Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ / БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЫТОВАЯ КОРРУПЦИЯ / НАКАЗАНИЕ ЗА КОРРУПЦИЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хачатурова Евгения Владимировна, Коломина Анастасия Валериевна

Преступления коррупционной направленности привлекают большое внимание. Данные статистики свидетельствуют о том, что идет рост коррупции. Сложности с профилактикой и ограничением распространения преступлений этой направленности связаны с радом проблем: наличия в обществе мнения о том, что за коррупционные преступления в Российской Федерации ответственность несут только рядовые чиновники, неосведомлённость населения о всех возможных проявлениях коррупции, отсутствие законодательного закрепления понятийного аппарата новых видов коррупции и как следствие отсутствие законодательно урегулированных методов борьбы с ними. Поэтому для решения проблемы коррупции требуется системный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS AND WAYS TO IMPROVE RUSSIA'S ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES

Corruption-related crimes attract a lot of attention. Statistics show that corruption is on the rise. Difficulties in preventing and limiting the spread of crimes of this orientation are associated with a number of problems: the public opinion that only ordinary officials are responsible for corruption crimes in the Russian Federation, the lack of awareness of the population about all possible manifestations of corruption, the lack of legislative consolidation of the conceptual apparatus of new types of corruption and, as a consequence, the lack of legislatively regulated methods of combating them. Therefore, a systematic approach is required to solve the problem of corruption.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ»

Современные проблемы и пути совершенствования антикоррупционной деятельности

России

Modern problems and ways to improve Russia's Anti-corruption activities

Хачатурова Евгения Владимировна,

начальник отдела менеджмента и контроля качества образовательного процесса

ВЮИ ФСИН России Россия, Владимир ehach@yandex. ru

Khachaturova Evgeniya Vladimirovna,

Head of the Department of Management and Quality Control of the Educational process

VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia

Russia, Vladimir ehach@yandex.ru

Коломина Анастасия Валериевна,

доцент кафедры конституционного и муниципального права Владимирского филиала РАНХГС Россия, Владимир kolominaav@mail.ru

Kolomina Anastasia Valerievna,

Associate

Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law Vladimir branch of RANEPA Russia, Vladimir kolominaav@mail.ru

Аннотация.

Преступления коррупционной направленности привлекают большое внимание. Данные статистики свидетельствуют о том, что идет рост коррупции. Сложности с профилактикой и ограничением распространения преступлений этой направленности связаны с радом проблем: наличия в обществе мнения о том, что за коррупционные преступления в Российской Федерации ответственность несут только рядовые чиновники, неосведомлённость населения о всех возможных проявлениях коррупции, отсутствие законодательного закрепления понятийного аппарата новых видов коррупции и как следствие отсутствие законодательно урегулированных методов борьбы с ними. Поэтому для решения проблемы коррупции требуется системный подход.

Annotation.

Corruption-related crimes attract a lot of attention. Statistics show that corruption is on the rise. Difficulties in preventing and limiting the spread of crimes of this orientation are associated with a number of problems: the public opinion that only ordinary officials are responsible for corruption crimes in the Russian Federation, the lack of awareness of the population about all possible manifestations of corruption, the lack of legislative consolidation of the conceptual apparatus of new types of corruption and, as a consequence, the lack of legislatively regulated methods of combating them. Therefore, a systematic approach is required to solve the problem of corruption.

Ключевые слова: Коррупция, профилактика коррупции, борьбы с коррупцией, антикоррупционная деятельность, бытовая коррупция, наказание за коррупцию.

Key words. Corruption, prevention of corruption, fight against corruption, anti-corruption activities, domestic corruption, punishment for corruption.

Несмотря на все усилия, предпринимаемые по борьбе с коррупцией в Российской Федерации, уровень распространения этого явления в нашей стране остается недопустимо высоким. Об этом свидетельствуют данный судебной статистики, по делам о коррупционной направленности представленные на сайте Судебного департамента РФ.

Другой проблемой антикоррупционной деятельности является наличие в обществе распространенного мнения о том, что за коррупционные преступления в Российской Федерации ответственность несут только рядовые чиновники, а в отношении чиновников высших уровней власти ответственность не работает. Наличие данного мнения является проблемой антикоррупционной деятельности, так как пропадает доверие населения к власти. В тоже время, анализируя данную проблему необходимо отметить наличие громких уголовных дел в отношении министров Анатолия Сердюкова и Алексея Улюкаева, губернаторов Леонида Короткова, Вячеслава Дудки, Александра Тишанина, Василия Юрченко, Николая Демина, Вячеслава Гейзера, Владимира Торлопова и др.

