Научная статья на тему 'БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ДОРОГА ТУДА И ОБРАТНО'

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ДОРОГА ТУДА И ОБРАТНО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / АСПИРАНТУРА / СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ / ЕГЭ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагиева Розалина Васильевна, Черкасова Светлана Владимировна

В статье проанализирован недолгий, но непростой путь двадцатилетнего реформирования российского образования в единое европейское пространство, закончившийся, как мы знаем, весьма печально -11 апреля 2022 года Болонская группа прекратила представительство Российской Федерации во всех структурах Болонского процесса и исключила из него все университеты. В мае последовала реакция России, заключавшаяся в фактическом выходе России из Болонской системы. Авторы уделяют достаточно много внимания плюсам и минусам внедрения основных принципов Болонского процесса в российской действительности и в качестве вывода постулируют очевидную длительность и сложность предстоящего процесса, требующий решения множества вопросов, связанных с созданием прежде всего, национальной системы высшего образования, которая будет воплощать в себе накопленный советский и российский опыт, учитывающий национальные и международные интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOLOGNA PROCESS: ROUND TRIP

The article analyzed the short but difficult path of twenty years of reforming Russian education into a single European space, which, as we know, ended very sadly - on April 11, 2022, the Bologna Group terminated the representation of the Russian Federation in all structures of the Bologna process and excluded all universities from it. In May, Russia’s reaction followed, which consisted in the actual withdrawal of Russia from the Bologna system. The authors pay quite a lot of attention to the advantages and disadvantages of introducing the basic principles of the Bologna process in Russian reality and postulate as a conclusion the obvious duration and complexity of the upcoming process, which requires solving many issues related to the creation of, first of all, a national system of higher education, which will embody the accumulated Soviet and Russian experience, taking into account national and international interests.

Текст научной работы на тему «БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ДОРОГА ТУДА И ОБРАТНО»

ШАГИЕВА Розалина Васильевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры частного права Государственного университета управления,

e-mail: shagsas@mail.ru

ЧЕРКАСОВА Светлана Владимировна,

магистрантка 2-го курса очной формы обучения кафедры частного права и Государственного университета управления, e-mail: cherkasova.s2000@gmail.com

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ДОРОГА ТУДА И ОБРАТНО1

Аннотация. В статье проанализирован недолгий, но непростой путь двадцатилетнего реформирования российского образования в единое европейское пространство, закончившийся, как мы знаем, весьма печально -11 апреля 2022 года Болонская группа прекратила представительство Российской Федерации во всех структурах Болонского процесса и исключила из него все университеты. В мае последовала реакция России, заключавшаяся в фактическом выходе России из Болонской системы. Авторы уделяют достаточно много внимания плюсам и минусам внедрения основных принципов Болонского процесса в российской действительности и в качестве вывода постулируют очевидную длительность и сложность предстоящего процесса, требующий решения множества вопросов, связанных с созданием прежде всего, национальной системы высшего образования, которая будет воплощать в себе накопленный советский и российский опыт, учитывающий национальные и международные интересы.

Ключевые слова: Болонский процесс, бакалавриат, магистратура, аспирантура, система зачетных единиц, ЕГЭ, национальная система образования.

SHAGIEVA Rozalina Vasilievna,

Doctor of Law, Professor, Professor, Departments of Private Law State University of Management

CHERKASOVA Svetlana Vladimirovna,

Master's student of the 2nd year of full-time education departments of private law and State University of Management

BOLOGNA PROCESS: ROUND TRIP

Annotation. The article analyzed the short but difficult path of twenty years of reforming Russian education into a single European space, which, as we know, ended very sadly - on April 11, 2022, the Bologna Group terminated the representation of the Russian Federation in all structures of the Bologna process and excluded all universities from it. In May, Russia's reaction followed, which consisted in the actual withdrawal of Russia from the Bologna system. The authors pay quite a lot of attention to the advantages and disadvantages of introducing the basic principles of the Bologna process in Russian reality and postulate as a conclusion the obvious duration and complexity of the upcoming process, which requires solving many issues related to the creation of, first of all, a national system of higher education, which will embody the accumulated Soviet and Russian experience, taking into account national and international interests.

Key words: Bologna process, bachelor's, master's, postgraduate studies, system of credit units, USE, national system of education.

