Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
866
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DIDACTIC SKILLS / CLASSIFICATION OF DIDACTIC ACTIONS / PROFESSIONAL ACTIVITY / TEACHER / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глинкин Борис Николаевич, Григорьев Дмитрий Владимирович, Глинкин Виталий Николаевич

В статье раскрывается сущность и содержание дидактических умений педагога. Выявлено, что одним из факторов, определяющих педагогическое мастерство, является уровень сформированности у педагога дидактических умений. Следовательно, в настоящее время особую актуальность приобрели вопросы совершенства процесса развития дидактических умений у педагога и поиска такой классификации дидактических умений, которая была бы выстроена в соответствии с основанием, действительно различающим умения друг от друга. Выбор же того или иного признака в качестве основания для классификации дидактических действий определяет то, какие умения составят ее содержание. Анализ сущности и содержания дидактических умений педагога позволил нам выделить наиболее значимые группы умений, для успешного осуществления обучающей деятельности.The article analyzes the essence and content of the teacher's didactic skills. It is revealed that one of the factors that determine pedagogical skills is the level of formation of the teacher's didactic skills. Therefore, at present, the issues of perfection of the process of developing didactic skills in the teacher and the search for such a classification of didactic skills that would be built in accordance with the basis that really distinguishes skills from each other have become particularly relevant. The choice of a particular attribute as the basis for classifying didactic actions determines what skills will make up its content. The analysis of the essence and content of the teacher's didactic skills allowed us to identify the most significant groups of skills for the successful implementation of training activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глинкин Борис Николаевич, Григорьев Дмитрий Владимирович, Глинкин Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

Султанова А.П. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. -2018. - №1 (97). - С. 42-52.

9. Чумарина Г.Р. Корпусные словари при обучении языкам / Чумарина Г.Р. // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, учителей, студентов, аспирантов и ученых. - Институт экономики, управления и права. - 2015. - С. 149-151.

10. Царева Е.Е. Педагогические технологии формирования межкультурной коммуникации студентов: Россия - Германия / Е.Е. Царева, Р.З. Богоудинова // Вестник Казанского гос. ун-та. культуры и искусства. -2018. - № 1.- С. 134-140.

11. Яхина Р.Р. Англоязычная терминология: процесс заимствования и ассимиляции / Яхина Р.Р., Залалтдинова Р.Р. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12-4 (78) . - С. 190-193.

12. Chumarina G.R. Сарас^у and nature of linguistiс samples and corpora data in language training / Chumarina G.R. // Проблемы и перспективы развития многоуровневой языковой подготовки в условиях поликультурного общества: Материалы IV международной научно-практической конференции. - 2017. -С. 191-196.

13. Snegurenko A.P. Using e-learning tools to enhance students-mathematicians' competences in the context of international academic mobility programmes / Snegurenko A.P., Sosnovsky S.A., Novikova S.V., Yakhina R.R., Valitova N.L.V., Kremleva E.Sh. // Интеграция образования. - 2019. - Т. 23. - № 1 (94). - С. 8-22.

Педагогика

УДК 378.2

доцент Глинкин Борис Николаевич

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары); старший преподаватель Григорьев Дмитрий Владимирович Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары);

старший преподаватель Глинкин Виталий Николаевич

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье раскрывается сущность и содержание дидактических умений педагога. Выявлено, что одним из факторов, определяющих педагогическое мастерство, является уровень сформированности у педагога дидактических умений. Следовательно, в настоящее время особую актуальность приобрели вопросы совершенства процесса развития дидактических умений у педагога и поиска такой классификации дидактических умений, которая была бы выстроена в соответствии с основанием, действительно различающим умения друг от друга. Выбор же того или иного признака в качестве основания для классификации дидактических действий определяет то, какие умения составят ее содержание. Анализ сущности и содержания дидактических умений педагога позволил нам выделить наиболее значимые группы умений, для успешного осуществления обучающей деятельности.

Ключевые слова: дидактические умения, классификации дидактических действий, профессиональная деятельность, педагог, высшее образование.

