Научная статья на тему 'ОТМЕНА БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

ОТМЕНА БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1038
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ВЫХОД РОССИИ / ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Ирина Ивановна

В данной статье рассматривается опыт участия России в Болонском процессе. Представлены основные аргументы противников и сторонников включения России в единую зону европейского образования. Анализируются результаты, которых достигла Россия в области науки и образования в рамках Болонского процесса. Предпринята попытка выявить недостатки и достоинства Болонской системы применительно к российским реалиям, а также определить возможные для России последствия и перспективы отказа от Болонской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WITHDRAWAL FROM BOLOGNA PROCESS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

This article discusses the Russian experience as a member of the Bologna process. The main arguments of opponents and supporters of Russia’s participation in the European Higher Education Area are presented in the article. The results that Russia has achieved in the field of science and education within Bologna process are also analyzed. The article contains an attempt to identify strengths and limitations of the Bologna process with regard to the Russian realities as well as an attempt to determine the possible outcomes and prospects for Russia after its withdrawal from Bologna process.

Текст научной работы на тему «ОТМЕНА БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

Высшее образование

Higher education

УДК 378

ОТМЕНА БОЛОНСКОИ СИСТЕМЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Богданова И.И.

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4661-1531, E-mail: iiiraidabogdanova@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматривается опыт участия России в Болонском процессе. Представлены основные аргументы противников и сторонников включения России в единую зону европейского образования. Анализируются результаты, которых достигла Россия в области науки и образования в рамках Болонского процесса. Предпринята попытка выявить недостатки и достоинства Болонской системы применительно к российским реалиям, а также определить возможные для России последствия и перспективы отказа от Болонской системы.

Ключевые слова: образование, международное образовательное сотрудничество, Болонский процесс, выход России, проблемы и перспективы.

Актуальность. В 1999 году произошло событие, которое стало поворотным моментом в истории развития европейской системы образования: в Болонье была подписана декларация «Зона европейского высшего образования» (более известная как Болонская декларация), и, таким образом, был запущен Болонский процесс, основными целями которого провозглашались повышение качества образования, стандартизация систем зачетных единиц и образовательных степеней, а также расширение международного сотрудничества в области образования и науки. Россия присоединилась к Болон-скому процессу в 2003 году, возлагая большие надежды на интеграцию в систему европейского высшего образования, однако на протяжении почти двадцати лет Болонский процесс неоднократно становился предметом экспертных дискуссий и споров и вызывал массу критики. Несмотря на все обещания и ожидания от присоединения к Процессу многие проблемы в российской системе образования остались нерешенными, появились новые вызовы, и в 2022 году, на фоне сложившейся в мире

политической обстановки, Россия приняла решение о выходе из Болонского процесса. В связи с этим возникает следующий исследовательский вопрос: как отказ от Бо-лонской системы скажется на образовании в России?

Целью данного исследования является выявление недостатков и достоинств Болонской системы применительно к российским реалиям, а также определение возможных последствий и перспектив отказа от такой системы.

Болонская система образования в России. С самого начала российское Министерство образования активно выступало за присоединение России к Болонскому процессу, считая такой шаг необходимым для развития российского образования, однако уже тогда многие высказывали свои опасения и аргументы против внедрения Болонской системы в нашей стране. Во-первых, недоверие к предлагаемым нововведениям и нежелание вносить такие кардинальные изменения в систему российского образования существовали среди значительной части университетского сообщества, которая отстаивала традиции советского высшего образования. Во-

вторых, такое оппозиционное настроение наблюдалось в среде представителей силовых структур, поскольку в результате новых возможностей международной мобильности увеличивался поток приезжающих в страну студентов и профессоров, среди которых могли быть и агенты западных спецслужб [2]. Наконец, противники присоединения России к Болонскому процессу говорили о том, что предлагаемая декларацией «гармонизация» стратегий развития высшего образования на самом деле означает их полную унификацию, что подобные изменения вызовут массовый отток специалистов из страны, и что российское образование утратит свой «фундаментальный характер» [2]. Тем не менее, в 2003 году Россия все-таки стала участницей Болонского процесса, и В.В. Путин назвал такое решение «очень серьезным, существенным шагом по интеграции России в мировое пространство» [2], тем самым положив конец спорам по поводу целесообразности присоединения России к Болонской системе. Однако однозначной оценки этому событию нет до сих пор.

