Научная статья на тему 'Интеграция российского образовательного процесса в европейскую систему подготовки социальных работников'

Интеграция российского образовательного процесса в европейскую систему подготовки социальных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / УРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / СТУДЕНТ / РАБОТОДАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гомцян О. А.

It is stated that recently a controversy considering some parameters of the Bologna process and the peculiarities of the realization in the educational practice among students’ community, university professors and employees has become very acute. There appears a necessity and an opportunity to scientifically consider and systematize the accumulated data, to analyze the tendencies in the system of professional training for the sphere of social work determined by the requirements of the Bologna process. The following conclusions are presented: the students’ community is sure that the Bologna process is successful and highly effective; it will make the quality of education much higher and will raise the competitive strength of the Russian educational system. In relation to this the efforts on improvement of education should be strengthened and consolidated taking into account the national achievements and traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Russia education process into the European system of social personnel training

It is stated that recently a controversy considering some parameters of the Bologna process and the peculiarities of the realization in the educational practice among students’ community, university professors and employees has become very acute. There appears a necessity and an opportunity to scientifically consider and systematize the accumulated data, to analyze the tendencies in the system of professional training for the sphere of social work determined by the requirements of the Bologna process. The following conclusions are presented: the students’ community is sure that the Bologna process is successful and highly effective; it will make the quality of education much higher and will raise the competitive strength of the Russian educational system. In relation to this the efforts on improvement of education should be strengthened and consolidated taking into account the national achievements and traditions.

Текст научной работы на тему «Интеграция российского образовательного процесса в европейскую систему подготовки социальных работников»

результат сопутствующий.

Вторая проблема заключается в следующем: подготовка социально и профессионально адаптированной личности - это создание условий или получение конкретного результата? Вуз выдает свидетельство об уровне адаптации или только помогает в ее становлении? По итогам анализа материалов исследований получается, что в высказываниях преподавателей присутствует и то и другое. На результат работает вся система высшего образования - он должен быть каким-то образом зафиксирован. Ответственность преподавателя предполагает контроль за освоением предмета в виде итоговой аттестации. И вот здесь лежит камень преткновения -что эффективнее: 1) обрисовать профессиональную ситуацию и объяснить как при этом необходимо действовать, 2) научить студента самому искать решение?

В настоящее время происходит смещение акцента на развитие способностей студента к адаптации. Преподаватели в ходе опроса неоднократно подчеркивали - социально-профессиональная адаптация возможна на основе проблемного обучения. Иначе говоря, достаточно сильной является вторая тенденция - социально-профессиональная адаптация рассматривается как процесс, предполагающий высокий уровень активности самого студента, а участие вуза определяется как влияние его способности и возможности. Чаще используется проблемное обучение, предполагающее исследование тех или иных профессиональных ситуаций, которое осуществляется в формате групповой работы студентов, когда преподаватель выступает в роли советника.

Необходимо поддерживать и способствовать социально-профессиональной адаптации студентов в процессе их обучения в вузе. Для этого крайне необходимы соответствующие программы профильных предметов и разработки социально-педагогического мониторинга, позволяющие контролировать этот процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жилина Л.А. Адаптация студентов в образовательной следе вуза / Л.А. Жилина. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2008. - 251с.

2. Корель Л.В. Социология адаптаций / Л.В. Корель. - Саратов: Саратов-книга, 2001. - 316с.

3. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудри к. - М.: Феникс,2004. - 364с.

УДК 323.3

ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЕВРОПЕЙСКУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

О.А. Гомцян

Болонский процесс, уровневое высшее образование, социальная работа, профессорско-преподавательский состав, студент, работодатель

Мировые цивилизации вошли в XXI в., поглощенные процессами глобализации и созданием различных общемировых, общеевропейских сообществ и содружеств. Образование, как один из важнейших факторов сферы жизнедеятельности современного общества, должно быть направлено на объединение и укрепление культурных взаимодействий между странами. В настоящее время, основой изменений в образовании является Болонская декларация [1], которая подписана в сентябре 2003 года. Россия взяла на себя обязательства привести всю систему высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса, которые требуют модернизации образования, выработки новых форм и решений, перехода к единым доминантам европейского образовательного сообщества без ущерба для отечественной системы образования к 2010 г.

