Научная статья на тему 'Эффективность рекуррентной технологии при изучении информатики в вузе'

Эффективность рекуррентной технологии при изучении информатики в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RECURRENT TECHNOLOGY OF LEARNING / EFFECTIVENESS OF STUDY OF COMPUTER SCIENCE / MODULAR SYSTEM / TASKS ON COMPUTER SCIENCE / РЕКУРРЕНТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова В.Е., Каткова А.Л.

В данной статье рассматривается проблема рекуррентной технологии, используемой в образовательном процессе вуза. Данная тема посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме негативный настрой студентов к получению знаний по непрофильным дисциплинам. Для решения данной проблемы авторами представлен педагогический эксперимент, направленный на выявление условий, способствующих более эффективному усвоению знаний у студентов педагогического и медицинского вузах. Целью исследования являлось выявление эффективности рекуррентной технологии обучения на занятиях по информатике, позволяющей студентам в процессе выполнения практических заданий возвращаться к повторению предыдущих тем, сохраняя полученные ранее знания на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова В.Е., Каткова А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF RECURRENT TECHNOLOGY IN THE STUDY OF COMPUTER SCIENCE IN A UNIVERSITY

The article deals with a problem of recurrent technology used in the educational process of a university. This theme is dedicated to the current problem the negative attitude of students to gain knowledge in non-core disciplines. To solve this problem, the authors presented a pedagogical experiment aimed at identifying conditions that contribute to more effective learning of students of pedagogical and medical universities. The aim of the study was to identify the effectiveness of recurrent learning technology in the classroom in computer science, allowing students in the process of performing practical tasks to return to the repetition of previous topics, keeping the previously acquired knowledge at a high level.

Текст научной работы на тему «Эффективность рекуррентной технологии при изучении информатики в вузе»

ческих отношений, повышению уровня коммуникативной компетентности студентов-иностранцев. В этой связи был скорректирован план деятельности службы по таким направлениям как психодиагностика и тре-нинговая работа, одной из приоритетных задач которой является ускорение процесса социально-психологической адаптации студентов к учебной группе [8, с. 68].

Большое внимание уделялось и повышению квалификации сотрудников факультета. Поэтапно проводилось совершенствование методики проведения занятий различного типа по дисциплинам физико-математического цикла. Основой такой работы стал поиск и апробация новых форм и методов организации учебного процесса и самостоятельной работы обучающихся, направленных на более эффективное формирование у иностранных студентов математических терминов, понятий, определений, теорем, символов математического языка, необходимых для записи конспектов математических текстов и умения выделять главное в учебном материале.

Из всех видов речевой деятельности процесс слушания и записи лекции для иностранного студента является самым сложным. Между тем, важно, чтобы иностранные студенты воспринимали и понимали учебный материал на русском языке, могли записывать конспект лекции, который отражает суть изложенной темы. Для этого нужно контролировать работу обучающихся над составлением конспекта.

На первых занятиях преподаватель записывает на доске основную информацию по теме, демонстрируя правильное конспектирование учебного материала. Чтобы иностранный студент мог самостоятельно выделять главное из текста лекции, преподаватель задает наводящие вопросы. Также на первоначальном этапе лекции по математическим дисциплинам сопровождаются выдачей иностранным студентам текста с учебным материалом. Для облегчения восприятия на слух речи различных преподавателей предлагается использовать сервисы автоматического перевода текстовой информации и речи преподавателя в ходе занятия. Таким образом, студент может одновременно слышать речь преподавателя, видеть автоматический онлайн перевод, видеть математический текст на русском языке и записи на доске.

Библиографический список

Созданию смысловой опоры в направлении мыслительной деятельности иностранных обучающихся и снижению влияния языкового барьера в доступности научной информации способствует её визуализация. Для этого используются различные суггестивные дидактические материалы: опорные конспекты, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы, карточки индивидуальных заданий.

