Научная статья на тему 'Болонский процесс — за и против, дискуссия продолжается'

Болонский процесс — за и против, дискуссия продолжается Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1851
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.-Н.Л. Вагнер

В рамках проводимого исследования влияния Болонского процесса на развитие высшей школы России рассматривались основные положения Болонской декларации 1999 г.: введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр и магистр; введение единого механизма учета знаний в кредитных единицах ECTS — European Credit Transfer System; создание условий для академической мобильности; введение единого общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement). В данной статье автор постарался представить подробный анализ вышеперечисленных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOLOGNA PROCESS — FOR AND AGAINST, DISCUSSION LASTS

Within the framework of conducted studies of the Bologna Process influence on the development of the higher education of Russia main positions of the Bologna declarations (1999 year) were considered: entering the two-level system of the higher education: bachelor and master; European Credit Transfer System ECTS; making the conditions for academic mobility; Diploma Supplement. In this article the author tried to present the detailed analysis of the afore-mentioned positions.

Текст научной работы на тему «Болонский процесс — за и против, дискуссия продолжается»

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС - ЗА И ПРОТИВ, ДИСКУССИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

М.-Н.Л. Вагнер

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-1, Москва, Россия, 117198

В рамках проводимого исследования влияния Болонского процесса на развитие высшей школы России рассматривались основные положения Болонской декларации 1999 г.: введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр и магистр; введение единого механизма учета знаний в кредитных единицах ECTS — European Credit Transfer System; создание условий для академической мобильности; введение единого общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement). В данной статье автор постарался представить подробный анализ вышеперечисленных положений.

В июне 1999 г. Министры образования 29 европейских стран подписали Бо-лонскую декларацию. В сентябре 2003 г. к Болонской декларации присоединилась Россия и обязалась до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Целями Болонской декларации являются создание единого общеевропейского рынка труда для работников высшей квалификации, обеспечение свободного доступа к европейскому образованию и обеспечение сопоставимой системы ступеней высшего образования. Основными положениями Болонской декларации можно считать: 1. Введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр и магистр. Такая система предусматривает первую ступень — бакалавр (не менее трех лет) и вторую ступень — магистр (два года). В соответствии с Законом «О высшем и послевузовском образовании» от 25.04.2005 в высших учебных заведениях России была введена трехступенчатая система образования: бакалавр (не менее 4 лет), специалист (не менее 5 лет), магистр (не менее 6 лет). Согласно этому Закону вышеперечисленные программы можно реализовывать непрерывно или поэтапно. 2. Введение единого для всего европейского образовательного пространства механизма учета освоенного студентами объема знаний в кредитных единицах ECTS — European Credit Transfer System. Единицы ECTS — это не единицы измерения времени обучения, а единицы измерения образования и навыков обучающихся. Эта система призвана обеспечить способ измерения и сравнения результатов обучения при переходе из одного ВУЗа в другой и облегчить доступ к зарубежным учебным планам. 3. Создание условий для значительного повышения академической мобильности студентов, преподавателей и научных работников. Выпускники вузов должны обладать мобильностью, чтобы иметь возможность продолжать образование в других вузах, в других странах и быть востребованными в других регионах. Свойство мобильности должно быть присуще преподавателям и научным работникам для прохождения стажировок. Для обеспечения мобильности необходимо создание единого образовательного пространства. 4. Введение единого общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement).

