Научная статья на тему 'БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (В СВЯЗИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ)'

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (В СВЯЗИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / THE BOLOGNA PROCESS / GLOBALIZATION IN HIGHER EDUCATION / ENGLISH AS A SECOND LANGUAGE / ESL / QUIZ ON COUNTRY STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиниятуллина Диана Равилевна, Логачева Алла Григорьевна

Болонский процесс, глобализация является важными концепциями, которые студенты высшего образования должны понимать и ценить из-за потребности бизнеса нанимать людей, которые желают и в состоянии работать с людьми других наций и культур и могут самостоятельно путешествовать по всему миру для продвижения их бизнеса, бизнес идей, задумок. Использование викторины по страноведению на иностранном языке способствует формированию личности студента, который и понимает, и ценит другие культуры, народы, в состоянии плодотворно сотрудничать с людьми других культур и национальностей. В статье рассматривается опыт формирования познавательного интереса студентов и подготовки их к сдаче экзамена по английскому языку в вузе. Кроме того, дается оценка фоновых знаний учащихся о стране изучаемого языка.Russia's accession to the Bologna process imposes certain requirements on how a national system of quality assurance of education, and the mechanisms of internal quality assurance of educational institutions, implemented through the system of quality management of educational institutions. Considering the term "quality of education" should take into account the ambiguity of its interpretation, but we will focus on the common sense that implies a certain degree of compliance with the established requirements and characteristics of the complex structure of consumption. As consumers, the results of the educational process are the students, employers, and, finally, the state, which will be effective (or ineffective) use of the potential of educational institutions graduates. The Bologna process, globalization are important concepts that higher education students should understand and appreciate because of the business need to hire people who are willing and able to work with people of other nations and cultures and can travel independently around the world to promote their business. The use of a quiz on country studies in a foreign language helps to shape the personality of a student who understands and appreciates other cultures, peoples, and is able to collaborate with people of other cultures and nationalities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (В СВЯЗИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ)»

взрослых и их участие в непосредственной творческой деятельности, направленной на создание материального или духовного продукта; организация предметно-пространственной развивающей творческой среды; работа творческих подгрупп и пр.); рефлексивный (оценка сформированности творческого саморазвития ребенка через диагностику уровня развития творческих компетенций, оценку его творческой одаренности; апробация полученного опыта работы через участие в научно-практических конференциях, методических семинарах и пр.).

Выводы. Предлагаемая модель педагогического сопровождения способствует достижению положительных результатов в уровне творческой одаренности дошкольника и его творческого саморазвития. Кроме того, включение в структуру творческой одаренности определенных творческих компетенций дает педагогам возможность вести работу не только с детьми, имеющими соответствующие врожденные задатки и способности, но и с более широким кругом воспитанников. Сформированность соответствующих творческих компетенций предоставит детям дальнейшую возможность к нестандартному, креативному преобразованию окружающей действительности. В данном случае важно, что в ходе своей жизнедеятельности практически любой ребенок сможет проявить свое творчество и оригинальность в подходах к решению возникших перед ним жизненных проблем и задач.

Литература:

1. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. М.: Олма-пресс, 2004. 633 с.

2. Ветлугина Н.А. Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика, 1980. 271 с.

3. Вострокнутов Е.В., Разуваев С.Г. Сущность понятия «творческие компетенции» в спектре категориально-понятийного поля педагогики // Вестник ТГПУ. 2012. 2 (117). С. 13-18.

4. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия. М. 1993. Т. 1. 573 с.

5. Коломиец С.М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: монография. М.: Изд-во «Перо», 2010. 181 с.

6. Лихолетов В.В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Екатеринбург: Российский гос. проф.-пед. ун-т, 2002. 41 с.

7. Лопатин В.В. Русский толковый словарь. М.: Русский язык, 1998. 832 с.

8. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.

9. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография / А.И. Попов, Н.П. Пучков. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2010. 212 с.

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 57000 слов / С.И. Ожегов, И.Ю. Шведова. 18-е издание; стереотип. М.: Русский язык, 1987. 797 с.

11. Трубайчук Л.В. Феноменология развития одаренности детей дошкольного возраста: монография / Л.В. Трубайчук. М.: Баласс, 2010. 182 с.

12. Философский словарь [Электронный ресурс] / гл. ред.: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев. 1983. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophical/index.htm.