Сервисы автоматического перевода текстовой и речевой информации не всегда правильно передают смысловую нагрузку слов научного материала. Поэтому одной из основных задач индивидуальных занятий преподавателя-предметника с иностранными студентами во внеаудиторное время ставится формирование у них научного стиля речи по математике на русском языке. Эта работа ведётся с использованием англо-русских словарей математических терминов и учебных пособий по математике на английском языке, которые позволяют показать с помощью символов и рисунков переход от символа - к слову, от понятия - к языковому выражению [9]. Это способствует интенсификации овладения иностранными студентами языком дисциплины, речевыми механизмами. Такая филологизация преподавателя-предметника является также дополнительным потенциалом создания единой информационной образовательной среды, способствующей формированию коммуникативной компетенции иностранных студентов.

Главным результатом внедрения системы индивидуальных занятий и индивидуальной системы оценивания на начальном этапе обучения стало формирование такого интегративного качества иностранных студентов как «адаптирован-ность» к требованиям вузовской образовательной среды. К окончанию второго семестра обучения существенно возросла самостоятельность студентов, снизился уровень личностной тревожности.

Таким образом, достижение необходимого качества подготовки иностранных студентов по предметам физико-математического цикла педагогического образования представляет собой комплексную многоаспектную проблему, успешное решение которой зависит от взаимодействия преподавателей различных дисциплин, организационно-воспитательного отдела и психолого-педагогической службы вуза.

1. Арефьев А.Л. Экспорт российского образования: основные показания и тенденции. Высшее образование в России. 2010; 1: 125 - 141.

2. Прудникова О.М. Обучение математике иностранных студентов первого курса технического вуза. Высшее образование в России. 2018; Т. 27, № 7: 74 - 78.

3. Горшков Е.А., Троицкая И.Ю. Деятельность психолого-педагогической службы по развитию мотивации студентов. Акмеология. 2015; 3 (55): 60 - 61.

4. Семенова З.Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом - Дерево - Человек». Москва: ACT; СПб.: Сова, 2007.

5. Бобылев Е.Л., Горшков Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников в образовательной среде АФ ННГУ Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. 2014: 88 - 93.

6. Атрощенко С.А., Первушкина Е.А. Реализация метапредметности на практических занятиях в вузе. Мир науки. 2016; Т. 4, № 2: 1.

7. Атрощенко С.А. Реализация проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в формировании культурно-образовательной среды на базе вуза. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; № 5-2 (59): 6 - 7.

8. Бобылев Е.Л., Горшков Е.А., Патрикеева Э.Г, Троицкая И.Ю. Тренинги в системе психолого-педагогического сопровождения студентов педагогического профиля поддержки (из опыта работы). Высшее образование сегодня. 2016; № 4: 68 - 70.

9. Соколова Л.И. Новые образовательные технологии при обучении математике иностранных студентов предвузовского этапа на русском (неродном) языке. Вестник РУДН. Серия Вопросы образования: языки и специальность. 2011; № 3: 93 - 97.

References

1. Aref'ev A.L. 'Eksport rossijskogo obrazovaniya: osnovnye pokazaniya i tendencii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; 1: 125 - 141.

2. Prudnikova O.M. Obuchenie matematike inostrannyh studentov pervogo kursa tehnicheskogo vuza. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; T. 27, № 7: 74 - 78.

3. Gorshkov E.A., Troickaya I.Yu. Deyatel'nost' psihologo-pedagogicheskoj sluzhby po razvitiyu motivacii studentov. Akmeologiya. 2015; 3 (55): 60 - 61.

4. Semenova Z.F. Psihologicheskie risunochnye testy. Metodika «Dom - Derevo - Chelovek». Moskva: ACT; SPb.: Sova, 2007.

5. Bobylev E.L., Gorshkov E.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov-pervokursnikov v obrazovatel'noj srede AF NNGU. Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovaniya: teoriya i praktika: sbornik statej po materialam IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 88 - 93.

6. Atroschenko S.A., Pervushkina E.A. Realizaciya metapredmetnosti na prakticheskih zanyatiyah v vuze. Mir nauki. 2016; T. 4, № 2: 1.

7. Atroschenko S.A. Realizaciya proekta "Russkij muzej: virtual'nyj filial" v formirovanii kuiturno-obrazovatel'noj sredy na baze vuza. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2017; № 5-2 (59): 6 - 7.

