2.6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ТАДЖИКИСТАНА
В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (19411945 ГГ.)
Мухаммадиев Изатулло Сайфуллоевич, канд. ист. наук. Должность: Прокурор. Место работы: Прокуратура Согдийской области. Республика Таджикистан, город Исфар.
Мухаммадиева Дилноза, аспирант. Место учебы: Таджикский государственный университет политики, бизнеса и права. E-mail: [email protected]
Аннотация: С началом войны, значительно возрос объем, стал сложным характер выполняемой органами прокуратуры работы. В статье приводятся сведения о произошедших изменениях в деятельности органов прокуратуры в соответствии с новыми задачами военного времени. Органы прокуратуры Таджикистана своевременно перестроили свою работу на нужды обороны страны, в соответствии с новыми задачами, выдвинутыми условиями военного времени и справились с решением поставленных перед ним задач, оказывали полное содействие военному командованию и военным властям в организации сил и средств для нужд обороны страны, обеспечения общественного порядка и безопасности. Прокуратура вела надзор за точным и безоговорочным выполнением законов военного времени по обеспечению мобилизации материальных и людских резервов для фронта, зашиты прав семей военнослужащих и инвалидов, эвакуированных граждан вела борьбу с наиболее опасными в условиях войны видами преступлений, с дезертирами, паникерами, с хищениями и спекуляцией и т.п. и всю свою деятельность направила на обеспечение общественного порядка и безопасности страны.
Ключевые слова: деятельность органов прокуратуры, обеспечение общественного порядка, безопасность, полное содействие военному командованию.
THE ACTIVITIES OF THE PROSECUTION OF TAJIKISTAN AT
THE BEGINNING OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (19411945)
Muhammadiev Izatullo Sayfulloevich, PhD in History. Position: Prosecutor. Place of employment: The prosecutor's office in Sughd region. Tajikistan Republic, Isfara city. Mukhammadieva Dilnoza, postgraduate student. Place of study: Tajik State University of Politics, Business and Law. E-mail: [email protected]
Annotation: Since the beginning of the war, the volume of prosecutors' work has increased significantly, its character has become complicated. The article gives information about the changes in the activities of the prosecution in accordance with the new challenges of wartime. Prosecuting authorities of Tajikistan rebuilt their work in a timely manner to the needs of national defense, in accordance with the new challenges of the wartime conditions and coped with the decision of its tasks, cooperated fully with the military command and military authorities in the organization of forces and resources for the needs of national defense, providing public order and security. Prosecutor's Office conducted supervision over precise and un-
conditional implementation of the laws of wartime to ensure the mobilization of material and manpower for the front, protection of the rights of military families, disabled and evacuees, fought with the most dangerous types of crimes in war conditions with deserters, panic-mongers, theft and profiteering etc. and all of its activities were directed at ensuring public order and national security. Keywords: activities of the prosecution, maintenance of public order, safety, cooperate fully with the military command.
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало гнев и возмущение всего советского народа. Таджикский народ, как и все народы СССР, поднялся на защиту своей социалистической Родины. В первые дни войны по республике, как и по всей стране, проходили многолюдные патриотические митинги и собрания в колхозах и совхозах, промышленности, предприятиях и учреждениях. Везде обсуждался вопрос о войне, о перестройке работы тыла на военный лад, о боевом пополнении Советской Армии. Развернулась огромная работа по мобилизации и обучению резервов для армии и флота.1
Как известно тяжелое положение на фронтах требовало мобилизации огромных материально-технических средств, для обеспечения Красной Армии и флота вооружением, боевой техникой, боеприпасами, горючим, продовольствием, обмундированием. Народное хозяйство страны переводилось на военные рельсы. В целях удовлетворения нужд фронта, фабрики и заводы переключались на производство военной продукции. С началом войны значительная часть квалифицированных рабочих были призваны в ряды РККА. Число рабочих и служащих в народном хозяйстве уменьшилось с 31,2 млн. в 1940 г. до 19,8 млн. в ноябре 1941 г. В промышленности и сельском хозяйстве резко возросла доля труда женщин и подростков.2 В результате военных потерь и эвакуации предприятий валовая продукция промышленности СССР с июня по ноябрь 1941 г. уменьшилась в 2,1 раза.3
В соответствии с задачами военного времени произошли изменения и в деятельности местных Советов Республики Таджикистан, на первый план выдвигались новые задачи, непосредственно связанные с интересами фронта. Главное внимание уделялось хозяйственно-организаторской и военно-оборонной работе. Произошли изменения в состав Советов всех звеньев, в ряде случаев выборные начала были заменены кооптацией работников в руководящие советские органы. Президиум Верховного Совета Таджикской ССР своими Указами от 6 января 1942 года и от 25 января 1944 года откладывал проведение выборов в местные Советы и продлевал полномочия ранее избранного состава Советов. Продлевались и полномочия Верховного Совета Таджикской ССР, поскольку наиболее активная часть избирателей сражались на фронтах или находились на трудовом фронте.4
1 Сечкина Л.П. Патриотический подъем трудящихся Таджикистана в первые месяцы Великой Отечественной войны (июнь-декабрь 1941 г.) // Известия отделения общественных наук АН Тадж. ССР.-1956.-№8.-С.70.
