Научная статья на тему 'Судебная система в СССР в годы Великой Отечественной войны'

Судебная система в СССР в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11056
1287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУД / ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Потий В.Н.

Во время Великой Отечественной войны изменилась структура и деятельность советских судебных органов и прокуратуры, что было обусловлено необходимостью соблюдения социалистической законности в условиях военного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судебная система в СССР в годы Великой Отечественной войны»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Трудового кодекса РФ, а не стать предметом спора на стадии расторжения трудового договора. Список использованной литературы:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N° 197-ФЗ // Российская газета. № 256. 2001.

2. Головина С.Ю. Усиление частноправовых начал в трудовом праве России / Актуальные проблемы частного права: Сборник статей к юбилею Павла Владимировича Крашенинникова: Москва - Екатеринбург, 21 июня 2014 г. / Отв. ред. Б.М. Гонгало, В. Ем. - М : Статут, 2014.

3. Железнова М.А. Судебная защита права на компенсацию при увольнении руководителя организации: коллизия норм гражданского и трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 40 - 42.

4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под редакцией А.М. Куренного, С.П. Маврина, В.А. Сафонова, Е.Б. Хохлова. - 3-е издание, пересмотренное / «НОРМА», «ИНФРАМ», 2015.

5. Сагандыков М.С. Различия в правовом регулировании трудовых отношений в бюджетных и частных организациях: дискриминация или дифференциация? // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 4. С. 33 - 36.

6. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.08.2014 по делу N 33-28081/2014. http://sudact.ru/regular (дата последнего посещения - 11 января 2016 г.).

7. Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 13.02.2013 по делу N 33428/13. http://www.resheniya-sudov.ru/menu (дата последнего посещения - 11 января 2016 г.).

© Петрова Н.А., 2016.

УДК 34.096

В.Н. Потий

2 курс магистратуры Ростовский филиал ФГБО УВПО Российский государственный университет правосудия

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация

Во время Великой Отечественной войны изменилась структура и деятельность советских судебных органов и прокуратуры, что было обусловлено необходимостью соблюдения социалистической законности в условиях военного времени.

Ключевые слова

Судебная система, суд, военный трибунал, Великая Отечественная война.

Правосудие периода ВОВ по сути разделяется на военный суд на фронте и советский народный суд в тылу, а по времени на первый период 1941-1942 гг., и второй период 1943-1945 гг.

Великая Отечественная война не упразднила существовавшую судебную систему, да и не внесла коренных изменений в правовые основы ее организации и деятельности. Продолжали свою работу народные, областные, краевые суды, верховные суды территориальных образований, Верховный Суд СССР, соответствующие органы прокуратуры. Действовали принципы судопроизводства: защита по уголовным делам, гласность, устность, ведение дела на национальном языке; сохранялся порядок пересмотра приговоров и др.1

Основные тяготы правосудия по-прежнему несли народные судьи. В СССР среднемесячное поступление дел в народные суды в 1-м полугодии 1941 г. равнялось 63 уголовным делам, во 2-м полугодии - 58. Общее количество уголовных дел в РСФСР снижалось медленнее, чем число народных судов, нагрузка на суд возросла. В конце войны в связи с ростом дел увеличивались сроки рассмотрения. Качество работы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

2

народных судов резко падает.2

Не соблюдалось время приема, подготовительные заседания не проводились. Дела слушались где попало, даже на квартире. Учет дел велся беспорядочно. Несвоевременно открывались судебные заседания. Судьи грубили, оскорбляли подсудимых. Нарушались процессуальные сроки. Большинство дел рассматривалось заочно. Повестки не вручали. Состав суда не объявлялся. Дела рассматривались без защитников. Судьи не уходили в совещательную комнату. Протоколы составлялись небрежно, за

" 3

несогласных народных заседателей расписывались посторонние люди.3

В годы войны стирание граней между гражданскими и военными судами было максимальным. Так, по Указу ПВС СССР от 26 декабря 1941 г. дознание, следствие и прокурорскую проверку проводили общегражданские органы юстиции, а судебное следствие - военные трибуналы. С началом войны, уже 19411942 гг. произошли значительные изменения в судоустройстве, в материальном и в процессуальном праве.

