4. Морозова Н.Е. Технология адаптации студентов колледжа физической культуры к профессиональному обучению на основе модульного построения учебно-тренировочного процесса. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2013.
5. Ильиных Ю.С. Функции повторения в учебном процессе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Комсомольский-на-Амуре: Государственный педагогический институт, 1969.
6. Стариченко Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера. Екатеринбург, 2004.
References
1. Yucyavichene P.A. Teoriya i praktika modul'nogo obucheniya. Kaunas, 1989.
2. Nikandrov N.D. Organizaciya uchebno-vospitatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze. Leningrad: Lenizdat, 1984.
3. Zalivchej S.A. Modul'nyj podhod k obucheniyu studentov tehnicheskih special'nostej v srednem professional'nom obrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2011.
4. Morozova N.E. Tehnologiya adaptacii studentov kolledzha fizicheskoj kul'tury k professional'nomu obucheniyu na osnove modul'nogo postroeniya uchebno-trenirovochnogo processa. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2013.
5. Il'inyh Yu.S. Funkciipovtoreniya v uchebnomprocesse. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Komsomol'skij-na-Amure: Gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 1969.
6. Starichenko B.E. Obrabotka ipredstavlenie dannyh pedagogicheskih issledovanij s pomosch'yu komp'yutera. Ekaterinburg, 2004.
Статья поступила в редакцию 19.03.19
УДК 378
Sultanov E.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Legal Disciplines, Dagestan Academy of Education and Culture (Derbent, Russia),
E-mail: [email protected]
SOCIAL-LEGAL PROTECTION OF ORPHANS AMONG CHILDREN AND OF CHILDREN REMAINING WITHOUT THE SUPPORT OF PARENTS. The problem of orphans and children without parental care is particularly acute in modern society. Children, for one reason or another, deprived of parental care, end up in orphanages or residential institutions and, most often, find themselves in extremely unfavorable conditions for the full development and successful socialization. There are many documented cases where the rights of children, even the most basic ones, are cruelly violated in such institutions. Therefore, it is extremely important for the Russian state to attend to solving the designated problem and develop an effective program aimed at minimizing negative consequences. So, one of the tools in solving this problem is a system of social and legal protection for the category of children who are fount in difficult situations. The article discusses the legal aspects of solving the problem of childhood at the level of the whole country and on the example of a specific region - the Republic of Dagestan.
Key words: social and legal protection, orphans, problem of childhood, Russian Federation, socialization, residential care facilities.
Э.С. Султанов, канд. пед. наук, доц. каф. юридических дисциплин, Дагестанская академия образования и культуры, г. Дербент,
Е-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, стоит особенно остро в современном обществе. Дети, по тем или иным причинам лишенные опеки родителей, попадают в детские дома или учреждения интернатного типа и, чаще всего, оказываются в исключительно неблагоприятных для полноценного развития и успешной социализации условиях. Существует множество зафиксированных случаев, когда права детей, даже самые базовые, жестоко нарушаются в такого рода заведениях. Поэтому российскому государству крайне важно озаботиться решением обозначенной проблемы и разработать эффективную программу, нацеленную на минимизацию негативных последствий. Так, одним из инструментов в решении данной задачи является система социально-правовой защиты категории детей, попавших в трудное положение. В статье рассматриваются правовые аспекты решения проблемы детства на уровне всей страны и на примере конкретного региона - республики Дагестан.
Ключевые слова: социально-правовая защита, дети-сироты, проблема детства, Российская Федерация, социализация, учреждения интернатного типа.