2 Самсонов А. М. Вторая Мировая Война 1939-1945 очерк важнейших событий. Москва , Наука , 1985. С.
3 Шатагин Н. Партия в период Великой Отечественной войны. М.1954, с. 57
4 Пак Н.П. Советы Таджикистана в годы Великой Отечественной Войны. Душанбе,Дониш,1985.С.14-20
Важной, вынужденной мерой партии и правительства в годы войны являлось перебазирование основных производственных сил и людских ресурсов из угрожаемых районов страны на восток. 24 июня 1941 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Совет по эвакуации. При Совнаркоме Тадж. ССР был создан специальный эвакуопереселенческий отдел. В первый период войны в в Таджикистан было эвакуировано около 30 промышленных предприятий пищевой, текстильной и легкой промышленности5. Уже весной 1942 года большая часть эвакуированных предприятий начала давать продукцию.6
Перевод экономики страны на решение задач военного времени, требовала не только больших усилий, но и времени. Требовалось все подчинить интересам фронта, всемерно укрепить тыл, чтобы обеспечить бесперебойно работу предприятий и транспорта, снабжение фронта обмундированием и продуктами питания. В местных Советах были образованы отделы по государственному обеспечению семей
военнослужащих, бюро по учету и распределению рабочей силы, для нормированного снабжения населения продуктами питания и промышленными товарами - карточное бюро и другие.7
Вопросам перестройки работы народного хозяйства, государственных органов на военный лад был посвящен состоявшийся 20 -22 ноября 1941 г. VII пленум ЦК КП(б) Таджикистана, который указал, что важнейшей военно-хозяйственной задачей промышленности на 1942 г. является увеличение снабжения Красной Армии и флота всем необходимым для обеспечения победы над врагом.8
В соответствии с новыми задачами военного времени, произошли изменения и в деятельности органов прокуратуры страны и республики. Основные требования перестройки работы органов прокуратуры на военный лад были изложены в приказах и указаниях Прокурора Союза ССР и Прокурора Таджикской ССР. В первые же дни войны 25 июня 1941г был издал приказ Прокурора Союза ССР «О точном соблюдении законов в условиях военного времени».,9 который предписал всем прокурорам страны оказать полное содействия военному командованию и военным властям в организации сил и средств для нужд обороны страны, обеспечения общественного порядка и безопасности, а также обеспечить строжайший надзор за точным и безоговорочным выполнением законов военного времени всеми органами власти, учреждениями, предприятиями и всеми гражданами. Надзор за точным и неуклонным исполнением постановлений ГКО и стал первейшим де-
10
лом всех органов советской прокуратуры.
В соответствии с приказом Прокурора Союза ССР от 25 июня 1941года Прокурор Таджикской ССР Романов А.Я. 14 июля 1941 года направил областным прокурорам указание о перестройке работы на военный лад и порядке представления информаций о состоянии надзора и исполнения законов военного времени во всех
5 Келдиев И. Дустов Х. Сахми акибгохи Точикистони Шурави дар галаба бар Олмони фашисти //Точикистон дар солхои Чанги бузурги Ватани.-Душанбе, 2005.-С.21.