Annоtation. The article analyzes the essence and content of the teacher's didactic skills. It is revealed that one of the factors that determine pedagogical skills is the level of formation of the teacher's didactic skills. Therefore, at present, the issues of perfection of the process of developing didactic skills in the teacher and the search for such a classification of didactic skills that would be built in accordance with the basis that really distinguishes skills from each other have become particularly relevant. The choice of a particular attribute as the basis for classifying didactic actions determines what skills will make up its content. The analysis of the essence and content of the teacher's didactic skills allowed us to identify the most significant groups of skills for the successful implementation of training activities.

Keywords: didactic skills, classification of didactic actions, professional activity, teacher, higher education.

Введение. Реформы в системе высшего образования, выдвигают новые требования к выпускникам педагогических вузов, в частности, к уровню их профессиональной компетентности. Одной из главных задач вузов становится «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии».

В последние годы, в педагогической литературе формирование дидактических умений рассматривалось с разных сторон, где раскрывалась сущность и содержание данных умений [2, 3, 4, 14]. Следует отметить, что проблема формирования дидактических умений у будущих педагогов успешно разрабатывается. Но всё же многое в области профессионального образования педагогов остаётся недостаточно исследованным. На сегодня, наиболее значимым являются проблемы, связанные с преемственностью теоретических знаний, полученных в высшем учебном заведении с будущей профессиональной деятельностью педагога. Это невозможно без активизации познавательной деятельности студентов через применение инновационных методов обучения. Несмотря на многие исследования, посвященные проблеме активизации познавательной деятельности студентов, мало изученными остаются вопросы формирования дидактических умений студентов педагогических вузов. Не до конца изученным остается подход к определению сущности дидактических умений. Также нет единой системы оценивания уровня развития конкретных педагогических дидактических умений, что делает мало возможным перевод процесса их формирования на уровень педагогических технологий.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная деятельность педагога определена целым рядом различных умений. Одни из них являются более приоритетными, другие - менее. Многие ученые дидакты, согласны с тем, что одним из факторов, определяющих педагогическое мастерство педагога, является уровень сформированности у него дидактических умений [5, 6]. Поэтому в настоящее время особую актуальность приобрели вопросы совершенства процесса развития дидактических умений у педагога. Вместе с тем решение проблемы успешного формирования дидактических умений зависит от того, насколько точно

и полно определена их сущность, раскрыто их содержание и разработана соответствующая технология их формирования у будущих педагогов. Разночтение в определении понятия «умения», выявлении их соотношения со знаниями, навыками и способностями, разнообразие в толковании его сущности ориентирует на неоднозначные представления цели, содержания и процессуального обеспечения профессиональной подготовки. В связи с этим на первый план выдвигается задача определения сущности понятия умение.

Из исследований многих педагогов следует, что дидактические умения по родовому признаку определяются как способности. Так, В.А. Крутецкий, определяет умения как одну из составляющих способностей, входящую в ее структуру. Поэтому, умения не могут заменить способность, так как составляют лишь ее часть. Из этого следует: «Это способности, дающие возможность успешно разрабатывать методы передачи учащимся знаний и навыков на основе понимания общих закономерностей обучения» [6, с. 268].

Н.Ф. Белокур считает, что в дидактических умениях проявляются психолого-педагогические знания о процессе обучения, о его сущности, целях, задачах, принципах, методах, приемах и способах организации. По его мнению, знание объекта действия, сущности задачи и способов действия являются составными компонентами дидактического умения и определяют возможности его применения в новых ситуациях [1].

Некоторые авторы рассматривают умения как владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками [7, 8, 9, 10, 12].

Все выше приведенные определения с учетом используемого родового признака можно подразделить на три группы:

умение - это способность...

умение - это знание...

умение - это уровень...