Педагогика

УДК 378.147.34

кандидат педагогических наук, доцент Гиниятуллина Диана Равилевна

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ (г. Казань);

кандидат технических наук, доцент Логачева Алла Григорьевна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань)

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (В СВЯЗИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В

НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ)

Аннотация. Болонский процесс, глобализация является важными концепциями, которые студенты высшего образования должны понимать и ценить из-за потребности бизнеса нанимать людей, которые желают и в состоянии работать с людьми других наций и культур и могут самостоятельно путешествовать по всему миру для продвижения их бизнеса, бизнес идей, задумок. Использование викторины по страноведению на иностранном языке способствует формированию личности студента, который и понимает, и ценит другие культуры, народы, в состоянии плодотворно сотрудничать с людьми других культур и национальностей. В статье рассматривается опыт формирования познавательного интереса студентов и подготовки их к сдаче экзамена по английскому языку в вузе. Кроме того, дается оценка фоновых знаний учащихся о стране изучаемого языка.

Ключевые слова: болонский процесс, глобализация в сфере образования, интеграция, английский язык, иностранный язык.

Annotation. Russia's accession to the Bologna process imposes certain requirements on how a national system of quality assurance of education, and the mechanisms of internal quality assurance of educational institutions, implemented through the system of quality management of educational institutions. Considering the term "quality of education" should take into account the ambiguity of its interpretation, but we will focus on the common sense that implies a certain degree of compliance with the established requirements and characteristics of the complex structure of consumption. As consumers, the results of the educational process are the students, employers, and, finally, the state, which will be effective (or ineffective) use of the potential of educational institutions graduates. The Bologna process, globalization are important concepts that higher education students should understand and appreciate because of the business need to hire people who are willing and able to work with people of other nations and cultures and can travel independently around the world to promote their business. The use of a quiz on country studies in a foreign language helps to shape the personality of a student who understands and appreciates other cultures, peoples, and is able to collaborate with people of other cultures and nationalities.

Keywords: the Bologna process, globalization in higher education, English as a second language, ESL, quiz on country studies.

Введение. Важность вопросов, рассматриваемых в статье, обосновывается недостаточной разработанностью проблемы становления познавательного интереса обучающихся средствами лингвострановедения как важнейшего фактора совершенствования процесса обучения иностранному языку. Цель Болонского процесса - создание единого европейского пространства высшего образования. Одна из идей создания лингвострановедческих викторин является полноценная подготовка студентов к сдаче обычных экзаменов в ВУЗе и международных экзаменов по иностранному языку, с помощью которых они выйдут на абсолютно новую ступень образования, студенты будут готовы к зарубежной стажировке, обучению и работе в любой стране мира, будут способны перенять передовой опыт развитых стран мира в различных областях жизнедеятельности человека. Сложно говорить на одном языке с тем, чьи нравы обычаи не знаешь, не побывав в стране изучаемого языка. А викторины в легкой и удобной форме позволяют познакомить учащихся с и культурой англоговорящих стран, и географией англоязычных стран, при этом не посещая саму страну изучаемого языка.

Изложение основного материала статьи. Приведем здесь лишь некоторые принципы гарантии качества высшего образования на территории Европы:

• заинтересованность студентов, сотрудников и общества в целом в достойном качестве высшего образования;

• качество академических программ для студентов должно улучшаться и развиваться.

И в нашей стране Болонский процесс и глобализация и интеграция образования необходимы. Известно, что глобализация - это взаимосвязь людей и бизнеса во всем мире, что в конечном итоге ведет к глобальной культурной, политической и экономической интеграции. Это способность перемещаться, в том числе и общаться, работать, сотрудничать, вести диалог, дискуссии с другими людьми по всему миру, чтобы вести бизнес на международном уровне. Участие студентов в различных мероприятиях, в том числе и в лингвострановедческой викторине развивает их творческие способности, что позволяет каждому ученику, независимо от его успеваемости, проявить себя, понимания процессов глобализации и интеграции образование, всех сфер жизнедеятельности человека. В этом плане викторины на уроке английского языка могут помочь студентам понять другие культуры, другие страны, понять себя и других, быть подготовленными к сотрудничеству с другими странами, нациями, культурами.

Мы живем в век технологий. Будет не справедливо не воспользоваться благами нашей цивилизации. На наш взгляд викторины с использованием картинок, видео, карточек, которые мы показываем на экране позволяют не только повысить знания у студентов, но и понять все многообразие мира, понять процессы и глобализации, приблизив нас к усовершенствованию своей системы образования, улучшению своей страны (Саенко Е.С.) [1-5].

