Х,УК,УК,ШИНОСЙ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
И. С. Мухаммадиев
БОРЬБА С НЕЗАКОННОЙ ТОРГОВЛЕЙ ХЛЕБОМ,
ЗЕРНОМ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ И ПРОМЫШЛЕННЫМИ КАРТОЧКАМИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Ключевые слова: Великая Отечественная война, история органов прокуратуры, продовлъственные карточки, незаконная торговля
В период войны остро встала проблема снабжения населения продовольствием и промышленными товарами. Вводился нормированный расход муки и зерна, определялся круг лиц, подлежащих нормированному снабжению, под жесткий контроль была взята работа торговых предприятий и карточных бюро, первоочередной задачей сельского хозяйства республики было производство зерна для армии и флота и обеспечение населения республики собственным хлебом. В условиях военного времени каждый грамм продуктов берегли как зеницу ока, и особенно бдительно следили за правильным использованием фондов зерна, чая, мыла, тканей, керосина.
СНК СССР постановлением от 18 июля 1941 года «О введении карточной системы в Москве, Ленинграде и в отдельных городах и пригородных районах Московской и Ленинградской областях» установил строгое нормированное снабжение хлебом, сахаром, крупой и другими видами продовольственных товаров.
В Республике Таджикистан продовольственные карточки были введены сначала в главных городах - Сталинабаде и Ленинабаце с 10 ноября 1941 года, а с 15 ноября 1941 года в остальных городах и поселках. Было образовано республиканское бюро продовольственных карточек и картбюро при Сталинабадском и Ленинабадском облисполкомах, а также городское и районное картбюро при городских и районных исполкомах Советов депутатов трудящихся. Исполкомы ежемесячно утверждали нормы расхода муки и зерна, определяли круг лиц, подлежащих нормированному снабжению, контролировали работу торговых предприятий и карточных бюро (14).
В условиях войны для борьбы с расхитителями государственных фондов продовольственных и промышленных товаров и для контроля за их расходованием были созданы карточные бюро (12). Принимались меры для повышения ответственности руководителей предприятий за правильную выдачу карточек, наведения порядка в карточном бюро и привлечения к строжайшей ответственности виновных в разбазаривании хлеба. Например, факты небрежного хранения и утери продовольственных карточек были допущены на Исфаринском консервном комбинате, в Исфаринском детдоме №1, Ура-Тюбинском городском картбюро и Ленинабадском шелкокомбинате. Результаты проверок были обсуждены 3 марта 1942 года в Ленинабадском облисполкоме и приняты меры по наведению порядка в хранении продовольственных карточек(2). Незаконная раздача карточек, подделка хлебных талонов, спекуляция хлебными карточками строго каралась законом военного времени, поскольку в переводе на продукты это означало перерасход строго лимитированных продуктов.
Состояние работы органов прокуратуры по борьбе со злоупотреблениями в деле распределения и выдачи продовольственных и промышленных карточек специально обсуждалось и были проведены мероприятия по улучшению этой работы. Следственный отдел Прокуратуры Республики взял на учет наиболее важные дела указанной категории и установил специальный контроль за расследованием этих дел и судебным рассмотрением дел этого рода.
Органами прокуратуры в целях усиления борьбы с фактами разбазаривания товаров хлебозакупочного фонда по каждому случаю разбазаривания товаров против виновных возбуждалось уголовное преследование. Расследования по этим делам проводились в срочном порядке, обеспечивая своевременное рассмотрение дел в суде (5).
Так, прокурор Ленинабадской области в своём донесении от 6 декабря 1941г. приводит тот факт, что продавец Кабилов Азимджон на территории базара продал одну пару дамских ботинок без расценочного талона, по повышенной цене 25 руб., за что был привлечен к уголовной ответственности (13). Со склада Каракчикумского сельпо было отправлено для личного употребления председателя районного потребительского общества Зоирова 86 кусков мыла, 72 пиалы и 17 чайников, около 7 килограммов чаю, много мануфактуры, пшеницы, керосина и пр. Работники Каракчикумского сельпо Р. и Г., председатель Каракчикумского сельсовета Т. присвоили 19 килограммов чая, 106 метров мануфактуры и много других товаров (10). Прокуратурой были приняты меры в отношении председателя районного потребительского общества и его помощников за расхищение государственных товарных фондов и обман потребителей.
