Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ДАЧЕЙ И ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ И ИНЫМИ ВИДАМИ НЕЗАКОННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ДАЧЕЙ И ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ И ИНЫМИ ВИДАМИ НЕЗАКОННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПОДКУП / НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / КОМПАРАТИВИСТИКА / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никонов Павел Владимирович

Международные нормативные правовые акты имеют особое значение для организации противодействия коррупционным преступлениям, связанным с дачей и получением взятки и иных видов незаконного вознаграждения. В статье анализируются международно-правовые документы, призванные обеспечить единый подход к противодействию указанным видам противоправных деяний в различных государствах. Международное сообщество озабочено решением проблем, связанных с противодействием коррупции. В этом отношении Россия не является исключением, поэтому ратифицирует основные международно-правовые акты, регламентирующие вопросы борьбы с коррупционными преступлениями. Интеграционные процессы, происходящие в настоящее время, обуславливают необходимость обращения к международному опыту в области противодействия указанным видам преступлений. При подготовке материала научной статьи применялся сравнительно-правовой метод исследования, что позволило получить обоснованные выводы относительно сравнения международных и российских нормативных правовых актов. В статье анализируются положения таких источников, ратифицированных Россией, как Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенция против транснациональной организованной преступности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. В качестве полученных результатов проведенного исследования можно признать заключения относительно соответствия уголовного законодательства Российской Федерации, созданных органов и реализуемых мер, направленных на организацию борьбы с коррупционными преступлениями, связанными с дачей и получением взятки и иными видами незаконного вознаграждения, рассмотренным международным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL AND LEGAL FRAMEWORK FOR COMBATING CORRUPTION CRIMES RELATED TO GIVING AND PASSING BRIBES AND OTHER TYPES OF ILLEGAL REMUNERATION

International legal regulation is of prime importance in countering corruption crimes related to giving and receiving bribes and other types of illegal remuneration. The article analyzes international legal documents designed to ensure the same approach to countering these types of illegal acts in different states. The international community is concerned about solving problems related to combating corruption. Russia is no exception, therefore it ratifies the main international legal acts regulating the fight against corruption crimes. The integration processes taking place at the present time necessitate taking into account the international experience of countering these types of crimes. The comparative legal research method was used, this made it possible to obtain well-grounded conclusions regarding the comparison of international and Russian normative legal acts. The article analyzes the provisions of international documents ratified by Russia: the United Nations Convention against Corruption, the Convention against Transnational Organized Crime, the Criminal Law Convention on Corruption, and the Convention against Bribery of Foreign Officials in International Business Transactions. The findings on the compliance of the criminal legislation of the Russian Federation, existing bodies and measures taken in the field of combating corruption crimes related to giving and receiving bribes and other types of illegal remuneration to international standards as the results of the study are indicated.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ДАЧЕЙ И ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ И ИНЫМИ ВИДАМИ НЕЗАКОННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ»

DOI 10.37523/SUI.2021.44.3.011 УДК 343.3

Никонов Павел Владимирович

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 664035, Россия, г. Иркутск, ул. Шевцова, 1, e-mail: nikonov_pv@mail.ru

Pavel V. Nikonov

Candidate of Law, Associate Professor,

Assistant Professor of the Department of ^minal Law Disciplines, Irkutsk law Institute (branch)

University of Prosecutor's office of the Russian Federation, Shevtsova str., 1, Irkutsk, Russia, 664035, e-mail: nikonov_pv@mail.ru

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ДАЧЕЙ И ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ И ИНЫМИ ВИДАМИ

НЕЗАКОННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

Аннотация. Международные нормативные правовые акты имеют особое значение для организации противодействия коррупционным преступлениям, связанным с дачей и получением взятки и иных видов незаконного вознаграждения. В статье анализируются международно-правовые документы, призванные обеспечить единый подход к противодействию указанным видам противоправных деяний в различных государствах. Международное сообщество озабочено решением проблем, связанных с противодействием коррупции. В этом отношении Россия не является исключением, поэтому ратифицирует основные международно-правовые акты, регламентирующие вопросы борьбы с коррупционными преступлениями. Интеграционные процессы, происходящие в настоящее время, обуславливают необходимость обращения к международному опыту в области противодействия указанным видам преступлений. При подготовке материала научной статьи применялся сравнительно-правовой метод исследования, что позволило получить обоснованные выводы относительно сравнения международных и российских нормативных правовых актов. В статье анализируются положения таких источников, ратифицированных Россией, как Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенция против транснациональной организованной преступности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. В качестве полученных результатов проведенного исследования можно признать заключения относительно соответствия уголовного законодательства Российской Федерации, созданных органов и реализуемых мер, направленных на организацию борьбы с коррупционными преступлениями, связанными с дачей и получением взятки и иными видами незаконного вознаграждения, рассмотренным международным стандартам.

Ключевые слова: коррупция, коррупционное преступление, подкуп, незаконное вознаграждение, взяточничество, противодействие, международно-правовые основы, компаративистика, должностное лицо.

INTERNATIONAL AND LEGAL FRAMEWORK FOR COMBATING CORRUPTION CRIMES RELATED TO GIVING AND PASSING BRIBES AND OTHER TYPES OF ILLEGAL REMUNERATION

Summary. International legal regulation is of prime importance in countering corruption crimes related to giving and receiving bribes and other types of illegal remuneration. The article analyzes international legal documents designed to ensure the same approach to countering these types of illegal acts in different states. The international community is concerned about solving problems related to combating corruption. Russia is no exception, therefore it ratifies the main international legal acts regulating the fight against corruption crimes. The integration processes taking place at the present time necessitate taking into account the international experience of countering these types of crimes. The comparative legal research method was used, this made it possible to obtain well-grounded conclusions regarding the comparison of international and Russian normative legal acts. The article analyzes the provisions of international documents ratified by Russia: the United Nations Convention against Corruption, the Convention against Transnational Organized Crime, the Criminal Law Convention on Corruption, and the Convention against Bribery of Foreign Officials in International Business Transactions. The findings on the compliance of the criminal legislation of the Russian Federation, existing bodies and measures taken in the field of combating corruption crimes related to giving and receiving bribes and other types of illegal remuneration to international standards as the results of the study are indicated.

Keywords: corruption, corruption crime, bribery, illegal remuneration, counteraction, international legal framework, comparative studies, official

© 2021 Никонов П. В.

Мировое сообщество в последние десятилетия демонстрирует попытки сблизиться как в экономическом (возникают различные экономическое союзы, международные организации), так и в социально-политическом (посредством создания военно-политических союзов, конфедераций независимых государств) плане. Эти интеграционные процессы, запущенные, прежде всего, для коллективного решения возникающих проблем обеспечения устойчивого экономического роста, «стирают» государственные и таможенные границы, дают возможность бизнесу развиваться на транснациональном уровне. Поэтому международное сообщество вынуждено также объединять усилия и коллективно реагировать на угрозы транснациональной коррупционной преступности, принимая коллективные и взаимные договоренности в части борьбы с коррупцией. Кроме того, высокая степень взаимной интегрированности государств, готовность к инвестициям и взаимодействию требуют от участников международных отношений минимизирования рисков партнеров от неправомерных посягательств со стороны коррупционной преступности [1, с. 130-136; 2, с. 335-342].

Российская Федерация путем ратифицирования присоединилась к ряду международных нормативных правовых актов, которые закрепляют универсальные основы организационно-правового противодействия коррупционным преступлениям рассматриваемого вида. Основными из них являются Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003), Конвенция против транснациональной организованной преступности (заключена в г. Нью-Йорке 15.11.2000, с изм. от 31.05.2001), Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173, заключена в г. Страсбурге 27.01.1999, с изм. от 15.05.2003), Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (заключена 21.11.1997). Российской Федерацией не ратифицирована Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS № 174, заключена в г. Страсбурге 04.11.1999), однако ее также следует принимать во внимание, так как в ней содержится определение понятия «коррупция», которое цитируется в Конвенции ООН против коррупции.

