2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ТАДЖИКИСТАНА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НАПРАВЛЕННОГО НА ОХРАНУ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, БОРЬБЕ С ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТЬЮ И БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Мухаммадиев И.С., к.и.н., прокуратура Согдийской области, Республика Таджикистан, старший помощник прокурора Согдийской области
Аннотация. В период войны работа государственных и общественных органов была направлена на воспитание молодого поколения в духе любви к Родине, готовности к самоотверженной работе в тылу и героическим подвигам на фронте. С учетом того, что в годы войны многие дети остались без родителей, прокурорский надзор за исполнением законодательства строился с учетом этих условий. Внимание органов прокуратуры было сосредоточено вопросам охраны прав детей, борьбы с детской беспризорностью и с преступностью среди несовершеннолетних. Прокуратура Таджикской ССР осуществляла надзор за исполнением законов об охране детей сирот, об опеке и патронате, о борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью; об усилении охраны материнства и детства, о своевременном рассмотрении заявления о назначении пенсий и пособий, о сохранности денежных средств и продуктов питания отпускаемых на содержание детей.
Ключевые слова: безнадзорные, государственные и общественные органы, работа в тылу, охрана материнства и детства
ACTIVITY OF BODIES OF OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR OF TAJIKISTAN BEHIND EXECUTION OF THE LEGISLATION DIRECTED ON PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS, STRUGGLE AGAINST CHILDREN'S NEGLECT AND HOMELESSNESS IN THE GREAT PATRIOTIC WAR
Muhammadiev I.S., the candidate of historical sciences, Office of Public Prosecutor of Sogdijsky area, Republic Tajikistan, the senior assistant to the public prosecutor of Sogdijsky area
Annotation: In war work of the state and public bodies has been directed on education of young generation in the spirit of love for the country, readiness for self-denying work in back and to heroic feats at the front. Taking into account that in days of war many children remained without parents, public prosecutor's supervision of legislation execution was under construction taking into account these conditions. The attention of bodies of Office of Public Prosecutor has been concentrated to questions of protection of the rights of children, struggle against children's homelessness and against criminality among minors. The Office of Public Prosecutor of the Tadjik Soviet Socialist Republic carried out supervision of execution of laws on protection of children of orphans, about guardianship and patronage, about struggle against children's homelessness, neglect and criminality; about strengthening of protection of motherhood and the childhood, about timely consideration of the statement about on-value pensions and grants, about safety of money resources and foodstuff of children released on the maintenance.
Keywords: Neglected, state and public bodies, work in back, motherhood and childhood protection
В связи с войной многие дети лишились родителей или временно их потеряли, увеличилось количество безнадзорных, что привели к необходимости проведения мероприятий по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.
Трудности военного времени влияли на состояние народного образования, качество обучения и воспитания учащихся, подготовку кадров, на выполнение закона о всеобуче. Школьные учреждения республики находились в трудном положении.1 Помещения некоторых школ были заняты под военные госпитали и эвакуированные учреждения, не хватало учебников и других школьных принадлежностей. Многие школы не работали из-за отсутствия учителей. Только в период с 22 июня 1941 г. по 25 октября 1942г. в РККА было призвано около 5 тыс. учителей.2 В 1941-42 учебном году выбыло из школ 10 тыс. учащихся,3 а с начала 1942-43 учебного года не были охвачены обучением 73075 детей школьного возраста. Посещаемость учащихся в некоторых школах составляла 50-60% от общего числа школьников.4 С начала войны до мая 1943 года связь с родителями потеряли около 190 тыс. детей.5
С учетом того, что в годы войны многие дети остались без родителей, прокурорский надзор за исполнением законодательства строился с учетом этих условий. Внимание органов прокуратуры было сосредоточено вопросам охраны прав детей, борьбы с детской беспризорностью и с преступностью среди несовершеннолетних. Прокурорам поручалось принять меры к тому, чтобы ни один случай оставления без надзора детей, потерявших родителей, незаконное использование, разбазаривание и хищение денежных средств,
1 Пак Н.П. Советы Таджикистана в годы Великой Отечественной Войны.-Душанбе, 1985.-С. 138
2 Партархив. Ф.3.-Оп.4. -ед.хр. 669. - л.37
3 ЦГА РТ. Ф.20. -Оп.2. -Д.260. -Л.172
4 Партархив. Ф. 36. - Оп.1. - Ед.хр. 329. - Л.44
5 Пак Н.П. Советы Таджикистана в годы Великой Отечествен-
ной Войны.-Душанбе, 1985.-С.. 154
продуктов питания, одежды, обуви и пр. вещей, отпускаемых на содержание детей и детских учреждений не оставался безнаказанным.6 Проводились проверки законодательства об условиях содержания несовершеннолетных в детских домах, охрана труда подростков, о всеобщем обязательном начальном обучении, сохранности денежных средств и продуктов питания отпускаемых на содержание детей.