Из обобщения определений понятий «дидактические умения» следует, что в них отражаются структура и сущность изучаемой действительности как взаимосвязь умений со способностями, знаниями и качеством выполнения действий, направленных на выполнение задач обучения. В своей совокупности они являются существенными признаками умений. Следовательно, дидактические умения - это уровень владения способами выполнения обучающих воздействий, обусловленный присущими конкретному субъекту деятельности способностями и знаниями [11].

Раскрытие сущности дидактических умений является основанием для определения содержания данного понятия, для определения круга умений, которые входят в его объем.

Обучающая деятельность педагога многообразна и включает в свое содержание различные виды дидактических действий. Многообразию этих дидактических действий соответствует многообразие дидактических умений.

Анализируя содержание приведенных выше определений, можно заключить, что существуют различные квалификации умений, которые совпадают друг с другом по содержанию и составлены на эмпирическом уровне, без опоры на выделение существенных признаков, позволяющих отличить одно дидактическое умение от другого. Это приводит к тому, что, например, присутствующие в пределах одного определения умений соотносятся по своему объему как часть и целое. Расплывчатость границ, отделяющих одно умение от другого, станет более ясной и определенной, если попытаться на практике с помощью наблюдения выделить проявления того или другого умения. На самом деле, остается только догадываться, какое умение проявил педагог, когда сообщил учащимся те или иные сведения о способе выполнения поставленной задачи: умение сообщать теоретические сведения или умение создать понятие о решении задачи. Эти трудности возникают не только при оценке дидактических умений, но и, что более важно, при решении проблемы их формирования.

Выделяемые в тех или иных классификациях дидактические умения, представляют собой не что иное, как целевые ориентиры, на которые должна быть нацелена профессиональная подготовка педагога. Но если эти цели не определены, то неопределенным, с точки зрения направленности, а, следовательно, выбора содержания, форм, методов и средств будет представлен и целостный процесс профессиональной подготовки.

В связи с этим актуальным является поиск такой классификации дидактических умений, которые были бы выстроены в соответствии с основанием, действительно различающим умения друг от друга. Выбор же того или иного признака в качестве основания для классификации дидактических действий определяет то, какие умения составят ее содержание.

Многие ученые предлагают классифицировать умения исходя из выделяемых ими функциональных компонентов педагогической деятельности.

Успешность осуществления обучающей деятельности напрямую зависит от того, насколько владеет педагог этими технологическими операциями, или, если говорить другими словами, насколько сформировано умение выполнять эти операции.

Предлагается классифицировать дидактические умения в соответствии не только с функциями, но и последовательностью их применения в целостном цикле обучающей деятельности. В частности, Н.Ф. Белокур отмечает, что дидактические умения предполагают выполнение деятельности по планированию, прогнозированию, практическому осуществлению и анализу целей, задач, содержания, методов, приемов, средств, результатов процесса обучения. В комплексе они должны обеспечивать реализацию организаторской, конструктивной и гностической функций преподавания. Придерживаясь взглядов о необходимости рассматривать умения в связи с реализуемыми посредством их функциями, т.е. функционального подхода к классификации умений. Так же, целесообразно разделить дидактические умения в соответствии с этапами педагогического процесса. В соответствии с этим автор выделяет три группы дидактических умений, каждая из которых как целостная система отражает логический ряд профессионально-педагогических задач на последовательно осуществляемых этапах обучающей деятельности.

В свою очередь, каждое дидактическое умение включает в себя определенное количество целенаправленных и взаимозаменяемых действий, выполняемых в определенной последовательности.

В первую группу он включает прогностические и конструктивные умения. По мнению ученого, они характеризуются логико-деятельностной основой, определяющей психолого-педагогическую оценку учебных

возможностей коллектива учащихся и содержания оптимального варианта дидактически взаимосвязанного единства процессов преподавания и учения, определение единства содержательной и процессуальной сторон обучения.

В первую группу дидактических умений входят:

- умение формулировать цели и задачи занятия;

- умение моделировать содержательную основу занятия;

- умение моделировать процессуальную основу обучения;

- умение моделировать комплекс технических, экранно-звуковых средств;

- умение моделировать дидактически взаимосвязанное единство преподавания и учения.