Россия была участницей Болонского процесса почти двадцать лет - это серьезный срок, который позволяет проследить развитие российского образования в условиях действия правил Болонской системы и определить, какие результаты были достигнуты в ходе этого сотрудничества.

Прежде всего, стоит отметить, что критика Болонского процесса не прекращалась с момента вступления в него России, и, в общем и целом, на то было немало причин. В 2019 году (т.е. еще задолго до недавних событий) была опубликована статья М. Рубникович, которая в своей работе подробно рассуждает на тему того, полезна ли для России Болонская концепция высшего образования. В частности, среди основных новшеств, появившихся в российской практике высшего образования, выделяют формирование двух уровней образования - бакалавриата (4 года) и магистратуры (1-2 года) - такая структура стала доминировать над специалитетом (56 лет), который составлял основу советской и ранней российской системы образования. В этом вопросе эксперты раздели-

лись на два лагеря: одни считают, что новый формат сказался на уровне знаний выпускников и снизил качество подготовки будущих кадров, а другие придерживаются иной позиции, аргументируя ее, например, тем, что в советское время весомая часть учебного времени уходила на военную подготовку [5]. Тем не менее, эксперты считают, что некоторые профессии (математики, биологи, инженеры, программисты и т.п.) требуют более глубокой и длительной подготовки, поэтому определенные образовательные программы лучше осуществлять без спешки и урезания часов. При этом эксперты признают, что ряд направлений (лингвистика, менеджмент, международные отношения и т.п.) действительно вписывается в международные стандарты, поэтому такие программы могут быть вполне успешно освоены и за четыре года. Хотя на бытовом уровне очень распространено мнение о том, что бакалавр - это еще не готовый специалист, а нечто среднее, иными словами, - человек, получивший неполное высшее образование.

Другая ключевая особенность Болон-ской системы - это повышение международной мобильности студентов и профессоров. В отличие от других пунктов плана по внедрению новой системы в России, позитивные изменения в сфере академической мобильности действительно наблюдались. Ежегодно в магистратуру и аспирантуру европейских вузов уезжают учиться 35-40 тыс. россиян [3]. Российские студенты за рубежом и иностранные студенты в нашей стране обеспечивают обмен опытом, развивают культурные взаимоотношения и совершенствуют знание языков. Тем не менее, поток молодых людей из стран-участниц Болонского процесса (не считая постсоветское пространство), желающих учиться в России, не столь велик, а российские студенты охотно остаются жить и работать за границей. По оценке ВШЭ, таких студентов более 50% [3]. Таким образом, из нашей страны «утекают» квалифицированные кадры, потеря которых не восполняется молодыми специалистами из-за рубежа.

Присоединение к Болонскому процессу также потребовало создания равных условий для поступления в вузы, что привело к введению единого для всех выпускников государственного экзамена (ЕГЭ), который заменил вступительные испытания в большинстве вузов. ЕГЭ - один из самых противоречивых вопросов в сфере российского образования. Широко распространено мнение о том, что с помощью этого экзамена нельзя адекватно оценить уровень подготовки выпускников. К слову, критике подвергаются и аналогичные испытания, введенные в других странах в рамках Бо-лонского процесса.

В российских условиях оказалось сложно ввести некоторые принципы, свойственные европейскому образованию. Учебные программы не были полноценно приведены в соответствие европейским, возникли трудности с введением системы кредитов ECTS [1] (единая система учета прогресса студента), не получили широкого распространения индивидуальные гибкие планы обучения для студентов. Таким образом, Болонская система образования в России во многом носила формальный характер.

Последствия и перспективы отказа. 6

июня 2022 года было объявлено о том, что Россия выходит из Болонского процесса. Пока неясно, как будет выглядеть новая система образования. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил о том, что она станет «уникальной, а в ее основу заложат интересы экономики страны и максимальные возможности для студентов» [4]. Самый очевидный шаг, который активно обсуждается, - возвращение советских традиций образования, что, в первую очередь, подразумевает вытеснение бакалавриата и магистратуры специа-литетом. Переход к Болонской системе не отменил специалитет окончательно - он сохранился в некоторых вузах и на некоторых направлениях (так, например, формат медицинского образования не подвергся изменениям). Тем не менее, сочетание бакалавриата и магистратуры стало превалировать. Валерий Фальков заявил, что от бакалавриата и магистратуры не планируют отказываться полностью, что-

бы люди, которые получили степень бакалавра могли получить и магистерское образование, нередко необходимое для работы, а также ввиду привлекательности и привычности этих форматов обучения для российских выпускников и иностранных студентов. Поэтому, скорее всего, изменится соотношение форматов, и направлений «специалитета» станет больше, чем направлений «бакалавриата» (а это приведет к уменьшению количества и программ магистратуры).