Советское государство проявлял заботу о детях. СНК СССР издало специальное постановление от 23 января 1942г. № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»7. Это был первый общесоюзный акт, содержавший правила о патронате. Им предусматривалось направление детей, оставшихся без родителей, в приемники-распределители, а оттуда в детские учреждения или на патронирование в семьи трудящихся. На каждого патронируемого выплачивалось пособие в сумме 50 руб. в месяц. Обеспечение одеждой проводилось за государственный счет.
В соответствии с постановлением СНК СССР от 23 января 1942 года СНК Таджикской ССР издал постановление от 14 марта 1942 г. за № 251 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»8. Устройство детей, оставшихся без родителей и проведение мероприятий по предупреждению детской безнадзорности считалась важнейшим государственным делом. Эти постановления возлагали на местные советы обязанность взять на себя заботу о детях, оставшихся сиротами или потерявших родителей во время эвакуации. СНК Таджикской ССР при исполкомах областных, городских, районных Советов организовал комиссии по устройству детей. В республике сотни людей изъявили желание взять на воспитание детей-сирот. Только жителями города Сталинабада за 1941-1943 гг. усыновлены, взяты на воспитание и под опеку 639 осиротевшие дети.9 Для обслуживания семей красноармейцев и детей, нуждавшихся в специальном питании, организовывались сети общественного питания. В городе Сталинабаде сеть столовых на 1 января 1942 года было 17, к 1 января 1943 года стало 43, буфеты увеличилось с 89 до 272. Несмотря на трудности в продовольственном снабжении населения, в годы войны в школьных буфетах отпускали учащимся по 50 грамм хлеба, а для детей фронтовиков и инвалидов Отечественной войны, были организованы бесплатные горячие завтраки.10
Постановлением СНК Таджикской ССР от 14 марта
1942 г. на Народный Комиссариат внутренних дел республики возлагалось обеспечить выявление всех беспризорных детей и размещение их в приемниках распределителях. В детские приемники-распределители направлялись дети до 17-летнего возраста включительно. Пребывание не превышало более одного месяца, после чего дети возвращались родителям, а в случае невозможности дети до 14 лет направлялись через органы народного образования в детские учреждения или на патронирование, а дети старше 14 лет в профтехучилища или устраивались на работу в про-
6 Письмо Прокурора СССР от 10 ноября 1942 г. за № 7/23 // ГА-СО.-Ф.163.-Оп.3.-Д.520.-л. 12
7 СП СССР 1942 г. №2.
8 Собрание действующего законодательства Таджикской ССР. Раздел Х1Х. Законодательство о народном образова-нии.Душанбе.1979.-С.347.
