Научная статья на тему 'Международный опыт государственных механизмов предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем'

Международный опыт государственных механизмов предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2515
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ / LEGALIZATION (LAUNDERING) / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ / ДОХОДЫ / ПОЛУЧЕННЫЕ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / OF PROFITS / PREVENTING PROFITS LEGALIZATION / CRIMINAL PROFITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранов Роман Александрович

В статье проанализирован международный опыт реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баранов Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Experience of State Mechanism of Preventing and Fighting of Legalization (Laundering) of Criminal Profits

The article analyzes international experience of state policy implementation in the sphere of preventing and fighting of legalization (laundering) of criminal profits

Текст научной работы на тему «Международный опыт государственных механизмов предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Международный опыт государственных механизмов предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Баранов

Руслан Александрович

Аспирант кафедры глобалистики, евроинтеграции и управления национальной безопасностью Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Киев, Украина

Ruslan A. Baranov

Postgraduate at the Department of Global Studies, European integration and National Security Management of the Ukrainian Presidential National Academy of the Public Administration, Kiev, Ukraine

УДК 354:336.025

International Experience of State Mechanism of Preventing and Fighting of Legalization (Laundering) of Criminal Profits

В статье проанализирован международный опыт реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Ключевые слова и словосочетания: легализация (отмывание) доходов, противодействие отмыванию доходов, доходы, полученные преступным путем.

The article analyzes international experience of state policy implementation in the sphere of preventing and fighting of legalization (laundering) of criminal profits.

Key words and word combinations: legalization (laundering) of profits, preventing profits legalization, criminal profits.

В условиях глобальных трансформаций современной мировой экономики особое значение приобретает развитие систем защиты финансовых рынков. Распространение процесса глобализации экономики приводит к ряду негативных проблем к которым относится и проблема легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Отмывание доходов, полученных преступным путем, является не только общественно опасным деянием, а и системной угрозой для финансовых рынков и национальной экономики в целом, поскольку негативно влияет на экономику государства и экономические реформы, подрывает фундамент рыночных механизмов экономики, снижает инвестиционную привлекательность, делает менее конкурентоспособной и более уязвимой экономику для иностранного капитала. Особую актуальность данный вопрос приобретает на современном этапе развития экономики Украины, когда в качестве концептуальной стратегии развития выдвинуто требование интеграции в мировое экономическое сообщество. Изучение основных принципов борьбы с отмыванием денег позволит построить эффективную национальную программу противодействия, применяя опыт других стран в этом направлении с учетом национальных особенностей страны [1].

Исследованию основ государственной политики по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, посвящены научные труды многих специалистов. Отдельные вопросы

государственной политики противодействия легализации (отмыванию) доходов, преступным путем, исследовали ведущие ученые отрасли государственного управления, такие как Н.А.Липовская, Г.П.Сытник, В.А.Шамрай и др. Однако, несмотря на значительный вклад в исследуемую проблему, понимание отдельных ее особенностей, особенно в области государственного управления, требует уточнения и дополнения с учетом современного состояния развития финансовой системы и процессов легализации теневых капиталов.

Проблема легализации преступных доходов превратилась за последние несколько десятков лет в международную. Отмывание денег вышло за рамки отдельных стран или регионов, получив проблему глобального значения. Мировое сообщество признает, что отмывание доходов, полученных в результате преступной или иной незаконной деятельности, стала глобальной угрозой экономической безопасности, в связи с чем от государств требуется принятие согласованных мер по борьбе с этой общественно опасной деятельностью как на национальном, так и на международном уровне.

С проблемой "грязных" денег в разное время в той или иной степени столкнулись большинство стран мира. Анализ опыта стран, которые уже сегодня накопили в этой сфере соответствующие действенные механизмы борьбы, позволит ускорить внедрение этого опыта в нашей стране. Реалии побуждают постоянно и более совершенно исследовать проблему предотвращения и противодействия легализации средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Данный вопрос хотя и имеет глобальный характер, однако содержит и соответствующую специфику для каждой страны. Анализ и оценка международной практики в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, требует тщательного изучения и разработки адекватных моделей для страны, которая пытается решать указанную выше проблему [2, с.54].

Рассматривая вопросы предотвращения и противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, стоит вспомнить историческое зарождение данного противоправного деяния. Так, в декабре 1988 года в Базеле руководители Центральных банков "Большой семерки" приняли Декларацию из принципиальных положений, среди которых - вопросы отмывания доходов от криминального бизнеса. В этом документе, в частности, отмечается, что доверие общественности к банкам может быть подорвано из-за их связи с преступниками [3, с. 25]. Еще одним документом является Конвенция ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" (Венская конвенция), принятая 20 декабря 1988 года [4]. Она является обязательным документом международно-правового характера для стран, присоединившихся в частности, предусматривает обязанность государств-участников принимать меры, позволяющие их компетентным органам определять, выявлять, замораживать или арестовывать доходы, полученные от незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ с целью дальнейшей их конфискации. Положения Венской конвенции формулируют вопросы ответственности за конверсию или перевод собственности, сокрытие истинного характера, источников получения собственности, доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков; настойчиво указывают на важность применения конфискационных мероприятий [5, с. 14].

