Научная статья на тему 'Борьба с коррупцией в странах мира'

Борьба с коррупцией в странах мира Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
борьба с коррупцией / зарубежный опыт / антикоррупционное законодательство / ответственность юридических лиц / гласность / лоббирование / fight against corruption / foreign experience / anti-corruption legislation / responsibility of legal entities / publicity / lobbying

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Михайлович Иншаков, Вера Александровна Казакова

Введение. Коррупция – негативное социальное явление, присущее любому государству мира, является глобальной проблемой международного характера. Каждая страна как с высоким, так и с низким уровнем коррупции своими методами ведет борьбу с ней. Эффективность этой борьбы зависит от правильности выбора средств и методов на основе исторических традиций, менталитета населения, социально-экономических и политических условий. Изучение и обобщение зарубежного опыта позволит выделить приемлемые для России меры противодействия коррупции. Методы. Применяется сравнительный анализ национальных документов по противодействию коррупции, анализируются создаваемые в зарубежных странах антикоррупционные государственные и негосударственные органы, рассматриваются приоритетные направления государственной политики по борьбе с коррупцией. Результаты. Получена информация о противодействии коррупции в государствах мира с разным ее уровнем, включая законодательство, антикоррупционные управленческие механизмы, особенности уголовной ответственности и наказуемости коррупционных правонарушений, готовности населения к борьбе с коррупцией. Выводы. Исследование позволило выявить следующие закономерности: эффективность антикоррупционной борьбы достигается проявлением политической воли руководства страны, принятием комплекса мер в области законодательного обеспечения (в том числе установлением адекватной ответственности виновных в коррупционных правонарушениях), выработкой организационных мер воздействия на коррупцию, обеспечением гласности и прозрачности государственного управления, развитием гражданского общества – значительной движущей силы в борьбе с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fight against corruption in the countries of the world

Introduction. Corruption, a negative social phenomenon inherent in any State of the world, is a global problem of an international nature. Every country with both high and low levels of corruption is fighting it with its own methods. The effectiveness of this struggle depends on the correct choice of means and methods based on historical traditions, the mentality of the population, socio-economic and political conditions. The study and generalization of foreign experience will make it possible to identify anti-corruption measures acceptable to Russia. Methods. A comparative analysis of national anti-corruption documents is applied, anti-corruption state and non-state bodies created in foreign countries are analyzed, priority directions of state anti-corruption policy are considered. Results. Information was obtained on combating corruption in the countries of the world with its different levels, including legislation, anti-corruption management mechanisms, features of criminal liability and punishability of corruption offenses, the readiness of the population to fight corruption. Conclusions. The study revealed the following patterns: the effectiveness of the anti–corruption fight is achieved by the manifestation of the political will of the country's leadership, the adoption of a set of measures in the field of legislative support (including the establishment of adequate responsibility for those responsible for corruption offenses), the development of organizational measures to influence corruption, ensuring transparency and transparency of public administration, the development of civil society a significant driving force in the fight with corruption.

Текст научной работы на тему «Борьба с коррупцией в странах мира»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Международное право

Научная статья УДК 343

Борьба с коррупцией в странах мира

Сергей Михайлович Иншаков1, Вера Александровна Казакова2

12 Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

2 ВНИИ МВД России, Москва, Россия

1 insmi@yandex.ru

2 vera1313@yandex.ru

АННОТАЦИЯ. Введение. Коррупция - негативное социальное явление, присущее любому государству мира, является глобальной проблемой международного характера. Каждая страна как с высоким, так и с низким уровнем коррупции своими методами ведет борьбу с ней. Эффективность этой борьбы зависит от правильности выбора средств и методов на основе исторических традиций, менталитета населения, социально-экономических и политических условий. Изучение и обобщение зарубежного опыта позволит выделить приемлемые для России меры противодействия коррупции.

Методы. Применяется сравнительный анализ национальных документов по противодействию коррупции, анализируются создаваемые в зарубежных странах антикоррупционные государственные и негосударственные органы, рассматриваются приоритетные направления государственной политики по борьбе с коррупцией.

Результаты. Получена информация о противодействии коррупции в государствах мира с разным ее уровнем, включая законодательство, антикоррупционные управленческие механизмы, особенности уголовной ответственности и наказуемости коррупционных правонарушений, готовности населения к борьбе с коррупцией.

Выводы. Исследование позволило выявить следующие закономерности: эффективность антикоррупционной борьбы достигается проявлением политической воли руководства страны, принятием комплекса мер в области законодательного обеспечения (в том числе установлением адекватной ответственности виновных в коррупционных правонарушениях), выработкой организационных мер воздействия на коррупцию, обеспечением гласности и прозрачности государственного управления, развитием гражданского общества - значительной движущей силы в борьбе с коррупцией.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: борьба с коррупцией, зарубежный опыт, антикоррупционное законодательство, ответственность юридических лиц, гласность, лоббирование

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Иншаков С. М., Казакова В. А. Борьба с коррупцией в странах мира // Научный портал МВД России. 2023. № 2 (62). С. 119-127.