9 Коммунист Таджикистана, 1944, 26 января
10 Пак Н.П. Советы Таджикистана в годы Великой Отечественной войны. Душанбе, 1985.-С. 100
мышленность или сельское хозяйство.11 В городе Сталинабаде до 100 человек расширился приемник-распределитель и открылся новый приемник-
распределитель на 50 человек.12
СНК Таджикской ССР 8 января 1942 года обязал Ленинабадский и Сталинабадские областные Советы организовать детские дома на 200 человек в Сталина-бадской и Ленинабадской областях.13 Сеть детских домов в республике, несмотря на трудности военного периода постоянно расширялась. Если на 1 января 1941 года всего по Таджикистану был 21 детдом с численностью детей 2474 человек,14 то к концу 1944 года в республике функционировал 31 детдом, где находились на воспитание 3553 детей, из них 1282 человек - дети фронтовиков.15
Органами прокуратуры республики были организованы и проведены проверки исполнения постановления СНК Таджикской ССР от 14 марта 1942 г. за № 251 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», в исполкомах, подразделениях Народного комиссариата внутренних дел. По результатам прокурорских проверок Прокурор Республики направил информацию Секретарю ЦК КП(б) Таджикистана и Председателю Совнаркома Таджикской ССР.16 В информации отмечено, что постановление Правительства об организации яслей, детских площадок и обеспечении их продуктами питания выполняется формально. Не оказываются достаточная медицинская помощь колхозникам и детским яслям. Например, в Ленинабад-ской области по плану должно быть развернуто в 539 колхозах 550 яслей с охватом 11000 детей, а фактически было развернуто всего 348 яслей. В Шахристан-ском районе из подлежащих развертыванию 20 яслей, организовано 10, в Канибадамском из 30 - 12 и т.д. Все эти факты в значительной степени отразились на состоянии трудовой дисциплины в колхозах и на выполнении, производственных планов.17
С учетом возрастания объема работы Прокуратура СССР направила указание и возложила работу по охране прав детей и по борьбе с детской безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних - в прокуратурах союзных и автономных республик, краев
и областей, на специально выделенных опытных про-
18
куроров в следственных отделах. В крупных городах были выделены специально опытные следователи для расследования дел о преступлениях среди несовершеннолетних. Следователи и прокуроры по делам о несовершеннолетних обязывались не допускать ни одного факта неосновательного привлечения детей к уголовной ответственности, тщательно выявлять и привлекать к строгой ответственности организаторов и подстрекателей преступлений несовершеннолетних.
Совет Народных Комиссаров Союза ССР 15 июня
1943 г. за № 659 издал постановление «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорно-
_ Собрание действующего законодательства Таджикской ССР.
Раздел Х1 Х. Законодательство о народном образова-
нии.Душанбе.1979.-С.347.
12 ЦГА РТ. Ф.279. -Оп.14. -Д. 5. -Л.129
13 ПА Т.Ф.ИМЛ. Ф.3. - Оп.6. -Д.813. - Л.32
14 ЦГА РТ. Ф.360. -Оп.11. -Д.83. -Л.4
15
Пак Н.П. Советы Таджикистана в годы Великой Отечественной войны.-Душанбе, 1985.-С.154
- ЦГА РТ. - Ф.329. -Оп.20. -Д.77. -Л .96-99
- ЦГА РТ. - Ф.329. -Оп.20. -Д.77. -Л .96-99
18 Письмо Прокурора СССР от 10 ноября 1942 г. за № 7/23 // ГАСО.-Ф.163.-Оп.3.-Д.520.-л. 12
стью и хулиганством».19 В составе НКВД СССР и союзных республик и областных управлениях внутренних дел организованы отделы по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью. Постановлением разрешено НКВД СССР в целях борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью в дополнение к трудовым колониям для содержания детей и подростков, осужденных судами, организовать в 1943 году трудовые воспитательные колонии для содержания в них беспризорных и безнадзорных детей, а также неоднократно замеченных в мелком хулиганстве и других незначительных преступлениях. В детские трудовые воспитательные колонии направлялись подростки в возрасте от 11 до 16 лет задержанных за хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления, возбуждение уголовного преследования против которых будет признано нецелесообразным, а также воспитанники детских домов, систематически нарушающих внутренний распорядок и дезорганизирующих нормальную учебу и воспитания в детском доме.
Следует отметить, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1941 года «Об уголовной ответственности несовершеннолетних» установлено что, за преступления, не предусмотренные в постановлении ЦИК и Совнаркома СССР от 7 апреля 1935 года "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних" и Указе Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 года "Об уголовной ответственности совершеннолетних за действия, могущие вызвать крушение поездов"20, несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности, начиная с 14-летнего возраста.
Вопросам усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством, патронирования, опеки и усыновления посвящался специальный приказ Прокурора Союза ССР «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» от 22 июня 1943 г.21 Прокурорам было предписано осуществлять систематический надзор за точным исполнением названного постановления, не допускать ни одного случая оставления беспризорных и безнадзорных детей без соответствующего устройства органами просвещения, здравоохранения и внутренних дел.