8. Bobylev E.L., Gorshkov E.A., Patrikeeva 'E.G., Troickaya I.Yu. Treningi v sisteme psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya studentov pedagogicheskogo profilya podderzhki (iz opyta raboty). Vysshee obrazovanie segodnya. 2016; № 4: 68 - 70.

9. Sokolova L.I. Novye obrazovatel'nye tehnologii pri obuchenii matematike inostrannyh studentov predvuzovskogo 'etapa na russkom (nerodnom) yazyke. Vestnik RUDN. Seriya Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost'. 2011; № 3: 93 - 97.

Статья поступила в редакцию 14.03.19

УДК 37.026.6

Evdokimova V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: evdokimovavera@yandex.ru

Katkova A.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen State Medical University of Ministry of Healthcare of the Russian Federation

(Tyumen, Russia), E-mail: allakatkova@mail.ru

EFFICIENCY OF RECURRENT TECHNOLOGY IN THE STUDY OF COMPUTER SCIENCE IN A UNIVERSITY. The article deals with a problem of recurrent technology used in the educational process of a university. This theme is dedicated to the current problem - the negative attitude of students to gain knowledge in non-core disciplines. To solve this problem, the authors presented a pedagogical experiment aimed at identifying conditions that contribute to more effective learning of students of pedagogical and medical universities. The aim of the study was to identify the effectiveness of recurrent learning technology in the classroom in computer science, allowing students in the process of performing practical tasks to return to the repetition of previous topics, keeping the previously acquired knowledge at a high level.

Key words: recurrent technology of learning, effectiveness of study of computer science, modular system, tasks on computer science.

В.Е. Евдокимова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Е-mail: evdokimovavera@yandex.ru

А.Л. Каткова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Тюмень, Е-mail: allakatkova@mail.ru

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКУРРЕНТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ В ВУЗЕ

В данной статье рассматривается проблема рекуррентной технологии, используемой в образовательном процессе вуза. Данная тема посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - негативный настрой студентов к получению знаний по непрофильным дисциплинам. Для решения данной проблемы авторами представлен педагогический эксперимент, направленный на выявление условий, способствующих более эффективному усвоению знаний у студентов педагогического и медицинского вузах. Целью исследования являлось выявление эффективности рекуррентной технологии обучения на занятиях по информатике, позволяющей студентам в процессе выполнения практических заданий возвращаться к повторению предыдущих тем, сохраняя полученные ранее знания на высоком уровне.

Ключевые слова: рекуррентная технология обучения, эффективность изучения информатики, модульная система, задания по информатике.

В педагогических исследованиях описывается множество разнообразных методов обучения. Наука не стоит на месте, и новые разработки и педагогические эксперименты показывают необходимость нахождения новых способов преподавания, поскольку интерес обучаемых к предмету со временем теряется, а часто используемые методы, такие как игры, дискуссии, работа в паре и другие не вносят новизны в обучение, соответственно не стимулируют запоминание материала. Это выражается в потере интереса к предмету, нежелании полноценно выполнять практические работы и домашние задания, отказа от ответов на вопросы преподавателя, стремлении скопировать и выдать чужой файл с лабораторными заданиями за свой и, как следствие, снижении уровня знаний студентов. Все предпосылки приводят к тому, что зачастую студенты подходят к зачету с поверхностными знаниями и не могут ответить на вопросы преподавателя.

Проводя наблюдения за студентами, в ходе преподавания информатики, можно заметить, что такая проблема возникает чаще всего на первых курсах, когда еще недавние школьники адаптируются к процессу обучения в высшем учебном заведении. Они считают, что должны изучать предметы, имеющие непосредственное отношение к их будущей профессии, неосознанно отвергают все смежные дисциплины и лишь к старшим курсам понимают ошибочность своих представлений. Любой педагог может привести достаточное количество примеров, когда студенты старших курсов выражают сожаление о том, что время изучения некоторых дисциплин было ими упущено, а знания, получаемые на младших курсах, становятся необходимы при написании рефератов, курсовых проектов и выпускных квалификационных работ

Проблема угасания интереса к предмету у студентов и снижение качества знаний заставляют педагогов искать наиболее эффективные методы и технологии обучения, среди которых можно отметить преимущество поэтапного (модульного) изучения материала. Сущность модульного обучения заключается в последовательном преподавании отдельных блоков, после которых следует контроль в виде тестов, контрольных заданий и самостоятельных работ