В 1989 году на встрече руководителей стран "Большой семерки" в Париже была создана Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем (далее - FATF). Это межгосударственный орган, который разрабатывает политику борьбы с легализацией средств, полученных преступным путем, и способствует ее выполнению на национальном и международном уровне. FATF сотрудничает с другими международными организациями, работающими в этой сфере, такими как Отдел ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности, Совет Европы, Азиатско-тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием средств и Целевая группа финансовых действий стран Карибского бассейна. Секретариат FATF находится в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [6]. Большое значение FATF предоставляет анализу мировых финансовых потоков, деятельности банковских и финансовых систем и методов отмывания денег, стремясь выявить слабые места в борьбе с этим явлением. Указанный орган постоянно осуществляет мониторинг и анализ как состояния борьбы стран - членов FATF с отмыванием средств, так и процессов приведения в соответствие с рекомендациями FATF законодательств определенных стран [7, с. 63].

Так, в США отмечается наиболее высокий уровень организации финансового мониторинга и суровые условия наказания в отношении нарушения закона в сфере легализации доходов. В частности, предусмотрена уголовная ответственность, заключение сроком до 20 лет, штраф до 1 млн. долларов или на сумму, что вдвое превышает совокупную сумму сделок, в отношении которых предъявлено обвинение. Согласно правового акта США - Patriot Act (Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism) установлены три базовых элемента системы противодействия легализации средств, полученных преступным

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 3/2015

-1?-

путем. В частности, разработка внутренних процедур по противодействию отмыванию незаконных активов; процедура идентификации клиента и его выгодополучателей; процедура информирования о подозрительных операциях. Также в США законодательно установлен запрет на работу с банками - "оболочками" (shell banks), которые не имеют физического присутствия в стране регистрации, постоянного персонала, не осуществляют ведение отчетности и не являются объектами надзора со стороны органов банковского регулирования и надзора. В рекомендациях Министерства финансов США предлагается уделять больше внимания финансовым операциям по соглашениям на суммы от 10 000 долларов США [8, 9].

В Германии, также предусмотрена уголовная ответственность и лишение свободы на срок более года. Принятый Закон о предотвращении отмывания денег от 14 августа 2002 года определяет, что подразделение финансовой разведки Германии входит в состав полиции. Приоритетными направлениями работы данного подразделения являются: сбор и анализ отчетов о подозрительных финансовых операциях; передача результатов анализа в правоохранительные органы; статистический анализ отчетов о подозрительных финансовых операциях; публикация ежегодных отчетов; сотрудничество с другими подразделениями финансовой разведки. Органом, который осуществляет надзор за деятельностью финансовых учреждений в Германии является Федеральное ведомство надзора за деятельностью финансовых учреждений. Бундесбанк Германии является центральным банком этой страны. Однако он не осуществляет функций регулирования и надзора в сфере предотвращения отмывания доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма [10].

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в сфере финансового мониторинга во Франции, является закон от 12 июля 1990 года "Об участии финансовых институтов в борьбе с отмыванием денег от незаконного оборота наркотиков" и Валютно-финансовый кодекс. Центральным органом системы предотвращения легализации криминальных доходов и борьбы с финансированием терроризма TRACFIN - подразделение финансовой разведки в составе Министерства экономики, финансов и индустрии Франции. TRACFIN является структурой, которой предоставляется информация об открытых в банках счетах физических и юридических лиц. В законодательстве Франции не содержится требований о предоставлении информации о финансовых операциях в случае, если сумма финансовой операции превышает определенный предел. Признаками для предоставления субъектами финансового мониторинга информации о финансовых операциях есть мотивированное подозрение о том, что она осуществляется в целях легализации доходов, полученных преступным путем. Обязательные сообщение на адрес TRACFIN должны предоставляться также в случаях если установление личности владельца или бенефициара юридического лица вызывает сомнения в трастовом фонде или специально созданном образовании по управлению активами, в котором: неизвестно лицо бенефициара, или неизвестно лицо доверителя. За нарушение законодательства предусмотрены штрафные санкции, уголовная ответственность - лишение свободы до 8 лет [11].

