Научная статья на тему 'Борьба с коррупцией в условиях становления и укрепления общественных отношений: проблематика российского законодательства и опыт зарубежных стран'

Борьба с коррупцией в условиях становления и укрепления общественных отношений: проблематика российского законодательства и опыт зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Борьба с коррупцией / коррупция / антикоррупционные меры / противодействие коррупции / коррупционные правонарушения / государственная служба / антикоррупционная культура / индекс восприятия коррупции. / Anti-corruption / corruption / anti-corruption measures / anti-corruption / corruption offenses / public service / anti-corruption culture / corruption perception index.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гринцевич Е.И.

В последние годы во всём мире набирают обороты вопросы борьбы с коррупцией. Так, решение данного вопроса происходит как на уровне государства, так и на международном уровне, создаются специализированные институты, формируются законы, пакты, собрания, цель которых решение столько углубленной во все сферы общества проблемы. Цифровизация общества создает как больше способов защиты от коррупции, так и порождает новые пути обхода законодательства. Сложное историческое положение российского общества, отличный менталитет населения и ряд иных факторов способствовали укореннению в нашем обществе взяточничества и иных коррупционных преступлений. Однако отсутствие решение данного вопроса тормозит развитие экономики всей страны, ослабляет государство в целом. В данной статье рассматриваются как причины, способствующие возникновению данного преступления, так и возможные меры по устранению этих причин, а также обращается внимание на политику иных стран, достигших минимальных показателей по преступлениям против государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fight against corruption in the context of the formation and strengthening of public relations: the problems of Russian legislation and the experience of foreign countries

In recent years, anti-corruption issues have been gaining momentum all over the world. Thus, the solution of this issue takes place both at the state level and at the international level, specialized institutions are being created, laws, covenants, and assemblies are being formed, the purpose of which is to solve a problem so deep into all spheres of society. The digitalization of society creates both more ways to protect against corruption and generates new ways to circumvent legislation. The difficult historical situation of Russian society, the excellent mentality of the population and a number of other factors contributed to the entrenchment of bribery and other corruption crimes in our society. However, the lack of a solution to this issue slows down the development of the economy of the whole country, weakens the state as a whole. This article examines both the causes contributing to the occurrence of this crime and possible measures to eliminate these causes, and also draws attention to the policies of other countries that have reached minimum indicators for crimes against the state.

Текст научной работы на тему «Борьба с коррупцией в условиях становления и укрепления общественных отношений: проблематика российского законодательства и опыт зарубежных стран»

УДК 343.35

Гринцевич Е.И.

Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия

Борьба с коррупцией в условиях становления и укрепления общественных отношений: проблематика российского законодательства и опыт зарубежных стран

Аннотация: В последние годы во всём мире набирают обороты вопросы борьбы с коррупцией. Так, решение данного вопроса происходит как на уровне государства, так и на международном уровне, создаются специализированные институты, формируются законы, пакты, собрания, цель которых решение столько углубленной во все сферы общества проблемы. Цифровизация общества создает как больше способов защиты от коррупции, так и порождает новые пути обхода законодательства. Сложное историческое положение российского общества, отличный менталитет населения и ряд иных факторов способствовали укореннению в нашем обществе взяточничества и иных коррупционных преступлений. Однако отсутствие решение данного вопроса тормозит развитие экономики всей страны, ослабляет государство в целом. В данной статье рассматриваются как причины, способствующие возникновению данного преступления, так и возможные меры по устранению этих причин, а также обращается внимание на политику иных стран, достигших минимальных показателей по преступлениям против государства.

Ключевые слова: Борьба с коррупцией; коррупция; антикоррупционные меры; противодействие коррупции; коррупционные правонарушения; государственная служба; антикоррупционная культура; индекс восприятия коррупции.

Grintsevich E.I.

The fight against corruption in the context of the formation and strengthening of public relations: the problems of Russian legislation and the experience of foreign countries.

Abstract: In recent years, anti-corruption issues have been gaining momentum all over the world. Thus, the solution of this issue takes place both at the state level and at the international level, specialized institutions are being created, laws, covenants, and assemblies are being formed, the purpose of which is to solve a problem so deep into all spheres of society. The digitalization of society creates both more ways to protect against corruption and generates new ways to circumvent legislation. The difficult historical situation of Russian society, the excellent mentality of the population and a number of other factors contributed to the entrenchment of bribery and other corruption crimes in our society. However, the lack of a solution to this issue slows down the development of the economy of the whole country, weakens the state as a whole. This article examines both the causes contributing to the occurrence of this crime and possible measures to eliminate these causes, and also draws attention to the policies of other countries that have reached minimum indicators for crimes against the state.

