Научная статья на тему 'Изменение задач и характера деятельности судебно-прокурорских органов в центре и на местах в связи с началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )'

Изменение задач и характера деятельности судебно-прокурорских органов в центре и на местах в связи с началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1037
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухаммадиев И. С.

В условиях войны правоохранительные органы играли важную роль в мобилизации потенциала страны для отпора агрессору, в укреплении дисциплины и соблюдении правопорядка. В статье приводятся сведения об изменениях в деятельности государственных и правоохранительных органов, об особом правовом режиме, предусматривавшем значительное расширение полномочий военных властей, расширение круга дел, подсудных военным трибуналам, применение чрезвычайных мер по обеспечению государственной безопасности, охране общественного порядка и укреплению обороноспособности, а также решавшем другие задачи, необходимые для победы над мощным врагом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мухаммадиев И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in structure and activity of controls, judicial system and bodies of the Soviet Office of Public Prosecution in connection with the Great Patriotic War (1941-1945)

In the conditions of war law enforcement bodies played an important role in mobilization of potential of the country for repulse to an aggressor, in strengthening of discipline and law and order observance. In article was the evidence about changes in activity state and law enforcement bodies, about the special legal regime, providing considerable expansion of powers of the military authorities, expansion of a circle of affairs, within the jurisdiction to military courts, application of emergency measures on state security maintenance, protection of a public order and defensibility strengthening, and also solving other problems necessary for a victory over the powerful enemy.

Текст научной работы на тему «Изменение задач и характера деятельности судебно-прокурорских органов в центре и на местах в связи с началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )»

10.4. ИЗМЕНЕНИЕ ЗАДАЧ И ХАРАКТЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНО-ПРОКУРОРСКИХ ОРГАНОВ В ЦЕНТРЕ И НА МЕСТАХ В СВЯЗИ С НАЧАЛОМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)

Мухаммадиев И.С., к.и.н. Должность: Старший помощник прокурора Согдийской области. Место работы: Прокуратура Согдийской области, Республика Таджикистан.

Аннотация: В условиях войны правоохранительные органы играли важную роль в мобилизации потенциала страны для отпора агрессору, в укреплении дисциплины и соблюдении правопорядка. В статье приводятся сведения об изменениях в деятельности государственных и правоохранительных органов, об особом правовом режиме, предусматривавшем значительное расширение полномочий военных властей, расширение круга дел, подсудных военным трибуналам, применение чрезвычайных мер по обеспечению государственной безопасности, охране общественного порядка и укреплению обороноспособности, а также решавшем другие задачи, необходимые для победы над мощным врагом.

CHANGES IN STRUCTURE AND ACTIVITY OF CONTROLS, JUDICIAL SYSTEM AND BODIES OF THE SOVIET OFFICE OF

PUBLIC PROSECUTION IN CONNECTION WITH THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)

Muhammadiev I.S., PhD in historical sciences. Position: Senior prosecutor’s assistant. Place of employment: prosecutors’ office of Sogdiy region, Tajikistan Republic.

Annotation: In the conditions of war law enforcement bodies played an important role in mobilization of potential of the country for repulse to an aggressor, in strengthening of discipline and law and order observance.

In article was the evidence about changes in activity state and law enforcement bodies, about the special legal regime, providing considerable expansion of powers of the military authorities, expansion of a circle of affairs, within the jurisdiction to military courts, application of emergency measures on state security maintenance, protection of a public order and defensibility strengthening, and also solving other problems necessary for a victory over the powerful enemy.

Особое место в истории правоохранительных органов занимают суровые годы Великой Отечественной войны. Мирный труд работников правоохранительных органов, как и всего Советского народа 22 июня 1941 г. прервало вероломное и внезапное нападение фашистской Германии на СССР. Против СССР была развязана самая кровавая в истории человечества война. Советский народ поднялся на священную освободительную войну, чтобы отстоять независимость Родины. Была объявлена всеобщая мобилизация. Вся жизнь страны, ее силы и ресурсы направлялись на организацию сопротивления захватчикам. В первые же восем дней войны в Вооруженные Силы СССР было