International Law

Original article

The fight against corruption in the countries of the world

Sergey M. Inshakov1, Vera A. Kazakova2

12 Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia

2 NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia

1 insmi@yandex.ru

2 vera1313@yandex.ru

ABSTRACT. Introduction. Corruption, a negative social phenomenon inherent in any State of the world, is a global problem of an international nature. Every country with both high and low levels of corruption is fighting it with its own methods. The effectiveness of this struggle depends on the correct choice of means and methods based on historical traditions, the mentality of the population, socio-economic and political conditions. The study and generalization of foreign experience will make it possible to identify anti-corruption measures acceptable to Russia.

© Иншаков С. М., Казакова В. А., 2023

Methods. A comparative analysis of national anti-corruption documents is applied, anti-corruption state and nonstate bodies created in foreign countries are analyzed, priority directions of state anti-corruption policy are considered.

Results. Information was obtained on combating corruption in the countries of the world with its different levels, including legislation, anti-corruption management mechanisms, features of criminal liability and punishability of corruption offenses, the readiness of the population to fight corruption.

Conclusions. The study revealed the following patterns: the effectiveness of the anti-corruption fight is achieved by the manifestation of the political will of the country's leadership, the adoption of a set of measures in the field of legislative support (including the establishment of adequate responsibility for those responsible for corruption offenses), the development of organizational measures to influence corruption, ensuring transparency and transparency of public administration, the development of civil society - a significant driving force in the fight with corruption.

KEYWORDS: fight against corruption, foreign experience, anti-corruption legislation, responsibility of legal entities, publicity, lobbying

FOR CITATION: Inshakov S. M., Kazakova V. A. The fight against corruption in the countries of the world // Scientific Portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No. 2 (62). P. 119-127 (In Russ.).

Борьба с коррупцией - одна из самых актуальных проблем современности. Во всех странах мира руководители государства, законодатели, криминологи, работники правоохранительных органов ищут пути избавления от этого социального зла. Победить коррупцию пока никому не удалось - она есть во всех странах. Однако параметры ее в государствах мира различны. В одних странах коррупция становится едва ли не политической доминантой. Уже не государство ведет борьбу с коррупцией, а коррупционеры захватывают государственные структуры и используют их в своих корыстных интересах. Для таких государств мировой банк разработал специальный термин - «коррупция с захватом государств». В странах с развитым гражданским обществом и укоренившимися традициями правового государства коррупция находится на очень низком уровне, граждане практически не замечают ее и даже не знают о ее существовании. Несомненно, и в этих странах коррупционные процессы таят в себе общественную опасность. Однако величина этой общественной опасности настолько мала, что ею можно пренебречь. Систему противодействия коррупции в этих странах вполне корректно было бы считать эталонной. Однако далеко не во всех странах мира мы можем обнаружить развитое гражданское общество, обладающее политической субъектностью. От традиций правового государства эти страны настолько далеки, что вполне обоснованно социальные процессы в таких странах по сравнению с правовыми государствами можно охарактеризовать достаточно емким терминологическим оборотом - «с точностью до наоборот». Не исключено, что и в этих странах когда-нибудь сформируется дееспособное гражданское общество и возникнут устойчивые антикоррупционные традиции. Однако пока этого не произошло, пытаться сформировать здесь эталонные антикоррупционные системы - это не что иное, как попытка с негодными средствами.

Тем не менее, и здесь борются с коррупцией, и в этих странах могут быть сформированы вполне эффективные актикоррупционные системы. Как правило, в основе этих систем находятся жесткие и сверхжесткие меры по отношению к коррупционерам. Исследование коррупции в странах мира позволит увидеть закономерности реализации эффективных инструментов противодействия ей. Этот опыт может оказаться весьма значимым для России, в которой тоже серьезное значение придается формированию антикоррупционной системы. Какие антикоррупционные меры могут оказаться наиболее продуктивными в нашей культурной и экономической среде? Поиску ответа на этот вопрос посвящена данная статья, авторы которой в традициях криминологического страноведения пытаются его найти в ходе исследования зарубежного опыта борьбы с коррупцией.

Имеется достаточно стандартный комплекс основных инструментов антикоррупционной деятельности, которые используются государствами.

1. Нормативное регулирование противодействия коррупции и его стратегическое планирование

Есть страны, присоединившиеся ко всем основным международным антикоррупционным документам - Конвенциям либо к части из них. Однако сам по себе факт присоединения или неприсоединения еще не обеспечивает эффективного противодействия коррупции. Так, например, Госдума РФ денонсировала Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, так как комитет министров Совета Европы прекратил полноправное членство России в объединении ГРЕКО, которое следит за соблюдением Конвенции, после чего стране не оставили права голоса и исключили возможность участвовать в обсуждении докладов. Такие условия Россия посчитала для себя неприемлемыми, ведущими к дискриминации в рамках оценочных механизмов ассоциации. При этом национальное законода-

тельство в значительной мере обеспечивает антикоррупционную стратегию.

Во многих зарубежных странах также законодательство предусматривает действенные антикоррупционные меры. Законы о борьбе с коррупцией, стратегические и программные документы в этой сфере приняты в Казахстане, Беларуси, Киргизии, Армении, Таджикистане и других государствах СНГ.

