Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупционные преступления / криминализация коррупции / международная борьба с коррупцией / международно-правовые акты / уровни взаимодействия государств / национальные антикоррупционные системы. / corruption crimes / criminalization of corruption / international fight against corruption / international legal acts / levels of interaction between states / national anti-corruption systems.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатьева Ирина Валентиновна

Представлены международно-правовые аспекты борьбы с коррупцией. Представлены анализ международных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и уровни взаимодействия. Рассмотрены антикоррупционные законодательства зарубежных стран в сравнительном аспекте, изучены особенности этих систем и их отдельных элементов. В качестве результатов исследования проанализированы возможности развития сотрудничества государств в борьбе с коррупцией. Определено место национальных систем криминализации коррупционных преступлений в системе международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игнатьева Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS AND FOREIGN EXPERIENCE IN COMBATING CORRUPTION

The article presents the international legal aspects of the fight against corruption. The analysis of international legal acts in the field of combating corruption and levels of interaction is presented. The anti-corruption legislation of foreign countries is considered in a comparative aspect, the features of these systems and its individual elements are studied. As the results of the study, the possibilities of developing cooperation between states in the fight against corruption are analyzed. The place of national systems of criminalization of corruption crimes in the system of international law is determined.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

УДК 328.185

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Игнатьева И. В.

Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, Россия

Аннотация. Представлены международно-правовые аспекты борьбы с коррупцией. Представлены анализ международных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и уровни взаимодействия. Рассмотрены антикоррупционные законодательства зарубежных стран в сравнительном аспекте, изучены особенности этих систем и их отдельных элементов. В качестве результатов исследования проанализированы возможности развития сотрудничества государств в борьбе с коррупцией. Определено место национальных систем криминализации коррупционных преступлений в системе международного права.

Ключевые слова: коррупционные преступления, криминализация коррупции, международная борьба с коррупцией, международно-правовые акты, уровни взаимодействия государств, национальные антикоррупционные системы.

INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS AND FOREIGN EXPERIENCE IN COMBATING CORRUPTION

Ignatieva I. V.

East Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk, Russian Federation

АЬв^а^. The article presents the international legal aspects of the fight against corruption. The analysis of international legal acts in the field of combating corruption and levels of interaction is presented. The anti-corruption legislation of foreign countries is considered in a comparative aspect, the features of these systems and its individual elements are studied. As the results of the study, the possibilities of developing cooperation between states in the fight against corruption are analyzed. The place of national systems of criminalization of corruption crimes in the system of international law is determined.

Keywords: corruption crimes, criminalization of corruption, international fight against corruption, international legal acts, levels of interaction between states, national anti-corruption systems.

С самых древних времен коррупция сопровождает человечество. Воздействие такого асоциального явления, как коррупция, имеется в любой стране мира, причем, как указывают эксперты в этом вопросе, независимо от государственного устройства и традиций народа в этом государстве.

Всплеск коррупции особенно замечен в

XIX в. Это вызвано становлением и развитием рыночных отношений, которые сопровождались проявлением попыток властей разных стран противодействовать коррупции на законодательном уровне. Однако, несмотря на это, улучшение мировой антикоррупционной ситуации не происходит и по сей день.

Такое положение вещей дало начало формированию государственных систем по борьбе с коррупцией. Уже в первой четверти

XX в. антикоррупционная политика начала становиться все более структурированной, что, в свою очередь, позволило значительно сократить уровень влияния коррупции на функционирование общества.

Также стоит отметить, что процессы глобализации внесли существенный вклад в

развитие преступлений, связанных с коррупцией. Тесное взаимодействие культур, сформированное в результате перехода общества на международный уровень, повлекло за собой размытие границ, в результате чего стало практически невозможно бороться с коррупционными преступлениями силами одного государства. Именно по этой причине международными организациями было принято огромное количество антикоррупционных правовых актов.

Как уже было сказано ранее, в современном мире эффективность антикоррупционной системы напрямую зависит от сотрудничества стран. Несмотря на все прилагаемые усилия, в последние годы отмечается рост числа коррупционных преступлений, который задевает все государства вне зависимости от того, насколько хорошо в них развита судебная система.

Попытки свержения власти,

финансирование терроризма и экстремизма — это следствие коррупционных угроз миру, угроз международной безопасности. Все это требует от международного сообщества

незамедлительной разработки

межгосударственной антикоррупционной

системы.

Еще в начале XXI в. были сформированы международные антикоррупционные правовые акты, которые легли в основу глобального регулирования: Конвенция ООН против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.1), являющаяся основополагающим документом этого наметившегося процесса, Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой

ответственности за коррупцию (принята в Страсбурге 4 ноября 1999 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.2, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.3, Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях от 16 декабря 1996 г. и многие другие.