6 Пак Н.П. Советы Таджикистана в годы Великой Отечественной Войны.-Душанбе, 1985.-С. 52
7 ЦГА РТ. Д.1208. - Оп.2. - д. 78. - Л. 104.
8 Сечкина Л.П. Трудовой подвиг таджикского народа в годы Великой Отечественной Войны, Сталинабад 1960, с. 11
9 Приказ Прокурора СССР «О точном соблюдении законов в условиях военного времени» от 25 июня 1941г. за № 57/с
10 Советская прокуратура .М.: Юридическая литература,
1982.С.73.
сферах жизнедеятельности.11 Прокурорам областей поручалось представить подробную информацию о выполнении приказа Прокурора СССР от 25 июня в августе 1941 года и в дальнейшем безоговорочно сообщать о выполнении этого приказа каждые десять дней 10, 20 и 30 числа каждого месяца. Отмечено, что «...укрепление социалистической законности в условиях военного времени ставится на более высокую ступень, чем когда бы то не было, в связи с чем, возрастает роль и ответственность органов прокуратуры.».12
В практической деятельности органов прокуратуры выдвигались новые задачи, непосредственно связанные с интересами фронта. К ним относились обеспечение исполнения законов военного времени, прежде всего в сфере военно-оборонительной работы, перевода экономики страны на военный лад, о льготах инвалидам войны и семьям военнослужащих и эвакуированным гражданам, укрепление связи тыла с фронтом и др.
Решение задач военного времени требовало от прокуроров повышения уровня организаторской работы, оперативности и гибкости. Прокуроры должны были ясно представлять фактическое состояние исполнения законов военного времени и организовать оперативную работу по надзору за точным их выполнением, поднять работу по общему надзору на более высокий уровень и превратить её в более оперативную. В приказе и указаниях от прокуроров требовалось проявить оперативную гибкость в работе, с тем, чтобы в нужный момент прокурор мог немедленно подключиться в проведение тех или иных мероприятий, приобретающих в условиях военного времени главное значение.
Состояние исполнения законов военного времени систематически обобщалась и выявлялась основные недостатки в работе областных прокуроров, по результатам которых на места направлялись информационные письма. Прокурор Таджикской ССР 20 августа, 2 сентября и 15 сентября 1941 года направил облпроку-рорам информационные письма по линии общего надзора и исполнения законов военного времени, налоговых и государственных повинностей с указанием недостатков работы прокуратуры, финансовых органов и органов народного комиссариата заготовок.
В связи с условиями военного времени роль прокуратуры значительно повысилась, возрос объем, стал сложным характер выполняемой работы, произошли изменения и в практической деятельности органов прокуратуры, что требовало проявления максимума энергии и оперативности.13 В областях прокуроры после получения приказа Прокурора СССР от 25 июня созвали совещание, на котором были приняты меры по немедленной перестройке работы на военный лад и точному выполнению приказа. Об этом в частности говорил прокурор Ленинабадской области Ахмадеев А. на совещании работников прокуратуры республики 22 октября 1941 года.14 В прокуратуре республики 25 сентября 1941 года состоялось совещание начальников отдела общего надзора, а на местах были организованы кустовые совещания районных прокуроров, где
11 В это время в состав прокуратуры Таджикской ССР входили прокуратуры Сталинабадской, Ленинабадской, Кулябской, Гарм-ской областей, прокуратура Горно-Бадахшанской Автономной области и 71 городские и районные прокуратуры. В годы войны была образована Курган-тюбинская областная прокуратура // ЦГА РТ. Ф.329.-Оп.20.-Д.30.-Л. 134-156.
12 ЦГА РТ. Ф.329.-Оп.20.-Д.30.-Л. 134.
13 Кенджаев С. Мирзоева К. Очерк истории прокуратуры Таджикистана, Душанбе,1995.С.145-146.
14 ЦГА РТ. Ф.329.-Оп.20.-Д.29.-Л.12
обсуждались вопросы перестройки работы районных прокуроров на военный лад.