Подразделением финансовой разведки в Канаде является Канадский центр по анализу финансовых операций и отчетов (FINTRAC), который подчиняется Министерству финансов Канады. Целью его деятельности является содействие общественной безопасности Канады и защита целостности финансовой системы страны путем выявления и предотвращения легализации доходов и финансирования терроризма. Основными функциями FINTRAC являются: сбор и анализ сообщений о подозрительных операциях от канадских финансовых институтов; методологическая помощь субъектам финансового мониторинга ведения учета и отчетности; предоставление информации правоохранительным органам при наличии оснований рассматривать операции как такие, которые направлены на легализацию средств, полученных незаконным путем; содействие осведомленности населения по вопросам, связанным с противодействием легализации средств, полученных незаконным путем. Правовые нормы гарантируют, что любая личная информация, находящаяся под контролем FINTRAC, защищена от несанкционированного вскрытия. В Канаде обязательному финансовому мониторингу подлежат операции, превышающие 10 тыс. долл. Среди субъектов финансового мониторинга - иностранные банки, кредитные союзы и страховые компании, осуществляющие свою деятельность на территории Канады; физические и юридические лица, выступающие посредниками при осуществлении операций с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, управляют портфелем инвестиций, оказывают консультационные услуги; физические и юридические лица, которые осуществляют операции с иностранной валютой, переводы денежных средств или переводы активов с помощью любых средств через любое лицо или через электронные средства перечисления средств, выдачу и погашение денежных переводов. За нарушение определена ответственность в виде штрафных санкций (на сумму до 2 млн. долл.) и лишение свободы сроком до 5 лет [12].

В Испании основным нормативным актом в сфере противодействия легализации средств, полученных

незаконно, является закон от 29.12.1993 "О некоторых мерах против отмывания незаконных доходов" (On determined preventive measures against money laundering). Уполномоченным органом Испании в системе государственного финансового мониторинга является Комиссия по противодействию отмыванию денежных средств. Среди субъектов финансового мониторинга следует отметить аудиторов, бухгалтеров и налоговых консультантов; организации, осуществляющие продажу антиквариата и предметов искусства. Субъекты финансового мониторинга обязаны предоставлять информацию подразделения финансовой разведки об операциях в случае, если они связаны с передачей наличных средств, чеков или других документов на предъявителя, а также об операциях с резидентами оффшорных юрисдикций на сумму свыше 30 тыс. евро. Предусмотрена уголовная ответственность и лишение свободы на срок от 7 до 12 лет, а также значительный штраф в отношении лиц, занятых легализацией доходов и имущества, добытого преступным путем. При этом наказание может быть увеличено, если такие же действия осуществляют должностные лица, используя при этом свое служебное положение [13].

Согласно Закону Российской Федерации от 7 августа 2001 года "О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем" операции, сумма которых равна или превышает 600 000 российских рублей, и соответствуют определенным этим законом признакам сомнительности, подлежащих обязательному контролю, что является мерой противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Уполномоченный орган определяется Президентом и является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливаются в соответствии с действующим Федеральным законом. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством. Центральный банк России предоставляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном с уполномоченным органом [14].

Основным нормативным актом в сфере противодействия отмыванию средств в Польше есть закон от 16.11.2000 "О противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма". Уполномоченным органом Польши в системе государственного финансового мониторинга является Генеральный инспектор финансовой информации (GIIF), подчиненный Министерству финансов. Целью его деятельности является получение, сбор, обработка и анализ информации для предотвращения легализации активов незаконного или неопределенного происхождения, и предотвращения финансирования терроризма. Кроме финансовых институтов, субъектами финансового мониторинга выступают также юристы, аудиторы, налоговые консультанты, учреждения, чья деятельность связана с электронными платежами, иностранные юристы, которые оказывают правовую помощь на независимой основе, посредники в бизнесе с недвижимостью, юридические советники, практикуют вне трудовых отношений. Они должны информировать GIFI об операциях, для проведения которых используются средства, что, вероятно, происходят от незаконных или неопределенных источников независимо от стоимости и характера операции. В Польше за нарушение соответствующего законодательства предусмотрена уголовная ответственность лишением свободы от 6 месяцев до 10 лет с конфискацией имущества [15, 16].