мобилизовано 5,8 млн. человек из числа военнообязанных.1

30 сентября враг начал своё генеральное наступление на Москву. Развернулось гигантское кровопролитное сражение.2 В Московской битве с оружием в руках участвовали представители всех народов СССР. Против фашистских агрессоров здесь сражались русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, казахи, узбеки, таджики, литовцы, латыши и воины других национальностей СССР.3

Цели и задачи советского народа в Великой Отечественной войне были определены в Заявление Советского правительства от 22 июня, директивы СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков» от 29 июня и речи Председателя Государственного Комитета Обороны (ГКО) И.В.Сталина по радио от 3 июля 1941 года. Партия и правительство призвали все партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации «быстро и решительно перестроит свою работу на военный лад»4

Директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков» от 29 июня 1941 г. партийным и советским организациям поручалось укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение, организовать охрану заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи, организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, оказывая во всем этом быстрое содействие истребительным батальо-

нам5.

В связи с создавшимся чрезвычайным положением ЦК ВКП(б) Президиум Верховного Совета СССР и СНК СССР издали ряд указов и постановлений, внесли изменения и дополнения в структуру государственных органов, которые зачастую были радикальными и чрезвычайными.

В первые дни войны были изданы Указы Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 г.6 утвердивший «Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий», «О режиме рабочего временны рабочих и служащих в военное время» от 26 июня 1941 г7., постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР об образовании Совета по эвакуации от

24 июня 1941 г8., Постановление ПВС СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 30 июня 1941 г. об образовании

1 Самсонов А. М. Вторая Мировая Война 1939-1945 очерк важнейших событий. Москва , Наука , 1985. С. 173.

2 Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Книга первая и вторая. М.: Военное издательство 1989. С.26.

3 Самсонов А. М. Вторая Мировая Война 1939-1945 очерк важнейших событий. Москва , Наука , 1985. С. 176.

4 Коммунистическая партия в Великой Отечественной войне (июнь 1941 -1945гг.). Документы и материалы. М..: Издательство политической литературы, 1971.- С.42.

5 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1848-1971) т.6, М..: 1971, С.17-18.

6Ведомости Верховного Совета СССР, 1941, № 29

7Ведомости Верховного Совета СССР, 1941, № 30

8История второй мировой войны. Т.4.-М.: 1975.С. 52-53.

Государственного Комитета Обороны (ГКО)9, постановление СНК СССР «О предоставлении Совнаркомам республик и край(обл)исполкомам права переводить рабочих и служащих на другую работу» от 23 июля 1941 года10 и другие нормативные акты определили задачи и изменения характера деятельности государственных органов и конкретизировали Конституционную обязанность граждан по защите Отечества.

Образованный совместным Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 30 июня 1941 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) наделялся всей полнотой власти. ГКО руководил разработкой военных операций и контролировал ход военных действий; возглавлял перевод народного хозяйства на военные рельсы; принимал постановления, обладавшие силой закона; организовывал специальные комитеты, комиссии, советы.11

Постановления ГКО подлежали беспрекословному исполнению всеми партийными, советскими, военными государственными общественными организациями и гражданами и относились к числу актов высшей юридической силы. Надзор за точным и неуклонным исполнением постановлений ГКО и стал первейшим делом всех органов советской прокуратуры.12

Постановлением СНК СССР от 1 июля 1941 года «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» наркоматам СССР предоставлялись права самостоятельно распределять материальные ресурсы между отдельными предприятиями; перераспределять капиталовложения, восстанавливать разрушенные предприятия за счет себестоимости продукции и др.13 Для охраны государственной безопасности и общественного порядка создается единый орган в рамках НкВД СССР.14

В годы Великой Отечественной войны были несколько расширены права союзных республик. Союзные республики могли вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения. Народный комиссариат иностранных дел из общесоюзного был преобразован в союзнореспубликанский народный комиссариат.15 В соответствии с законом СССР в Таджикской ССР 12 мая 1944г. образован союзно-республиканский Народный Комиссариат иностранных дел Таджикской ССР16 В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечении общественного порядка и государственной безопасности принадлежала военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где не было военных советов, - высшему командованию войсковых соединений. Военным властям предоставили право устанавливать военноквартирную обязанность, объявлять трудовую и авто-

9 Коммунистическая партия в Великой Отечественной войне (июнь 1941 -1945гг.). Документы и материалы. М..: Издательство политической литературы, 1971.- С.42.