Благодарности: работа выполнена в рамках гранта ГУУ (НИР № 1005-23)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-16-21 NIION: 2018-0076-8/23-577 MOSURED: 77/27-023-2023-8-577

Болонская система высшего образования - это система обучения, построенная на единых стандартах, которых должны придерживаться все высшие учебные заведения (далее - вузы) европейских государств, являющихся участниками системы. Название самой системы, как и процесса, произошло от наименования провинции и города Болонья в Италии, в котором в 1999 году 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию, представляющую собой соглашение о разработке единых образовательных стандартов и их дальнейшей реализации. Болонский процесс стал открытым для присоединения других государств Европы и на данный момент включает 49 государств-участников.

Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на Берлинской встрече с целью создания системы образования по аналогии европейской, способствующей, в первую очередь, интернационализации образования, а также гарантии возможностей для международной мобильности студентов и преподавателей, признанию их квалификации в других государствах. Болонский процесс воспринимался как важнейший инструмент в ходе реформирования российской системы высшего образования. В 2005 году Министерство образования и науки РФ выпустило приказ от 15 февраля 2005 г. №40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации»[1], который утвердил План мероприятий по реализации Болонской декларации, включающий в себя 6 целей развития системы высшего профессионального образования России:

- развитие системы высшего образования, основанной на 2 уровнях - бакалавриат и магистратура (путём разработки новых федеральных законов (до 2005г.), модели подготовки магистров и бакалавров (до 2006г.), перечня направлений подготовки (до 2006г.), определения профилей высшего профессионального образования (до 2006г.), разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов (до 2008г.), создания информационных, аналитических и методических ресурсов (до 2010г.));

- изучение и введение системы зачётных единиц (ECTS) (до 2010г.);

- введение приложения к диплому о высшем образовании, совместимого с общеевропейским приложением (Diploma Supplement) (до 2008г.);

- создание сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах-участниках (до 2007г.);

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

- выявление проблем качества образования и разработка критериев его оценки (до 2008г.);

- содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов (до 2008г.).

В 2007 году был принят закон о переходе высшего образования в России на двухуровневую систему, были введены ограничения приёма на специалитет. Первоначально около 10% студентов обучались на бакалавриате на добровольной основе, остальные 90% продолжали обучение на программах специалитета. Бакалавриат и магистратура как обязательные уровни образования стали вводиться с 2009 года. Позже Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 закрепил добровольную основу перехода на двухуровневую систему образования. Однако не все высшие учебные заведения перешли на эту систему, в медицинских университетах, например, и по некоторым юридическим направлениям сохранился специалитет, который реализуется до настоящего времени.

Совместная Декларация Европейских министров образования «Европейское пространство высшего образования»[2] называет целью соглашения повышение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Задачами, представляющими первостепенную важность для формирования Европейского пространства высшего образования, Декларация называет:

- принятие системы чётких и сопоставимых степеней путём внедрения Приложения к диплому в целях расширения возможностей для трудоустройства европейских граждан и повышения конкурентоспособности системы образования;

- принятие системы, в основе которой лежат два цикла высшего образования: дипломный и последипломный. При этом доступ ко второму циклу открыт только при успешном завершении программы первого цикла, продолжительность обучения по которому должна быть не менее трёх лет. Степень бакалавра, присуждаемая по завершении первого цикла, должна быть востребована на рынке труда. Второй цикл ведёт к получению степени магистра;

- введение Европейской системы переводных зачётных единиц (ECTS) в качестве инструмента, способствующего расширению мобильности студентов;

- обеспечение сотрудничества в сфере обеспечения качества образования, разработки системы сопоставимых критериев и методологий;

- развитие измерений, касающихся разработки учебных программ, в области высшего образования и их внедрение, развитие межвузовского

сотрудничества, схем академической и интегрированной программ обучения, научных исследований.

Присоединиться к Болонскому процессу можно добровольно путём подписания соответствующей декларации. При этом страны принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками: с 2005 года необходимо было начать бесплатно выдавать всем выпускникам высших учебных заведений стран-участников Болонской системы европейские приложения единого образца к дипломам о высшем образовании бакалавра и магистра, до 2010 года необходимо было реформировать национальную образовательную систему в соответствие основным положениям Болонской декларации.

