Научная статья на тему 'Процессы интеграции в развитии международных образовательных проектов'

Процессы интеграции в развитии международных образовательных проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуковский И. В.

Globalization opens national boarders of the States in the educational field. Getting education in the other European country becomes a reality in the Bologna process, in which participates Russia. In the near future, European educational system may become attractive and competitive on the world market of educational services. Students' mobility becomes usual thanks to the credit system in which students can choose their individual educational trajectory. Which place does take Russian education in these processes, which are the future trends and real steps?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессы интеграции в развитии международных образовательных проектов»

ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

И. В. Жуковский, к.п.н., доц., декан факультета Иностранных языков Сочинского филиала Российского университета дружбы народов, чл.-корр. Международной Академии наук педагогического образования, проф. университета Бордо 3 Тел.:(862-2) 44-52-46; E-mail: bordo33@mail.ru http://www.pfu.edu.ru, http:/www.montaigne.u-bordeaux.fr

Globalization opens national boarders of the States in the educational field. Getting education in the other European country becomes a reality in the Bologna process, in which participates Russia. In the near future, European educational system may become attractive and competitive on the world market of educational services. Students' mobility becomes usual thanks to the credit system in which students can choose their individual educational trajectory. Which place does take Russian education in these processes, which are the future trends and real steps?

Введение

«Новая экономика» и глобализация стирают национальные границы конкуренции, объективно выдвигают в качестве ключевого ресурса экономического роста и повышения благосостояния в той или иной стране ее интеллектуально-образовательный потенциал. Система подготовки кадров приобретает в этой связи стратегическое значение, становясь главным инструментом обеспечения высокой конкурентоспособности. Образование, наука и культура все чаще превращаются в сферу международной конкуренции и, вместе с тем, плодотворного сотрудничества.

В мире в целом резко возрастает образовательный уровень, интеллект вытесняет

материальное производство, технологии и технологические инновации становятся всепроникающими. Высокие технологии перестраивают привычные сферы человеческой деятельности, которые все в большей степени оказываются «завязанными» на компьютерной технике, Интернете, телекоммуникациях.

Интернет стал одним из важнейших ресурсов в получении информации как для студентов и преподавателей, так и для широкого круга лиц, желающих сменить профессию или получить дополнительное

образование. В глобальной компьютерной сети с каждым днем возникает все больше и больше образовательных сайтов и порталов. Многие вузы выставляют свои учебные планы и программы отдельных курсов в Интернете.

Глобализация в буквальном смысле открыла национальные границы государств, сделав доступным получение образования в другой стране. В настоящее время крупнейшие вузы мира имеют большой процент иностранных студентов. Развивая международное сотрудничество, высшие и средние учебные заведения предусматривают обмен студентами и преподавателями.

По какому пути сейчас развивается эта деятельность? Какие перспективы нас ждут в ближайшее время?

Болонский процесс и Россия

Во всем мире образование сегодня развивается как экспортная отрасль. Основная конкуренция идет между наиболее развитыми странами Западной Европы, Северной Америки, Австралией и Японией, в которых обучается более 80% всех иностранных студентов. На международном рынке образовательных услуг Россия еще в начале раскрытия своего образовательного потенциала. Несомненным толчком для этого движения является Болонский процесс.

Процесс гармонизации образования начался с заявления, сделанного в июне 1999 г. в Болонье министрами образования ряда европейских государств. «Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены привлекательностью, которую ее культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система

высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, который соответствует особенностям культурных и научных традиций», - говорилось в заявлении. Целью, сформулированной в заявлении министров, стало «увеличение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования». В нем же сформулированы принципы и механизмы гармонизации европейских образовательных систем. Согласно этому общеевропейскому документу, правительства Европейского союза объявили о своих намерениях инициировать масштабную реформу интернационализации образования, результаты которой ожидаются после 2010 г.

Какие основные положительные итоги Болонского процесса?

Прежде всего было заявлено о намерениях расширять доступ к образованию для граждан Европы, и сегодня уже смело можно сказать, что это - самая настоящая реальность.