10 Трудовое законодательство военного времены. Сб. Изд. 2-е, М. 1943.-С.8-9.

11 Ведомости Верховного Совета СССР, 1941, № 29

12 Советская прокуратура .М.: Юридическая литература,

1982.С.73.

13 История второй мировой войны. Т.4.-М.: 1975.С. 52-53.

14 Шатковская Т. В. История Отечественного государства и права .- Москва -2009. С. 299.

15 Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. № 8

16 Ведомости Верховного Таджикской ССР. 1944. № 11

гужевую повинность, производить изъятие транспортных средств, регулировать время работы учреждений и предприятий, а также нормы отпуска товаров населению, воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении, выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении лиц призванных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой.

Военные власти были вправе отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и немедленного их исполнения. За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенное в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени.17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях военного времени изменения произошли и в деятельности военных трибуналов, суда и органов прокуратуры. В соответствии с положением «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий» утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 года,18 подсудность военных трибуналов была существенно расширена. Все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, дела о преступлениях предусмотренных Законом от 7 августа 1932 г. об охране общественной (социалистической) собственности, разбое, умышленных убийствах, дела об уклонении от исполнения всеобщей воинской повинности, о насильственном освобождении из мест заключения и из-под стражи, о сопротивлении представителям власти, о незаконной покупке, продаже, хранении, а также хищении оружия.

Кроме того, военным властям было предоставлено право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения.

В соответствии с приказом Народного комиссара юстиции и Прокурора СССР от 27 июня 1941 г. на рассмотрение военных трибуналов войск НКВД были переданы все дела о террористических актах, направленных против сельского актива, о террористической агитации, о поджогах дворов сельских активистов и общественных зданий (школ, сельсоветов, колхозных ферм и т.п.) в сельских местностях. Прокурорский надзор по таким делам осуществляли военные прокуроры войск НКВД.19

Положением «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий» для военных судов было установлено изъятия из общих правил судопроизводства. Изменен процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: военным трибуналам

17 Ведомости Верховного Совета СССР, 1941, № 29

18 Ведомости Верховного Совета СССР 1941 г. № 29.

19 Приказ Народного комиссара юстиции и Прокурора СССР от

24 июня 1941 г. № 102/58// Советская прокуратура. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1981.С.124-125.

предоставлялось право рассматривать дела в составе трёх постоянных судей, по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения, упразднялся кассационный порядок обжалования приговоров. Приговоры военных трибуналов не подлежали кассационному обжалованию и могли быть изменены или отменены в порядке надзора. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно.

О каждом приговоре к высшей мере наказания (расстрел) военный трибунал сообщал телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР и Главному военному прокурору по принадлежности. В случае неполучения от них в течение 72 часов с момента вручения телеграммы адресату телеграфного сообщения о приостановлении приговора, приговор приводился в исполнение.

В Таджикистане были внесены изменения в республиканское законодательство и подсудность военных трибуналов была расширена и конкретизирована. На основании Указа Президиума Верховного Совета Таджикской ССР от 6 октября 1941 г. были внесены изменения в статью 58 Уголовно-процессуального кодекса Таджикской ССР. Военным трибуналам стали подсудны дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, и о всех преступлениях, совершенных военнообязанными во время прохождения учебных сборов, а также дела о преступлениях лиц строевого и административно-хозяйственного состава РабочеКрестьянской милиции и оперативного состава органов Управления государственной безопасности НКВД, направленные против установленного для них порядка несения службы.20

В целях наведения строго порядка на железнодорожном транспорте Указами ПВС СССР «О введении военного положения на всех железных дорогах» от 15 апреля 1943 года21 и «О введении военного положения на морском и речном транспорте» от 9 мая 1943 года,22 было объявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте. Для работников транспорта вводилась военная дисциплина, они объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на транспорте до конца войны. Дела о преступлениях на транспорте также рассматривались в военных трибуналах и по законам военного времени.