По Приказу прокурора СССР от 6 октября 1941 г. прокуроры республик и областей в местах, объявленных на военном положении, получили право надзора за рассмотрением в военных трибуналах войск НКВД дел о преступлениях, совершенных по Указу от 22.06.1941. Согласно Приказу НКЮ СССР и прокурора СССР от 28 ноября 1941 г., в тех местностях, где нет ВТ, дела, на основании Положения о военных трибуналах 1941 г., могли передаваться в областные и линейные суды с применением упрощенного порядка рассмотрения дел. Одновременно на военнослужащих и членов их семей распространялся особый правовой статус повышенной защиты. Постановление Пленума ВС СССР от 22 января 1942 г. предоставило судам право приостанавливать исполнение приговоров к лишению свободы до двух лет с направлением в армию военнообязанных.4

Наиболее серьезные изменения, заключались в расширении сферы деятельности военно-судебных органов. Организация и деятельность военных трибуналов были определены Указами Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положениями в районах военных действий».5

Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах и морских флотах, при армиях, корпусах и иных воинских соединениях таких как гарнизоны, дивизии, отдельные бригады и военизированных учреждениях, а также на железных дорогах, морских и речных бассейнах.

Соответственно в годы войны были созданы и военные прокуратуры. В качестве надзорной инстанции над трибуналами действовали военная коллегия, а также военно-железнодорожная и военная воднотранспортная коллегии Верховного Суда СССР. Право надзора над нижестоящими военными трибуналами было предоставлено военным трибуналам округов и фронтов. Высшими надзорными функциями обладал Пленум Верховного Суда СССР. Организационное руководство всей системой трибуналов осуществлялось Наркоматом юстиции СССР.

В местностях, объявленных на военном положении, продолжали функционировать и территориальные суды и прокуратуры, хотя объем их деятельности в связи с расширением компетенции органов военной юстиции сократился. В городах и районах, объявленных на осадном положении, территориальные судебно-прокурорские органы преобразовывались в военные. Для руководства системой трибуналов в Наркомате юстиции были созданы главные управления. Иначе говоря, все военные трибуналы входили в общую систему юстиции, а не находились в ведении военных властей, как это принято в ряде стран. Никаких особых норм права для трибуналов не существовало. Они пользовались общими для всех судов нормами.

6 июля 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу населения, в виде тюремного заключения от 2 до 5 лет. Слухи антисоветского содержания квалифицировались как контрреволюционная агитация.6 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. для фашистских преступников и их пособников - предателей Родины - была введена смертная казнь через повешение. В годы войны была установлена уголовная ответственность за уклонение от трудовых и иных повинностей, усилена ответственность за спекуляцию, повысилась ответственность за разглашение государственной тайны, была

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

установлена ответственность должностных лиц в виде лишения свободы до 10 лет, а частных лиц - до 3 лет. 7 Ставились новые задачи перед судебными органами: вести активную борьбу с дезорганизаторами фронта и тыла, принимать решительные меры против нарушителей государственной дисциплины, против халатности и расточительства.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», который устанавливал, что в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов.

Основными военно-судебными органами стали военные трибуналы, действовавшие при военных округах, фронтах и флотах, при армиях, корпусах и других воинских соединениях и военизированных учреждениях. Военная коллегия, которая по-прежнему включала в себя четыре отдела (по родам войск) и три отделения, т.е. состояла из отделов по военным трибуналам армии, флота, войск НКВД, отдела судебного надзора, отделения по суду первой инстанции. В годы ВОВ сотрудники Военной коллегии составляли относительно небольшой штат (к началу войны 66 человек, а число судей в целом по стране было около 776 человек), к концу ВОВ - 72. Военная коллегия рассмотрела более 43 тысяч дел, из них более 13 тысяч об осужденных к расстрелу). 8

Война потребовала внести некоторые изменения в систему судебного управления в СССР, были построены по трехзвенной схеме. Первое звено - военные трибуналы армий, корпусов и иных воинских соединений и военизированных учреждений; второе звено - военные трибуналы военных округов, фронтов, военно-морских флотов, третье звено - Верховный Суд СССР (Военная коллегия).