На прокуроров было возложено задача требовать неуклонного выполнения инструкции НКВД, НКЮ и Прокуратуры СССР от 20 июня 1943 года о порядке направления и сроках содержания детей и подростков в трудовых воспитательных колониях НКВД СССР. Прокурорам поручалось вести постоянный надзор за тем, чтобы органы милиции не задерживали и не направляли в КПЗ или приемники-распределители детей, имеющих родителей или опекунов, за совершенное ими впервые мелкое хулиганство или другое незначительное преступление. За неосновательное задержание и незаконный арест детей и подростков, а также нарушение установленного режима содержания их в местах заключения и трудовых воспитательных
_ Справочник по законодательству для работников органов прокуратуры, суда и министерства внутренних дел. Том 2, Часть 2, М.1972.-С.534.
20 Справочник по законодательству для работников органов прокуратуры, суда и министерства внутренних дел. Том 2, Часть 2, М.1972.-С.534-540.
21 Приказ Прокурора Союза ССР от 22 июня 1943 г.№ 43 «Об
усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорно-
стью и хулиганством» // ГАСО.-Ф.163.-Оп.3.-Д.520.-л. 18
колониях - виновные привлекались прокурорами к строжайшей ответственности. В январе 1944 года в Прокуратуре СССР была создана группа по делам не-совершеннолетных.22
В целях оказания помощи детским домам СНК Таджикской ССР издало постановление «Об улучшении работы детских домов и мерах по ликвидации беспризорности и безнадзорности в республике» от 24 марта 1945 г. № 239.23 Областным исполкомам и Душанбинскому городскому Совету депутатов трудящихся было предписано оказывать помощь детским домам в вопросе выделения ближайших земельных участков для подсобных хозяйств, первичной обработки земли, выделения семян, организовать мастерские для трудового обучения воспитанников и попечительские советы при всех детдомах.
Основной задачей прокуроров по делам несовершеннолетних стало борьба с детской преступностью, охрана прав и законных интересов осиротевших детей, осуществление надзора за исполнением закона от 7 апреля 1935 г. и Указа от 31 мая 1941 г. «Об уголовной ответственности несовершеннолетних», за исполнением постановлений: а) СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»; б) СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»; в) СНК СССР от 15 июня 1943 года «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством».
Так, прокуратура Таджикской ССР выполнении указанных постановлений проверила в детдоме Кангурт-ского района Кулябской области, где воспитывались 142 чел. детей, в том числе мальчиков 100 и девочек 42 чел. В ходе проверки установлено, что столовая детдома не оборудована, находится в антисанитарном состоянии, - всего имеется три стола, максимум помещается неболее 10 воспитанников, имеется только 4 табуретки и скамейка, распологают 4 тарелки и 3 ложки на 140 воспитанников. При таком положении за обедами создается и больше очереди, часто дети учиняют скандал. Очень часто имеются случаи перебоя со снабжением, иногда дети в течение 3-х дней не получали хлеба.
Состояние здоровья детей неудовлетворительное, дети истощены, растет число больных детей. Только в декабре 1944 г. был зарегистрирован 5 случаев смерти детей, в январе 1945г. - 6 случаев и в феврале месяце 9 случаев смертности детей из-за ненадлежащего ухода и лечения. В детдоме постельные принадлежности (простыни, подушки, наволочки и т.д.) отсутствует, белье не меняется, баня и прачечная бездействуют, из-за отсутствия достаточного количества кроватей дети по 2-3 чел.спят на одной кровати, часть детей ходят босыми. В детдоме также отсутствует учебное пособие (книги, тетради, карандаши и мел).
Из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны районных, областных отделов народного просвещения и Наркомпроса Республики не обеспечивается сохранность материальных ценностей. Подсобное хозяйство детдома находится в тяжелом положении, что сильно отражается на состоянии детей. Большая часть продуктов сельхозурожая, выращенных в подсобном хозяйстве и скот состоящий на учете разбаза-
22 Социалистическая законность № 10 (684) 1991. Москва «Известия». С.11-12
23 Собрание действующего законодательства Таджикской ССР.
Раздел Х1 Х. Законодательство о народном образова-
нии.Душанбе.1979.-С.348-349.
рены, 2 лошади и 19 голов молодняка крупного рогатого скота истощены, не обеспечены кормами. Руководство детдома не занимается привлечением детей к труду. Имело место случаи избиения детей со стороны воспитателей детдома, прокуратурой был привлечен к уголовной ответственности воспитатель Курбанова. Прокурором Кулябской области по вышеизложенным фактам проведены расследование и лица, виновные привлечены к судебной ответственности.
