Научная статья на тему 'Анализ условий адаптации изучения сварочных наук к европейской кредитно-модульной системе образования'

Анализ условий адаптации изучения сварочных наук к европейской кредитно-модульной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов С. Н., Антонюк Д. А.

The analysis of adaptation conditions of new perspective educational technologies is resulted at introduction in the field of welding and adjacent sciences in context Bologna process on the basis of the European credit modular system (ECTS). The experimental programs of students training for a highest level bachelors, experts, masters on faculty «the Equipment and technology of welding production» of the Zaporozhye national technical university In view of requirements ECTS are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ условий адаптации изучения сварочных наук к европейской кредитно-модульной системе образования»

7. Henrik Tramberend. Avocado: A Distributed Virtual Reality Framework, Proc of the IEEE Virtual Reality, 1999

8. Florian Hetmann, Rainer Herpers, Wolfgang Heiden, The Immersion Square -Immersive VR with Standard Components. Proc. Of 2nd Int. Workshop on Virtual Environment on PC Cluster, VEonPC'2002, ICPT, Protvino, 2002. -Р.23-31.

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ СВАРОЧНЫХ НАУК К ЕВРОПЕЙСКОЙ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ

СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

С.Н. Попов, к.т.н, доц. Тел.: +380 (612) 64-74-19 Д.А. Антонюк,

Тел.:+380 (612) 34-32-93, E-Mail: [email protected] каф. Оборудования и технологии сварочного производства Запорожский национальный технический университет http://zntu.edu.ua/

The analysis of adaptation conditions of new perspective educational technologies is resulted at introduction in the field of welding and adjacent sciences in context Bologna process on the basis of the European credit - modular system (ECTS). The experimental programs of students training for a highest level - bachelors, experts, masters on faculty «the Equipment and technology of welding production» of the Zaporozhye national technical university In view of requirements ECTS are offered.

Динамичные процессы интеграции стран Европы в экономической и политической сферах с объединением в Европейский Союз вызывают необходимость создания нового единого Европейского образовательного и научного пространства (EHEA - «Европейская зона высшего образования», ERA - «Европейский научно-исследовательский простор»), которое позволяло бы обеспечивать адаптацию систем образования одной страны с другими странами. Это даст возможность студентам, преподавателям и ученым не зависимо от страны обучения, получать и совершенствовать квалификацию в разных учебных заведениях, подтверждающуюся единым международным сертификатом. В настоящее время все более становиться очевидным, что технические кадры в области сварочного производства и нанесения покрытий, которые готовились как специалисты для работы в какой-либо од-

ной производственно-технологической системе, не могут полностью удовлетворить потребности современных промышленных предприятий и на-учно-исследователь-ских центров, находящихся в разных странах Евросоюза. Поэтому возникает необходимость в разработке программ, позволяющих готовить высшие технические кадры на основе требований европейской системы (БСТ8). Перспективы адаптации методик образования наиболее актуальны в контексте интенсивно развивающегося Болонского процесса, направленного на сближение европейских стран в формировании единого европейского образовательного пространства. Анализ интеграционных связей в области сварки и родственных направлений между ведущими странами в этих направлениях (Великобритания, Германия, Франция, Австрия, Италия, Бельгия, Швеция, Испания) показал, что Украина не является исключени-

ем и определила для себя ориентир на скорейшее вхождение в образовательное пространство Европы, что возможно только при модернизации и адаптации образовательной сферы в контексте европейских требований, выполнение которых связано с практическим присоединением к Болонскому процессу (см. табл.1).

Требования Болонского процесса предусматривают прежде всего введение двухуровневого образования: бакалаврат (3-4 года), магистратура (1-2 года на базе первого уровня) или степень доктора философии (Ph.d. - Philosophy doctor) (7-8 лет) и внедрение системы зачетных кредитов трудоемкости учебной рабо-

Для полной детализации модуль необходимо представлять как задокументированную завершенную часть образовательно-профессиональной программы, которая реализуется соответствующими формами учебного процесса. Кроме этого, объемно-тематический модуль должен иметь признаки системы, в которой учебные элементы объединены по признаку соответствия определенной учебной дисциплины.

