Научная статья на тему 'Больные дети и дети-инвалиды, оставшиеся без попечения родителей: гражданско-правовой аспект'

Больные дети и дети-инвалиды, оставшиеся без попечения родителей: гражданско-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1572
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС / КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА / . RUSSIAN FAMILY LAW / UN CONVENTION OF CHILD´S RIGHTS / DISABLED CHILDREN WITHOUT PARENTAL CUSTODY / DISABLED CHILDREN / FEDERAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красноглазова Лариса Олеговна

Работа посвящена проблемам больных детей, оставшихся без попечения родителей. Мною затронуты основные проблемы граждан данной категории, указаны недостатки и пробелы Российского законодательства, приведена статистика современной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disabled children, without parental custody. Legal aspect

The article is devoted to the problems of disabled children without parental custody. It deals with the problems of this category of cinizens, lack of regulation concerning parental custody of disabled children in the legislature of the Russian Federation and statistics.

Текст научной работы на тему «Больные дети и дети-инвалиды, оставшиеся без попечения родителей: гражданско-правовой аспект»

3.15. БОЛЬНЫЕ ДЕТИ И ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Перейти на Гпавное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Красноглазова Лариса Олеговна, соискатель 3-го года обучения. Место учебы: кафедра гражданского права и процесса, Волгоградский Государственный Университет. Место работы: Коллегия адвокатов Красноармейского района г. Волгограда. Должность: адвокат. Телефон: 8-904-401-25-69 (моб.), 49-75-45 (дом.)

Аннотация: Работа посвящена проблемам больных детей, оставшихся без попечения родителей. Мною затронуты основные проблемы граждан данной категории, указаны недостатки и пробелы Российского законодательства, приведена статистика современной действительности.

Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, федеральный закон, Семейный кодекс, Конвенция ООН о правах ребенка.

DISABLED CHILDREN, WITHOUT PARENTAL CUSTODY.

LEGAL ASPECT.

Krasnoglazova Larisa Olegovna, third-year postgraduate student. Place of study: Civil Law chair, Volgograd State University. Place of work: Bar association, the Krasnoarmeisky District, Volgograd. Position: lawyer. Telephone: 8-904-40125-69 (cell.), 49-75-45 (home)

Annotation: The article is devoted to the problems of disabled children without parental custody. It deals with the problems of this category of cinizens, lack of regulation concerning parental custody of disabled children in the legislature of the Russian Federation and statistics. Keywords: disabled children without parental custody, disabled children, Federal law,. Russian Family law, UN Convention of Child s Rights.

В Российской Федерации проживает 29 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей).1 Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции с обществом. Вместе с тем дети нуждаются в реализации права на развитие их природных задатков, психолого-педагогическом сопровождении. Необходимо осуществлять адресную поддержку одаренных детей со стороны государства.

Все дети, независимо от состояния их здоровья, имеют право жить и воспитываться в семье. Воспитание детей в семье обеспечивается наличием у родителей ребенка так называемых родительских прав. Родительские права фактически выступают и как обязанности родителей. Их ненадлежащее осуществление является основанием для лишения родителей таких прав или для ограничения их в правах. Если у ребенка нет родителей, родительские права предоставляются другим лицам - усыновителям, опекунам либо попечителям. При

1 См. Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. -«Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг.».

2 См. Семейный кодекс РФ.

отсутствии лиц, заменяющих родителей, дети помещаются на воспитание в государственные детские учреждения - дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома-интернаты.

Закон возлагает на родителей также обязанности по содержанию детей: родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. В случаях тяжелой болезни, увечья, инвалидности ребенка и других обстоятельствах родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах. Размер участия в таких расходах определяется судом с учетом материального и семейного положения родителя.

Инвалидность у детей - значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля над своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Особую озабоченность вызывают массовые нарушения конституционных прав детей-инвалидов. Деятельность в этой сфере должностных лиц государственных органов не в полной мере соответствует провозглашаемой политике и Конвенции ООН о правах ребенка.3 Эта проблема неоднократно поднималась в официальных российских и международных документах. Указывалось на нарушение конституционного права на образование и социальную интеграцию детей-инвалидов. Многие дети-инвалиды, оставшиеся без попечения родителей, которые содержатся в интернатных учреждениях, нередко подвергаются жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство.

За последнее десятилетие численность детей в возрасте до 18 лет уменьшилась в России, при этом количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за это же время возросло. Половина детей живущих в интернатных учреждениях - составляют дети, оставшиеся без попечения родителей.4

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современных достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил право детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей на социальную защиту гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности. Основной целью этих мер является создание детям-инвалидам «равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».5 К основным гарантированным российским законодательством правам де-тей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей наряду с общими для всех детей правами, такими как право на жизнь, на получение бесплатной медицинской помощи, на образование, право не подвергаться жестокому и унижающему обращению, относятся также права на реабилитацию, санитарно-курортное лечение, на

3 См. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г.

4 См. Полис Н.Т. «Право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и инвалидов с детства на особую заботу общества в социальном обеспечении». Дис. канд. юрид. наук. - М.