Проблема детей-сирот находится в числе приоритетных современных проблем, которые необходимо решить российскому государству. Сегодня идет активная работа по нивелированию последствий данного феномена, в которой принимают участие как правительство, так и общественные организации. Российское государство работает над развитием семейной политики, что, как предполагается, должно сыграть позитивную роль в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Со стороны государства создана нормативная правовая база, основывающаяся на конституционно-правовых актах о правах и свободах человека и регулирующая отношения внутри вопроса семьи, в которой фигурируют такие аспекты, как социальная поддержка семьи, защита интересов и прав детей, поддержка семьи, материнства и права. Помимо этого, увеличивается роль средств массовой информации (СМИ) и общественных организаций в решении обозначенной проблемы. Однако вместе с этим следует учитывать и соответствующие социальную, политическую и экономическую стороны современного положения страны. Эксперты и статистика указывают на то, что эти негативные факторы на данный момент преобладают над позитивными, и потому число детей, попавших в детские дома, интернатные учреждения или оставшихся без родительской опеки продолжает возрастать. Параллельно с этим увеличивается количество преступлений, совершенных дезадаптированными, асоциализи-рованными детьми; по-прежнему требуют внимания и содействия со стороны государства дети-инвалиды, дети-беженцы и дети из неблагоприятной экологической среды.
Для эффективной борьбы с проблемой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо понимать причины, вызывающие её. Среди них:
- жестокое обращение с детьми в учреждениях интернатного типа и внутри семей;
- сублимация негативных эмоциональных состояний взрослых на детей;
- нарушение функций и структуры семьи;
- безработица, отражающаяся на способностях семьи содержать и растить ребенка в благоприятных условиях;
- увеличение числа неполных семей и разводов;
- не соответствующий социально адекватному образ жизни внутри семей;
- общее падение уровня жизни общества и его деградация [1].
Согласно статистическим данным, из числа несовершеннолетних преступников половина выросла в неполной семье, а около трети детей с психическими отклонениями росли без отца. По статистике, у мальчиков чаще развиваются невротические симптомы. Обозначенные выше факторы приводят к тому, что детям сложнее удается социализироваться, найти друзей и приобщиться к культуре, соответствующей их интересам. Также стоит отметить, что часть из этих факторов напрямую или опосредованно оказывает влияние не только на ухудшение дел в рамках проблемы детей-сирот, но и отрицательно воздействует на качество жизни таких групп людей, как пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды и т. д. Следует понимать, что эффективное развитие государства невозможно без решения этого комплекса проблем.
Эксперты заявляют, что страна переживает третью по масштабности волну сиротства за последние сто лет. Несмотря на то, что число детей, взятых принимающими семьями, увеличивается, параллельно с этим увеличивается и общее число детей в интернатных учреждениях. Специалисты фиксируют возрастание количество детей, которые осиротели на раннем этапе своей жизни. При этом третья часть от общего числа вынуждена устраиваться в детских домах и других учреждениях интернатного типа.
Вместе с обозначенными угрозами следует выделить и ту, которая является закономерным следствием продолжительного пребывания государства в таком положении. Дети, растущие в неблагоприятных условиях, представляют собой
следующее поколение, которое будет вынуждено тем или иным образом входить в социум. Ссылаясь на историю и статистику, а также учитывая процветающую среди детей-сирот алко- и наркозависимость, можно сделать вывод о том, что, скорее всего, дети будут испытывать серьезные сложности в процессе социализации. Очень часто выросшие в таких условиях люди становятся преступниками, что крайне негативно сказывается на общей безопасности страны. Согласно статистическим данным, число детей, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и доставленных в органы внутренних дел за совершение правонарушений, увеличивается с каждым годом [2].
Потому, прежде чем заниматься глобальными социальными модернизациями, государству необходимо озаботиться решением данной проблемы [3].
Наиболее негативной характерной чертой современной ситуации с детьми в стране является столкновение с феноменом их социальной депривации, что выглядит ещё страшнее на фоне увеличивающегося числа оставшихся без попечения детей. Также следует помнить, что борьба с этой проблемой разворачивается на фоне общего демографического кризиса, а в среднесрочной перспективе это может сказаться на положении государства еще более отрицательным образом.
Детство - это тот этап, когда в индивидууме формируются фундаментальные качества и черты личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Названные духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других. Детская безнадзорность и беспризорность является следствием социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией подростковой среды. Эта ситуация порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции: массовые нарушения прав детей, рост числа несовершеннолетних с алкогольной и наркотической зависимостью, с психическими отклонениями, страдающих венерическими заболеваниями, омоложение преступников, увеличение преступности среди девочек, высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков [4].