Во вторую группу входят умения, которые характеризуют исполнительскую деятельность педагога, уровень его профессиональной культуры и мастерства, развитость личных качеств и интеллекта, его способность реализовать на практике созданную модель учебного процесса. К ним относятся:

- умение актуализировать цели и задачи занятия;

- умение организовать процесс активного восприятия нового материала;

- умение выстраивать логическую цепочку в получении информации;

- умение организовать активную позицию учащихся в репродуктивной и творческой деятельности;

- умение создавать благоприятную атмосферу в восприятии информации с помощью технических, экранно-звуковых средств;

- умение устанавливать педагогически целесообразные отношения;

- умение осуществлять контрольную, воспитательную, развивающую функцию.

В третью группу, умений характеризующихся исследовательской направленностью профессионального труда педагога, он включает умения анализа проведенной деятельности, а именно:

- умение исследовать первоисточники;

- умение анализировать занятие;

- умение обобщать передовой практический опыт по интересующей проблеме [1].

Выводы. Анализ сущности и содержания дидактических умений педагога позволил нам выделить в качестве наиболее значимых для успешного осуществления обучающей деятельности три группы умений:

Первая группа умений отражает логико-прогностичную основу деятельности педагога. В своей совокупности они определяют выбор оптимального варианта дидактически взаимосвязанного единства процессов преподавания и учения, и обеспечивают единство содержательной, процессуальной и мотивационной сторон обучения:

1. Умение определять цели и задачи занятия;

2. Умение моделировать содержательную основу занятия;

3. Умение структурировать процессуальную основу обучения;

4. Комплекс этих умений помогает педагогу выстраивать модель занятия в соответствии с социальными и психолого-педагогическими требованиями, предъявляемыми к обучению.

Умения второй группы - отражают готовность педагога к активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на всех этапах занятий:

1. Умение выделять актуальность целей и задач занятия;

2. Умение осуществлять проверку и оценку знаний, умений, навыков.

Третья группа умений характеризуется исследовательской направленностью профессионального труда, предполагает постоянное совершенствование практики обучения, повышение уровня педагогического мастерства будущего педагога. Студент, овладевая методами научного исследования, расширяет свой педагогический кругозор, формирует индивидуальный стиль педагогического труда:

1. Умение использовать материал методических источников;

2. Умение выполнить анализ занятия.

Эти умения необходимы для выявления перспективы обучения. Эта группа умений есть условие овладения методикой оптимального решения учебно-воспитательных задач, условие определения перспектив обучения.

По нашему мнению, эти группы умений являются наиболее значимыми, и требующими в связи с этим пристального внимания к их формированию в процессе обучения в педагогических вузах. Высокий уровень их сформированности позволит, на наш взгляд, значительно облегчить процесс профессиональной и социальной адаптации выпускников педагогического вуза.

Литература:

1. Белокур Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки. - Челябинск, 1986. - 88 с.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Просвещение,

2001. - 538 с.

3. Вершловский С.Г. Профессиональное становление учителя // Вечерняя средняя школа. 1992. - №2-3. - С. 6-10

4. Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин "Специализаций" : автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.04. - Москва, 1989. - 45 с.

5. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 327 с.

6. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: 1976. - 330 с.

7. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: ЛГУ, 1985. - 251 с.

8. Мищенко В.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. Автореф. дис... док. пед. наук. М.: 1992. - 32 с.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия,

2002. - 271 с.

10. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: ИКЦ "МарТ", 2004. - 370 с.

11. Пестряева Л.Ш., Глинкин Б.Н. Формы и методы сближения учебной деятельности с профессиональной деятельностью // Проблемы современного педагогического образования, 2020. - № 66-2. -С. 260-263.

12. Пестряева Л.Ш. Применение активных методов обучения в формировании дидактических умений студентов института физической культуры: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 и 13.00.08. - Йошкар-Ола, 2002. - 147 с.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2008. - 423 с.