Для устранения выявленных нарушений и привлечения к ответственности должностных лиц Прокурор Таджикской ССР направил информацию “О состоянии Кангуртского детдома Кулябской области” в ЦК КП(б) Таджикистана и Председателю СНК Таджикской ССР24 и просил обязать Наркомпрос республики принять необходимые меры к ликвидации преступности в этом детдоме, обеспечить создание нормальных условий для воспитанников и усилить контроль. А Наркому Здравоохранения обеспечить Кангуртский детдом необходимым количеством медработников. Обязать Наркомторг Таджикской ССР по мере возможности выделить для воспитанников детдома обувь, бельё, стулья, посуду и др. принадлежности.
Органами Прокуратуры Таджикской ССР часто проводились проверки правильности снабжения детей продуктами питания, использования, учета и хранения теплых вещей, вопросами своевременного определения в детские дома детей, оставшихся без родителей. По выявленным нарушениям законности вносились акты прокурорского реагирования.
В прокуратуру Курган-Тюбинской области поступило устное заявление от семьи фронтовика Гибайдулиной З. о том, что ее детям 10 и 12 лет не давали хлебные карточки ввиду того, что они перестали посещать школу, из-за отсутствия обуви. Прокуратура, проверяя это заявление, установила, что председатель Курган-тюбинского горисполкома Маркин А. дал распоряжение городскому карточному бюро не выдавать хлебных карточек детям школьного возраста, начиная с 7 лет, не представившим справки о посещении школы. Это распоряжение городское карточное бюро выполнило и 54 детям карточки до 15 декабря 1944г. выданы не были. Прокуратурой области было предложено немедленно выдать всем детям хлебные карточки, а о действиях Маркина поставлен вопрос перед областным комитетом КП(б) Таджикистана для привлечения к партийной ответственности.25
Фонды предназначенные для учителей и школьникам нередко не доходили до них, за что прокуроры привлекали виновных к ответственности. Прокурор Таджикской ССР А.Я. Романов направил информацию ЦК КП (б) Таджикистана.26 В информации отмечено, что органами прокуратуры в ряде районах республики выявлены нарушения и злоупотребления в вопросах снабжения детей и учителей. Так, заведующий Колхозчи-ёнским райторгом И. распродал разным лицам фонды выделенные для детдомов, яслей, детсадов, больниц и сладости для оздоровительной кампании. А. Пенд-жикентский райторг уклонился от открытия столовых для учителей и инвалидов отечественной войны, мотивируя это отсутствием фондов. На самом деле эти фонды району ежемесячно отпускались. За разбазаривание фондов, предназначенных для снабжения
24 ЦГА РТ. Ф.329. -Оп.20. -Д.77. - Л. 61
25 ЦГА РТ. - Ф.329. - Оп.20. - Д.77. - Лл. 6-18.
26 ЦГА РТ. - Ф.329. - Оп.20. - Д.77. - Л. 115.
учителей и срыв снабжения учителей Муминабадского района преданы суду и осуждены к различным сроком лишения свободы должностные лица Муминабадского райторготдела и районного потребительского общества и т.п.
Органами прокуратуры выявлялись факты несвоевременных выплат зарплаты учителям, виновные привлекались к ответственности. Так, заведующий Тавил-даринском РайФО Х. Б. встал на путь злоупотребления служебным положением, он несколько месяцев подряд не выплачивал зарплату учителям и медработникам и войдя в преступную связь с агентом по госстраху Н.Г. присвоил страховые суммы. За что был осужден Гармским областным судом на 5 лет лишения
свободы.27
В связи с мобилизацией на фронт из колхозов и совхозов наиболее квалифицированных рабочих и колхозников тяговой силы на полевые работы в массовом порядке привлекались учащихся и некоторая часть трудоспособного населения городов. С первых месяцев войны началась подготовка массовых колхозных кадров. Постановлением СНК СССР от 17 ноября 1941 года по всей стране, было введено обязательное обучение учащихся сельскохозяйственным специальностям. ЦК КП(б) и СНК Таджикской ССР 29 ноября
1941 года было принято постановление «Об обучении сельхозработам учеников старших классов, средных учебных заведений, учащихся вузов и части служащих городов и районов Таджикской ССР». В 1941-42 учебном году для оказания помощи колхозам на курсах сельскохозяйственного обучения было подготовлено 30 тыс. школьников старших классов, которые оказывали большую помощь колхозам в обмолоте зерна, в уходе за скотом, разведении шелковичных червей, в сборе хлопка. Летом 1942г. на полях трудились 120000 учащихся и 5000 учителей, они выработали 2 млн. трудодней,28 а в летный период 1943 года 97270 пионеров и школьников, работая на колхозных и совхозных полях, выработали 2411843 трудодня. Они собрали более 3000 тонн хлопка.29
В соответствии с Указом от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства было дано право устанавливать с разрешения СНК СССР обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день. Лица, не достигшие 16 лет, могли быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2 часов в день. Указ Президиума Верховного Совета ССР от 14 июля 1942 года «О продолжительности рабочего дня для подростков от 14 до 16 лет»30 установил продолжительность рабочего времени для подростков, не больше 6 часов и запретил применение сверхурочных работ.