Советская система образования была совершенно не совместима с положениями Болонского процесса. Самая низкая степень высшего образования во всех вузах Советского союза - специалист (длительность 5-6 лет). В середине 1990-ых годов отдельные университеты ввели ограниченные программы, позволяющие студентам получить степень бакалавра за 4 года и степень магистра дополнительно по окончании бакалавриата за 1-2 года, однако старая система была сохранена.

Некоторые нововведения общественность восприняла положительно, в их полезном эффекте не было сомнений, например: двухуровневая система подготовки студентов в высших учебных заведениях бакалавриат - магистратура, мобильность образования, позволяющая гражданам РФ учиться в иностранных вузах, а также проходить стажировки по обмену, признание инклюзивного образования и его реализация. Однако важно отметить не совсем однозначное отношение к Болонской системе в правительстве и в самих вузах: высказывались сомнения относительно статуса равноправного участника России, ведь страна, по сути, подчинилась условиям, принятым стандартам и положениям европейской системы образования.[3] Кроме того, признавалась сложность и некоторая преждевременность присоединения нашей страны к Болонскому процессу по причине ряда экономических, правовых и образовательных причин, была отмечена неготовность многих работодателей трудоустраивать выпускников бакалавриата. На самом деле, до недавнего времени при устройстве в общеобразовательные организации на должность учителя оклад у сотрудника, имеющего диплом о среднем профессиональном образовании, и у сотрудника, имеющего диплом о высшем образовании (бакалавриат), был одинаковым. А бакалавриат в системе образования считается неполным высшим образованием.

Ещё одним недостатком Болонской системы можно назвать снижение качества знаний по причине сокращения количества учебных часов. Если в советской высшей школе допускалось до 70 % от общего числа отведенных на учебную дисциплин часов проводить аудиторно в виде лекций и семинарских занятий, то в двухуровневой системе, введенной в России, ситуация складывалась практически катастрофическая. В бакалавриате по направлению подготовки «Юриспруденция» соотношение между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов должно быть соответственно 40 % и 60 %. Что касается магистратуры по этому же направлению, то это соотношение достигало абсурдных значений - 20 % аудиторных занятий, из которых только одна пятую должны были составлять лекции, а все остальное время - 80 % от общего числа отведенных на учебную дисциплин часов - должна составлять самостоятельная работа магистрантов. И это - по очной форме обучения! Положения Болонской декларации, хоть и являющиеся по своей сути добровольными мерами, предполагали кардинальное реформирование не только системы высшего образования, но и существенные изменения всей национальной образовательной системы. В этом ключе необходимо отметить введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России в 1997 году, тогда в отдельных школах проводили эксперимент по добровольному тестированию выпускников. Автором идеи ЕГЭ можно считать Владимира Михайлова Филиппова, который в период 1999 - 2004 гг. являлся министром образования Российской Федерации. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования, при нём страна присоединилась к Болонскому процессу, одним из требований которого было введение новых способов оценки знаний обучающихся. Согласно задумке, ЕГЭ должен был исключить коррупцию в общеобразовательных учреждениях и университетах и обеспечить эффективную и точную проверку знаний выпускников. Для этой цели экзамен сделали в тестовой форме, чтобы исключить влияние человеческого фактора на результат. Кроме того, ЕГЭ должен был обеспечить доступ к высшему образованию для выпускников всех школ страны. Филиппов утверждал, что во все элитарные и в большинство других вузов можно поступить одним из следующих способов: через уроки репетиторства при университете, через платные курсы, реализуемые на базе университета, по целевому приёму, через так называемые «договорные» школы, которые есть и московских и питерских вузов [3].

В 1999 году был создан Федеральный центр тестирования Минобрнауки, была разработана

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

идея, технология, методика проведения экзамена, соответствующее программное обеспечение и шкалирование результатов. В 2003 году в экспериментальном тестировании приняли участие 47 регионов, 18,5 тыс. школ, 245 университетов. В 2005 году эксперимент признали успешным и планировали ввести на обязательной основе. Однако поднялась волна протеста, недовольны были выдающиеся деятели науки и культуры, многие учителя, выпускники и их родители. Общественность была уверена, что тестирование по своей сути неспособно объективно оценить уровень знаний человека, кроме того, процесс обучения, в особенности в выпускных классах, превращается в «натаскивание» на экзамен. Нагрузка на школьников значительно увеличилась.

На данный момент статус ЕГЭ регулируется Законом об образовании, экзамен является основной формой государственной итоговой аттестации в стране. Для организации ЕГЭ и его проведения создана специальная правовая, нормативно-распорядительная, технологическая и информационная базы.

