РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОИ ДЕКЛАРАЦИИ В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ (УКРАИНА, МОЛДОВА, АЗЕРБАЙДЖАН, АРМЕНИЯ, ГРУЗИЯ)
Г.А. Краснова, директор Института дистантного образования Тел./факс: (495) 434-65-01;E-mail: [email protected] К.В. Бойко, магистр каф. Сравнительной образовательной политики Тел.: 8-926-568-09-03; E-mail: [email protected] Российский университет Дружбы народов http://www.ido.edu.ru
Clause is devoted to the description of reforms of the educational legislation of the countries-participants CIS under influence of Bologna process.
Из двенадцати государств - участников СНГ шесть присоединились к Бо-лонской декларации: в 2003 году Российская Федерация, в 2005 году - Молдова, Украина, Азербайджан, Армения и Грузия. Вступление в европейское образовательное пространство стран бывшего Советского Союза ознаменовало новые тенденции реформирования образовательных систем на постсоветском пространстве. Анализ влияния этих новых тенденций на единое образовательное пространство Содружества выходит за рамки статьи, призванной лишь очертить основные мероприятия, проводимые в названных странах.
Украина. Государственная политика в сфере высшего образования проводится в соответствии с Конституцией (1991), Законами «Об образовании» (1991 г., в ред. 1996 г.), «О высшем образовании» (2002), «Об исследовательской и научно-технической деятельности».
Закон «О высшем образовании» направлен на развитие процесса демократизации образования. Он предусматривает расширение автономии вузов, организацию студенческого самоуправления и другие демократические принципы.
После конференции в Бергене (2005) были осуществлены важные шаги в процессе реализации идей Болонской декларации, в частности, был разработан план мероприятий до 2010 года.
В Министерстве образования и науки
была создана рабочая группа по Болонскому процессу, а также межведомственная рабочая группа.
В течение 2006/2007 уч. года все вузы Ш-1У уровней аккредитации внедрили ЕСТ8. Относительно Приложения к диплому известно, что все соответствующие изменения в законодательстве были приняты, а также разработаны процедуры выдачи данного документа [1].
Молдова. Основным документом, регулирующим функционирование высшего образования в республике Молдова, является закон «Об образовании» от 21 июля 1995 года. Учитывая требования Болонского процесса, Министерство образования разработало необходимые поправки к закону «Об образовании». В декабре 2004 года поправки были одобрены Правительством республики и направлены на рассмотрение в Парламент. В настоящий момент все поправки приняты. Начиная с 2005/2006 уч. года все учреждения высшего образования перешли на систему из двух циклов: лицензиат (эквивалент бакалавриата) и масте-рат (магистратура).
Набор в вузы осуществляется на основе Классификации областей и специализаций для первого цикла высшего образования, согласно 18СЕБ/ЕиЯ08ТЛТ и с учетом требований национальных и европейских рынков труда.
Система ЕСТ8 введена во всех учреждениях высшего образования республики Молдова.
Кроме того, разработаны следующие документы:
Концепция модернизации системы образования в республике Молдова, которая была одобрена Правительством и находится на рассмотрении в Парламенте;
Проект закона «О высшем образовании»;
Программа модернизации образовательной системы в республике Молдова на 2005-2008 годы, одобренная Правительством;
Рабочий план на 2005-2010 годы, одобренный Министерством образования (цель которого - адаптировать национальную систему высшего образования к европейским стандартам, согласно целям и принципам Болонского процесса);
Структура учебных планов первого цикла (бакалаврские программы), одобренная Министерством образования [2].
Азербайджан. После присоединения к Болонскому процессу в мае 2005 года Министерство образования Азербайджана разработало «План действий по выполнению требований Болонской декларации в системе высшего образования республики Азербайджан на 2006-2010 годы». Этот документ предусматривает модернизацию системы высшего образования, переход к кредитной системе, разработку нового Приложения к диплому согласно рекомендациям ЮНЕСКО/Совета Европы, признание иностранных документов о высшем образовании в Азербайджане и азербайджанских дипломов в государствах - участниках Болонского процесса, обеспечение качества высшего образования, увеличение мобильности студентов и преподавательского состава.
В 2006 году был разработан и принят план, регулирующий внедрение системы кредитов в учреждениях высшего образования страны. Согласно этому документу процесс внедрения системы кредитов начался в большинстве вузов. Были разработаны и приняты новые государственные стандарты образования.
Разработано новое законодательство в сфере аккредитации высших учебных заведений. С 2006 года функционирует Постоянная Комиссия по аккредитации [3].
Армения. В Армении в 1999 году был принят закон «Об образовании», который создал законодательные условия для внедрения принципов Болонского процесса.
В 2001 году Национальное Собрание Республики Армения утвердило «Государст-
венную программу развития образования на 2001-2005 годы».
В 2004 году был принят закон Республики Армения «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В законе представлен ряд положений, направленных на обеспечение развития и повышение качества профессионального образования.