Еще одним изменением, вероятно, станут более жесткие требования к выбору направления магистратуры, о чем также говорил Валерий Фальков. Иначе говоря, выпускник бакалавриата не сможет выбрать направление магистратуры, которое кардинально отличается от его изначального образования. Таким образом, студентам станет труднее поменять образовательную траекторию. С одной стороны, сейчас существует возможность получить практически еще одно новое образование, если выбрать магистерское направление из другой сферы, что расширяет компетенции студентов. С другой стороны, возникают сомнения, насколько обучение на новом для человека направлении магистратуры будет эффективным - изначально магистратура предполагает углубление знаний, а не освоение профессии с нуля. В таком случае жесткая связка бакалавриата и магистратуры приведет к тому, что на рынок будут выходить более подготовленные специалисты. Однако возможность корректировать образовательный путь позволяет людям, которые поняли, что выбрали неподходящую профессию, продолжить обучение и освоить те навыки, которые им больше нужны. Если такую возможность отменить, то, вероятно, увеличится число людей, которые не закончат обучение или будут работать не по специальности после университета.

Кроме того, отказ от Болонской системы может вызвать проблемы с трудоустройством и обучением за границей, поскольку вероятны трудности с признанием в Европе российских дипломов. Таким образом, поток российских студентов в страны-участницы Болонского процесса

уменьшится, а уже уехавшие студенты с большей вероятностью вернутся в Россию.

Тем не менее, академическую мобильность планируют сохранить, однако очень вероятна переориентация на дружественные страны, о чем заявляет Министерство науки и высшего образования [3]. Главными направлениями для обучения за рубежом у россиян являются Канада и страны Европы, которые входят в список недружественных. Вероятно, основным направлением академической мобильности правительство рассматривает Азию, но возникает вопрос: насколько россияне готовы и заинтересованы ехать учиться, например, в Казахстан или Китай.

Наконец важным является вопрос издержек на проведение такой «контрреформы». Еще относительно недавно средства тратились на приведение системы образования в соответствие стандартам Болон-ского процесса, а теперь предстоят расходы, связанные с уходом от Болонской системы. В новых условиях потребуется переработка образовательных стандартов, изменение программ обучения и учебных планов. Помимо финансовых издержек процесс перехода на новую систему, вероятно, будет сопряжен с длительными бюрократическими процедурами, которые могут затянуть процесс изменений и оставить систему образования в неопределенном переходном состоянии на какое-то время.

Заключение. В России почти за двадцать лет Болонская система так и не смогла начать функционирование в полном объёме и не доказала свою эффективность применительно к российскому высшему образованию. Среди конкретных изменений, связанных с Болонским процессом в России, можно выделить внедрение системы «бакалавриат-магистратура», по-

теснившей традиционный специалитет, повышение академической мобильности, а также создание равных условий для поступления в вузы (благодаря введению ЕГЭ). Эти шаги нередко подвергались критике: высказывались мнения о том, что в такой системе снижается уровень подготовки студентов, квалифицированные специалисты активнее уезжают за рубеж, а с помощью ЕГЭ нельзя адекватно проверить знания школьников. Помимо этого, значительные трудности возникли с введением системы кредитов и обеспечением гибкости «траекторий» обучения. В то же время формат новой системы высшего образования в России, который сейчас предлагают различные чиновники, пока что остаётся не до конца понятным. Вероятно увеличение программ специалитета и введение жесткой связки бакалавриата и магистратуры. Такие шаги позволят получить на выходе более подготовленных специалистов, но практически лишат студентов возможности корректировать свою учебную «траекторию». Уровень академической мобильности, несмотря на ее переориентацию на дружественные страны, вероятно, также снизится, и это снизит отток специалистов за рубеж. Кроме того, выход из Болонского процесса повлечет за собой значительные издержки, связанные с переработкой образовательных стандартов, программ и планов, а также может затянуться из-за бюрократических процедур. Кардинальное изменение системы образования не планируется, по крайней мере, на начальном этапе. На данный момент можно оценивать лишь заявления чиновников. Более полно проанализировать изменения в сфере российского высшего образования, можно будет тогда, когда правительство начнет реализацию своих планов.