Технологию модульного обучения изучали исследователи и педагоги во все времена, постепенно совершенствуя методику преподавания. Среди них можно выделить С.Я. Батышева, А.П. Беляеву, Л.П. Голощекину, В.К. Зондер, П.А. Юця-вичене [1] и других. Никандров Н.Д. считает, что «модульный подход основан на динамичности, заключающейся в вариативности модулей и их элементов и гибкости, связанной с дифференциацией и индивидуализацией обучения» [2]. С.А. Заливчей в своем исследовании доказывает эффективность модульного обучения и показывает, что повысился уровень обученности студентов технических специальностей [3] Н.Е. Морозова при изучении адаптации студентов к профессиональному обучению строит учебно-тренировочный процесс на основе модульного построения [4].

Основным элементом модульного обучения является структурная единица, посвященная одной или нескольким последовательным темам. Такой модуль содержит теоретический материал, практические задания для отработки умений, пошаговые методические указания для выполнения лабораторных работ и контрольные материалы в виде проверочных или тестовых вопросов.

Применив модульную технологию обучения на занятиях информатикой в вузе, мы пришли к выводу, что действительно изучение дисциплины проходит более структурированно, после каждого блока обучаемые проходят контроль знаний, чем подтверждают свои знания по конкретному модулю, но также были выявлены некоторые отрицательные моменты. При прохождении отдельного модуля, студенты делают упор на изучение лишь определенных тем, забывая и отказываясь от повторения ранее пройденных. Таким образом, при итоговом контроле снова повторяется ситуация, показывающая лишь поверхностные знания. Студенты подтверждают это высказываниями, что они уже забыли то, что изучали на первых модулях.

Изучив проблему, мы пришли к выводу, что педагог в ходе изучения новых тем, должен повторно и неоднократно обращаться к уже пройденному материалу для поддержания знаний студентов на высоком уровне и таким образом, осуществляя преемственность и связь между новыми и уже изученными темами.

«В современной педагогической литературе роль повторения сведена к единственной функции - упрочению. В связи с этим методисты смотрят на повторение не только как на условие выработки навыка, но и как на чисто «техническое» средство формирования умения» [5]. Для решения этой проблемы нами была применена рекуррентная технология обучения, которая подразумевает возврат обучающихся к ранее пройденным темам для получения результатов решения задач по новому материалу.

Рекуррентная технология - это динамический процесс для улучшения запоминания и воспроизведения информации путем повторения ранее полученных знаний и применения их в решении вновь поставленных задач. Рекуррентная технология позволяет сохранять знания долговременно, поддерживая их на достаточно высоком уровне. Пытаясь решить вновь поставленную задачу, студенты активизируют свою память и подбирают варианты изученных ранее тем для правильного выполнения практической работы.

В педагогических исследованиях подавляюще большинство методик освоения нового материала, преподаватели в вузах стремятся выдать новую тему, не особо заботясь о восприятии её студентами. В стремлении изучить больше, чем нужно, преподаватели вносят в содержание разделов дисциплины темы, ориентированные на одаренных учащихся. Общество вынуждает их к таким действиям, поскольку родители стремятся к тому, чтобы их дети получали как можно больше сведений за время учебы. Такая тенденция переходит из школы в вузы. Бывают ситуации, когда обучаемый сначала пытается воспринять весь объем материала, затем перестает понимать, начинается отставание, потеря интереса к предмету и в итоге полное безразличие к учебе. Избежать такой проблемы позволит рекуррентная технология обучения.

Целью рекуррентного процесса является изучение нового материала с опрой на ранее пройденный, путём установления логических связей между несколькими темами. Студенты не повторяют материал в том же порядке, последовательно его прочитывая. Они выборочно возвращаются к предыдущим темам, в зависимости от содержания задания, что активизирует мыслительные процессы сравнения задач предыдущих модулей с изучаемыми в данный момент, углубления знаний, поиска дополнительной информации. Таким образом, рекуррентная технология ускоряет процесс усвоения знаний не методом простого повторения и заучивания, а сознательного воспроизведения нужного материала.