Формирование мировой системы по борьбе с коррупционными преступлениями происходило на основании:

— изучения сложившихся национальных систем;

— законодательства по борьбе с коррупционными преступлениями;

— накопившегося опыта в суверенных государствах.

Стоит отметить, что Конвенция включает в себя достаточное количество преступлений, куда в первую очередь входит подкуп лиц, имеющих властные полномочия. Также в данном соглашении прописан порядок действий, проводимых при выявлении данного типа преступного деяния, куда входят:

— расследование;

— уголовное преследование;

— заморозка банковских операций;

— изъятие доходов, полученных преступным путем и т. д.

Однако, несмотря на всю точность представленных формулировок, данная Конвенция не включает в себя определения «коррупции». Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к аналогичным соглашениям о гражданско-правовой ответственности Совета Европы, где

1 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 окт.2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) / / Собр. законодательства РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.

2 Конвенция против транснациональной организованной

преступности (принята в г. Нью-Йорке 15 нояб. 2000 г.

четко указано, что коррупция — это искажение нормальной деятельности лица, данное или обещанное ему преимущество в результате получения или дачи им взятки, выполнения какой-либо просьбы или предложения.

Для того чтобы добиться минимального уровня коррумпированности, необходимо создать благоприятные условия, в которых разработанная система сможет полноценно функционировать. В качестве примера рассмотрим антикоррупционное

законодательство США, так как данное государство имеет самые низкие показатели по интересующему нас виду правонарушений.

На первый взгляд может показаться, что антикоррупционное законодательство США является обычной системой, ничем не отличающейся от других, однако при более детальном изучении становится ясно, что она имеет ряд особенностей, которые позволяют ей функционировать более эффективно.

Прежде всего, стоит отметить отсутствие иммунитета у экс-глав государства. Что, в свою очередь, означает возможность привлечения их к уголовной ответственности вне зависимости от занимаемой должности. Вдобавок к этому антикоррупционное законодательство США предусматривает достаточно жесткие наказания за совершение подобных преступлений. Так, например, за взятку предусматривается наказание в виде штрафа в тройном размере и заключения под стражу на срок от 15 до 20 лет. Также чиновник не имеет права получать какое-либо финансовое вознаграждение за свою деятельность от третьих лиц. В законодательстве четко прописано, что единственным органом, имеющим

возможность финансового поощрения для должностных лиц, является государство. Помимо этого, особое внимание уделяется «кумовству». Помощь при устройстве на какую-либо государственную должность является коррупционным преступлением и

предусматривает наказание вплоть до лишения свободы сроком на 1 год.

Официально все вышеназванные положения были закреплены в 1958 г. В государственном Кодексе этики госслужащего США прописано, что помимо штрафов и

Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // Собр. законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3882. 3 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 янв. 1999 г.) / / Собр. законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2394.

заключения под стражу должностное лицо, совершившее коррупционное преступление, может понести ряд наказаний:

— запрет на занятие государственной должности;

— понижение на более низкую должность.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что

антикоррупционная система США

функционирует в максимально благоприятных условиях, которые позволяют ей эффективно пресекать подобные преступления, что подтверждается низким уровнем

коррумпированности в стране.

Однако существуют системы по борьбе с коррупционными преступлениями, которые значительно отличаются от той, что используется в США. Одной из таких является британская система, которая базируется на законах:

— о взяточничестве в организациях, регулируемых нормами общественного права;

— о борьбе с коррупционными преступлениями.

Должностное лицо, совершившее коррупционное преступление, обязуется выплатить размер полученной взятки, а также получает семилетний запрет на занятие государственной должности.

В том случае, если должностное лицо совершает коррупционное преступление повторно, его ждет более суровое наказание. В данной ситуации нарушитель рискует навсегда лишиться права на занятие публичной должности, а также остаться без пенсии.

Также не получится повлиять на решение суда, чтобы избежать наказания, так как судебная система Великобритании находится под особым контролем. При выявлении попытки подкупа судьи предусматривается наказание в виде штрафа и лишения свободы на срок до 2 лет.

Особо выделяется на фоне рассмотренных ранее систем антикоррупционная политика Франции. Если США и Великобритания делают основной упор на уголовное наказание за совершение коррупционных преступлений, то Франция делает основную ставку на то, чтобы предотвратить правонарушение, а не наказать преступника.

Ключевым отличием от ранее рассмотренных систем является

предоставление возможности должностным лицам совмещать политическую деятельность с основной работой или предпринимательством. Исключением является лишь статус членов правительства, имеющих депутатский или

сенатский мандат. Данной категории граждан на законодательном уровне запрещено заниматься иными видами профессиональной деятельности.

Также стоит отметить, что вся информация об имуществе и доходах должностных лиц Франции публикуется в открытом доступе, что значительно упрощает процесс контроля и позволяет фиксировать и оперативно пресекать любые попытки финансовых махинаций.