Таким образом, если представить план обучения с учетом требований ЕСТ8, то 1 учебный год равен 60 кредитам, а обучение бакалавра будет обходиться в 240 кредитов (3-4 года), магистра около 300 кредитов. В сегодняшнем понимании экзаменационных сессий как таковых, предлагаемая методика не предусматривает. Оценка успеваемости студентов производится по количеству полученных зачетных кредитов и уровню рейтинга в кредите. Принцип замены традиционных зачетно - экзаменационных сессий рейтинго-

ты студентов, в основе которой заложена Европейская система перезачета кредитов (ЕСТ8) [1-3]. Под термином кредитно-модульная система организации учебного процесса европейцы предлагают рассматривать новую модель организации учебного процесса, которая основана на использовании модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов). При этом зачетный кредит должен стать своеобразной единицей измерения учебной нагрузки (которая сейчас измеряется в часах), необходимой для усвоения содержания модулей или блока, содержащих несколько модулей.

вой балльной системой по шкале показан в табл. 2.

Использование новой оценки студентов в системе зачетных кредитов, по нашему мнению, имеет важное значение, поскольку в большинстве случаев снимает пиковый моти-вационный момент их работы только в период зачетных недель и экзаменационных сессий, что создает объективную мотивацию методичного, равномерного обучения на протяжении всего семестра, подкрепленного, кроме обязательных курсов лекций, активной самостоятельной работой.

Проведение адаптации национальной системы подготовки кадров высшей квалификации предполагает решение также и других задач:

- увеличение мобильности студентов, преподавателей, ученых, обеспечивающей постоянный обмен Европейским опытом;

- признание дипломов бакалавров, специалистов, магистров, Рк d. странами Евросоюза и обеспечение трудоустройства выпу-

Таблица 1 - Мировые институты сварки

Страна Название Адрес в Internet

Австралия Австралийский институт сварочной техники http://www.wtia.com.au/

США Американское сварочное общество (США) http://www.amweld.org/

Бельгия Бельгийский институт сварки (Бельгия) http://www.bil-ibs.be/

Великобритания Британский институт сварки (Т"Щ) http ://www.twi.co .uk/

Бельгия Европейская федерация сварки http://www.ewf.be/

Испания Испанская ассоциация сварки и технологий соединения материалов http://www.cesol.es/

Италия Итальянский институт сварки http://www.iis.it/

Франция Международный институт сварки http://www.iiw-iis.org/

Германия Немецкое сварочное общество http://www.dvs-ev.de/

Нидерланды Нидерландский институт сварки http://www.nil.nl/

Новая Зеландия Новозеландский институт сварки http://www.hera.co.nz/nziw/Defa ult.html

Польша Польский институт сварки http://www.is.gliwice.pl/

США Эдисоновский институт сварки http://www.ewi.org/

Япония Японское сварочное общество http://www.soc.nacsis.ac.jp/jws/in dex.html

скников вузов - участников Болонского про- - обеспечение прогрессивности европей-

цесса на европейском рынке труда; ской системы образования.

Таблица 2 - Сравнительная оценка знаний студентов в системе зачетных кредитов

По шкале ECTS По национальной системе По балльной системе

A 5 (отлично) 90-100

BC 4 (хорошо) 75-89

DE 3 (удовлетворительно) 60-74

FX 2 (неудовлетворительно) с возможностью пересдать 35-59

F 2 (неудовлетворительно) с обязательным повторным курсом 1-34

Украина - одна из основных научно-образовательных развитых стран Европы. Она обладает мощной системой университетов, институтов и научных структур. Поэтому привлечение в Европейский Союз большого количества студентов из других стран мира должно учитывать и интересы Украины. Введение общеевропейской системы образования на Украине позволит получить признанные гарантии качества западных дипломов, что в свою очередь будет способствовать повышению интереса европейских и граждан других государств к украинскому высшему образованию, а для нашей высшей школы обеспечит добросовестную конкуренцию на рынке образования и науки не только де факто (de facto), а и де юре (de jure).