Keywords: Anti-corruption; corruption; anti-corruption measures; anti-corruption; corruption offenses; public service; anti-corruption culture; corruption perception index.

В любом обществе, строящемся на общественно-властных отношениях, возникают коррупционные явления, истоки которых можно отследить с древнейших времен развития цивилизации. Первоначальным

источником коррупции на Древней Руси был действующий на тот период времени «институт кормления», когда наместники, закрепленные за уездами и волостями, содержались за счет местного населения. Фактическое предоставление безграничной власти во всех сферах жизни местного населения и безнаказанность приводили к повышению уровня потребностей наместников и, соответственно, уровня их безнаказанного злоупотребления полномочиями [1, с.183]. В силу того, что уровень коррупции возрастает в период перестройки государственности, в Российской Федерации данном вопросу уделялось мало времени вплоть до введения в законодательство страны Федерального закона «О противодействии коррупции», ставшем основой борьбы с коррупцией в 2008 году.

Полностью ликвидировать истоки коррупции не считается возможным, хотя изучение данного вопроса ведется как на отечественном, так и на международном уровне. Так, динамику коррупции на международном уровне ведет международная неправительственная организация Transparency International, по данным которой можно отследить то, как тяжело даётся введение антикоррупционных мер в России: так, в 2008 году Российская Федерация занимала 147 место из 180, а в 2023 - 129 позиция по индексу восприятия коррупции в стране [2]. Соответственно, можно сделать выводы о достаточно медленном исправлении сложившейся ситуации, что обусловлено историческими корнями возникновения коррупции и сложившемся менталитете населения страны. Говоря о менталитете, следует указать на готовность населения страны отблагодарить должностных лиц, сотрудников за выполненную ими работу какими-либо подарками или же денежным вознаграждением. Эта ситуация сложилась из-за сложного исторического развития нашего общества. Подобное выражение благодарности стало обыденностью и делается не с целью злого умысла, а для того, чтобы выразить уровень признательности лицу за его деятельность, что не является нормой в рамках психологического аспекта общества в целом. Подобная готовность «переплатить» также выражается в том, что общественность смирилась с тем, что органы государственной власти также могут требовать что-то свыше закона.

Стабильное существование в России коррупции тормозит экономическое развитие страны и подрывает индекс доверия населения, от чего страдают органы государственной власти и устойчивость развития государства. Так, актуальной проблемой является «кризис морали» -население страны не доверяет действующим органам власти в полном объеме, не интересуется деятельностью органов власти и не стремится к реализации себя в гражданском обществе, что является также следствие коррупции параллельно с малообразованностью населения. Решение

проблемы коррупции в ветвях власти поспособствует повышению уровня заинтересованности граждан в общественной жизни и решит проблемы в других областях жизнедеятельности. Однако этот процесс за столько лет не так просто пресечь и изменить, вероятно, наиболее удачным решением будет принятие опыта других стран в области антикоррупционной деятельности. Наиболее известными и эффективными мерами в настоящее время выделяется Сингапур, который за 40 лет смог искореннить коррупцию и по индексу восприятия коррупции по данным Transparency International занять первое место, что означает полное обеспечение граждан для достойной жизни, прозрачность деятельности органов государственной власти и отсутствие коррупции в стране.

Наиболее распространенными видами коррупции выступают [3, с.51]:

- мошенничество,

- злоупотребление должностными полномочиями,

- превышение должностных полномочий, взяточничество, служебный подлог.

При этом самими признается основной причиной коррупционных действий - тесная связь государственной власти с предпринимательской деятельностью, началом которой стали 1990-е годы. Также указывается, что наиболее подверженными коррупции являются сферы - ЖКХ, строительство и IT [4].

Еще одна причина - несовершенство законодательства и низкий уровень правосознания граждан. Несовершенство законодательства выражается в довольно мягкой степени наказания за коррупционные преступления - наиболее применимым является лишение свободы сроком на 8 лет, при этом в случаях возмещения вреда этот срок сокращается до 4 лет, соответственно данная санкция теряет суть своего назначения на фоне возможности получения более выгодных для лица благ. Однако исправление законодательства и введение более суровых санкций - это только начало для изменения ситуации в стране, поскольку прямой взаимосвязи между законами и деятельностью органами государственной власти может и не быть. Соответственно, неотъемлемой частью этого пункта также является отсутствие эффективного механизма противодействия коррупционным действиям, который бы своевременно реагировал на преступления и своевременно пресекал подобные действия.