Антикоррупционная система Германии, напротив, запрещает всем должностным лицам осуществлять какую-либо

предпринимательскую деятельность без получения специального разрешения. Особо хочется отметить необходимость получения разрешения для устройства на работу даже после окончания занятия государственной должности. Правительство Германии объясняет это тем, что лицо, занимавшее высокую государственную должность, может иметь влияние, способное стимулировать совершение коррупционных преступлений, так как, по мнению немецких законодателей, взяточничество берет свое начало именно с руководителей и лиц, имеющих высокий уровень влияния.

Кардинально отличающийся подход к борьбе с коррупционными преступлениями использует Япония, в которой не существует какой-либо Конвенции, как в США и европейских странах. Основной упор в борьбе с коррупцией делается на HR-стратегию, в основу которой легли меритократия и высокий уровень заработной платы чиновников.

Ключевой особенностью является Закон «О раскрытии информации» (принятый в 2001 г. в Японии), обеспечивающий обычным гражданам доступ ко всем данным, которыми располагает правительство страны. Также в Японии имеется специализированный реестр, в который вносится вся информация о лицах, совершивших коррупционное преступление.

Еще одной страной, делающей упор в борьбе с коррупцией на открытость данных, является Республика Корея. В отличие от Японии, которая лишь публикует информацию в открытом доступе, правительство Кореи создало полностью открытый онлайн-сервис, позволяющий гражданам обратиться к какому-либо должностному лицу без личного посещения, тем самым минимизируя риски совершения коррупционного преступления.

Наиболее жесткую систему по борьбе с коррупционными преступлениями имеет Китай, где чиновникам и их ближайшим родственникам на законодательном уровне запрещено заниматься какими-либо видами

предпринимательской деятельности. Помимо этого, для должностных лиц, совершивших коррупционное преступление, предусмотрено наказание в виде смертной казни. Однако, несмотря на всю жесткость мер по борьбе с коррупцией, искоренить ее полностью так и не удалось.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что правительство страны в силах снизить уровень коррупции, однако избавиться от нее полностью — невозможно.

Международно-правовое регулирование в сфере борьбы с коррупцией в современных условиях осуществляется на трех уровнях: 1) универсальном; 2) региональном; 3) двустороннем. Национальное

законодательство находится в тесной связи с системой международно-правовой

регламентации борьбы с коррупцией. Представляется целесообразным указать на факт взаимности и взаимообусловленности международного и национального

законодательства в данной сфере. Национальное законодательство на

формирование антикоррупционной

международно-правовой системы влияет в наибольшей степени.

Международно-правовые акты

антикоррупционной направленности

сформировали международную систему правового регулирования. Как уже было отмечено, основополагающими документами стали Конвенция ООН против коррупции, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных

коммерческих организациях. Однако эти документы носят рамочный, декларативный характер, который можно коротко описать так: «За все хорошее, против всего плохого».

Как следствие, в современных условиях эффективность криминализации

коррупционной деятельности более высока на национальном уровне, как следствие — необходимо обогащать и совершенствовать

национальное законодательство суверенных государств на основе обмена опытом. Одновременно это движение является основой совершенствования международных

институтов антикоррупционной деятельности.

Список литературы

1. Аничкин Е. С., Ботвин И. В. Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства стран Европы и Российской Федерации за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием // Алтайский юридический вестник. 2014. № 1. С. 48—52

2. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации / С. В. Борисов, А. А. Каширкина, А. Н. Морозов [и др.] ; под ред. Т. Я. Хабриевой, А. В. Федорова. М. : ИЗиСП, 2015. 296 с.

3. Голомазова А. А. Понятие и характеристика существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства как последствия злоупотребления должностными полномочиями // Молодой ученый. 2020. № 12 (302). С. 176-178. URL: https:/ /moluch.ru / archive /302/68269/

4. Дунаева А. В. О понятиях межгосударственного и международного видов розыска // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1. С. 82-85.

5. Левакин И. В. Коррупция: социально-экономические и историко-правовые закономерности // Российская юстиция. 2013. № 10. С. 34-36.

6. Морозов А. Н. Международно-правовые и внутригосударственные аспекты присоединения России к Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 87-95.

7. Очкасова И. В. Международный розыск преступников с целью экстрадиции в рамках современных международных организаций // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Право. 2007. № 2. С. 131-141

8. Соотношение уголовно-правовых понятий «взяточничество» и «коррупция» / Т. А. Сулейманов, Е. В. Назаркин, Л. В. Новикова, Н. В. Жарко // Евразийский юридический журнал. 2022. № 7 (170). С. 253-254

Игнатьева Ирина Валентиновна - кандидат экономических наук, доцент кафедры

общетеоретических и государственно-правовых дисциплин, Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, Россия, е-mail: irina.090@mail.ru

Ignatieva Irina Valentinovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of General Theoretical and State-Legal Disciplines, East Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk, Russian Federation, е-mail: irina.090@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.