Учитывая важность и актуальность европейских процессов интеграции, Коллегия Министерства образования и науки Украины, с целью внедрения принципов организации учебного процесса на основе Болонской декларации, постановила (наказ № 48 вщ 23.01.2004р. «Про проведення педагопчного експерименту з кредитно-модульно! системи оргашзацн навчального процесу») провести педагогический эксперимент по введению кредитно-модульной системы организации учебного процесса в 59 высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации.

Исходя из этого, нами была рассмотрена структурная схема и механизм адаптации на принципах Европейской кредитно-модульной системы для подготовки специалистов в области сварочного производства и родственных направлений. Образовательная система Украины определяет кредит как объем учебного материала, который усваивается студентом на протяжении 54 часов учебного времени (сумма часов аудиторной и самостоятельной работы студента за неделю). Исходя из этого по нормам ECTS предусматривается, что длительность одного еврокредита (e.c.) соответствует 25-30 астрономическим часам нагрузки студента. Следовательно, 1 e.c. (27

астрономических часа или 36 академических часа,) равен 2/3 украинским образовательным кредитам [3]. Тогда длительность учебного года в неделях или в украинских кредитах составляет 60 х 2/3 = 40 u.c. (украинских кредитов), что совпадает с действующими нормативами в Украине.

В то же время, необходимо учесть, что затраченное студентом время на обучение включает в себя часы, предназначенные не только для аудиторной, но и для самостоятельной работы, а также учитывает промежуточные и финальные формы отчетности. Поэтому в отражаемый в учебном кредите объем занятий студента необходимо включать: лекции; семинарские и практические занятия; консультации; контрольные работы; рефераты; контролируемую самостоятельную работу студента; экзамены и иные формы, в результате которых происходит оценивание полученных знаний. На базе предоставляемого кредита необходимо предусмотреть также и оценивание: обязательных дисциплин; факультативных курсов; работу над проектом, курсовой и дипломной работой; учебной, производственной, технологической и преддипломной практик; участие в кафедральных, университетских, Всеукраинских и международных конференциях; участие в олимпиадах; работу студентов в научных исследованиях по хоздоговорным научным тематикам; иные формы учебной деятельности. Таким образом, образовательный кредит по версии ECTS обеспечивает возможность комплексного контроля полного объема нагрузки студента.

В то же время, задача по прогнозированию и внедрению кредитно-модульной системы в учебный процесс подготовки технических специалистов по сварочным технологиям не должна производиться за счет простого механического манипулирования и замены одних названий на другие. В процессе адаптации должна измениться методология высшего образования. Однако при переходе к Европейским стандартам основным моментом должен

быть тот, который позволял бы сохранить и минимизировать изменение основ и принципов, на которых базировалась качественная и фундаментальная отечественная система подготовки специалистов сварщиков высшей квалификации. Это возможно достичь при правильном оптимально-рациональном планировании учебного процесса в условиях кре-дитно-модульной системы. Так, по нашему мнению, в рамках кредита необходимо предусмотреть время на подготовку и сдачу модуля либо экзамена. Гуманитарный цикл дисциплин возможно сохранить за счет дифференциации специализаций, введения факультативного обучения или создания условий для одновременной учебы на двух или трех специальностях и т.п. Для оптимального учета времени, затрачиваемого на изучение дисциплины, учебную нагрузку необходимо разделять (табл. 3) на: самостоятельную работу по подготовке и сдаче модуля или экзамена и

Это связано с расширением демократичности обучения и предусматривает освоение курсов как на базе стандартных образовательных программ, так и использование элементов самообразования по собственному плану саморазвития студента, что может быть успешным только при активном применении лично-стно-ориентированных учебных технологий в сочетании с внутренней мотивацией и твердой дисциплиной.