Совместным Приказом Народного комиссара юстиции и Прокурора СССР от 21 апреля 1943 года военным прокурорам железных дорог и военным трибуналам был установлен 3-дневный срок расследования всех дел о самовольных отлучках, дезертирстве, неисполнении приказаний и 3-дневный срок для их рассмотрения по поступлении дела в трибунал.23

Прокурорский надзор по делам передаваемым военным трибуналам осуществлялся соответственно военными прокурорами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 августа 1941 года «О предоставлении военным прокурорам и председателям военных трибуналов фронтов и флотов права опротестования приговоров и определений военных трибуналов» в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий военным прокурорам и

20 Раджабов С. Развитие советского уголовно-процессуального законодательства в Таджикистане. Душанбе, Ирфон, 1974. С.74

21 Ведемости Верховного Совета СССР, 1943, №15.

22 Ведемости Верховного Совета СССР, 1943, №18.

23Приказ Народного комиссара юстиции и Прокурора СССР от

21 апреля 1943 г. № 28/19// Советская прокуратура. Сборник до-

кументов. .М.: Юридическая литература, 1981.С.127-128.

председателям военных трибуналов фронтов и флотов было предоставлено право опротестования в трибуналах фронтов и флотов приговоров и определений военных трибуналов, действующих в пределах фрон-та(флота). 4

Организационно прокуратура сохранила в основном свою структуру, но Великая Отечественная война внесла существенные изменения в характер и направлениях деятельности прокуратуры, а также в структуру органов военной прокуратуры. В армии и на флоте создавались новые звенья военной прокуратуры на уровне фронтов, военных округов и на транспорте.

Органы прокуратуры были военизированы сначала в местностях, объявленных на военном положении, а затем и на транспорте. Были военизированы и территориальные прокуратуры прифронтовой полосы. В январе 1942 года была создана Главная военная железнодорожная прокуратура.

Руководство органами военной прокуратуры осуществлял Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему Главные военные прокуратуры Красной Армии, Военно-Морского Флота, железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота. Ее основная задача - надзор за исполнением законодательства военного времени, контроль за всеми видами перевозок и выявление лиц, сотрудничавших с оккупантами. В тех местностях, где этого требовала боевая обстановка, военные прокуратуры выполняли функции территориальных прокуратур.2

Военным прокурорам войск НКВД для направления в военные трибуналы передавались и дела о злостных нарушениях по светомаскировке и другим мероприятиям местной противовоздушной обороны в местностях, объявленных на военном положении. Эти дела расследовались органами милиции в 48 часов, а дела об административных правонарушениях этой категории в 24 часа. Постановления органов милиции о привлечении к административной ответственности утверждались районными и городскими прокурорами.2

Таким образом, основные изменения, внесенные в деятельность военных трибуналов и военных прокуратур в связи с началом войны, сводились к следующему:

1) были расширены права военных советов фронтов и флотов в отношении передачи военным трибуналам для рассмотрения дел о злостном хулиганстве, спекуляции и иных преступлениях, по общему правилу подсудных общим судам;

2) на рассмотрение военных трибуналов войск НКВД были переданы все дела о террористических актах, направленных против сельского актива, о террористической агитации, о поджогах дворов сельских активистов и общественных зданий в сельских местностях;

3) линейные суды железнодорожного и водного транспорта были реорганизованы в военные трибуналы;

4)дела о преступлениях на железнодорожном транспорте рассматривались в военных трибуналах и по законам военного времени;

24 Законы, принятые Верховным Советом СССР и Указы Президиума Верховного Совета СССР, 1944 // Советская прокуратура. М.: Юридическая литература, 1982.С.125.

25 Советская прокуратура. М.: Юридическая литература,

1982.С.75.

26 Приказ Прокурора СССР и Народного комиссара юстиции от

26 июня 1941 г. № 59/595 // Советская прокуратура. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1981.С.125.

5) рассмотрение дел в военных трибуналах допускалось в составе постоянных судей без участия народных заседателей и в сокращенные сроки;

6) отменялось право на кассационное обжалование приговоров военных трибуналов, вынесенных в местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых действий;

7) расширялись права военного командования в отношении контроля за законностью приговоров военных трибуналов и др.;

8) в армии и на флоте создавались новые звенья военной прокуратуры на уровне фронтов, военных округов и на транспорте;

9) предоставлено военным прокурорам и председателям военных трибуналов фронтов и флотов права опротестования приговоров и определений военных трибуналов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общие суды рассматривали дела, не относившиеся к компетенции военных трибуналов или в случае отсутствия последних. В соответствие Приказа Наркома юстиции СССР и Прокурора СССР от 28 ноября 1941 года в тех местностях, где военно-судебных органов не было, а ответственность за преступления предусматривалось «по законам военного времени», дела передавались на рассмотрение обычных судов, но с применением процессуального порядка установленного для военных трибуналов.27 В местностях, не объявленных на военном положении, народные суды оставались основным звеном судебной системы. Они рассматривали преобладающее большинство уголовных и гражданских дел.