Важным направлением работы органов прокуратуры считалось охрана труда подростков. Прокурорские проверки показали наличие серьезных нарушений законов на некоторых заводах и предприятиях.
27 ЦГА РТ. - Ф.329. - Оп.20. - Д.77. - Лл.87-89.
28 Партархив. Ф.3. -Оп.4. -Ед.хр.669. -Л.42
29 Сечкина Л.П. Трудовой подвиг таджикского народа в годы Великой Отечественной войны, Сталинабад 1960, -С.176
30 Указ Президиума Верховного Совета ССР от 14 июля 1942 года «О продолжительности рабочего дня для подростков от 14 до 16 лет»
Так, прокурорская проверка в Сталинабадском грав-заводе показала, что из детского приемника НКВД и Шахринаусского детского дома поступило на работу 40 детей, из которых 15 человек 10-12 летнего возраста. Однако администрация завода в лице директора Хайдарова допустив нарушение закона, использовал детей на сверхурочных работах и обязал их работать по 7-8 часов в сутки. Кроме того, директор завода не проявлял заботу о бытовом устройстве подростков, многие рабочие-подростки этих заводов жили в неудовлетворительных условиях, на заводе для этих детей не были созданы надлежащие условия (спят в коридоре по 3-4 человека на одном матраце и т.д.), представлены сами, никто им должного внимания не уделяет. В отдельные дни дети не получали хлеба до 12 часов дня и на работу в этот день никто из детей на работу не вышел и обратились с жалобой в ЦК КП(б) Таджикистана. Отмеченные нарушения закона были устранены после вмешательства прокурора.31
Во время войны основным источником пополнения народного хозяйства кадрами стали ремесленные училища и школы ФЗО, перераспределение рабочей силы между различными отраслями народного хозяйства, привлечения к труду молодежи и женщин. Уже в
1942 году число женщин в промышленности составляло 64,4 %, а в ряде мест от 70 до 80 %.32 Подготовка рабочих кадров проводилась в основном на краткосрочных курсах, в порядке индивидуального и бригадного ученичества, в системе государственных трудовых резервов, в школах ФЗО. В начале войны всего в республике функционировало 5 школ ФЗО(3 в Стали-набаде и 2 в Ленинабаде).
Постановлением СНК Таджикской ССР и ЦК КП (б) Таджикистана от 14 июля 1941 года поручено Управлению трудовых резервов Таджикской ССР организовать дополнительно сеть железнодорожных и ремесленное училищ в городах Сталинабаде, Ленинабаде и Исфаринском районе.33 В Таджикистане всего за 19411945 гг. в 10 ремесленных училищах и школах ФЗО было обучено 4,9 тыс. человек, что было значительным пополнением рабочих для промышленности.34
В работе органов прокуратуры значительное место отводилось надзору за исполнением и норм, запрещающих самовольный уход из училища (школы) и нарушения дисциплины. Директора училищ и школ ФЗО не вели надлежащий учет и своевременную борьбу с нарушениями дисциплины, несвоевременно передавали материалы в прокуратуру на учащихся, самовольно оставивших учебу, и месяцами числят их в «самовольной отлучке».