В соответствии с новыми задачами военного времени по линии общего надзора на прокуроров дополнительно возлагался осуществление надзора за точным исполнением законов военного времени:
а) постановления СНК СССР от 2 июля 1941г. "О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне";
б) выполнения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941г. "О порядке назначения выплаты пособий семьям военнослужащих в военное время";
в) выполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1941г. "Об установлении на военное время надбавки к сельхозналогу и к подоходному налогу с населения";
г) о выполнении плана заготовок и государственных поставок;
д) выполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года«О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»;
е) прокуроры уделили внимания проверке промышленных предприятий в части выполнения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 г.;
ж) постановление СНК СССР от 3 июля 1941 г. "О расселении населения эвакуированного из прифронтовой полосы," о размещении эвакуированных предприятий, приступили-ли они к планомерной работе, выполняются-ли ими намеченные планы, какие имеются препятствия, мешающие развертыванию и работе этих предприятий;
з) вели наблюдения за правильным и качественным выполнением поставок для Красной Армии;
и) постановления ЦИК и СНК СССР от 17 апреля 1936г. и постановления СНК Таджикской ССР "О льготах семьям военнослужащих";
к) организация проверок выполнения Приказа Прокурора СССР от 15 сентября 1941 г. № 1201 "О надзоре за деятельностью пунктов по приему подарков для бойцов Красной Армии" и др.
Органы прокуратуры проводили проверки исполнения законов о материально-бытовом обслуживании семей военнослужащих и инвалидов войны, семей погибших воинов и демобилизованных, соблюдения трудовой дисциплины, государственных поставок, целевого использования добровольных взносов трудящихся и пунктов по приему подарков для бойцов Красной Армии и т.п.
Так, в первые месяцы войны в Наркомфине и Наркомзаге проверены исполнение законодательства о надбавках к подоходному и сельскохозяйственному налогам и по вопросам выполнения поставок; в Наркомсобесе реализация Указа ПВС СССР от 26 июня 1941г. о выдаче пенсий и пособий семьям военнослужащих. На основе материалов этой проверки и материалов местных прокуроров, сделано два представления по этому вопросу в Совет Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б).
Реализация Указа ПВС СССР "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в условиях военного времени"от 26 июня 1941г. проверено в Государственном банке. Состояние трудовой дисциплины проверено в школах ФЗО Управления
трудовых резервов. На основе материалов проверки внесено представление в ЦК ВКП(б) и в Главное Управление трудовых резервов.
В военное время в республике как и по всей стране придавалсь важное значение и подготовке резервов для действующей Красной Армии, обучению населения военному делу и противовоздушной обороне. Органы прокуратуры проводили проверки выполнения постановления СНК СССР от 2 июля 1941 "Об обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне" и постановления СНК Таджикской ССР от 8 июля 1941г. по данному вопросу, которыми на граждан возлагались обязанности по подготовке к противовоздушной и противохимической обороне. Прокуроры проведя проверки исполнения постановления Госкомитета Обороны «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР от 17 сентября 1941 г.».15 принимали меры к устранению выявленных нарушений и выполнения требований постановления о том, что каждый гражданин, способный носить оружие, должен обучаться военному делу и быть готовым с оружием в руках защищать свою Родину.
Прокуратура республики особое внимание уделяла законности приказов и инструкций, издаваемых республиканскими Наркоматами и другими центральными республиканскими учреждениями, которые регулярно изучались и часть документов изданных с нарушением закона были опротестованы. Прокурор Таджикской ССР за 10 месяцев 1941 год принес 109 протестов, из них 80 протестов были принесены на нарушения трудового законодательства и 20 протестов по другим видам нарушений социалистической законности.16
Областные и районные прокуроры выявляя нарушения требований Устава сельхозартели также приносили протесты. Например, прокурором Сталинабадской области из 770 протестов, 273 протеста принесены на нарушение Устава сельхозартели. По Ленинабадской области из 228 - 150 протестов принесены на нарушения Устава сельхозартели и т.д.17
В условиях войны наиболее опасными видами преступлений считались уклонение от призыва в Армию, не выполнение требований по заданию военных властей по поставке транспорта, лошадей для Красной Армии, распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения и контрреволюционные преступления и т.п. В связи с этим, прокуроры придавали особое значение осуществлению надзора за своевременным и правильным расследованием этой категории дел.