В соответствии с поставленными новыми задачами существенно изменились методы работы и характер деятельности органов прокуратуры в тылу. В этих условиях значительно возрос объем, стал сложным характер выполняемой органами прокуратуры работы в деле внедрения законов военного времени во всех сферах жизнедеятельности государственных, хозяйственных и общественных организаций. Необходимо было установить строжайший порядок в тылу и со всей решительностью, вести борьбу с дезорганизаторами, дезертирами, паникерами, со всеми и всем, что мешало общему делу приближения победы над жестоким врагом. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы» был принят как руководство к активным действиям и работниками прокуратуры.28 Повседневная работа органов прокуратуры была направлена, прежде всего, на обеспечение точного исполнения требований законодательства об укреплении тыла, оказании помощи фронту, на всемерное содействию военному командованию.

В соответствии с новыми задачами военного времени Прокурор Союза ССР Бочков В.М. в первые же дни войны издал приказ «О точном соблюдении законов в

29

условиях военного времени» от 25 июня 1941 г, который определил основные требования перестройки работы органов прокуратуры на военный лад с целью:

а) полного содействия военному командованию и военным властям в организации сил и средств для нужд обороны страны, обеспечения общественного порядка и безопасности;

27 Муранов А. По законам военного времени // Социалистическая законность, Москва, Известия, 1990г. № 5, С. 17

28 Советская прокуратура. М.: Юридическая литература,

1982.С.73.

29 Приказ Прокурора СССР от 25 июня 1941г. за № 57/с «О точном соблюдении законов в условиях военного времени»

б) обеспечения строжайшего надзора за точным и безоговорочным выполнением законов военного времени всеми органами власти, учреждениями, предприятиями и всеми гражданами.

В соответствии с приказом Прокурора Союза ССР от

25 июня 1941года Прокурор Таджикской ССР Романов А.Я. 14 июля 1941 года направил областным прокурорам указание о перестройке работы на военный лад и порядке представления информаций о состоянии надзора и исполнения законов военного времени во всех сферах жизнедеятельности. Требовалось безоговорочно сообщать о выполнении этого приказа каждые десять дней 10, 20 и 30 числа каждого месяца.30 С самого начала войны большую заботу об усилении деятельности органов прокуратуры Таджикской ССР проявляла прокуратура СССР. В октябре 1941г. отдельная бригада прокуратуры СССР, провела проверку деятельности органов прокуратуры Таджикской ССР и оказала практическую помощь.31 В это время в состав прокуратуры Таджикской ССР входили прокуратуры Сталинабадской, Ленинабадской, Кулябской, Гармской областей, прокуратура Горно-Бадахшанской Автономной области и 71 городские и районные прокуратуры, входящие в состав областных прокуратур, позже была образована Курган-тюбинская областная прокуратура.32 В годы Великой Отечественной войны органы прокуратуры Таджикской ССР работали в тесном контакте с находящейся в республике военной и транс-

33

портной прокуратурой.

Решение задач военного времени требовало от прокуроров повышения уровня организаторской работы, деловитости и оперативности. Особую актуальность приобретала борьба с нарушениями государственной, трудовой и воинской дисциплины, хищениями государственного и общественного имущества, самовольным оставлением работы на предприятиях промышленности и транспорта, нарушениями прав защитников Родины и их семей, детской беспризорностью и безнадзорностью. Обеспечивался оперативное расследование уголовных дел.34

В укреплении органов прокуратуры кадрами и поднятию их авторитета, большую роль сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры»,35 Постановление Совета Народных Комиссаров «О введении форменной одежды для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры СССР», от 16 сентября 1943 г. за № 10023 . Классные чины работникам прокуратуры республики присваивались приказом Генерального прокурора СССР при предварительной аттестации каждого работника. Классный чин Действительного государственного советника юстиции присваивает Президиум Верховного Совета СССР. Классные чины государственных советников 1-го, 2-го и 3-го классов присваивает Президиум

30 ЦГА РТ. Ф.329.-Оп.20.-Д.30.-Л. 134-156.