Документ призван инициировать сближение европейских стран в формировании единого европейского образовательного стандарта. В его основе лежат следующие принципы: введение многоуровневой системы высшего образования (бакалавр, магистр, доктор); введение единой системы академических кредитов (ESTS); принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней на основе применения единого приложения к диплому. Так же, обеспечение сопоставимого качества образования посредством введения взаимопризнаваемых методологий его проверки; использование модульного подхода к построению учебных курсов; увеличение возможностей участия студентов в Болонском процессе.

В итоге целью Болонского процесса является формирование единого рынка труда специалистами высшей квалификации в Европе, возможность расширения доступа к европейскому образованию, способствование мобильности студентов и преподавателей.

Вхождение России в Болонский процесс

Во всех развитых странах наблюдаются сходные тенденции в высшем образовании, поэтому сопутствующие изменения происходят в России, объективно совпадая с рекомендациями Болонской декларации. Проблемы, стимулирующие Болонский процесс, во многом характерны и для России.

Некоторые направления начали активно развиваться в России еще до подписания Болонской декларации. Например, в начале 90-х годов страна предприняла шаги для введения системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных циклах: бакалавриат и магистратура. В 1994 году утверждено введение в России системы обучения, обеспечивающей подготовку бакалавров и магистров социальной работы, наряду с традиционно готовящимися специалистами.

Принятая Правительством РФ, Концепция модернизации российского образования до 2010 года [3] содержит много положений, смежных со структурой Болонского процесса. Это равнозначно относится к анализу мировых тенденций, созданию независимой системы аттестации и обеспечения (контроля) качества образования, усилению ориентации на рынке труда, возвращению государства в образование, формированию новых экономических отношений в образовательной сфере, и т. д.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [4], расширена автономия высших учебных заведений, позволяющая внедрить систему кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности.

В настоящее время, Минобразование России рассматривает вопрос о перспективе внедрения приложения к диплому (Diploma

Supplement) на всей территории Российской Федерации.

Федеральный Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [4] поддерживает развитие мобильности студентов и преподавателей. Автономия высших школ позволяет разрабатывать и реализовывать программы иногороднего взаимообмена между студентами и преподавателями на территории родной страны и на международном уровне. Через систему грантов Министерство образования Российской Федерации осуществляет поддержку талантливой молодежи, что позволяет нескольким сотням российских студентов и аспирантов в течение учебного года пройти обучение за рубежом.

Для обеспечения высокого качества образования Россия приступила к разработке сопоставимых критериев и методологий оценки качества в системе образования. Сейчас прилагаются усилия Министерством образования РФ для согласования требований университетов Европейского союза и высших учебных заведений России.

В конце октября 2007 г. Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» [5], принятый Госдумой 11 октября и одобренный Советом Федерации 17 октября. Закон устанавливает два уровня высшего образования - бакалавриат и магистратура.

Приведем результаты опроса студентов, обучающихся по направлению «социальная работа», преподавателей кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования (Кубанского государственного университета) и работодателей государственных учреждений социального обслуживания города Краснодара. Опрошено всего 60 респондентов: 20 студентов, 20 преподавателей, 20 работодателей.