Из заявления следует, что министры образования Европы заинтересованы в продлении принципов «неделимости Европы» на образовательные стандарты стран, подписавших совместное заявление, что, прежде всего, должно означать выработку единого общеевропейского, достаточно высокого и котирующегося на рынке стандарта образования.

И последнее, правительства стран Европы объявили о своем намерении включить свои вузы в единую сеть образовательных учреждений и поощрить беспримерную миграцию студентов в Европе в зависимости от их личных интересов, интересов рынков труда, а также от вакансий в университетах, тематики лекций, имиджа местной профессуры, тяги молодых людей к перемене мест и т. п.

Какие же механизмы уже действуют для реализации вышеназванных целей?

Ключевым моментом гармонизации образовательного процесса в Европе является введение системы кредитов. В упрощенном виде это выглядит следующим образом. Каждому учебному курсу присваивается определенное количество баллов, кредитов. Устанавливается количество кредитов, которые необходимо набрать для получения сертификата или диплома. Принятие ЕСТ8 -европейской системы перезачета кредитов обеспечивает прозрачность, сопоставимость объема изученного материала и соответственно возможность академического призна-

ния квалификаций и компетенций выпускника в других странах. При этом ЕСТ8 является своего рода накопительной системой. Для реализации концепции «обучение в течение всей жизни» кредиты могут быть получены на различного рода курсах и семинарах, которые признаются заинтересованными университетами.

Россия свое решение о присоединении к Болонскому процессу приняла достаточно поздно - в 2003 г. Это объясняется, с одной стороны, тем, что трудно переходить к новому этапу изменений до тех пор, пока не завершена уже начатая модернизация российской образовательной системы. С другой стороны, экономическое положение России, несмотря на начавшуюся стабилизацию, не позволяет пока надеяться на увеличение финансирования высшего образования, которое так необходимо для инновационной деятельности и проведения исследований. Грядущее взаимное признание дипломов, возможность экспорта образования будут способствовать повышению его качества и конкурентоспособности. Но членство в Болон-ском клубе накладывает на российское образование серьезные обязательства.

Вместе с тем в России, в отличие от значительной части других стран Европы, многие положения Болонского процесса уже выполняются. В частности, система высшего образования претерпевает некоторые изменения. Например, вводится двухуровневая система академических степеней. Существует национальная система аккредитации образовательных учреждений. Однако на практике все будет зависеть от политики федеральных властей и развития общей экономической ситуации в России. Во многих странах (Австрия, Германия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Швеция) идет интенсивный процесс изменения законодательства, связанный, в том числе, и с облегчением трудоустройства студентов и жителей других стран Европы. Что это будет означать для России, пока не совсем ясно: либо - свободный выход на международный рынок образовательных услуг, либо - процесс «утечки мозгов».

Попытаемся более четко определить контуры Болонского процесса.

Во-первых, - это введение двухциклово-го обучения. Предлагается ввести фактически два цикла обучения: 1-й - до получения первой академической степени, 2-й - после получения первой академической степени. Продолжение обучения на 1-м цикле должно

быть не меньше 3 и не больше 4 лет. Степень бакалавра, присуждаемая после 1-го цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня.

Обучение в течение 2-го цикла может вести к получению степени магистра (через 1-2 года обучения после получения 1-й академической степени) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения 7-8 лет). Эта ступень открывает двери в научную и прикладную деятельность. Две основные ступени дополняют докторский уровень.

Следует сказать, что данная система уже несколько лет существует в РУДН и в других российских вузах. Переходу других вузов мешает консерватизм, нехватка подготовленных кадров и т. д.

Во-вторых, - это введение кредитной системы, что также является новшеством. Для этого требуется ввести систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах во всех национальных системах образования. При ней размерность обучения определяется количеством кредитных баллов, которые необходимо набрать для получения диплома. Каким образом это будет достигнуто - неважно. Подобный подход позволяет студенту не только участвовать в составлении собственной программы обучения, но и выбирать его форму. За основу предлагается принять ЕСТ8, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни», то есть не только на традиционных университетских занятиях, но и на различных курсах, семинарах.