В Уголовном кодексе Киргизии в главе 42 «Коррупционные и иные преступления против интересов государственной и муниципальной службы» наряду с традиционными коррупционными запретами, касающимися взяточничества и иных должностных преступлений, есть специальная ст. 336 «Коррупция». В ней коррупция определяется не как конкретное деяние, а как определенного рода деятельность, состоящая в умышленном «создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставлении ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающем угрозу интересам общества или государства»1. Такое понимание коррупции как системного процесса позволяет эффективнее применять уголовный закон в отношении наиболее опасного проявления коррупции - ее организованной составляющей.

Интересен опыт Республики Казахстан, в Уголовном кодексе которой практически во всех санкциях упоминаются такие виды дополнительных наказаний, как конфискация имущества и пожизненное лишение права занимать определенные должности, что свидетельствует об ужесточении ответственности за коррупционные преступления. Кроме того, в последние годы существенно расширен перечень этих деяний. В качестве специального признака субъекта в квалифицированных составах названы лицо, занимающее ответственную государственную должность в правоохранительном органе, и судья2. Важной антикоррупционной мерой является принятие нового нормативного акта - Закона от 3 января 2023 г. № 188^И «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противо-

действия коррупции и обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите». В нем установлена ответственность за незаконное обогащение, что является существенным шагом вперед после внедрения декларации о доходах и расходах государственных служащих в этом государстве с 2021 г. В частности, с 1 января 2027 г. вступают в силу два вида санкций: фискальные и карьерные. Первые применяются, если «расходы превышают доходы более чем на 1000 месячных расчетных показателей (МРП; 1000 МРП на сегодняшний день составляют 3 180 тыс. тенге, или около 465 тыс. рублей)», и представляют собой «административный штраф в размере 90 % от суммы расхождения». Вторые - это «увольнение по отрицательным мотивам с запретом замещать должности гражданской службы и должности в субъектах квазигосударственного сектора, связанные с выполнением функций, приравненных к государственным, в течение 3 лет» в случае, если расходы превышают сумму источников их покрытия за вычетом 1000 МРП более чем на размер годового дохода служащего»3. Данные о коррупционных правонарушениях будут учитываться в государственной статистике и предупреждать проникновение коррупционеров в государственный аппарат.

Основным субъектом коррупционной деятельности является должностное лицо. В первую очередь речь идет о государственных служащих. Их доходы и расходы должны подвергаться контролю, нельзя допускать конфликта интересов. Большинство стран предусмотрели это в своих программных документах и законодательных актах. В некоторых странах (например, Норвегии) к ответственности за коррупционные правонарушения (в том числе преступления) привлекаются и бизнесмены. Соответствующая глава есть и в УК РФ - «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Серьезный подход к этой стороне антикоррупционной деятельности имеется и в Беларуси. Строго определены правила получения подарков и услуг должностными лицами, соблюдаются препятствия для их участия в деятельности контрольных и надзорных органов, коммерческих организаций, на работу в госорганы не принимаются лица, дискредитировавшие себя в прошлом [1; 2]. Уточнены позиции по декларированию имущества. В частности, в соответствии со ст. 36 Закона РБ

1 URL : http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112309? cl=ru-ru (дата обращения : 09.01.2023).

2 См.: URL : https://online.zakon.kz/document/?doc_id

=31575252&pos=5429;84#pos=5429;84 (дата обращения : 09.01.2023).

3 В Казахстане внесены поправки в антикоррупционное законодательство. URL : https://anticor.hse.ru/main/news_ page/v_kazahstane_vneseny_popravki_v_antikorruptsionnoe_ zakonodatelstvo (дата обращения : 09.01.2023).

от 15 июля 2015 г. № 305-3 «О борьбе с коррупцией» расходы госслужащих на приобретение имущества не должны явно превышать 25 % их доходов. В случае такого превышения это имущество безвозмездно изымается или взыскивается его стоимость по иску прокурора на основании решения суда в доход государства4.

Государства, чей уровень коррупции считается губительным, вынуждены принимать законы с целью улучшения как внутренних социально-экономических условий жизни своих граждан, так и возможности контактировать с другими странами на внешнем рынке. Бразилия, где высок уровень коррупции на всех уровнях общества, от высших эшелонов политической власти до муниципалитетов5, создала солидную нормативную базу, приняв антикоррупционный закон в 2013 г., а также законы о доступе к информации (2011 г.), о столкновении интересов (2013 г.). В качестве программного документа постоянно действует программа «Национальная стратегия по борьбе с коррупцией и отмыванием денег». Такую же политику проводит ЮАР. Там приняты Закон о предотвращении и борьбе с коррупцией (2004 г.), Закон о предотвращении организованной преступности (1998 г.), Закон о Национальном управлении прокурорского надзора (1998 г.). В Нигерии действует закон № 16 «О доходах от преступной деятельности (возврат и управление)», принятый 12 мая 2022 г., которым предусмотрена конфискация незаконных активов до вынесения приговора6. Ужесточаются наказания за коррупцию в Венесуэлле. Закон от 2 мая 2022 г. № 6.699 «О внесении изменений в Закон от 19 ноября 2014 года № 6.155 „О противодействии коррупции"» вдвое увеличил штраф за нарушения, связанные с несоблюдением антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей7.

