Научная статья на тему 'Большая Евразия: аксиологические основания'

Большая Евразия: аксиологические основания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
192
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Большая Евразия / ценности / евразийство2 / цивилизация / идентичность / Россия. / Greater Eurasia / values / eurasianism / civilization / identity / Russia.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Большая Евразия: аксиологические основания»

Коровникова Н.А.1

БОЛЬШАЯ ЕВРАЗИЯ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Ключевые слова: Большая Евразия, ценности, евразийство2, цивилизация, идентичность, Россия.

Keywords: Greater Eurasia, values, eurasianism, civilization, identity, Russia.

Большая Евразия в отечественном общественно-научном дискурсе трактуется не только как форма экономической, социальной, политической организации единого пространства сотрудничества от Атлантики до Тихого океана, но и как альтернативная парадигма обществознания, базирующаяся на общеевразийском мировоззрении3 и идентичности, которые представляют собой довольно сложное ментальное образование - своего рода синтез основополагающих идентификационных структур ключевых акторов Большой Евразии как «многоуровневой интеграционной модели в Евразии - большого евразийского партнерства»4.

Очевидно, что современный аксиологический контекст в значительной мере европоцентричен, в нем доминируют ценностные принципы либеральной демократии, рыночной экономики, толерантности, светскости, меритокра-тии, которые облекаются в форму ментального императива и воспринимаются как непререкаемый эталон западноевропейской цивилизационной системы координат. Поэтому успешное становление и развитие Большой Евразии зависит от поиска и операционализации альтернативных аксиологических принципов евразийского пространства на этапе перехода от техногенных цивилизационных форм западного формата к гуманистическим, который сопровождается глобализационным поиском новой цивилизационно-культурной идентичности на всех уровнях ментальной сферы от микроличностного до макроцивилизационного.

Ввиду целого ряда негативных факторов (в том числе риски фрагментации глобального экономического и технологического пространств, угрозы региональных конфликтов, кризис как либеральной модели экономического развития, так и западной интерпретации «социального государства» и т.п.) партнерство цивилизаций и культур представляется не только высшей формой сотрудничества, но и насущной необходимостью при решении глобальных проблем в контексте современности. Кроме того, на этапе мировоззренческих перемен глобализирующегося универсума именно евразийские ценности могут стать жизнеспособной основой кросс-цивилизационного взаимодействия в противовес стагнирующим пролиберальным идеям потребительского общества, учитывая их специфику, которая заключается в локальности, поскольку они связанны с традиционными формами локальных цивилизаций5, в отличие от западного мира, претендующего на универсальность и всеохватность.

В международном контексте XXI века идея Большой Евразии представляется не просто как абстрактная геополитическая схема, а как «цивилизационный проект, устремлённый в будущее»6, который может стать концептуальной основой нового геоидеологического мышления и альтернативного мирового порядка, поэтому должен:

1 Коровникова Наталья Александровна - к.полит.н., доцент МИЭПП, с.н.с. ИНИОН РАН. Сфера научных интересов: экономическая история, история экономической мысли, экономика культуры; идеологии в современной политике; роль «идеальных» факторов в социально-экономических процессах; идентичность; социальная психология; патриотизм: патриотическое воспитание как основа ментальной безопасности; лидерство: современные инструменты диагностики, развития и коррекции лидерских качеств, моделей и стилей; информационное обеспечение управленческой деятельности. E-mail: natalia.kor@list.ru

2 Евразийство рассматривается автором как синтез наиболее известных подходов к его трактовке, а именно как: 1) геополитическое учение о географической особенности и общности исторических судеб «срединной части» Евразии (А.А. Грицанов); 2) идея о России как особом культурном мире, синтезирующем духовные основы Запада и Востока (В.А. Кондрашов); 3) полидисциплинарное течение, сформированное представителями разных научных сфер (Г.В. Жданова); 4) идейно-философское направление и общественно-политическая концепция, аккумулирующая три мировоззренческие установки, разработанные классиками евразийской мысли П.Н. Савицким, Н.С. Трубецким, Г.В. Флоровским. Более подробно см. Карабаева К. Евразийские ценности в аспекте морали и права // Евразийский перекресток. 2015. - № 1. - http://eurasian-movement.ru/archives/22788