Вместе с тем, несмотря на то, что уголовные дела в отношении чиновников высокого ранга

возбуждаются, общество о результатах расследования данных резонансных дел не информируется, чем и вызвано недоверие населения.

Значимое место в контроле над коррупционными проявлениями занимают средства массовой информации. Данный инструмент способен не только оповещать население об ответственности за участие в коррупционных схемах, но и создавать в обществе обстановку осуждения коррупции, путем оглашения конкретных случаев коррупционных преступлений, вследствие которых реальные участники преступлений несли ответственность за нарушение закона.

Так же средства массовой информации поддерживают государственные решения по противодействию коррупции и придают их огласке, что позитивно влияет на правосознание людей. При этом, информируя общественность о результатах противодействия коррупции, следует строго соблюдать конституционные нормы, гарантирующие права граждан, чтобы не превратить процесс борьбы с коррупцией в передел собственности и устранение конкурентов.

В качестве следующей проблемы антикоррупционной деятельности можно выделить отношение населения страны к коррупции. В Российской Федерации коррупция воспринимается как что -то должное. Мелкая коррупция большинством населения воспринимается как нормальное явление. Дача и получение взяток в небольших размерах в общественном мнении ассоциируется с «благодарностью» за оказанные услуги, а не взяткой.

Такая ситуация восприятия коррупции как нормы негативным образом сказывается на борьбе с коррупцией и способствует распространению коррупции в стране. Так чиновники, которые сначала берут «благодарность» со временем превращаются в чиновников, которые без этой самой «благодарности» просто не выполняют свои должностные обязанности.

В тесной связи с предыдущей оказывается проблема неверного понимания понятия «коррупция». Так по результатам проведенных опросов 81,3% опрошенных понимают коррупцию как «получение/дачу взятки за принятие нужного решения», 58,3% опрошенных в качестве дополнительного определения коррупции выделяют «использование должностного положения в корыстных целях», большинство опрошенных коррупцию на уровне муниципальной власти не воспринимают.

Новые формы и виды коррупционных проявлений, отсутствие законодательного закрепления понятийного аппарата новых видов коррупции и как следствие отсутствие законодательно урегулированных методов борьбы с ними.

По нашему мнению, коррупция представляет собой сложное, многоаспектное явление, которое подстраивается под изменения в обществе, чем обусловлено возникновение новых видов нематериальной коррупции: фаворитизм, непотизм, трайбализм, лоббизм, протекционизм и пр. Борьба с коррупцией будет не

полной и не эффективной, если вместе с видами материальной коррупции не будет уделено внимание борьбе с нематериальными видами коррупции, опасность которой ничуть не меньше.

Уделение значительного внимания правоохранительных органов борьбе с фактами «бытовой коррупции». Правоохранительные органы в работе с коррупцией большие усилия направляют на выявление фактов мелкой коррупции. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации более 90% лиц, осужденных за преступления коррупционной направленности, были осуждены за получение или дачу взятки в размере до 50 тыс. рублей. То есть, вместо того, чтобы заниматься расследованиями фактов коррупции приносящих значительные убытки государству, представляющих значительную общественную опасность, сотрудники правоохранительных структур занимаются мелкими фактами коррупции. Мы полагаем, что в реализации антикоррупционной деятельности важно уделять внимание всем фактам проявления коррупции, разных масштабов.

Еще одной проблемой антикоррупционной деятельности является тот факт, что субъектами коррупции зачастую являются те лица, которые должны бороться с коррупцией. Так, коррупция распространена в правоохранительных органах, органах государственной и муниципальной власти, среди военнослужащих, в учебных заведениях и пр.

Отсутствие антикоррупционного образования и антикоррупционного воспитания детей и молодежи представляет собой проблему антикоррупционной деятельности. Отсутствие антикоррупционного образования и воспитания сказывается на последующем восприятии уже повзрослевших школьников и студентов фактов проявления коррупции, отношения к коррупции. Эффективная борьба с коррупцией возможна только при наличии взаимодействия государства и общества. Коррупция должна стать для общества неприемлемой и осуждаемой. Любые проявления коррупции даже малого масштаба должны восприниматься населением как преступления. В тоже время в современной российской действительности коррупция небольших масштабов, воспринимается как должное и само собой разумеющееся. В обществе присутствуют стереотипы относительно возможности и допустимости взяток за помощь в оформлении документов, медицинское обслуживание, устройство в детские сады, школы и пр. Создание системы антикоррупционного воспитания и образования позволит в дальнейшем изменить взгляды населения, сформировать негативное отношение к любым фактам проявления коррупции.

