УДК 378
Шепелева Наталья Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент
Груздева Евгения Юрьевна
кандидат культурологи Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Данная статья посвящена проблеме вхождения России в единое европейское образовательное пространство, вступлению нашей страны в Болонский процесс. Авторы рассматривают положительные и отрицательные моменты данного процесса, а также уделяют внимание рассмотрению сходных проблем в Англии. Опыт данной страны мог бы быть полезен для России, поскольку Англия была одной из стран-инициаторов Болонского процесса.
Ключевые слова: высшее образование в России, высшее образование в Англии, Болонский процесс, единое образовательное пространство.
В последнее время высказывается много различных мнений относительно необходимости и характера участия России в Болонской системе. Российская Федерация всегда рассматривала себя составной частью европейской цивилизации, и присоединение к системе показало готовность России к сотрудничеству. Наша страна уже приняла и внедряет на своей территории нормы и правила, разработанные в европейских рамках.
Однако некоторые направления начали активно развиваться в России еще до подписания Болонской декларации. Например, в 1994 году было утверждено введение в России системы обучения, обеспечивающей подготовку бакалавров и магистров. А в июне 1999 года было подписано совместное заявление, которое и стало началом Болонского процесса в европейской системе образования.
Его основными целями являются принятие единой европейской системы высшего образования, критериев оценки качества преподавания и образования, а также создание единой системы зачетных единиц и сопоставимых ученых степеней. Если говорить проще, главная идея - унифицировать национальные системы обучения: где бы студент ни учился, он получит диплом, одинаково признанный во всех странах.
Как и у всякого процесса реформ, у Болонского процесса, есть и позитивные стороны, и негативные.
Среди позитивных сторон присоединения к Болонской системе можно выделить следующие:
- кредитно-модульная система заставляет как преподавателей, так и студентов больше работать;
- данная система сужает подготовку студентов в рамки их специальности, что даёт более качественную подготовку для выпускников;
- возможность экспорта своих образовательных услуг;
- накопление баллов даёт возможность получить вознаграждение, так именуемый «автомат», который даёт возможность получить на экзамене балл пропорциональный количеству заработанных баллов во время семестра;
- мобильность даёт возможность студенту начать учиться в одном ВУЗе и окончить в любом другом
высшем учебном заведении, как своей страны, так и страны Европы, где введена Болонская система.
С точки зрения системы образования, в целом тоже есть плюсы. Во-первых, она станет более открытой и сможет шире использовать европейские методики. Во-вторых, за счет постоянного обмена студентами и преподавателями еще более интегрируется в европейскую «сестру». В-третьих, наши конкурентоспособные педагоги получат возможность достойно зарабатывать за рубежом.
Негативные стороны Болонской системы:
- соотношение национальных и международных традиций. Болонская декларация предусматривает, что присоединившиеся к ней страны должны строить свое образование в соответствии с европейской традицией;
- явная угроза нарастания «утечки умов»;
- разрушение устоявшейся системы высшего образования и ученых степеней.
Тем не менее, существуют определенные проблемы вступления России в болонский процесс. Прежде всего, насильственный характер «болони-зации» в России, неведомый ни одной другой стра-не-участнице и противоречащий как правилам, так и практике создания единого европейского образовательного пространства. Только у нас вузам диктуют сверху, сколько каких категорий выпускников им готовить, и насаждают бакалавриат. Все другие ведущие европейские страны сумели привязать свои нетрадиционные квалификации к основной модели, вписав свои системы образования в Болонскую. В Германии, например, сохранилась степень, аналогичная российскому доктору наук, а значит, четырехступенчатая система образования. Французы также сохранили 4 из имевшихся у них ступеней, а шотландцы - целых 6. Ряд же вузов стран -участниц процесса и вовсе в него не вошли, как, скажем, британский Оксфорд или французская «Эколь политекник». Благо Лиссабонская конвенция оставляет за подписавшимися право на оговорки и частичное вхождение в процесс - специально для того, чтобы страны-участницы могли максимально сохранить собственные традиции образования, не ломая их, а адаптируя к единым условиям.
98
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Шепелева Н.Ю., Груздева Е.Ю., 2012
Думается, что рассмотрение опыта Англии в этом вопросе могло бы быть полезно для России. В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Англия была одной из стран, которые первыми вступили в Болонский процесс. Четыре министра образования Великобритании, Германии, Франции и Италии, участвовавших в праздновании 800-летия парижского университета Сорбонна в 1998 году подписали Сорбонскую декларацию. Цели этой декларации были отражены и в Болонской декларации, подписанной в 1999 году.
