Научная статья на тему 'МНОГОУРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ'

МНОГОУРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВО / БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / HIGHER EDUCATION SYSTEM / BOLOGNA DECLARATION / MULTILEVEL SYSTEM / INNOVATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Л.Н.

В данной статье проанализирована система высшего образования в России и за рубежом, выявлен инновационный характер развития ВО в РФ, рассмотрены последствия подписания Болонской декларации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIERED HIGHER EDUCATION AS AN INNOVATIVE PROJECT

This article analyzes the system of higher education in Russia and abroad, identifies the innovative nature of the development of higher education in the Russian Federation, the consequences of the signing of the Bologna Declaration.

Текст научной работы на тему «МНОГОУРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ»

УДК 37.022

Лебедева Л.Н. студент магистратуры Институт технологии, экономики и сервиса научный руководитель: Великанов В.В.,

доцент ФГБОУ ВО «ВГСПУ» Россия, г. Волгоград МНОГОУРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация: В данной статье проанализирована система высшего образования в России и за рубежом, выявлен инновационный характер развития ВО в РФ, рассмотрены последствия подписания Болонской декларации.

Ключевые слова: система ВО, Болонская декларация, многоуровневая система, инновационный процесс.

Lebedeva L.N.

Master student of the Department of Technology, Economics of

Education and Service, VSPU Russia, Volgograd Scientific adviser: Velikanov V.V. kand. Econ. Sciences, associate Professor, VSPU

Russia, Volgograd

TIERED HIGHER EDUCATION AS AN INNOVATIVE PROJECT

Abstract: this article analyzes the system of higher education in Russia and abroad, identifies the innovative nature of the development of higher education in the Russian Federation, the consequences of the signing of the Bologna Declaration.

Key words: higher education system, Bologna Declaration, multilevel system, innovation process.

За последние годы высшее образование в России подверглось глубоким изменениям. Инновационные процессы в образовании, во многом обусловлены повышением конкурентоспособности на мировом рынке. В настоящее время многие вузы вводят в свою деятельность новые элементы, но сталкиваются с противоречиями, связанными с необходимостью прогрессивного развития и неумением трудового коллектива это делать. Для соответствия запросам современного общества, необходимо ориентироваться в таких понятиях, как «инновация», «инновационный процесс», «новшество».

Ранее в отечественной литературе проблема инноваций рассматривалась только в аспекте экономических исследований. Со временем возникла потребность в определении инновационных процессов во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.

Инновационный процесс - это целенаправленная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новых элементов системы, вызывающих ее переход из одного стабильного состояния в другое

[4].

Применительно к сфере высшего образования инновационный процесс можно рассматривать как комплексную деятельность, связанную с созданием, освоением и реализацией новых форм обучения, механизмов управления, образовательных продуктов и услуг.

Реализация инновационных процессов в системе высшего образования в настоящий момент сталкивается с рядом проблем. Во-первых, это недостаточность финансирования. Во-вторых, неграмотность вышестоящих органов управления. И, в-третьих, консерватизм сотрудников высших учебных заведений.

Одним из примеров инновационного обновления образовательной системы России является реализация принципов Болонской декларации.

Болонский процесс зародился в недрах европейской системы образования. В Европе применялась система двухуровневого образования, использовались академические зачётные единицы, всё большие масштабы принимала мобильность студентов и преподавателей. В итоге, 19 июня 1999 г. в г. Болонье представители 29 стран подписали Декларацию, которая и стала началом Болонского процесса.

Болонская декларация предусматривала реализацию следующих целей:

1) для облегчения трудоустройства выпускников в любой стране, выдача единого европейского приложения к диплому об академической успеваемости;

2) переход на двухступенчатую систему ВО - бакалавриат и магистратура;

3) введение единой системы академических кредитов, схожих с системой ECTS (европейская система взаимозачёта кредитов);

4) содействие мобильности всех участников учебного процесса;

5) содействие европейскому сотрудничеству по обеспечению качества образования и др. [2].