Органы прокуратуры на местах уделяли внимание надзору за исполнением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г. «Об ответственности учащихся ремесленных железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушения дисциплины и за самовольный уход из училища (школы)». Прокуратура Таджикской ССР произвела проверки состояние трудовой дисциплины в школах ФЗО Управления трудовых резервов. Проверкой было обнаружено, что директора школ ФЗО не ведут систематической и своевременной борьбы с нарушениями дисциплины и несвоевременно передают материалы в прокуратуру на
31 ЦГА РТ. - Ф.329. -<Эп.20. -Д.77. - Л .78
32 Книга памяти, стр. 12
33 ЦГА Таджикистана Ф.20, Оп.. 2, Д. 243. Л. 108
34 Пак Н.П. Советы Таджикистана в годы Великой Отечествен-
ной войны.-Душанбе, 1985.-С.
С. 66
учащихся, самовольно оставивших учебу. Так, в ФЗО № 1 ушло 110 учеников и по ФЗО № 2 ушло 40 учеников, однако несмотря на это директора школ ФЗО, в нарушение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 года материалы о привлечении к ответственности виновных в самовольном уходе не передали следственным органам. Прокурор Таджикской ССР на основе материалов проверки внес представление в ЦК и Главное Управление трудовых резервов.35
Прокурор Союза ССР, Народный Комиссар юстиции и Начальник Главного Управления Трудовых Резервов при СНК СССР издали совместный приказ от 11 сентября 1943 г. «О мероприятиях по укреплению дисциплины в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО»36. Организация борьбы с нарушителями Указа от 28 декабря 1940 г. и с другими преступлениями, совершаемыми учащимися ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО, были поставлена в тесном контакте органов суда, прокуратуры и трудовых резервов с тем, чтобы сократить, а затем и ликвидировать все эти нарушения и преступления.
В период войны были изданы ряд законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление советской семьи, института брака, материального благосостояния, повышение рождаемости и поощрение многодетных семей. Прокуратурой производились проверки законов предусматривающие охрану интересов матери и ребенка и Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» от 8 июля 1944 года37 и принимались меры для устранения нарушений.
Таким образом, в период войны работа государственных и общественных органов была направлена на воспитание молодого поколения в духе любви к Родине, готовности к самоотверженной работе в тылу и героическим подвигам на фронте. С учетом того, что в годы войны многие дети остались без родителей, прокурорский надзор за исполнением законодательства строился с учетом этих условий. Внимание органов прокуратуры было сосредоточено вопросам охраны прав детей, борьбы с детской беспризорностью и с преступностью среди несовершеннолетних. Прокуратура Таджикской ССР осуществляла надзор за исполнением законов об охране детей сирот, об опеке и патронате, о борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью; об усилении охраны материнства и детства, о своевременном рассмотрении заявления о назначении пенсий и пособий, о сохранности денежных средств и продуктов питания отпускаемых на содержание детей.
Прокурорам по делам несовершеннолетних, приходилось выполнять работу как по общему и судебному надзору, так и по руководству и надзору за следствием, в том числе и за расследованием, проводимым органами милиции, а также работу по надзору за законностью содержания несовершеннолетних в местах лишения свободы. В настоящее время эти функции возложены на различные отделы и управления проку-
ЦГА РТ. - Ф.329. -Оп.20. -Д.30. -Л .60 -76
36 ГАСО.-Ф.163.-Оп.3.-Д.520.-л. 19-20
37 Ведомости Верховного Совета СССР 1944, №60.
ратуры, что в значительной степени затрудняет работу прокуроров по делам несовершеннолетних.
Список литературы:
1. СП СССР, 1940, № 19, ст.465
2. СП СССР, 1941, №
3. Ведомости Верховного Совета СССР, 1941 г., № 30
4. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР М. Юрид.лит., 1980, с.97 (-312с)
5. Пак Н.П. Советы Таджикистана в годы Великой Отечественной Войны.-Душанбе, 1985.