В 2002 году Правительством одобрена Стратегия развития высшего образования Республики Армения. Стратегия предусматривает развитие высшего образования по следующим направлениям:
- обеспечение роста внутренней и внешней эффективности системы высшего образования;
- укрепление связи с рынком труда;
- обеспечение доступности высшего образования для всех слоев населения;
- реформирование системы управления образованием;
- реформирование системы государственного финансирования;
- интегрирование системы высшего образования в Европейскую систему и вовлечение ее в Болонский процесс.
В декабре 2005 года вышел декрет Правительства «О введении системы кредитов». Шесть государственных университетов начали внедрение системы кредитов в этом же году [4].
Грузия. После присоединения Грузии к Болонскому процессу в 2005 году в системе высшего образования произошли значительные изменения. До подписания Болонской декларации основные усилия были направлены на разработку соответствующего законодательства. После 2005 года приоритет переместился на реализацию и эффективное внедрение принципов Болонской декларации в национальную систему образования. Со-Basic Data and Directions for 2007-2010 (BDD) результатом реформы должна стать доступная и качественная система образования, основанная на ценностях либеральной демократии.
В 2005-2006 годах Министр образования Грузии подписал ряд указов, которые должны способствовать внедрению принципов Болонского процесса в вузах страны:
О разработке бакалаврских программ;
Об организации внутреннего анкетного опроса в вузах, в процессе аккредитации в 2006/2007 году;
О разработке формы государственного приложения к диплому;
О финансировании студентов, поступивших в 2006/2007 уч. году в рамках социальных программ;
О введении специальной программы, облегчающей прием иностранных граждан в аккредитованные вузы Грузии и правила распределения государственных грантов среди них;
Об инструкциях аккредитации вузов.
17 марта 2006 года были приняты поправки к закону Грузии «О высшем образовании». Кроме того, новые поправки подготовлены к рассмотрению в парламенте. Нововведения ориентированы на требования Болонского процесса, например, предусматривается децентрализация Центра Академического Признания и Мобильности (грузинский Б№С) и его интеграция с Национальным Центром Аккредитации Образования (КСБЛ) [5].
Таким образом, государственная образовательная политика во всех рассматриваемых государствах строится с учетом Болон-ских реформ, и все рассматриваемые страны связывают свои стратегические планы развития с европейским образовательным пространством. Все страны Содружества разработали программы модернизации национальных образовательных систем в рамках Болонского процесса.
Основными направлениями проводимых реформ являются:
- переход к двухуровневой модели высшего образования;
- внедрение европейских принципов в реализации учебного процесса (Кредитная система, Приложение к диплому и т.д.);
- переход к европейским принципам и стандартам оценки качества образования.
Российским школам - российское программное обеспечение
С будущего года школьные компьютеры будут оснащаться российским программным обеспечением с открытым кодом. Министерство информационных технологий и связи РФ ведет работу по созданию российского программного обеспечения для школьных компьютеров. Об этом Президенту России Владимиру Путину сообщил глава ведомства Леонид Рей-ман в ходе рабочей встречи в Кремле.
«Сейчас ведутся работы по разработке российского программного обеспечения, которое основывается на движке Linux с открытыми кодами, и уже в этом году в двух регионах мы проведем эксперименты по установке этого программного обеспечения на школьные компьютеры. Если эксперименты пройдут успешно, то с будущего года начнем оборудовать постепенно школьные компьютеры российской операционной системой и российским программным обеспечением», - рассказал Леонид Рейман. Источник. НИА (http://www.24rus.ru/more.php?UID=17548)
Литература
1. Анализ реформ проводится на основе данных национальных докладов Украины в секретариат Болонского процесса в 2005 и 2007 годах // http://www.bolognabergen2005.no/EN/ national_impl/New/ 040916_Ukraine.pdf, http://www.dfes.gov.uk/bologna/uploads/documents/UkraineNationalReport.doc.
2. Анализ реформ проводится на основе данных национальных докладов Республики Молдова в секретариат Болонского процесса в 2005 и 2007 годах // http://www.bolognabergen2005.no/ EN/national_impl/New/0411_Moldova.pdf,
http://www.dfes.gov.uk/bologna/uploads/documents/RepublicofMoldovaNationalReport.doc.
3. Анализ реформ проводится на основе данных национальных докладов Республики Азербайджан в секретариат Болонского процесса в 2005 и 2007 годах // http://www.bolognabergen2005.no/EN/ national_impl/New/041130_Azerbaijan.pdf, http://www.dfes.gov.uk/bologna/uploads/documents/ BolognareportAzerbaijan.doc.
4. Анализ реформ проводится на основе данных национальных докладов Республики Армения в секретариат Болонского процесса в 2005 и 2007 годах // http://www.bolognabergen2005.no/ EN/national_impl/New/041222_Armenia.pdf, http://www.dfes.gov.uk/bologna/uploads/ documents/ ArmenianationalReport.doc.
5. Анализ реформ проводится на основе данных национальных докладов Грузии в секретариат Болонского процесса в 2005 и 2007 годах // http://www.bolognabergen2005.no/EN/national_impl/ New/041230_Georgia.pdf, http://www.dfes.gov.uk/bologna/uploads/documents/GeorgiaNationalReport-updated160107.doc.