Болонский процесс направлен, прежде всего, на студента. Учащимся предоставляются большие возможности в образовании, что способствует проявлению их способностей. Введение системы двухуровнего образования позволяет менять выбранную линию обучения. После окончания бакалавриата по одной специальности студент может: а) завершить свое образование и начать работать; б) продолжить обучение в магистратуре по этой же специальности; в) поменять специальность и продолжить обучение. Реализация такой структуры может быть по желанию студента непрерывной или с перерывом. Во время перерыва студент имеет возможность получить практический опыт работы по выбранной специальности. Высшее образование в России станет более гибким, система двух уровней — более демократичной. Так как степень бакалавра — это самодостаточный диплом, для определенного сегмента российских студентов по их желанию срок получения высшего образования сократится до трех-четырех лет. Переход на систему «бакалавриат—магистратура» требует четкой информации, что будет уметь делать человек, имеющий диплом бакалавра, и что будет уметь человек, имеющий диплом магистра. Эффективность обучения в значительной степени определяется технологиями, которые используются. И за три или четыре года можно иногда подготовить человека лучше, чем за шесть лет. Выпускники-бакалавры станут быстрее попадать в активную жизнь, в российскую экономику. Однако введение в России двухуровневой системы может столкнуться с серьезной проблемой, т.к. студент призывного возраста имеет право на одну отсрочку от призыва в армию. При перерыве образования между бакалавриатом и магистратурой или при смене одной специальности на другую при поступлении в магистратуру эта отсрочка теряется. Двухуровневая система является особо привлекательной для молодых преподавателей и кандидатов наук, ввиду того что означает приравнивание степени кандидата наук к европейской степени доктора (1). Опасения противников напрасны, т.к. он не означает жесткого подчинения всех участников его принципам. Степень доктора наук естественно будет учитываться, но с определенными комментариями для предотвращения путаницы.

Важным положением Болонского процесса является то, что студенты получают возможность выбора содержания своего образования и места обучения. Выбирая курсы, студент может планировать, в каком вузе он будет осваивать эти курсы. Если вузы не включатся в этот процесс, то наши студенты лишатся возможности расширения образовательного пространства. Студенты на уровне бакалавров приобретают базовые знания, систему, закладывая определенный стандарт. Давая возможность выбора студентам, мы одновременно получаем возможность контроля и измерения степени освоения материала, исходя из принятых стандартов качества. На уровне магистратуры студент получает возможность углубленного освоения какой-то области знаний не только с учетом прикладных задач своей деятельности, но с учетом потребности в самореализации. Однако возникает вопрос — сможет ли студент первого или второго курса правильно составить свой план обучения. Здесь необходимо отметить работу тьюторов, которые являются консультантами и помогают каждому студенту в выработке своей стратегии обуче-

ния. При отсутствии единого расписания для всех студентов естественно возникают сложности при составлении расписания занятий и появляются т.н. «окна», которые не всегда нравятся студентам. Но необходимо помнить, что учебный процесс — это не только аудиторные занятия, и такие перерывы можно потратить на самообразование или воспользоваться услугами дополнительного образования. Говоря о кредитах, возникает вопрос о сложности их начисления. Так называемые кредиты или кредитные часы — это зачетные единицы, выражающие трудоемкость обучения. Эта система вводится для сопоставления результатов образования, полученных в разных университетах (2). Условием выдачи студенту диплома, то есть свидетельством освоения им образовательной программы, является набор определенного количества таких кредитных часов. Можно ли сравнивать кредиты, полученные за обучение в «сильных» вузах и кредиты, полученные в «слабых» вузах? Данный вопрос содержит в себе ответ — необходимо стремиться к повышению качества образования, а не к его усреднению. Решение этой проблемы приведет к здоровой конкуренции между вузами. Возможно, необходимо сокращать число вузов и переходить от принципов количества к принципам качества.

Безусловным преимуществом Болонского процесса является принцип мобильности — это возможность для студентов (прежде всего), преподавателей и научных работников перемещаться из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы. Мобильность позволяет получить информацию о динамике развития образовательного процесса, о ходе научных исследований в Европе. Заметно улучшится качество владения российскими студентами и преподавателями иностранными языками. Пребывание представителей российских вузов в языковой среде в ходе реализации программ академической мобильности, часто среди носителей языка, сделает их лингвистические навыки более прагматичными. Знание же иностранных языков откроет для студентов и преподавателей широкий доступ к аутентичным, непереводным зарубежным публикациям — не только профессиональным, что, разумеется, крайне важно, но и к публицистике и художественной литературе. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в каком-либо другом вузе, предпочтительно за рубежом. Обучаться он будет на языке страны пребывания или на английском языке. На этих же языках он будет обязан сдать все текущие экзамены (3). Если студенту необходимы занятия по языку принимающей стороны, а на английском он учиться не хочет, за языковые курсы придется заплатить отдельно (как и за все занятия, которые не входят в программу подготовки по его специальности). Понятно, что высокая степень академической мобильности предполагает развитую инфраструктуру (общежитие, медицинское страхование и т.д.) и доступность источников финансирования (грантов на поездки, стипендий и т.д.), что, к сожалению, далеко не всегда реально. Открывается и другая возможность — разрабатывать совместные программы вузов в рамках Болонского процесса. В таком случае можно будет получать престижное зарубежное образование, не выезжая из России и продолжая учиться в своем вузе. По завершении курса студент