Органы прокуратуры выявляли факты нарушения правил хранения хлебных карточек, проверяли работу организаций, торгующих хлебом, принимали меры по улучшению качества хлебопродуктов. В целях усиления борьбы со злоупотреблениями в деле распределения и выдачи продовольственных и промтоварных карточек, и также спекуляцией карточками, Прокуратурой Таджикской ССР направлен был ряд директив прокурорам областей о необходимости усиления борьбы с указанными видами преступлений и создания обстановки всеобщего осуждения.
По данным статистической отчетности за 1-е полугодие 1941г. из числа направленных органами прокуратуры республики уголовных дел о спекуляции судами было рассмотрено 357 дел, из них было закончено с вынесениями приговоров 299 дел. По этой категории дел прокуроры в 1-м полугодии принимали участие
в судах 1-й инстанции всего по 123 делам или 24,4% дел, рассмотренных судами. Только в июле-августе 1941 года судами было рассмотрено 198 дел о спекуляции, из них было закончено с вынесениями приговоров 186 дел. Большая часть рассмотренных дел были связаны со спекуляцией продовольственными и промтоварными карточками. Прокуроры участвовали в судах по 42 делам этой категории или 21,2% дел (21).
Например, о результатах расследования уголовного дела этой категории в газете «Стахановец» была опубликована статья «Аферистка под судом». В статье сообщалось, что зав. хлебным ларьком № 24 Ленинабадского облторга Крупская 3. обратила внимание на женщину, которая очень часто получала хлеб по однодневным хлебным талонам и сообщила об этом милиции. Подозрительная покупательница была задержана, она оказалась Ковалевой М.А., без определенных занятий. При обыске дома у Ковалевой были найдены 232 фалыпивих однодневных талона. Следствие показало, что Ковалева М.А. систематически занималась подделкой хлебных талонов, по которым ей удалось получить 133 килограмма хлеба. Она через подставных лиц спекулировала этим хлебом на рынке. Приговором народного суда 1-го участка города Ленинабада от 27 июля 1944г. гражданка Ковалева М.А. была признана виновной и в соответствии со ст. 76 часть 2 УК Таджикской ССР, приговорена к 8 годам лишения свободы, с конфискацией имущества и к лишению после этого гражданских прав на 4 года (11).
Злоупотребления при раздаче хлебных карточек допускали и представители домоуправлений. Произведенным прокуратурой расследованием установлено, что председатель домоуправления им. «Тельмана» города Ура-Тюбе А. Я. при раздаче хлебных карточек обсчитывал граждан и за каждую выданную гражданам карточку вместо установленного 1 рубля брал по 3 рубля. Всего им путем обсчета было собрано 4250 рублей, и эти деньги были разделены между ним, секретарем К. и домкомом Т. Кроме того, А. Я. за взятку выдал продовольственные карточки 4 гражданам. При обыске в его квартире были обнаружены: 17 промтоварных карточек, 12 карточек на сахар, 5 стандартных справок и 5 хлебных карточек, и государственного займа на сумму 15000 рублей,
полученных им для раздачи по подпискам, но не розданные им. Прокуратурой все они привлечены к уголовной ответственности пост. 133 ч.1 УК (4).
В ноябре 1943 года СНК Таджикской ССР и ЦК КП(б) Таджикистана приняли специальные меры по экономии и расходовании хлеба. Причиной этого явились сложившееся напряженное положение и засуха в ряде хлеборобных районов страны. Этим постановлением были установлены новые пониженные нормы снабжения хлебом, уменьшены нормы на хлеб для рабочих и служащих, проживающих в сельской местности, сняты со снабжения хлебом члены их семей с учетом обеспеченности каждой семьи. Ленинабадский облисполком в декабре 1944 года разрешил при выпечке хлеба использовать до 10 % картофеля, а также отпускать населению взамен хлеба картофель из расчета 4 кг.картофеля взамен 1 кг.хлеба (3).
Исполкомы областных и местных Советов, органы прокуратуры и контролирующие органы осуществляли контроль за работой колхозных рынков, хлебозаводов и торгующих организаций, так как в условиях резкого сокращения централизованного государственного снабжения допускались случаи злоупотребления при реализации продовольствия.