С целью обеспечения оперативности в работе, для быстрейшего реагирования и своевременной передачи в следственные органы материалов на лиц, уклоняющихся от мобилизации, о несоблюдении государственных поставок и заготовок, нарушении налоговых повинностей органы прокуратуры наладили систематическую связь с Военными комиссариатами, Наркомзагом, Наркомфином и Наркомземом Таджикской ССР. По их материалам органы прокуратуры проводили проверки, возбуждали уголовные дела и виновные привлекались к
15 История Ленинабада (Научно-популярный очерк) Душанбе , Ирфон , 1986.С.373
16 ЦГА РТ. -Ф.329.-Оп.20. _д.30. -Л.60-61
17 ЦГА РТ. -Ф.329.-Оп.20. -Д.30. -Л.65
ответственности. Так, за период с 22 июня 1941г. по 17 октября 1941г. всего по республике в отношении лиц, уклоняющихся от мобилизации в ряды Красной Армии и дезертиров по ст.244 п.10 УК Таджикской ССР было возбуждено и поступило в Военную прокуратуру войск НКВД 77 уголовных дел, из них направлено на рассмотрение в Военный трибунал 54 дела; возвращено на доследование 17 дел, находятся в Военной прокуратуре и переводятся с таджикского на русский язык 6 дел.1
После издания Указа ПВС СССР "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения" от 6 июля 1941 года19 на второй день Прокурор Таджикской ССР А. Я. Романов по договоренности с председателем Военного трибунала Лыловым и Военным прокурором войск НКВД Горошевич дали совместное указание о порядке возбуждения и прохождения дел данной категории. В первые два месяца войны дела за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения были расследованы в основном органами НКВД, а органы Прокуратуры осуществляли надзор за следствием по этой категории дел. Эти уголовные дела после окончания из органов НКВД поступали к областным прокурорам, а затем в Военную прокуратуру Войск НКВД. Так, за июль - сентябрь 1941 года по республике было закончено и препровождено в Военную Прокуратуру Войск НКВД - 41 уголовных дел, из них направлено в военный трибунал - 16 дел, прекращено производством - 3 дел, направлено на доследование - 4 дела, возвращено для переквалификации -18 дел. Эти дела были расследованы в срок до 10 дней - 1 дело, до 15 дней - 2 дела, до 20 дней - 5 дел, до 30 дней - 3 дела и свыше месяца - 3 дела.20
С началом войны принимались меры к тому, чтобы вся организационная и методическая работа по руководству следствием по периферии была подчинена интересам военного времени. Сконцентрирован специальный учет дел по наиболее опасными видами преступлений, совершенных на территории республики и установлен специальный контроль за их расследованием и судебным рассмотрением. Например, следователями прокуратуры только за июль-сентябрь 1941 года окончено расследованием и передано суду по Закону от 7 августа 1932г. о хищениях государственного имущества -46 уголовных дел, по ст. 61 УК Таджикской ССР по контрреволюционным преступлениям -28 дел, по ст. 74 УК Таджикской ССР о невыполнении поставок автомашин, лошадей, повозок и т.д. для Красной Армии - 15 уголовных дел. 21 Дела этой категории органы прокуратуры в основном расследовались в течении 3-5 дней. С момента поступления из районных прокуратур в областные и в прокуратуру республики на изучение рассматривались не позднее следующего дня их поступления. О каждом факте промедления расследования свыше 5 дней отбирались объяснения следователей и прокуроров.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Таджикской ССР от 6 октября 1941 г. военным трибуналам стали подсудны дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, и о всех преступлениях, совершенных военнообязанными во время прохождения учебных сборов и дела о государственных
23 ЦГА РТ. -Ф.329. -0п.20. -Д.30. -Л.28-29
19 http://www.bestpravo.ru
20 ЦГА РТ. -Ф.329. -0п.20. -Д.30. - Л.22-23// Выводы и предложения Прокуратуры СССР о результатах проверки работы органов Прокуратуры Таджикской Республики
21 ЦГА РТ. -Ф.329. -0п.20. -Д.30. -Л. 37, 44-45,94
преступлениях, по которым привлекались военнослужащие и военнообязанные запаса во время нахождения в рядах РККА, а также дела о преступлениях лиц строевого и административно-хозяйственного состава Рабоче-Крестьянской милиции и оперативного состава органов Управления государственной безопасности НКВД, направленные против установленного для них порядка несения службы.22
В республике увеличилось количество возбужденных уголовных дел и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Так, если за 3 месяца до войны было привлечено за различного рода преступления к уголовной ответственности следователями прокуратуры и органами милиции 2703 чел., то за 3 месяца после войны 2934 человека, т.е. на 231 человек больше. В частности увеличилось количество лиц, привлеченных к ответственности за хулиганство и нарушение паспортного режима, а также за должностные преступления.2
В целом по республике за 3 месяца после начала войны значительно сократилось сроки расследования дел и количество прекращения дел. Если за 2 квартал 1941года довоенного времени было прекращено 4,4 %, то в 3 квартале прекращения дел снизилось до 3,4 %. Общий процент прекращенных дел за 1941г. составлял 12,8% к общему количеству законченных дел.24 Средняя нагрузка следователя прокуратуры в 1941г. была высокой и составлял 5-6 уголовных дел в месяц.25
В годы Великой Отечественной войны органы прокуратуры Таджикской ССР работали в тесном контакте с находящейся в республике военной и транспортной прокуратурой,26 было налажено деловое взаимоотношение с республиканским и областными Военными комиссариатами. Работа прокуроров по линии следствия также целиком была подчинена интересам войны.