Для подтверждения необходимости проведения занятий с использованием рекуррентной технологии, было решено провести педагогический эксперимент, который содержал следующие этапы:

1. Подготовительный:

- Групповая беседа со студентами о вопросах преподавания информатики в школе, базовых знаниях, необходимых для вуза, желаемых результатах изучения этой дисциплины.

- Индивидуальный письменный опрос по желанию обучаемых на предмет имеющихся знаний информатики и возможности применения новой технологии для её изучения.

- Анализ литературы по модульному обучению.

- Планирование занятий, разделение на модули.

- Внесение изменений и корректировка тематики.

- Составление практических работ, изменение содержания заданий.

- Разработка контрольно-измерительных материалов, тестов.

2. Практический:

- Проведение занятий без изменений в контрольных группах, проведение занятий в соответствии с модульным разбиением и рекуррентной технологией в экспериментальных группах.

- Контроль после изучения нескольких тем в контрольных группах, контроль в конце каждого модуля в экспериментальных группах.

- Итоговый контроль во всех группах.

3. Результативный.

- Обработка результатов, сравнение контрольных и экспериментальных

групп.

- Выявление преимуществ или отрицательных моментов рекуррентной технологии.

- Выводы.

Первый этап работы начался с того, что со студентами проводились групповые беседы, опросы, которые показали, что у некоторых студентов действительно угас интерес к изучению информатики. На первом курсе возникают дополнительные проблемы: не все учащиеся проходили информатику в школе, присутствие иностранных граждан (сложности языкового барьера), выпускники школ с углубленным изучением информатики, различный уровень подготовленности.

После проведения предварительных бесед и анализа литературы по изучению модульной технологии, для правильного структурного построения был взят за основу план занятий и разделен на четкие модули. Подбор упражнений и проверочных работ корректировался. Результаты деятельности студентов в образовательном процессе анализировались и сравнивались с помощью критерия Пейджа.

Приняв решение об использовании рекуррентной технологии на занятиях информатикой, следует изменить содержательную сторону заданий. Для педагогического эксперимента были выбраны не связанные между собой специальности разных вузов. В ходе исследования участвовали две группы педагогического вуза (контрольная КГ1 и экспериментальная ЭГ1) и две группы медицинского вуза (контрольная КГ2 и экспериментальная ЭГ2), изучающие базовый курс информатики.

Рабочая программа включает несколько базовых модулей:

- понятие информации, единицы измерения, объем;

- обработка текстовой информации;

- обработка числовой информации;

- обработка графической информации;

- обработка звуковой и видеоинформации;

- обработка гипертекстовой информации.

Модули изучаются последовательно, соответственно, при изучении каждого последующего модуля, предыдущая информация утрачивается студентами, забывается. Наша задача, применив рекуррентную технологию, с помощью составленных нами заданий, постоянно возвращать студентов к повторению пройденного материала и способствовать долговременному хранению и умелому применению полученных ранее знаний.

Экспериментальное обучение проходило в рамках курса «Информатика» и охватывало 4 группы. Для проведения педагогического эксперимента были разработаны задания разные по содержанию, но ведущие к получению одинаковых знаний и умений, в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Двум контрольным группам (КГ1, КГ2) в каждом модуле были предложены задания, не связанные с предыдущими. Группы изучали новые темы без повторения уже изученных. Похожие задания были предложены и двум другим группам (ЭГ1, ЭГ2), но в отличие от стандартных заданий, экспериментальные содержали непосредственную связь между новой и ранее изученными темами, что не позволяло обучаемым отвлечься от предыдущих модулей.

Рассмотрим примерные задания, разработанные для базового курса информатики с использованием рекуррентной технологии.

1. Определить объем сообщения «изучаем информатику» в битах, байтах и килобайтах. Напишите сообщение в текстовом редакторе Блокнот и проверьте объем файла. (Изучение объема и единиц измерения информации смежно со стандартными программами Блокнот, Калькулятор).

2. В документ Microsoft Word вставьте дату и время с помощью вкладки «Вставка», выберите нужный формат информации. Полученную дату представьте в числовом формате и переведите из десятичной системы счисления в двоичную. (Изучение текстового процессора Microsoft Word, повторение систем счисления).

