Научная статья на тему 'Реформы высшего образования как инструмент интеграции в единое европейское пространство высшего образования (на примере Российско-Армянского государственного университета'

Реформы высшего образования как инструмент интеграции в единое европейское пространство высшего образования (на примере Российско-Армянского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сандоян Эдвард, Мхитарян Самвел, Хачатрян Марине, Багдасарян Вардан, Суринкин Евгений

Bologna process has become main paradigm of Higher Education Reforms in European and neighboring countries. RAU is one of the leaders in Armenia on the way of implementation of Bologna principles but on this way of reforms University encounters several structural and system problems which cannot be overcome alone. A number of measures on behalf of state authorities is necessary to shift the process and enhance the capabilities of education institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформы высшего образования как инструмент интеграции в единое европейское пространство высшего образования (на примере Российско-Армянского государственного университета»

РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ В ЕДИНОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Российско-Армянского государственного университета)

Э. Сандоян, С. Мхитарян, М. Хачатрян, В. Багдасарян, Е. Суринкин

Российско-Армянский (Славянский) государственный университет

Bologna process has become main paradigm of Higher Education Reforms in European and neighboring countries. RAU is one of the leaders in Armenia on the way of implementation of Bologna principles but on this way of reforms University encounters several structural and system problems which cannot be overcome alone. A number of measures on behalf of state authorities is necessary to shift the process and enhance the capabilities of education institutions.

Шаги по реформированию системы высшего профессионального образования в Республике Армения предпринимаются начиная с первых лет приобретения независимости. Однако экономический кризис начала 1990-х гг. свел к минимуму возможности развития и реформирования системы высшего образования, диктуя в основном проведение текущих ситуационных шагов «выживания». В этот период в значительной степени сократилось государственное финансирование вузов, сформировался сектор негосударственных высших образовательных заведений, а также упало качество образования и в средней, и в высшей школе. Однако, не имея возможности активно участвовать в процессе реформирования системы высшего образования, государство, тем не менее, поддерживало и проявляло инициативу создания новых вузов в рамках межгосударственных программ. Постепенно в Армении сформировалась действующая сегодня смешанная вузовская система, включающая как традиционные государственные, так и межгосударственные и негосударственные высшие учебные заведения. С каждым годом ослабевает напряженность между государственными и негосударственными вузами, объектом конкуренции и обсуждения становится не статус вуза или выдаваемого им диплома, а качество образования. Однако реальная возможность перейти к действенным мерам по реформированию системы высшего образования в Армении появилась лишь после 2000 г. Подписание и ратификация «Лиссабонской конвенции» в 2004 г. и присоединение к Болонской декларации в мае 2005 г. фактически предопределили вектор развития системы высшего образования по крайней мере на ближайшее десятилетие. Принятие стратегии, предусматривающей фактическую интеграцию в единое европейское пространство высшего образования, позволило Правительству Республики Армения (РА) создать благоприятную почву для формирования законодательной базы и соответствующих ме-

ханизмов регулирования проблем в сфере высшего профессионального образования, которые создают необходимые основы для осуществления реформ, повышения внутренней и внешней конвертируемости и эффективности системы образования, обеспечения мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов, внедрения комплексной системы менеджмента качества образования и реализации мероприятий по обеспечению международных стандартов качества образовательного процесса.

Российско-Армянский (Славянский) государственный университет (РАУ), созданный на основании решения правительств Армении и России в 1999 г., будучи по статусу межгосударственным вузом, по определению должен был стать одним из ведущих образовательных учреждений по внедрению принципов Болонской декларации и одним из удавшихся примеров взаимного согласования и интеграции систем высшего образования разных государств. РАУ продолжил начавшийся до подписания Арменией Болонской декларации переход к многоступенчатой системе высшего образования, начались активные работы по внедрению кредитной системы организации учебного процесса, разработке системы менеджмента качества и т. д.

На данный момент в РАУ из 15 специальностей 9 уже перешли к системе бакалавриат + магистратура. Некоторые государственные вузы Армении (Ереванский государственный университет, Государственный инженерный университет Армении) осуществляют двухступенчатую подготовку бакалавров и магистров уже свыше семи лет. Переход на двухступенчатую систему обучения также предусмотрен Законом РА «О высшем и послевузувском образовании», в соответствии с которым подготовка по программе бакалавров должна длиться не менее 4-х лет (для медицинских специальностей - не менее 5 лет), а подготовка магистров - не менее 6 лет (4+2). Закон предусматривает обязательное вве-

дение двухступенчатой системы обучения с 2005/2006 учебного года во всех государственных высших учебных заведениях, при этом до 2009/2010 учебного года действует также одноуровневая система обучения с квалификацией дипломированного специалиста, а до 2010 г. присвоенная степень дипломированного специалиста приравнивается к образовательной степени магистра.