Генеральная ассамблея ООН постоянно обращает внимание международного сообщества и национальных государств на проблему борьбы с коррупцией, рекомендует иметь эффективные и актуальные национальные нормы по противодействию ей, проводить в этой связи мониторинг состояния общества, действующих норм, определять их эффективность. Активная деятельность законодательных органов государственной власти Российской Федерации по направлению противодействия коррупции, обусловлена, прежде всего, положениями указанных выше Конвенций. При этом стоит отметить, что основная масса принятых национальных норм соответствует указанным выше Конвенциям.

Указанные Конвенции, за исключением Конвенции против транснациональной организованной преступности, имеют преамбулы, в которых стороны признают то, что подкуп при осуществлении транснациональных сделок в сфере торговли и инвестиций, а также иных международных отношений получил широкое распространение, что вызывает серьезные моральные, экономические и политические проблемы, снижает эффективность усилий по интеграции государств [3, с. 161-168]. Важным обстоятельством является и то, что стороны осознают необходимость консолидации усилий всех государств, принятия ими эквивалентных мер, что связано с невозможностью достичь ощутимого эффекта в борьбе с рассматриваемыми преступлениями только лишь собственными усилиями на уровне исключительно национального законодательства. Международное сообщество, которое в настоящее время взаимно интегрировано в большей мере, чем когда-либо в человеческой истории, осознает глобальность проблемы коррупции, ее способность оказывать неблагоприятное воздействие не только на национальное право, но и на все страны в совокупности. Коррупция тормозит развитие экономик, создает условия для нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрожает демократическим основам функционирования власти, активизирует внутренние и межнациональные конфликты, повышает ресурсозатратность социальных процессов, тормозит взаимный общественный прогресс.

Следует отметить, что международное сообщество достаточно осторожно в определении понятия «коррупция», оно не дается ни в одной из четырех Конвенций, в которых участвует Российская Федерация. Отсутствие определения в основных международных нормативных правовых актов, по мнению некоторых ученых, достаточно закономерно. Это обусловлено и национальными традициями государств-участников международных соглашений, и спецификой организации власти и осуществления управленческой деятельности в них [4, с. 48]. Вместе с тем, стоит сказать, что отсутствие законодательного определения коррупции в международных документах не способствует повышению эффективности противодействия ей. Существующее в России определение

коррупции сложно назвать успешным. Это характерно и для законодательства большинства стран СНГ. Вместе с тем, отсутствие легального определения коррупции, например, в США, не создает значительных препятствий в борьбе с ней, так как американское право руководствуется признаками коррупции, рекомендованными Конвенциями.

Заметим, что дефиниция коррупции содержится только в ст. 2 Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS № 174), где под ней понимается «просьба, предложение, дача или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового».

Данное определение признает коррупционным любое поведение, соответствующее следующим признакам:

1. С объективной стороны состоит в совершении следующих действий - просьба, предложение, дача или принятие взятки или иного вознаграждения или обещание такового (признак характеризует подкуп-продажность).

2. Взятка или иное вознаграждение может быть как прямым (например, выражаться в передаче денег или иного имущества), так и косвенным (например, выражаться в освобождении от обязательств имущественного характера).

3. Лицо, получившее взятку или иное незаконное вознаграждение, имеет фактическую возможность оказать содействие дающему взятку или иное незаконное вознаграждение в связи с осуществляемой деятельностью, обусловленной занимаемым правовым положением соответствующим субъектом.