получит сразу два диплома — российский и зарубежный. По мнению противников Болонского процесса, принцип мобильности непременно приведет к неконтролируемой «утечке мозгов» из России. Однако нельзя забывать, что «утечка мозгов» происходила задолго до присоединения России к Болонской декларации. Очевидно, что в основе переезда на запад высококвалифицированных специалистов лежит несколько составляющих — от желания самореализации до экономической стабильности. Осуществление поставленной в рамках Болонского процесса цели содействия мобильности студентов и преподавателей позволит учащимся российских вузов составить свое мнение о динамике образовательных процессов в масштабе всей Европы, а также получить более глубокое представление о наиболее современных исследованиях, ведущихся в выбранной ими области специализации (4). Это, несомненно, расширит их кругозор и позволит самостоятельно, а не с чужих слов, оценить преимущества и недостатки российской образовательной системы, на собственном опыте познав специфику других образовательных систем.

Важным инструментом Болонского процесса является единое Европейское Приложение к диплому (Diploma Supplement). Оно содержит информацию о владельце диплома, полученной им квалификации, уровне этой квалификации, содержании программы обучения, результатах, о функциональном назначении квалификации, а также информацию о национальной системе образования. Форма Европейского Приложения достаточно строго регламентируется и включает восемь обязательных разделов. Первый раздел — «Информация об обладателе квалификации» — включает фамилию, имя и отчество студента, дату и место его рождения, а также идентификационный номер студента. Второй раздел — «Информация о полученной квалификации». В этом разделе приведены: полное название квалификации на русском и английском языках; полные и сокращенные названия полученных степеней на русском и английском языках; специальность на русском и английском языках; название и статус учебного заведения, присвоившего квалификацию, название вуза, где происходило обучение студента, на русском и английском языках; язык обучения и контроля знаний. Третий раздел — «Сведения об уровне квалификации». Здесь указываются собственно уровень квалификации и ее место в национальной системе высшего образования, продолжительность обучения в годах, виды учебной нагрузки, включенные в трудоемкость обучения, контактные (аудиторные) часы, самостоятельная учебная работа, экзамены. Четвертый раздел — «Информация о содержании обучения и полученных результатах». Обязательными пунктами данного раздела являются указание формы обучения — очная, вечерняя, заочная, дистанционная, программа обучения и требования к ее овладению, содержание обучения, шкала оценок. В данном разделе перечисляются все изученные учебные дисциплины, полученные по ним кредиты и оценки, указываются виды итогового контроля по дисциплинам. Пятый раздел — «Профессиональная характеристика квалификации». В данном разделе приводятся сведения о готовности выпускника продолжать образование на более высоких уровнях, его профессиональный статус, то есть какие должно-