5 В ред. ФЗ от 24 ноября 1995 г. - №. - 181.- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».- (с изменениями от 1 декабря 2007 г.).

БОЛЬНЫЕ ДЕТИ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Красноглазова Л.О.

обеспечение специальными средствами передвижения, на безбарьерный доступ к жилым зданиям, учреждениям образования и здравоохранения, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры. Дети-инвалиды имеют и многие другие права, гарантированные Конвенцией о правах ребенка, Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.

Дети-инвалиды, которые не имеют родителей или родители которых лишены родительских прав и проживают в государственных или других социальных учреждениях, после достижения совершеннолетия имеют право на внеочередное получение жилья и материальной помощи на его благоустройство, если по выводам медикосоциальной экспертизы они могут осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, закреплено в Семейном кодексе Российской Федерации и распространяется на детей-инвалидов, лишенных попечения родителей. Для реализации этого права необходимо предпринимать меры к развитию различных форм альтернативного семейного устройства детей-инвалидов, в настоящее время воспитывающихся в интернатных учреждениях. Право на образование принадлежит всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно-правовых актов, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции. Однако на практике дети-инвалиды школьного возраста практически не могут воспользоваться данным правом, хотя это право и гарантированно им Конституцией.6

Исполнение законодательства об образовании детей-инвалидов не обеспечивается в целом: в нарушении Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительством России не организовано исполнение Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части получения образования детьми-инвалидами. В большинстве субъектов Федерации власти не обеспечивают в достаточной степени финансирование и организацию образования детей-инвалидов, в результате чего в субъектах Федерации значительная часть таких детей оказываются вне образовательного процесса.7

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России, характеризуется медленным ростом производства, отсутствием стабильности на финансовом рынке и, как следствие, низким уровнем жизни населения. Все это особенно тяжело отражается на положении социально уязвимых слоев населения, в первую очередь инвалидов. Отсутствие действенной адресной помощи и поддержки со стороны государства в отношении этих лиц, игнорирование их первоочередных потребностей обуславливает низкую эффективность использования даже тех незначительных средств, которые выделяются на эти цели бюджетами всех уровней. Положение инвалидов усугубляется тем, что до настоящего времени в России фактически отсутствует система контроля эффективности целевого использования средств, выделяемых для их реабилитации и поддержки. Комплексное изменение системы социального обеспечения различных слоев населения, во многом ухудшила положение всех инвалидов и особенно негативно отра-

6 См. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

7 См. Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты

прав ребенка // Защита прав ребенка в современной Росии. - М. -2004.

зилась на возможности осуществления комплексной реабилитации детей-инвалидов. Принятый в 1995 г. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ, не принес ожидавшихся существенных улучшений положения инвалидов: многие его прогрессивные положения остались на уровне декларации, поскольку большинство подзаконных актов, без которых невозможна реализация закона, не было даже разработано. За прошедшие десять лет в России не создано действенной комплексной системы реабилитации инвалидов в целом и детей-инвалидов в частности. До настоящего времени в стране нет даже механизма формирования предусмотренных вышеназванным законом индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, не говоря уже о механизме реализации данных программ. Количество структур, имеющих отношение к решению проблем комплексной реабилитации детей-инвалидов, неоправданно велико, они работают без достаточной координации своих действий, разрозненно, и это резко отрицательно сказывается на эффективности реабилитационного процесса.8

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. - «Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 гг.»

2. Семейный кодекс РФ

3. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г.

4. Полис Н.Т. «Право детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и инвалидов с детства на особую заботу общества в социальном обеспечении». Дис. Канд. Юрид. Наук.- М.

5. Редакция ФЗ от 24 ноября 1995 г.- № - 181.- ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ». - ( с изменениями от 1 декабря 2007 г.).

6. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

7. Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка II Защита прав ребенка в современной России.- М.- 2004.

8. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ « О соблюдении прав детей- инвалидов в РФ»

Рецензия

на статью Красноглазовой Л.О. Тема: «Больные дети и дети- инвалиды, оставшиеся без попечения родителей».

Работа Красноглазовой Л.О. посвящена проблемам больных детей, оставшихся без попечения родителей.

После обновления законодательства в этой сфере вопросы правового регулирования отношений родителей и детей нуждаются в изучении. В России по мере развития общества данный вопрос будет лишь усиливать свою актуальность. В представленной работе автор пытается детально раскрыть теоретические условия возникновения проблем больных детей-сирот и проанализировать уже существующую практику правового регулирования.

Заслуживает высокой оценки исследовательская инициатива темы, затронутой в работе. Конкретное обозначение проблемных вопросов показывает эрудицию автора и высокий уровень знания данной темы.

В работе использовано семейное законодательство, а также работы известных специалистов в этой сфере права.

В целом работа выдержана в едином проблемном контексте, имеет стройное последовательное текстовое

8 См. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав детей-инвалидов в РФ»

оформление, носит самостоятельный, законченный характер. Работа рекомендована для опубликования.

Зав. кафедрой гражданского права и процесса. к.ю.н. И.А. Волкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.