Серьезные усилия в борьбе с коррупцией прилагает Боливия, принявшая в 1999 г. новый уголовно-процессуальный кодекс, отличительной новацией которого является введение конфискации имущества за коррупционные престу-

пления и рассмотрение таких уголовных дел на публичных слушаниях и судом присяжных8.

В Китае традиционно применяются радикальные меры. Декларируется искоренение «четырех поветрий» - формализма, бюрократизма, гедонизма и расточительства. Страна придерживается принципа так называемой нулевой терпимости к коррупционерам, за чем бдительно следит ЦК КПК. Не на словах, а на деле претворяется в жизнь серьезная антикоррупционная политика. «По итогам кампании на несколько десятков тысяч членов партии были наложены дисциплинарные взыскания, закрыты сотни строительных проектов, произошло значительное сокращение парка служебных автомобилей, расходов на протокольные мероприятия и зарубежные поездки»9. Заслуживает внимания и примера для применения в России активизация в 2021 г. деятельности по задержанию и привлечению к ответственности уехавших из страны коррупционеров через Интерпол и другие формы сотрудничества с зарубежными государствами. В результате операций «Небесная сеть-2-21» и «Охота на лис» несколько тысяч коррупционеров были привлечены к ответственности, возмещение ущерба составило почти полмиллиарда долларов США10. За 5 лет наказание было вынесено примерно миллиону чиновников [3]. Аналогичная политика проводится Национальной антикоррупционной комиссией Таиланда. Там приняты Закон о борьбе с коррупцией (1999 г.), Закон о преступлениях, касающихся проведения тендеров (1999 г.), Закон об управлении активами (2000 г.).

Наибольших результатов удалось достичь Сингапуру, где Единое бюро по расследованию коррупции - достаточно независимая структура с широкими полномочиями, не подчиненная ни МВД, ни прокуратуре, возглавляемая избираемым президентом. Высокие зарплаты чиновников и прозрачность их доходов - факторы, позволившие этому государству выйти на одну из первых позиций в борьбе с коррупцией [4].

4 См.: URL : https://pravo.by/document/?guid=3871&p0 =H11500305 (дата обращения : 10.01.2023).

5 См.: Коррупция в Бразилии. URL : https://translated. turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.225e8ceb-63d0ef15-7f85c806-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/ Corruption_in_Brazil (дата обращения : 09.01.2023).

6 См.: URL : https://www.nfiu.gov.ng/Home/DownloadFile ?filePath=C%3A%5CNFIU%5Cwwwroot%5Cdocuments%5CPO Cp_SIP93U (дата обращения : 09.01.2023).

7 См.: URL: https://www.asambleanacional.gob.ve/storage/

documentos/leyes/ley-de-ref-0220609140054.pdf

8 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Боливии 1999 г.: Codigo de Procedimiento Penal Bolivia // WIPO. URL : https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/es/bo/bo033es.pdf (дата обращения : 09.01.2023).

9 Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан (Справочная информация) / Министерство юстиции Российской Федерации. URL : https://minjust.gov.ru/ru/pages/protivodejstvie-korrupcii/inostrannyj-opyt-borby-s-korrupciej/ (дата обращения : 09.01.2023).

10 См.: Китай запустил операцию «Небесная сеть-2021» по розыску и задержанию беглых коррумпированных чиновников. URL : http://russian.news.cn/2021-02/24/c_139764326. htm (дата обращения : 09.01.2023); Китайская «Охота на лис». URL : https://www.golosameriki.com/a/usa-fbi-china-fox-hunt/5493567.html (дата обращения : 10.01.2023).

№№2 (62) О023

Мексика с 2015 г. постаралась охватить антикоррупционными реформами различные векторы, одновременно регламентировав ответственность государственных служащих, внеся новации в систему государственного управления, деятельность прокуратуры, фискальную координацию, обновив административное правосудие и уголовное законодательство.

Новая Стратегия деятельности по предупреждению и противодействию коррупции разработана в Непале. Нидерланды подготовили Ноту о борьбе с коррупцией, провозглашающую политику честности и неподкупности.

Антикоррупционная политика Франции осуществляется на основе Закона «О прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономической жизни» (2016 г.), который досконально регламентирует механизмы противодействия коррупционному поведению госслужащих, взаимодействие чиновников и бизнеса, в том числе с зарубежными партнерами, содержит меры против лоббирования. «Важной частью антикоррупционной политики являются нормативные правовые акты по противодействию коррупции в политической сфере. При выборах в Парламент, в соответствии с принятыми в 1988 г. и в 1990 г. Законами, установлены лимиты расходов каждого кандидата на выборах всех уровней - муниципальных, кантональных, региональных, парламентских, президентских» [5, с. 20].