Следует отметить, что данное определение охватывает противоправную деятельность, связанную с дачей и получением незаконного вознаграждения, то есть соответствует пониманию коррупции в узком смысле. В широком значении определение коррупции предложено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции», которое, как это следует из его содержания, требует развития и совершенствования. Оно по своей сути является собирательным, в том числе описывающим возможные варианты коррупционного поведения лица, и наряду с этим предусматривает в качестве базового признака использование должностного положения как основание отнесения соответствующего поведения к коррупционно значимому. В то же время сущность коррупции состоит в незаконном использовании возможностей любого вида правового положения (а не только должностного), что прямо следует из перечня № 23 преступлений коррупционной направленности, содержащегося в Указании Генпрокуратуры России № 35/11, МВД России № 1 от 24 января 2020 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». Например, совершение преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ, ч. 1 ст. 309 УК РФ соединено с использованием соответственно конституционно-правового и уголовно-процессуального статусов подкупаемых лиц. Таким образом, отечественное определение коррупции лишено необходимой универсальности и необоснованно ограничивает ее понимание и связанную с этим возможность противодействия ее проявлениям.

Проведенный анализ международных правовых актов позволил сделать вывод о том, что в них характер общественной опасности рассматриваемого вида преступлений определяется с учетом следующих обстоятельств:

- эти преступления подрывают легитимность государственной власти, угрожают независимости и объективности правосудия, препятствуют развитию народов;

- указанные виды преступлений разрушают демократию, фактически противопоставляются ей, так как государственная служба в данной ситуации обуславливается не служением народу, а попиранием его интересов в пользу отдельных лиц или их групп;

- они выступают инструментом организованной преступности по захвату власти, выходу ее на транснациональный уровень, уничтожению политических и экономических конкурентов, узурпации рынков;

- такие преступления порождают социально-экономическое неравенство в обществе, так как предоставляют отдельным лицам неправомерные условия для личного обогащения, достижения целей своей экономической и политической деятельности не на основе равенства, а в связи с незаконно полученными преференциями;

- исследуемые преступления искажают принципы и цели международных отношений в духе взаимного уважения и добросовестной конкуренции государств.

Все указанные Конвенции определяют достаточно важные положения, используемые для реализации государственной и межгосударственной политики в сфере противодействия проявлениям коррупции, рекомендуют необходимые для этого правовые и организационные механизмы, предлагают национальным законодателям применять сбалансированные и универсальные подходы в преодолении рассматриваемого негативного явления.

Конвенция ООН против коррупции 2003 г. указывает, что государства в организации и проведении собственной антикоррупционной политики обладает суверенитетом и никто не вправе ограничивать их в тех мерах, которые эти государства принимают в рамках реализации данной политики. Вместе с тем Конвенция требует, чтобы каждое государство приняло меры по признанию коррупционным преступлением следующие виды противоправного поведения:

1. Обещание, предложение, а также непосредственно предоставление должностным лицом другим лицам (в том числе и коллективным) любого неправомерного преимущества, связанное с действием или бездействием данного должностного лица. При этом не имеет значения, кто выступает инициатором такого предложения или обещания - в случае акцептирования такого предложения второй стороной действия обеих сторон признаются взяточничеством.

2. Принятие должностным лицом незаконного вознаграждения от иных лиц (в том числе и коллективных) вознаграждения в какой бы то ни было форме в связи с совершением должностным лицом неправомерных действий в пользу этих лиц. Такое принятие необязательно должно носить характер отдельного, точно оговоренного акта. Это может быть и постоянное предоставление денежных средств, услуг, выгод и т. д. в обмен на общее покровительство или попустительство, а также в обмен на оказание услуги в тот момент, когда она окажется необходимой взяткодателю или связанным с ним лицам.

3. Вымогательство должностным лицом незаконного вознаграждения от иных лиц (в том числе и коллективных) вознаграждения в какой бы то ни было форме в связи с совершением должностным лицом неправомерных действий в пользу этих лиц. При этом вымогательство должно рассматриваться как значительно повышающее степень общественной опасности взяточничества обстоятельства, а степень ее опасности должна увеличиваться пропорционально сумме вымогаемых в качестве взятки средств.