6. Коммунист Таджикистана, 1942, 8 января
7. Коммунист Таджикистана, 1944, 13 ноября
8. Коммунист Таджикистана, 1945, 5 января
9. Джалилов Д. Р. Ленинский принцип свободы развода и действующее семейно-брачное законодательство // Вопросы государства и права в трудах В. И. Ленина. Душанбе, 1963
10. ЦГА РТ. - Ф.20. -Оп.2. -Д.260. -Л.172 Ф.329. -Оп.20. -Д.77. -Л.96-99
11. Исмаилов Б. работа школьных комсомольских организаций Таджикистана с учащимися в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945). уч.записки Сталинабадского пединститута им. Шевченко вып.2, 1956, с.71
12. Коммунист Таджикистана, 1944, 26 января
13. Приказ Прокурора Союза ССР от 22 июня 1943 г.№ 43 «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» // 14.гАсО.-Ф.163.-Оп.3.-Д.520.-л. 18
15. Письмо Прокурора СССР от 10 ноября 1942 г. за № 7/23 // ГАСО.-Ф.163.-Оп.3.-Д.520.-л. 12
16 Инструкция о работе прокуроров по делам несовершеннолетних от 17.01.1945 г// ГАСО.-Ф.163.-Оп.3.-Д.520.-л. 56-62.
18. Негматуллаев Х. Народное образование в Таджикской ССР за 20 лет. Таджикгосиздат, Сталинабад, 1945, с.45
19. Сечкина Л.П. Трудовой подвиг таджикского народа в годы Великой Отечественной Войны, Сталинабад 1960,
19. Известия, 13 декабря 1941 г.
20. Таджикская ССР за 20 лет. Таджикгосиздат, 1949, с.136
21. ЦГА РТ. Ф.713. - Оп.2. - Д.208. - Л.9
22. Усманов Дж. В годы великой бытвы. Душанбе, 1963, с. 101
23. Коммунист Таджикистана, 19 мая 1944 г.
24. Коммунист Таджикистана, 1943, 31 марта
25. ЦГА РТ. Ф.280. -Оп.7. -Д.218. - Л.313-317
26. История Великой Отечественной Войны Советского Союза, т.3, М.1961.
References:
1. The joint venture of the USSR, 1940, № 19, item 465
2. THE JOINT VENTURE OF THE USSR, 1941, №
3. Sheets of the Supreme body of the USSR, 1941, № 30
4. Andreev V. S. The social security right in the USSR M.Jurid.lit., 1980, p.97 (-312p).
5. Пак N.P.council of Tajikistan in days of the Great Patriotic War of Vojny.-Dushanbe, 1985.
6. The communist of Tajikistan, 1942, on January, 8th.
7. The communist of Tajikistan, 1944, on November, 13th.
8. The communist of Tajikistan, 1945, on January, 5th.
9. Dzhalilov D.R. the Lenin principle of freedom of divorce and operating family - marriage legislation//Questions of the state and the right in V.I.Lenin's works. Dushanbe, 1963.
10. TSGA РТ. - F.20.-0p.2.-D.260.-L.172 F.329.-0p.20.-D.77.-L.96-99.
11. Ismailov B. work of the school Komsomol organizations of Tajikistan with pupils in days of the Great Patriotic War (1941-1945).уч.записки Stalinabadsky teacher's college of Shevchenko вып.2, 1956, p.71.
12. The communist of Tajikistan, 1944, on January, 26th.
13. The order of the Public prosecutor of USSR from June, 22nd, 1943 № 43 «About strengthening of measures of struggle against children's homelessness, neglect and hooliganism»//14. GAS0.-F.163.-W.3.-D.520.-l. 18.
15. The letter of the Public prosecutor of the USSR from November, 10th, 1942 for № 7/23//GASO.-F.163.-W.3.-D.520.-I. 1216 Instruction about work of public prosecutors on affairs of minors from 1/17/1945 T//GASO.-F.163.-W.3.-D.520.-I. 56-62.
18. Negmatulaev H. Narodnoe obrazovanie in the Tadjik Soviet Socialist Republic for 20 years. Tadjikgosizdat, Stalinabad, 1945, p.45.
19. Sechkina L.P. Labor a feat of the Tadjik people in days of the Great Patriotic War, Stalinabad 1960.
20. News, on December, 13th, 1941.
21. The Tadjik Soviet Socialist Republic for 20 years. Tadjikgosizdat, 1949, p.136.
22. TSGA РТ. F.713. - W.2. - D.208. - L.9.
23. Usmanov Dzh. In days of great battle. Dushanbe, 1963, p.101.
24. The communist of Tajikistan, on May, 19th, 1944.
25. The communist of Tajikistan, 1943, on March, 31st.
26. TSGA РТ. F.280.-W.7.-D.218. - L.313-317.
27. History of the Great Patriotic War of Soviet Union, ^3, M. 1961.