В Великобритании антикоррупционным документом является Программа по утверждению принципов честности и неподкупности во всех сферах жизнедеятельности общества, включая государственную службу [6]. В этой стране борьба с коррупцией имеет богатые исторические традиции. Ряд нормативных актов не устаревает веками. Так законы о коррупционных действиях государственных органов (1889 г.), о предотвращении коррупции (1906 г.) и о коррупционных практиках в государственных органах (1889 г.) были отменены лишь в 2010 г., когда вступил в силу новый Закон о взяточничестве.

В Индонезии правовое регулирование антикоррупционной деятельности основано на таких законах, как «О деятельности государственных органов на основе принципов прозрачности и неприятия коррупции» (1999 г.), «Об уголовной ответственности за коррупционную деятельность» (2001 г.), «Об отмывании денег» (2002 г.), «О Комиссии по борьбе с коррупцией (КПК)» (2002 г.), «О защите свидетелей» (2006 г.), «Об антикоррупционном суде» (2009 г.).

Принятие законов, программ, стратегиче-

ских планов антикоррупционного характера свидетельствует о декларации государством готовности к противодействию этому негативному явлению, о придании этой проблеме первостепенного значения. Эффективность исполнения законов, тем не менее, не гарантирована их принятием, для этого требуется однозначная политическая воля и создание реальных механизмов их реализации. Практика показывает, что наилучших результатов достигает система, в которой отражены все звенья антикоррупционного механизма.

В качестве положительного примера можно привести Данию, в которой наблюдается вполне благополучная ситуация с коррупцией. Поэтому и меры противодействия ей весьма умеренны. В этой стране нетерпимость к коррупции поддерживается соответствующими установками в обществе и среди чиновников, а также неотвратимостью ответственности - увольнением с должности с потерей соцпакета и весьма мягким, но достаточно действенным для этой страны наказанием за взяточничество - до шести лет лишения свободы (ст. 144-145 УК Дании)11.

Аналогичное положение в Финляндии, где лишь один нормативный акт можно отнести к специализированным антикоррупционным. Это Программа по борьбе с преступлениями в экономической сфере 1996 г. [7]. Государственное устройство этой страны характеризуется компактным бюрократическим аппаратом, деятельность которого прозрачна и обеспечена условиями, делающими коррупцию невыгодной, - гарантированным соцпакетом, достойнной заработной платой, а главное, менталитетом общества, отвергающего коррупционные схемы.

Проведение в жизнь антикоррупционных механизмов, предусмотренных национальным законодательством, осуществляется посредством учреждения специальных государственных и негосударственных организаций, а также наделениям соответствующими функциями органов более широкого профиля. В большинстве стран авторами борьбы с коррупцией являются как специализированные организации, так и иные, противодействие коррупции для которых является одним из направлений деятельности. По сути, эффективность таких организаций связана не с их профильностью, а с политической волей субъекта их создания, степенью их независимости,

11 См.: Уголовный кодекс Дании. URL : https://www.

studmed.ru/view/ugolovnyy-kodeks-danii_5f17f45608f.

html?page=13 (дата обращения : 11.01.2023).

открытости для гражданского общества, широтой полномочий. Она также зависит от учета научных рекомендаций по совершенствованию как самой деятельности, так и нормативной базы, разработки мер стимулирования и повышения мотивации противодействия коррупции.

2. Укрепление гражданского общества, расширение элементов гласности, достижение прозрачности в борьбе с коррупцией, противодействие лоббированию

Во многих зарубежных странах гражданское общество как действенный элемент борьбы с коррупцией существует достаточно давно. Благодаря этому антикоррупционное мышление стало неотъемлемой частью менталитета населения. Развитие общества в этом направлении - одна из самых надежных мер противодействия коррупции.

Показательным в этом отношении является скандал 2020-2021 гг. в Германии по поводу немецкой финтех-компании Wirecard, акциями которой владели не только многие немецкие чиновники высокого ранга, но и федеральные ведомства и учреждения Германии, которые, инвестировав крупные суммы в эту компанию, после ее банкротства потеряли все свои вложения. По поводу лоббирования интересов компании допрашивали высших должностных лиц Германии - Ангелу Меркель и Олафа Шольца. Одним из фигурантов этого дела оказалось Федеральное управление финансового надзора ФРГ (BaFin), которое прикрывало махинации Wirecard. Инициатива в расследовании принадлежит журналистам британской деловой газеты «Financial Times», за что первоначально они были обвинены в клевете. Однако в ходе расследования, по данным Мюнхенской прокуратуры, выяснилось, что реальный ущерб от мошеннической деятельности Wirecard составляет более чем 3 млрд евро12.

На Кипре 27 июля 2022 г. принят Закон № 20(I)/2022 «О прозрачности в процессах принятия государственных решений и связанных с ними вопросов»13, предусматривающий прозрачность лоббирования при принятии важных политических, экономических и социальных решений. Лица, участвующие в таких процессах, и

12 См.: Три миллиарда ущерба: Ангелу Меркель вызвали на допрос по самому крупному делу о коррупции. URL : https://tsargrad.tv/articles/tri-milliarda-ushherba-angelu-merkel-vyzvali-na-dopros-po-samomu-krupnomu-delu-o-korrupcii_346242 (дата обращения : 11.01.2023).