Также причиной повышенной коррупции обобщая ранние упоминания по тексту можно назвать общественный кризис, связанный с тем, что общество долгое время ставило в приоритет власть, а не закон, соответственно в настоящий период времени общество потеряло необходимость и готовность ссылаться на законы и пытаться противостоять коррупционным схемам, предпочитая подчиниться сложившемуся порядку. Отсюда вытекает четвертая причина - отсутствие

общественного контроля за органами государственной власти, что должно быть присуще демократическому государству. Ещё в 2016 году при проводимых социальных опросах было установлено, что более половины россиян считают коррупцию типичной ситуацией и неотъемлемой частью современного российского общества[5].

Помимо этого существует еще множество причин, устранение которых в перспективе и совокупности стало бы приводить к сокращению уровня коррупции.

Методы борьбы с коррупцией - это совокупность приемов и способов, направленных на предупреждение (выявление и устранение причин и источников коррупции до её реализации в жизни в виде правонарушения), выявление, пресечение и раскрытия коррупционных действий уже совершенных или совершаемых с последующей минимизацией последствий коррупции.

Одним из самых распространенных методов в настоящее время является проверка сведений о доходах среди госслужащих. Так, при трудоустройстве и в последующем при работе на должностях государственной службы предоставляются справки о доходах и имуществе для отслеживания наличия сумм сверх получаемого дохода за профессиональную деятельность.

Среди мер профилактики также следует использовать изменение психического отношения общества к коррупции. Как упоминалось выше, у граждан России на моральном уровне заложена необходимость каким-либо образом благодарить специалистов за выполняемую ими работу по долгу службы, что не является нормальным в гражданском обществе. Соответственно, необходимо повышенное внимание формированию фундаментальной психики подрастающего поколения и формирование нетерпимости в обществе к коррупционным действиям, а также к формированию такой нормы поведения, когда за получаемые услуги человек не будет стремиться к благодарности на материальном уровне и будет способен обойтись лишь словами благодарности, поскольку стоит учитывать, что за выполняемую работу должностное лицо получает заработную плату.

Следующей мерой можно назвать совершенствование структуры и системы государственных органов, создание отдельного института с рядом органов, контролирующих организации и органы власти в рассматриваемой области. Однако следует учитывать, что не все методы контроля за коррупционерами будут эффективны и не станут порождать еще большую степень коррупции. Так, ставя над исполнительными органами контрольные органы на федеральном и региональных уровнях, повышается число бесформенных органов, суть которых заключается в борьбы с коррупцией над лицами, осуществляющими аналогичную

деятельность. Учитывая, человеческий фактор и что зачастую причина взяток - низкая заработная плата, вместо того, чтобы создавать контрольный орган над контрольным, с такими же низкими заработными платами, что будет приводить к коррупционным схемам уже на нескольких уровнях. Наиболее выгодным было бы повышение платы за выполняемую деятельность изначальному лицу, над которым ставится контроль, чтобы у него не было желания обогатиться иными способами. Для выявления коррупции существуют стандартные органы - правоохранительные, соответственно, выделение и создание новых организаций в данной области в некоторой степени не имеет смысла, если по итогу контрольный орган будет стремиться также к получению личной выгоды. Пока не будет создан независимый единый орган по борьбе с коррупцией, наделенный эффективными и обширными полномочиями по примеру сингапурского Бюро по расследованию коррупции. Одновременно с созданием подобного органа должны быть произведены решительные действия по прозрачности доходов чиновников и повышение степени наказания за коррупционные преступления с введением презумпции виновности коррупционера, пока не будет доказано обратное.

Также стоит учитывать, что при расследовании уголовных преступлений необходимы неопровержимые доказательства, которыми могут выступать свидетельские показания, но к которым среди правоохранительных органов снижается степень доверия из-за возможных угроз свидетелю и, как следствие, кардинальное изменение показаний. Соответственно, необходимой мерой также выступает обеспечение защищенности свидетеля, но при этом необходимо утвердить, что такой свидетель действительно готов сотрудничать с правоохранительными органами и обладает значимо информацией [6, с.111-112].

В последние годы общественность переходит к полной информатизации, создается информационное общество и технологии охватывают практически все сферы нашей жизни. Так создается и электронное государство, среди которого выделяется электронное правосудие - это процесс отправления правосудия с использованием технических средств [7, с.146], основой которого стал федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Правосудие с использованием технических средств действует в нескольких областях:

- во внутренней организации деятельности судов действуют системы по работе с кадрами, статистикой, судебным делопроизводством и так далее. В том числе действует система, автоматически распределяющая, какому судье будет передано дело, что также снижает уровень коррупции.