Структура социально-правовой защиты детства состоит из четырёх этапов: локальный, региональный, федеральный, международный. Эта система представляет собой комплекс социальных институтов, регламентирующий их работы, нормативные документы, права детей, механизмы реализации и защиты этих прав.
Права детей включают в себя две области: личные права (имя, гражданство, личная жизнь, неприкосновенность жилища, отдых и досуг охрана здоровья и т. д.) и право на образование [5].
На защите семьи, материнства, отцовства и детства стоят законы Семейного кодекса, регулирующие семейно-брачные отношения, обеспечивающие охрану прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи [6].
В законодательной деятельности Российской Федерации значительное место отводится решению проблем социально-правовой защиты детства в условиях социально-экономических преобразований в стране и в период перехода к рыночной экономике.
В 1996 году в Уголовный кодекс Российской Федерации была включена новая глава «Преступления против семьи и несовершеннолетних». В неё вошли нормы уголовной ответственности за нарушения законодательства об усыновлении, злостную неуплату алиментов и новая норма об уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями или заменяющим его лицом: педагогом, работником образовательного или другого учреждения, обязанным осуществлять за ним надзор, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним [6]. В целях правовой поддержки детей-инвалидов и семей, воспитывающих таких детей, принят ряд постановлений Правительства РФ.
В числе основных мер по защите детства предложены законодательные, административные, социальные и просветительские преобразования.
Конвенция ООН «О правах ребенка» своей 20 статьей предусматривает особую помощь и защиту, предоставляемые государством ребенку, временно или постоянно лишенному своей семьей нормальных условий жизни, развития интересов наравне с другими детьми [7]. Права ребенка на международном уровне, регламентирующие и закрепляющие защиту его интересов, закреплены в Декларации прав человека и «Конвенции о правах ребенка», признанных боль-
Библиографический список
шинством государств мира. Также Конвенция предписывает всем государствам «принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения, эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» [7]. Основные положения этого документа мирового уровня отражаются и в правовых актах подписавших его государств, регламентирующих права детей внутри этих стран.
В этом случае обеспечивается замена форм устройства ребенка, которые включают в себя усыновление, опеку (попечительство) или помещение ребёнка в соответствующие учреждения по уходу за детьми.
Федеральным законом Российской Федерации определены цели, задачи и функции государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав [8].
О внимании Правительства России и Дагестана к судьбе детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях и нуждающихся в помощи государства и общества, свидетельствуют многие законодательные акты Российской Федерации и Республики Дагестан, направленные на оказание действенной социальной помощи. Основная задача обеспечение государственных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, проживающих в семьях, имеющих трудности в содержании и в воспитании несовершеннолетних или попавших в экстремальные ситуации.
Руководствуясь основными нормативными актами правительства Российской Федерации и Республики Дагестан, регламентирующими эту работу, органы народного образования выделяют основные направления работы по охране прав несовершеннолетних:
- выявление и постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- работа с детьми-сиротами и их патронат в семьях опекунов;
- выполнение государственных гарантий по отношению к детям-сиротам, обеспечение их соответствующими пенсиями, пособиями и другими субсидиями, предусмотренными законодательством;
- работа в суде по защите прав несовершеннолетних;
- работа по обеспечению детей-сирот жильем;
- методическая работа с социальными педагогами и общественными инспекторами [5].
Для решения проблем детства большие усилия прилагаются государственными органами и педагогической наукой и практикой. Создаются новые типы образовательных учреждений (гимназий, лицеев, колледжей), психологические службы в образовательных учреждениях, центры социально-педагогической и психологической реабилитации. Перспективный взгляд на организацию социальной защиты подростков (детства) уже не концентрируется только на органах социальной защиты: здесь должны быть задействованы как интеллектуальные силы педагогов, психологов, юристов, медиков, так и экономическое обеспечение (и здесь необходимо регулирование этого вопроса, требующее разумного соотношения экономической заботы, распространяемой на семьи детей, центры социальной защиты и так далее) [9].