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173) также подтверждает необходимость криминализации не только активных, но и пассивных коррупционных действий, обусловленных особым характером взаимоотношений между должностным лицом и лицом, дающим ему взятку. К таким пассивным действиям относят общее покровительство, общее попустительство в связи с занимаемой должностью. Международное сообщество не видит разницы, в отношении какого лица - физического или юридического - осуществляются указанные действия. Вместе с тем, несмотря на возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц в большинстве государств, требования об обязательности такой ответственности нет.

Отдельно указывается, что к коррупции следует относить и действия, направленные на сокрытие незаконно полученного имущества, любые способы легализации незаконно полученных в результате совершения коррупционных преступлений и иных видов подкупа доходов, а также участие в указанных выше видах деятельности в качестве организатора, подстрекателя или пособника. При расследовании актов коррупционного поведения надлежит устанавливать весь круг противоправных деяний, проверять их взаимосвязанность и реагировать на них в комплексе.

Конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 г. отмечает, что коррупция является одним из проявлений организованной преступности или по крайней мере обстоятельством, способствующим ее распространению и развитию.

Одна из задач Конвенции по противодействию коррупции - определение единых подходов к реализации ответственности за коррупционные преступления. В частности, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок посвящает санкциям отдельную норму (ст. 3), где закрепляются следующие предписания:

- санкции за совершение коррупционных преступлений должны быть адекватными содеянному и отражать характер и степень общественной опасности, которые они в себе несут;

- должны быть предусмотрены нормы, позволяющие применить адекватные санкции и в тех случаях, когда осуществляется экстрадиция или применяется наказание за коррупционные преступления, совершенные на территории иных государств или против их интересов;

- рекомендовано привлекать к уголовной ответственности не только физических, но и юридических лиц, а при невозможности данной меры в связи с ограничениями национальным законодательством реализовывать иные меры ответственности к этим лицам;

- предметы коррупционных преступлений должны быть конфискованы или иным образом изъяты из собственности лиц, к которым они попали в связи с совершением этих преступлений;

- конфискации или иному изъятию должно быть подвержено и иное имущество, которое получено, преобразовано или превращено в результате легализации или сокрытия, в качестве действенной меры отмечается также и арест имущества, замораживание финансовых средств, способные временно (до определения правового статуса этого имущества) ограничить их использование в коррупционной деятельности;

- конфисковано должно быть также имущество, использовавшееся в качестве средств совершения рассматриваемых преступлений;

- помимо уголовно-правовых санкций необходимо также принять и гражданско-правовые и административно-правовые меры в отношении лиц, совершающих коррупционные преступления.

Отмечается также, что помимо непосредственно мер уголовно-правового характера национальным государствам следует принять меры, связанные с возмещением ущерба от совершения коррупционных преступлений. Такое возмещение может охватывать нанесенный материальный ущерб, упущенную финансовую выгоду и нематериальный вред. Преимущественный способ возмещения ущерба - реализация гражданского иска, а также стимулирование самого преступника к добровольному возмещению причиненного вреда в качестве основания, смягчающего его наказание.

Конвенция ООН против коррупции требует от национальных государств криминализовать следующие общественно опасные деяния:

1. Подкуп национальных публичных должностных лиц.

2. Подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций.

3. Хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом.

4. Злоупотребление влиянием в корыстных целях.

5. Злоупотребление служебным положением (имеется в виду совершение в корыстных или иных личных интересах любых действий, не входящих в указанные в п. 3).

6. Незаконное обогащение (имеется в виду совершение в корыстных или иных личных интересах любых действий, не входящих в указанные в п. п. 3, 5).

7. Подкуп в корпорациях, кампаниях и иных частных структурах.

8. Хищение корпоративного имущества.