Литература

1. Айсин К. Болонская система образования: плюсы, минусы и российские особенности / К. Айсин // РБК Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6295da569a7947202c6b2a0f

2. Кортунов А.В. Россия и Болонский процесс - 20 лет спустя / А.В. Кортунов // Некоммерческое партнерство «Российский совет по международным делам». URL:

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-bolonskiy-protsess-20-let-spustya/

3. Курилова А. Вузы могут отказаться от сотрудничества с европейскими странами по обмену студентами / А. Курилова // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/06/05/925213-vuzi-otkazatsya-evropeiskimi-stranami

4. Минобрнауки заявило о разработке в РФ своей системы образования // Известия. URL: https://iz.ru/1339382/2022-05-24/minobrnauki-zaiavilo-o-razrabotke-v-rf-svoei-sistemy-obrazovaniia

5. Рубникович М. Макаронная фабрика: полезна ли для России Болонская концепция высшего образования / М. Рубникович // Известия. URL: https://iz.ru/840759/mariia-rubnikovich/makaronnaia-fabrika-polezna-li-dlia-rossii-bolonskaia-kontceptciia-vysshego-obrazovaniia

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Богданова И.И. Отмена Болонской системы: проблемы и перспективы высшего образования в России / И.И. Богданова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. № 8. С. 11-16.

Информация об авторе

Богданова Ирина Ивановна, магистрант кафедры английской филологии и перевода. Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4661-1531, E-mail: iiiraidabogdanova@gmail.com

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 8, pp. 11-16.

WITHDRAWAL FROM BOLOGNA PROCESS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

Bogdanova I.I.

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4661-1531, E-mail: iiiraidabogdanova@gmail.com

Abstract. This article discusses the Russian experience as a member of the Bologna process. The main arguments of opponents and supporters of Russia's participation in the European Higher Education Area are presented in the article. The results that Russia has achieved in the field of science and education within Bologna process are also analyzed. The article contains an attempt to identify strengths and limitations of the Bologna process with regard to the Russian realities as well as an attempt to determine the possible outcomes and prospects for Russia after its withdrawal from Bologna process.

Keywords: education, international cooperation in education, Bologna process, Russia's withdrawal, problems and prospects.

References

1. Ajsin K. Bolonskaya sistema obrazovaniya: plyusy, minusy i rossijskie osobennosti [Bo-

logna system of education: pluses, minuses and Russian peculiarities]. RBK Trendy [RBC Trends]. Available at: URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6295da569a7947202c6b2a0f, accessed 23.07.2022. (In Russ.).

2. Kortunov A.V. Rossiya i Bolonskij process — 20 let spustya [Russia and Bologna process - 20 years later]. RSMD [RIAC]. Available at: URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-bolonskiy-protsess-20-let-spustya/, accessed 23.07.2022. (In Russ.).

3. Kurilova A. Vuzy mogut otkazat'sya ot sotrudnichestva s evropejskimi stranami po obmenu studentami [Universities can abandon cooperation with the European countries in student exchange]. Vedomosti [The Record]. Available at: URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/06/05/925213-vuzi-otkazatsya-evropeiskimi-stranami, accessed 23.07.2022. (In Russ.).

4. Minobrnauki zayavilo o razrabotke v RF svoej sistemy obrazovaniya [Ministry of Science and Higher Education announced the development of Russia's own system of education]. Izvestia [The News]. Available at: URL: https://iz.ru/1339382/2022-05-24/minobrnauki-zaiavilo-o-razrabotke-v-rf-svoei-sistemy-obrazovaniia, accessed 23.07.2022. (In Russ.).

5. Rubnikovich M. Makaronnaya fabrika: polezna li dlya Rossii Bolonskaya koncepciya vysshego obrazovaniya [Pasta factory: is Bologna concept of higher education beneficial for Russia?]. Izvestia [The News]. Available at: URL: https://iz.ru/840759/mariia-rubnikovich/makaronnaia-fabrika-polezna-li-dlia-rossii-bolonskaia-kontceptciia-vysshego-obrazovaniia, accessed 23.07.2022. (In Russ.).

Information about the author Bogdanova Irina Ivanovna

Master's degree student of the Department of English Philology and Translation. Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4661-1531, E-mail: iiiraidabogdanova@gmail.com

Поступила в редакцию 24.07.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.08.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.