Однако в настоящее время остаются нереализованными многие из фундаментальных прав несовершеннолетних. В Докладе Детского фонда Организации Объединенных Наций о положении детей в Российской Федерации к значимым факторам, мешающим осуществлению прав и свобод ребенка в России, и не позволяющим реализовать в полном объеме их потенциала, отнесены бедность, ухудшение состояния здоровья и благополучия населения в целом, отсутствие родительской заботы, жестокое обращение с детьми и хронические заболевания, вызываемые вирусом иммунодефицита человека. Содержание детей, в том числе сирот, детей из социально-незащищенных семей и детей с ограниченными возможностями, в государственных воспитательных учреждениях на протяжении многих лет привело к тому, что тысячи детей росли, будучи лишенными семейной стабильности и заботы.
Для совершенствования законодательства по вопросам социальной защиты детства необходимо активнее использовать возможности, предоставляемые законодательными актами начального и регионального уровня.
Органам социальной защиты, основываясь на опыте своей практической деятельности, стоит проявлять инициативу в создании новых правовых нормативных актов по социальной поддержке детства ввиду увеличения числа детей, нуждающихся в особом правительственном и общественном внимании.
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Изд. центр «Академия», 2003.
2. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Москва: ТОО «СИМС», 1995: С. 10.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Москва: «ЭКСМО», 2004.
4. Игнатьев В. Реабилитация подростков в семейной воспитательной группе. Социальная работа. 2007; 1.
5. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, мониторинге их формирования и использования. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.14.2002 № 217.
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 20.12.2001. Ред. 05.12.2005; ст. 5.37.
7. Конвенция ООН «О правах ребенка». Москва: Класс, 1989.
8. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. Редакция 12.08.2005.
9. Лапшин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России. Актуальные проблемы современного детства. Москва, 1993. References
1. Vasil'kova Yu.V., Vasil'kova T.A. Social'naya pedagogika: kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izd. centr «Akademiya», 2003.
2. Minkova 'E.A. Osobennosti lichnosti rebenka, vospityvayuschegosya vne sem'i. Ocherki o razvitii detej, ostavshihsya bez roditel'skogo popecheniya. Moskva: TOO «SIMS», 1995: S. 10.
3. GrazhdanskijKodeks RossijskojFederacii. Moskva: «'EKSMO», 2004.
4. Ignat'ev V. Reabilitaciya podrostkov v semejnoj vospitatel'noj gruppe. Social'naya rabota. 2007; 1.
5. O gosudarstvennom banke dannyh o detyah, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, monitoringe ih formirovaniya i ispol'zovaniya. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.14.2002 № 217.
6. Kodeks RF ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ. Prinyat GD FS RF 20.12.2001. Red. 05.12.2005; st. 5.37.
7. Konvenciya OON «O pravah rebenka». Moskva: Klass, 1989.
8. Zakon RF"Ob obrazovanii" ot 10.07.1992 № 3266-1. Redakciya 12.08.2005.
9. Lapshin Yu.V. Konvenciya o pravah rebenka i real'nosti detstva v sovremennoj Rossii. Aktual'nyeproblemy sovremennogo detstva. Moskva, 1993.
Статья поступила в редакцию 12.03.19
УДК 371
Urudzhev V.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Natural Sciences, Dagestan Academy of Education and Culture (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL WAYS AND CONDITIONS OF EFFECTIVE CONSTRUCTION OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY.
The article studies development and justification of the pedagogical ways and conditions for the creation of the information-educational environment of a university. The relevance of the topic is dictated by both modern realities and the requirements of society, and new theoretical ideas about the vocational education system of the Russian Federation. The need for careful study and analysis of pedagogical ways and conditions in creating the information and educational environment of a communication institution is due to the modern requirements of the educational policy in the field of vocational education and improving its quality. The article discusses the need to establish, develop and substantiate pedagogical ways and conditions that positively affect the increase in the effectiveness of the organization of educational activities and increase the competitiveness of university graduates in the modern labor market.