13 См.: О nepi tt|q Aiapaveiag otiq Aiaöimaieg ЛОДп? Armöaiwv Anopaaewv Kai luvapwv GeiaTwv Nö|iog tou 2022 - 20(I)/2022. URL : http://www.cylaw.org/nomoi/enop/non-ind/2022_1_20/full.html (дата обращения : 11.01.2023).

их контакты подлежат регистрации в специальном реестре, их поведение строго регламентировано. Подробно прописанные нарушения влекут ответственность в виде штрафа в размере до 100 тыс. евро и (или) лишение свободы.

В Великобритании с 1998 г. действует Закон о раскрытии информации об общественных интересах, призванный бороться не только с коррупционными проявлениями, но и с различными правонарушениями и защищающий таким образом работников, разоблачающих своих работодателей, от преследований и увольнения. Закон подвергается критике, так как на практике так или иначе возможно его обойти и причинить вред таким разоблачителям под другими предлогами. Кроме того, есть опасность подвергнуться преследованию за разглашение конфиденциальных сведений. Несмотря на это, количество дел, переданных информаторами в суды по трудовым спорам, увеличилось более чем в десять раз: со 157 в 1999-2000 гг. до 1 761 в 2008-2009 гг.14

Аналогичное законодательство принято в Ирландии в 2019 г. Там защита осведомителей обеспечена специально созданными каналами для передачи сообщений сотрудниками не только государственных учреждений, но и организаций с численностью персонала более 50 человек. Гарантом выступает Комиссия по трудовым отношениям15.

По тому же пути пошел Казахстан, введя гарантии защищенности информаторам в новом вышеупомянутом Законе от 3 января 2023 г. В течение 3 лет заявитель о коррупционном правонарушении не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, переведен без его согласия на другую должность и уволен. Его личные данные не подлежат разглашению.

Следует также назвать такие интернет-ресурсы, как «Страницы государственной транспарентности» и портал «Транспарентность» в Бразилии, «Портал прозрачности» в Испании, в которых публикуется информация государственных органов о финансах и бюджете, доходах и расходах госслужащих и их имуществе, обороте денежных средств, нормативная база в этой сфере, касающаяся субъектов экономической деятельности [8].

По законодательству США предусмотрено денежное вознаграждение за осведомительство в отношении фактов коррупции и финансовых

14 См.: Закон о раскрытии информации об общественных интересах 1998 г. URL : https://wikipredia.net/ru/Public_ Interest_Disclosure_Act_1998 (дата обращения : 11.01.2023).

15 См.: В Ирландии приняли новый закон о защите осведомителей. URL : https://rossaprimavera.ru/news/98eea9eb (дата обращения : 11.01.2023).

№2 (62) О023

правонарушений. Законом «О гражданских инициативах» (1989 г.) охраняются от притеснений и любых репрессий, в том числе возможного увольнения, разоблачители коррупции. Соответствующее законодательство есть и в ЮАР - Закон о защищенных разоблачениях (2000 г.) и Закон о компаниях (2008 г.).

В Индии в 2011 г. принят Закон о защите информаторов, который «направлен на обеспечение адекватной защиты лиц, сообщающих о коррупционных преступлениях, совершенных государственными служащими, и умышленном злоупотреблении дискреционными полномочиями, которые наносят очевидный ущерб государству» [9, с.184].

В то же время есть страны, где такие поступки противоречат этике и потому не приветствуются (например, Франция). Надо сказать, что и для российского менталитета это вряд ли подходит. Однако российская теория противодействия коррупции такое явление содержит. Оно является составной частью так называемого антикоррупционного информирования: «Во-первых, антикоррупционное информирование рассматривается как обязанность определенных органов власти, предприятий, учреждений и их сотрудников предоставлять определенную информацию вышестоящим органам публичной власти. Во-вторых, антикоррупционное информирование воспринимается как средство борьбы с коррупцией - заявительство, уведомитель-ство и/или доносительство о фактах коррупции. В-третьих, антикоррупционное информирование описывается и воспринимается как форма антикоррупционного просвещения» [10, с. 41].

Названные субъекты антикоррупционной деятельности (как государственные, так и негосударственные) действуют в рамках правового поля, руководствуются вышеназванными законами и подзаконными актами в пресечении, выявлении, а главное, в предупреждении коррупционных правонарушений и применении мер ответственности за них. Масштабы, виды ответственности, вопросы ее назначения и освобождения от ответственности и наказания также зависят от их регламентации, которая в свою очередь определяется традициями законодательства государства и новациями, осуществляемыми в нем. Одним из институтов, значительно влияющих на возможности реагирования на коррупцию, является уголовная ответственность юридических лиц.

3. Введение уголовной и административной ответственности юридических лиц

В настоящее время юридические лица в той или иной мере несут бремя уголовной ответственности в каждой третьей стране мира. В частности, во многих государствах они прямо признаются субъектами преступления [11, с. 16]. В других странах юридические лица могут не подвергаться наказанию как субъекты преступления, а нести иные меры юридической ответственности. Различна также зависимость этой ответственности от деяния физического лица -представителя этой организации. Это могут быть деяния в пользу, в интересах юридического лица, от его имени, при его попустительстве, с его согласия, за счет его средств и т. п.