В 2023 г. был проведён опрос, в котором приняли участие 768 студентов, сдавших ЕГЭ, цель опроса - выяснить отношение выпускников к государственному экзамену. Согласно результатам опроса, среди выпускников общеобразовательных организаций преобладает негативное отношение к ЕГЭ (82,2% опрошенных), основной аргумент в пользу такого мнения - нервное напряжение. Основной аргумент в поддержку экзамена -делает процесс подачи документов в вузы проще (43,5% опрошенных) [4, 24].Опрос ФОМ (Фонд общественного мнения), проведённый в мае 2018 г., показал, что в пользу ЕГЭ высказалось 22% россиян, 64% высказались против [5].

Своё негативное отношение к ЕГЭ общественность объясняет по-разному. Учителя, обучающиеся и их родители считают, что с введением ЕГЭ в выпускных классах стали готовить к сдаче государственного экзамена в ущерб изучению школьной программы. Согласно данным ФОМ за май 2018г., основными недостатками ЕГЭ называют:

- большую нагрузку на обучающихся (24%);

- поверхностную проверку знаний (14%);

- случайный характер результата (10%).

В целом, общество придало Единому государственному экзамену слишком большую важность, теперь оценка труда учителей, старания обучающихся, их нервы, уровень знаний, финансовые вложения родителей - всё зависит от балла, полученного за экзамен. Кроме того, на данный момент одним из показателей эффективности работы губернатора являются показатели региона по результатам ЕГЭ, что создаёт почву

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

для коррупции, которую введение госэкзамена должно было искоренить.

В числе преимуществ госэкзамена россияне называют, в первую очередь, создание равных условий для поступления выпускников в вузы. 57% респондентов отметили, что с введением ЕГЭ выпускники региональных школ в небольших городах получили возможность поступить в ведущие вузы страны. 5% опрошенных уверены, что ЕГЭ даёт глубокую и всестороннюю оценку полученных в школе знаний, 4% считают, что экзамен стимулирует обучающихся к учёбе.

Двухуровневая система образования и переход на европейские стандарты имеют ряд важнейших преимуществ:

- повышение конкурентоспособности, востребованности российского образования, способствование привлекательности российских университетов для иностранных студентов (в 2022 г. общее количество иностранных студентов в России, по данным ProjectAtlas, составило 351 127 человек, таким образом, Россия находится на 6 месте в мире);

- реализация целей интернационализации, т.е. повышение мобильности образования для преподавателей, студентов, аспирантов;

- обеспечение диверсификации образования, возможности его структурирования, вариативности форм обучения, программ и направлений подготовки;

- актуализация компетентного подхода к обучению, его реализация;

- способствование появлению у студентов реальных возможностей корректировать и выбирать индивидуальную образовательную траекторию с учётом способностей, возможностей и потребностей каждого, а также с учётом экономического и рыночного спроса на данный период времени. Двухуровневая система образования позволяет студенту по окончании обучения в бакалавриате по одному направлению продолжить обучение в магистратуре по другому направлению подготовки [6].

Необходимо подчеркнуть, что не все положения Болонской декларации были реализованы в нашей стране, например, система зачётных единиц, созданная в Европе как средство обеспечения студенческой мобильности и трансформации из переводной в накопительную, в России не утвердилась. В приложении диплома о высшем образовании, выдаваемом российскими университетами, традиционно фиксируется академическая успеваемость и продолжительность изучения каждой дисциплины.

Профессор В.И. Байденко подтверждает вывод международных экспертов, определяющий участие России в Болонском процессе значимым

культурным сдвигом, меняющим устоявшиеся представления о высшем образовании в стране

[7]. 11 апреля 2022 года Болонская группа прекратила представительство Российской Федерации во всех структурах Болонского процесса и исключила из него все университеты. В мае того же года министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальков объявил фактический выход страны из Болонского процесс и выступил с заявлением, в котором отметил, что наша страна в ближайшее время создаст национальную систему высшего образования и перейдёт на неё.