Key words: educational system, information space, learning environment, information educational environment, pedagogical conditions.
В.З. Уруджев, канд. пед. наук, доц. каф. естественнонаучных дисциплин, Дагестанская академия образования и культуры, г. Дербент, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Данная статья посвящена разработке и обоснованию педагогических путей и условий создания информационно-образовательной среды вуза. Актуальность темы продиктована как современными реалиями и требованиями общества, так и новыми теоретическими представлениями о системе профессионального образования Российской Федерации. Необходимость тщательного изучения и анализа педагогических путей и условий при создании информационно-образовательной среды учебного заведения связи обусловлена современными требованиями образовательной политики в области профессионального образования и повышения его качества. В статье рассматривается необходимость установления, разработки и обоснования педагогических путей и условий, позитивно влияющих на повышение эффективности организации учебной деятельности и увеличение конкурентоспособности выпускников вуза на современном рынке труда.
Ключевые слова: система образования, информационное пространство, среда обучения, информационно-образовательная среда, педагогические условия.
В научной литературе можно встретить различные трактовки понятия «педагогические условия». С одной стороны, это факторы, существенно влияющие на организацию и проведение педагогического процесса, сознательно спланированного педагогом и направленного на получение конкретного результата [1]. С другой строны, это результат отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения для достижения желаемых целей. Другими словами, две выше представленные трактовки можно было бы объединить понятием «педагогический дизайн», который представляется как творческий замысел, планирование и конструирование педагогом конкретных действий для достижения желаемых результатов путем подбора наилучших средств, с учетом содержания учебного материала и целевой аудитории на основе наиболее рационального представления взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивающих психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования. Установление, разработка и обоснование педагогических условий основываются на факторах, влияющих, с одной стороны, на повышение эффективности образовательной среды учебного заведения (организация учебной деятельности, наличие информационно-дидактического обеспечения, особенности взаимодействия преподавателей и студентов и пр.), с другой - на формирование профессиональных интересов студентов (личностный смысл получаемого профессионального образования, индивидуальные склонности и потребности учащихся и др.).
Современная рыночная конъюнктура, включающая множество факторов, предъявляет особые требования к выпускникам высших учебных заведений. Это вызвано тем, что сегодняшний рынок труда нуждается в конкурентоспособных сотрудниках. А такого эффекта можно достичь только в том случае, если обучение в вузе сопровождалось активным, эффективным и всесторонним использовани-
ем преимуществ, предоставляемой информационно-образовательной средой (ИОС) [2].
Важность изучения ИОС продиктована рядом факторов. В частности, надо понимать, что информационно-образовательная среда и преимущества, которые она предоставляет, - это полноценная педагогическая проблема, требующая комплексного исследования и решения.
Сегодня вузы столкнулись с необходимостью сформировать эффективную информационно-образовательную среду и научиться использовать её потенциал в условиях быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Характеристика современного образования заключается в том, что высшим учебным заведениях необходимо следовать таким общим трендам, как вариативность образовательных структур, приспособляемость и гибкость образовательного процесса, постоянная готовность и возможность введения в процесс обучения новых информационно-коммуникационных технологий с моментальным их использованием на практике в целях оптимизации образовательного пространства и извлечения из них реальной пользы. Для достижения такого результата, как показывают исследования, в первую очередь, необходимо грамотное, практикоориентированное внедрение элементов информационно-образовательной среды [2].
Также, согласно последним исследованиям в сфере образования, дистанционная и очная формы обучения должны занимать по 40% времени, выделенного на обучение; на самостоятельную работу должно выделяться 20% времени. Поэтому, занимаясь формированием информационно-образовательной среды, важно учитывать данное временное распределение образовательного процесса.
В теории и практике педагогики высшей школы в последние десятилетия стали использоваться новые информационные технологии обучения (НИТО). Само их понятие трактуется сегодня как система, обусловленная прогрессивно