Применяемые к юридическим лицам наказания связаны с имущественным воздействием (штраф, возмещение ущерба, временное прекращение финансирования в виде займов, субсидий, пособий, пресечение возможности участия в государственных тендерах и контрактах), с ущербом для репутации (публикация материалов в СМИ). Самое строгое наказание заключается в приостановлении или ликвидации юридического лица.

Одно из самых громких уголовных дел, завершенных в декабре 2022 г. в Великобритании, связано с подкупом со стороны дочерней компании крупнейшего международного нефтетрейде-ра Glencore в период с 2011 по 2016 г. иностранных должностных лиц государственных нефтяных компаний в Нигерии, Камеруне, Кот-д'Ивуаре, Экваториальной Гвинее и Южном Судане за получение выгодных контрактов и иных преференций. Выплаты составили более 28 млн долларов США (около 1,7 млрд рублей). Несмотря на признание вины и заключении соглашения о сотрудничестве, общий размер санкций, наложенных на компанию, стал рекордным для судебного корпоративного правоприменения - 281 млн фунтов стерлингов. Параллельно продолжается расследование в отношении причастных к этому преступлению одиннадцати физических лиц - бывших руководителей компании16.

По российскому уголовному праву уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена, хотя по одному из проектов УК РФ 1996 года соответствующая глава предлагалась. Но по КоАП РФ административная ответственность в отношении юридических лиц - мера весьма распространенная, в том числе за коррупционные правонарушения.

16 См.: Антикоррупционный центр НИУ ВШЭ. URL : https:// anticor.hse.ru/main/news_page/rekordnyy_korporativnyy_ shtraf_v_istorii_velikobritanii_delo_glencore (дата обращения : 11.01.2023).

При этом действуют такие наказания, как: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

административное приостановление деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размер штрафа варьируется от 1 млн до 60 млн, а также исчисляется в суммах, кратных различным величинам, связанным с совершенным правонарушением. По своей строгости эти наказания не уступают зарубежным наказаниям в рамках уголовной ответственности юридических лиц. Таким образом, лишь название «административная ответственность» является констатацией отнесения названных санкций к административным. Необходимо отметить, что по формулировкам диспозиции эти деяния имеют аналогичных, а иногда и идентичных двойников в уголовном кодексе. В качестве примера можно привести введенные Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 31-ФЗ ст. 15.27.1 КоАП РФ «Оказание финансовой поддержки терроризму, распространению оружия массового уничтоже-

ния» и ст. 15.27.3 КоАП «Совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем». Наказание для юридических лиц за эти правонарушения - соответственно, административный штраф в размере от 10 млн до 60 млн рублей (за первое деяние) и административный штраф в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости иного имущества, являющихся предметом административного правонарушения, с конфискацией денежных средств или иного имущества либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток с конфискацией денежных средств или иного имущества либо без таковой (за второе деяние). Таким образом, можно констатировать, что де-факто уголовная ответственность юридических лиц предусмотрена в КоАП РФ.

Сравнительное изучение антикоррупционного законодательства и механизма его реализации в странах мира корректно рассматривать как начальный этап группировки материалов, анализ которых позволит выделить наиболее эффективные и приемлемые для российской практики меры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Терещенко Т. Г. К вопросу о системе мер предупреждения коррупции в Республике Беларусь // Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 121 (1-4). № 4. С. 477-485.

2. Сергеева Е. М. Правовые основы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь // Труды Белорусского государственного технологического университета. Сер. 6. - Минск, 2018. № 1. С. 129-132.

3. Сафонова С. Г., Борботько А. В. Опыт борьбы с коррупцией в Китае // Опыт и проблемы реформирования системы менеджмента на современном предприятии: тактика и стратегия : сб. статей XXI Международной науч.-практ. конференции / под ред. Ф. Е. Удалова, В. В. Бонда-ренко. - Пенза, 2022. С. 324-326.

4. Данилов М. А. Сингапурский опыт борьбы с коррупцией и его применимость в российских реалиях // Наука и образование в условиях мировой нестабильности: проблемы, новые этапы развития : материалы II Международной науч.-практ. конференции (Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования). - Ростов н/Д., 2022. Ч. 2. С. 97-99.

5. Адамбаев А. М., Майорова Е. Н. Характеристика антикоррупционного законодательства зарубежных стран // Юридический факт - Кемерово, 2021. № 126. С. 19-22.

6. Бочарников И. В. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией // Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности. URL : http://nic-pnb.ru/ articles/zarubezhnyj-opyt-protivodejstviya-korrupcii/ (дата обращения : 11.01.2023).

7. Климова О. В. Анализ зарубежного опыта борьбы с коррупцией // Актуальные вопросы юридической науки и практики : материалы II Всероссийской науч.-практ. конференции. - Хабаровск, 2021. С. 83-93.

8. Кобец П. Н., Клименко А. И., Бражников Д. А. Борьба с коррупцией в Бразилии: опыт и проблемы // Вестник Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя - М., 2020;(5). С. 97-103.