Большая часть «старых» опытных судей ушла на фронт. Суды пополнялись молодыми юридическими кадрами. Естественно, что в этой ситуации неизбежны были ошибки, выявлением и устранением которых занимались суды кассационной и надзорной инстанций, в том числе и Верховный Суд РСФСР. В годы войны, как и в предвоенные годы, возглавлял судебную систему Верховный Суд СССР, в составе которого были: Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия, Военная коллегия железнодорожного транспорта, Военная коллегия водного транспорта.

Как судебные коллегии, так и Пленум Верховного Суда СССР помогали судам в устранении и предупреждении ошибок в работе. Пленум Верховного Суда СССР помимо рассмотрения надзорных протестов давал судам руководящие указания по вопросам судебной практики. Всего за годы войны было принято 90 постановлений.

Список использованной литературы: 1.Цечоев В.К. История суда России: учеб. пособие. - М., 2013. С. 204.

2.Загорский Г.И. Осуществление судебного надзора за деятельностью военных трибуналов в годы Великой Отечественной войны: Сборник статей. М.: Воен. ин-т, 1985. N 20.

3.История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда прокуратуры. 1917-1954гг.:Сб.док. М.,1955. С.582-583.

4.Законодательные и административно-правовые акты военного времени (с 22 июня 1941 г. по 22 марта 1942 г.). М., 1942. С. 109 - 110; ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 43а, д. 3905, л. 49 - 58; оп. 81а, д. 345, л. 2. 5. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положениями в районах военных действий» // КонсультантПлюс

б.Орлов Д.В. Правоприменительная практика провокации преступления и противодействие ей в условиях военного времени (1941 - 1943 гг.) // История государства и права. 2014. N 8.

7.Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну» // КонсультантПлюс.

8.См.: Петухов Н.А. Деятельность органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны // Государство и право. 1995. N 8. С. 84, 85.

© Потий В.Н., 2016

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 342.9

Е.А.Супонина

кандидат юридических наук, доцент Воронежский институт МВД России г. Воронеж, Российская Федерация

К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОТОРОГО ПРЕДУСМОТРЕНА СТ. 20.22 КоАП РФ

Аннотация

Автором статьи анализируются вопросы, связанные с определением и нормативным закреплением объекта административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 20.22 КоАП РФ. Данная проблема рассматривается сквозь призму внесенного 18 декабря 2015 года в Государственную Думу ФС РФ законопроекта №957581-6 («Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Ключевые слова

Административная ответственность несовершеннолетних, состав административного правонарушения, объект административного правонарушения, потребление (распитие) алкогольной продукции.

Административная ответственность в России наступает лишь в том случае, если доказана вина лица (физического или юридического) в совершении административного правонарушения. Если говорить более грамотно с юридической точки зрения, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности только если в его деянии усматриваются все признаки состава конкретного административного правонарушения, предусмотренного либо федеральным законодательством (КоАП РФ), либо законодательством субъектов Российской Федерации. Понятие состава административного правонарушения является своеобразными краеугольным камнем отечественного административно-деликтного права. Только состав административного правонарушения выступает в качестве единственного основания административной ответственности.

Состав административного правонарушения представляет собой установленное законом упорядоченное единство элементов и признаков, определяющих общественно вредное деяние в качестве конкретного административного правонарушения. Однотипные признаки состава в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения, одним из которых является объект. Именно с объекта традиционно принято характеризовать правонарушение с точки зрения его состава.

Объект административного правонарушения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Как известно, в основу деления Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на главы как раз и положен родовой объект административного деликта. Например, таким объектом для правонарушений, содержащихся в главе 5 КоАП РФ, являются права граждан, в главе 7 - отношения собственности и так далее.

В связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральным законом от 21.12.2013 г. №365-Ф3[1] была принята новая редакция ст. 6.10 КоАП РФ. Изменение данного состава коснулось, в частности, предмета правонарушения: «пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, спиртные напитки» заменено на «алкогольную и спиртосодержащую продукцию». Кроме того, из состава ст. 20.22 КоАП РФ изъят квалифицирующий признак объективной стороны - общественное место.

По мнению многих отечественных административистов, законодатель справедливо усилил ответственность родителей или законных представителей несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, находящихся в состоянии опьянения, потребляющих (распивающих) алкогольную и спиртосодержащую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.