3. В текстовом процессоре создать диаграмму, содержащие сведения о количестве канцелярских принадлежностей на складе. (Изучение графических объектов текстового процессора смежно с изучением табличных данных).

4. Составить электронную таблицу и отформатировать заголовки, применив шрифт Cambria, начертание «полужирный». (Изучение обработки числовой информации средствами табличного процессора, рекуррентный возврат к форматированию шрифта в текстовых процессорах).

5. В программе Microsoft Power Point создать слайд с таблицей, содержащий сведения о количестве студентов в группе и их оценках. Вычислить среднюю оценку по всем предметам, используя функции Microsoft Excel. (Изучение мультимедийной информации, повторение функций числового процессора).

6. Начертить с помощью графического редактора план расположения компьютеров в соответствии с сетевой топологией. В сети Интернет найти основные недостатки каждой из топологий. (Изучение темы обработка графической информации смежно с поиском информации в сети Интернет).

Библиографический список

7. Создать гипертекстовую страницу с содержанием, которая позволит открыть файл с заданиями Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft Power Point с обязательным возвратом на страницу содержания. (Изучение обработки гипертекстовой информации и рекуррентный возврат к созданию гиперссылок в текстовом, числовом процессоре и программе подготовки презентаций).

Опрос студентов, а также групповые беседы дали понимание того, что обучаемые экспериментальных групп постоянно возвращаются к предыдущим лабораторным работам, вспоминая материал, без которого не обойтись при выполнении нового задания. Это являлось дополнительным контролем предыдущих модулей для преподавателя и стимулировало изучение предмета у студентов. Итоговый практических контроль показал, что оценки экспериментальных групп были выше, чем у контрольных.

Для корректной проверки эффективности рекуррентной технологии изучения информатики был тщательно подобран критерий, показывающий существенные изменения в знаниях обучаемых. Поскольку группы не превышали 12 - 15 человек, был выбран L-критерий Пейджа, подходящий для небольшой выборки. Обоснование результатов изменения эффективности обучения и их обработка проводились с помощью электронных таблиц, составленных в соответствии с проведенными замерами проверочных работ и методическими указаниями [6, с. 32].

Все группы, в рамках педагогического эксперимента, выполняли одинаковые проверочные работы. Перед изучением курса информатика, выявляющая первоначальные знания студентов, после прохождения трех модулей и итоговая работа, объединяющая все пройденные темы модульных единиц. Для корректности проверки итогов педагогического эксперимента, нами была сделана случайная выборка в каждой группе в количестве 10 человек, что ставит группы в равные условия. Таким образом, все условия применения метода были соблюдены.

Для проверки результатов исследования необходимо было определить и сравнить индивидуальные ранги каждого из обучаемых, как в контрольных группах, так и в экспериментальных, изучающих дисциплину с помощью рекуррентной технологии. Так как нами было запланировано три проверочных работы, соответственно, количество испытаний будет три и максимальный ранг тоже 3. По правилам ранжирования, при изменении оценки студента индивидуальный ранг выставляется от 1 до 3 (например, по десятибалльной системе: 3 балла - ранг 1; 5 баллов - ранг 2; 8 баллов - ранг 3). При одинаковой оценке ранг выставляется путем вычисления среднего арифметического (например, по десятибалльной системе: 3 балла - ранг 1; 7 баллов - ранг 2,5; 7 баллов - ранг 2,5).

Величина критического показателя указывает на различие между рангами всех студентов в группе. Разница между ранговыми суммами дает понимание, насколько существенны изменения в группе в ходе изучения курса информатики. Достоверность различий и существование тенденции считаются подтвержденными, если экспериментальный показатель окажется не меньше критического, значение которого определяется по таблице для заданного объема выборки, числа измерений и значимости. Соответствующие критические значения показателя составляют для уровня значимости p<0,05, от 116 до 153 в зависимости от объема выборки [6]. По таблице критических значений L - критерия Пейджа для нашего эксперимента подходит значение 128, поскольку количество градаций (условий) - 3, объём выборки - 10.

Произведя ранжирование во всех четырех группах: две контрольные и две экспериментальные, можно отметить, что средний показатель оценок перед изучением курса был примерно одинаков (КГ1 - 3,4; КГ2 - 3,6; ЭГ1 - 3,2; ЭГ2 - 3,6).