3

Впервые идеи о необходимости становления евразийского мировоззрения прозвучали в трудах Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Флоровского, П.П. Сувчинского, Л.П. Карсавина. Знаковой стала коллективная монография, в которой сами евразийцы определяют себя как особое идейное объединение. См. «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». - http://nevmenandr.net/eurasia/1921-isxod.php

4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 декабря 2016 г. - http:// kremlin.ru/events/president/news/53379

5 В пространстве Большой Евразии взаимодействуют восемь локальных цивилизаций пятого поколения (Западноевропейская, Восточноевропейская, Евразийская, Китайская, Индийская, Японская, Буддистская и Мусульманская) и девять цивилизаци-онных объединений (Евросоюз, ЕАЭС, СНГ, ШОС, АСЕАН, Организация исламского сотрудничества, Лига арабских государств, Организация черноморского экономического сотрудничества, Союз для Средиземноморья), на базе диалога и партнерства которых может быть выработана новая перспективная модель устойчивого многополярного мироустройства См. Яковец Ю.В., Раствор-цев Е.Е. Большая Евразия: стратегия партнерства цивилизаций и объединений: Научный доклад. - М.: МИСК, 2017. - С. 12-13.

6 Путин В.В. Выступление на международном форуме «Один пояс, один путь» 14 мая 2107 г. С. 6. - http://kremlin.ru/events/ president/news/54491

- формироваться на основе фундаментальных ценностей международного права и международных коммуникаций;

- отрицать любые формы универсализма или ценностного превосходства;

- поддерживать многообразие культур и исторические связи между ними;

- укреплять нравственные устои общества и семьи, повышать роль мировых и традиционных религий;

- на базе партнерства и взаимообогащения цивилизаций способствовать возвышению сферы духовного воспроизводства, включая опережающее развитие науки; повышение фундаментальности, креативности и непрерывности образования; возрождение высокой культуры, сохранение культурного многообразия всемирного и национального культурного наследия1.

Представляется, что деятельность, направленная на поиск и концептуализацию аксиологических основ современного евразийского пространства, его народов, наций и этносов, должна стать приоритетной для государственных и политических институтов, общественных организаций и международных объединений (ЮНЕСКО, ЕС, ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и др.). В этом направлении целесообразно развивать совместные образовательные платформы, укреплять сотрудничество и взаимодействие университетов и бизнес-школ; проводить совместную работу в рамках фундаментальных научно-исследовательских центров; создавать крупные международные исследовательские установки и лабора-

2

тории совместного пользования .

Основная цель такой деятельности заключается в долгосрочном и целенаправленном формировании общеевразийской идентичности на основе следующих аксиологических принципов: 1) единство в многообразии (развитие концепции мультикультурализма); 2) понимание целостности евразийской истории и географии; 3) идея первичности единого духовного пространства и поиск мировоззренческих универсалий.

Для достижения данной цели целесообразно исследовать как генезис новых ценностных критериев, так и результаты исторических трансформаций евразийских культур; выявить актуальные аспекты кросс-культурного диалога и цивилизационно-мировоззренческих смыслов, которые могут быть восприняты в той или иной степени всеми циви-лизационными акторами и, как следствие, обеспечат устойчивое развитие универсума при сохранении его культурного многообразия.

В данном формате первостепенные задачи заключаются в: а) создании единого духовного пространства диалога культур, необходимого для их взаимопонимания, взаимоуважения и конструктивного сосуществования; б) выявлении единых мировоззренческих универсалий Большой Евразии; в) определении базового набора ценностей3, которые соответствуют историко-культурным особенностям развития и современной политической, экономической, культурной специфике стран евразийского континента.

