первое место занимают банки - 12 254 декларации, за ними следуют пункты обмена валют -2249 и страховые компании - 1007 деклараций. Уголовный кодекс Франции предусматривает наказание тюремным заключением сроком на пять лет и штраф в 375 тыс. евро за действия по отмыванию денег.

В условиях нынешнего финансово-экономического кризиса появились новые риски, связанные с введением новых правил регулирования, ростом анонимности при проведении финансовых операций и развитием новых способов и

инструментов расчетов. Для 2009 г. характерна тенденция к повышению роли расчетов наличными в связи с падением доверия к банковскому сектору в условиях кризиса и ростом подпольной экономики, что приводит к параллельному увеличению оборота наличных средств, ускользающих от контроля финансовых органов, под влиянием таких факторов, как способность криминальной среды и злоумышленников адаптироваться к меняющимся условиям; изменения коммерческой практики как в легальной, так и в нелегальной (теневой) экономике; расширение нелегальной экономики, в рамках

которой расчеты, как правило, ведутся наличными.

Эффективность борьбы с отмыванием капиталов в первую очередь зависит от предупреждения различных преступлений, являющихся источниками нелегальных доходов. Поскольку многие операции по отмыванию капиталов имеют транснациональный характер, актуальной остается проблема координации политики на международном уровне. Не случайно вопросы борьбы с отмыванием капиталов и финансированием терроризма входят в повестку дня заседаний «группы 20» (020).

Л.А. Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.