О результатах проверки и выявленных нарушениях указаний Государственного Комитета Обороны о правильности использования фондов муки, соблюдения норм припёка и отпуска хлеба торгующим организациям, о злоупотреблениях и отсутствия должного контроля со стороны дирекции Канибадамского и Исфаринского хлебозаводов сообщалось на страницах печати (13).
В условиях войны на фронт поставлялось огромное количество продовольствия, хлеба, мяса, масла и разнообразного сырья. В республике большое политическое и хозяйственное значение обретает увеличение производства и поставки зернопродуктов и снабжение населения республики хлебом из урожая собственного производства. Колхозники республики план озимого сева зерновых в 1941 году выполнили на 106 %. Ими было засеяно на 30600 га больше, чем в 1940 году (6). СНК и ЦК КП(б) Таджикистана 23 декабря 1941 года утвердили план сельскохозяйственных работ
на 1942 год, которым предусматривалось увеличение посевных площадей под зерновыми культурами на 71 тыс.га (8).
Колхозники республики, стремясь всеми силами помочь фронту, решили создать из урожая 1942 года хлебный фонд Красной Армии. СНК СССР и ЦК ВКП(б) одобрили это решение и постановили собрать в хлебный фонд из урожая 1942 года 145 млн.пудов зерна. По колхозам республики размер хлебного фонда был установлен в количестве 1 млн. пудов (1).
Прокуратура Таджикской ССР уделяла значительное внимание выполнению хозяйственно-политических мероприятий, ежегодно издаваемым постановлениям СНК СССР и ЦК ВКП(б) и постановлениям СНК Таджикской ССР и ЦК КП(б) Таджикистана о плане сельскохозяйственных работ, об уборке урожая, о заготовке сельскохозяйственных продуктов и т.п. В ходе проверок выявлялись случаи невыполнения плана сева по колхозам, поверхностной запашки земли, разбазаривания семян, хищения и кражи посевного материала и принимались меры прокурорского реагирования.
В ряде колхозов республики отсутствовали надлежащий учет и охрана посевного материала и собранного зерна, что способствовало хищению и разбазариванию зерна, в отдельных колхозах практиковалась раздача колхозникам авансов с нарушением установленного нормой размера.
Большую общественную опасность представляли хищения, совершаемые материально-ответственными и должностными лицами, которым в силу их служебного положения вверялись ценности, было предоставлено право распоряжаться имуществом.
За 1-е полугодие 1941 года судами республики всего было рассмотрено 985 дел о растратах и присвоениях социалистической собственности по ст. 141 УК ТССР, из них было закончено с вынесениями приговоров 761 дело. По этой категории дел прокуроры принимали участие в судах при рассмотрении 289 дел или по 42,3%. По этой категории дел, также как и по делам о спекуляции, прокуроры в судах выступали меньше, чем по другим делам, где средний процент выступлений - 39% (17).
В начале Великой Отечественной войны, только в июле-августе 1941г., судами было рассмотрено дел о растратах 347, из них было закончено с вынесениями приговоров 285. Прокуроры участвовали в судах по 125 делам этой категории, т.е. по 35 % дел. По сравнению с 1-м полугодием были увеличены выступления прокурора в судах (17).
Органами прокуратуры была проведена большая работа, направленная на пресечение преступлений, тормозящих проведение заготовок сельскохозяйственных продуктов и по привлечению виновных, расхищающих зерно, к ответственности. Вследствие проведенной работы сумма растрат и хищений снизились и общая сумма растрат и недостач в колхозах республики по данным Наркомзема в 1941 году составила 1.477.000 руб.
В некоторых колхозах сторожа колхозных амбаров систематически, по сговору с другими лицами, занимались хищением зерна, за что привлекались к уголовной ответственности и предавались суду.
Хищения и расточительства причиняли не только материальный ущерб государству, но и наносили большой моральный вред. В связи с чем ряд лиц были привлечены к ответственности за хищение зерна нового урожая, снопов пшеницы или ячменя с колхозного поля. Эти факты предавались гласности.