В отличие от России, двухуровневая система образования не является для Англии чем-то новым, незнакомым или пугающим. Скорее стоит говорить, что именно из Англии она во многом и пришла, поскольку уже давно там предусмотрено деление на бакалавров (Bachelors) и магистров (Masters).
Аттестаты1 о среднем образовании в Англии (для краткости их часто называют A-Level) в целом считаются международным стандартом, на который равняются во всем мире. Именно на них опирается абитуриент при поступлении в высшее учебное заведение Англии. International Baccalaureate является своего рода аналогом A-Level, однако он позволяет выпускнику школы поступать в учебные заведения тех стран, которые такие аттестаты принимают. Стоит отметь, что таких стран достаточно много. Для поступления в технические колледжи или колледжи дальнейшего технического образования необходим аттестат уровня GNVQ.
Для того чтобы поступить в ВУЗ, абитуриент после шестого класса подаёт документы в UCAS (Universities and Colleges Admissions Service), которая считается централизованной национальной вступительной комиссией, занимающейся приёмом заявок и распределением абитуриентов в ВУЗы. Но, конечно, не смотря на наличие такой централизованной системы, решения по каждому из абитуриентов принимаются непосредственно в ВУЗе или колледже после собеседования.
Базовой ступенью высшего образования Великобритании является бакалавриат, для завершения которой требуется обучение в течение 3 лет (за 4 года можно получить степень бакалавра с отличием)2 в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии и 4 года в Шотландии. Иногда программы бакалавриата могут быть продлены на один год, когда необходимо дать студентам возможность пройти практику за рубежом.
Будучи участницей Болонского процесса, Великобритания приняла систему перезачёта зачётных баллов (ECTS). Данная система предполагает, что каждый студент за один год должен получить 120 зачётных баллов. В итоге можно подсчитать, что степень бакалавра предполагает наличие приблизительно 360 зачётных баллов. После трёх лет
обучения и успешной сдачи экзаменов студент получает степень бакалавра3.
Следующей ступенью высшего образования в Англии является магистратура, по завершении которой студент получает магистерскую степень. Обучение на данной ступени, как правило, продолжается в течение двух лет (в ряде случаев программа может быть сокращена до одного года), а, следовательно, получение ещё 240 баллов. Данная программа предполагает обучение в области специализации. Предполагается, что в процессе обучения в магистратуре учащийся должен написать и защитить исследовательскую дипломную работу (диссертацию), хотя иногда степень магистра может быть присуждена на основе письменных экзаменов. После двух лет обучения и защиты магистерской диссертации студент получает степень магистра4.
После магистратуры студент может получить степень доктора философии (Doctor of Philosophy - Dphil или PhD)5. Для этого требуется обучение в течение ещё трёх лет (360 баллов) и защита диссертации.
Однако если говорить о признании диплома
о высшем образовании между странами-участни-цами Болонского процесса, то стоит заметить что, например, во Франции английская степень бакалавра далеко не всегда будет признана на уровне лиценциата, и не каждая степень магистра будет соответствовать французскому диплому о пятилетнем университетском образовании. Напротив, признания зарубежных академических квалификаций возможно лишь после тщательной проверки и проведения соответствующей экспертизы. Исключением являются лишь аттестаты о среднем общем (полном) образовании, которые предоставляют доступ к высшему образованию.
В 1996 г. европейские организации решили разработать новый вариант унифицированного Приложения к диплому, который предоставлял бы информацию о накопленном опыте и предоставлял бы однозначно трактуемую информацию о полученной квалификации, учебном заведении и системе образования соответствующей страны. К 1999 г. новое Приложение к диплому было разработано. Это Приложение едино по форме и содержанию и состоит из 4 унифицированных страниц на национальном и английском языках, включает в себя сгруппированные в 8 разделов 25 позиций. Подробное заполнение данных разделов должно давать однозначное представление о полученной квалификации, о ее сопоставимости с другими квалификациями и о возможности ее признания за рубежом.
Поэтому, можно согласиться с утверждением, которое В. Сенашенко и Г. Ткач приводят в своей статье «Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций»: «Болонский процесс инициирован, таким образом, не для начала новых реформ, а для приведения к общему знаменателю, или, говоря другими словами, для более тщательной стыковки, уже
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4
99
существующих систем высшего образования в соответствии с общеполитическими и экономическими условиями формирования единой Европы» [6].