Органы прокуратуры проводили определенную работу и в судебно-надзорной работе, выступали в судах первой и второй инстанции и поддерживали государственное обвинение по наиболее опасным видами преступлений, ориентировали суд на своевременное и справедливое рассмотрении дел. Например, судами в июле-августе 1941года было рассмотрено 347дел о растратах, из них было закончено с вынесениями приговоров 285 дел. Прокуроры участвовали по 125 делам т.е. по 35 %, рассмотрено 198 дел о спекуляции, из них было закончено с вынесениями приговоров 186 дел. Прокуроры принимали участие по 42 делам этой категории или 21,2% .27
Прокуроры также принимали участие при рассмотрении гражданских дел, осуществляли надзор за местами лишения свободы, принимали меры к соблюдению лимита и условий содержания заключенных, а также сроков содержания их под стражей, проводили работу по разъяснению законов военного времени.
С самого начала войны большую заботу об усилении деятельности органов прокуратуры Таджикской ССР проявляла прокуратура СССР. В октябре 1941г. отдельная бригада прокуратуры СССР, провела проверку деятельности органов прокуратуры республики и оказала практическую помощь. Итоги проверки были обсуж-
22 Раджабов С. Развитие советского уголовно-процессуального законодательства в Таджикистане. Душанбе, Ирфон, 1974. С.74
23 ЦГА РТ. -Ф.329.-Оп.20.-Д.30.-Л. 134-156.
24 ЦГА РТ. -Ф.329. -Оп.20. -Д.30. -Л.48-49
25 ЦГА РТ. -Ф.329. -Оп.20. -Д.30. -Л.44-45
26 Кенджаев С. Мирзоева К. Очерк истории прокуратуры Таджикистана, Душанбе,1995. С.154.
27 ЦГА РТ. -Ф.329. -Оп.20. -Д.30. -Л. 88
дены на расширенном оперативном совещании работников прокуратуры. Проверяющие и участники совещания вскрыли недостатки в деятельности прокуроров и обменялись опытом перестройки работы на военный лад. По итогам совещания в целях улучшения руководства по перестройке работы на военный лад и оперативного руководства работой органов прокуратуры на местах был издан специальный приказ. Прокурор Таджикской Романов А. Я. в приказе от 14 ноября 1э41года предписал выводы и предложения бригады Прокуратуры Союза ССР немедленно разослать всем областным прокурорам и обязал их проработать предложения бригады на кустовых и областных совещаниях, мобилизовать работников прокуратуры на немедленное устранение отмеченных недочетов, включить в план работы вопросы вытекающие, из выводов и предложений бригады Прокуратуры СССР организовав при этом, контроль за исполнением этих планов.28
Таким образом, с началом войны, значительно возрос объем, стал сложным характер выполняемой органами прокуратуры работы. Когда по всей стране развернулась упорная борьба и самоотверженная работа, направленная на поддержку фронта органы прокуратуры Таджикской ССР своевременно перестроили свою работу на нужды обороны страны, в соответствии с новыми задачами, выдвинутыми условиями военного времени и в основном справились с решением поставленных перед ним задач.