В газете «Коммунист Таджикистана» от 1.07.1944г. (7) опубликовано, что органами прокуратуры Таджикской ССР к уголовной ответственности привлечены ряд должностных лиц за хищения зерна нового урожая. В частности, сторож колхоза им. Орджоникидзе Орджоникидзеабадского района Б.М. и тракторист МТС Н.Я. были задержаны при краже с колхозного поля колосьев пшеницы и обмолотого зерна. Народным суцом Орджоникидзеабадского района они осуждены к лишению свободы. Народный суц Яванского района осудил С. Г. на два года лишения свободы за хищение снопов ячменя с поля колхоза имени Энгельса. Нарсуц Нурекского района за хищение зерна осуцил Каюмова Раджаба на три года лишения свободы и Саидова Садика на четыре года лишения свободы.
Прокурор Таджикской ССР обращал внимание прокуроров и следователей на качество расследования дел о хищениях и
растратах. Районным и областным прокурорам поручалось ни в коем случае не допускать длительной проверки поступающих к ним материалов, своевременно накладывать арест на имущество обвиняемых, правильно подходить к избранию мер пресечения в отношении растратчиков, строго соблюдая существующие циркуляры и директивы Прокуратуры Союза ССР по этим делам. Прокурор республики требовал проведение этих мероприятий по борьбе с растратами и хищениями тесно увязать с ОБХСС и органами милиции, разработав с этими органами конкретные меры к совместной борьбе с этими видами преступлений.
Кроме того, давались указания о необходимости возбуждения дел о крупных растратах и хищениях, совершаемых в колхозах и торговых организациях; при установлении системы и организованности хищений квалифицировать по Закону от 7 августа 1932 года, а не по ст. 141 части 2 УК, особенно внимательно подходя к вопросу квалификации преступлений по этим делам.
В июле-августе 1941г. по Закону от 7 августа 1932г. «Об охране имущества государственных предприятий и укреплении общественной социалистической собственности» (9), предано суду 46 чел. Всего за 9 мес. 1941г. по Закону от 7 августа 1932г. осуждено судами 48 человек, из них к высшей мере наказания- 9 и к 10 годам лишения свободы - 39 чел. Оправдано судами 5 чел. или 9,5%. Участие прокуроров в судебных заседаниях и в кассационной инстанции по делам по Закону от 7 августа 1932г. было обеспечено полностью. В предшествующие годы число привлеченных по Закону от 7 августа 1932г. исчислялось единицами и не превышало 10 чел. (16).
Вместе с тем, в ряде случаев обвиняемые неправильно привлекались по Закону от 7 августа 1932г. и в судах их преступления переквалифицировывались на другие статьи УК. В июле-августе 1941г. в отношении 15 лиц (31,5%) облсуды в судебных заседаниях переквалифицировали преступление на другие статьи УК (16). Имели место факты, что обвиняемые привлекались по другим статьям УК при наличии в их действиях преступления, предусмотренного Законом 7 августа 1932г.
В ряде колхозов республики к руководству колхозов избирались непроверенные, недобросовестные лица, учет в колхозах запутан, а местные советско-партийные органы достаточного внимания не уделяли этой работе. Органы прокуратуры придавали важное значение пресечению злоупотреблений со стороны руководителей хозяйств и счетно-бухгалтерских работников.
Так, за 9 месяцев 1941 года органами прокуратуры было возбуждено 226 дел в отношении колхозного и сельскохозяйственного актива за должностные и хозяйственные преступления, из них окончено расследованием и направлено в суды 168 дел и прекращено производством 41 дело. Всего по делам, направленным в суды, было предано суду председателей колхозов 69 чел, из них 75 % привлечены за растрату и хищения, председателей и членов сельсоветов - 26 человек (19).
Председатели колхозов и другие руководящие работники прокуратурой привлекались к уголовной ответственности в основном за хищение и разбазаривание посевного фонда зерна, выданного государством колхозам. Вместе с тем, анализ уголовных дел, по которым привлечены к ответственности колхозный и сельскохозяйственный актив за должностные и хозяйственные преступления, показал, что имели место случаи, когда руководители колхозов привлекались к уголовной ответственности за нецелевое использование семенного фонда, который нередко раздавался колхозникам для питания без цели хищения. Использование зерна на внутриколхозные нужды и продажа на рынке считались антигосударственной тенденцией.