Для контроля качества образования предполагается создание аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования.

Одним из существенных моментов Болонского процесса является расширение мобильности студентов. На основе выполнения предыдущих пунктов предполагается существенное развитие мобильности учащихся. Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности преподавательского и иного персонала для взаимного обогащения европейским опытом. Предполагается изме-

нение национальных законодательных актов в области трудоустройства иностранцев. В беседе с первым проректором РУДН Ефремовым А.П. мы узнали, что руководство этого вуза все чаще отказывается от обычных обменов с зарубежными партнерами. «Учебный туризм» все меньше интересует вузы. Только детально проработанные совместные программы позволят студентам в дальнейшем провести с большой пользой год или два в том или ином зарубежном вузе. Примером такого сотрудничества стала совместная программа РУДН и института политических наук университета Бордо 3. Пилотная группа студентов ровно год обучалась по скоординированному учебному плану сначала в Бордо, а теперь - на 2-м курсе магистратуры РУДН. Пока сложно говорить о конкретных результатах, но еще один «камень» в общеевропейское здание высшего образования заложен в качестве совместной программы.

Обеспечение трудоустройства выпускников постепенно становится приоритетом для ведущих учебных заведений. Поэтому одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на пользу всей Европе. Все академические степени и другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть облегчено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованного ЮНЕСКО.

Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Одной из главных задач, которая должна быть решена в рамках Болонского процесса, является привлечение в Европу большего количества учащихся из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной накопительной системы, легко понимаемых квалификаций и тому подобного приведет к повышению интереса европейских и иных граждан к высшему образованию.

Развитие образовательных обменов.

Образовательные системы многих стран все шире открываются внешнему миру. Это способствует поиску новых идей и распространению собственного опыта. В последние годы постепенно стал образовываться рынок

услуг совершенно нового типа, где все четче выделяются страны экспортеры и импортеры этих услуг. Как и в экономической сфере, здесь существует своя конкуренция. Отношение «качество-цена» является критерием выбора услуг и в равной степени отказа от них.

В настоящее время можно выделить три основных типа проектов, определяющих взаимоотношения в сфере образования и профессиональной подготовки кадров на международном уровне.

Первый тип исходит из логики обмена студентами, преподавателями и административными кадрами учебных заведений на принципах взаимного сотрудничества сторон. Чаще всего это первый этап в движении к глобализации образовательной практики. В настоящее время таких примеров можно привести очень много. Как координатору совместной программы сотрудничества Сочинского филиала РУДН и университета Бордо 3, хотелось бы подчеркнуть важность таких обменов. Особенно это значимо при изучении иностранных языков. Конечно, скажу откровенно, что скоординировать учебные программы в таких обменах очень сложно. Здесь есть свои объективные причины: небольшое количество участников, различные требования к языковой подготовке и т.д. Но результат совместного общения студентов двух вузов налицо.

Смысл второго типа заключается в том, что некоторые страны готовы к «экспорту знаний», то есть к приему иностранных студентов в своих учебных заведениях для их образовательной подготовки. Этот подход нацелен на подготовку будущих «послов» из этих стран. Эти специалисты, оставаясь представителями своих государств и своей культуры, будут в дальнейшем востребованы для продолжения диалога в любой из отраслей экономики и науки.

Третий тип предполагает деятельность партнеров по выработке проектов, предусматривающих создание новых образовательных структур. Они создаются, что называется, «под заказ», исходя из местных условий, потребностей, финансовых инвестиций и т.д. Этот способ менее дорогостоящий, чем предыдущий и нацелен на конечные результаты одной из сторон.

Для успеха такого рода проектов необходимо одновременное выполнение нескольких условий.

Прежде всего, это детально продуманный проект, отвечающий реальным потреб-

ностям в соответствующем контексте, или сделанный «под заказ». Следует предостеречь некоторых разработчиков от жесткого навязывания собственных идей, так как существует определенный риск, что эти идеи могут «не лечь» на ту или иную почву образовательной практики.