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем в Украине, является процессом, который в последнее время приобрел довольно значительные масштабы. Учитывая это, 14 октября 2014 года Верховной Радой Украины во втором чтении и в целом принят Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" N° 1702-VII, направлен на обеспечение реализации положений новых международных стандартов в сфере противодействия отмыванию средств и борьбы с финансированием терроризма и принят во исполнение договоренностей с Международным валютным фондом и с учетом предложений экспертов Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (FATF). Закон предусматривает ряд нововведений в работе системы финансового мониторинга, как внутри страны, так и в сотрудничестве с международными институтами по борьбе с отмыванием "грязных" денег. В список субъектов первичного мониторинга добавляются страховые (перестраховочные) брокеры, распространители лотерей, адвокатские бюро и объединения, субъекты хозяйствования, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету. Субъекты государственного финансового мониторинга остаются неизменными. К обязательствам субъектов первичного финансового мониторинга добавилась проверка идентификационных данных клиента. В новом Законе также дополнен перечень клиентов, которые нуждаются в идентификации, и

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 3/2015

-19-

расширен список финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу. Поэтому, в соответствии с Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем - это любые действия, связанные с совершением финансовой операции или сделки с активами, полученными в результате совершения преступления, а также совершением действий, направленных на сокрытие или маскировку незаконного происхождения таких активов или владения ими, прав на такие активы, источников их происхождения, местонахождения, перемещения, изменение их формы (преобразования), а так же приобретением, владением или использованием активов, полученных в результате совершения преступления [17]. Так, согласно проведенному анализу, можем отметить, что системы организации финансового мониторинга зарубежных стран имеют определенные общие черты, связанные с подчинением законодательной базы международным актам, нормативным документам, рекомендациям и отдельные различия, которые заключаются в национальных особенностях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В общем, системы финансового мониторинга зарубежных стран функционируют эффективно и в некоторых аспектах могут быть введеныи в Украине.

Библиографический список:

1. Стратепя розвитку системи запобпання та протидп легалiзацiï (вщмиванню) доходiв, одержаних злочинним шляхом, або фшансуванню тероризму на перюд до 2015 року вщ 9 березня 2011 р. № 190-р. [Електронний ресурс] : http://www.kmu.gov.ua/control/uk/cardnpd?docid=244126050

2. Дмитров С. Моделювання оцшки ризиюв використання послуг банив з метою легалiзацiï кримшальних доходiв або фшансування тероризму // Вюник НБУ : зб. наук. праць. - 2009. - № 1.

3. Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности // СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 78 с.

4. Конвенщя ООН про боротьбу проти незаконному обiговi наркотичних засобiв i психотропних речовин (Вщень, 20 грудня 1988 р.). [Електронний ресурс]: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/995_096

5. Волженкин Б.В. Отмывание денег / Б.В.Волженкин // СПб. : Юридический центр Пресс, 1998.

6. Доля Л.М. Легатзащя ("вщмивання") доходiв, отриманих злочинним шляхом, як мгжнародна проблема / Л.М.Доля // Боротьба з оргашзованою злочиннютю i корупщею (теорiя i практика). - 2001, № 4.

7. Про сорок рекомендацш групи з розробки фшансових заходiв боротьби з вщмиванням грошей (FATF): Постанова Кабшету Мшс^в Украïни та Нацiонального банку Украши № 1124 вiд 28 серпня 2001 р. (з1 змшами вiд 20.04.2004) // Офiцiйний вюник Украши. - 2001. - № 35.

8. Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism. [Електронний ресурс]: http://www.fincen.gov/statutes_regs/patriot/index.html

9. Financial Crimes Enforcement Network. [Електронний ресурс]: http://www.fincen.gov/about_fincen/wwd/

10. Колдовський М.В. Свгтовий досвщ боротьби з вщмиванням грошей банювського сектора в сучасних умовах глобашзаци фшансових ринюв // Свропейський вектор екожмчного розвитку : зб. наук. пр. - № 1 (4). - Д. : ДУЕП, 2008.

11. Traitement du Renseignement et Action contre les Circuits FINanciers clandestins. [Електронний ресурс]: http:// www.tracfin.bercy.gouv.fr/

12. The Financial Transactional and repots Analysis of Canada. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http: //www. fintrac-canafe.gc. ca/fintrac-canafe/ 1-eng. asp

13. Прошунин М.М.Зарубежные подразделения финансовой разведки: понятие и виды / М.М.Прошунин //Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции : сб. науч. тр. Вып. 2/ ; науч.-практ. центр проблем укрепления законности и равопорядка Генеральной прокуратуры Респ. Беларусь. - Минск: БГУФК, 2009.

14. Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 7 авг. 2001 г. № 115. [Електронний ресурс]: http://www.fedsfm.ru/documents/legislaticn/laws/234

15. Ustawy z dnia 16 listopada 2000 r. o przeciwdziaianiupraniu pienkdzy oraz finansowaniu terroryzmu (Dz. U. z 2003 r. Nr 153, poz. 1505 z pуцn. zm.) . [Електронний ресурс]. http://www.giif.wortalszkoleniowy.pl

16. Generalny Inspektor Informacji Finansowej. [Електронний ресурс]. http://www.giif.wortalszkoleniowy.pl

17. Про запобгання та протидш легатзаци (вщмиванню) дохэ^, одержаних злочинним шляхом, фшансуванню : Закон Украшивщ 14.10.2014 [Електронний ресурс]: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1702-18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.