Привлечение к уголовной ответственности и арест председателей колхозов, сельсоветов, директоров МТС, совхозов, крупных предприятий и агрономов производился только с личной санкции прокуроров областей, которые проявляли серьезный и обдуманный подход к этому вопросу. Прокуроры областей и Прокуратура Республики не санкционировали всякие требования следственных органов о привлечении к судебной ответственности лиц из сельскохозяйственного актива, поэтому за 9 месяцев 1941 года было прекращено 41 уголовное дело в отношении сельскохозяйственного актива, возбужденное следователями прокуратуры и другими
органами. Прокурор республики Романов А.Я. выступил на Пленуме ЦК КП(б) Таджикистана, обращая внимание местных партийных, советских руководителей на недопустимое увлечение привлечением к судебной ответственности председателей колхозов (22).
В приказах и указаниях Прокурора СССР и Прокурора республики требовалось от прокуроров не допускать случаев неправильного возбуждения уголовных дел против работников сельского актива, искоренить причину огульного и необоснованного привлечения к ответственности работников актива. При проверке состояния следствия на местах и изучении уголовных дел прокуроры обращали особое внимание на правильность возбуждения уголовного преследования, вели борьбу с неосновательным возбуждением, необоснованным арестом и привлечением к уголовной ответственности работников советско-колхозного актива, т.е. низовой сельскохозяйственной администрации и выборных работников. Принимались решительные меры к изжитию имеющих место нарушений сроков расследования и привлекались к строжайшей дисциплинарной ответственности следователи, несвоевременно получающие отсрочку по делам (20).
В период посевной кампании и уборки урожая в результате произведенных проверок соблюдения законов в колхозах, организациях и учреждениях органами прокуратуры выявлялись нарушения закона и незаконные решения и распоряжения.
В период с 1 января до 15 апреля 1945 года прокурорами опротестовано 77 незаконных приказов, решений и распоряжений, внесено 45 представлений и 15 чел. привлечено к дисциплинарной ответственности. В этот период органами прокуратуры республики за растраты и хишения семян, горючего и халатность привлечен к уголовной ответственности 131чел., в том числе за разбазаривание и хищение семян - 94; за срыв ремонтов тракторов и сельхозмашин - 2 чел., за разбазаривание и хищение горючего - 20, за хищническое отношение к лошадям - 11 чел., за прочие преступления - 4 чел. Всего привлечено к уголовной ответственность 23 председателя колхозов. Возвращено колхозам по неполным данным похищенного зерна 19,5 тонн и хлопковых семян 3 тонны и деньгами 47.310 руб. которые внесены и переданы на возмещение нанесенного колхозам ущерба (18).
Прокурорские проверки показали, что в ряде колхозов имели место факты разбазаривания посевного материала по указанию партийно-советских работников. Например, по письменному распоряжению заместителя председателя исполкома Пролетарского райсовета депутатов трудящихся в январе 1945г. председатель колхоза им. Сталина выдал предназначенные к севу семена ячменя хлеботресту, а по устному распоряжению бывшего Секретаря районного комитета партии этот ячмень хлеботрестом был передан колхозу им.Молотова этого же района. Виновные лица были привлечены к ответственности. Аналогичные факты были выявлены прокуратурой и в других районах.
Прокуратура Таджикской ССР по результатам проверки направила информацию в ЦК КП (б) и СНК республики и предложила председателю Ленинабадского Облсовета депутатов трудящихся и Секретарю Обкома КП(б) Таджикистана заслушать вопрос о незаконной практике председателей Пролетарского, Калининабадского, Захматабадского и других районов области, способтвовавшей разбазариванию зерна в колхозах; обратить на недопустимость этого внимание других партийно-советских руководителей республики.
Таким образом, в период войны остро встала проблема снабжения населения продовольствием и промышленными товарами. Органами прокуратуры под жесткий контроль была взята работа торговых предприятий, организаций и карточных бюро по нормированному снабжению мукой и зерном, особенно бдительно следили за правильным использованием фондов зерна, чая, мыла, тканей, керосина, принимали меры по улучшению качества хлебопродуктов, предупреждению нарушений правил хранения и спекуляции хлебными карточками.