Выход Российской Федерации из Болонской системы представляет собой длительный и сложный процесс, требующий решения множества вопросов, связанных с созданием национальной системы высшего образования, которая будет воплощать в себе накопленный советский и российский опыт, учитывающий национальные и международные интересы. В экспертном сообществе стартовала дискуссия, в ходе которой были оценены результаты участия России в Болонском процессе. Очевидно, что полномасштабная реализация целей Болонской системы в России оказалась невозможной, поэтому ожидаемого прорыва в сфере высшего образования не случилось

[8]. Однако важно отметить, что на данный момент структурирование высшего образования на 3 уровня (бакалавриат, магистратура, аспирантура) широко распространено практически во всех государствах, так как такое деление является универсальным по своей сути.

Дискуссии касательно интеграции России в Болонскую систему не утихали на протяжении всего периода действия системы в нашей стране. Критики системы не раз обращали внимание на то, что реализация европейской образовательной модели несёт за собой риски утраты качественных показателей отечественной системы высшего образования,[9] имеющей большую и сложную историю, испытанную временем.

Представители целого ряда экономических отраслей оценивают уровень бакалавриата как недостаточный. Некоторые работодатели для соискателей на вакантную должность выставляют обязательное условие «наличие полного высшего образования». Выпускники бакалавриата не могут занимать руководящие должности, уровень заработной платы ниже. Однако в результате проведённых реформ и магистратура не приобрела полноценного образовательного статуса [10]. Основной причиной неудачи является множественность задач, возложенных на программу, длительность которой всего два года, сложность их реализации в условиях вечерней формы обучения и совмещения обучающимися обучения и

работы. Кроме того, большой проблемой магистратуры является разноуровневое по предыдущему профилю образование учебных групп, которое привело к тому, что магистратура попросту не способна обеспечивать прирост образовательного уровня обучающихся. Так как на магистратуру практически нигде не установлено требование для поступающих иметь бакалавриат/специа-литет по той специальности, на которую подают документы, в процессе обучения оказывается, что большая часть группы не знает элементарной базы. Например, не получится преподавать студентам дисциплину «Проблемы конституционного права», если они не имеют представления о конституционном праве. В результате преподаватель вынужден возвращаться к азам, соответственно, уровень образования падает. Не получилось у магистратуры стать качественной предаспиранту-рой, по причине упомянутой выше формы обучения и целевой аудитории у студентов, ориентированных на занятие наукой, отсутствует возможность развития в этой сфере (если только индивидуально через преподавателей, готовых помочь). В 2020 г. Росстат провёл выборочное обследование, результаты которого показали, что 70% выпускников высших учебных заведений трудоустроены по своей специальности, соответственно, 30% выпускников работают не по специальности. При этом 33,9% населения в возрастном диапазоне от 25 до 29 лет намерены в ближайшем будущем продолжать получение образования [11]. Проведённое обследование показывает несоответствие вузовской подготовки ситуации на рынке труда.

Осталось нереализованной система и в других сферах. Одной из задач Болонского процесса было обеспечение мобильности участников образовательного процесса. За период реформы в России была создана необходимая нормативно-правовая база для реализации указанной задачи, во многих университетах были созданы специальные отделы, в функционал которых входило обеспечение международной практики студентов. Однако, как показывает практика, большинство студентов, особенно региональных университетов, не получили такой возможности.

Нерешённым остался вопрос признания российских дипломов о высшем образовании в зарубежных государствах. Как уже было сказано, система зачётных единиц в России не прижилась, а значит - не стала реальной основой для внутренней и внешней мобильности студентов [12]. К настоящему моменту у России заключены международные договоры о взаимном признании документов об образовании с 78 иностранными государствами (большая часть соглашений была подписана Советским Союзом). Таким образом, кри-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

тике экспертов подвергаются практически все основные направления реформирования системы высшего образования в рамках Болонской системы. В настоящее время остро стоит вопрос, насколько возможно упразднение всех болонских принципов и необходимо ли возвращение к отечественной системе высшего образования.

Список литературы:

[1] https://normativ.kontur.ru/document?module Id=1 &documentId=85662

[2] https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/other/ declaration_1999

[3] Глазырин, В.А. Болонская декларация: интеграция или поглощение российского высшего образования? / В.А. Глазырин // Университетское управление: практика и анализ. 2006. №1. С. 77-80.

[4] https://edu.glavsprav.ru/spb/ege/history/

[5] Мальцев А. В. Отношение выпускников школ к единому государственному экзамену (ЕГЭ) / Мальцев А. В., Данилов А. Н., Шкурин Д. В. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. №1 (82. С. 24.