Проведенный анализ фактов совершения коррупционных правонарушений позволяет сказать, что одним из наиболее распространенных видов совершения коррупционных правонарушений является несоблюдение запретов и ограничений государственными служащими, которые возложены на них требованиями антикоррупционного законодательства.

В качестве одного из таких правонарушений можно выделить несоответствие сведений о доходах и расходах, предоставляемых государственными служащими, причем иногда такие расхождения являются малозначительными. Вместе с тем, даже при малозначительном расхождении сведений о доходах и расходах государственного служащего, он может быть подвергнут ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Применение ответственности в отношении государственных служащих при таких ситуациях демотивирует их, и может способствовать проявлению коррупции у ранее добросовестных государственных служащих.

Еще одной проблемой антикоррупционной деятельности в Российской Федерации является латентный (скрытый) характер коррупционной преступности, так значительная часть коррупционных преступлений не выявляется по причине того, что лица, дающие взятки (в том числе лица, которых вынуждают взятку) отказываются заявлять в правоохранительные органы по данному факту. Причинами отказа от сотрудничества с

правоохранительными органами, является недоверие к правоохранительным органам, боязнь за себя и своих близких, низкий уровень защищенности заявителей.

На основании сказанного видеться возможным предложить следующие пути решения обозначенных проблем:

Во-первых, в качестве меры по решению проблемы информирования населения можно предложить закрепление за ответственными лицами требований по предоставлению средствам массовой информации данных о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности. Также возможно создание официального портала, на котором будет отображена вся информация о коррупционных преступлениях крупного масштаба, их расследовании, наказании в отношении лиц их совершивших и пр. Создание такого информационного портала также будет способствовать повышению уровня доверия населения к государственным органам, ведь информация, предоставленная на портале о фактах совершения коррупционных преступлений, будет в отношении всех коррупционеров вне зависимости от занимаемого ими должностного положения.

Во-вторых, заслуживает внимания и вопрос ужесточения ответственности за совершение коррупционных преступлений. Мы понимаем, что современной российской действительности вопрос применения таких жестких мер ответственности, как смертная казнь или пожизненное заключение за совершение коррупционных преступлений невозможен. Однако, необходимо обратить внимание на ужесточение ответственности в части лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Мы полагаем, что применение лишения права занимать определенные должности на срок до трех,пяти или семи лет, за совершение коррупционного преступления недостаточно.

В целях повышения уровня ответственности государственных служащих, чиновников, сотрудников сферы образования и здравоохранения и пр. мы предлагаем внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и предусмотреть лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью пожизненно. Так, чиновник, совершивший коррупционное преступление не должен после отбывания соответствующего наказания иметь право в дальнейшем занимать должности государственной или муниципальной службы.

Наконец в третьих, в целях повышения уровня грамотности населения в антикоррупционной сфере рекомендуется создание системы многоуровневого антикоррупционного образования и воспитания. Мы полагаем, что в качестве обязательного школьного предмета, а также дисциплины в ВУЗах страны должно быть введено направление антикоррупционной деятельности. Школьники и студенты уже на этапе своего взросления и становления как личности должны сформировать у себя негативное отношение к любым фактам коррупции, нетерпимость к коррупционным преступлениям должна стать нормой современного общества.

Список используемой литературы:

1. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012, № 50, ст. 6953; 2014, № 52, ст. 754; 2015, 45 ст. 6204.

2. Аккаева Х.А., Геляхова Л.А. Некоторые размышления

о противодействии коррупции в системе государственного управления // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 4. С. 138-140.

3. Воронцов С.А., Локота О.В., Голобородько А.Ю., Понеделков А.С. О проблемах противодействия коррупции в современной России и возможных направлениях повышения эффективности антикоррупционной деятельности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. №1(92). С. 76-80.

4. Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности за 2015-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL:http://www.cdep.ru/index.php?id=216.

5. Состояние преступности в России за январь - октябрь 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b 1 aew. xn--p 1 ai/reports/item/16945572/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.