В РАУ с начала 2005/2006 учебного года проводится эксперимент по внедрению кредитной организации учебного процесса по специальности «Экономика» с одновременным внедрением рейтинговой системы контроля и оценки академической успеваемости студентов. Кредитная система обучения была разработана на основе изучения опыта ряда ведущих европейских и российских университетов и Государственного инженерного университета Армении. По итогам года эксперимент был признан удачным, и уже с начала нового учебного года было принято решение о его расширении и внедрении кредитно-рейтинговой системы полностью на экономическом факультете, а также на факультетах журналистики и психологии РАУ. При переходе к кредитной системе было также принято решение об изменении системы контроля и оценки знаний студентов. Была разработана рейтинговая система, которая учитывает текущую успеваемость обучающихся и позволяет применять комплексный интегрированный подход оценки знаний. В частности, была внедрена система расчета среднекачественной оценки успеваемости студентов (Grade Point Average), которая основана на общепринятых подходах к расчету данной оценки, с той спецификой, что в расчет принимаются не экзаменационные оценки, а результирующие оценки итоговых контро-лей, определяемые на основе оценок экзаменов и текущих и промежуточных контролей.

Вместе с этим продолжаются работы по внедрению различных механизмов повышения качества образования. Специалисты РАУ выработали концептуальные подходы по внедрению действенной системы менеджмента качества (СМК) образования. Разрабатываются и внедряются отдельные нормативные и регулирующие документы, призванные обеспечить качеств различных аспектов образовательного процесса.

Так, были разработаны механизмы дифференцированной оплаты труда профессорско-преподавательского состава, основанные на рейтинговой оценке их деятельности, учитывающей также качественный аспект работы.

С целью повышения уровня мотивации студентов был разработан и внедрен новый диффе-

ренцированный механизм распределения академических стипендий, основанный на кумулятивной среднекачественной оценке успеваемости обучающихся. По той же схеме была внедрена ранее не существовавшая система компенсации платы за обучение. Студенты, имеющие куммулятивный ОРЛ выше установленной планки, получают повышенные академические стипендии и компенсацию платы за обучение, в зависимости от того обучаются они на госзаказе или платной основе.

Для повышения качества самих образовательных программ в РАУ также разработан новый стандарт учебных программ, основной целью которого является доскональное представление не только сути и содержания учебной дисциплины, но и механизма контроля знаний и образования, итоговой оценки по данной дисциплине, а также основные условия для получения соответствующих кредитов.

Кроме того, на данный момент в процессе разработки находится целый ряд документов (Положение о приеме на преподавательскую работу в РАУ, Положение о переподготовке, повышении квалификации и оценке соответствия ППС требованиям РАУ, Положение об организации документооборота в РАУ, Положение о разработке и утверждении нормативных документов РАУ, Положение об использовании внутренней сети в документообороте РАУ и т. д.), которые призваны формализовать административную деятельность университета в рамках общей системы менеджмента качества образования.

На данный момент приоритетным направлением реформ в РАУ является также разработка и внедрение стратегического плана развития университета, который должен закрепить принятый университетом курс развития, интеграции в единое европейское пространство высшего образования, повышения конкурентоспособности и др. Соответствующие специалисты РАУ уже разработали механизм проведения SWOT-анализа, который должен стать основой для разработки будущего стратегического плана развития университета.

Тем не менее существует целый ряд системных проблем, которые «тормозят» интеграционные процессы в сфере высшего образования в Армении и России в целом и в РАУ в частности. Так, например, действующие российские образовательные стандарты (стандарты второго поколения) практически не оставляют свободы студентам по выбору траектории образования и в целом предопределяют очередность, сроки и нагрузки прохождения различных дисциплин. Это основное противоречие с Болон-

ской декларацией, которая предусматривает повышение автономности вузов и свободы студентов, что является основной идеологией кредитной системы (высокий уровень свободы вузов и студентов в формировании образовательных программ и учебных планов). Кроме того, жесткость образовательных стандартов делает практически невозможным внедрение и проведение совместных образовательных программ (системы совместных дипломов). Например, как уже было указано, РАУ, который действует в соответствии с образовательным законодательным полем России, совместно с Государственным инженерным университетом Армении, при финансовой поддержке Института Открытого Общества, разработали межвузовскую магистерскую программу. Однако совмещение образовательных стандартов России и Армении, которые довольно жесткие, на практике оказалось почти невозможным, и это поставило множество труднорешаемых задач перед участниками проекта.