Таким образом, большинство европейских стран-участниц Болонского процесса не меняют коренным образом свои системы образования. И только Россия зачем-то взялась рубить свою систему образования под корень. И, что гораздо хуже, этим ее приобщение к единому европейскому образовательному пространству пока и ограничилось. С 1 сентября 2012 года по большинству специальностей прекращен набор на 5-летний специалитет (он сохранится лишь для важнейших направлений вроде медицинских и силовых), а вузы переориентировались на массовый выпуск бакалавров. То есть 4-летнюю подготовку квалифицированных исполнителей широкого профиля и низшей ступени академической иерархии. Переход на вторую, магистерскую ступень будет ограничен вступительными экзаменами, а для подавляющего большинства соискателей еще и необходимостью платить за учебу (по некоторым оценкам - для 80-90% набора). При этом новых программ у нас нет: вузы стремятся не создавать с нуля принципиально другие 4-летние планы обучения бакалавров, а укоротить на год старые - 5-летние специалитетные. В итоге российское высшее образование сократилось и подорожало, а его качество стало более чем сомнительным.
Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке - это сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Это создает принципиальную проблему подготовки специалистов современного уровня в регионах. Низкий уровень мобильности, связанный с низким уровнем доходов населения, противоречит одному из ключевых направлений развития, обозначенных в Болонской Декларации.
Как известно, одной из основных составляющих Болонского процесса является проблема механизмов и инструментов обеспечения качества образования. Очевидно, что решение проблем, препятствующих оптимальному финансированию сферы образования, является первостепенной задачей в деле обеспечения качества российского образования.
Хотелось бы надеяться, что процесс реформирования российской системы образования будет направлен не на слепое копирование западных образцов, а на то, чтобы взять из этих образцов только самые лучшие моменты и адаптировать их к своим собственным традициям образования.
Примечания
1 Обязательное школьное образование в Англии продолжается с 5 до 16 лет (правда в связи с новой реформой образования срок обучения в школе увеличен до 18 лет, что будет осуществляться посредством реформ, запланированных на 2013 и 2015
годы). После 16 лет ученик может получить GCE «O»-level (General Certificate of Education ordinary level). Те, кто не смог получить данный аттестат могут претендовать на аттестат о среднем образовании (Certificate of Secondary Education). Школьники сдают экзамены по 5-10 предметам для получения аттестата о среднем общем образовании (GCSE) или среднем профессиональном образовании (Vocational Certificate of Secondary Education -VCSE). После получения аттестата школьник вправе решить, будет ли он продолжать своё школьное образование или нет. Для тех, кто решил продолжить учиться существует так называемый «шестой класс». Это двухлетняя программа обучения, которая завершается экзаменами по профильным предметам. В результате учащиеся получают аттестаты A-Level, AS-Level, International Baccalaureate или General National Vocational Qualification (GNVQ).
2 Интересным является тот факт, что слово «bachelor» переводится с английского как «холостяк». Видимо, изначально предполагалось, что ничто, в том числе семейная жизнь, не должно отвлекать человека от получения знаний.
3 Например, B. A. - Bachelor of Arts (бакалавр искусств), B. Sc. - Bachelor of Science (бакалавр наук) ВА -бакалавр гуманитарных наук; BEd - бакалавр педагогических наук; EEng - бакалавр технических наук; BSc -бакалавр естественных наук; LLB - бакалавр права; BMus - бакалавр музыки; ВМ - бакалавр медицины.
4 Например, M.A. (Master of Art) или M. Sc. (Master of Science)
5 Данная степень является аналогом степени кандидата наук в России.
Библиографический список
1. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Монография / под ред. Ю.С. Васильева, В.Н. Козлова. - СПб.: СПбГТУ 1995.
2. Выписка из рабочего учебного плана докторантуры PHD 2008 г. Филологические науки. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева.
3. Габдуллин Г Личностно-ориентированное педагогическое образование // Высшее образование в России. - 2004. - № 9. - С. 73.
4. Козлов В.Н. Передача технологий как принцип высокой интеллектуализации образовательного и научного процессов // Современные технологии обучения: Материалы 5-й междунар. конф. -СПб., СПбЭТУ, 1999.
5. Лебедева М.М. Введение // Болонский процесс: проблемы и перспективы. - М.: Оргсервис, 2006. - С. 6-10.
6. http://library.uipa.kharkov.ua/library/Documents/ BolonProz/3/3 3.htm
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Болонский процесс
8. http://www.albioncom.ru/univercity/england
9. http://www.globalstudy.ru/1/8/120/729x90ru.swf
10. http://www.vspu. ac.ru/~chul/bolon/index. htm
100
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18