Далее, необходимо выбрать надежного партнера, мотивированного и готового «выложиться» во всех отношениях. Здесь очень важно подготовить прочную основу для задуманного проекта. Можно единожды преуспеть, но будет ли продолжение в дальнейшем? Это весьма немаловажный вопрос для развития проекта.

И, наконец, необходимо обеспечить финансирование. Мы говорим об этом в последнюю очередь, так как получение средств действительно будет реальным, если будут выполнены все ранее упомянутые условия. Нет ничего хуже, чем финансирование без конкретного проекта. Это может привести изначально к вполне очевидному провалу. И, напротив, детально продуманный проект получит соответствующую финансовую поддержку.

Выполнение этих правил позволит преуспеть на международном образовательном рынке.

Резолюция Совета Европы от 24 мая 1988 г. стала отправной точкой для развития различных форм образовательных контактов. В последние годы опыт международного сотрудничества был плодотворным. Образовательная деятельность распространилась на посещение разных типов учебных заведений, на различные социокультурные инициативы, на встречи с педагогическим сообществом. Такие многосторонние контакты позволили в дальнейшем осуществить сравнительный анализ различных образовательных систем. Педагогические сообщества сегодня осознают реалии различных стран и расширяют контакты, в частности, через серию обменов.

Двусторонние обмены могут строиться, например, вокруг выработки совместного проекта между двумя преподавателями одного и того же предмета. Такой тип проекта влияет на улучшение качества обучения и способствует непрерывному педагогическому образованию. В самом деле, деловые контакты с различными педагогическими реалиями позволяют учителю актуализировать свои профессиональные знания и квалификацию, увидеть образовательную сис-

тему своей страны под новым углом зрения. Все чаще программа обмена означает:

- создание совместного проекта, направленного на обеспечение качества обучения;

- развитие идей непрерывного педагогического образования;

- совместную рефлексию над целями обмена, способностью к обобщению результатов сотрудничества между учебными заведениями;

- обогащение и расширение межкультурного диалога как основы для дальнейшего сотрудничества.

Однако такие обмены еще не так многочисленны. Даже если учесть педагогические и управленческие кадры, участвующие в программах Эразмус и Лингва, их общее число не превышает 16 тысяч человек. И вместе с тем, нельзя игнорировать значимость этих обменов, так как они позволяют

определить наиболее эффективные способы для поддержки инициатив с приоритетными целями.

В статье 126 соглашения Совета Европы уточняется, что развитие качественного образования составляет основную цель международных программ, где обмены между педагогическими кадрами являются эффективным средством. Так, программа Сократ должна консолидировать имеющиеся достижения и сфокусировать основное внимание на обменах, организованных в рамках официального партнерства. Сотрудничество между учебными заведениями представляет основную ось этой программы, и ее цель -способствовать повышению квалификации педагогов и организации реальных обменов между учащимися и преподавателями.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Ф.Мордвинов, докторант, к.воен.н., доц. Тел.: 8-47821-23570, vfmordvinov@yandex.ru Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина

The article gives conceptional approaches to the informatization of military education. The aims, tasks, principles, major directions and stages of military education system informatization are determined in the material.

Постоянно растущие темпы научно-технического прогресса обусловили значительное повышение роли информационных потоков в функционировании сложных военно-технических систем. Объемы и темпы сбора, обработки и передачи информации военного назначения становятся все более сложными и напряженными. Для свободной ориентации в информационных потоках военный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью современных информационных технологий. Заложить фундамент информационной культуры будущего специалиста для Вооружен-

ных Сил Российской Федерации должна высшая военная школа.

В этом процессе одним из наиболее эффективных путей является информатизация военного образования. В органах управления военного образования Министерства обороны и военно-учебных заведениях уже давно осознали важность информатизации образовательного процесса и несмотря на все трудности активно работают в этом направлении. Имеются определенные достижения в использовании современных информационных технологий в образовательном процессе. Происходит интеграция в закрытое информационное пространство Вооруженных Сил (ВС) и открытое информационное образовательное пространство сферы образования Российской Федерации. Некоторые органы управления военным образованием и вузы по своей инициативе уже создали достаточно развитую информационную инфраструктуру, позволяющую им значи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.