сти может занимать обладатель квалификации при приеме на работу, степень его компетенции и возможных полномочий. Шестой раздел — «Дополнительная информация». В этом разделе могут быть указаны дополнительные сведения о полученной выпускником квалификации, например, о пройденных стажировках, о засчитанном опыте работы по специальности. В разделе также указываются дополнительные источники информации о квалификации обладателя диплома, такие как адрес веб-сайта вуза, электронный адрес министерства образования и т.п. Седьмой раздел — «Сведения о сертификации диплома». В этом разделе указываются номер диплома о высшем образовании, которому соответствует данное Приложение, дата его выдачи, а также фамилия, имя и отчество официального лица, удостоверяющего Приложение к диплому, должность лица, подписавшего сам диплом. Все эти сведения заверяются печатью. Дата выдачи Приложения может не совпадать с датой присвоения квалификации. Восьмой раздел — «Общая информация о национальной системе образования». В этом разделе приводится информация о системе высшего образования Российской Федерации, а также основные требования к абитуриентам, поступающим в вузы (5). Трудно переоценить введение данного приложения к диплому. По сути, это приложение вытекает из введения системы кредитных единиц ЕСТБ и лежит в основе принципа академической мобильности. (Об этих двух принципах уже говорилось выше.) Возрастает конкурентоспособность российской высшей школы. В силу европейского признания российское высшее образование станет более привлекательным для иностранных студентов.

Делая вывод, необходимо сказать, что минусы ситуации проистекают из того же, из чего проистекают минусы любой переходной системы. Нетрудно предвидеть, что традиции отечественного образования вступят в противоречия с требованиями новой системы, люди могут быть недовольны вариативностью (не захотят нести ответственность за выбор). Болонские реформы приведут к позитивным изменениям в отечественной высшей школе. Россия нуждается в интеграции в Единое европейское образовательное пространство. Болонская декларация значительно приблизит решение проблемы признания российских дипломов в европейских странах. Система образования — это общественный институт, которому свойственны постоянные изменения, отвечающие изменениям социальных и экономических условий. Если мы посмотрим на историю российского высшего образования, мы увидим, что это история изменений и реформ. Запрос сегодняшнего дня состоит в формировании в России конкурентоспособного высшего образования, которое обеспечивало бы и инновационное развитие экономики, и передачу культурных ценностей и традиций, и включение людей в социальную жизнь. Реформы в образовании не сводятся только к Болонскому процессу — Россия должна иметь свою национальную образовательную политику, ориентированную как на внутренние потребности, так и на мировые тенденции. Вхождение России в Бо-лонское пространство не означает калькирование системы европейского образования и ее перенос в отечественные вузы. Болонский процесс необходимо рассматривать как механизм международного сотрудничества в европейском простран-

стве (6). Российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ, принципом неразрывности образования и науки, наличием оригинальных научно-педагогических школ, здоровой консервативностью, сочетающейся с готовностью к инновациям. По мере развития российской экономики людей, понимающих, что сегодня Россия остро нуждается в мобильных специалистах, становится все больше. Речь идет не только о наших соотечественниках, уехавших на запад и теперь решивших вернуться или временно поработать на родине. В России есть целые отрасли, где не хватает квалифицированных преподавателей и есть потребность нанять западного специалиста. Признание их дипломов в рамках Болонского процесса, конечно, упростило бы жизнь всем — и соискателям работы, и работодателям, и кадровым агентствам.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Сенашенко В.В. Магистратура: свобода выбора и маневра // Высшее образование в России. — 2000. — № 3.

(2) Чистохвалов В.Н. Кредитные единицы входят в российскую высшую школу // Высшее образование в России. — 2004. — № 4.

(3) Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования. — М., 2006.

(4) Круглова С.Л., Харченко О.Д. Принцип обеспечения академической мобильности как одна из задач Болонского процесса // Образование за рубежом. — 2006. — № 1.

(5) Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. — М., 2005.

(6) Ларионова М.В. Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для российской высшей школы // Вопросы образования. — 2004. — № 4.

BOLOGNA PROCESS - FOR AND AGAINST, DISCUSSION LASTS

M.-N.L. Wagner

Department of Russian History Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay Str, 10-1, Moscow, Russia, 117198

Within the framework of conducted studies of the Bologna Process influence on the development of the higher education of Russia main positions of the Bologna declarations (1999 year) were considered: entering the two-level system of the higher education: bachelor and master; European Credit Transfer System ECTS; making the conditions for academic mobility; Diploma Supplement. In this article the author tried to present the detailed analysis of the afore-mentioned positions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.