С учетом изложенной концепции адаптации европейской кредитно-модульной системы образования на кафедре «Оборудование и технология сварочного производства» Запорожского национального технического университета созданы новые методики обучения по системе ЕСТ8.

Обучение на ступенях специалист и магистр на кафедре ОТСП разработано по трем

теоретическое обучение (аудиторные занятия и самостоятельная работа) (рис. 1, рис. 2, см. цветную вставку). При этом самостоятельная работа подразумевает не только работу в домашних условиях либо в библиотеке с литературой, но и использование студентом лабораторных установок, макетов, моделей, виртуальных моделей на основе современных компьютерных систем и возможностей дистанционного обучения [4, 5]. При общем подсчете учебной нагрузки необходимо строго соблюдать долю самостоятельного обучения, которое с учетом психофизиологических особенностей человека не рекомендуется превышать 2/3 от общего объема дисциплины [1, 6].

При разработке программ курсов по теоретико-техническим дисциплинам необходимо учитывать основные принципы кредитно-модульной системы обучения, которые определяют их технологичность и инновацион-ность.

направлениям: производство сварных конструкций, международная сертификация и управление качеством, компьютерные технологии в сварочном производстве. С учетом требований современных промышленных производств и научно-исследовательских учреждений стран Европы возникает необходимость в подготовке кадров в области современных компьютерных технологий в изготовлении сварных изделий и нанесении покрытий.

Для построения экспериментальной учебной программы по специальностям, связанным со сварочным производством, на основе европейской кредитно-модульной системы необходимо рассмотреть структурно-логическую схему подготовки бакалавров, специалистов и магистров. Подходы к ее по-

Таблица 3 - Распределение времени на изучение дисциплины в зависимости от объема

Общий объем дисциплины, кредит ЕСТ8 Общий объем дисциплины, акад. ч Распределение времени Доля самостоятельной работы, %

Самостоятельная работа по подготовке и сдаче модулей или экзаменов, ч Учебная нагрузка в период теоретического обучения, ч

Всего В том числе

аудиторные занятия самостоятельная работа

1 36 9 27 18 9 50,00

2 72 18 54 34 20 52,78

3 108 27 81 50 31 53,70

4 144 36 108 66 42 54,17

5 180 45 135 78 57 56,67

6 216 54 162 92 70 57,41

7 252 63 189 105 84 58,33

8 288 72 216 116 100 59,72

строению могут быть сформулированы следующим образом [3]:

- элементами структурно-логической схемы могут быть дисциплины либо отдельные кредиты. Это упростит составление индивидуальных планов обучения;

- на схеме может предусматриваться связь отдельных ее элементов с несколькими предыдущими, что соответствует современным тенденциям формирования новых научных направлений, построенных на стыке нескольких наук.

На рис. 3 приведена структурно -логическая схема подготовки бакалавра по специальности «Технология и оборудование сварочного производства».

В соответствии с приведенной методикой на кафедре «Оборудование и технология сварочного производства» Запорожского национального технического университета разработаны экспериментальные программы подго-

товки бакалавров, специалистов и магистров по специальности «Технология и оборудование сварочного производства». Структура дисциплин экспериментального учебного плана бакалавра приведена на рис. 4 (см. цветную вставку). Фундаментальные и профессионально-ориентированные дисциплины занимают большую часть цикла обучения (48%) дисциплины, 17% составляют гуманитарные и социально-экономические, по 13% -дисциплины по выбору ЗНТУ и избираемые по перечню программы, а также дисциплины по выбору студента составляют 10%.

На втором уровне обучения (специалист и магистр) в структуру программы подготовки включены дисциплины гуманитарной и экономической подготовки, а также фундаментальной и специальной. Сравнительная оценка программ в европейских кредитах приведена на рис. 5 (см.цветную вставку).