9. Легализация доходов и иного имущества, полученных в результате совершении коррупционных преступлений.

10. Укрывательство реальных доходов.

11. Подкуп лиц, осуществляющих правосудие.

Предписывается, как уже было сказано ранее, что наказание и иные меры уголовно-правового воздействия должны быть существенными, достаточными для восстановления социальной справедливости, соответствующими характеру и степени общественной опасности содеянного.

Важное значение для противодействия рассматриваемым коррупционным преступлениям имеет международное сотрудничество в данной области. Указанные выше Конвенции предполагают, что такое сотрудничество должно быть обязательным, основанным на принципах взаимного уважения национального суверенитета и интересов государств, добросовестности, оперативности, обоюдности [5, с. 175-179]. Следует отметить, что следование положениям Конвенций ни в коей мере не должно ограничивать политический или правовой суверенитет национальных государств, все имплементируемые нормы должны соответствовать внутренним принципам, дополнять и развивать их.

В основы международно-правового регулирования противодействия коррупции входит также система органов, осуществляющих международные программы в рассматриваемой области [6, с. 74-81]. В их числе Экономический и Социальный Совет ООН - специализированный орган, реализующий большинство социальных и экономических программ, координирующий совместные усилия национальных государств, а также разрабатывающий стратегические документы. Россия активно участвует в работе данных органов.

В качестве заключения следует рассмотреть соответствие национального уголовного законодательства Российской Федерации, созданных органов и реализуемых мер в области противодействия коррупционным преступлениям, связанным с получением и дачей взятки и иными видами незаконного вознаграждения, рассмотренным выше международным стандартам.

В Российской Федерации в основном закреплены все те формы общественно опасных деяний, которые рекомендованы конвенциями. Однако можно прийти также к выводу о том, что в действующем российском законодательстве происходит расширение и, по справедливому замечанию некоторых ученых, «размывание» понятия коррупция [7, с. 7-23]. Смешение коррупции, которая традиционно воспринимается как подкуп-продажность, с преступлениями, объективная сторона которых выражается в злоупотреблении служебным положением и другими вариантами общественно опасного поведения, также вытекает из ссылки на гл. III Конвенции ООН против коррупции, в которой закреплены статьи о хищении, неправомерном присвоении или ином нецелевом расходовании или использовании имущества публичным должностным лицом, использовании властных полномочий в корыстных целях, злоупотреблении служебным положением и т. п. Таким образом, в число «коррупционных» в соответствии с законодательством РФ попали преступления, признаваемые во многих иных государствах общеуголовными. Следует заметить, что гл. III указанной Конвенции носит название «Криминализация и правоохранительная деятельность» без конкретизации того, что речь идет именно о коррупции, как это сделано в ст. 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.

Далее следует заметить, что российский уголовный закон предполагает ответственность не только должностных лиц, но и должностных лиц иностранных государств и международных организаций. Однако иностранные и наднациональные субъекты предусмотрены исключительно в составах «должностных» преступлений (гл. 30 УК РФ), тогда как в других составах преступлений, связанных с дачей и получением иных видов незаконного вознаграждения, они не закреплены. Вместе с тем использованные в тексте примечания 2 к ст. 290 УК РФ формулировки указанных субъектов содержат большое количество оценочных категорий, единообразного подхода к толкованию которых не выработано. Это, в свою очередь, затрудняет правоприменение.

В УК РФ достаточно проработан вопрос санкций за совершение коррупционных преступлений, связанных с дачей и получением взятки и иными видами незаконного вознаграждения. Предусмотрены такие рекомендованные международными стандартами наказания, как лишение свободы, штрафы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Это позволяет оказать максимально эффективное воздействие на коррупционера. Так, приговором Братского городского суда Иркутской области № 1-4/2020 1-639/2019 от 27 февраля 2020 г. по делу № 1-4/2020 гр. Д. была признана виновной в получении взяток по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, ч. 2 ст. 290 УК РФ. Ей было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года со штрафом в 500 тыс. р. [8].