14. Томина С.Ю. Формирование у студентов педагогических вузов готовности к разрешению различных педагогических ситуаций. Автореф. дис... канд. пед. наук. М.: 1995. - 17 с.

Педагогика

УДК 37

ассистент кафедры информатики Гусев Иван Евгеньевич

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

РОБОТОТЕХНИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РОССИЙСКОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ДВИЖЕНИЯ WORLDSKILLS (ИЗ ОПЫТА УЧАСТИЯ)

Аннотация. Целью данной статьи является изучение сущности предмета «Робототехника». В статье обосновывается значимость введения этого предмета в современное образовательное пространство России, показывается его роль в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В статье дан анализ опыта участия в чемпионатах WorldSkills Russia по мобильной робототехнике, освещены трудные моменты подготовки и проведения соревнований. Особое внимание уделено программному обеспечению данной компетенции, среде LabVIEW от компании National Instruments. Даются указания и методические рекомендации для работы с данной средой программирования. Данная статья предназначена всем, кто интересуется и занимается образовательной робототехникой, а также тем, кто участвует (или собирается принимать участие) в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Мобильная робототехника».

Ключевые слова: WorldSkills Russia, LabVIEW, компания Studica, мобильная робототехника, графический язык программирования, программное обеспечение, машинное зрение, интеграция, сервер скриптов.

Annotation. The purpose of this article is to study the essence of the subject "Robotics". The article substantiates the importance of introducing this subject into the modern educational space of Russia, its role in the movement "Young Professionals" (WorldSkills Russia) is shown. The article analyzes the experience of participation in the WorldSkills Russia championships on mobile robotics, highlights the difficult moments of preparing and conducting competitions. Special attention is devoted to the software of this competence, LabVIEW from National Instruments. The article contains instructions and guidelines for the work with this software. This article is intended for everyone who is interested and engaged in educational robotics, as well as those who participate (or are going to participate) in the movement "Young Professionals" (WorldSkills Russia) on the competence "Mobile Robotics".

Keywords: WorldSkills Russia, LabVIEW, Studica, mobile robotics, graphical programming language, software, machine vision, integration, script server.

Введение. Робототехника в настоящее время - один из главных трендов мировой экономики, меняющий рынок труда. Проведено много исследований, посвященных перспективам замещения людей роботами. Роботы — это уже не фантастика.

Как инновационная дисциплина робототехника заняла свое место в образовательной системе России: открываются кружки, клубы, проводятся соревнования. Робототехникой занимаются в детских садах, школах, вузах, системе дополнительного образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Это уникальная образовательная технология, которая отражает все грани научно-технического творчества и направлена на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний» [2].

В российском образовании робототехника около 20 лет.

Как и информатика, робототехника имеет междисциплинарный характер, относится к метадисциплинам - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим наукам: физике, математике, информатике.

Робототехника вошла в программы многих чемпионатов. Мобильная робототехника была включена в WorldSkills в конце 2013 года.

WorldSkills — центр совершенствования и развития навыков мастерства показывает преимущества и необходимость в квалифицированных специалистах через проведение соревнований, организацию совместных проектов и обмена опытом, помогает молодым людям стать лучшими в выбранной ими профессии. Девиз движения: «Делай мир лучше силой своего мастерства» (Improving the world with the power of skills»).

Изложение основного материала статьи. В основе обучения робототехники на всех образовательных уровнях лежит принцип STEM (Science, Technology, Engineering, Math), набирающий все большую популярность во всем мире - единство междисциплинарного подхода и практики.

Разумеется, на начальном пропедевтическом этапе это скорее игра, простое конструирование, «когда различные науки — и биологию, и математику, и физику, и окружающий мир — дети понимают через робототехнику» [1].

В процессе обучения робототехнике развивается критическое мышление, креативность, оперативность, самостоятельность - качества, необходимые успешному человеку 21 века. Причем обучаемый видит практическое воплощение теоретических знаний, видит их востребованность.

На пути этого интересного и перспективного предмета много препятствий: это нехватка специалистов, большие материальные затраты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.