Таким образом, предложена концепция перехода и адаптации национальной системы высшего образования изучения сварочных наук и родственных направлений на основе новой образовательной методологии европейской кредитно-модульной системы. В то же время различие в социально-экономическом положении стран, входящих в объединение, определяет ряд преимуществ и недостатков. Создание единого европейского образовательного пространства предусматривает возможность обучения студента и работы

преподавателя в любой стране Евросоюза. Наряду с этим возникает объективная реальность конкуренции уровня и качества знаний при подготовке специалистов в Украине с системой преподавания и учебными курсами других стран Европы, что в первую очередь при наличии национальной государственной программы и надлежащего ее финансирования приведет к повышению авторитета студентов, инженерных кадров, преподавателей и научных сотрудников.

Прогнозируемое повышение качества образования при переходе к системе ЕСТ8 может быть обусловлено улучшением уровня материально-технического состояния, учебной и научной литературы, преподавательского состава, развития научных школ за счет естественных процессов стремления украинских образовательных учреждений к повышению конкурентоспособности по сравнению с европейскими университетами для привлечения студентов.

Значительное внимание при внедрении европейской кредитно-модульной системы образования необходимо уделить нагрузке преподавателя. Увеличение времени работы со студентами, замена традиционной аттестации на зачетные кредиты вызовет существенное превышение годовой нагрузки преподавателей. С учетом опыта стран Европы и США объем работы преподавателя со студентами не должен превышать 350-500 часов, наряду с существующей в нашей стране нагрузкой в 900 часов. Повышение качества образования

требует модернизации коэффициентов соотношения количества студентов на одного преподавателя.

Выводы

1. Изложены основные аспекты концепции и механизма внедрения новой образовательной методологии обучения сварочным наукам в контексте Болонского процесса на основе европейской кредитно-модульной системы (ЕСТ8).

2. Разработана и обоснована экспериментальная схема адаптации национальной программы обучения бакалавра, специалиста и магистра с учетом требований ЕСТ8 на основании структурно-логической схемы подготовки кадров в сварочном производстве.

3. Новая методология образовательного процесса в рамках ЕСТ8 позволит повысить уровень подготовки студентов, расширить научный кругозор преподавателей и сотрудников учебных заведений и научно-исследовательских центров.

Литература

1. Danish Bologna Seminar, Kwbenhavn, March 27-28, 2003 : Qualification structures in higher education in Europe : to consider alternative approaches for clarifying the cycles and levels in European higher education qualifications / Stephen Adam. - South East European Educational Cooperation Network (SEE-ECN), 2003. - 60 p.

2. Болонський процес у фактах i документах / Упорядники: Степко М.Ф., Болюваш С.Я., Шинкарук В. Д., Грубшко В.В., Бабин 1.1. - К.-Тернотль: Видавництво ТДПУ, 2003.

3. Величко О.Г. Болонський процес - це конкретш ршення i ди // Теория и практика металлургии. -2004. - №1, - С.3-13.

4. Попов С.Н., Антонюк Д.А. Перспективы использования новых методов дистанционного обучения инженерных кадров в сварочном производстве // Автоматическая сварка. - 2004.-№11. - С.49-52.

5. Попов С.Н., Антонюк Д.А. Методика построения мультимедийного курса «Триботехника и надежность машин» на основе дистанционного компьютерного обучения студентов // Открытое образование. - 2004. - №1. - С.13-21

6. University internationalisation : its meanings, rationales and implications / Rui Yang. - IN: Intercultural Education. - vol. 13 , no. 1 : pp 81 - 95, 2002.

"Человек и компьютер XXI века"

Постоянно действующая интерактивная выставка на ВВЦ в павильоне №9 "Наука и образование"

Программы для обучения и самообразования; интеллектуальные тренировки и тренинги, тестирование на компьютере с использованием новейших методик; консультации, игры.

ОАО «ГАО «Всероссийский выставочный центр» (http://www.vvcentre.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.