При этом размеры и сроки наказаний высоки, что позволяет признавать преступления тяжкими и особо тяжкими. В свою очередь, это предполагает ответственность не только за совершение этих преступлений и покушение на них, но и в большинстве случаев за приготовление к ним. Между тем подход к реализации наказаний, закрепленных в санкциях, позволяет виновным часто уходить от ответственности, использовать особенности назначения и исполнения наказаний для того, чтобы снизить их карательное воздействие. Это не обеспечивает в полной мере международно-правовое требование о справедливости наказаний за совершение коррупционных преступлений, их неотвратимость, а также превентивное воздействие.

В связи с активным участием Российской Федерации в реализации указанных конвенций в уголовное законодательство возвращена конфискация имущества, применяемая среди прочего в отношении предметов, средств коррупционных преступлений, а также имущества, полученного в результате их совершения. Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает ряд механизмов по аресту имущества и финансовых инструментов, задействованных в коррупционной деятельности.

В Российской Федерации создана и функционирует система органов, участвующих в выявлении, раскрытии, расследовании, предупреждении коррупционных преступлений, связанных с получением и дачей взятки и иными видами незаконного вознаграждения. Эта система предполагает несколько органов, полномочия которых распределены таким образом, чтобы ни один из них не обладал монополией в рассматриваемой сфере деятельности, контролировал другие органы и минимизировал их возможные ошибки и недоработки. Основными такими органами являются

органы внутренних дел, Прокуратура РФ, администрация Президента РФ. Кроме того, активное участие в правоохранительной деятельности, связанной с предупреждением коррупции, принимают Федеральная служба безопасности, Министерство юстиции РФ и др.

Российская Федерация активно участвует во взаимодействии с иными государствами по всем направлениям борьбы с коррупционными преступлениями, связанными с дачей и получением взятки и иными видами незаконного вознаграждения, которые обозначены конвенциями. Основным органом организации такого взаимодействия является национальное бюро Интерпола.

Между тем ряд правовых механизмов противодействия коррупционным преступлениям, связанным с дачей и получением взятки и иными видами незаконного вознаграждения, не в полной мере отвечают рекомендованным международным сообществом. Так, понятие коррупции, являющееся базовым для всей системы действующего законодательства, которое дано в ФЗ № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», требует изменения и совершенствования, как и отдельные положения уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за рассматриваемый вид противоправного поведения, которые по объемам правового регулирования отличаются от антикоррупционных норм международного права. Отдельного внимания заслуживает проблема привлечения граждан и общественных организаций в сферу противодействия коррупции, так как в Российской Федерации отсутствует фундаментальная основа для их активного и эффективного участия в этой сфере. Требуется масштабная реформа по пересмотру подходов к пенализации коррупционных преступлений с тем, чтобы закрепить в соответствующих статьях УК РФ адекватные степени общественной опасности санкции, которые бы позволили назначать справедливые наказания, а саму ответственность сделать эффективной и неотвратимой.

Адекватными мерами в рамках такой реформы стали бы уточнение понятия коррупции, установление универсальных подходов к определению признаков составов преступлений, связанных с дачей и получением взятки и иными видами незаконного вознаграждения.

Библиографический список

1. Целовальникова И. Ю. Международный и национальный аспект противодействия коррупции в инвестиционных отношениях // Аграрное и земельное право. 2012. № 1 (85). С. 130-136.

2. Иванцов В. И. Международно-правовая основа противодействия коррупции // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. 2014. № 1. С. 335-342.

3. Ульбашев Т. К. Коррупция в органах государственной власти, причины возникновения и меры противодействия (международный опыт) // Государственный аудит. Право. Экономика. 2012. № 3. С. 161-168.

4. Лакиза А. А. Проблема родового признака собирательного понятия коррупции и основные варианты ее решения // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Юридические науки. 2020. № 1. С. 47-57.