Мы приводим примерные задания для викторины по лингвострановедческой викторине. Мы не ограничиваем задания, а расширяем круг вопросов, связанных и с пословицами, и поговорками. В первую очередь, в викторине представлены текстовые задания по Соединенному Королевству Великобритании, США [6-8]:

Choose the right variant:

1. The second largest city in England and one of the principal industrial centres in the British Isles:

A. Edenborough

B. Birmingham

C. London

D. Oxford

2. It is surrounded by water on three sides and stands on 40 hills

The Golden Gate Bridge (the symbol of San Francisco)

A. San Francisco 4,335,391

B. Los Angeles

C. Boston

D. Harvard

3. How high is the London Eye?

a. 135 m

b. 145 m

c. 90 m

d. 200 m

4. The London underground is called

a. the tube

b. subway

c. the metro

d. the cube

5. Who lives in the USA?

a. Agatha Cristie

b. Queen Elizabeth the II

c. Margaret Thatcher

d. Jack London

6. This city is situated in the USA

a. Edenborough

b. Birmingham

c. London

d. San Francisco

7. He is an American writer

a. Ernest Hemingway

b. Martin Luther King

c. Agatha Cristie

d. Queen Elizabeth the II

8. Where is an open air theatre?

a. in Regent's park

b. in Hyde park

c. in Trafalgar square

d. in the National Gallery

9. What can't you do in Regent's park?

a. cycle

b. ride a horse

c. buy food

d. whistle

10. ... is another good and ecological way of keeping order in London.

a. underground

b. a vehicle

c. walking on foot

d. horses

11. Where is London's zoo?

a. Regent's park

b. Hyde Park

c. St. James' park

d. Central park

Возможно организовать конкурс-викторину на лучшее знание географии, известных личностей, писателей, ученых, общественных деятелей культуры, искусства, живущих-живших в анлгоязычных странах. Задаем вопрос. Команда отвечает. Далее показываем-либо говорим правильный ответ: либо ответ-видео, либо картинка, фото, аудио-ответ, с дальнейшим маленьким рассказом о самом месте, деятеле)). На занятиях по иностранному языку мы обычно делаем паузы между некоторыми заданиями - танец, песня на английском под гитару, баян, скрипка и т. д. (кто на чем играет из студентов, что умеют студенты).

Вопросы викторины по темах: география, история, литература, искусство, научно-технические достижения, пословицы, поговорки, идиомы и т. д. Лингвострановедческая викторина, как правило, проходит в атмосфере кросс-культурного взаимодействия, которое несомненно стимулирует интерес обучающихся к изучению иностранного языка (Саенко Е.С.) [7, 9-13].

Выводы. Болонский процесс, глобализация, интеграция образования в целом, является своего рода системой, которую студенты высшего образования должны понимать. Воплотив идеалы данной системы, студенты в состоянии будут общаться, работать, сотрудничать, вести диалог, дискуссии с другими людьми по всему миру, чтобы вести бизнес на ином, международном уровне. Использование викторины по страноведению на иностранном языке способствует формированию личности студента, которая и понимает, и ценит другие культуры, в состоянии плодотворно сотрудничать и вести профессиональный диалог с людьми других культур и национальностей.

Литература:

1. Афонина Е.В. Этапы внедрения и проблемы использования балльно-рейтинговой системы при преподавании иностранных языков в вузе / Афонина Е.В. // В сборнике: Современные проблемы филологии, педагогики и методики преподавания языков сборник научных трудов по итогам всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 157-161.

2. Газизова А.И. Качество профессионально-педагогической деятельности в высшей школе: сравнительный аспект / Газизова А.И. // Вестник Воронежского государственного университета. - 2014. -№2. - С. 119-122

3. Газизулина Л.Р. Роль иноязычной подготовки в профессиональном развитии аспирантов / Газизулина Л.Р. // Глобальный научный потенциал. - 2019. - № 2 (95) . - С. 75-78.

4. Газизулина Л.Р. Симметрия и асимметрия базового слоя вариантов концептов "насилие" и "violence" / Газизулина Л.Р. // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 13 (268) . - С. 23-28.

5. Григорьева К.С. К вопросу применения билингвальных технологий в процессе обучения английскому языку в высшей школе / Григорьева К.С., Яхина Р.Р. // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: информатизация образования. - 2018. - Т.14. - №4. - С. 484-492

6. Григорьева К.С. Об опыте использования технологии предметно-языкового интегрированного обучения CLIL / Григорьева К.С., Яхина Р.Р. // Актуальные вопросы гуманитарного знания в современном обществе: Материалы Международной научно-практической конференции «Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук». Под научной редакцией И.Т. Насретдинова. -2017. - С. 126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Саенко Е.С. Лингвострановедческая викторина как инструмент повышения интереса к изучению иностранного языка в вузе / Саенко Е.С. // Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных вузах: Материалы 12-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции неязыковых вузов на базе Воронежского государственного института физической культуры. Под редакцией И.В. Смотровой, Л.В. Сложеницыной. - 2019. - С. 149-150

8. Султанова А.П. Языковая норма и устная речь на основе анализа корпусных данных русского, британского английского и американского английского языков (на примере глаголов жечь/burn) /

Султанова А.П. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. -2018. - №1 (97). - С. 42-52.