Проблемы и трудности интеграции

Существуют определенные затруднения в деятельности вузов по реализации и внедрению Болонских положений в систему высшего образования. Во-первых, отсутствие эффективной системы нормативно-правового и финансового обеспечения. До сих пор, четко не сформулирована нормативно-законодательная база. Разработанный Министерством образования «План мероприятий по включению российской системы высшего профессионального образования в Болонский процесс на 2002-2010 гг.», принятый в 2002 году, то есть до вступления России в Болонский процесс, и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» [5] не могут являться крепким фундаментом в новой формирующейся образовательной структуре. Ясно, что деятельность в этом направлении не является достаточной, на сегодняшний день многие аспекты, требующие законодательного закрепления, отсутствуют. В России недостаточна финансовая база для обеспечения Болонского процесса. Тогда как переработка программ по уровням бакалавр/магистр, пересчет часов в кредиты, направление студентов базового вуза на семестр или на год за рубеж, консультирование иностранных студентов по вопросам обучения в российском вузе, разработка и массовое заполнение Приложений европейского образца к диплому применительно в специфике конкретного вуза — все эти и другие задачи требуют значительных усилий и затрат времени. Причем, некоторые из них, придется затем осуществлять на регулярной основе быстро увеличивающихся масштабов. Поэтому, с субъективной точки зрения, необходимо срочно подвести под болонские преобразования в России соответствующую экономическую основу.

Существующие на сегодняшний день планы Минобрнауки РФ, насколько известно, предполагают оставить бесплатным четырехлетний бакалавриат и сделать платной двухлетнюю магистратуру.

Отмечается недостаточная информированность педагогов, студентов и работодателей о реформировании высшего образования. Слабая информационная политика о сущности и требованиях Болонского процесса создает неоднозначность понимания и даже опасения у населения и среди научного и академического сообществ высших заведений.

Меньше всех осведомлены о Болонском процессе работодатели государственных учреждений социального обслуживания города Краснодара: 60% плохо осведомлены, 40% - в общих чертах.

40% преподавателей кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования КубГУ осведомлены хорошо, 45% - в общих чертах; и 15% - плохо. 65% студентов осведомлены в общих чертах, а 35% - плохо.

Согласно результатам исследований, студенты, работодатели и преподаватели считают, что предпочтут для принятия на работу магистров социальной работы. Таким образом, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, большинство студентов будут поступать в магистратуру.

Это связано с тем, что в российской квалификационной структуре отсутствует четкая преемственность между различными уровнями подготовки. У большинства россиян вообще бакалавриат не ассоциируется с полноценным высшим образованием, а лишь рассматривается как некоторая промежуточная ступень при получении полноценного высшего образования, следовательно, не имеет самостоятельного статуса.

Поэтому нужно повышать статус степени бакалавра. Необходимо, наконец, определить номенклатуру должностей, которые разрешено занимать бакалаврам. В средствах массовой информации не должна прекращаться кампания по разъяснению общественности о полноценности степени бакалавра.

Согласно результатам исследования существуют следующие проблемы интеграции в Болонский процесс для студентов, обучающихся по направлению «социальная работа» КубГУ: экономическая несостоятельность студенческой мобильности 30%, слабая языковая подготовка 30%, уменьшение количества бюджетных мест 25%, увеличение оплаты за обучение 15%.

Наиболее простое с финансовой точки зрения решение академической мобильности — предложить самим студентам, вернее их родителям, нести финансовое бремя. Нельзя сказать, что таких желающих нет, однако, подобная практика будет приводить к основательному социальному расслоению общества, закреплению неравенства, когда более обеспеченные студенты смогут получать более качественное и конвертируемое образование.

Европейская ассоциация университетов и другие субъекты Болонского процесса постоянно указывают Министерствам образования и вузам на необходимость брать расходы по мобильности на себя. В Европе имеются позитивные примеры практики подобного рода, в то время как в России ни у государства, ни у вузов на это пока не найдется денег.

Не менее остра и проблема глубокого изучения иностранных языков. Так сложилось, что в традициях обычной средней школы, изначально языковая подготовка российских граждан очень слаба пока критерии требований, к сожалению, остаются прежними.