С одной стороны, евразийские ценности обусловливают моральное содержание личности человека (микроличностный уровень), а с другой, охватывают сферу права, поскольку носят надличностный, наднациональный, надгосу-дарственный характер (макроцивилизационный уровень). При этом правовой сфере соответствуют ценности свободы, справедливости, прав человека, социального прогресса, правопорядка. А «моральные» ценности подразумевают как нравственное значение и достоинство каждого человека, так и нравственные характеристики общественных институтов, общечеловеческие моральные нормы, принципы, идеалы, в том числе понятия добра и зла, справедливости, счастья и т. п. Другими словами, евразийские ценности, закрепляя идею единства и всеобщего блага при сохранении и культивировании культурного многообразия, определяют аксиологические ориентиры личности, органично существующей одновременно в групповом, общественном, государственном и цивилизационном пространствах.

Учитывая, что «вечные» ценности в каждой конкретной стране Большой Евразии трактуются через призму традиций и особенностей национального характера, взаимная непротиворечивость должна стать ключевым условием для перевода мировоззренческих универсалий в политико-культурную систему координат евразийского пространства. Для этого методологически целесообразным представляется выявление4:

- общеевразийских ценностей на основе их экспертного видения с поправкой на историко-культурную специфику стран-участниц с использованием когнитивных технологий кросс-культурных исследований, в том числе контент-анализа культурно значимых текстов;

- евразийских аксиологических оснований на контрасте с современными европейскими ценностями с акцентом на консервативном и традиционном аспектах, на сохранении коллективных идентификационных форм (в том числе семейных, историко-культурных, конфессиональных);

- тех сущностных элементов, которые соответствуют не только историческим особенностям эволюции евразийского пространства, но и современной политической и социально-экономической конъюнктуре стран Большой Евразии.

1 См. Яковец Ю.В., Растворцев Е.Е. Большая Евразия: стратегия партнерства цивилизаций и объединений: Научный доклад. -М.: МИСК, 2017. - С. 48-49.

2 Путин В.В. Выступление на международном форуме «Один пояс, один путь» 14 мая 2107 г. С. 5. - http://kremlin.ru/events/ president/news/54491

3 Под базовыми индивидуальными ценностями подразумевается традиционное понимание «хорошей жизни»: социальное взаимодействие, счастье, уважение, благополучие, любовь, успех, красота, развитие, свобода. Но для использования в общественно-политическом, цивилизационном контексте эти концепты должны быть дополнены ценностными метафорами политической сферы такими, как «государство», «нация», «порядок», «закон» и т.д.

4 Более подробно см. Ренард - Коктыш А.В. Евразийские ценности: методологический аспект. - http://eurasian-studies.org/ archives/1439

Выработка общего мировоззрения должна стать импульсом дальнейшего развития Большой Евразии на основе согласия ее акторов по принципиальным вопросам мироустройства, в частности, общей истории и современных международных отношений. Переход на качественно новый уровень евразийской интеграции возможен в результате детерминации базовых метафор, отражающих мировоззренческие установки большинства населения евразийских стран, которые послужат основой для выстраивания коммуникаций на общезначимые темы1.

Обобщение результатов научного дискурса по данному вопросу позволяет зафиксировать следующие ценностные ориентиры, которые могут стать фундаментом общеевразийской идентичности:

- приоритет безопасности и коллективных интересов;

- патернализм, стремление к построению сильного государства;

- социальная справедливость, социальное взаимодействие;

- развитие через адаптацию традиционных ценностных установок применительно к конкретному историческому и национальному контексту.

И, наконец, учитывая, что российская нация - это результат исторического синтеза различных мировоззрений, а российская идентичность постсоветского периода представляет собой эклектичное сочетание либерализма, советизма и консерватизма2, именно Большая Евразия, как аксиологический проект, позволит преодолеть ключевые дилеммы и противоречия ценностной сферы России XXI века.

1 Представляется, что конструктивная общеевразийская коммуникация возможна на принципах справедливости, равнопра-

вия, уважения национального суверенитета, а также на нормах международного права и Организации Объединённых Наций,

2 Кофнер Ю.Ю. Национальная идентичность Росс 24 июня 2017 г. - http://eurasian-movement.ru/archives/25062

2 Кофнер Ю.Ю. Национальная идентичность России в 21-м веке // Тезисы выступления на закрытой встрече. Мюнхен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.