Прокуратура осуществляла надзор за исполнением законов военного времени, по обеспечению мобилизации материальных и людских резервов для фронта, зашиты прав семей военнослужащих и инвалидов отечественной войны, эвакуированных граждан и всю свою деятельность направила на обеспечение общественного порядка и безопасности, вела борьбу с наиболее опасными в условиях войны видами преступлений, с дезертирами, паникерами, с хищениями и спекуляцией и т.п.
В связи с образованием областных прокуратур, право разрешения на дополнительное продление срока расследования предоставлено прокурорам областей. Теперь дела, по которым производилось предварительное расследование, направлялись в суд только через прокурора, что свидетельствует об усилении надзора прокурора при направлении дел в суд.
Прокуроры поддерживали государственное обвинение по ним и ориентировали суд на своевременное и справедливое рассмотрение дел, принимали меры к соблюдению условий и сроков содержания под стражей граждан. Одновременно прокурорами проводилась большая работа по разъяснению населению законов военного времени.
Список литературы:
1. Самсонов А. М. Вторая Мировая Война 1939-1945 очерк важнейших событий. Москва , Наука , 1985.
2. Шатагин Н. Партия в период Великой Отечественной войны. М.1954, с. 57
3. Рахманов М. Организаторская и политическая деятельность компартии Таджикистана в период Великой Отечественной Войны. канд. дис.
4. Раджабов С. Развитие советского уголовно-процессуального законодательства в Таджикистане. Душанбе, Ирфон, 1974.
5. Самсонов А. М. Вторая Мировая Война 1939-1945 очерк важнейших событий. Москва , Наука , 1985. .
6. Стечкина Л.П. Трудовой подвиг таджикского народа в годы Великой Отечественной Войны, Сталинабад. 1960
7. Стечкина Л.П. Патриотический подъем трудящихся Таджикистана в первые месяцы Великой Отечественной войны (июнь-декабрь 1941 г.)
8. Келдиев И. Дустов Х. Сахми акибгохи Точикистони Шурави дар галаба бар Олмони фашисти //Точикистон дар солхои Чанги бузурги Ватани.-Душанбе, 2005.
9. Советская прокуратура. М.: Юридическая литература, 1982.С.73.Известия отделения общественных наук АН Тадж. ССР.-1956.-№8.
10. Пак Н.П. Советы Таджикистана в годы Великой Отечественной Войны.-Душанбе, 1985.
11. Приказ Прокурора СССР от 25 июня 1941г. за № 57/с «О точном соблюдении законов в условиях военного времени»
12. Кенджаев С. Мирзоева К. Очерк истории прокуратуры Таджикистана, Душанбе.1995
13. История Ленинабада (Научно-популярный очерк) Душанбе, Ирфон , 1986.
14. http://www.bestpravo.ru
15. ЦГА РТ. Ф.329.-Оп.20.-Д.29, Д.30
16. ПА ЦПИ ЦК КПТ. Ф.3. -Оп.125. - Д.14
Рецензия
Представленная на рецензию статья Мухаммадиева И.С., Мухамадиевой Д.И. «Деятельность органов прокуратуры Таджикистана в начале Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) представляет теоретический и практический интерес.
Авторы успешно аргументируют свою собственную точку зрения, раскрывают суть рассматриваемых институтов. В статье авторы предлагают и обосновывают необходимость создания четкого государственного правового механизма для деятельности органов прокураты Таджикистана в начале Великой Отечественной войны. Определены и описаны специфичные основания и условия в этот период.
Выводы авторов вполне логично вытекают из содержания работы и вносят определенный вклад в развитие науки теории государства и права.
Полагаем, что статья Мухаммадиева И.С, Мухамадиевой Д.И «Деятельность органов прокуратуры Таджикистана в начале Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» является интересной самостоятельной научной работой. Рекомендуем данную статью к публикации в издании, рекомендованном ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационного исследования.
Доктор исторических наук, профессор, Ш.М.Султонов
28 Приказ Прокурора Таджикской ССР от 14 ноября 1941г. за № 152/403/с // ЦГА РТ.- Ф.329.-Оп.20.-Д.29.-Л.228-230