[6] https://russiaedu.ru/news/fom-64-rossiian-protiv-ege

[7] Сидорова, А.А. Двухуровневая система высшего образования как инструмент управления рынком образовательных услуг России / Сидорова, А.А. // Государственное управление. 2011. №26. С. 1-10.

[8] Байденко, В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия / Байденко В.И. // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №11. С. 136-148.

[9] Калинина, Е.В. Отдельные правовые аспекты реализации Болонского процесса в современном образовании: история, современность и перспективы / Калинина Е.В., Калинина

A.С. // Современный учёный. 2022. №3. С. 333338.

[10] Пурсиайнен, К. Болонский процесс и его значения для России. Интеграция высшего образования в Европе / Пурсиайнен, К., Медведев С.А., Белов, В.А., Энтин, М.А., Гладков, Г.И., Колесов,

B.П., Ткаченко, С.Л., Яковлев, С.М., Черковец, М.В.. М. : РЕЦЭП, 2005. 199 с.

[11] Константинова, А.В. Проблемы развития магистратуры в условиях реформирования высшего образования / Константинова, А.В. // Высшее образование в России. 2013. №7. С. 30 - 36.

[12] Григоревский, Л.Б. Болонский процесс в России: история, противоречия и перспективы / Григоревский, Л.Б., Иващенко, Г.А., Фрейберг, С.А. // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2021. №1. С. 97-103.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

[13] Андронова, И.В. Болонский процесс как фактор политики реформирования системы высшего образования в современной России / Андронова, И.В., Лаптева, Н.В. // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия «Социология. Политология». 2020. Т.20. №4. С. 464-469.

Spisok literatury:

[1] https://normativ.kontur.ru/document?module Id=1 &documentId=85662

[2] https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/other/dec-laration_1999

[3] Glazyrin, V.A. Bolonskaya deklaraciya: inte-graciya ili pogloshchenie rossijskogo vysshego obra-zovaniya? / V.A. Glazyrin // Universitetskoe upravle-nie: praktika i analiz. 2006. №1. S. 77-80.

[4] https://edu.glavsprav.ru/spb/ege/history/

[5] Mal'cev A. V. Otnoshenie vypusknikov shkol k edinomu gosudarstvennomu ekzamenu (EGE) / Mal'cev A. V., Danilov A. N., SHkurin D. V. // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2023. №1 (82. S. 24.

[6] https://russiaedu.ru/news/fom-64-rossiian-protiv-ege

[7] Sidorova, A.A. Dvuhurovnevaya sistema vysshego obrazovaniya kak instrument upravleniya rynkom obrazovatel'nyh uslug Rossii / Sidorova, A.A. // Gosudarstvennoe upravlenie. 2011. №26. S. 1-10.

[8] Bajdenko, V.I. Bolonskij process: v pred-dverii tret'ego desyatiletiya / Bajdenko V.I. // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. T. 27. №11. S. 136-148.

[9] Kalinina, E.V. Otdel'nye pravovye aspekty realizacii Bolonskogo processa v sovremennom obrazovanii: istoriya, sovremennost' i perspektivy / Kalinina E.V., Kalinina A.S. // Sovremennyj uchyonyj. 2022. №3. S. 333-338.

[10] Pursiajnen, K. Bolonskij process i ego znacheniya dlya Rossii. Integraciya vysshego obrazovaniya v Evrope / Pursiajnen, K., Medvedev S.A., Belov, V.A., Entin, M.A., Gladkov, G.I., Kolesov, V.P., Tkachenko, S.L., YAkovlev, S.M., CHerkovec, M.V.. M. : RECEP, 2005. 199 s.

[11] Konstantinova, A.V. Problemy razvitiya magistratury v usloviyah reformirovaniya vysshego obrazovaniya / Konstantinova, A.V. // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. №7. S. 30 - 36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Grigorevskij, L.B. Bolonskij process v Rossii: istoriya, protivorechiya i perspektivy / Grigorevskij, L.B., Ivashchenko, G.A., Frejberg, S.A. // Problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. 2021. №1. S. 97-103.

[13] Andronova, I.V. Bolonskij process kak faktor politiki reformirovaniya sistemy vysshego obrazovaniya v sovremennoj Rossii / Andronova, I.V., Lapteva, N.V. // Izvestiya Saratovskogo un-ta. Novaya seriya. Seriya «Sociologiya. Politologiya». 2020. T.20. №4. S. 464-469.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.