Возникает проблема дополнительного финансирования изучения иностранных языков, прежде всего, английского. Знание и владение иностранным языком до поездки в принимающий университет, должны быть высокого уровня, как правило, Upper Intermediate или Advanced, что подразумевает свободную и беглую речь. Российские вузы уже сегодня ставят вопрос о значительном увеличении в учебных планах количества часов на изучение иностранных языков. Однако даже внедрение этого предложения не решит проблемы сразу: потребуются, возможно, десятилетия на создание профессиональных школ преподавания иностранных языков в системе отечественного образования.

Как считают 80% профессорско-преподавательского состава кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования КубГУ, выбирать часть предметов для изучения станут сами студенты. Придется каждый год формировать новую образовательную программу, опираясь на содержание учебно-методических комплексов по предметам, предпочтенным студентами, что может привести к определенной ограниченности образования, в итоге, знаний. Тогда основным преподавателем, по существу, становится «почасовик», вуз отказывается от содержания части штатных преподавателей. Преподавателей будут набирать под ту конкретную образовательную программу, которую пожелало реализовать в данном году большинство студентов.

В связи с вхождением в Болонский процесс реальны проблемы сокращения кадров. Стоит вопрос, по мнению опрошенных преподавателей, что для востребованности на рынке труда образовательных услуг необходимо повышение квалификации (60%), переподготовка кадров (40%). Следовательно, научно-преподавательская деятельность превратится в карьеру, при этом образование переходит в производство услуг. Большая часть, преподавателей (55%) считают, что образовательные стандарты нового поколения нуждаются в основательной коррекции. Здесь стоит учесть положительный опыт контроля государственных требований, применяемых к качеству специалистов в европейских вузах. Следует обеспечить возможность совместимости российских стандартов профессионального образования с европейскими для повышения студенческой мобильности.

Профессорско-преподавательский состав (60%) считает, что при вступлении в Болонский процесс увеличится объем методических разработок, так как станет доступен дистанционный контроль, посещаемость студентов будет иметь свободный характер, что освободит время для целенаправленных научно-методических работ сотрудников. Преподаватели предполагают, что при вступлении в Болонский процесс индивидуальные формы занятий увеличатся.

Представлены взгляды студентов, обучающихся по направлению «социальная работа» КубГУ о плюсах и минусах вступления России в Болонский процесс (таблица).

Плюсы и минусы Болонского процесса

Аспекты интеграции + , % %

Введение общего Приложения к диплому о высшем образовании 95 5

Введение системы кредитных единиц 35 65

Создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей 90 10

Введение многоуровневого образования 65 35

Изменение оценки качества образования 60 40

Увеличение возможности трудоустройства выпускников 100

Увеличение стоимости обучения и количества внебюджетных мест 5 95

Снижение фундаментальности образования 5 95

Снижение финансирования вузов 100

Общий процент 455 445

Студенческое сообщество КубГУ уверено, что внедрение основных параметров Болонского процесса даст положительный результат, повысит качество образования и сделает более конкурентоспособным российское образование на мировом рынке образовательных услуг. В связи с этим, следует объединять усилия по развитию образования, сохраняя национальные достижения и традиции. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зона европейского высшего образования. Совместная декларация европейских министров образования (г. Болонья, Италия, 19 июня 1999 г.). - М., 1999.

2. Нехаев В. О подготовке социальных работников в Европе // Социальное обеспечение. 2003. №1. - С. 32-40.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р. - М., 2001.

4. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996г. №125-ФЗ// Российская газета. 1996 29 августа. №164.

5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) от 24 октября 2007 г. №232-Ф3. - М., 2007.

УДК 316.344.3/34

«ШКОЛА БУДУЩЕГО»: КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Г. Зленко

Общее образование, компетентность учащегося, качество школьного образования, педагогическое мастерство

Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами. Эти обстоятельства и определяют инвестиционный характер вложений в образование.

Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же, в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов индивидуального успеха и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.

Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?

В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.

Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Естественно, такая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы.

Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры. Нужны будут новые по архитектуре и дизайну привлекательные школьные здания; современные столовые здорового питания; оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы; медиацентры и библиотеки; комфортная школьная гигиена и организация медицинского обслуживания; грамотные учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.