Россия закрепила статус полноправного члена европейского образовательного сообщества, подписав Болонскую декларацию на Берлинской конференции 18 сентября 2003 г. Наша страна, взяв на себя обязательства по вхождению в единое образовательное пространство Европы, обязалась провести образовательную реформу и до 2010 г. реализовать основные принципы Болонского процесса.

Согласно Декларации систему ВО необходимо разделить на два уровня, чтобы студенты имели возможность получить образование различного качества, с различным сроком обучения. По европейским меркам бакалавр -это выпускник с полноценным высшим образованием. Срок обучения бакалавра в Европе 3 года, магистранта - 2 года.

В России практика двухуровневого образования для некоторых вузов не

нова, но большинство студентов продолжают обучение после окончания бакалавриата, получая диплом магистра. Исключение в этом плане составят медицинские, оборонные, вузы культуры и искусства, которые продолжат подготовку «специалистов». Считаю немало важным добавить к этому списку и педагогическое образование, т.к. именно оно является «кузницей» кадров

[3].

Таким образом, европейская система предполагает построение следующей модели ВО: 3+2. Однако в российских вузах обучение бакалавра длится четыре года, а не три. И возникнет ещё один вопрос: как при четырёхгодичном бакалавриате обеспечивать мобильность российских студентов?

Чтобы создать единое образовательное пространство, необходимо разработать определённую систему сравнимости обучения в различных вузах. В рамках Болонского процесса механизмом, обеспечивающим прозрачность образования, становится введение ECTS (Европейская система перезачётов результатов обучения). Она предполагает измерение и сравнение результатов обучения с последующим их переносом в другое учебное заведение. Данная система влечёт за собой немало весьма серьёзных трудностей, но, в тоже время, способствует мобильности студентов и решает проблему академического признания.

В России использование системы ECTS возможно на двух уровнях. Первый - это формальное введение системы зачётных кредитов. На этом уровне никаких изменений в организации учебного процесса не производится. А трудоёмкость освоения различных дисциплин, оцениваемая сегодня ГОС ВО, пересчитывается в зачётные единицы.

Второй же уровень предполагает замену принятых в России академических часов на кредитные единицы. Данная система повлечёт за собой пересмотр нагрузки студентов, разработку новых учебных планов, программ обучения студентов, изменение механизма финансовых расчетов.

Отрицательной стороной мобильности для отечественной экономики может стать так называемая «утечка умов». Если российский студент решит завершить своё образование за границей, то, скорее всего после окончания вуза, ему предложат более выгодные условия для профессиональной деятельности, с возможностью дальнейшего карьерного роста и достойной оплатой. В России этот же студент столкнётся с нежеланием работодателей брать на работу кандидата без опыта, или же низкой оплатой труда.

Таким образом, наряду с положительным развитием ВО, существует ряд трудностей, которые превращаются в существенные проблемы всей системы российского высшего образования. Введение положений Болонской декларации на сегодняшний день считается сложной проблемой для отечественных вузов, требующей доработки и корректировки в организации учебного процесса. Также российской системе образования стоит определиться, как развиваться дальше: идти до конца в реализации системы европейского высшего образования, т.к. на данный момент мы не

соответствуем положениям Болонской декларации; или избрать свой пусть и построить систему высшего образования, учитывающую интересы общества и опыт предыдущих поколений.

Использованные источники:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Гарант.т. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения 10.05.2018).

2. Интеграция высшего образования в Западной Европе: Болонский процесс и его позитивные факторы. Евразийский союз ученых. [Электронный ресурс]. URL: http://euroasia-science.ru/filosofskie-nauki/integraciya-vysshego-obrazovaniya-v-zapadnoj-evrope-bolonskij-process-i-ego-pozitivnye-faktory/ (дата обращения 10.05.2018).

3. Образовательные модели высшей школы в странах Западной Европы и России в рамках Болонского процесса. Вестник Томского государственного университета, 2014. - № 388. - с. 227-231. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/obrazovatelnye-modeli-vysshey-shkoly-v-stranah-zapadnoy-evropy-i-rossii-v-ramkah-bolonskogo-protsessa (дата обращения 10.05.2018).

4. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник +. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.