5. Моисеев В. В. Международный опыт противодействия коррупции // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 3 (29). С. 175-179.

6. Тиунов О. И. Роль международных рекомендательных актов в противодействии коррупции // Правовые основы противодействия коррупции / Н. А. Власенко. М., 2013. 310 с.

7. Долгова А. И. Реагирование на коррупцию: практика противодействия в России и направления оптимизации борьбы // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы / под ред. проф. А. И. Долговой. М., 2015. 361 с.

8. Приговор Братского городского суда Иркутской области № 1-4/2020 1-639/2019 от 27 февраля 2020 г. по делу № 1-4/2020 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты. URL: http://sudact.ru/regular/doc/cPGRzUOAWPNP/ (дата обращения: 21.06.2021).

References

1. Tseloval'nikova I. Yu. Mezhdunarodnyi i natsional'nyi aspekt protivodeistviya korruptsii v investitsionnykh otnosheniyakh [International and national aspects of combating corruption in investment relations]. Agrarnoe i zemel'noe pravo [Agrarian and Land Law], 2012, no. 1 (85), pp. 130-136 [in Russian].

becthhk cm

2. Ivantsov V. I. Mezhdunarodno-pravovaya osnova protivodeistviya korruptsii [International legal framework for combating corruption]. Aktual'nye problemy nauchnogo obespecheniya gosudar-stvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v oblasti protivodeistviya korruptsii [Actual problems of scientific support of the state policy of the Russian Federation in the field of combating corruption], 2014, no. 1, pp. 335-342 [in Russian].

3. Ul'bashev T. K. Korruptsiya v organakh gosudarstvennoi vlasti, prichiny vozniknoveniya i mery protivodeistviya (mezhdunarodnyi opyt) [Corruption in public authorities, causes and counter-measures (international experience)]. Gosudarstvennyi audit. Pravo. Ekonomika [State audit. Right. Economy], 2012, no. 1, p. 161-168 [in Russian].

4. Lakiza A. A. Problema rodovogo priznaka sobiratel'nogo ponyatiya korruptsii i osnovnye varianty ee resheniya [The problem of the generic characteristic of the collective concept of corruption and the main options for its solution]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V .I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki [Uchenye zapiski of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Legal sciences], 2020, no. 1, pp. 47-57 [in Russian].

5. Moiseev V. V. Mezhdunarodnyi opyt protivodeistviya korruptsii [International experience in combating corruption]. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Bulletin of Social Sciences], 2013, no. 3 (29), pp. 175-179 [in Russian].

6. Tiunov O. I. Rol' mezhdunarodnykh rekomendatel'nykh aktov v protivodeistvii korruptsii [The role of international acts of recommendation in combating corruption]. Pravovye osnovy protivodeistviya korruptsii [Legal bases for combating corruption]. Moscow, 2013, 310 p. [in Russian].

7. Dolgova A. I. Reagirovanie na korruptsiyu: praktika protivodeistviya v Rossii i napravleniya optimizatsii bor'by [Responding to corruption: the practice of counteraction in Russia and the direction of optimizing the struggle]. Korruptsiya: sostoyanie protivodeistviya i napravleniya optimizatsii bor'by. [Corruption: the state of counteraction and the direction of optimizing the struggle]. Moscow, 2015, 361 p. [in Russian].

8. Prigovor Bratskogo gorodskogo suda Irkutskoi oblasti no. 1-4/2020 1-639/2019 ot 27 fevralya 2020 g. po delu no. 1-4/2020 [The verdict of the Bratsk City Court of the Irkutsk region no. 1-4/2020 1-639/2019 dated February 27, 2020 in case no. 1-4 / 2020]. Sudebnye i normativnye akty [Judicial and regulatory acts]. URL: http://sudact.ru/regular/doc/cPGRzUOAWPNP/ (Accessed: 21.06.2021) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.