Оценивая итоговые результаты педагогического эксперимента, можно заметить, что экспериментальные показатели ЭГ1 - 135, ЭГ2 - 142 больше критического 128 (для n=10), соответственно существует достоверная тенденция увеличения эффективности обучения в зависимости от номера испытания (проверочные работы 1, 2, и 3). Таким же образом были проведены подсчеты для выборки из 10 человек КГ1 - 124 и КГ2 - 127, экспериментальный показатель в обеих группах ниже критического, что показывает отсутствие достоверной тенденции к росту.

Анализ итогов педагогического эксперимента, проводимого в двух различных вузах, позволил выявить тенденцию к росту эффективности изучения курса информатики с помощью рекуррентной технологии обучения. Следовательно, применение этой технологии и заданий, требующих возврата к повторению предыдущих модулей, будет наиболее эффективно при изучении курса информатики, поскольку при таком обучении студенты сохраняют полученные ранее знания на высоком уровне. Рекуррентная технология обучения позволяет не только долговременно хранить и при необходимости воспроизводить знания, но и стимулирует мыслительные процессы на углубление знаний, получение выводов, самостоятельный поиск информации. Выявленное свойство дает нам повод изучить более детально процесс модульного обучения с использованием рекуррентной технологии, определить методы и инструменты, направленные на решение конкретных задач.

1. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Никандров Н.Д. Организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. Ленинград: Лениздат, 1984.

3. Заливчей С.А. Модульный подход к обучению студентов технических специальностей в среднем профессиональном образовании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2011.

4. Морозова Н.Е. Технология адаптации студентов колледжа физической культуры к профессиональному обучению на основе модульного построения учебно-тренировочного процесса. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2013.

5. Ильиных Ю.С. Функции повторения в учебном процессе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Комсомольский-на-Амуре: Государственный педагогический институт, 1969.

6. Стариченко Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера. Екатеринбург, 2004.

References

1. Yucyavichene P.A. Teoriya i praktika modul'nogo obucheniya. Kaunas, 1989.

2. Nikandrov N.D. Organizaciya uchebno-vospitatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze. Leningrad: Lenizdat, 1984.

3. Zalivchej S.A. Modul'nyj podhod k obucheniyu studentov tehnicheskih special'nostej v srednem professional'nom obrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2011.

4. Morozova N.E. Tehnologiya adaptacii studentov kolledzha fizicheskoj kul'tury k professional'nomu obucheniyu na osnove modul'nogo postroeniya uchebno-trenirovochnogo processa. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2013.

5. Il'inyh Yu.S. Funkciipovtoreniya v uchebnomprocesse. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Komsomol'skij-na-Amure: Gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 1969.

6. Starichenko B.E. Obrabotka ipredstavlenie dannyh pedagogicheskih issledovanij s pomosch'yu komp'yutera. Ekaterinburg, 2004.

Статья поступила в редакцию 19.03.19

УДК 378

Sultanov E.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Legal Disciplines, Dagestan Academy of Education and Culture (Derbent, Russia),

E-mail: musaeva.nar@mail.ru

SOCIAL-LEGAL PROTECTION OF ORPHANS AMONG CHILDREN AND OF CHILDREN REMAINING WITHOUT THE SUPPORT OF PARENTS. The problem of orphans and children without parental care is particularly acute in modern society. Children, for one reason or another, deprived of parental care, end up in orphanages or residential institutions and, most often, find themselves in extremely unfavorable conditions for the full development and successful socialization. There are many documented cases where the rights of children, even the most basic ones, are cruelly violated in such institutions. Therefore, it is extremely important for the Russian state to attend to solving the designated problem and develop an effective program aimed at minimizing negative consequences. So, one of the tools in solving this problem is a system of social and legal protection for the category of children who are fount in difficult situations. The article discusses the legal aspects of solving the problem of childhood at the level of the whole country and on the example of a specific region - the Republic of Dagestan.

Key words: social and legal protection, orphans, problem of childhood, Russian Federation, socialization, residential care facilities.