И в России, и в Армении отсутствуют институты, определяющие критерии и параметры качества образования. Единственным показателем остаются государственные аттестационные и аккредитационные требования, которые во многом устарели и не являются адекватными показателями качества образования. Нет негосударственных и независимых институтов, которые бы определяли и оценивали качество и которые бы сотрудничали с соответствующими организациями в Европе. Именно качество образования в конечном итоге должно обеспечить возможность повышения конкурентоспособности и интеграции. Без реального качества внедрение даже всех принципов Болонской декларации останется «имитацией» и не будет иметь никакого решающего эффекта в деле интеграции образовательной системы Армении в Единое европейское пространство высшего образования.

Итак, подписав в Бергене Болонскую декларацию, Армения приняла на себя обязательства начать процесс реформирования системы высшего профессионального образования. Армения является страной-членом Совета Европы и как таковая, учитывая также свои геополитические интересы, должна участвовать во всех европейских интеграционных процессах. Для Армении присоединение к Болонскому процессу означает не только присоединение к европейской образовательной системе, но и получение возможности и в дальнейшем участвовать в интеграционных процессах Европейского союза. Речь идет особенно о программах академической мобильности студентов и профессорско-

преподавательского состава, а также интеграции рынка труда и образовательных услуг. Присоединение к европейскому образовательному пространству высшего образования во многом будет способствовать повышению качества образования в Армении, а также признанию квалификационных степеней и дипломов, выдаваемых в Армении. Внедрение европейских стандартов высшего образования станет серьезной предпосылкой для повышения привлекательности армянской высшей школы. До недавнего времени при реализации реформ в сфере высшего образования для Армении путеводителем являлись государственные образовательные стандарты и законодательные акты РФ. Имея в виду стратегическое сотрудничество между двумя государствами, а также тот факт, что Россия уже продвигается по направлению Болонского процесса, присоединение Армении к единому европейскому пространству высшего образования может также стать дополнительной платформой для развития и укрепления интеграционных процессов между двумя странами.

Учитывая вышеупомянутое, считаем необходимым реализацию комплекса мероприятий по реформированию системы высшего профессионального образования РА и адаптации к мероприятиям в рамках Болонского процесса:

• обеспечение признания квалификационных степеней и дипломов высшего профессионального образования на общеевропейском образовательном пространстве;

• выдача армянскими вузами европриложений к диплому (Diploma Supplement);

• обеспечение участия системы высшего профессионального образования Армении в сети ENIC/NARIC и внедрение основных положений Лиссабонской конвенции;

• внедрение в армянских вузах адаптированной системы накопления и перевода академических кредитов, совместимой с ECTS (European Credit Transfer System);

• создание национального информационного центра ECTS для разработки необходимой нормативно-методической базы для перехода к кредитной системе обучения;

• создание необходимых условий для расширения межвузовской и международной академической мобильности студентов и преподавателей, в частности, разработка пакета изменений в регулирующем эту сферу законодательстве;

• присоединение к европейским программам сотрудничества в области повышения качества образования, развитие сотрудничества с Европейской сетью оценки качества (ENQA);

• развитие двухсторонних и многосторонних совместных образовательных программ между армянскими и европейскими вузами с целью создания совместных образовательных программ и вручения совместных степеней квалификации.

По нашему мнению, маловероятно, что цели, поставленные Болонской декларацией, будут полностью достигнуты к 2010 г. То, что Армения должна участвовать в этом общеевропейском интеграционном процессе, очевидно: Армения

не должна самоустраняться от действий, предпринимаемых всей европейской образовательной общественностью. Это не значит, однако, что она должна принять без должной адаптации все положения, обсуждаемые в рамках Болонского процесса. Но выбрать и после должной адаптации внедрять то, что приемлемо и экономически выгодно для развития национальной образовательной системы и интеграции в общеевропейское образовательное пространство, просто необходимо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.