9. Кобец П. Н., Бражников Д. А., Брюхнов А. А. Современные правовые основы борьбы с коррупцией в Индии // Юристъ-Правоведъ. 2022. № 1 (100). С. 180-187.

10. Кабанов П. А. Антикоррупционное информирование как форма антикоррупционного просвещения: Понятие и содержание // Мониторинг правоприменения. 2015. № 2 (15). С. 40-46.

11. Федоров А. В. Основные положения и особенности регламентации уголовной ответственности юридических лиц за рубежом // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения : сб. науч.-практ. трудов. 2016. № 4. С. 14-26.

REFERENCES

1. Tereshhenko T. G. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo (Penal enforcement law), 2017, Vol. 121 (1-4), No. 4, pp. 477-485.

2. Sergeeva E. M. Trudy Belorusskogo gosudarstvenno-go tekhnologicheskogo universiteta (Proceedings of the Bela-rusian State Technological University), Series 6, Minsk, 2018, No. 1, pp. 129-132.

3. Safonova S. G., Borbot'ko A. V. Opyt i problemy re-formirovaniya sistemy menedzhmenta na sovremennom predpriyatii: taktika i strategiya : sb. statej XXI Mezhdunarod-noj nauch.-prakt. konferentsii (Experience and problems of management system reform in a modern enterprise: tactics and strategy : Collection of articles of the XXI International Scientific and Practical Conference), Edited by F. E. Udalov, V. V. Bondarenko, Penza, 2022, pp. 324-326.

4. Danilov M. A. Nauka i obrazovanie v usloviyakh miro-voj nestabil'nosti: problemy, novye ehtapy razvitiya : materialy II Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konferentsii (Natsional'nyj

issledovatel'skij institut dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya) (Science and education in conditions of global instability: problems, new stages of development : Materials of the II International Scientific and practical conference), National Research Institute of Additional Professional Education, Part 2, Rostov-on-Don, 2022, pp.97-99.

5. Adambaev A. M., Majorova E. N. Yuridicheskij fakt (Kemerovo Legal fact. Kemerovo), 2021, No. 126, pp. 19-22.

6. Bocharnikov I. V. Nauchno-issledovatel'skij tsentr problem natsional'noj bezopasnosti (Research Center for National Security Problems), available at: http://nic-pnb.ru/ar-ticles/zarubezhnyj-opyt-protivodejstviya-korrupcii/ (January 11, 2023).

7. Klimova O. V. Aktual'nye voprosy yuridicheskoj nauki i praktiki : materialy II Vserossijskoj nauch.-prakt. konfer-entsii (Topical issues of legal science and practice : Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference), Khabarovsk, 2021, pp. 83-93.

8. Kobets P. N., Klimenko A. I., Brazhnikov D. A. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii (Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2020;(5), pp. 97-103.

9. Kobets P. N., Brazhnikov D. A., Bryukhnov A. A. Yurist-Pravoved (Jurist-Pravoved), 2022, No. 1 (100), pp. 180-187.

10. Kabanov P. A. Monitoring pravoprimeneniya (Monitoring of law enforcement), 2015, No. 2 (15), pp. 40-46.

11. Fedorov A. V. Rassledovanie prestuplenij: problemy i puti ikh resheniya : sb. nauch.-prakt. trudov (Investigation of crimes: problems and ways to solve them : Collection of Scientific and Practical works), 2016, No. 4, pp. 14-26.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

С. М. Иншаков - доктор юридических наукэ профессор, профессор кафедры национальной безопасности и правоохранительной деятельности Института международного права и правосудия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (Российская Федерация, 119034,

г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1);

В. А. Казакова - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института международного права и правосудия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (Российская Федерация, 119034, г. Москва, ул. Остоженка,

д. 38, стр. 1); главный научный сотрудник отдела по ис-

следованию проблем оперативно-розыскного обеспечения противодействия преступлениям коррупционной направленности научно-исследовательского центра по исследованию проблем противодействия преступности в сфере экономики федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

S. M. Inshakov - Doctor of Juridical Sciences, Professor, Professor of the Department of National Security and Law Enforcement, Institute of International Law and Justice of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (Ostozhenka str., d. 38, p. 1, Moscow, 119034, Russian Federation);

V. A. Kazakova - Doctor of Juridical Sciences, Professor, Head of the Department of Criminal Law Disciplines, Faculty of International Law and Justice, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow State Linguistic University», (Ostozhenka str., d. 38, p. 1, Moscow, 119034, Russian Federation); Chief Researcher of the Department for the Study of Problems of Operational and Investigative support for countering corruption-related Crimes of the Research Center for Researching the Problems of Counteracting Crime in the Sphere of the Economy of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation).

ВКЛАД АВТОРОВ

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

CONTRIBUTION OF THE AUTHORS

The authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Рукопись поступила в редакцию 27.01.2023; одобрена после рецензирования 11.04.2023; принята к публикации 27.04.2023.

The article was submitted 27.01.2023; approved after reviewing 11.04.2023; accepted for publication 27.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.