Э.С. Султанов, канд. пед. наук, доц. каф. юридических дисциплин, Дагестанская академия образования и культуры, г. Дербент,

E-mail: musaeva.nar@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, стоит особенно остро в современном обществе. Дети, по тем или иным причинам лишенные опеки родителей, попадают в детские дома или учреждения интернатного типа и, чаще всего, оказываются в исключительно неблагоприятных для полноценного развития и успешной социализации условиях. Существует множество зафиксированных случаев, когда права детей, даже самые базовые, жестоко нарушаются в такого рода заведениях. Поэтому российскому государству крайне важно озаботиться решением обозначенной проблемы и разработать эффективную программу, нацеленную на минимизацию негативных последствий. Так, одним из инструментов в решении данной задачи является система социально-правовой защиты категории детей, попавших в трудное положение. В статье рассматриваются правовые аспекты решения проблемы детства на уровне всей страны и на примере конкретного региона - республики Дагестан.

Ключевые слова: социально-правовая защита, дети-сироты, проблема детства, Российская Федерация, социализация, учреждения интернатного типа.

Проблема детей-сирот находится в числе приоритетных современных проблем, которые необходимо решить российскому государству. Сегодня идет активная работа по нивелированию последствий данного феномена, в которой принимают участие как правительство, так и общественные организации. Российское государство работает над развитием семейной политики, что, как предполагается, должно сыграть позитивную роль в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Со стороны государства создана нормативная правовая база, основывающаяся на конституционно-правовых актах о правах и свободах человека и регулирующая отношения внутри вопроса семьи, в которой фигурируют такие аспекты, как социальная поддержка семьи, защита интересов и прав детей, поддержка семьи, материнства и права. Помимо этого, увеличивается роль средств массовой информации (СМИ) и общественных организаций в решении обозначенной проблемы. Однако вместе с этим следует учитывать и соответствующие социальную, политическую и экономическую стороны современного положения страны. Эксперты и статистика указывают на то, что эти негативные факторы на данный момент преобладают над позитивными, и потому число детей, попавших в детские дома, интернатные учреждения или оставшихся без родительской опеки продолжает возрастать. Параллельно с этим увеличивается количество преступлений, совершенных дезадаптированными, асоциализи-рованными детьми; по-прежнему требуют внимания и содействия со стороны государства дети-инвалиды, дети-беженцы и дети из неблагоприятной экологической среды.

Для эффективной борьбы с проблемой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо понимать причины, вызывающие её. Среди них:

- жестокое обращение с детьми в учреждениях интернатного типа и внутри семей;

- сублимация негативных эмоциональных состояний взрослых на детей;

- нарушение функций и структуры семьи;

- безработица, отражающаяся на способностях семьи содержать и растить ребенка в благоприятных условиях;

- увеличение числа неполных семей и разводов;

- не соответствующий социально адекватному образ жизни внутри семей;

- общее падение уровня жизни общества и его деградация [1].

Согласно статистическим данным, из числа несовершеннолетних преступников половина выросла в неполной семье, а около трети детей с психическими отклонениями росли без отца. По статистике, у мальчиков чаще развиваются невротические симптомы. Обозначенные выше факторы приводят к тому, что детям сложнее удается социализироваться, найти друзей и приобщиться к культуре, соответствующей их интересам. Также стоит отметить, что часть из этих факторов напрямую или опосредованно оказывает влияние не только на ухудшение дел в рамках проблемы детей-сирот, но и отрицательно воздействует на качество жизни таких групп людей, как пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды и т. д. Следует понимать, что эффективное развитие государства невозможно без решения этого комплекса проблем.

Эксперты заявляют, что страна переживает третью по масштабности волну сиротства за последние сто лет. Несмотря на то, что число детей, взятых принимающими семьями, увеличивается, параллельно с этим увеличивается и общее число детей в интернатных учреждениях. Специалисты фиксируют возрастание количество детей, которые осиротели на раннем этапе своей жизни. При этом третья часть от общего числа вынуждена устраиваться в детских домах и других учреждениях интернатного типа.

Вместе с обозначенными угрозами следует выделить и ту, которая является закономерным следствием продолжительного пребывания государства в таком положении. Дети, растущие в неблагоприятных условиях, представляют собой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.