Первоочередной задачей сельского хозяйства республики было производство зерна для армии и флота и обеспечение населения республики собственным хлебом. В связи с этим, важное место в деятельности органов прокуратуры занимало обеспечение законности в сельском хозяйстве и выполнение хозполит-мероприятий в период посевной и уборочной кампаний. Прокуроры, выявляя случаи невыполнения плана сева, поверх-
ностной запашки земли, разбазаривания и хищения посевного материала, принимали необходимые меры по пресечению правонарушений и преступлений и привлекали виновных к ответственности.
Прокуроры обращали внимание на качество расследования дел о хищениях и растратах, избрание мер пресечения в отношении растратчиков. Особенно внимательно подходили к вопросу квалификации преступлений по крупным растратам и хищениям, совершаемых в колхозах и торговых организациях при установлении системы и организованности хищений, квалифицируя их по Закону от 7 августа 1932 года, строго соблюдая существующие циркуляры и директивы Прокуратуры Союза ССР по этим делам.
Прокуратура СССР и Республики требовали от прокуроров не допускать случаев неправильного возбуждения уголовных дел против работников сельского актива. Прокуроры обращали особое внимание на правильность возбуждения уголовного преследования, вели борьбу с необоснованным возбуждением, арестом и привлечением к уголовной ответственности работников низовой сельскохозяйственной администрации и выборных работников. Принимались решительные меры к изжитию имеющих место нарушений сроков расследования и привлекались к строжайшей дисциплинарной ответственности следователи, несвоевременно получающие отсрочку по делам.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГАСО, ф.2 е., оп.4, д.26, л.46
2. ГАСО, ф20, оп.1, д.381, л.403
3. ГА СО, ф.20, оп.2, д. 135, л. 238
4. ГАСО, ф.р.ЗО, оп. 1, д.87, л.22
5. ГАСО, ф.163, оп.З, д.462, л.21
6. Коммунист Таджикистана, 13 февраля 1942г.
7. Коммунист Таджикистана, 1 июля 1944г.
8. ПА ЦПИ ЦК КПТ, ф.З, оп.4, ед.хр.616, л.83
9. СЗ 1932, №62
10. Стахановец, № 216(2285) от 17 ноября 1944
11. Стахановец, № 143 от 01.08.1944
12. Стахановец, №9 от 19 января 1945 г, №9
13. Стахановец, №31 от 4 мая 1945г, №31
14. ЦА ЦПИ ЦК КПТ, ф.З., оп.4,Д.616, л.237
15. ЦГА РТ, ф. 329, оп. 20, д.29, л. 271-2799
16. ЦГА РТ, ф.329, оп.20. д.ЗО, л.94
17. ЦГА РТ, ф. 329, оп.20, д.ЗО, л.96
18. ЦГА РТ, ф. 329, оп.20, д.77, л.41-45
19. ЦГА РТ, ф. 329, оп.20, д.ЗО, л.43-44
20. ЦГА РТ, ф. 329, оп.20, д.ЗО, л.51-52
21. ЦГА РТ, ф. 329, оп.20, д.ЗО, л.88
22. ЦГА РТ, ф. 329, оп.20, д.ЗО, л. 145-146
Борьба с незаконной торговлей хлебом, зерном, продовольственными и промышленными карточками в годы Великой Отечественной войны
И. Мухаммадиев
Ключевые слова: Великая Отечественная война, история органов прокуратуры, продовльственные карточки, незаконная торговля
Статья посвящена деятельности органов прокуратуры Таджикистана по обеспечению законности в торговых предприятиях, организациях и карточных бюро по нормированному снабжению в годы ВОВ 1941-1945гг. Автор также отражает работу органов прокуратуры по осуществлению надзора за качеством расследования дел о хищениях и расстратах, избранию мер пресечения в отношении растратчиков и т.д.
Combat with Illegal Trade with Bread, Grain, Food and Industrial Stuffs Cards in the Years of the Great Patriotic War
I. Mukhammadiev
Key words: the great Patriotic War, the history of Procurator s bodies, food card illegal trade
The article dwells on the activities performed by Tajikistan Procurator's office bodies on provision of lawfulness in trading organizations, enterprises and card bureaus, normative supply in the years 1941-1945, the period of GPW. The author demonstrates the work of the Procurator s office bodies aimed at the surveillance over the quality of investigations in reference to theft and embezzlements, the option of measures cutting short the activities of embezzlers and thieves.