31 ЦГА РТ. Ф.329. -Оп.20. -Д.30. -Л. 15-16

32 ЦГА РТ. Ф.329.-Оп.20.-Д.30.-Л. 134-156.

33 Кенджаев С. Мирзоева К. Очерк истории прокуратуры Таджикистана, Душанбе,1995. С.154.

34 Советская прокуратура .М.: Юридическая литература,

1982.С.73-74.

35 Истории советской прокуратуры в важнейших документах. -М.,1947. - С.523—529

36 Там же. - С.519-520

Верховного Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР.

В связи с возрастанием объема и осложнением характера выполняемой работы, изменений в практической деятельности органов прокуратуры в январе 1944 года СССР СНК СССР дала разрешение Прокурору СССР внести изменения в структуре центрального аппарата Прокуратуры в части реорганизации группы учета и информации в отдел статистики, создать кодификационно-справочный отдел, группу по делам несовершеннолетних и архив на правах самостоятельного отдела.37

Таким образом, в условиях войны законы военного времени выступали в качестве важнейшего средства проведения в жизнь политики государства. Введение особого правового режима, предусматривало значительное расширение полномочий военных властей, расширение круга дел, подсудных военным трибуналам.

В соответствии с поставленными новыми задачами в условиях войны существенно изменились методы работы и характер деятельности органов суда и прокуратуры. В период войны вся работа органов прокуратуры преследовала цели всемерного содействия фронту, обеспечения победы над врагом, обеспечение точного исполнения требований законодательства об укреплении тыла, оказании помощи фронту, соблюдения законов военного времени, своевременного и качественного выполнения заказов фронта, а также важнейших хозяйственных и политических мероприятий государства.

В сфере процессуального права устанавливался новый порядок расследования уголовных дел и их судебного рассмотрения дел военными трибуналами, уголовные дела расследовались прокурорами и рассматривались судами в предельно сокращенные сроки, приговор обжалованию не подлежал, вводился надзорный порядок пересмотра дел, расширена компетенция следователей и роль дознания в армии. Тем не менее, судебно-прокурорские органы осуществляли свою деятельность в соответствии с общими принципами законности и социалистического правосудия. Введение упрощенного судопроизводства и сокращенных сроков предварительного расследования и дознания было жёсткой и объективной необходимостью.

Судебно-прокурорские и следственные органы играли важную роль в обеспечение соблюдения законов военного времени, укреплении дисциплины и правопорядка, мобилизации потенциала страны для отпора агрессору. Органы прокуратуры в центре и на местах, на фронте и в тылу сумели в короткие сроки перестроить свою деятельность применительно к условиям военного времени, что обеспечило высокую эффективность их работы на всем протяжении войны.

Список литературы:

История второй мировой войны. Т.4.-М.: 1975

Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1848-1971) т.6, М..: 1971, С.17-18.

Ведомости Верховного Совета СССР, 1941, № 29, 1944. № 8

Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Книга первая и вторая. М.: Военное издательство 1989. С.26.

37 Постановление СССР СНК СССР от 16 января 1944 г.№56 // СП СССР, 1944,№2, С.31.

Самсонов А. М. Вторая Мировая Война 1939-1945 очерк важнейших событий. Москва , Наука , 1985. С. 176.

Шатковская Т. В. История Отечественного Государства и Права .- Москва -2009. С.

Пак Н.П. Советы Таджикистана в годы Великой Отечественной Войны. Душанбе, издательство Дониш, 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация суда и прокуратуры в СССР М., «Юр. Лит.» 1967

История советской прокуратуры в важнейших документах. - М.,1947.

Советская прокуратура. М.: Юридическая литература, 1982.

Советская прокуратура. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1981.

Социалистическая законность, Москва, Издательство Известия, 1990г. № 5.

Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1970, М. 1970

Кенджаев С. Мирзоева К. Очерк истории прокуратуры Таджикистана, Душанбе.1995

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.