- технические средства также обеспечивают порядок взаимодействия судов и иных государственных органов, что позволяет своевременно

делать запросы и получать необходимую информацию в полном объеме [8, 138-140].

Кроме того предлагается внедрение такой системы, которая на основе имеющейся информации по делу будет выводить файл с итоговым и наиболее приемлемым наказанием с точки зрения закона [9]. Однако, с учетом изменяющегося законодательства и невозможностью техникой учитывать многие факторы, данная система с её «наиболее верными санкциями» ставится под сомнение, поскольку только судья способен оценить степень реально необходимого наказания с учетом личности подсудимого, степенью его раскаивания и подходящей степенью наказания, способной в полной мере оказать воспитательное воздействие на личность.

На практике также большую эффективность показала ротация кадров, которая была проведена в Китае при вступлении на должность Си Цзиньпина. Так, считается, что при долгом нахождении человека на одной и той же должности, в силу того, что деятельность на работе становится обыденной рутиной из-за однообразности действий, а также из-за того, что госслужащий заводит устойчивые связи с руководителями как внутри одной организации, так и за её пределами по долгу службы, у него возникает большая степень желания что-то изменить в своей деятельности и некоторая степень защищенности в связи с устоявшимися связями [10]. Поэтому ротация кадров в определенные периоды является наиболее выгодной мерой предотвращения коррупции.

Таким образом, считать, что полностью искореннить коррупцию невозможно - ошибочное мнение. Для этого необходимо совершение решительных действий в совокупности, а не по отдельности. Для стран, погрязших в коррупции и не справляющихся с подобной гидрой, необходимо использовать методы борьбы стран, индекс коррупции в которых минимизирован. Пассивное поведение в отношении преступности в любой области права - это потворство своему же внутреннему врагу, ведущее к разрушению государственности и расслоению и аморальности общества. Только стремительная борьба и изменение нравственности общества способно изменит сложившуюся ситуацию, в том числе и через столь мелкие меры, как отказ от попыток благодарности должностных лиц за выполняемые ими обязанности.

Библиографический список

1. Плывч, М. О. Возможности использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в России / М. О. Плывч. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 183-185.

2. Рейтинг стран по коррупции в 2023 году // MIGRANRUMIR. URL: https://migrantumir.eom/rejting-stran-po-korruptsii/#close (дата обращения: 03.12.2023 г.).

2023, №4, часть 2

ISSN 2078-9661

3. Павлова Г.Г., Твердохлеб К.А. Современные методы противодействия коррупции на государственном и муниципальном уровне //Вестник экономики, управления и права. - №3(56). - 2021. - С.50-55.

4. Названа главная причина коррупции в России // NEWS.ru. URL: https://news.ru/society/nazvana-glavnaya-prichina-korrupcii-v-rossii/ (дата обращения: 09.12.2023 г.).

5. Более 70% россиян сочли коррупцию «типичным явлением» в стране // РБК.ру. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/57b253b29a794718abef4c8c (дата обращения: 05.12.2023 г.).

6. Славгородская О. А. Реализация координации деятельности правоохранительных органов в процессе обеспечения безопасности свидетелей при расследовании коррупционных преступлений // Legal Concept = Правовая парадигма. -Т. 20, № 2.2021. - С. 107-113.

7. Магомедова К.К. Электронное правосудие: проблемы и перспективы развития в РФ // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - Т. 40 №4. - 2021. - С. 145-151.

8. Мирошниченко О. И., Филоненко Т. В. Цифровые технологии как фактор снижения коррупционных проявлений в судебной системе // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2020. - Т. 19, № 2. - С. 136-143.

9. Рагимов И.М. О компьютерной программе определения наказания // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - № 1(52). - 2019. - С.21-22.

10. Чун Яту. Охота на "лис" / Чун Яту. - (Политреалии). - Текст : непосредственный // Китай. - 2014. - № 12. - С. 20-22.

Информация об авторе:

Гринцевич Екатерина Ивановна, магистрант, Волгоградский государственный университет., г. Волгоград, Россия

Научный руководитель: Копьёв Алексей Владимирович, доцент, к.ю.н., доцент кафедры Гражданского и Международного частного права, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия.

Grintsevich Ekaterina Ivanovna, Undergraduate, Volgograd State University, Volgograd, Russia Scientific supervisor: Kopyev Alexey Vladimirovich, Associate Professor, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Civil and International Private Law, Volgograd State University, Volgograd, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.