9. Чумарина Г.Р. Корпусные словари при обучении языкам / Чумарина Г.Р. // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, учителей, студентов, аспирантов и ученых. - Институт экономики, управления и права. - 2015. - С. 149-151.

10. Царева Е.Е. Педагогические технологии формирования межкультурной коммуникации студентов: Россия - Германия / Е.Е. Царева, Р.З. Богоудинова // Вестник Казанского гос. ун-та. культуры и искусства. -2018. - № 1.- С. 134-140.

11. Яхина Р.Р. Англоязычная терминология: процесс заимствования и ассимиляции / Яхина Р.Р., Залалтдинова Р.Р. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12-4 (78) . - С. 190-193.

12. Chumarina G.R. Сарас^у and nature of linguistiс samples and corpora data in language training / Chumarina G.R. // Проблемы и перспективы развития многоуровневой языковой подготовки в условиях поликультурного общества: Материалы IV международной научно-практической конференции. - 2017. -С. 191-196.

13. Snegurenko A.P. Using e-learning tools to enhance students-mathematicians' competences in the context of international academic mobility programmes / Snegurenko A.P., Sosnovsky S.A., Novikova S.V., Yakhina R.R., Valitova N.L.V., Kremleva E.Sh. // Интеграция образования. - 2019. - Т. 23. - № 1 (94). - С. 8-22.

Педагогика

УДК 378.2

доцент Глинкин Борис Николаевич

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары); старший преподаватель Григорьев Дмитрий Владимирович Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары);

старший преподаватель Глинкин Виталий Николаевич

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье раскрывается сущность и содержание дидактических умений педагога. Выявлено, что одним из факторов, определяющих педагогическое мастерство, является уровень сформированности у педагога дидактических умений. Следовательно, в настоящее время особую актуальность приобрели вопросы совершенства процесса развития дидактических умений у педагога и поиска такой классификации дидактических умений, которая была бы выстроена в соответствии с основанием, действительно различающим умения друг от друга. Выбор же того или иного признака в качестве основания для классификации дидактических действий определяет то, какие умения составят ее содержание. Анализ сущности и содержания дидактических умений педагога позволил нам выделить наиболее значимые группы умений, для успешного осуществления обучающей деятельности.

Ключевые слова: дидактические умения, классификации дидактических действий, профессиональная деятельность, педагог, высшее образование.

Annоtation. The article analyzes the essence and content of the teacher's didactic skills. It is revealed that one of the factors that determine pedagogical skills is the level of formation of the teacher's didactic skills. Therefore, at present, the issues of perfection of the process of developing didactic skills in the teacher and the search for such a classification of didactic skills that would be built in accordance with the basis that really distinguishes skills from each other have become particularly relevant. The choice of a particular attribute as the basis for classifying didactic actions determines what skills will make up its content. The analysis of the essence and content of the teacher's didactic skills allowed us to identify the most significant groups of skills for the successful implementation of training activities.

Keywords: didactic skills, classification of didactic actions, professional activity, teacher, higher education.

Введение. Реформы в системе высшего образования, выдвигают новые требования к выпускникам педагогических вузов, в частности, к уровню их профессиональной компетентности. Одной из главных задач вузов становится «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии».

В последние годы, в педагогической литературе формирование дидактических умений рассматривалось с разных сторон, где раскрывалась сущность и содержание данных умений [2, 3, 4, 14]. Следует отметить, что проблема формирования дидактических умений у будущих педагогов успешно разрабатывается. Но всё же многое в области профессионального образования педагогов остаётся недостаточно исследованным. На сегодня, наиболее значимым являются проблемы, связанные с преемственностью теоретических знаний, полученных в высшем учебном заведении с будущей профессиональной деятельностью педагога. Это невозможно без активизации познавательной деятельности студентов через применение инновационных методов обучения. Несмотря на многие исследования, посвященные проблеме активизации познавательной деятельности студентов, мало изученными остаются вопросы формирования дидактических умений студентов педагогических вузов. Не до конца изученным остается подход к определению сущности дидактических умений. Также нет единой системы оценивания уровня развития конкретных педагогических дидактических умений, что делает мало возможным перевод процесса их формирования на уровень педагогических технологий.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная деятельность педагога определена целым рядом различных умений. Одни из них являются более приоритетными, другие - менее. Многие ученые дидакты, согласны с тем, что одним из факторов, определяющих педагогическое мастерство педагога, является уровень сформированности у него дидактических умений [5, 6]. Поэтому в настоящее время особую актуальность приобрели вопросы совершенства процесса развития дидактических умений у педагога. Вместе с тем решение проблемы успешного формирования дидактических умений зависит от того, насколько точно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.